Лекция: III. Иерусалим. Краткая история и нынешнее состояние Иерусалима

 

Грустный вид представляет Иерусалим и его окрестности с высоты Поклонной горы: кругом города видны высокие бесплодные известковые горы, покрытые песком, камнями и тощею растительностью; между этими горами и глубокими долинами находится понижающаяся к юго‑востоку каменистая плоскость, на которой расположен Иерусалим, но большая часть города не видна с Поклонной горы из‑за множества внегородских построек Весь город Иерусалим окружен высокими зубчатыми стенами с башнями и глубокими, крутыми оврагами; за стенами, внутри города, виднеется масса серых зданий с плоскими и полукруглыми крышами, над которыми в разных местах возвышаются минареты и огромный купол мечети Омара; в одном месте едва заметно поднимаются два купола главной святыни христианства, храма Гроба Господня и Воскресения; по ту сторону города возвышаются вершины Елеонской горы, а далее, в туманной синеве, виднеются впадины долины Иордана и Мертвого моря и возвышающиеся за ними Моавитские горы. В нынешнем Иерусалиме почти не сохранилось ни одного здания, ни одного памятника, относящегося ко временам Спасителя или к ветхозаветным временам. Хотя в древнем Иерусалиме здания большею частью были построены из чрезвычайно твердого камня известковой породы миззи (острый), но этот город в продолжение своей четырехтысячелетней истории подвергался стольким изменениям и столько раз был разрушаем до основания, что в нем не могли сохраниться памятники древности, а почва покрылась толстым слоем щебня и мусора, скрывшего даже основания древних зданий, которые заменились новыми, большею частью незначительными, постройками; но в то же время почти каждый шаг в Иерусалиме напоминает какую‑либо священную древность или какое‑либо священное событие из его многовековой истории.

Город Иерусалим (наследие мира), древний Салем или Салим (мир), один из древнейших городов в мире, был, по преданию, основан царем и священником Бога Всевышнего, царем правды Мельхиседеком; на одном холме Иерусалима, на горе Мориа, Авраам в XX в. до P. X. приносил в жертву сына своего Исаака. После Мельхиседека и Авраама Иерусалим принадлежал ханаанскому племени Иевусеев, которые на другом городском холме, на Сионе, построили крепость. В XI в. до P. X. царь Давид покорил город Иевусеев Иерусалим, перенес в него свою столицу и кивот завета из древнего города Хеврона и построил на горе Сион замок Давида. Сын Давида Соломон построил в X в, до Р. X. на горе Сион великолепный дворец, а на горе Мориа он воздвиг великолепный храм Иерусалимский, который был еще более украшен его преемниками. С этого времени город Иерусалим значительно увеличился, сделался прекрасным, богатым городом и стал средоточием Израильского народа; после Соломона, при его преемниках, Иерусалим несколько раз был разоряем неприятелями, наконец, в VI в. до P. X. Навуходоносор, царь вавилонский, несмотря на отчаянную защиту жителей, овладел городом и разрушил его, а жителей отвел в 70‑летний плен вавилонский. По возвращении иудеев из плена город и храм Иерусалимский были восстановлены Зоровавелем, но вскоре Иерусалим подвергся новым нашествиям неприятелей – македонян, египтян и особенно сириян, с которыми иудеи воевали под предводительством мужественных Маккавеев, Наконец, в I в. до Р. X. Иерусалим подпал под власть римлян, во времена которых идуменянин Ирод Великий, при помощи римского правителя Антония, овладел Иерусалимом и сделался царем иудейским. При этом иноплеменном царе, не из рода Иуды, совершилось величайшее событие в мире: на землю нисшел Сын Божий, и совершилось Рождество Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа. Этот же царь Ирод украсил Иерусалим многими прекрасными зданиями, дворцами и колоннадами. На месте замка Давида Ирод Великий построил великолепный дворец со многими укреплениями и башнями, из которых главные были башни Фазаель и Иппик; возле Иерусалимского храма построена была крепость Антония; самый храм был великолепно перестроен, и этот‑то храм был часто посещаем Иисусом Христом; многие другие великолепные здания украшали город, который во время ежегодных празднеств наполнялся бесчисленною толпою окрестных жителей и отдаленных богомольцев. После Ирода Великого Палестина была разделена на четыре части, правители которых управляли под верховною властью римлян; правителем Иудеи назначен был римский прокуратор Понтий Пилат, при котором в 33 г. по P. X. совершились страдания и крестная смерть Господа Иисуса Христа! После вознесения Христова в Иерусалиме жили Божия Матерь и св. апостолы; здесь же была устроена первая христианская церковь, и отсюда христианское учение распространилось по всем странам. Вскоре после времени Иисуса Христа в Иерусалиме образовались враждебные партии, которые вели между собою ожесточенные споры и, вследствие жестокости римских правителей, восставали против римлян; но все восстания окончились в 70 г. по P. X. при римском императоре Веспасиане и сыне его Тите падением Иерусалима; город был совершенно разрушен и сожжен, так что от него и от храма Иерусалимского, по предвещению Иисуса Христа, не осталось камня на камне; жители погибли в битвах или взяты были в плен и массами распяты на крестах или проданы в рабство, а в Риме в память покорения Иерусалима воздвигнуты были великолепные триумфальные ворота Тита. Палестина была разорена и опустошена римлянами, а оставшиеся в живых иудеи были рассеяны по всем странам, и до сих пор евреи живут между другими народами. Так кончилось существование Иудейского царства и самый город Иерусалим получил новое название Элии Капитолины.

В то время, когда падало царство Иудейское, христианское учение более и более распространялось в Палестине, Сирии и других странах Азии, Африки и Европы. Многие благочестивые странники, или паломники, начали уже в первые века христианства посещать Святую Землю и разоренный Иерусалим; многие селились отшельниками в пустынных окрестностях Иерусалима; многие отыскивали следы священных памятников и на местах, ознаменованных священными событиями, воздвигали церкви и монастыри; особенно много церквей было устроено при императоре Константине Великом его матерью царицею св. Еленою в IV в. и византийским императором Юстинианом в VI в. В это время христианство все более и более утверждалось и сделалось господствующею верою в Палестине и Сирии, но вскоре новые неприятели, восточные завоеватели, начали вторгаться в Палестину. Сначала в VII в. Иерусалим подпал под власть Хозроя, царя персидского, и затем в 637 г. городом овладели арабы‑магометане под предводительством Омара, преемника Магомета; с этого времени в Палестине начала распространяться магометанская вера, которая более и более вытесняла веру христианскую. Затем в XI в. Иерусалим подпал под власть новых завоевателей, турок, которые жестоко притесняли палестинских христиан. Тогда западноевропейские рыцари, воодушевляемые религиозным чувством и желанием освободить священный город от власти неверных, предприняли Крестовые походы: под предводительством Готфрида Бульонского и других рыцарей, сопровождаемые монахом Петром Амьенским, крестоносцы прибыли в Палестину, освободили на некоторое время Иерусалим от турок и основали в Палестине Иерусалимское королевство; они восстановляли христианство, возобновили многие древние здания и построили в Палестине и Иерусалиме много замков, церквей, монастырей, госпиталей и больниц, но при этом они притесняли православных христиан, отнимали у них храмы и старались ввести католицизм в Палестине. Владычество западных христиан‑крестоносцев в Палестине продолжалось недолго; уже в XIII в, Иерусалим снова был завоеван турками под предводительством храброго Саладина, и существование Иерусалимского королевства прекратилось, а постройки крестоносцев были разрушены или обращены в мечети, но многие святыни, отнятые от православных, остались во власти католиков и многие древности и святые мощи были перевезены крестоносцами в Западную Европу. После Саладина Иерусалим подвергался нападениям различным восточных народов, которые вели между собою постоянные войны; затем в XIV в. Иерусалим подпал под власть Египта, в котором владычествовали мамелюки и черкесские султаны; наконец, в XVI в. Иерусалим и Палестина покорены были турками‑османами под предводительством султана Селима. Еще и теперь Иерусалим находится в запустении, и во многих местах между домами и постройками города видны обширные пустыри и развалины древних исторических зданий, Местные предания указывают в городе на многие места священных событий прошедших веков, а некоторые предания касаются даже будущности, указывая на места, где должно совершиться второе пришествие и общее воскресение мертвых; хотя многие предания неточны и возбуждают сомнение, но некоторые из них, передаваемые издревле от поколения к поколению, могли сохранить и верные указания, касающиеся древних событий.

С половины нынешнего столетия, особенно после Крымской войны 1853–1856 гг., европейские державы обратили внимание на Иерусалим, учредили в нем консульства и миссии и, не жалея издержек, устроили в нем многие прекрасные здания. В этом отношении особенно много сделано протестантами, американо‑германскими обществами, которые учреждают в Иерусалиме и других местах Палестины свои миссии, больницы, богадельни, школы для туземцев и, занимая удобные места и отчасти развалины древних православных построек, быстро воздвигают на них величественные здания, а для обращения магометан‑туземцев в христианство они рассылают по стране своих миссионеров и. евангелических чтецов. Эта деятельность протестантов и отчасти католиков, между которыми замечательна деятельность епископов Валерии и Ратизбона, привлекает к ним многих туземных арабов, но при этом не столько арабы‑магометане принимают христианство, сколько арабы‑православные обращаются в протестантство и католичество; вообще германцы более и более поселяются в Палестине, основывают там свои колонии, и Германия приобретает там большее и большее влияние. Кроме православных, католиков и протестантов, в Иерусалиме встречаются представители коптов, яковитов, армян и других христианских вероисповеданий; здесь последователи различных церквей находятся между собою в постоянных и близких сношениях, даже совершают богослужение в некоторых общих храмах, и хотя между последователями различных вероисповеданий христианства, этой религии добра, любви и милосердия, теперь еще часто происходят враждебные столкновения, но, может быть, именно здесь, в Иерусалиме, произойдет столь желаемое единение церквей, о котором постоянно молится православная церковь. Кроме христиан различных исповеданий, население Иерусалима состоит из евреев и магометан, большею частью весьма бедных по отсутствию в Иерусалиме торговой и промышленной деятельности. Общее число жителей нынешнего Иерусалима доходит до 45 тысяч, из коих до 28 тысяч евреев, большею частью русских и испанских, 8 тысяч христиан разных исповеданий, из коих до 4500 православных, и, наконец, до 7 тысяч магометан; все эти народности почитают Иерусалим священным городом и имеют в нем свои святыни. Таким образом, древний славный Иерусалим в продолжение многих веков подвергался нападениям, был разоряем и впал в бедность, но при содействии христианских народов он снова оживает и, может быть, снова воспрянет, как сказано о нем: «Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников». (Лука, XI, 24).

Иерусалим находится в 60 верстах от Средиземного и в 30 верстах от Мертвого моря на возвышении в 2500 футов над уровнем Средиземного моря, и вследствие его возвышенного положения в нем господствует свежий, редкий, прозрачный горный воздух и часто в нем дуют сильные ветры. Город расположен среди диких, безводных и бесплодных известковых гор Иудейских на плоской возвышенности, имеющей склон к юго‑востоку и образующей пять холмов: Морию, Везефу, Акру, Голгофу и Сион; из них два первые холма отделялись от последних глубокою долиною Тиропеон (сыродельня), но в настоящее время лощина Тиропеон отчасти завалена, а возвышения холмов отчасти сглажены и понижены. Весь город представляет неправильный четвероугольник, имеющий около семи верст в окружности, так что его можно обойти кругом за 1,5 часа. Город обнесен зубчатыми стенами с 34 башнями и 7 воротами, но нынешние стены и ворота не соответствуют древним вследствие частых разорений и перестроек города; так, ныне не существуют древние Судные ворота, и только недавно открыты следы их среди нового города; так и Голгофа, находящаяся теперь внутри города, в древности находилась вне городских стен, а Сион, находящийся ныне вне стен, в древности составлял главную часть города. Внутри Иерусалима находится множество узких, кривых улиц и переулков, которые то спускаются, то круто поднимаются на возвышения. Во многих местах над улицами с одного дома на другой переброшены своды, так что по крышам и сводам можно бы было пройти чрез большую часть города, но от этих же сводов улицы становятся темными, мрачными и душными. Улицы Иерусалима, вымощенные большими неровными камнями, из которых многие относятся к глубокой древности, не отличаются чистотою и хорошим воздухом, а во время дождей они бывают крайне грязны. В некоторых улицах находятся крытые, мрачные базары, которые несколько оживлены толпою народа, остальные же улицы большею частью пустынны и безлюдны, и безжизненность города увеличивается еще многими незастроенными пустырями и развалинами, находящимися между постройками, особенно в мусульманской части города; только во время Пасхи несколько оживляется Иерусалим, ибо тогда отовсюду в город собираются тысячи, преимущественно русских, богомольцев, чтобы поклониться святыням Иерусалима. Главные улицы Иерусалима суть улица Давида, или Патриаршая или Базарная улица, идущая с запада на восток, и Дамасская улица, идущая с севера, от Дамасских ворот, на юг, к Сионским воротам; эти улицы пересекаются почти под прямым углом и разделяют город на четыре части или квартала, а именно: христианский квартал с храмом Гроба Господня занимает северо‑западную часть города на возвышениях Голгофы, Акре и Гаребе; армянский квартал с монастырем св. Иакова, находящийся на юго‑востоке города, на горе Сионе; еврейский с великолепною синагогою и частью стены храма Соломона на склонах горы Сиона, и магометанский с мечетью Омара на востоке, на горах Мориа и Везефа. Кроме названных улиц, замечательны Армянская и Еврейская улицы, Христианская улица, ведущая от Яффских ворот к храму Гроба Господня, и улица св. Девы Марии или Страстной путь, ведущий к тому же храму от Гефсиманских ворот. Дома в Иерусалиме большею частью построены по одному общему образцу; обыкновенно окна высоких двухэтажных каменных домов обращены не на улицу, а во двор дома; с улицы узкая, низкая дверь ведет во внутрь небольшого двора, в котором большею частью находится колодезь или цистерна; около двора расположены небольшие, неровные и неправильные покои с окнами и дверьми, выходящими во двор; над каждым покоем крыша устроена в виде террасы или в виде полукруглого купола. Так как в городе мало воды, то под большею частью домов устроены подземные колодцы или цистерны, в которых собирается и хранится стекающая с крыш дождевая вода; кроме того, вода издали проведена в город посредством подземных водопроводов, и в древности, при исправном содержании водопроводов, Иерусалим изобиловал водою. Между постройками кое‑где виднеются тощие кипарисы и отдельно стоящие пальмы, и только в юго‑восточной части города, в садах армянских, находятся высокие деревья. Под большею частью Иерусалима находятся обширные и глубокие подземелья и галереи, которые сходились под храмом Соломона и служили частью каменоломнями, частью цистернами, частью путями сообщения; так, замечателен подземный ход под улицею Давида, соединяющий крепость Давида у Яффских ворот с храмом Соломона. Для остановки путешественников в Иерусалиме имеются удобные гостиницы; лучшие из них – гостиница Средиземного моря, гостиница Дамаск и гостиница Европа, в которых помещение обходится в 6–10 франков в сутки. Кроме того, богомольцы останавливаются во многих греческих монастырях и различных странноприимных домах, а русские богомольцы преимущественно останавливаются в обширных Русских постройках перед Яффскими воротами.

Новоприбывшие богомольцы обыкновенно из Русских построек отправляются, под руководством драгомана, поклониться иерусалимским святыням, но сначала они обыкновенно посещают Патриархию, местопребывание иерусалимского патриарха. Выйдя из Русских построек и пройдя мимо городской стены чрез извилистые Яффские ворота, путники вступают в город, в улицу Давида; чрез 300 шагов от ворот они поворачивают у большого монастыря св. Иоанна Крестителя налево в более широкую улицу христиан, обыкновенно оживленную многими богомольцами; от этой улицы направо узкий, крытый проход, спускающийся на несколько ступенек, ведет к площадке пред храмом Гроба Господня, а Христианская улица ведет прямо вперед к Патриархии. По прибытии богомольцев к Патриархии их сначала ведут в гостиницу Патриархии, где их радушно встречают греческие монахи, подают им угощение и ведут их к богослужению в патриаршую церковь св. равноапостольных Константина и Елены. После богослужения богомольцы возвращаются в гостиницу, где монахи совершают над ними трогательный обряд омовения ног, во время которого читаются подлежащие молитвы и поются духовные стихиры, а богомольцы после обряда надевают новые чулки. Затем богомольцев приводят в синодик или помещение, в котором собирается греческое духовенство, и там желающим назначают на время их пребывания в Иерусалиме место жительства в одном из городских греческих монастырей, за что взимается вклад до 25 руб.; здесь же приглашают богомольцев записать свои и близких своих имена для поминовения, раздают им разрешительные грамоты и принимают от них приношения, дары и вклады. После нового угощения обедом в монастырской трапезной богомольцы посещают в Патриархии церковь преподобной Феклы, затем в сопровождении святогробского монаха поднимаются к куполу храма Гроба Господня, откуда видна внутренность всего храма, и наконец переходят в самый храм Гроба Господня, к главной цели путешествия богомольцев.

 

еще рефераты
Еще работы по истории