Лекция: ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ» 2011 год

Аргентинский философ Марио Бунге, отвергая капитализм и социализм (в том его виде, в каком он был осуществлен в бывшем Советском Союзе), предлагает то, что он называет «холотехнодемократией» или «интегральной технодемократией». Для построения справедливого общества политическая и экономическая демократии недостаточны, хотя они и необходимы (первая из них касается лишь политики, вторая – экономики, а «общество состоит из трех соединяющихся искусственных систем, встроенных в природу – именно экономики, культуры и политики…») Вот почему «мы должны бороться за интегральную демократию, соединенную с технической экспертизой и заботящуюся об окружающей среде». На фоне этого «холотехнодемократия» предстает как «общественный строй, который позволяет и даже поощряет равный доступ к богатству, культуре и политической власти». Она «есть равенство посредством кооперативной собственности, самоуправления, политической демократии и технической экспертизы». Однако это не значит, что она утверждает некую уравниловку, т.е. равенство в буквальном смысле слова. Как раз наоборот, «холотехнодемократия» устанавливает так называемое «квалифицированное равенство», т.е. некую комбинацию «элитарности и меритократии».

Подобное равенство есть результат «соединения трех принципов:

а) социалистической максимы «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям»;

б) локковского принципа законного владения плодами своего труда;

в) принципа Роулса, согласно которому единственно справедливо то неравенство в распределении товаров и услуг, которое скорее всего удовлетворяет каждого, а именно: вознаграждение заслуг и исправление оплошности».

Поэтому неудивительно, что «холотехнодемократия подразумевает соединение кооперациии и конкуренции…». «Интегральная технодемократия» характеризуется также потребностью в как можно более малом и слабом государстве, так как «хорошо устроенное общество не нуждается в большом правительстве». Вместе с тем она «предполагает создания федерации и государств» вплоть до «мирового правительства», поскольку «эффективное управление системами большего масштаба требует центральной координации их составляющих единиц». И, наконец, при ней свобода и контракт, которые были весьма ограничены в классовом обществе, должны получить полное развитие и «расцвести». Так, М.Бунгле обозначает главные моменты своей футурологической концепции, возможную утопичность которой он, в отличие от А.Тоффлера, признает, а не отрицает.

Различные модификации «теории постиндустриального общества» служат основанием заявить о наступлении вместе с формированием этого общества новой эры в истории человечества, или новой цивилизации («информационной» или «глобальной»), при которой все стороны общества и аспекты культуры, начиная с техники и экономики и кончая искусством и другими формами духовного бытия человечества, претерпят существенную трансформацию.

Контуры этой новой «глобальной» или «информационной» цивилизации в первом приближении начинают, якобы, вырисовываться вместе с появлением триединства — космического спутника, кабельного телевидения и персонального компьютера и распространением роботов. Глобальная информационная цивилизация, таким образом, характеризуется созданием и установлением единого общепланетарного информационного пространства — глобальной информационной сети, представляющей собой некий синтез телевидения, компьютерной службы и энергетики.

Что же касается процессов информатизации и глобализации, то они еще больше обостряют социальную напряженность и усиливают социальное противостояние в современном обществе и вообще по своим последствиям оказываются весьма далекими от той идиллии.

Реальный процесс развития западного общества за последние три десятилетия, прошедшие после выдвижения «теории постиндустриального общества», обнажил утопичность и научную несостоятельность многих аспектов данной «теории», которая в различных ее модификациях была направлена, против марксистской «теории общественно-экономической формации».

Подводя общий итог сказанному, можно определенно утверждать, что «постиндустриальное» или «информационное общество» далеко не является новой, посткапиталистической, формой общественного устройства, а в лучшем случае может быть представлено лишь как более развитая форма самого капитализма и что так называемая «информационная цивилизация» есть на самом деле только более сложная и глобальная форма западной технической (или техногенной), а стало быть, буржуазной цивилизации, но отнюдь не принципиально новый по сравнению с ней тип человеческой цивилизации.

 

 

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ» 2011 год

1. Антропологический поворот в античной философии: софисты и Сократ.

2. Проблема человека в философии Платона и Аристотеля.

3. Античная философия о свободе человека: Демокрит, Эпикур, Аристотель, стоики.

4. Основные принципы средневековой христианской антропологии (Бл. Августин)

5. Христианство: свобода человека и принцип провиденциализма.

6. Философия Нового времени о природе и сущности человека.

7. Проблема свободы в философии Нового времени (Б. Спиноза, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо).

8. И. Кант о человеке и свободной воле.

9. Учение Гегеля о свободе.

10. К. Маркс о сущности человека и проблема отчуждения.

11. Экзистенциализм о сущности человека и феномен отчуждения.

12. Экзистенциализм о свободе человека.

13. Феномен массы и характеристики массового человека

14. Общество и его структура: экономическая, социальная, политическая и духовная сферы.

15. Основные идеи философии истории И. Канта.

16. Идеи развития и закономерности истории в философии Г. Гегеля. «Разум в мире» и «разумность истории».

17. Всемирная история как прогресс в осознании свободы.

18. Основные характеристики социальной философии Нового времени: социальный атомизм, субстанциализм, механицизм, юридическое мировоззрение.

19. Сущность материалистического понимания истории. Материальное производство – основа развития общества.

20. Общественно-экономическая формация и ее структура.

21. Культурно-исторический тип: законы его движения и развития. Н.Я. Данилевский.

22. Виды деятельности как основа культурно-исторических типов.

23. Культура и цивилизация. О. Шпенглер.

24. Морфология, габитус и гомология культур.

25. П.Я Чаадаев об исторической судьбе России. Россия и Европа.

26. Основные положения антропологии М. Шелера

27. Причины и механизм возникновения цивилизаций. «Творческое меньшинство» и «нетворческое большинство».

28. Три поколения цивилизаций и причины их упадка.

29. Суть формационного и цивилизационного подходов к историческому процессу.

30. Наука как вид человеческой деятельности. Основные характеристики научного знания.

31. Структура и функции научного знания.

32. Наука как социальный институт и как особая сфера культуры. Роль науки в становлении и развитии современной цивилизации.

33. Естественные, технические и социально-гуманитарные науки: сходство и различие.

34. Сущность техники и основные этапы ее развития.

35. Технологический детерминизм. Технократия и технофобия.

36. Роль технического прогресса в развитии современной цивилизации. Концепция информационного общества.

37. Глобальные последствия современного научно-технического прогресса и пути их преодоления

38. Профессиональная и социальная ответственность ученого и техника и проблема свободы научного поиска и технического творчества.

39. Нормативная концепция «этоса науки» Р.К.Мертона и его идея «амбивалентности» ученого.

40. Понятие «ответственности» и изменение его содержания под воздействием научно-технического прогресса.

41. Теория «праздного класса» Т.Веблена.

42. Теория постиндустриального развития Д.Бэлла.

43. Концепция «Третья волна» А.Тоффлера.

44. Холотехнодемократическая концепция Марко Бунге. Глобальная «информационная» цивилизация.


еще рефераты
Еще работы по истории