Лекция: Творчество Микеланджело Буанарроти (1475-1564 гг.).
Микеланджело Буонарроти — величайший мастер Высокого Возрождения, создавший выдающиеся произведения скульптуры, живописи и архитектуры.
Детство Микеланджело прошло в маленьком тосканском городке Капрезе близ Флоренции. Юность и годы учения он провёл во Флоренции. В художественной школе при дворе герцога Лоренцо Медичи ему открылась красота античного искусства, он общался с великими представителями гуманистической культуры.
Флоренции принадлежат почти все скульптурные работы Микеланджело.
Он похоронен во флорентийской церкви Санта-Кроче. Однако в равной мере и Рим может быть назван городом Микеланджело.
В 1496 г. Микеланджело приезжает в Рим, где к нему вскоре приходит слава. Самое известное произведение первого римского периода — “Пьета” (“Оплакивание Христа”) в капелле собора Святого Петра. На коленях слишком юной для такого взрослого сына Марии распростёрто безжизненное тело Христа. Горе матери светло и возвышенно, лишь в жесте левой руки словно выплёскивается наружу душевное страдание. Белый мрамор
отполирован до блеска. В игре света и тени его поверхность кажется драгоценной.
Вернувшись во Флоренцию в 1501 г., Микеланджело взялся исполнить колоссальную мраморную статую Давида (1501 — 1504 гг.). Статуя достигает пяти с половиной метров высоты. Она олицетворяет безграничную мощь человека. Давид только готовится нанести противнику удар камнем, пущенным из пращи, но уже ощущается, что это будущий победитель, полный сознания своей физической и духовной силы. Лицо героя выражает несокрушимую волю.
Изготовленная по заказу Флорентийской республики, статуя была установлена у входа в Палаццо Веккьо. Открытие монумента в 1504 г. превратилось во всенародное торжество. “Давид” украшал площадь более трёх с половиной столетий. В 1873 г. монумент был установлен в Галерее Академии изящных искусств во Флоренции. На старом месте, где поместил статую сам Микеланджело, теперь находится мраморная копия.
Микеланджело считал себя только скульптором, что, однако, не помешало ему, истинному сыну Возрождения, быть и великим живописцем, и архитектором. Самое грандиозное произведение монументальной живописи Высокого Возрождения — роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, выполненная Микеланджело по заказу папы Юлия II (1508-1512 г.г.). Художник расписал плафон общей площадью около шестисот квадратных метров. На изображении насчитывается примерно триста фигур.
Микеланджело работал без помощников, в очень трудных условиях: при плохом освещении, лёжа на спине на специально изготовленном помосте.
Роспись Сикстинской капеллы грандиозна не только из-за своих размеров. На ней предстаёт вся история человечества, начиная от первых дней Творения.
При помощи архитектурных форм, воспроизведённых средствами живописи, потолок разделён на части. Каждая представляет собой самостоятельное изображение, однако роспись в целом обладает поразительным единством. Композиции росписи изображают сцены библейских легенд – от сотворения Вселенной до Всемирного потопа (“Сотворение светил”, “Отделение света от тьмы” “Сотворение Адама”, “Грехопадение и изгнание из рая”, “Страшный суд”, “Распятие Петра”, “Обращение Павла” и т.п.). По углам каждой композиции помещены фигуры юношей-атлетов – они поддерживают медальоны и тяжёлые гирлянды из дубовых листьев.
Следующая работа Микеланджело – гробница папы Юлия II могла бы стать вершиной в области скульптуры. Проект был смел и грандиозен: сорок мраморных статуй должны были украсить мавзолей. Но гробницу создать так и не удалось. После смерти Юлия II его наследники неоднократно заключали контракты с Микеланджело о возобновлении работ. Из предназначенных для гробницы статуй до нас дошли “Скованный раб” — сильный, коренастый юноша, который стремится освободиться от оков, и “Умирающий раб” — прекрасный юноша, который ожидает смерти как избавления от мук.
Для второго этажа гробницы Юлия II предназначалась статуя древнееврейского пророка Моисея. Тугими извивающимися прядями ниспадает его борода, в напряжении застыли мускулы мощного тела, грозен взгляд широко раскрытых глаз. Моисей в трактовке Микеланджело — народный вождь, человек вулканических страстей, прозорливый мудрец.
В 1534 г. Микеланджело возвращается к росписи Сикстинской капеллы и по заказу папы Павла III пишет на торцевой стене Сикстинской капеллы знаменитую фреску “Страшный суд”. На фоне холодного сине-пепельного неба множество фигур охвачено вихревым движением. Господствует трагическое чувство мировой катастрофы. Близится час возмездия, ангелы возвещают о наступлении Страшного суда. Движение гигантских толп развёртывается по кругу. Справа неумолимым потоком низвергаются в ад грешники. Их тащат за собой дьяволы, преследуют бескрылые ангелы. Слева возносятся к небесам праведники. В центре высится могучая обнажённая фигура Христа, вершащего Суд. Грозный, непреклонный, прекрасный в гневной беспощадности, он больше похож на языческого бога-громовержца. Поникшая Богоматерь полна глубокой скорби перед лицом безмерных человеческих страданий. Святой Варфоломей — символ устрашающего отчаяния. В руках святого — содранная с него кожа, на которой Микеланджело изобразил в виде искажённой страданиями маски свое лицо.
Фреска была закончена Микеланджело в 1541 г. Для Италии это было время усиливающегося нажима Католической Церкви на гуманистическую культуру. Высокие, светлые идеалы, которым мастер поклонялся всю жизнь, ушли в прошлое. Творение шестидесятишестилетнего Микеланджело вызвало резкое недовольство в церковных верхах. Папа Павел IV Караффа счёл это произведение непристойным, так как в нём было множество обнажённых фигур. Микеланджело было предложено задрапировать некоторые фигуры, на что художник ответил: “Скажите папе, что это дело маленькое и уладить его легко. Пусть он мир приведёт в порядок, а картинам сообщить пристойность можно очень быстро”. Даниеле де Вальтерра, преданный ученик Микеланджело, внёс во фреску требуемые изменения, постаравшись, однако, уберечь её от сильного искажения.
Многое в творчестве Микеланджело оставалось либо неосуществлённым, либо незаконченным. Обладавший на редкость независимым, резким и прямым характером, он, тем не менее, был вынужден служить всесильным заказчикам. На папском престоле сменялись владыки, и каждый следовал собственным вкусам, династическим и личным интересам. В 1520 г. Микеланджело получил заказ от папы Климента VII из рода Медичи. При флорентийской церкви Сан-Лоренцо, в которой были погребены члены семьи Медичи, мастеру предстояло построить и украсить скульптурой новую капеллу — их фамильную усыпальницу. Однако трагические события в Италии прервали работу над капеллой. В 1527 г. испанские войска Карла V заняли и разгромили Рим. Во Флоренции вспыхнуло народное восстание, и Медичи были свергнуты. К тому же в городе началась эпидемия чумы. Папа Климент VII в союзе с Карлом V организовал поход на Флоренцию, которая героически сопротивлялась. Во время осады Микеланджело руководил строительством укреплений.
В ансамбле капеллы Медичи, идея которой — трагическое бессилие человека перед неумолимым быстротечным временем, архитектура и скульптура образуют нерасторжимое единство. Замкнутая и тихая, перекрытая куполом капелла невелика. Её стены облицованы белым мрамором, а пилястры, тяги, карнизы, обрамления окон — тёмно-серым, от яркого света он кажется почти чёрным. Лёгкая, хрупкая, словно в траурном обрамлении архитектурная конструкция заполнена массивными, выразительными скульптурными формами. По боковым стенам расположены гробницы герцога Лоренцо Урбинского и Джулиано Немурского. В статуях герцогов нет портретного сходства. Меланхоличный, ушедший в размышление Лоренцо и в расцвете юности, внешне собранный, но словно утративший решительность Джулиано — это своего рода идеальные типы, они предстают в доспехах античных военачальников. Саркофаги украшены аллегорическими изображениями времён дня: на саркофаге Лоренцо помешены статуи “Вечер” и “Утро”, на саркофаге Джулиано — статуи “Ночь” и “День”.
Гробницам тесно в пределах отведённого им пространства, статуям герцогов тесно в заключающих их нишах, аллегорические фигуры изображены в очень сложных позах на покатых и слишком коротких крышках саркофагов. Это ощущение стеснённости, напряжения входит в общий замысел капеллы, вносит в неё оттенок диссонанса.
Безрадостно пробуждение “Утра”. С трудом сбрасывает с себя
молодая цветущая женщина бремя кошмарных сновидений; её лицо полно страдания. Что-то устрашающее есть в физической мощи “Дня”, в повороте его головы. Лицо благодаря незаконченности производит впечатление жуткой таинственной маски. Погружающийся в сон “Вечер” окутан мягким движением светотени. Мучителен сон “Ночи”: поникла погружённая в тень голова, в немолодом мускулистом теле ощущается бесконечная усталость.
В центре алтарной стены, не завершённой мастером, помешена статуя Мадонны, которая кормит грудью Младенца. Предчувствие трагической судьбы сына словно отчуждает её от всего окружающего. Но сдержанное душевное волнение Марии согрето большой человечностью, в её образе нет того внутреннего надлома, который господствует в других статуях.
В последние десятилетия жизни мастер занимается только архитектурой и поэзией.