Лекция: Феномен массы и характеристики массового человека

В современных исследованиях все более и более говорят о феномене массы, массовой психологии и культуре. Смысл понятия «масса» у различных исследователей различен, как различны и определения данного феномена. Д. Белл среди различных значений данного термина выделил пять основных.

Массы как недифференцированное множество.Масса не имеет ни социальной организации, ни обычаев, ни установленного руководства. Стереотипное мышление, приспособленчество, несамостоятельность суждений – Безответственность, потеря индивидуальности. Масса — лишь потребитель информации, распространяемой с помощью СМИ. Причем стандартизированный материал передается всем группам населения одинаково, единообразно. СМИ создают «своего» человека массы, отличного от реального индивида.

Массы как синоним невежественности. Х. Ортега-и-Гассет. Массовый человек не в состоянии стать образованным и овладеть культурными ценностями. А отсюда торжество сведущих невежд, т.е. специалистов высшей квалификации или элитных специалистов.

Массы как бюрократизированное общество.Такое (М. Вебер, К. Маннгейм, Р. Липсет, Д. Рисман, Э.Фромм). Все решения принимаются «наверху», человек отчужден от управления и принятия решений, а это лишает его инициативы, приводит к потере самоуважения и личность начинает утрачивать свои черты в пользу стадности.

Масса как толпа.(Г. Лебон, З. Фрейд) Поведение людей в толпе — форма массового психоза. Толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Отдельный человек может быть и культурным человеком, но «в толпе – это варвар». Героями толпы могут быть любые отбросы общества. Становясь частью толпы, человек спускается вниз по лестнице цивилизации. Главная черта нынешней эпохи — замена сознательной деятельности индивидуума бессознательной деятельностью толпы, ибо толпой управлять много проще.

Массы как механизированное общество. Идеи индустриального общества, где у власти инженеры и техники, а человек лишь функция, причем механическая. Замятин «Мы» или К. Вонегут «Утопия № 14».

В большинстве исследований, таким образом, масса предстает воплощением стадности, суммой однотипных представлений, шаблонности, унифицированности и зачастую беспомощности. Отдельный человек, став частью массы, полностью попадает под ее влияние, теряет собственное «Я». Верх берет инстинктивное, иррациональное.

Типичными признаками человека как части массы являются следующие:

1. Обезличенность. Индивидуальная манера поведения отступает и заменяется импульсивными инстинктивными реакциями. Масса необычайно подвержена влиянию. При этом она действует, повинуясь не голосу рассудка и благоразумия, а исключительно эмоциям.

2. Утрата интеллекта. Интеллект массы всегда ниже интеллекта составляющих ее единиц.

3. Утрата личной ответственности.Человек теряет чувство ответственности и может быть побужден к таким действиям, которые он был бы не в состоянии совершить, будучи один.

еще рефераты
Еще работы по истории