Лекция: Христианизация языческих племен

К концу IV в. христианство утвердилось практически во всех провинциях Римской империи. В 340-е гг. стараниями епископа Вульфилы оно проникает к племенамготов. Готы приняли христианство в форме арианства, которое господствовало тогда на востоке империи. По мере продвижения вестготов на запад распространялось и арианство. В V в. в Испании его приняли племена вандалов исвевов. в Галин -бургундов и затемлангобардов. Ортодоксальное христианство принял франкский корольХлодвиг. Политические причины привели к тому, что к концу VII в. в большинстве районов Европы утвердилось никейское вероисповедание. В V в. с христианством познакомились ирландцы. К этому времени относится деятельность легендарного апостола Ирландиисв. Патрика.

Христианизация варварских народов осуществлялась в основном сверху. В сознании масс народа продолжали жить языческие представления и образы. Церковь ассимилировала эти образы, приспособила их к христианству. Языческие обряды и праздники наполнялись новым, христианским содержанием.

С конца V до начала VII в. власть римского папы была ограничена только римской церковной провинцией в Средней и Южной Италии. Однако в 597 г. произошло событие, положившее начало упрочению римской церкви во всем королевстве. ПапаГригорий I Великий направил к англосаксам-язычникам проповедников христианства во главе с монахомАвгустином. Согласно легенде папа увидел на рынке рабов-англов и удивился сходству их имени со словом «ангелы», что счел знаком свыше. Англосаксонская церковь стала первой церковью к северу от Альп, подчиненной непосредственно Риму. Символом этой зависимости сталпаллий (плат, надеваемый на плечи), который присылался из Рима предстоятелю церкви, называвшемуся теперьархиепископом, т.е. высшим епископом, которому делегировались полномочия непосредственно от папы — викария св. Петра. Впоследствии англосаксы внесли большой вклад в упрочение римской церкви на континенте, в союз папы с Каролингами. Значительную роль в этом сыгралсв. Бонифаций, выходец из Уэссекса. Он разработал программу глубоких реформ франкской церкви с целью водворения единообразия и подчинения Риму. Реформы Бонифация создали в целом римскую церковь в западной Европе. Лишь христиане арабской Испании сохраняли особые традиции вестготской церкви.

 

 

15. Христианское вероучение, основные догматы и культ.

Зарождение христианства

Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в контексте мессианских движений ветхозаветногоиудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.

Корни христианского вероучения связаны с ветхозаветным иудаизмом. Согласно Священному Писанию, Иисус был обрезан, воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат (субботу), соблюдал праздники. Апостолыи другие первые последователи Иисуса были евреи. Уже через три с половиной года (с момента побиения Стефана) после распятия Христа, христианство начало распространяться среди других народов

По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов (Деян.11:26), существительное «Χριστιανοί» — христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом городе Антиохии в I веке.

Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, особенно благодаря деятельности апостола Павла, оно приобрело множество последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-й половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:

· Католицизм

· Православие

· Протестантизм

 

Основные догматы христианского вероучения

 

Христианское вероучение основано на Божественном откровении. Все христиане признают одно Священное Писание — Библию. Само слово «Библия» отсутствует в Писании. Святитель Иоанн Златоуст назвал этим греческим словом собрание священных писаний.

Библия состоит из двух частей

1. Ветхий завет (от гр. Παλαιὰ, палайо — «старый», «тот, что был прежде», «прежний» и Διαθήκη, диатеке — договор, завет; др. евр. синоним — «брит»).

2. Новый завет состоит из 27 книг, канонический состав которых формировался на протяжении I-IV веков. Лаодикийский поместный церковный собор в 364 году утвердил канон в составе 26 книг, составляющих его и теперь, без Апокалипсиса апостола Иоанна Богослова. После этого вопрос о новозаветном каноне обсуждался ещё на двух поместных соборах, — Гиппонском 393 года и Карфагенском (397- 419 годы), и был окончательно принят вторым правилом т.н. Пято-шестого собора (Трулльского) в 692 году.

 

Символ веры

На Первом (Никея, 325 год ) и Втором (Константинополь, 381 год) Вселенских соборах был сформулирован Символ веры, включающий основные догматы христианского вероучения:

О Боге -Отце, Вседержителе и Творце Мира невидимого и видимого;

О Боге — Сыне, Иисусе Христе, единосущном Отцу и предвечно рождаемом от Него, воплотившемся от Святого Духа и Девы Марии, умершем за людей на кресте при Понтии Пилате и воскресшем на третий день, вознёсшемся на небеса и грядущем во второй раз, чтобы судить живых и мёртвых и царствовать вовеки;

О Духе Святом, животворящем, исходящем от Отца, который говорил через пророков;

О Церкви — единой, святой, соборной (кафолической), апостольской;

О крещении, совершаемом лишь единожды и очищающем от грехов;

О всеобщем воскресении мёртвых.

О новой вечной жизни в преображённом мире.

 

Эти догматы лежат в основе христианского мировоззрения, в центре которого Бог — Единый, Безначальный и Беспредельный. О Нем люди могут знать только то, что Он открывает им в доступных человеческому пониманию образах.

Христианство признаёт, как и религия Ветхого Завета, что Бог есть Творец, Законодатель и Судья. Вместе с тем, христианское представление о Создателе имеет ряд существенных отличий от других монотеистических религий

 

Особенности христианского представления о Боге:

1. «Бог есть любовь» (1 Ин. 4,8).

По своей сущности Бог есть любовь и только любовь. В этом главное отличие христианского представления о Боге от ветхозаветного. Ветхозаветное сознание, «ветхий» человек с трудом воспринимает это представление о Боге, сущность Которого — любовь. «Ветхому» человеку ближе образ Всемогущего Творца и Судии, карающего злодеев и награждающего праведников. Причём Божественный суд втискивается им в рамки собственного представления о справедливости.

Но именно по любви, а не ради понимаемой по-человечески справедливости, Бог принёс Сына Своего Единородного в жертву во искупление грехов падшего человечества, для того чтобы дать возможность человеку «ветхому» преобразиться в человека «нового», способного пройти путь от раба Божьего до сына Божия.

2. Бог — Троица. Он имеет три ипостаси («образа существования», по определению св. Василия Великого) — Отец, Сын, Святой Дух.Каждый из Них – Бог истинный. Между ними нет ни старшего, ни младшего. Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица. Им из ничего созданы мир видимый и невидимый, первый человек — Адам и, из его ребра, первая женщина — Ева.

Сотворив человека, Бог распространил на него свой промысел.

Творец сохраняет людей, направляет их на путь добра, пресекает зло, предотвращает нарушение долга.

Бог предопределил спасение людей через своего Сына, в воплощении ивочеловечении Иисуса Христа.

Дух Святой вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страх Божий, даровал благочестие и вдохновение, способность к познанию и обретению мудрости.

Христианское вероучение содержит также догматы о творении, назначении и конце мира, о человеке и его греховной природе, о Божьей благодати.

Важное значение имеют таинства, обряды и праздники.

 

Пресвятая Троица — синоним христианского Бога.

Христианское вероучение и культ

Основные положения христианского вероучения сформулированы в Библии и в постановлениях христианских вселенских соборов и изложена в 12 пунктах Символа веры, принятого на первых соборах в 325 и 381 гг
Согласно Символом веры христиане должны верить в единого Бога, который выступает в трех лицах: Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа святого («святая троица»). Бог-отец рассматривается как тво сырец мира видимого (природа и человек) и невидимого (ангелы). Богом-сыном считается Иисус Христос с его евангельской «биографией». Бог-дух святой исходит от Бога-отца, в като лицизми — и от Бога-сына. Христианская «троица» несет на себе откровенные следы политеизма, освободиться от которых эта монотеистическая религия так и не смогла.

Важнейшим положением христианства считается догмат, боговоплощении, согласно которому Иисус Христос, оставшись Богом, и вроде стал человеком, родившись от девы Марии. Этот догмат призван предоставить всем евангельским наставлением, что пре касаются Христу, авторитета «божественных истин», а именно: пред ставить христианство как «боговстановлену религию».

Большая роль отводится догмату искупления, согласно которому своими страданиями и смертью на кресте Иисус Христос принес себя в жертву Богу-отцу за грехи людей — искупил их. Тем самым он якобы открыл человечеству путь к «спасению от власти греха». Одно из центральных мест в христианском вероучении занимает догмат воскресения Иисуса Христа, которое провозглашается запора кой будущего всеобщего воскресения людей из мертвых. Догмат вознесения обязывает христиан верить, что после своего воскресения Иисус Христос телесно вознесся на небо — в Бога-отца, подчеркнув этим ничтожество земного бытия по сравнению с вечностью, которая будто ждет человека в загробном мире. Такой же фантастический характер, порожденный религиозным спо созиданием реальности, имеют и другие христианские догмы, многие из которых являются интерпретацией дохристианских верований, заимствованных от древних восточных религий. К таким заимствованиям следует отнести ти, в частности, веру в бессмертие души, представления о загробной ад и рай, идею небесного честь за богоугодную жизнь на земле, и тому подобное. Требование признать догматы абсолютными, непогрешимо ми истинами, приобретенными от Бога, способствует закреплению в созна мости верующих искаженных представлений о мире.

Символ веры приписывает веровать в «единую святую, соборную и апо Стольское церковь», признавать необходимость крещения, возлагать надежду на будущее воскресение мертвых, наступления после вечному блаженству для праведников и вечных мучений для грешников. Практически ни одна из этих идей не является порождением самого христи янства, а заимствована от дохристианских верований с достаточно не значительной переработкой относительно культа Иисуса Христа. Параллельно со становлением вероучения происходил процесс формирования христианского культа, призванного влиять на чувства верующих с целью поддержания и углубления их религиозности. Важнейшие элементы христианской обрядности называют ся таинствами. К ним относятся: крещение (привлечения к хрис тиянства путем погружения в воду или скроплення), миропома зательство (передачи крестному «благодати святого духа» путем смазывания его ароматическим веществом — миро), евхаристия, или причастие (съедение хлеба и вина, которые воспринимаются как тело и кровь Христа), покаяние (исповедь верующих в своих грехах свя щеникови, чтобы получить через него прощение от Бога), брак (осуществления в храме бракосочетания), священство (посвящение в сан дия кона, священника или епископа ) и маслосвяття или соборовання (помазание больного освященным елеем — елеем). Своими ис реламы христианские таинства достигают первобытных культовых действий.

Главным христианским богослужением является литургия (обедня, месса) — театрализованное действо, которое сопровождается различными заклинаниями, молитвами, музыкой или пением, чтением «свя щенного писания», поклонами, зажиганием свечей и лампад, курением ладана подобное. Цель богослужения — постоянно влияет кая на ум и чувства верующих, стимулировать их религиозность, веру в сверхъестественные силы. Вместе с чествованием Бога, девы Марии (богородицы, богоматери, мадонны) сложился культ «святых» — чествование лиц, «угодили богу» и отмечены ним «даром чудотворения». Среди этих святых немало мифических персонажей и важная роль в христианстве культ креста, который воспринимается не только как орудие Христа, а как средство «спасения».

Значительное место в христианском культе отводится праздникам: «воскресения» Христа, Троица или Пятидесятница (в честь сошествия на апостолов Святого Духа, что бы было на пятидесятый день после воскресения Христа), Рождество Христово подобное.

Догматы христианства

Христианство — учение Иисуса Христа (от греч. Christos — помазанник, т.е. избранный богом, спаситель). Согласно христианским догматам, он родился у Девы Марии от Святого Духа в городе Вифлееме (на территории Палестины, к югу от Иерусалима) предположительно в 6—5 г. до н.э. Он учил народ любви к Богу и ближнему, добру и смирению, творил чудеса; за ним следовали его ученики — апостолы. Проповеди Христа вызывали раздражение и ненависть иудейских священников. Они смогли подкупить одного из учеников Христа — Иуду, и тот за 30 серебряников помог им схватить своего Учителя. Христу было 33 года, когда он принял мученическую смерть на кресте за все человечество; его распяли на горе Голгофе недалеко от Иерусалима. После смерти он воскрес и явился своим ученикам, а потом поднялся на небо.

Вера в Христа — богочеловека и спасителя мира, умершего за лей в муках, а потом воскресшего и вознесшегося, является одним из основных догматов христианства. Другие важнейшие положения сводятся к следующему.

Христианство восприняло присущую иудаизму идею единого Бога обладающего полным всезнанием и всемогуществом. Христианский Бог, как и иудейский, имеет свою причину в самом себе, и по отношению к нему все на свете вторично. Все — и большое и малое, и великое и ничтожное, и праведное и грешное — было сотворено Богом из ничего. Бога сотворил мир в свободном акте воли, а не в силу какой-либо необходимости.

В отличие от иудаизма христианство признает догматы триединства и Боговоплощения.

Догмат триединства — один из основных в христианстве. Согласно ему внутренняя жизнь Бога это прежде всего соотношение трех лиц или трех ипостасей: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Бог, таким образом, един и одновременно триедин. Отсюда вытекает важнейшее понятие Троицы, которое в христианстве было сформулировано во II в. н.э. В Троице Бог-Отец олицетворяет безличное первоначало, Бог-Сын (или Логос) — смысловое начало, знания и совокупность идей, Бог-Дух Святой — животворящее начало. Рождение Бога-Сына и исхождение Бога-Духа Святого от Бога-Отца имеют место не во времени, а в вечности, в которой отсутствует последовательность событий. Следовательно, все эти три лица, три сущности существовали всегда, вечно и равны по достоинству. Принимая догмат триединства, христианство вступает в противоречие с иудаизмом: иудеи видят в Христе не Бога, а человека, хотя и не отрицают его реального существования.

Другим основополагающим положением христианства является догмат боговоплощения, суть которого заключается в том, что Христос понимается как среднее между человеческим и божественным. Однако он не полубог — существо ниже Бога, хотя и выше человека; напротив, в Христе с равной полнотой совмещены божественная и человеческая природа. Принимая догматы триединства и боговоплощения, христианство тем самым существенно отличается от иудаизма, не приемлющего этих положений.

Ведущей идеей христианства является вера во второе пришествие Христа, который будет судить живых и мертвых. Иудаизм не признает эту идею.

Христианская космогония основана на материале первой книги Библии — книги Бытия: мир, согласно христианству, был создан Богом за шесть дней, и человек сотворен по образу и подобию Бога. Таким образом, в данном вопросе между христианством и иудаизмом нет расхождений.

Первый акт непослушания человека Богу — когда Адам и Ева сорвали и съели плоды с дерева познания — трактуется в христианстве как «грехопадение»; грехопадение разрушило богоподобие человека. С тех пор эта древняя вина лежит на всем человеческом роде, передаваясь от поколения к поколению, — поэтому все живущие на земле люди грешны.

Лучше — символ веры:
1. Верую в единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Едино-родного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
3. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
4. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного,
5. И воскресшего в третий день, согласно Писаниям.
6. И восшедшего на Небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
7. И снова идущего со славой, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
8. И в Духа Святого, Господа дающего жизнь, от Отца исходящего, вместе с Отцом и Сыном покланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
9. В единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.
10. Признаю одно крещение для прощения грехов.
11. Ожидаю воскресения мертвых,
12. И жизни будущего века. Аминь (истинно так).

 

16. Основные направления раннего христианства.

Направления в раннем христианстве

· Арианство

— одно из учений в христианстве в IV—VI веков н. э., утверждавшее сотворённую природу Бога-Сына. Получило название по имени его основателя — александрийского священника Ария (др.-греч. Ἄρειος, ум. в 336).

Арианство возникло и, первоначально распространившись в восточных провинциях поздней Римской империи, стало государственной версией христианства при преемниках Константина и до окончания правления Валента II и, затем, государственной религией германских государств вплоть до VI века.

О Боге в Самом Себе Арий учит так же, как Павел Самосатский. Единый Бог абсолютно один. Подобно человеку, Он обладает разумом (Логосом) как неипостасной силой. Основываясь на свойствах вечности и неизменяемости Бога, Арий утверждал, что один Бог не рожден и вечен. Все, что рождается или творится, получает начало во времени. Рождение Сына от Отца, по мнению Ария, подтверждает, что Сын невечен. То есть было такое довременное мгновение, когда Сына не было вовсе.
Он считал, что все, что получает бытие от Бога, иной сущности, чем Бог. В рождении Сына из Сущности Божией Арию, подобно Оригену, мерещились представления о том, что Сын рождается или эманатически (как в учении гностиков), или же в результате разделения Божественной природы. Отвергая то и другое, Арий утверждал, что Сын сотворен.
Из соединения двух указанных идей: 1) Сын невечен; 2) Он не из Сущности Бога — следовала центральная мысль арианской доктрины: «Сын произошел из несущих». Он есть первое, высшее, творение Отца. Отец создал Его Своей волей как посредника для творения мира. Необходимость в таком Посреднике Арий пояснял так: Бог абсолютно запределен миру. Между Ним и миром — непроходимая бездна. Мир просто не выдержал бы прикосновения сверхмощной десницы Божества. Поэтому Бог Сам не может ни творить, ни промышлять о мире непосредственно. Восхотев сотворить мир, Он произвел сначала одно существо — Сына, чтобы при посредстве Его создать все остальное. Сын не есть истинный Логос Отца или Его природный Сын.
Как творение, Сын изменяем. По предвидению Божию, Он «почтен Божеством», наделен Божественной силой, поэтому может быть условно назван «вторым Богом», но не первым.
Вопроса о Святом Духе Арий прямо не касался, однако из его учения о Сыне, по аналогии, следовало, что Дух — высшее творение Сына, как Сам Он — высшее творение Отца. Арий именовал Духа Святого «внуком».
Троичность Бога для Ария невечна. Она возникает во времени. Лица арианской Троицы совершенно неравны друг другу по природе. Это некая убывающая Троица. По точному замечанию святителя Григория Богослова, она есть «общество трех неподобных существ».Протоиерей Г. Флоровский отмечает, что «Арий был строгим монотеистом, своего рода иудаистом в богословии. Для него единый и единственный Бог — это Отец, Сын и Дух суть высшие и первородные твари, посредники в миротворении».

· Савеллианство

-Идеи савеллианства приписываются проповеднику Савеллию из Птолемаиды Пентапольской. Основными источниками по возникновению и содержанию ереси являются анти-савеллианские тексты отцов церкви — Тертуллиана, Ипполита Римского и Епифания Кипрского, отчасти противоречащие друг другу в описании сущности савельянской ереси. «Catholic Encyclopedia» 1911 года делает вывод о том, что «философские воззрения Савеллия установить невозможно»

Сутью ереси Савеллия была мысль, что Лица Святой Троицы являются не вечными Личностями, а лишь проявлениями, гранями, «модусами» (отсюда другое название ереси —модализм) Единого Бога. В Своей глубине, «пучине Божества» (выражение св. Игнатия Лойолы, Майстера Экхарта, Н. Бердяева и др.) Бог абсолютно един, и проявляет Себя в мире в Трёх Лицах лишь по одному Ему известному произволу. В другое время, в другой исторической эпохе, эоне и пр. Бог может явить Себя иначе — в качестве Двоицы, Четверицы и др.

Соседствующими с модализмом являются средневековые триадологические ереси катаров, альбигойцев и др. еретические движения, утверждавшие, что Три Лица Святой Троицы проявляют Себя в человеческой истории не одновременно и совместно, а поочерёдно. Эпоха Ветхого Завета была эпохой сурового Бога Отца, эпоха Нового Завета является эпохой Второго Лица Троицы — Бога Сына, или Иисуса Христа, а грядущая после Апокалипсиса «жизнь будущего века» будет эпохой Святого Духа.

· Монофелитство

Монофелиты исходили из представления о том, что 2 воли во Христе должны быть противоположно направлены; что человечекая воля – седалище греха, которому не подвержен Спаситель. Из их учения следовало, «что воля есть атрибут не природы, а Лица, тогда как, согласно учению о Пресвятой Троице, воля в Боге является атрибутом не Божественных Лиц, но общей Им природы» [2]. Признание личной единой воли Христа рассекает Троицу на трех богов, делает человеческую природу пассивной, превращая ее в абстракцию. Наличие 2-х воль с очевидностью указывается в евангельском тексте (Лк.22, 42). Ответом на монофелитство явилось учение о 2-х волях человека прп. Максима Исповедника: «природной (θελημα φυσικον) и гномической, то есть избирательной, или воле суждения (θελημα γνωμικον)» [3], означающей «личностный или ипостасный выбор» [4]. Не искаженная грехом, природная воля, имевшаяся у Спасителя, всегда направлена к добру, а воли колеблющейся, гномической у Христа, не имеющего человеческой ипостаси, нет.

· Монофизитство

— течение в раннем христианстве, основанное на вере в то, что Христос обладал только одной природой. Монофизиты признавали, что Христос, Сын Божий, воспринял человеческую природу, однако последняя была поглощена его Божественностью, так что природу Христа следует рассматривать как божественную природу, обладающую, однако, человеческими свойствами. Противники монофизитства считали подобную трактовку человеческой природы Христа неприемлемой.

· Иудеохристианство

Иудеохристианством называется набор верований и этики, развиваемых из иудаизма и христианства, совокупное наименование для различных неортодоксальных течений и сект, вышедших из cреды евреев-христиан на рубеже I и II вв. Диапазон их взглядов был достаточно широк: от тех, что считали Иисуса Христа исключительно Пророком, на которого сошёл Дух Божий, до тех, что верили в егомессианство и рождение от Девы. Все они сохраняли древнееврейский язык как священный, придерживались ветхозаветных обычаев (в том числе делали обрезание и соблюдали шаббат). В литературе термином иудеохристиане часто обозначают первоапостольскую общину до вхождения в неё «эллинов» (то есть обращенных в христианство язычников), а также Иерусалимскую церковь, руководимуюапостолом Иаковом Праведным; однако такое смешение понятий неоправданно.

еще рефераты
Еще работы по истории