Лекция: Человек – Личность

Личность — через опр биол признаки – рост, вес…

Сооциальные качества – индикаторы – деятельность, установки у человека, свобода, воля

Человек существует через отдельного человека, индивида..

Структура личности соц качества:

— деятельность (креативноая/инертная)

— память (знания – знания о прошлом)

— культура, свобода, воля(преступник – волевая личность), самосознание

Личность – опр образом реализо-е в инди-е интеграция соц значемых качеств – инд бытие соц значемых качеств

 

Труд – способ существования человека, отлич-й признак человека

Маркс: процесс меж чел-м и природой, в кот чел своей собст деятельностью опосредует, регулирует, контролирует… изменяя природу, чел изменяется и сам…… это способ саморазвития чел-а

Деятельность (выделяет Маркс) – это шире чем просто удовлетворение потребностей – шире понятия «труд» — форма поведения человека

Поведение – форма активности живых существ – у животных обусл генетически и направлено на сохр этой живой системы в рамках опр эколог ниши (в пустыне бобер сущ не может)

деятельность — высшая форма активного отн-я к мира и к самому себе, содержание кот опр способностями и потребностями человека, обусл уровнем развития этого человека (древний человек и нэтбук) – если определяется сп и потр ниже уровня развития культуры – девиантное поведение(мать кидающая своего ребенка в мусор на смерть, людоедство) -> доцивилизованное отношение

любой труд — деят-ть, но не всякая деятельность — есть труд

труд – и в праве и… — использ шире…. Ради добывания хлеба – труд

маркс – деятельность имеющая материальный характер

 

Законы общест жизни

— исторические (конкр. Социол-е)

Прояв на отд этапах, в отд сферах общест жизни (прояв не на всех этапах развития)

— социологические

Опр функционирование и развитие всего общества ( закон опред-й отношение базиса и настройки) – на всех этапах

Даведюк – Соц законы

 

Нематериалист-ое понимание истории (немаркс.)

— не обязательно идеализм

Идейные мотивы в деят-ти людей – раньше…

Определяющим – явл-ся сознание людей… знание играет определяющую роль в развитии – опр фактор в изм-ии бытия

Энгельс – Л.Фейрбах

В разных обществах разные идеи, в одном обществе у разных соц групп – разные идеи, но ведь по природе люди равны…

Отриц или игнор-е объект-х закономер-ей — в обществе

Если в истории нет объект законов – она не имеет смысла

Мусаелян — Научная теория – полемика

Общество подч природным законам… или же отрицается наличие объективных

(димогр-е законы – естест-е, но и не ест-е, они происходят в соц фоме)

Определяющее в чел жизни – соц законы, нельзя объяснять на осн биол законов, люди сознательны в своем производстве, не животные же

Общество – механическая сумма индивидов – возник когда к обществу стали подходить как к сумме индивидов, в эпоху возрождения – принцип соц атомизма становится определяющим (в России предельная атомизированность общества, гольный индивидуализм – мой интерес привыше всего)

(рота – не мех сумма 150 человек, это сложное объ-е)

Общество – не мех сумма индивидов

 

Определяющую роль в истории – выдающиеся личности

Случайности – поле действия случ-ти общество и история

Все события имеют неповторимый характер (истормя не знает сослогательного наклонения, ничто не м повториться)

Был хар-ен метафизический взгляд:

– отриц роль общества… признание мех суммой индивидов

– отриц соц прогресса (в период кризиса особенно)

– призна-ся суще-ие некого соц идеала, котор позволиз достичь вершины истор процесса

Капитализм имеет свою историю – если он имеет начало, он д иметь конец

Причины такого подхода

— Идеализм – перед тем как что-то сделать возникает мысль, т.е. идея первична – абсолю-я роли чел-ой личности

Личность – народ

Роль великой личности ( кто победил карл 12 или петр 1, а народ не видят; элита, великая личность – Пепел все схавает)

— Метафиз взгляд — с возн бурж формации резкая денамизация общест жизни, идея соц прогресса в 17-18 возникает

— марксисткая (2 я половина 40 годов 18 века) – матер взгляд на общество и историю…

Удовлет своих потреб — Процесс производства – воспроизводство детей – история как смена поколений – этих детей надо обеспечить всем – производство – исходный принцип: надо исходить из сферы материального производства… надо познать суть индивидов – способ их существования – их труд — общественное бытие определяет общественное сознание

Общество подч объект-м законам функц-я и развития – законы общества, отличные от законов природы, в истории дей-ют объек-е законы – история и общест жизнь не поле проявления случайности, здесь дей-ет и необходимость

Общество – сложный соц механизм, фун-ет и разви-ся по своим законам

Идея закономерного поступательного развития человечества – для истории чел-ва характерна – от низщего к высшему

Учение об общест эк формациях – чел от низш простых соц организ-й – идея повтряимости ( у всех своя история, но есть схожие)

Признание определяющей роли народных масс в истории, но это не отрицание великой личности в истории — история носила бы мист хар- р если бы не носила случайности, характер великой личности – случайность, он может и ускорить и замедлить процесс

Прич возникновения:

Обст-ва в кот жили Маркс и Энг – время формирования зрелого капитализма, бурж револ-и: все людии оказались равными перед законом… сосл были отменены – остались три класса: буржуазия, феодалы, рабочий -> сложные отношения, не видно мотивов в действиях людей(религиозный характер – движение ереси)…. Экономический фактор – столкновение в этих 3ех классах – эк. отношения Стали очевидны

Прич и условия возникновения марсизма — сами

Базовые понятия:

Общест бытие, общест сознание, способ производства

Исход принцип: общественное бытие опр общест сознание, общ созн – отраж общест бытие

Общ бытие – (Маркс) матери-я жизнь общества – мат отн-е людей к природе и друг другу, склад-ся в процессе производства, воспроизводства и жизни…… имеет материа-й хр-р (васильев орлов – неудач определение у них)

Общественное сознание – сов-ть чувств, настроений, желаний, взглядов, идей, теорий, отражающих общест бытие и выраж-их духовную жизнь общества как целостную систему…… носит идеальный хар-р – отражение общест бытия

Соотношение их(васильев, орлов)

— общ быт опр общ созн, общ соз – отраж общ бытия (!), нет их тождества (критика такой идеи у Ленина 6глава пар2)

— общ созн-е – отраж общ бытия, имеет относит-ю самост-ть, следоват-но оно можнет не только не совпадать с общ быт, может опережать или отставать от общ бытия ( как и с сознанием – самост хар-р, активный)

Оно обладает активностью – возде-т на общественные пути

 

 

2я половина лекции 24.10.12

Цель и результат не совпадают – нефиктивная чел деятельность… если результаты не преднамеренные – люди творят свою историю

 

По мере развития чел общества, сфера стихийного и неуправляемого не сокращается – люди, познавая все новые законы природы и общ жизни, сфера неизведанного расширяется, как и человек все глуже познает мир – человек получает все больше

Общест жизнь и история

— сфера свободы и необходимости (о фатализме и неонтолизме)

Необходимость — Выражение устойч существенной связи явлений и процессов, которые обуслов всем ходом их предшес-го развития – возникает из сущности вещей – то, что должно произойти

Если общество подч-ся объект законам – имеется необходимость

Противоп-ся в диалектике случайности

А в античной философии – свободе

Свобода – неограниченная деят-ть человека, ничем не лимитированная… но этого мало (!)

Свобода как вседозволенность – греховная деятельность (первый грех связан именно с этим)

Спиноза – свобода связана с необх-тью

Гегель – диалектика – свобода прояв-ся как необх, а необх как свобода

Энгельс – св – деят-ть людей на основе познанной необходимости… связана с деятельностью

Свобода сегодня – спос-ть и возм-ть чела принимать решения и совершать дей-я в соотв-ии со своими интересами, целями и идеалами – осуществлять выбор

Связана с развитием сущностных сил человека – познавательных – чем более знает, тем более возможность выбора

По мере развития человечества – способность к выбору возрастает, он знает намного больше обо всем

Один из критериев разв-я чел общ-ва – развитие свободы – не толькь способность осущ выбор – это еще и возможность выбора, а она опр условиями полит-ми правовыми в кот он живет

Хар-ка – степень регламентации гос-ом чел деятельности — правовой аспект — чем более развито общ, тем более развито гос-во… больше сфер регл-ся гос-ом

Что происходит сужение или расширение сферы свободы? – с тчк зр здрав смысла, сужается (Руссо), но на самом деле расширение – это смотря как понимать термин «право» — право огр-ет свободу(Кант), огр-ет вседозволенность, но право как форма бытия свободы оно гарантирует права человека (Гегель), если развив-ся право – степень гара-ти должна возрастать, но это не значит ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ – насилие… свобода должна огр правом и МОРАЛЬЮ, иначе она безнравственна… в этом обществе мораль и право не вып регулятивные функции

2 право и гос

Диспозит и императ-я форма

Позитивное право – обяз, запреты, дозволения…. В одном гар субъ-е правав, а в др больше степени выделяются обязательства…. Предпочтительнее

Право имеет конкр исторический характер, оно не м разробатываться абстрактно (например смертная казнь… абстрактный перенос с других стран на нашу… не учитывается степень приступности и тяжесть, а в США гораздо меньше, уровень преступности должен быть один-й)

Гос не имеет право убивать безоружного человека, т.е. престу-ка, которого задержали – ИМЕЕТ, собственный приговор подписал себе преступник (Гегель)

3 своб и личность

Нет необх-ти требовать свободы для человека, если он не приобрел самост-й возм-ти мыслить… свобода предпологает ответственность… способность к рефлексии

Свобода в обществе с низкой степенью культуры (фил-ой) – правовой анархизм, правовой нигилизм…

Знать право и не нарушать право – не одно и то же (необходимое условие, но этого мало)

Нужно повышать обшую культуру, фил-ю культуру – для правового общества

 

еще рефераты
Еще работы по истории