Лекция: Святоотеческое учение о страстях.

Путь возникновения страсти. Отцы на этом пути усматривают несколько стадий:

-прилог, некий помысел, который у нас возникает

-сочетание, образ даютщий толчок какому-то движению мысли.

-сосложение, обдувание, согласие на грех, грех.

-пленение, хочется сделать этот грех еще раз.

-страсть, полная отдача греху.

Искусство состоит в том, и это заповедано отцами, что бы уметь отсекать помысел. В крайнем случае, остановиться на уровне сочетания, очень важная ступень не давать законности своим грешным помыслам.

Важно не признавать законности своих страстей.

Отцы насчитывали восемь помыслов или главных страстей:

1) чревоугодие, Сия страсть – говорит преп. Нил Сопрский корень всему, паче же блуду. Свт. Игнатий Брянч. «Объядение, пьянство, тайноядение, лакомство, нарушение воздержания, неправильное излишнее любление плоти». Прп. Серафим Саровский, есть надо столько, чтобы после еды захотелось молиться.

2) блуд, Прп. Нил «Егда сей помысл искушает имети, тогда подобает страх Божий и вспоминать в себе, яко ничтоже может утаиться от Бога, даже до мельчайшего помышления сердечного блудные грехи, падения, делают бездерзновенным пастыря». Свт. Игнатий: «сквернословие, чтение сладострастных книг, грехи блудные естественные, блудные с прелюбодеянием, грехи блудные противоестественные: малахия, мужеложство, и.т.д».

3) сребролюбие, Прп. Нил «Сребролюбие, маловерие, неразумие бывает,».

Свт. Игнатий: «Любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого, желание обогатиться,». Ин. Кроншт. С тех пор, как я стал заниматься делами милосердия и благотворительности, я не знаею ни в чем недостатка. Наоборот, у меня появляется всего с избытком.

Критерий материальной жизни священника – критерий необходимости

4) гнев, Прп. Нил «гневливый аще и мертвеца воскресит — молитвы его неприятны есть».О гневном помысле, надо сказать, что это тоже вопрос особого пастырского искушения. Свт. Игнатий: «Вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание гнева, отмщение, осуждение ближнего». Когда можно проявлять гнев?

Преп. Иоанн Лествичник в «Слове к пастырям», говорит, что показывать видимость страстей, в том числе и гнева, может только тот, кто уже достиг бесстрастия. Уйти от осуждения и клеветы практически невозможно, все может дать повод, но плохо, когда мы даем повод сознательно.

5) печаль, Прп. Нил «Аще скорбь человек будет благодушно претерпевать и подабает за исходивших молитися».Свт. Игнатий: «Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу, отречение от Христа, покушение сойти с него».

Малодушие и нетерпение. Ин. Злат., чтобы быть пастырем настоящим, надо не бояться того, что ты перестанешь быть священником, надо не желать священства.

6) уныние, по терминологии святых отцов бес полуденный – это и есть бес уныния. Надо сказать, что в той или иной степени, но его почти каждому из нас предстоит пройти. Это один из самых тяжелых крестов искушений.

7) тщеславие, тщеславие явл. для пастыря неизбежным соблазном. Проявляется в воглашении возгласов, в церк. наградах, в произношении проповедей, в общении с людьми и проч. Когда человек обижается, что ему делают замечания.

8) гордость такие же признаки как у тщеславия + надменность. Человек за авторитет, считает только себя.

 

еще рефераты
Еще работы по истории