Лекция: VI. Достопримечательности Иерусалима

 

Кроме храма Гроба Господня и Страстного пути, в Иерусалиме находится еще много мест, ознаменованных священными и историческими событиями и привлекающих благочестивое внимание богомольцев; эти замечательные места находятся в кварталах христианском, армянском, еврейском и магометанском. Христианский квартал, коего средоточием служит храм Гроба Господня, занимает древние возвышенности Акру и Голгофу и расположен к северу от улицы Давида, или Базарной улицы. Эта улица, одна из главных в Иерусалиме, начинается у Яффских ворот, проходит на восток чрез весь город и доходит до главной турецкой мечети, находящейся на горе Мориа. В начале улицы Давида находятся величественные Яффские ворота с большою башнею, внутри которых устроен извилистый проезд в город. Возле ворот находится городская крепость, называемая замком Давида, потому что крепость построена на месте дворца Ирода, который, в свою очередь, возведен был на месте замка Давида. Крепость представляет обширную средневековую постройку со многими башнями, глубокими рвами и древнею цистерною; в некоторых башнях, например, в башне Иппика и особенно в высокой башне Фазаель, или башне Давида, первоначально построенных при царе Ироде или даже ранее, сохранились древние фундаменты из огромных четвероугольных камней. В башне Давида крутая каменная лестница и темные переходы ведут наверх, в помещение, в котором показывают углубление в окне, и здесь, по преданию, царь Давид молился и писал свои вдохновенные псалмы. С верха этой башни представляется прекрасный вид на город и его окрестности до Мертвого моря и до горы Самуила. Возле крепости расположены турецкие Сионские казармы. Против крепости валовой стороны улицы Давида, другая небольшая улица идет на север к католическому, хорошо устроенному странноприимному дому Casa nuova и к францисканскому монастырю Спасителя, в котором находится прекрасно устроенная церковь и богатая ризница; монахи этого монастыря, отличающиеся своею образованностью и обходительностью, чрез каждые три года сменяются вновь прибывающими из Европы монахами. Далее, по той же левой стороне улицы Давида, находится Средиземная гостиница, и затем вторая улица, идущая на север, ведет мимо обширного пустыря, на месте которого находился бассейн Урии, или Вирсавии, и мимо греческого госпиталя к месту жительства католического патриарха, к католической патриархии, с великолепною церковью и богатою библиотекою. Эта же улица ведет далее к углу городской стены, у которой на остатках древнего укрепления Голиаф и древней башни Псефина, или башни Танкреда, устроена католическая школа. Далее по улице Давида встречается третья улица, идущая на север; это есть более широкая и многолюдная Христианская улица, которая проходит мимо Патриаршего пруда, не видного с улицы за возведенными пред ним постройками, и мимо многих магазинов и книжных лавок и ведет к храму Гроба Господня и к греческой патриархии.

Далее, за улицею христиан, по улице Давида находится обширное четвероугольное место Муристан (госпиталь, дом умалишенных), которое простирается до площадки, находящейся пред входом в храм Гроба Господня. На этом месте в древности, по преданию, находился дом Зеведея, отца апостолов Иакова и Иоанна, и дом св. Захарии, близ здания темницы. Во время Карла Великого здесь основан был странноприимный дом для богомольцев и многие церкви и монастыри; во время Крестовых походов в Муристане возведены были обширные великолепные постройки рыцарей Ордена Иоаннитов, или Госпиталитов, обращенные впоследствии в госпиталь; после завоевания Иерусалима Саладином Иоанниты выселились на остров Родос и потом на остров Мальту и приняли название Родосских и Мальтийских рыцарей; наконец, часть рыцарей переселилась в Россию, и последним начальником, или гроссмейстером, Мальтийского ордена был российский император Павел I. От построек Иоаннитов сохранились обширные развалины, остатки церкви св. Иоанна Крестителя, остатки двухэтажных зданий, больших рыцарских, зал и палат и великолепные ворота; под зданиями в подземельях были устроены цистерны, бывшие, вероятно, древними каменоломнями, в которые можно и ныне спуститься по лестницам. В настоящее время эти развалины подарены султаном Пруссии, которая произвела в них значительные раскопки, восстановила церковь и устроила здесь лютеранскую школу и странноприимный дом.

В юго‑западной части Муристана находится обширный греческий монастырь св. Иоанна Крестителя, а в северо‑западной части, против храма Гроба Господня, находится Гефсиманский монастырь и возле него небольшая мечеть Омара с высоким минаретом на том месте, где завоеватель Омар остановился для молитвы после покорения Иерусалима. Пройдя мимо Муристана, улица Давида спускается вниз, проходит через крытый полутемный базар, пересекает две улицы, идущие на юг от Дамасских ворот, и снова поднимается к горе Мориа, к воротам эс‑Силселе, которые ведут к главным магометанским мечетям, находящимся на месте древнего храма Соломона.

К югу от улицы Давида находится Сионская возвышенность, на которой расположен армянский квартал. Сначала возле Яффских ворот находится городская крепость и сионские казармы. Возле крепости, к югу от улицы Давида, расположена базарная площадь, оживляемая многими торговцами, народом, верблюдами и мулами. За площадью базара, с той же правой стороны улицы Давида, следуют значительные английские постройки, английская церковь, дворец английского епископа, английская школа и госпиталь. Возле английского госпиталя находится бедный абиссинский монастырь, построенный на месте дома евангелиста Марка, к воротам которого прибыл апостол Петр после чудесного освобождения его из темницы. «И, осмотревшись, Петр пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились». (Деян., XII, 12). В монастырской церкви сохраняются весьма древняя купель и икона Божией Матери, писанная евангелистом Лукою. От базарной площади, находящейся между крепостью и английскими постройками, идет к югу по Сионской возвышенности большая Армянская улица, на которой указывают место, где Спаситель, по воскресении Своем, явился трем женам Мариям: «Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему». (Матф., XXVIII, 9). Несколько далее, в переулке направо, указывают мечеть, находящуюся на месте, где стоял дом апостола Фомы.

Далее на юг Армянская улица доходит до обширного армянского сада с большими деревьями и до большого армянского монастыря, основанного грузинами на том месте, где во время гонения Ирода Агриппы замучен был апостол Иаков Зеведеев, брат евангелиста и апостола Иоанна Богослова: убил (Ирод) Иакова, брата Иоаннова, мечом. (Деян., XII, 2), Внутри монастыря, вокруг обширного двора и сада с высоким кедром, расположены странноприимные дома, в которых находится до 700 келий для богомольцев и множество двориков, аркад, переходов, лестниц, террас и куполов. Главная монастырская церковь св. Иакова роскошно украшена; внутри четыре столба поддерживают стройные арки и не сведенный на вершине свод с отверстием, освещающим внутренность церкви; стены церкви в вышину человеческого роста обложены синими изразцами, над которыми на стенах находится стенная живопись, а пол устлан богатыми коврами. В церкви хранится золотой престол св. Иакова, возле которого помещено патриаршее место. Возвышенный церковный алтарь украшен множеством золотых и серебряных свещников с толстыми свечами и множеством лампад с висящими на них страусовыми яйцами, В боковом приделе св. Иакова, в помещении под алтарем, за дверьми, обложенными дорогим перламутром и черепахою, показывают место в полу, обозначенное мраморным кругом, где совершилось отсекновение главы и погребение св. Иакова; впоследствии мощи св. Иакова были перевезены в Испанию, в город Сант‑Яго‑ди‑Кампостелло; здесь же в подземелье находится монастырская сокровищница со многими драгоценными предметами. Возле церкви монастыря находится дворец армянского патриарха, в котором замечательные многие великолепные палаты. К югу от монастыря св, Иакова находится армянский женский монастырь с церковью Ангелов на месте, где стоял дом первосвященника Анны. Сюда в полночь приведен был Иисус Христос, поставлен пред первосвященником и, привязанный, по преданию, к маслине, предан был поруганиям и заушениям: «Один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты, первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказало худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Иоан., XVIII, 22, 23). Внутри церкви на полу означено место, где стоял Христос пред первосвященником, а вне храма у алтарной стены видна стройная маслина, обнесенная решеткою.

Далее к югу большая Сионская улица доходит до городских Сионских ворот, с верха которых представляется прекрасный вид на город и окрестности. Сионские ворота ведут на высокую Сионскую гору, которая ныне находится вне городских стен, но в древности эта гора составляла главную и древнейшую часть Иерусалима и в ней находились дворцы Давида и Соломона. Ныне на Сионе много пустырей, несколько построек и кладбища различных вероисповеданий, между которыми находится и русское кладбище. Вне стен городских, налево от Сионских ворот, проходит подземный ход к вертепу, над которым устроена была часовня 12 апостолов.

В этом вертепе, по преданию, апостол Петр скрывался и плакал, после своего троекратного отречения от Иисуса Христа: «Петр, вышед вон, плакал горько». (Матф., XXVI, 75). От Сионских ворот направо находится небольшой армянский мужской монастырь на месте, где стоял дом первосвященника Каиафы. Перед монастырскою церковью находится двор с большою виноградною лозою; здесь апостол Петр трижды отрекся от Христа прежде, чем петух возгласил дважды (Марк, XIV, 72). Внутри весьма древней каменной церкви пол устлан коврами, стены украшены изразцами и живописью и со сводов свешены многие паникадила. В алтаре церкви, в престоле, помещена часть камня, отваленного Ангелом от дверей Гроба Господня; возле главного алтаря находится небольшой придел темницы, устроенной, по преданию, на месте той темницы, в которой заключен был Спаситель после допроса у Каиафы, растерзавшего при этом допросе свои одежды; место, на котором стоял Иисус Христос во время допроса, означено на полу мраморным крестом.

Несколько далее, к югу, на Сионской горе находится целый ряд построек и развалин, среди которых стоит небольшая мечеть на месте бывшей христианской церкви: здесь, по преданию, находилась горница Тайной Вечери. В этой горнице Иисус Христос совершил Тайную Вечерю и установил Таинство Евхаристии; здесь же Он, по воскресении Своем, являлся ученикам и дал осязать язвы Свои апостолу Фоме. В этой же горнице апостолы собирались для молитвы и совершилось сошествие Духа Святого на апостолов, поэтому в ней устроилась первая церковь – матерь всех церквей христианских; царица св. Елена увеличила и украсила эту первобытную церковь св. Апостолов, но во время нашествия неприятелей она была разрушена; во время Крестовых походов на ее развалинах была построена новая католическая церковь, впоследствии обращенная в турецкую мечеть, существующую до настоящего времени. Мечеть представляет двухэтажную постройку; в нижнем этаже, в помещении за решеткою, находятся два покрытых шелковыми тканями саркофага, которые, по магометанским верованиям, суть гробницы Давида и Соломона; там же находится дверь, ведущая, вероятно, в подземелья. В верхнем этаже находится большое помещение с колоннами, на которых изваяны голуби, и с готическими сводами, на одном из которых изваян агнец; здесь между двумя колоннами указывают место Тайной Вечери: возле этого места, на отдельном возвышении с древним алтарем, указывают место Святого Духа, а направо от этого места находится придел апостола Фомы на том месте, где он осязал язвы Иисуса Христа. Под всем зданием мечети находятся высеченные в скале подземелья, которые еще не исследованы и, может быть, заключают в себе древние гробницы. Возле мечети видны груды камней и развалины, сохранившиеся, по преданию, от дома Иоанна Богослова, в котором было жилище и место Успения Божией Матери; здесь же, по преданию, происходил первый собор апостолов. Вблизи развалин находится большое здание школы английских миссионеров. Возвращаясь чрез Сионские ворота в город, путешественник встречает с правой стороны, вдоль городской стены, бедные мазанки, жилища несчастных, страдающих страшною болезнью, проказою, которая в древности считалась наказанием и проклятием за грехи человека, и прокаженные должны были на улицах кричать: несчастный, несчастный! для предостережения мимоидущих. Эта ужасная болезнь до сих пор существует в Палестине и местами появляется в разных других странах. Большею частью проказа поражает людей в зрелом возрасте. Больной сначала чувствует утомление и боли в членах тела; взгляд его становится мутным и печальным; кожа на оконечностях и на лице опухает и на опухолях образуются затвердения; такие же опухоли являются в носу, во рту, в гортани, и голос становится сиплым, зубы крошатся, ногти выпадают; на лице появляются медно‑красные нарывы, глаза впадают и выражают душевную скорбь; в таком виде болезнь может продолжаться десятилетия. Затем опухоли размягчаются и обращаются в язвы, которые источают зловонный гной и покрываются темными струпьями; в сочленениях происходит разрушение, затем отваливаются пальцы, руки, ноги; язвы прободают гортань, носовые полости, глаза так, что больной теряет зрение, нос, оконечности, принимает ужасный вид и наконец умирает. Таких больных удаляют из общества, не имеют с ними сношений, и они лишаются всякого ухода, утешения и религиозного напутствия. В Иерусалиме прокаженным запрещено выходить из своих жилищ и из устроенных; для них приютов в другие места; но, несмотря на запрещение, их можно встретить просящими милостыню в разных частях города...

Вблизи Сионских ворот начинается улица, которая ведет в еврейский квартал, занимающий часть горы Сиона и часть долины Тиропеон. Сюда отовсюду переселяются евреи в старости, чтобы умереть в Иерусалиме и быть похороненными в Иосафатовой долине; здесь, в еврейском квартале, евреи, разделяющиеся на испанских евреев, или шефардим, и русских евреев, или ашкеназим, живут уединенно в бедных мазанках и старинных развалинах; между жилищами проходят узкие, грязные и смрадные улицы, в которых местами встречается весьма древняя мостовая. В еврейском квартале находится множество синагог, принадлежащих различным еврейским сектам; из синагог замечательна великолепная новая синагога и госпиталь Ротшильда и находящаяся в улице ель‑Егуди синагога евреев ашкеназим. Еврейский квартал доходит до южной части сохранившейся высокой стены бывшего храма Соломона; нижние части этой стены сложены из огромных четвероугольных тесаных камней, от древности поросших по скважинам мхом и ползучими растениями. К этим остаткам древней священной стены евреи собираются преимущественно по пятницам, после 4 часов, чтобы молиться и оплакивать в антифонных песнопениях бедствия своего народа: кантор торжественно начинает запев, например: Ради стен разоренных, и все молящиеся за ним вторят: Сидим мы одиноко и плачем; эти плачевные песнопения поражают слушателя своею оригинальностью и глубокою скорбью, Недалеко от этого места, в той же стене, находятся закрытые соседнею постройкою Лестничные ворота, которые чрез подземный ход и по подземной лестнице вели на верхнюю площадь храма. От этого же места плача евреев, к северу, у стены видны остатки Сионского моста, Милло, который вел из верхнего Сионского города, от дворца Маккавеев и от Ксиста (площадь народных собраний) чрез Тиропеон в храм к портику Соломона или к южной колоннаде храма, состоявшей из трех рядов колонн. К северу от еврейского квартала находится обширное здание госпиталя, начало которому, по преданию, положено при царице Елене.

К востоку от еврейского и христианского кварталов расположен магометанский квартал, занимающий горы Морию и Везефу, Гора Мориа есть, без сомнения, одно из самых замечательных мест в мире, на котором совершились многие события Ветхого и Нового завета, и ныне эта гора занята главными святынями магометан.

На горе Мориа Авраам приносил в жертву Исаака, здесь царь Давид устроил алтарь и Соломон воздвиг великолепный храм, который несколько раз был разрушаем, был восстановлен Зоровавелем и Иродом Великим и окончательно был разрушен римлянами в 70 г. по P. X. В этом храме на горе Мориа была воспитываема Пресвятая Дева Мария; здесь праведный Симеон и вдовица Анна сретали младенца Иисуса; здесь двенадцатилетний Иисус Христос беседовал с еврейскими книжниками, а впоследствии Он часто посещал храм и, шествуя по колоннадам храма, передавал народу божественное учение; сюда он торжественно вступил при кликах народа: «Осанна! Осанна!», здесь же при крестной смерти Спасителя разодралась надвое завеса храма. После разорения Иерусалима и храма римлянами на месте храма Соломона был при императоре Адриане построен языческий храм Юпитера; позже император Юлиан Отступник дал евреям дозволение восстановить храм Соломона, но, как говорит предание, подземный огонь и землетрясение помешали постройке и разогнали строителей. Затем, когда христианство заменило в Римской империи язычество, то на площади храма построена была церковь Введения во храм Пресвятой Девы Марии. В VII в. магометане, покорив Иерусалим, обратили эту церковь в мечеть эль‑Акса и сделали к ней пристройки, а на Мориа храма Соломона построили великолепную мечеть Омара, или мечеть Куббет эс‑Сахра (мечеть купола скалы); построение этого здания некоторыми исследователями приписывается императору Юстиниану или же византийским зодчим, ибо в то время магометане едва ли могли построить столь замечательное здание и только обратили существовавшую уже христианскую церковь в мечеть. Далее, в XII в., во время Крестовых походов, обе мечети, эль‑Акса и эс‑Сахра, обращены были в христианские церкви, и здесь основан был Орден рыцарей храма, Орден храмовников или тамплиеров. Но после Крестовых походов эти храмы снова обращены были в мечети и доныне почитаются величайшими святынями магометанскими; сюда, по верованиям магометан, ежедневно нисходят ангелы, чтобы петь «аллилуйя», и произнесенные в этом месте молитвы считаются особенно действительными и угодными Богу, Вход в эти мечети до новейшего времени воспрещен был христианам и только со времени посещения Иерусалима русским великим князем Константином Николаевичем христиане получили доступ к этим святыням магометанским.

Так как гора Мориа представляла небольшую поверхность на своей вершине и со всех сторон, особенно с южной, имела крутые склоны, то для устройства обширного храма необходимо было искусственно увеличить поверхность горы; для этого верхние выдающиеся части горы были отсечены и выровнены, а с боков горы были устроены стены и своды, над которыми сделаны были насыпи в уровень с поверхностью горы; все это образовало обширную ровную площадь, и только в середине ее оставлена была выдающаяся вершина природной скалы, над которою в древности устроено было святое святых храма Соломона, окруженного дворами и колоннадами, а ныне над вершиною скалы находится мечеть Куббет эс‑Сахра. Вся площадь окружена высокими стенами, которые с восточной и южной сторон совпадают с городскими стенами, а с других сторон имеют многие ворота, ведущие из города на площадь храма. Основания храмовых стен, сложенных из четвероугольных, необычайной величины камней твердой известковой горной породы миззи относятся к глубочайшей древности, и обделка их имеет признаки финикийского происхождения; эти камни с наружной стороны обтесаны, и края их на вершок ширины вытесаны глубже и ровнее, так что высечка образует около камня как бы четвероугольную рамку; но древние основания стен ныне трудно осмотреть, ибо в продолжение многих веков они засыпаны мусором и щебнем и только на месте плача евреев видна древняя кладка стены. Храмовые ворота эс‑Силселе (цепные ворота) ведут из улицы Давида на площадь храма или на обширный, величественный, окруженный стопами и большею частью пустынный двор храма – Харам эс‑Шериф (священная ограда), имеющий 140 сажен длины и 70 сажен ширины. Двор храма, местами вымощенный, местами поросший травою, украшен многими купами кипарисов, лавровых, оливковых и померанцевых деревьев, многими водоемами, фонтанами, киосками и надгробными памятниками, между которыми во многих местах двора находятся отверстия для стока дождевой воды в глубокие цистерны, устроенные под площадью храма; но главными украшениями двора служат две мечети – мечеть Куббет эс‑Сахра и мечеть эль‑Акса. Лучший вид на весь двор храма представляется с высоты минарета, находящегося близ северной стены храмовой площади.

В средине храмового двора возвышается обширная мраморная платформа, на которую с каждой из четырех сторон ведут по две лестницы с порталами в четыре свода, или всего восемь лестниц в двадцать ступеней каждая; на этой площадке построен величественный восьмиугольный храм скалы, мечеть Кубет эс‑Сахра, или мечеть Омара. Наружные стены восьмиугольной мечети снизу до окон обложены мрамором, а выше – разноцветными, преимущественно голубыми, изразцами с золотыми арабесками и надписями, от которых ярко отражаются лучи палящего солнца. На каждой из восьми сторон мечети находится по семи окон с разноцветными стеклами. Над окнами и над срединою крыши, покрывающей все здание, возвышается тамбур (фонарь), или круглая стена со множеством окон, обложенная изразцами лазоревого цвета с золотыми надписями; на этой стене, или купольном барабане, покоится огромный полукруглый купол, и на его вершине, на которую ведет наружная лестница, утвержден золотой полумесяц, которого концы соединены между собою и образуют круг. Четыре входа с портиками с четырех стран света ведут во внутрь храма. Перед восточным входом находится небольшая многоугольная постройка с колоннами и полукруглым куполом; это есть так называемый купол суда, где, по преданию, находился престол Давида, или купол цепи. Здесь, по преданию, в подземной пещере находились цепи и весы, на которых взвешивали приносимые в храм дары и жертвы; самый вход в мечеть с восточной стороны называется входом цепи, потому что здесь, по преданию, была повешена цепь, которая имела свойство обличать лжесвидетелей, прикасавшихся к ней. Внутри мечети распространяется таинственное, полутемное, мягкое освещение чрез разноцветные стекла окон; пол мечети украшен мраморною мозаикою; стены украшены мрамором, изразцами и тонкою художественною мозаикою, изображающею арабески и арабские надписи; множество разнообразных, прекрасных мраморных и яшмовых колонн с позолоченными капителями образуют два концентрических круга и поддерживают потолки, своды и огромный купол, внутри украшенный пестрою мозаикою и золотом; колонны второго, внутреннего, круга соединены между собою железною решеткою. В средине мечети, среди великолепных изящных колонн, мозаик, стен и разноцветных окон, за красивою золоченою решеткою находится огромный, необделанный, суровый, древний камень, вышиною в рост человека и длиною в 30 футов. Этот камень есть природная вершина горы Мориа и почитается священною скалою; о нем сохранилось множество сказаний и преданий, как еврейских, так и магометанских. Во время Крестовых походов камень скалы служил престолом при богослужении в обращенной в христианский храм мечети Омара. Ныне это здание снова принадлежит магометанам, и у камня, по местным верованиям, прозвучит грозная труба, чтобы известить миру последний Страшный суд Божий. В настоящее время весь камень покрыт дорогою красною шелковою тканью, и на нем и около него находятся различные священные для магометан предметы: древние кораны, знамя Магомета, его щит, меч и седло. В средине камня имеется отверстие, а под ним находится пещера, в которую можно спуститься, и если ударить в пол пещеры, то в нижних подземных ходах раздается глухой гул; это есть так называемая пещера духов, в которой указывают место, где молились Давид и Соломон. Таковы некоторые из преданий, сохраняемых об этом древнем камне, главной святыне магометан в мечети Куббет эс‑Сахра. К югу от этой мечети находится несколько больших водоемов и прекрасная кафедра, миграб, в арабском стиле.

Далее, у южной стены храмового двора, возвышается мечеть эль‑Акса, бывшая церковь Введения во храм, состоящая из нескольких соединенных между собою построек. Семь больших входов со сводами ведут в мечеть эль‑Акса; внутри семь длинных рядов колонн поддерживают потолки и своды мечети и разделяют ее на семь частей, или церковных кораблей, из которых средний шире боковых. На месте бывшего алтаря находится ниша, в которой показывают два камня, из коих один со следом стопы Спасителя перенесен сюда с Елеонской горы, а на другом находятся два следа стоп Божией Матери. Возле этих камней стоит миграб, или кафедра, украшенная художественною резьбою; здесь же показывают две колонны, близко стоящие одна к другой, и между ними, по верованию магометан, может пройти только человек праведный. Направо, к западу от бывшего алтаря, идет длинная колоннада, построенная во время Крестовых походов.

Возле входа в мечеть эль‑Акса находится спуск в обширное подземелье, состоящее из двух широких галерей со многими толстыми столбами, колоннами и сводами, над которыми построен самый храм эль‑Акса; в древности в это подземелье вели так называемые двойные врата, которые находились в нижней части южной стены храма и ныне заложены; из подземелья же внутренний ход вел наверх, на площадь храма. Вообще под большею частью храмовой площади, или двора, находятся обширные подземелья, которые состоят из многих галерей со сводами, поддерживаемыми множеством столбов из огромных камней; в этих подземельях устроены цистерны и водохранилища, которые частью наполняются дождевою водою, частью вода проведена в них посредством водопроводов из отдаленных водоемов Соломона. Одна часть этих подземелий, в которую вели тройные врата, носит название конюшен или катакомб Соломона. Вход в другую часть подземелий находится в юго‑восточном углу храмового двора; здесь крутая каменная лестница спускается вниз, и на средине лестницы находится небольшая мечеть с каменным углублением, называемым колыбелью Христа. По преданию, младенец Иисус возлежал в этой колыбели у св. Симеона Богоприимца, имевшего здесь свое жилище.

Восточная стена храмового двора обращена к Кедронскому потоку, и вдоль ее наружной стороны расположено магометанское кладбище. С внутренней стороны у стены, там, где снаружи начинается кладбище, находится лестница и на верху стены лежит поверженная колонна эт‑Тарик (дорога); сюда, по верованиям магометан, в будущем явится Магомет и будет творить последний суд, на который по звуку трубы должны будут явиться все люди; затем от стены к противоположной Елеонской горе будет протянута проволока, тонкая, как волос, и все должны будут пройти по ней; праведные быстро как молнии пройдут по проволоке, а нечестивые упадут в бездну ада. Далее к северу в стене находятся так называемые Золотые ворота, чрез которые Спаситель, по преданию, вступил во храм при громких кликах народа: «Осанна, Осанна!» Золотые ворота великолепно украшены и состоят из двух арок с несколькими сводами и куполами, поддерживаемыми прекрасными колоннами; над воротами находятся небольшие помещения, а под воротами существуют подземелья, но вход в них заложен; сверху ворот представляется прекрасный вид с одной стороны на мечети и весь двор храма, с другой – на глубокую долину Кедрона и на Елеонскую гору. Золотые ворота в настоящее время заложены, но магометанское предание говорит, что чрез эти врата христианские победители проникнут в Иерусалим, а другое предание говорит, что Золотые врата откроются при втором пришествии Иисуса Христа. Еще далее у стены находится небольшая мечеть, носящая название трона Соломонова. В северной стене двора находятся ворота, ведущие к Овчей купели и на улицу Страстного пути; здесь же, вероятно, находились Красные, или Апостольские, ворота, при которых апостол Петр исцелил хромого, просившего милостыню (Деян., III, 2–8). В северо‑западном углу двора, на выдающейся природной скале, находится большое здание присутственных мест и казарм, построенное на месте крепости Антония и дворца Пилата. Наконец вдоль западной стены храмовой площади устроены многие мечети и здание с красивыми колоннадами, служащее помещениями для школ, для магометанских духовных лиц и богомольцев; с этой же стороны многие ворота ведут из храмового двора в город.

К достопримечательностям Иерусалима относятся также городские ворота и стены, окружающие весь город. Толстые городские стены имеют до 50 футов вышины, причем на восточной стороне города стены несколько выше, чем на западной; при каждом повороте стен возвышаются башни, которых всего насчитывают до 34. Нынешние стены и ворота большею частью не соответствуют древним иудейским стенам, и только в немногих местах видны остатки древних стен, Вообще нижние части стен сложены из камней огромной величины, указывающих на их глубокую древность и относящихся, может быть, ко временам Соломона; средние части стен сложены из камней меньшей величины, но тщательно обделанных и относящихся, вероятно, ко временам римским; наконец, верхние части стен возведены арабами и турками. Из городских башен замечательны башни Иппик и Фазаель, или башня Давида, находящаяся в городской крепости, и башня Псефин в северо‑западном, и Журавлиная башня, или башня Танкреда, в северо‑восточном углу города. Из ворот замечательны: на западной стороне города красивые Яффские ворота, называемые также Вифлеемскими, Кевронскими воротами, или воротами Поклонников; сюда к воротам по вечерам жители города выходят для прогулки и для встречи богомольцев; здесь же пред воротами находится оживленный базар с многочисленными кофейнями и палатками бедуинов; здесь же преимущественно встречаются содержатели наемных лошадей и мулов для поездок по Палестине. На северной стороне города находятся великолепные Дамасские ворота, украшенные колоннами и башнями; ворота представляют извилистый проход чрез башни, в которых сохранились древние помещения. С той же северной стороны находятся ворота Ирода, ныне заложенные и замененные небольшою калиткою. На восточной стороне в город ведут ворота св. Стефана, или ворота Девы Марии, древние Овчие или Гефсиманские ворота; близ этих ворот указывают место мученической смерти св. Стефана, а к югу от ворот, вдоль наружной городской стены, до колонны эт‑Тарик, находится мусульманское кладбище; далее следуют заложенные Золотые ворота. С южной стороны города находятся Гнойные, или Грязные, ворота, ныне заложенные и замененные калиткою; чрез эти ворота, по преданию, Спаситель веден был из Гефсиманского сада в город на суд первосвященников; далее следуют Сионские, или Давидовы, ворота. Все городские ворота после захождения солнца запираются, и чрез них до утра никого не пропускают. С трех сторон вокруг городских стен находятся глубокие овраги; с востока, между горами Мориа и Елеонскою, пролегает глубокая долина Иосафата с потоком Кедронским, с запада и юга пролегает долина Гинном, или Геенна, с потоком Гигон; оба эти потока, ныне иссохшие; и их русла на юго‑востоке от города соединяются в один поток, который проходит далее на восток, между горами, по диким ущельям грозной долины Кедронской, или Огненной, и изливается в Мертвое море. С четвертой, северной, стороны Иерусалима не встречается природных оврагов, и потому здесь город непосредственно соединяется с соседними возвышенностями и представляет более удобную местность для нападений неприятелей.

 

еще рефераты
Еще работы по истории