Лекция: XI. От Иерусалима до Назарета. Общий очерк Палестины

 

Поклонившись святыням Иерусалима и посетив южные и восточные части Палестины, богомольцы из священного города Иерусалима отправляются на север, где лежит большая часть Палестины. Вся Палестина представляет небольшую страну, которая простирается в длину с севера на юг, от Ливанских гор до Аравийской пустыни, на 200 верст и в ширину с запада на восток, от Средиземного моря до Сирийской пустыни, на 150 верст, Эта небольшая страна находится как бы в средоточии Старого Света, между Азиею, Африкою и Европою, и как бы служит переходом от Средиземного моря к возвышенностям Средней Азии; поэтому в древности чрез Палестину проходили большие торговые дороги, и евреи могли иметь сношения с различными странами и народами, а возникшее в Палестине христианское учение могло легко распространяться из Палестины во все части Старого Света. Но в то же время Палестина представляет страну уединенную, отделенную от соседних стран и народов на севере высокими Ливанскими горами, на западе обширным Средиземным морем, на юге и востоке необозримыми пустынями Аравии и Сирии; поэтому население Палестины не приходило в близкие отношения к другим народам и могло развиваться самостоятельно, еврейский народ мог долго удерживать свои древние нравы и обычаи и сохранять веру в истинного Бога в то время, когда все другие народы впали в грубое язычество.

Вся Палестина по свойствам местности может быть разделена на четыре полосы, проходящие с севера на юг. Во‑первых, на западе, вдоль берега Средиземного моря, по всей Палестине тянется приморская полоса в виде длинной и узкой равнины, которая у самого берега моря покрыта песком, а далее от берега несколько возвышается и представляет плодороднейшую местность с роскошными лугами и пастбищами, с толстолиственными кустами и деревьями, которая оживляется многими стадами пасущихся коз и овец. Эта приморская полоса, пересекаемая горою Кармилом, расширяется к югу и образует весьма плодоносные, но малообработанные долины Саранскую и Сефала, разделяемые возвышением, находящимся у приморского города Яффы. Вторую горную полосу образует высокая горная возвышенность, которая начинается на севере у горы Большого Гермона, составляющей южную оконечность горного хребта Антиливана, и проходит под названием Галилейских, Самарянских и Иудейских гор чрез всю Палестину на юг до Аравийской пустыни. Галилейские горы составляют южную оконечность высокого Ливанского горного хребта и понижаются с севера на юг к Эздраилонской равнине и на запад к Средиземному морю; высшие точки Галилеи представляют гора Большой Гермон на севере и горы Малый Гермон и Фавор на юге Галилеи; между горами Галилеи находятся прекрасные плодородные долины, из которых замечательна Зевулонская долина. Самарянские, или Ефремовы, горы изобилуют многими источниками, лугами, пастбищами и плодовыми садами; среди этих гор выдаются горы Гевал и Гаризим, а севернее к Эздраилонской долине выделяются горы Гильвоа и Кармил. Иудейские горы, составляющие южное продолжение Самарянских гор, более и более возвышаются к югу, к г. Хеврону, и отличаются каменистою, бесплодною почвою и округленными вершинами; высшие точки Иудейских гор, среди которых находится священный город Иерусалим, суть Елеонская гора, гора Искушения, гора Самуила, гора Соба и гора Фердес, или Иродиум. Вся цепь палестинских гор только в одном месте прерывается обширною долиною Эздраилонскою, которая орошается рекою Киссоном и отделяет Галилейские горы от Самарянских. Горы Палестины, в которых находится множество природных пещер и подземелий, преимущественно состоят из меловых, известковых и мраморных горных пород, к которым принадлежат твердая горная порода миззи и более мягкая порода мелеки, употребляемые для построек. Под этими породами находится красноватый песчаник, а еще ниже лежат основные формации гнейса и гранита. Вершины и крутые склоны гор Палестины большею частью представляют бесплодные, каменистые скалы, кое‑где покрытые скудною растительностью колючих растений, но между горами, особенно в Галилее и Самарии, находится множество ущелий, долин и равнин с богатою почвою, и там, где встречаются источники и речки, появляется роскошная растительность; поэтому Палестина, ныне столь бедная, может, при ее плодоносной почве и при тщательной обработке и орошении земли, сделаться богатою страною и дать пропитание многочисленному населению, как это и было в древности. Так как в Палестине при жарком климате от летних палящих лучей солнца все высыхает, то здесь является необходимость в искусственном орошении, и потому древние евреи обращали большое внимание на устройство водопроводов, водоемов, колодцев и цистерн; притом в древности в Палестине было, вероятно, более лесов, которые укрепляли почву, задерживали влагу и давали начало многим источникам и речкам, увеличивавшим плодородие страны. Кроме того, воды зимних дождей смывают с поверхности каменных гор плодоносный слой почвы, поэтому в древности поля и сады в горах устраивались уступами, в виде террас, укрепленных каменными стенами, чтобы этим воспрепятствовать смыванию почвы и чтобы задерживать в почве дождевую воду. Таким образом, в Палестине могут совершаться быстрые переходы от плодородия почвы к ее бесплодности и обратно, что зависит от того, насколько тщательно человек обрабатывает землю. Юго‑восточная часть горной полосы Палестины вдоль Мертвого моря представляет выжженную солнцем каменистую и пустынную местность со многими пещерами, ущельями, лощинами и холмами; это есть так называемая Иудейская пустыня, которая в древности разделялась на пустыни Энгедди, Зиф, Маон и Фекую. Западная часть этой пустыни вдоль Иудейских гор состоит из холмов и пастбищ; средняя часть представляет бесплодную каменистую и холмистую возвышенность, прорезанную глубокими лощинами; наконец, в восточной части Иудейской пустыни находятся крутые спуски с каменных гор и скал пустыни к берегам Мертвого моря. Третью низменную полосу Палестины составляет долина реки Иордан эль‑Гор (спуск, низина) с двумя морями, Тивериадским и Мертвым; эта долина значительно понижается с севера на юг и представляет длинную, глубокую впадину, лежащую значительно ниже океана. Долина эль‑Гор, весьма плодородная в древности, ныне отличается пустынностью, тропическим жаром и скудною растительностью. Наконец, в четвертой заиорданской полосе снова возвышаются крутые горы, а за ними расстилаются необозримые пустыни, в которых множество развалин свидетельствует о значительности местного населения в древности. Эта полоса, простирающаяся от Большого Гермона на севере до южной оконечности Мертвого моря, может быть разделена на четыре части. Первая, северная, часть, от Большого Гермона до реки Ярмока или Иерамакса, представляет плоскую возвышенность с хорошими пастбищами и отдельными горами, покрытыми дубовыми лесами; почва и горы со многими потухшими вулканами состоят преимущественно из вулканической лавы, трахита, долерита и темного базальта, который употреблялся при постройке домов в городах и селениях этой страны. Здесь находились области Итурея, или Джедур, Гавлонитида, или Джаулан, Трахонитида, или Леджа, Ватанея, или Нукра и Аеранитида, или Авран, и города Астароф и Едрей. Вторая часть заиорданской полосы, простирающаяся от р. Ярмока до реки Явока, представляет холмистую красивую местность с белою известковою почвою, со многими пещерами, рощами, богатыми пастбищами и плодородными полями. Третья часть, Галаад, простиралась от р. Яввока до долины р. Арнона и была местом жительства древних аммонитян; в ней находились крутые известковые и меловые Галаадские горы со многими пещерами, высокая гора Осха и города Рамоф‑Галаад и Равав‑Аммон, Наконец, четвертая часть, место жительства древних маовитян, простиралась вдоль восточного берега Мертвого моря от долины Арнона до южной оконечности моря и изобиловала плодородными полями и хорошими пастбищами.

Климат Палестины вообще жаркий, но умеряется отчасти возвышенным положением страны, отчасти ветрами; так, с севера, с Ливанских гор, дуют холодные ветры; с запада, со Средиземного моря, ветры приносят сырость; напротив, южные ветры из пустынь Аравии приносят жар, а восточные ветры из песчаных степей Сирии приносят сухость. Первая, приморская, полоса Палестины охлаждается близостью моря; вторая, горная, полоса прохладнее первой, особенно зимою, когда в ноябре и декабре месяцах дуют холодные северные ветры и идут зимние дожди, а в январе и феврале на горах даже выпадает снег, который, впрочем, быстро сходит; летом же, особенно в августе, в этой полосе усиливаются жары от горячих южных ветров, но по ночам бывают сильные росы; в третьей, низменной, полосе глубокой долины Иордана, в которой воздух не освежается ветрами и лучи солнца отражаются от крутых скал, окаймляющих долину, господствуют сильные тропические жары. Разнообразие климата и почвы Палестины дает возможность к произрастанию самых разнообразных растений. Так, в Палестине произрастают хлебные растения, пшеница, ячмень, чечевица, различные овощи, разнообразные плодовые растения, виноградники, маслины, фиговые, гранатовые, абрикосовые, апельсинные, лимонные, миндальные, ореховые деревья; кроме того, произрастают табак, лен, хлопок, шелковица, бальзамные растения, теревинфы (терпентинное дерево), пальмы, кипарисы, дубы, тополи, олеандры, кактусы. Из животного царства в Палестине водятся: рогатый скот, коровы, овцы, козы; далее лошади, ослы, мулы, верблюды, собаки, зайцы, лани, шакалы, гиены, различные мелкие птицы, куриные породы, голуби, вороны, соловьи, перепела, аисты, коршуны, орлы; затем хамелеоны, ящерицы, змеи, скорпионы, саранча, пчелы, москиты, мухи. Для скотоводства луга представляют превосходные пастбища, а плодородные поля, при некотором труде человека, даже в песчаных и каменистых местах дают обильные жатвы, и земля производит два‑три урожая в год. Поэтому древние евреи занимались преимущественно земледелием и скотоводством; напротив, ремесла, искусства и науки у них процветали менее, чем у других народов древности; ныне же Палестина обработана менее, чем в древности, и большею частью находится в запустении.

Палестина, ныне столь пустынная и малонаселенная, в древности была богатою и весьма населенною страною. Первобытное население Палестины принадлежало к семитическому племени и состояло из древнейших племен рифеев, рефаимов, исполинов, которые разделялись на многие племена; к востоку от Иордана обитали рефаимы (высокорослые), сажумимы (выдающиеся) и емимы (страшные); к западу от Иордана в собственной Палестине жили енакимы (длинновыйные) и аффеи, а к югу от Мертвого моря жили троглодиты, или обитатели пещер хорреи и кенеи. Эти племена были покорены и вытеснены хамитическим племенем хананеян, потомков Ханаана, сына Хама, от которых страна получила название Ханаан и которые разделялись на племена хананеев, хеттеев, ферезеев, амореев, еввеев, гергессеев и иевусеев; эти ханаанские племена не составляли одного сильного государства, но управлялись отдельными царями. На юге Ханаана поселилось сильное племя филистимлян, от которых впоследствии вся страна получила название Палестины. Между этими племенами Ханаана кочевали родоначальники семитического племени евреев, патриархи Авраам, Исаак, Иаков и его двенадцать сыновей, которые вскоре переселились в Египет и, пробыв там около 400 лет, обратились в многочисленный народ израильтян, а около Ханаана поселились родственные евреям семитические племена аммонитян и моавитян к востоку и едомитян, или идумеян, амалекитян и мидианитян, или измаильтян (агарян) к югу от Палестины; к северу от этой страны жили арамеи. Затем около 1400 г. до P. X. евреи, или израильтяне, вышли из Египта под предводительством Моисея и под предводительством Иисуса Навина завоевали большую часть Ханаана, или Палестины, которая была разделена на двенадцать частей между двенадцатью коленами израильскими; впоследствии около 958 г. до P. X. в Палестине образовалось два царстваИудейское и Израильское. Позже Палестина была покорена восточными завоевателями ассириянами и вавилонянами, страна была разорена, города разрушены, жители Иерусалима отведены были в семидесятилетний плен в Вавилоне, а в Палестину переселены были восточные язычники, которые ввели в ней языческую веру и язык арамейский, или халдейский; этот язык приняли и иудеи, возвратившиеся из плена вавилонского в Иудею. Затем Палестина подпадала под власть соседних народов македонян, египтян, сириян и, наконец, римлян; в это время иудеи сближались с завоевателями язычниками, принимали от них и язык и образование, но каждый истый иудей твердо хранил веру отцов и чуждался и ненавидел всякого язычника. В первом веке до P. X. Палестина была подчинена власти римлян, которые всю страну называли Иудеею и назначили царем Иудеи идумеянина Ирода Великого; в конце правления Ирода Великого совершилось величайшее мировое событие, в Вифлееме родился Спаситель мира Иисус Христос.

Во времена Иисуса Христа после Ирода Великого в Палестине было несколько правителей под верховною властью римлян, и Палестина была разделена на четыре части: Иудею, Самарию, Галилею и Перею. Иудея на юге Палестины представляла небольшую, маловодную и малоплодородную область со многими голыми каменными горами и скалами; высшая точка Иудеи находится около города Хеврона, за которым начинается южный спуск Иудейских гор в пустыни Аравии. Эта область с городом Иерусалимом и храмом Иерусалимским составляла средоточие общественной и религиозной жизни древних иудеев, а чем далее от Иерусалима, тем более иудеи смешивались с переселявшимися в Палестину язычниками. Самария между Иудеею и Галилеею представляла небольшую область, также весьма гористую, но со многими плодоносными долинами, в которых при тропическом климате и при достаточном орошении поспевают плоды разнообразнейших растений. Среди Самарии возвышаются горы Гевал и Гаризим, а на север от Самарянских гор отделяются горы Гелвуийские, Малый Гермон и Кармил. В Самарию, после отведения израильтян в плен на восток, были переселены многие язычники, особенно из города Куфы близ Вавилона, которые принесли с собою языческую веру, но, смешавшись с оставшимися в стране израильтянами, приняли иудейскую веру и образовали самарянский народ; самаряне признавали только книги Моисея, имели свое богослужение, свой отдельный храм на горе Гаризиме и сохранили некоторые языческие обряды, поэтому иерусалимские иудеи отделялись от самарян, не имели с ними сношений, считали их нечистыми, и между иудеями и самарянами постоянно существовала сильная вражда. Галилея (округ), отделявшаяся от Самарии обширною Эздраилонскою долиною, разделялась на две части: на плодородное южное плоскогорье, или иудейскую Галилею, и на северную горную Галилею, часть которой за Иорданом называлась Галилеею языческою, Галилея была обильная водою, плодоносною областью, в которой встречались то прекрасные зеленеющие долины, то высокие скалистые горы. В Галилее было много иноплеменников, неевреев, и оставшихся непокоренными древних хананеян, но господствующею верою в Галилее была иудейская вера. При густом населении в Галилее было много городов и селений, а на красивом Галилейском море, обильном рыбою, плавало много судов, и живописные берега моря были покрыты многими селениями. Перея, малонаселенная, пустынная область к востоку от Иордана и Мертвого моря, в древности была населена значительнее, нежели ныне, и составляла на севере так называемое десятиградие с городами Гадара, Галгала, Пелла, нынешняя Фиала, против Вефсеана, или Бейсана, и Др.; на юге Переи находился обширный укрепленный город Махерус. Около собственно Палестины находились отчасти от нее зависевшие страны – к востоку Итурея, Гавлонитида, Трахонитида, Ватанея и Авронитида, а к югу от Палестины находилась Идумея. После времен Иисуса Христа притеснения и жестокости римских правителей возбуждали ожесточенные восстания иудеев, но в 70 г. по P. X. Палестина была совершенно покорена римлянами под начальством Тита; город Иерусалим был разрушен, страна была разорена, а жители были или истреблены или выселены, так что древнее иудейское население Палестины рассеялось и было заменено новым населением, арабами и европейскими переселенцами, преимущественно греками. Впоследствии Палестина была покоряема восточными завоевателями: персами, арабами‑магометана‑ми, турками‑сельджуками, от которых эту страну на время освободили западные крестоносцы, но затем Палестина снова подпала под власть магометан и в XVII в. была завоевана турками‑османами. Жители нынешней Палестины, число которых доходит до 700 тысяч, большею частью арабы‑магометане и отчасти арабы‑христиане, у которых высшие духовные места занимает греческое духовенство; к арабам‑магометанам принадлежат кочующие арабы, или бедуины, восточных, заиорданских пустынь, которые занимаются скотоводством и грабежами и часто ведут междоусобия, преимущественно из‑за пастбищ и хороших источников воды. В некоторых местах Палестины, особенно в Иерусалиме, поселились многие евреи, переселяющиеся из Европы и разделяющиеся на испанских евреев, шефардим, и на русских, польских, немецких евреев, ашкеназим. В новейшее время в Палестине более и более увеличивается число переселенцев из разных стран Европы, особенно из Германии, которые устраивают в Палестине колонии и вводят в ней европейскую культуру.

Для посещения северной Палестины путники из Иерусалима проходят чрез Дамасские ворота и чрез масличную рощу, мимо русского сада и Русских построек, находящихся с левой стороны, и мимо пещер пророка Иеремии и царских гробниц, находящихся с правой стороны Дамасской дороги. Далее дорога спускается в долину, занятую обработанными полями и составляющую начало Кедронской долины; затем дорога поднимается на горы и скалы и идет по каменистой бесплодной местности, которая значительно возвышается над Иерусалимом и называется Скопосом, а также Поклонною горою. С этой горы в последний раз представляется прекрасный вид на северную часть Иерусалима, который далее, за горою, теряется из виду; здесь, на Поклонной горе, всякий богомолец, расстающийся с Иерусалимом, чтобы более не возвращаться в него, чувствует невыразимую скорбь и сожаление, как бы он что‑либо утерял и схоронил, ибо при всех недостатках и неудобствах, встречающихся страннику в нынешнем Иерусалиме, этот священный город становится близким и дорогим всякому богомольцу, посетившему и обозревшему его многочисленные святыни.

За Поклонною горою дорога идет далее на север по каменистой, песчаной и безжизненной местности, в которой повсюду видны бесплодные скалы и камни, покрывающие даже обработанные поля, и повсюду представляются следы опустошений – древние развалины и остатки разрушенных некогда городов; с дороги, проходящей по хребту Иудейских гор, по обеим сторонам видны ущелья, лощины и долины, спускающиеся то к востоку, к равнине Иордана, то к западу, к Средиземному морю, Чрез 3/4 часа пути от Иерусалима, с левой стороны дороги встречается селение Шафат с водоемом, древними развалинами и остатками разрушенной христианской церкви. Далее, с правой стороны дороги, находится пригорок эль‑Фул, с которого представляется прекрасный вид на окрестности; к востоку за пригорком видно селение Аната, древний Антот, родина пророка Иеремии. За пригорком эль‑Фул от большой северной дороги отделяется налево, к западу, другая дорога, ведущая в Лидду и далее в Яффу чрез селение эль‑Джиб, древний Гаваон, и Верхний и Нижний Вефорон; от эль‑Джиба в 1/2 часа пути к югу поднимается высочайшая в окрестности Иерусалима крутая гора Самуила. Далее, с правой стороны дороги, на горе, видны развалины башни, находящейся, по предположениям, на месте древней Гивы Сауловой, родины Саула. Вблизи находится селение Рама (высота), предполагаемая родина пророка Самуила, в которой показывают остатки дома Самуила; здесь же находятся развалины башни, которая, по преданию, в древности служила границею между царствами Иудейским и Израильским.

Вскоре за Рамою большая северная дорога вступает в Ефремские горы, не столь высокие, как Иудейские горы; здесь, между Ефремскими горами, вершины которых представляют скалы, кое‑где покрытые скудною растительностью, виднеются многие плодоносные долины, зеленые пастбища, обработанные поля и сады плодовых деревьев; по дороге встречаются путники, караваны нагруженных верблюдов и множество селений, большая часть которых находится не в плодоносных долинах, а в горных ущельях, для более удобной защиты от нападений хищных бедуинов. Через 2 часа пути от Иерусалима странники достигают до селения Рамалла, древний Аримаф (возвышение), которое, по некоторым предположениям, почитается родиною и местом погребения пророка Самуила и родиною Иосифа Аримафейского; в селении, жители которого большею частью христиане, находятся развалины, мечеть, устроенная из древней церкви, и греческий Авраамов монастырь, в котором странники могут остановиться для отдыха; с возвышения Рамаллы представляется обширный вид на спускающиеся к западу горы, на равнины Сефала и Саронскую и на отдаленную Яффу и Средиземное море. Далее дорога обходит начало долины Сувенит, которая спускается к востоку, соединяется с Фаранскою долиною и, приняв название долины Кельт, выходит к равнине Иордана; с двух сторон Сувенита находились города Гит и Михмас, при которых Саул вел войну с филистимлянами. Обойдя начало долины Сувенит, дорога достигает до селения эль‑Бир (колодезь), в котором находится много источников и развалины древней церкви, галерей и арок, принадлежавших госпиталю времен крестоносцев. Эль‑Бир, по преданию, есть то место, откуда Божия Матерь и св. Иосиф возвратились в Иерусалим, отыскивая оставшегося в городе Божественного Отрока Иисуса Христа. Вскоре за Эль‑Биром дорога проходит мимо пещеры с двумя родниками воды, в которой два столба поддерживают пещерные своды.

Далее, чрез 1/2 часа пути от Эль‑Бира, дорога вступает в дикую, таинственную дебрь; повсюду видны каменные плиты, дикие скалы и вершины гор, на которых находятся развалины и вели, или гробницы, чтимых магометанских имамов, а между горами видны прекрасные пастбища и обработанные поля. На склоне одной горы, на месте древнего еврейского святилища Вефиля (дом Божий), расположено бедное селение Бетин; выше селения, на вершине горы, видны развалины церкви и башни, а внизу, под горою, в зеленеющей лощине находится обширный каменный бассейн; на противоположной стороне лощины, на горе, также сохранились развалины башни средневекового монастыря, и с этой горы на востоке открывается вид на долину Иордана. Вся эта местность ознаменована древнейшими ветхозаветными событиями; здесь Авраам устроил жертвенник Богу и вместе с Лотом пас свои стада; отсюда Авраам и Лот разошлись: Авраам удалился к Хеврону, а Лот поселился в плодоносной долине Сиддим в городе Содоме. Здесь же, в Вефиле, на горе, Иаков имел во сне видение лестницы от земли до неба, по которой восходили и нисходили Ангелы, и Господь дал Иакову великие обетования; в воспоминание видения Иаков поставил памятником камень, который служил ему изголовьем во время сна, и возлил на него елей, а самое место назвал Вефилем. В Вефиле некоторое время стоял кивот завета, и здесь Самуил, а потом пророчица Деввора производили суд над народом; здесь же Иеровоам, царь Израильский, устроил жертвенник и ввел поклонение тельцам. Впоследствии в Вефиле был устроен христианский храм, от которого сохранились развалины. Далее за Бетином, или Вефилем, прекращаются суровые Иудейские и Ефремовы горы и начинаются менее высокие Самарянские горы, на вершинах которых почти повсюду видны или развалины, или магометанские вели. Каменистая дорога то поднимается на крутые горы, то спускается в долины, в которых обильные источники дают возможность разводить виноградники, маслины и плодовые деревья. В одном месте, к западу от дороги, видно большое, населенное христианами селение Джифна, древняя Гофна, в котором находятся развалины церкви и латинский монастырь. Из Джиф‑ны дорога, идущая на северо‑запад, ведет к местечку Тибна, древнему Тимнат‑Харесу, в котором указывают предполагаемую гробницу Иисуса Навина; по другим предположениям, в Тибне находится гробница Иеровоама, а Тимнат, иначе называвшийся Тирцою, находился севернее, недалеко от Ливны, на месте нынешней деревни Кефар Харес, в которой близ мечети и старого теревинфа указывают древнюю гробницу, и это, может быть, и есть гробница Иисуса Навина.

Большая дорога от Бетина идет далее на север по горам и долинам. В одном месте дорога круто спускается по тесной каменистой лощине в долину с обработанными полями; в лощине, близ развалин монастыря и рощи прекрасных маслин, между скал виден так называемый источник разбойников, Аин эл‑Харамие, вытекающий из отвесной скалы. Далее, с правой, восточной стороны дороги, находится деревня Сейлун с древними погребальными пещерами и с развалинами, принадлежащими древнему городу Силому, в котором израильтяне остановились при Иисусе Навине для раздела завоеванной ханаанской земли; здесь же некоторое время стояла скиния сведения, при которой служил судия Илия и возрастал пророк Самуил; с возвышения Сейлуна представляется прекрасный вид на окрестности. Далее большая северная дорога проходит мимо источника и дорожного пристанища Ливна, расположенного близ развалин в глубокой долине, и затем следует подъем на высокий перевал Самарянских гор. За перевалом открывается обширная, окруженная горами плодоносная долина Махна, в которой видны многие селения, поля и сады маслин и которая оканчивается на севере двумя высокими горами, Гаризимом и Гевалом; узкая дорога, высеченная в скалах, идет вдоль долины по склону горы Гаризима. В долине Махна, особенно в северной ее части, происходили некоторые события священной истории. Здесь у дуба Море останавливался Авраам, здесь Иаков со своим семейством раскинул шатры и пас свои стада. В конце долины с правой стороны дороги, идущей по подошве Гаризима, находится глубокий, но маловодный колодезь Иакова, или Бир‑эс‑Самарие, у которого Спаситель беседовал с самарянкою, называвшеюся, по преданию, Фотиньею; впоследствии св. Елена построила над колодцем церковь, от которой сохранились развалины, а камень, на котором восседал Спаситель, отвезен был в Константинополь. Несколько далее к северо‑востоку от колодца указывают гробницу Иосифа, которая представляет возвышение или род саркофага, окруженного оградою и виноградниками; под возвышением находится недоступная и неисследованная погребальная пещера, в которой, вероятно, сохраняется гробница Иосифа. Далее за гробницею Иосифа у подошвы горы Гевал находится селение Аскер, вероятно на месте древнего города Сихара, из которого пришла самарянка к колодцу Иакова; здесь из‑под сводов со ступеньками, высеченными в скале, выходит источник Аскер, коего вода течет в бассейн. Вблизи указывают сихемский дуб, под которым Иаков зарыл в землю терафимов, или домашних идолов, хранившихся в его семействе.

За долиною Махна в 1/2 часа пути от колодца Иакова странник достигает до большого города Набулуса, или древнего Сихема. Дорога из долины Махна обращается на запад и проходит по подножию горы Гаризима, мимо турецких казарм и мимо колодца, всегда оживленного толпою народа. Затем дорога вступает в узкую долину, лежащую между двумя высокими горами: к югу находится красивая зеленеющая гора – благословенный Гаризим (боги гор), а к северу возвышается мрачная, грозная гора – проклятый Гевал, на которой стоял жертвенник, сложенный при Иисусе Навине из 12 камней с начертанными на них законами Моисея. Между горами Гевалом и Гаризимом находится живописная и весьма плодородная вследствие изобилия источников долина, а в ней среди зелени густых садов, виноградников, масличных, шелковичных и плодовых деревьев расположен город Набулус, или Неаполис (новый город), древний Сихем (затылок, плечи, хребет), один из древнейших городов в мире. Сихем упоминается уже во времена Авраама и Иакова, а позже, во времена Ровоама, он служил столицею Израильского царства. Нынешний город Набулус окружен зубчатыми стенами и застроен весьма тесно; улицы города узки, а дома представляют массивные средневековые постройки с плоскими крышами; посреди города в его низменной части проходит главная улица со множеством лавок и базарною площадью, постоянно оживленною толпою народа. Из построек замечателен основанный св. Еленою и перестроенный крестоносцами великолепный храм св. Иоанна, обращенный в мечеть, и древняя церковь, построенная, по преданию, на месте пребывания Иакова, когда он узнал о мнимой смерти Иосифа; кроме того, в городе находится греческий Георгиевский монастырь с помещениями для богомольцев. Жители Набулуса, число которых доходит до 13 тысяч, ведут значительную торговлю и занимаются производством бумажных тканей и варением мыла из оливкового масла; при своей деятельности и предприимчивости жители Набулуса отличаются мужеством, независимостью и беспокойным нравом и особенно враждебно относятся к христианам. В Набулусе сохранился до новейшего времени единственный остаток самарянского народа, но число самарян более и более уменьшается; они живут в глухой Зеленой улице, близ Гаризима, и имеют древнюю синагогу, небольшое, четвероугольное здание со сводами и одним окном; внутри синагоги в нише за зеленою завесою, в металлическом ковчеге хранится обернутый в розовую шелковую пелену весьма древний список Пятикнижия Моисея; написанный на трех свитках. С южной стороны города поднимаются крутые обрывы горы Гаризим, на которой самаряне, отделившись от иудеев, устроили святилище, или храм самарянский, вскоре разрушенный, и ныне самаряне ежегодно совершают на этой горе, несколько ниже ее вершины, свои религиозные празднества. От западного конца города на гору Гаризим ведет дорога, сначала довольно удобная, потом весьма крутая; во многих местах из горы вытекают источники, во многих местах видны пещеры, служившие каменоломнями для городских построек; вершина горы покрыта камнями, голыми скалами и многими развалинами с башнями и цистернами, принадлежавшими, вероятно, самарянскому храму и древней христианской церкви; с вершины горы представляется прекрасный вид на город и окрестности. Еще более обширный вид на окрестности города и на всю Самарию, на всю страну от Иерусалима до Назарета и от Средиземного моря до Иордана, представляется с противоположной, более высокой и крутой горы, Гевала. На крутых склонах горы Гевала видны скалы и пещеры; во многих местах уступами или террасами расположены сады и огороды; каменистая вершина горы, на которую ведет крутой подъем, часто покрывается облаками и на ней видны развалины и магометанская гробница, или вели, в которой, по верованиям магометан, хранится глава Иоанна Крестителя.

Из Набулуса путники идут далее к селению Севастии. Дорога по выходе из западного конца города Набулуса идет сначала на запад по прекрасной плодородной долине, чрез оливковые рощи, мимо водопроводов и мимо источника Рас эль‑Аин, который вытекает из горы Гаризим и проходит чрез весь город Набулус. Затем дорога снова поворачивает на север, поднимается на гору, с которой впереди видна Севастия, снова спускается и идет по долине, чрезвычайно обработанной и орошаемой многими ключами и ручейками, а также искусственно, посредством водопроводов и цистерн; местность оживляется многими селениями, садами и рощами плодовых деревьев, а на вершинах гор видны развалины и магометанские вели. Вскоре путники достигают до Севастии, находящейся на отдельной горе среди плодоносной долины, окруженной прекрасными плодовыми садами и многими великолепными развалинами. Нынешнее селение Севастия расположено на месте древней Самарии, или Симерона, города, получившего название от Шамора, древнего владельца этой местности. Некогда Самария была столицею Израильского царства, и в ней владычествовали нечестивый Ахав и его жена финикиянка Иезавель, которые ввели в Израильском царстве поклонение идолам Ваала и за это подвергались укорам пророка Илии. Впоследствии город Самария был несколько раз опустошаем, но Ирод Великий восстановил и украсил город, а Ирод Антипа построил в нем великолепный храм в честь римского императора Августа и назвал город Августою, или Севастиею. При устройстве города отдельно возвышающаяся гора, на которой стоял город, была правильно обсечена и отделана уступами, или террасами, а вершина горы была выровнена, и на ней был языческий храм с колоннадами, от которых сохранились развалины; с вершины горы широкая лестница вела вниз, на нижние террасы, на которых также находились колоннады, отчасти сохранившиеся доныне; еще ниже вокруг всего города шла стена, остатки которой видны и теперь. В Севастии, по преданию, был погребен своими учениками Иоанн Креститель, обезглавленный в Махерусе, а по другим преданиям, он здесь же, в Севастии, был заключен в темницу и обезглавлен. Над темницею и погребальною пещерою Иоанна Крестителя был построен св. Еленою храм, увеличенный во времена Крестовых походов; от этого храма сохранились обширные развалины, среди которых ныне устроена небольшая мечеть. Внутри мечети находится спуск в 21 ступень, ведущий в темное тесное подземелье с мраморною площадкою; здесь в стене пещеры указывают углубление, и перед ним на полу видны красивые пятна, обозначающие, по преданию, место усекновения главы Иоанна Крестителя; возле этого места в стене находятся три ниши, или склепа, из которых средняя служила гробницею св. Иоанну Крестителю, а боковые служили гробницами пророков Авдия и Елисея. Впоследствии, во времена римского императора Юлиана Отступника, по словам Фотия, писателя XII в., тело Иоанна Крестителя было сожжено и прах его вложен был в урну, но некоторые части мощей св. Иоанна Крестителя были сохранены; так, десная рука святого, сохранившаяся у Иоаннитов, или Мальтийских рыцарей, и перенесенная вместе с частью Животворящего Креста Господня и чудотворною иконою Божией Матери в Россию при императоре Павле I, который был последним великим магистром Мальтийского ордена, хранится в С.‑Петербурге, в соборе Зимнего дворца. В том же городе Севастии апостол Филипп проповедовал христианское учение и крестил жителей города, между которыми был и Симон волхв (Деян., III, 5–13).

Из Севастии дорога в Назарет идет на север то по невысоким горам, то по плодородным, обработанным долинам, в которых видны многие развалины и многие селения, состоящие из низких каменных мазанок, едва заметных издали. В одном месте долина суживается в тесное дефиле, и с левой стороны, на скате холма, видны развалины укрепленного замка Санур, окруженного зубчатыми стенами с башнями; кругом в горах и скалах находится много погребальных пещер. Далее за Сануром следует подъем на гору, и дорога идет вдоль обширной плодородной долины эл‑Горак, которая простирается далеко на восток и в дождливое время обращается в болото или озеро. С возвышения видно направо от дороги селение Митилие, вероятно, древняя Витулия, родина Юдифи, а прямо к северу видна обширная долина Эздраилонская и вдали синеют Галилейские горы, среди которых на одном возвышении виднеются белые дома Назарета. Далее после крутого спуска и нового подъема на гору встречается большое селение Кабатие, у которого от большой дороги отделяется налево другая дорога, идущая среди плодоносных долин на запад к местечку Дофаиму (два колодца), где на прекрасных пастбищах сыновья Иакова пасли стада и где они продали младшего брата своего Иосифа купцам. За Кабатие начинается спуск с Самарянских гор; дорога проходит чрез тесное ущелье, по которому протекает ручей, и спускается в плодоносную долину, в которой находится богатое, оживленное местечко Дженнин, древний Енганим, составлявший в древности границу между Самариею и Галилеею, а по некоторым предположениям, Дженнин есть древний Дофаим. До этого местечка доходил Олоферн, полководец царя Навуходоносора, но здесь погиб от руки Юдифи; здесь же проходил Иисус Христос из Галилеи в Самарию и исцелил десять прокаженных (Лука, XVII, 11–19). Местечко Дженнин, коего улицы и базары постоянно оживлены народом, окружено плодовыми деревьями и садами, которые орошаются многими источниками; население города, отличающееся богатством, состоит преимущественно из негостеприимных и враждебных христианам магометан.

От Дженнина к северу начинается обширнейшая, плодородная равнина Ибн Амир, древняя Эздраилонская, или Изреельская долина, имеющая 25 верст ширины и 50 верст длины. Эта долина на северо‑западе доходит до Средиземного моря, а на востоке разделяется горами на две меньшие долины, из коих одна, южная, доходит до равнины Иордана, а другая, северная, – до Тивериадского озера. Вокруг Эздраилонской долины поднимаются высокие живописные горы: на юге – Самарянские горы и гора Кармил, на востоке – Гулвуйские горы, Малый Гермон и гора Фавор, на севере – Галилейские горы, за которыми высятся Ливанские горы; по всей равнине протекает река Мукатта, древний Киссон, которая начинается на востоке, принимает в себя много притоков, образует в долине много болот и на западе вливается в Средиземное море. Большая часть Эздраилонской долины хорошо обработана и представляет богатые поля или превосходные пастбища с высокою травою и множеством цветов, так что долина с окрестных горных высот представляется обширным зеленым морем; в этой долине водятся стаи журавлей и аистов, дикие кабаны, шакалы и леопарды. Население Эздраилонской долины незначительно, ибо жители‑арабы селятся большею частью не в долине, а в ущельях окрестных гор, чтобы удобнее защищаться от бедуинов, которые производят частые грабежи и кочуют преимущественно в восточной части Эздраилонской равнины, пользуясь ее превосходными пастбищами. Западная часть равнины называется долиною Магеддонскою от находившегося здесь города Маггедона, Армаггедона или, может быть, Легеона (Леджун). В обширной Эздраилонской равнине уже с древнейших времен происходили замечательные события и многие большие битвы. Здесь пророчица Деввора и Варак победили войска хананеян; здесь Гедеон разбил мидианитян и амалекитян, Саул вел войну с филистимлянами, египетский царь Нехао победил царя израильского Иосию, по этой долине полководец Навуходоносора Олоферн доходил до города Дженнина; здесь же Маккавеи сражались против сирийских войск, римский император Веспасиан сражался с иудеями, затем Саладин разбил крестоносцев, и, наконец, в новейшие времена Наполеон и Клебер разбили здесь турецкие войска. Таким образом, обширная равнина Эздраилонская имела важное значение в истории Палестины и служила местом многих состязаний народов.

Дорога из Дженнина в Назарет идет по восточной части Эздраилонской равнины, чрез русло иссохших речек, по местности, заросшей терновником; вдали к востоку, на склонах горы Джебель Факуа, древних Гелвуйских гор, видны многие селения. Дорога приближается к горе Факуа, на которой в красивой местности находится селение Зерин, древний Изреель, или Эздраилон, окруженное садами и виноградниками, между которыми видны многие развалины и обломки древних построек; здесь вблизи Саул потерпел поражение от филистимлян и окончил жизнь, бросившись на свой меч; впоследствии город Изреель служил столицею нечестивому царю Ахаву и его жене Иезавели, которая погибла в этом городе. Далее дорога переходит чрез узкую долину Джалуд, которая находится между Гельвуйскими горами и горою Малый Гермон и спускается на восток к равнине Иордана; с этого места дороги, близ Изрееля, можно обозреть всю долину Эздраилонскую на восток до Иордана и на запад до горы Кармила и до Средиземного моря. В начале долины Джалуд находится источник Джалуд, или источник Голиафа, вытекающий из большой обсеченной скалы и наполняющий водою обширный бассейн; ниже, в этой же долине, находится селение Бейсан близ развалин древней крепости Вефсеана, или Скифополиса, Далее дорога в Назарет всходит на склоны горы Дахи, или Малого Термона, принимаемой некоторыми за гору Преображения Господня. Малый Гермон представляет отдельно стоящую, остроконечную пустынную гору, коей вершина часто покрывается снегом, а ниже находятся пастбища и еще ниже находятся некоторые селения. Из них замечательны окруженное кактусовыми насаждениями селение Сунем, древний Суним, у которого стояли филистимляне во время битвы с Саулом; здесь же пророк Елисей воскресил умершего сына сунамитянки. Несколько далее к востоку, за крутым склоном горы Дахи, находится красивое селение Неин, древний Наин, в котором Господь воскресил умершего сына вдовы наинской. За Неином, еще далее к востоку, в скалах горы видно много погребальных пещер и близ них находится бедное селение Эндур, древний Аендор, где жила аендорская волшебница, которая, по просьбе Саула, вызвала тень Самуила пред началом неудачной для Саула битвы с филистимлянами, За Аендором, далее к востоку, видны равнина Иордана и Заиорданские горы, а к северу простирается холмистая долина, среди которой возвышается округленная, покрытая зеленью гора Преображения Господня, гора Фавор, и к ней ведет небольшая дорога от Аендора. Возвратившись из Аендора и Неина на большую Назаретскую дорогу, путники спускаются с горы Дахи в Эздраилонскую долину; дорога переходит один из притоков Киссона и приближается к отвесным назаретским скалам, и вскоре начинается крутой подъем на Галилейские горы. При всходе на горы встречается большой водоем и с левой стороны дороги видно селение Яффа Назаретская, которая, по преданию, была отечеством апостолов Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых; от Яффы Назаретской проложена удобная колесная дорога к Средиземному морю. На высоте назаретского подъема находится небольшая горная долина, покрытая обработанными полями и садами, среди которых выдаются белые постройки города Назарета, находящегося на южной оконечности Галилейских гор.

Галилейские горы, южные отрасли Ливанских гор, образуют живописную горную возвышенность, древнюю Галилею, которая уступами понижается во все стороны: на западе – к Средиземному морю, на юге – к Эздраилонской равнине, на востоке–к Тивериадскому озеру и только на севере Галилейские горы, между которыми возвышаются горы Сафет и снежная вершина Большого Гермона, не понижаются, а повышаются и соединяются с более высокими Ливанскими горами. В плодородной Галилее (округ), орошаемой многими реками и речками, между горами находятся многие долины с тучными лугами и полями, со многими садами, виноградниками, рощами маслин, фиговых, апельсинных и других плодовых деревьев. В древности чрез густонаселенную Галилею проходила караванная дорога из Дамаска к морю и в Египет, и Галилея имела частые сношения с иноземцами, оттого в римские времена в Галилее учреждены были многие таможни. Население Галилеи, отличавшееся трудолюбием, смелостью и независимостью, было чрезвычайно смешанное; кроме евреев здесь жили многие остатки древнего ханаанского племени, принявшие иудейскую веру; затем здесь селились арабы, греки и римляне; особенно много греков находилось в Галилее, так что высшие классы народа во времена Иисуса Христа говорили преимущественно на греческом языке, а все население имело свой особенный говор, по которому иерусалимские иудеи узнавали галилеян; иудеи чуждались галилеян и называли их страну, отделенную Самариею от Иудеи, Галилеею языческою. Из Галилеи ежегодно тысячи богомольцев отправлялись на праздник Пасхи в Иерусалим и, не желая проходить чрез полуязыческую Самарию, шли или вдоль берега Средиземного моря, или по долине Иордана, чрез Иерихон, откуда они поднимались на горы Иудейской пустыни, шли мимо Адамима, гостиницы благого самарянина, останавливались в Вифании и, приближаясь к Иерусалиму с пением и с пальмовыми ветвями в руках, останавливались за городом, на северной вершине Елеонской горы, названной поэтому горою Галилеян, и располагались на ней в шатрах и кущах. Иисус Христос также ежегодно странствовал в Иерусалим на праздники иерусалимские, но всегда возвращался в любимую Им Галилею, в которой Он провел большую часть жизни и в которой Он посещал для проповеди не только города, но и большие и малые селения; поэтому в Галилее находится много местностей, упоминаемых в Новом Завете, и между ними особенно замечателен город Назарет. Назарет, небольшой, красивый город, находящийся в 120 верстах от Иерусалима, расположен уступами на склонах холма, среди виноградников и садов, орошаемых колодцами и окруженных изгородями из кактусов; далее вокруг города и садов поднимаются холмы и горы. Назарет, сохранивший вид древнего города, разделяется широкою базарною площадью на три квартала: греческий, католический, мусульманский. Население Назарета, состоящее из арабов, занимается садоводством, скотоводством и торговлею; число жителей доходит до 6000, и большая часть из них принадлежит к христианам, по преимуществу православным, но главные святыни города принадлежат католикам; протестанты также имеют в городе церковь, школу и больницу, а на одном из высших мест города находится обширный английский приют для девочек; в городе имеются русский и католический странноприимные дома, здесь же находится небольшая русская колония, при которой устроена школа для арабских детей. Город Назарет связан со многими священными воспоминаниями; здесь, в Назарете, протекла большая часть тихого, скромного и неизвестного детства, отрочества и юности Иисуса Христа, здесь каждая пядь земли освящена стопами Спасителя или Божией Матери, и предание указывает в Назарете многие, ознаменованные священными событиями, места, из которых особенно замечательно принадлежащее католикам место бывшего жилища Св. Семейства.

При въезде в город из долины Эздраилонской на правой стороне базарной улицы находится обширный францисканский монастырь Благовещения, построенный в виде четвероугольной крепости с высокими стенами; в монастыре находится до 25 монахов; кроме того, в нем содержится школа для детей и разведены прекрасные сады, в которых есть несколько пальмовых деревьев. Среди монастырского двора, устланного плитами, возвышается великолепная церковь Благовещения, заменившая прежде существовавшую здесь древнюю церковь, которая, по преданию, была воздвигнута св. Еленою на месте дома св. Иосифа и Девы Марии. Дом Св. Семейства, по некоторым предположениям, был пристроен к скале, и пещеры этой скалы служили частью помещений дома, как и ныне еще бедные жители Назарета живут в пещерах скал или в сделанных к ним пристройках; затем в продолжение веков наносы, щебень и развалины несколько раз опустошенного города повысили почву, и потому пещеры, принадлежавшие к жилищу Св, Семейства, ныне находятся ниже почвы и образуют подземелья. Над этими пещерами построен великолепный католический храм Благовещения; внутри храма четыре пилястра поддерживают высокие своды, а стены и помост украшены мрамором; в храме устроен орган и хранится древняя икона, как полагают, снимок с нерукотворного образа, посланного, по преданию, Спасителем чрез апостола Фому эдесскому царю Авгару. Две мраморные лестницы в 17 ступеней ведут к главному алтарю во имя Архангела Гавриила и ко входу в кельи монахов. С левой стороны алтаря широкая мраморная лестница в 15 ступеней ведет вниз, в подземные пещеры. В первой пещере св. Ангела устроено два престола: Архангела Гаврила и Богоотца Иоакима. Между обоими алтарями находится вход, спускающийся на несколько ступеней ниже во вторую пещеру Девы Марии, или пещеру Благовещения, в которой находится престол Благовещения, а под ним в полу сделан мраморный круг с крестом и латинскою надписью: «Здесь Слово плоть бысть»; над престолом, который освещается многими дорогими лампадами, находится замечательная по живописи икона Благовещения. Налево от входа в эту пещеру находятся две поставленные св. Еленою колонны: одна из черного мрамора указывает место, где во время благовещения стоял Архангел Гавриил, а другая находится на месте, где стояла Дева Мария; эта последняя колонна была распилена, как полагают, магометанами, думавшими найти в ней сокровища, и теперь верхняя часть колонны висит со свода пещеры. За второю пещерою следует третья пещера св. Иосифа, с устроенным во имя его алтарем и лестницею, ведущею во двор монастыря; здесь, по преданию, учился Божественный Отрок Иисус и пребывал в повиновении у родителей. Далее на несколько ступеней ниже находится четвертая пещера, служившая кухнею в доме Св. Семейства, и из нее лестница ведет наверх, в помещения монастыря. К монастырю Благовещения принадлежит также находящийся против него, по другую сторону Базарной улицы, католический странноприимный дом, Casanuova, в котором монахи гостеприимно принимают богомольцев.

К северо‑востоку от монастыря Благовещения, на окраине города, внутри небольшого двора, находится небольшая католическая церковь, устроенная, по преданию, на месте плотницкой мастерской древодела св. Иосифа, в которой прошла большая часть простого и уединенного отрочества Спасителя; часть древней стены этой мастерской сохранилась в стенах вновь построенной церкви и внутри церкви над престолом помещена икона, изображающая отрока Иисуса, помогающего св. Иосифу в работе. Вблизи находятся остатки древнего здания, частью опустившегося в землю и поросшего травою; эти развалины, сложенные из огромных камней, по преданию, принадлежали школе времен Иисуса Христа. В средине города, близ мечети с высоким минаретом, находится маронитская церковь с древними сводами, устроенная на месте синагоги, в которой Иисус Христос благовествовал Свое учение и откуда иудеи вывели Его, чтобы сбросить с высокой горы в пропасть. На западной окраине города, возле другой маронитской церкви, находится маронитская часовня, в которой сохраняется большой плоский известковый камень, служивший, по преданию, трапезой для Спасителя и Его учеников; здесь же прежде хранилась упомянутая древняя икона, снимок с нерукотворного образа Спасителя, перенесенная впоследствии в монастырь Благовещения. За часовнею маронитов находится высокая, отвесная гора Джебель‑эт‑Тих, с которой иудеи хотели сбросить Спасителя в пропасть и на которой находятся развалины католического храма, носившего название церкви Марии в ужасе, С этой горы представляется прекрасный, обширный вид, на который, вероятно, не раз взирал проведший в Назарете Свою молодость Иисус Христос; отсюда к югу, внизу, в глубине видна обширная, как зеленое море, Эздраилонская равнина, а за нею видны Самарянские горы и Малый Гермон со многими селениями; к западу возвышается гора Кармил, у подножия которой синеет Средиземное море, а на вершине Кармила едва заметны постройки монастыря пророка Илии; к северу представляются Галилейские горы и равнины, за которыми видны гора Сафет и снежный Большой Гермон; наконец, к востоку, внизу, под ногами, на склоне холма, среди зеленых садов лежит город Назарет со своими белыми постройками; за городом видна гора Фавор, далее видно углубление Тивериадского озера и реки Иордан, а еще далее за озером видны темные горы Авранитиды и Васана. На противоположном конце города, на его северо‑восточной окраине, находится православная арабская церковь Архангела Гавриила с глубоким источником, от которого вода посредством подземного канала проведена к близлежащему водоему Это есть единственный источник воды для Назарета, сюда постоянно приходят черпать воду назаретские женщины, живописные одежды которых сохранили древний вид и покрой; сюда и в древности приходили за водою, здесь, без сомнения, почерпала воду и Божия Матерь, потому этот древний колодезь называется колодезем Девы Марии, или колодцем Иисуса Христа. Над этим священным колодцем св. Елена воздвигла церковь во имя Архангела Гавриила, и впоследствии эта церковь была возобновлена, как говорят, при содействии Петра Великого. Внутри церковь богато украшена и имеет хороший иконостас; возле алтаря, позади северного клироса, устроен особый нижний придел, на полу которого находится обложенное белым мрамором и освещаемое множеством лампад отверстие священного колодца, из которого почерпают воду, опуская в него кружку, и из него же вода по каналу проведена в ближайший водоем; над колодцем помещена икона Благовещения, а возле находится решетка, за которою лестница ведет вниз, ко дну колодца, обложенного белым мрамором. Несколько далее церкви Архангела Гавриила, уже за городом, находится другой колодец, у которого, по преданию, часто останавливался Иисус Христос со Своими учениками.

 

еще рефераты
Еще работы по истории