Лекция: Интервью с Рати-манджари деви даси

 

В прошлом году Рати Манджари деви даси провела немало времени в Казахстане в качестве переводчицы Гуру Махараджа. Я попросил ее рассказать немного о Гуру Махарадже, она милостиво согласилась, и в результате получилось что-то вроде интервью, которое вы можете прочитать ниже. Этим летом Рати Манджари переезжает на ферму «Шри Вриндавана Дхаму» на постоянное жительство, поэтому можно надеяться, что она будет регулярно снабжать нас информацией о Его Святейшестве

Б. Б. Говинде Махарадже.

 

Ваш слуга Гопиджанаваллабха дас

 

 

> Вопрос: Осенью прошлого года Гуру Махарадж ездил по Казахстану c

> проповедническими программами. Интересно, кто ездил с ним как

> переводчик – вы или кто-то другой?

 

Рати Манджари д.д.: Переводила я. Мы выехали 18 сентября и провели в туре 2 недели. Гуру Махарадж взял с собой преданных санкиртаны.

Я нашла в своем компьютере кое-какие записи по этому поводу:

 

«На следующий день 18-ого мы отправились в 2-х недельный тур по Казахстану! Джайа Джайа Шри Радхе-е-е Шйам!!!

 

Алматы — Балхаш — Караганда — Астана — Экибастуз — Павлодар — Семипалатинск — Усть-Каменогорск — Зыряновск — Усть-Каменогорск — Текели — Алматы

 

Всего мы проехали 3 800 км. Нас было 13 человек. Гуру Махарадж, Рати Манджари дд (переводчик), Бхима (он получил инициацию, теперь он Мадан Гопал, – слуга Гуру Махараджа) и Мадхава-Пури (шофер+санкиртанщик) – на „четверке“, остальные (музыканты Анапайини дд и Рама, повар Бриджалата дд, санкиртанщики: Кришна Найка дд, Джита Кандарпа д, Гопа-гопишвар д, Бхактивинод д, Читта Хари д.) – на микроавтобусе „Митсубиси“...»

 

> Вопрос: Можно несколько слов об этих преданных?

 

РМ: Мадхава Пури пр. – очень сосредоточенный и спокойный преданный, поэтому Гуру Махарадж доверил ему вести свою машину, кроме того, он занимается санкиртаной и проповедует. Мадан Гопал пр. – преданный с детства. Гуру Махарадж всегда очень благосклонно к нему относился, он добрый и отзывчивый парень, всегда готов служить преданным.

 

Кришна Найка дд. просто замечательная. Ее преданности Гуру и Кришне можно только позавидовать. На протяжении многих лет она занимает первые места на марафонах, никто и никогда не может обогнать ее даже в ежедневные выходы. Все заботятся о ней как о родной сестре. Джита Кандарпа пр. – лидер санкиртаны, он очень честный и смиренный преданный, всегда спокойный и сдержанный. Анапайини дд. любят все преданные, она умудряется играть на фисгармонии, следить за тем, чтобы анчал не падал с ее головы и при этом петь (у нее очень красивый голос) в микрофон с Гуру Махараджем. Иногда, наблюдая за ней во время киртана, Гуру Махарадж не может удержаться от смеха. Чтобы оценить ее служение, надо ее увидеть. Рама с детства преданный, его мама и две сестры тоже преданные. Несмотря на то, что он совсем молодой, он здорово играет на мриданге. Бриджалата дд. никого и никогда не оставит голодным. Гуру Махарадж назвал ее однажды «prasadam machine» (прасадная машина). Она может за полчаса приготовить прасад на целую ораву, при этом все будет вкусно, пальчики оближешь. Бхактивинод и Читта Хари – два друга, они веселили преданных на протяжении всего тура; Гопа-гопишвар с виду суровый, но мягкий внутри.

 

Следующая запись из дневника: «Гуру Махарадж проводил программы в каждом городе, почти везде были интервью с журналистами, выступления по радио, ТВ, пресс-конференции… В Усть-Каменогорске была инициация.

 

Через 2 недели и один день мы были в Алмате. Через пару дней мы поехали в Киргизию. Вернулись в пятницу ночью. В субботу рано утром вылетели: Гуру Махарадж в Самару, я в Москву».

 

> Вопрос: А что это был за тур: публичные проповеднические программы

> или программы для преданных или и то, и другое? На какую тему были

> лекции во время этого тура?

 

РМ: Гуру Махарадж взял с собой в тур «Шри Чайтанйа Чаритамриту» (на самом деле, он ее берет повсюду) и давал по ней лекции, но, как я уже говорила, в основном мы пели киртаны и бхаджаны, на основе которых Гурудев иногда строил лекции: «Лаласамайи прартхана», «Сакхи-вринде вигйапти», «Нама-санкиртана», «Шри Враджа-дхама-махимамрита»… Гурудев говорил о важности молитв, о том, что мы должны развить сильное стремление (лаулйам) к служению Кришне, он говорил о шести Госвами, о гуру-таттве, о Харинаме. Во время публичных лекций он в основном говорил о разнице между душой и телом, карме, реинкарнации и о благе повторения Святых Имен Господа. В Караганде преданные организовали две лекции в местном университете, это было замечательно, студенты очень внимательно слушали, после второй лекции некоторые даже танцевали вмести с преданными!

 

На ферме во время Карттики мы каждый день предлагали Господу Дамодаре фитильки. Кто-то из преданных придумал втыкать фитильки для предложения в маленькие печеньки в виде сердец, Гуру Махарадж сказал, что это гениальная идея. Так мы предлагали Господу Дамодаре наши сердца, а в конце, после «Дамодараштаки», Гуру Махарадж каждый вечер раздавал эти печеньки всем преданным.

 

> Вопрос: Во время Карттики Гуру Махарадж говорил о важности принятия

> духовных обетов. Интересно, а сам он делал что-то особенное?

 

РМ: Он почти ничего не ел, только фрукты и чай из трав без сахара. Часть Карттики мы провели в туре по Казахстану, было очень смешно, поскольку во время Карттики Гуру Махарадж бреется один раз в месяц, представьте, он давал публичные программы и при этом был небритый, как сибирский медведь. Побрился он только в Зыряновске – это был предпоследний город, который мы посетили! Поскольку это была Карттика, мы больше времени посвящали критану, каждый день мы пели по 4-6 часов, в основном мансун-рагу – рагу сезона дождей. Эта рага исполнена бхавы, она трогает до самого сердца. Вообще, независимо ни от чего, Гурудев при любой возможности повторяет мантру.

 

> Вопрос: Какой распорядок дня у Гуру Махараджа, когда он живет на

> ферме?

 

РМ: С утра распорядок всегда одинаковый. При любых обстоятельствах, даже если он лег после полуночи, Гуру Махарадж приходит на мангала-арати, иногда проводит ее сам, и это, надо сказать, чарующее зрелище. Утром в алтарной зажигают свет только во время Туласи-пуджи, а так на алтаре и у вйасасаны Шрилы Прабхупады горят фитили, так что в алтарной царит полумрак, и в мерцании фитилей Гурудев проводит пуджу Гирираджу Махараджу, можете себе представить. После Туласи-пуджи Гуру Махарадж садится вместе с преданными читать джапу. Он любит, чтобы преданные читали мантру сидя и ни на что не отвлекаясь, слушали Святые Имена – «это называется медитация». В 6 часов Гуру Махарадж читает гаятри и после этого идет навестить своих обожаемых коров. Коровы на ферме от безмерной любви преданных и Гуру Махараджа превратились в домашних кошек. Однажды к нам приезжала молодая журналистка, которая хотела сделать репортаж для новостей про общину кришнаитов, так вот она просто влюбилась в наших коров, особенно в Шйама, который с виду кажется очень большим и грозным быком, а сам нежный как кошечка. Так Шйам попал в вечерние новости.

 

> Вопрос: Действительно ли, что Гуру Махараджа постоянно беспокоят

> головные боли?

 

РМ: Нет, мигрени нет вообще и уже давно. Голова болит, потому что Гуру Махарадж очень мало спит. Я отговорила его постоянно принимать таблетки, т.к. они только хуже ему сделают, так что уговариваем его больше спать, бесполезно, правда. В основном головные боли начинаются из-за накопленной усталости, поэтому иногда ему нужно просто отдыхать. Гурудев об этом мечтает, но к сожалению, это не всегда удается.

 

> Вопрос: Неверняка Гуру Махарадж каждый день шутит с кем-то или

> рассказывает что-то смешное. Можете ли вы вспомнить хотя бы парочку

> таких историй?

 

РМ: Шутит он круглые сутки, при этом он очень серьезный и собранный человек. Меня это всегда в нем удивляло. Гуру Махарадж рассказывал в одной лекции: «Однажды я спросил у враджаваси, ну почему вы во Вриндаване постоянно смеетесь. Они засмеялись и ответили: „Потому что когда Кришна жил во Вриндаване, Он постоянно над всеми разыгрывал разные шуточки!“» У нас на ферме есть кот, которого, конечно же, зовут Том. Было начало осени, и вечера стояли прохладные. Однажды Гуру Махарадж стоял в саду и разговривал с несколькими преданным. Том незаметно для всех забрался Гуру Махараджу под подол дхоти, улегся на стопы Гуру Махараджа и тихонько уснул. Гуру Махарадж еле удерживался, чтобы не прыснуть со смеху, я пыталась переводить как ни в чем ни бывало, подозревая, что Гуру Махарадж это как-то обыграет. Вдруг, посреди даршана, Гуру Махарадж запел «говиндам ади пурушам ТОМ ахам бхаджами», при этом он медленно как занавес поднимал подол своего дхоти. К изумлению всех преданных, Том спал на стопах Гурудева. Гуру Махарадж сказал: «Это взаимовыгодный союз: он греет меня, а я грею его!»

 

> Вопрос: Что он говорит о себе лично (т.е. как смотрит на

> происходящие с ним и вокруг него события)?

 

РМ: Такие вещи всегда сложно вспомнить, т.к. это происходит постоянно, и относится к разным случаям, иногда он отмечает некоторые вещи с юмором, иногда серьезно, иногда расстраивается. Для этого нужно вести дневник, в прошлом году я еще как-то пыталась, но в этом году график был настолько насыщенным, то не было времени ни на еду ни на сон, иногда и на джапу, хотя с этим я стараюсь сторого.

 

> Вопрос: Можете ли вы описать в нескольких словах киртаны (утренние и

> вечерние программы), которые происходят на ферме?

 

РМ: Гуру Махарадж очень строго относится к киртанам. Караталы должны звучать очень мягко; хорошо, если играет несколько человек и очень внимательно, тогда, сливаясь воедино, караталы образуют очень мягкое и нежное звучание. Преданные, которые играют на мридангах, должны быть очень сосредоточены, т.к., если человек, играющий на мриданге, находится под преобладающим влиянием гуны страсти, он не сможет держать постоянный ритм, а будет ускорять его раньше времени. Гуру Махарадж всегда начинает киртаны очень медленно и постепенно ускоряет ритм, но он всегда подчеркивает, что преданные не могут держать ритм из-за гуны страсти, им хочется «разнообразия» и «живости». Обычно Гурудев берет одну мелодию и поет ее то медленно, то быстро, так все преданные приходят в экстаз.

 

Например, почти все Карттику мы пели одну и ту же мелодию. Если киртан вести грамотно, то можно петь одну хорошую мелодию бесконечно.

 

> Вопрос: Помимо поклонения Гирираджу во время мангала-арати,

> поклоняется ли Гуру Махарадж еще каким-то Божествам? Например, своим

> Божествам? Берет ли Божеств в поездки? Если да, то каких?

 

РМ: Кроме Гирараджа Махараджа, на ферме идет поклонение Угра-Нрисимха шиле и Варахадеву, тоже шиле. Обе шилы подарил Шрила Индрадьюмна Свами. Угра-Нарасимха был установлен прошлым летом. Гуру Махарадж устанавливал его вместе с Бхакти Видйа Пурной Свами. Оба Махараджа, впрочем, как и Шрила Гурудев, сошлись на том мнении, что это самая страшная Угра-Нрисимха шила, которую они видели в своей жизни. Варахадева установили этой осенью. Гуру Махараджа часто дает нам наставление молиться Господу Варахадеву и Господу Нарасимхе, чтобы они отчистили наше сердце от всех анартх, чтобы мы могли предлагать чистое преданное служение Радхе-Шйамасундаре.

 

Гуру Махарадж также поклоняется своим Божествам: Шри Шри Дойал Нитай Гаурачандре, Гирираджу Махараджу (у него их несколько), Шри Шри Радхе-Шйамасундаре и Шри Шри Лакшми-Нарасимхе. Также у него много шил, в основном Угра-Нрисимха шилы, есть Шивалингам – Гопешвара Махадева и т.д., всех не перечислишь. Он поклоняется им каждый день, отдельно от храмовых Божеств. Божества Гуру Махараджа находятся в его доме. Когда Гурудев путешествует, он обязательно берет с собой своего Гирираджа Махараджа, остальных Божеств берет не всегда, он оставляет их на ферме, где Им служит главный пуджари, Кишори Мохан прабху.

 

> Вопрос: Как он руководит «Шри Вариндавана Дхамой»? (Имею в виду

> менеджмент.) Вникает ли сам во все детали, знает ли, чем конкретно

> занимается каждый преданный, или поручает дела старшим преданным?

 

РМ: Гуру Махарадж знает все и обо всех на ферме. Он знает, каким служением занят каждый отдельный преданный, и любые изменения сначала согласуются с ним. Он регулярно собирает административный совет фермы, где вместе со старшими преданными разрабатывает стратегии развития фермы, разбирает вопросы разных департаментов и т.д… Кроме того, он регулярно встречается с президентом храма и ответственными за разные департаменты, решая с ними текущие вопросы. В основном он руководит через них остальными преданными, у которых, в свою очередь, есть возможность обратиться к Гуру Махараджу лично, если возникает необходимость.

 

> Вопрос: А как он руководит духовной (т.е. внутренней) жизнью

> преданных? Помимо классов. Часто он встречается с преданными по

> личным вопросам? Они сами к нему приходят или он вызывает к себе или

> как вообще?

 

РМ: Иногда Гурудев вызывает преданных лично, особенно если он чувствует, что у кого-то возникли проблемы в духовной жизни. Часто руководители департаментов сообщают, что тому-то и тому-то необходимо получить наставления Гуру Махараджа. Если кто-то из преданных хочет встретиться с Гуру Махараджем, то он сообщает об этом либо непосредственно Гурудеву, либо через руководителя своего департамента, либо через слуг Гуру Махараджа, после чего Гуру Махарадж сам его к себе вызывает. Бывает, преданные приходят без всякого назначения, и Гуру Махараджа, конечно же, принимает их, но это часто приводит к тому, что его расписание на этот день сбивается: он либо не поспит, либо не поест, либо опоздает на встречу, либо все придется делать бегом. Помимо лекций и даршанов, важно отметить, что Гуру Махарадж очень строго относится к посещению утренней программы.

 

> Вопрос: Часто ли на ферму приезжают гости? Как их принимают? Есть ли

> какие-то правила для гостей? (например, иногда бывает такое правило:

> первые три дня «просто» живешь, а потом должен делать какое-то

> служение или платить за прасад и т.п. – я это имею в виду)

 

РМ: Здесь, можно говорить о двух категориях гостей. На ферму приезжают друзья Гуру Махараджа: Шрила Шиварама Свами, Шрила Бхакти Видйа Пурна Свами, Шрила Индрадйумна Свами, Шрила Ниранджана Свами и т.д. Гуру Махарадж говорит, что он приглашает их, не сколько ради лекций, сколько для того, чтобы мы увидели, что такое дружба, любовь и настоящее духовное общение между вайшнавами. Гуру Махарадж очень хочет, чтобы между преданными были теплые дружественные отношения. Для него это очень важно, мы должны научиться общаться в кругу преданных.

 

Что касается преданных, приезжающих на ферму во время фестивалей или просто погостить, то тут нет каких-то жестких рамок. На фестивалях такая насыщенная программа, что Гуру Махарадж даже освобождает многих преданных от служения, чтобы они смогли побывать на киртанах и послушать лекции, хотя почти везде (на кухне, в цехах) идет трансляция лекций. Во время фестивалей продаются талончики на прасад, которые может приобрести каждый приехавший.

 

Если кто-то приехал на ферму в обычное время, то он может вкушать со всеми преданными, но он должен заниматься каким-то служением. Как говорил Гуру Махарадж: «Если вас устраивают такие отношения с духовным учителем, когда он платит из своего кармана за ваш прасад, то это ваш выбор». На самом деле на ферме сложно сидеть без дела, ведь это же проект нашего духовного учителя, желание что-то сделать для его развития естественным образом возникает в сердце искреннего ученика.

 

Вообще-то, все приезды на ферму, даже погостить, должны быть согласованы с Гуру Махараджем и администрацией фермы, чтобы решить вопрос с размещением и т.п.

 

 

О визите Гуру Махараджа в Москву 23 мая 2002 г. (рассказ Гопиджанаваллабхи даса

 

Недавно Гуру Махарадж побывал в Москве и у меня появилась возможность рассказать о своих впечатлениях. Сначала я хотел написать просто формальный отчет, но потом понял, что такой отчет займет всего несколько строк – стоит ли ради этого трудиться? В результате я написал то, что написал. Заранее прощу прощения, если вам что-то покажется лишним или таким, что писать не следовало. Я с радостью учту ваши замечания и попробую учесть их в будущем.

 

* * *

 

23 мая Гуру Махарадж заехал в Москву по пути в Венгрию – на Вьяса-пуджу Шрилы Шиварамы Свами. Этот приезд, как и многие другие его визиты в Москву, был неофициальным (другими словами, не предусматривал посещение храма). В любом случае, времени ни на какие программы не было, так как интервал между рейсами составлял всего два часа.

 

Тем не менее этот короткий визит нельзя было назвать рядовым событием для учеников и друзей Гуру Махараджа, которые последний раз видели его в Москве 4 месяца назад – в конце января. В тот раз на квартире собралось несколько преданных, и кто-то задал вопрос о том, как помочь другу, недавно оставившему этот мир. Гуру Махарадж ответил, что лучшая помощь – это самому стать чистым преданным. Тогда все твои близкие получат наивысшее благо. Вообще, этот вопрос заметно вдохновил Гуру Махараджа – ведь он сам ухаживал за несколькими преданными в последние дни (точнее – недели и месяцы) их жизни и знает, что такое помощь умирающему. Например, в 1986 г. он ухаживал за Буддхимантой Прабху (который первым начал распространять книги в массовых количествах). Буддхиманта приехал во Вриндаван с раком мозга. Врачи говорили, что ему осталось жить два месяца, а он прожил полтора года. В одной комнате с Гуру Махараджем. Болезнь прогрессировала, и Буддхиманта пр. не мог уже ходить, более того, он не мог уже правильно ориентироваться в происходящем. Гуру Махарадж ухаживал за ним как за ребенком до последнего дня. «Я делал это потому, что хотел послужить преданному». Позже он ухаживал – тоже во Вриндаване – за матаджи Арча Виграхой, ученицей Гирираджи Свами, которая жила по соседству с его домом. Ради нее он «пожертвовал» своей первой Вьяса-пуджей в России, оставшись во Вриндаване. Он был к тому времени уже санньяси. «Все критиковали меня, что я столько времени провожу с матаджи, но мне не было никакого дела до того, что обо мне подумают». В обоих случаях Гуру Махараджу не удалось присутствовать рядом с этими преданными в момент их смерти. Он считает это большим обманом со стороны Кришны. Также он говорит, что Кришна забирает самых лучших, а «мы, грешники, вынуждены продолжать влачить свое существование здесь, на земле». Так или иначе, Гуру Махарадж никогда не выбирает себе легкого служения. И Кришна отвечает ему взаимностью.

 

Итак, последний раз Гуру Махарадж был в Москве 4 месяца назад. Может быть, это и не много. Но с другой стороны, одна минута рядом с духовным учителем может стоить и четырех месяцев, и многих лет жизни. Все зависит от того, как эту минуту использовать. Лучше использовать ее в служении. Например, донести багаж до машины. Но на этот раз багажа у Гуру Махараджа не много, и мне ничего не достается. Мы встречаем Гуру Махараджа втроем, в аэропорту «Шереметьево-1». Рейс из Алматы уже совершил посадку. Выйдя из дверей, Гуру Махарадж сразу направляется к машине, попутно рассказывая, как он опаздывал на рейс, потому что после мангала-арати ему нужно было встретиться с преданными, и все это затянулось, как обычно, и потом пришлось быстро хватать, что оказалось под рукой, и бросать в сумку… Теперь он с удивлением смотрит на свою наполовину заполненную сумку на колесиках, черную сумку с компьютером и серебряного цвета чемодан с Божествами Шри Шри Даял Нитай Гаурачандрой – да, вещей непривычно мало. Я все же думаю, что это не случайно. Раньше Гуру Махарадж был странствующим санньяси, все возил с собой. У него был огромный черный чемодан, который невозможно было поднять… Сейчас, похоже, у него есть дом, который называется Шри Вриндавана Дхама (но не та, что в Индии). Вряд ли можно теперь утверждать, что «его дом – дорога». Он приехал в гости, и ему не нужно много вещей.

 

Сев в машину, Гуру Махарадж достает телефон и замечает, что он не работает. Он просит меня позвонить в Алматы и сказать, чтобы там добавили денег на его счет, чтобы номер подключили. У него телефон марки «Сименс», уже третий «Сименс» по счету. Показывая его нашему водителю – Раджа Раме Прабху, – Гуру Махарадж жалуется, что эти телефоны никуда не годятся – одни с ними проблемы. Например, через несколько дней после того, как ему купили в Дубаи его первый «Сименс», пришлось столкнуться с первой проблемой, и проблема эта была такова, что телефон украли. Гуру Махарадж продолжает рассказывать, и становится ясно, что настроение у него сегодня неплохое. Хотя есть и причины для беспокойства – Гуру Махарадж говорит, что на ферме у 14 или 15-ти преданных не-казахов конфисковали паспорта и даже угрожают депортировать их из страны. Администрация области (или района) мыслит все еще по-советски («религия – опиум для народа» и т.п.) и явно чувствует себя неуютно по соседству с кришнаитами. В последнее время за дело взялась прокуратура. И вот, за день до его отъезда, – рассказывает Гуру Махарадж, – чиновник из прокуратуры должен был явиться на ферму. Преданные устроили маха-ягью в честь Господа Нрисимхи. Они дружно читали стихи из «Дашаватара стотрам», сто восемь имен Нрисимхи и Нрисимха-маха-мантру. После каждого стиха гхи вливалось в огонь. Очень могущественное жертвоприношение. Под конец преданные не чувствовали никакого страха или неуверенности. Когда пришел человек из прокуратуры и стал задавать вопросы, преданные отвечали так, как их научили заранее адвокаты. Потом он стал подходить к каждому из пятнадцати «подследственных» преданных и требовать подписать некие бумаги. Никто ничего не подписал. Чиновник выбежал из храма взбешенный.

 

Конечно, Гуру Махарадж отлично понимает, с кем имеет дело, и поэтому поступает очень практично. Действия администрации и прокуратуры незаконны и основаны на извращенном толковании законов, так что преданные обратились в суд, и в суде рассматривается сразу несколько дел. Конечно, Гуру Махарадж надеется на победу. Также он собирается встретиться с премьер-министром Индии во время его предстоящего визита в Казахстан и попросить у него поддержки (этот визит уже состоялся, но о нем – в следующем письме). Когда Гуру Махарадж был в Индии в середине мая, он ездил в Дели и пытался там встретиться с премьер-министром в его офисе. Хотя это сделать не удалось, он все же встретился с одним из секретарей, и результаты кажутся обнадеживающими. В подобных делах Гуру Махарадж проявляет полную преданность Господу – с одной стороны, полагается на Его защиту и милость, с другой – делает все возможное, чтобы преданное служение беспрепятственно развивалось. Я лично стал свидетелем этому в прошлом году, когда Гуру Махарадж должен был получать в Москве казахскую визу, но в посольстве ему отказали. В худшем случае этот отказ мог означать, что он вообще не сможет въехать в Казахстан (сразу вспомнилось, как его сделали персона нон грата в Израиле и Греции). Гуру Махарадж говорил: «Как ни странно, я не слишком переживаю. Казалось бы, вся мои многолетние усилия оказались под угрозой, но я готов смириться с этим – на все воля Кришны». Однако, несмотря на эту непривязанность, Гуру Махарадж вовсе не сидел сложа руки, а наоборот – поставил на ноги всех преданных и после многих усилий виза была выдана. Значит ли это, что он не был непривязан? Он не был привязан к результатам своей деятельности, но он хотел выполнить желание духовного учителя, который попросил его построить храм в Казахстане. Наверное, вы все знаете историю о том, как Шрила Прабхупада приходил к Гуру Махараджу во сне...

 

В борьбе с бюрократами у Гуру Махараджа одно несомненное преимущество – в отличие от них, он не желает им зла. Наоборот. Но они, наверное, этого не знают – не знают, зачем он собрал на ферме больше тысячи шалаграма-шил :)

 

Итак, Гуру Махарадж приехал на квартиру, где его ждали 10 или 15 учеников. Это больше, чем обычно. Хороший знак. Может быть, если Гуру Махарадж увидит, что его здесь действительно ждут, он будет чаще приезжать. Впрочем, уже по дороге из аэропорта он сказал, что ему следует пересмотреть свои планы и приезжать в Россию почаще – чтобы оправдать ту немалую сумму, которую в этот раз пришлось заплатить за русскую визу – 400 долларов. Но сегодня Гуру Махарадж в Москве лишь на два часа, и он не сможет поговорить с учениками. Ему надо принять душ и поесть. После этого остается какое-то время, но вот начинаются бесконечные телефонные звонки, и ученикам приходится сообщить, что в этот раз Гуру Махарадж не сможет с ними встретиться. «Приходите, пожалуйста, через 5 дней, когда Гуру Махарадж заедет в Москву на обратном пути». Вообще Гуру Махарадж часто удивляется, когда видит преданных, пришедших просто на него поглазеть. Лучше приходить, когда можешь предложить какое-то служение. Слушать наставления и задавать вопросы – это тоже служение, это обязанность ученика. Если нет возможности слушать, можно просто обратиться к гуру и сказать: «Что я могу для вас сделать?» Гуру Махараджу не сложно будет ответить на этот вопрос. По идее, я должен каждый день обращаться к духовному учителю и просить у него служения. Но вместо этого я спрятался от него за тысячи километров и когда он приезжает – раз в полгода, – мне не стоит думать, что «Гуру Махарадж устал, лучше ему не мешать и не показываться на глаза». Не потому ли он устал, что я не служил ему, не старался облегчить бремя его обязанностей? Хотя отношения с гуру все равно будут неравными: тебе кажется, что ты что-то даешь ему, но он возвращает тебе в тысячи и миллионы раз больше.

 

Немножко сбитые с толку явлением чистого преданного в нашем адском городе, мы забыли позаботиться о машине, которая отвезет Гуру Махараджа на будапештский рейс. Выезжать нужно уже через 25 минут, а машины нет. Придется ехать на такси? Но каким-то чудом машина находится. В машине Гуру Махарадж вспоминает, что нужно позвонить в Венгрию и попросить, чтобы его встретили. Телефон опять не работает. Наконец начинает работать. На подъезде к аэропорту мы слышим объявление, что регистрация на рейс Москва-Будапешт закончена. Это ничего не значит – Гуру Махарадж последним проходит регистрацию и скрывается в дверях. Так заканчивается этот короткий день. Гуру Махарадж опять далеко. Но он никуда не уезжал от нас. Это мы покинули его, вернувшись к своим таким важным материальным обязанностям и привязанностям. А ведь достаточно всего одного небольшого желания быть с ним рядом – и он будет рядом. Например, в 1997 Гуру Махарадж ехал через Москву на свою Вьяса-пуджу в Алматы. Он взял с собой, оплатив билеты из своего кармана, всех учеников, которые попались ему на глаза. Таких случаев, наверное, множество – десятки.

 

Итак, Гуру Махарадж уехал из Москвы. Но как солнце, заходя за горизонт, не гаснет и не перестает существовать, так и Гуру Махарадж продолжил свои лилы на ферме Нью Враджа-дхама в Венгрии, о чем мы можем узнать по милости Радхарадьи Прабху, который прислал следующий отчет о визите Гуру Махараджа:

 

«Гуру Махарадж прилетел в Будапешт 23 мая в 3 часа дня. Один преданный встретил его в аэропорту и отвез в Нью Враджа-дхаму. В тот же день Е.С. Шиварама Свами также приехал на ферму после трехмесячного отсутствия. Все преданные ждали Махараджей с нетерпением. Гуру Махарадж приехал в 6 вечера. Мы хотели устроить для него традиционную приветственную церемонию, но по его часам было уже 11 ночи, поэтому он чувствовал себя очень уставшим и пошел спать не заходя в храм.

 

На следующее утро начался наш фестиваль. Это был День Радхи-Шьяма – день, когда маленькие божества Шри Шри Радхи Шьямасундары ходят по домам грихастх. Гуру Махарадж отдыхал до обеда в доме Шиварамы Махараджа. Затем он принял прасад вместе с преданными, а после прасада присоединился к процессии с Радхе-Шьямом. Когда Радхе-Шьям вернулись в храм, начался очень красивый бхаджан, продолжавшийся до 11 ночи.

 

25 мая – Шри Нрисимха Чатурдаши

Утренний киртан был чуть дольше обычного. Шиварама Махарадж напомнил нам, что в прошлом году лекция началась в 7 вечера. Поэтому окончание киратана в 11 утра – довольно неплохо, не правда ли?

Гуру Махарадж инициировал бхн. Ильдико. Она получила имя Шри Ишвари деви даси. После инициации, вернувшись в свою комнату, Гуру Махарадж говорил о том, что значит это имя, рассказав очень сладостную Кришна-лилу, связанную с этим.

 

26 – Вьяса-пуджа Е.С. Шрилы Шиварамы Свами Махараджи.

На этот день у нас была намечена официальная программа Вьяса-пуджи. Однако Гуру Махарадж и Шрила Шиварама Махарадж решили сделать все по-другому. Они просто открыли двери в духовный мир. Итак, утренний киртан продолжался до часа дня. После этого можно было уже приступать к официальной программе. Шивараме Махараджу дали печать. На ней было выгравировано „Трибхувана Сундара Мурти Шри Шри Радха Шьямасундара“. Ему она очень понравилась, и он начал штамповать преданных, а также поставил печать и на своей собственной голове, и на голове Гуру Махараджа.

 

С 4 часов вечера до 1:45 ночи мы пели удивительно красивые бхаджаны. Шивараме Махараджу вручили коробку 70x70 см, полную сладостей. Сама коробка тоже была сделана из сладостей. Он стал есть и кормить Гуру Махараджа и преданных. Спать они легли около 2-х ночи.

 

27 – День Святого Имени.

Утром этого дня, как потом рассказал нам Гуру Махарадж, он проснулся, почистил зубы, принял душ и пошел в храм на киртан. Он сказал, что его действия в этот день вышли за рамки садханы, потому что единственной деятельностью, относящейся к садхане, была чистка зубов. Он показал преданным смешной танец бриджабаси, и все танцевали вслед за ним. Он и Шиварама Махарадж подходили ко всем преданным, так что каждый имел возможность потанцевать с ними. Киртан продолжался до обеда. В какой-то момент Гуру Махарадж вышел из храмовой комнаты и стал кричать тем, кто был снаружи, призывая их присоединиться к киртану. Киртан сменился бхаджаном. Гуру Махарадж принес сладости и напитки для преданных и после этого собственными руками обмахивал всех преданных.

 

После прасада он беседовал с матаджи Кришна-лилой, которая входит в группу связи с общественностью. Гуру Махарадж хочет создать группу связи с общественностью в Казахстане, и они говорили на эту тему. Гуру Махарадж рассказал о некоторых преданных из Казахстана – таких как Чаитанья Нитай, Кришна Шарана, Рати Манджари, Камала и др. Это был первый раз, когда я услышал от Гуру Махараджа так много добрых отзывов о преданных из Казахстана. После этой беседы мы вернулись в храм, чтобы продолжить киртан. Гуру Махарадж сказал, что его программа здесь одна и та же из года в год: „Сначала киртан, после киртана возвращаюсь в свою комнату, валюсь от усталости, а потом снова – киртан“.

 

28 мая.

Гуру Махарадж провел мангала-арати. Затем вернулся домой упаковывать чемоданы. Он поговорил с Вайшнавом пр. и со мной об обязанностях гуру по отношению к ученицам и к женам учеников. Он сказал, что матаджи могут иметь личные отношения с гуру, и если муж думает, что жена должна строить свои отношения с гуру только через него, то это неправильное понимание. Также Гуру Махарадж осудил то умнонастроение, когда муж хочет наслаждаться положением гуру. Затем в комнату пришел Шиварама Махарадж и они обнялись. В 6 часов утра Гуру Махарадж поехал в будапештский аэропорт.

 

Гуру Махарадж чувствовал себя хорошо, и фестиваль прошел очень успешно.

 

Ваш слуга Радхарадья даса»

 

 

Примечание

 

Ниже приводится история о сне, в котором Шрила Прабхупада явился Гуру Махараджу и попросил его построить храм в Казахстане. Она была рассказана Гуру Махараджем в день Вьяса-пуджи, 6 января 2002 г., в Алмате. Начало истории, к сожалению, не было записано, поэтому остается неясным, где и при каких обстоятельствах ему этот сон приснился. Может быть, это и не так важно. Я лично помню, что в позапрошлом или прошлом году, когда Гуру Махарадж был в Москве, ему приснился сон, очень похожий на этот. Может быть, это он и был – не знаю...

 

Ваш слуга Гопиджанаваллабха дас

 

 

"… Мне снилось, что я нахожусь в очень дорогой пятизвездочной гостинице. Номер, обставленный с исключительной роскошью. Вдруг в дверях появляется служащий гостиницы и направляется в мою сторону. У него в руках золотой поднос, а на подносе – телефон. Он протягивает мне поднос:

– Господин, вам звонят.

Я поблагодарил его, взял телефон:

– Алло.

В трубке раздалось:

– Говинда Махарадж, это Прабхупада.

– Прабхупада! Пожалуйста, примите мои смиренные поклоны. Прабхупада, все ли у вас хорошо?

– Да, со мной все в порядке.

– Прабхупада, чем я могу вам служить?

– Я хочу, чтобы ты построил храм.

– Но Прабхупада, я никогда раньше ничего подобного не делал. Я совершенно безответственный человек. Я никогда не брал на себя никакой ответственности, я вообще ничего полезного не делал. Прабхупада, я на такое не способен.

– Нет, я хочу, чтобы ты построил храм.

– Прабхупада, я не могу этого сделать. Я просто не способен на такое.

– Нет, я хочу, чтобы ты построил храм.

– Но я не могу.

Тогда Прабхупада сказал:

– Послушай, просто оставайся там, где ты сейчас, и как-нибудь помогай людям становиться сознающими Кришну. Когда же дойдет до строительства храма, я помогу тебе. Не беспокойся. Если будут какие-то препятствия, я приму меры, и у тебя все получится.

 

На этом разговор закончился. Такой вот сон мне приснился. Я рассказал о нем нескольким преданным, но не многим, иначе меня, наверное, приняли бы за сумасшедшего.

 

Так или иначе, мы сейчас в Алмате, в Казахстане. Мы все здесь делаем скромные попытки построить Шри Вриндавана Дхаму в Алмате. И я серьезно считаю, что все, что происходит здесь… ну, если что-то получается не так, то это моя вина. Но все успехи – это милость моего духовного учителя. Просто по милости Прабхупады здесь, в Алмате, возник проповеднический центр. По милости Прабхупады у нас в Казахстане идет проповедь на радио. По милости Прабхупады уходят книги. По милости Прабхупады у нас есть замечательная программа «Пища жизни». И по милости Прабхупады наша Шри Вриндавана Дхама мало-помалу развивается. Итак, все эти замечаетельные события происходят по милости Прабхупады. Так много людей получают доступ к Святым Именам Кришны и обретают понимание науки сознания Кришны – и это тоже милость Прабхупады.

 

Поэтому сегодня я упомянул об этом в своей речи на Вьяса-пудже. Я говорил о том, что Прабхупада в совершенстве понимал Кришну, Прабхупада знал Кришну, Прабхупада был другом Кришны. Также Прабхупада в совершенстве понимает Господа Чайтанью Махапрабху, поэтому он всегда действует определенным образом – он всегда старается доставить радость Кришне. А какой самый лучший способ доставить радость Кришне? Нужно выходить и встречаться с людьми, которые забыли Кришну. Нужно говорить им: «Пожалуйста, возвращайтесь к Кришне. Кришна ждет вас. Кришна хочет любить вас. Кришна хочет дружить с вами». Поэтому я попросил всех вас сегодня: пожалуйста, постарайтесь понять эту удивительную личность – Прабхупаду. Если мы сможем это сделать, то успех будет сопутствовать нам во всем.

 

Итак, после праздничной программы у нас был удивительно вкусный маха-прасад. Преданные приготовили его с такой любовью… Потом я вышел на улицу, достал из кармана свой родной телефон и позвонил одному из моих друзей, который ранее пытался дозвониться до меня. «Говинда Свами, с днем рождения!» – сказал мой друг. Потом он немного помолчал и спросил: «Если бы тебе дали сто тысяч долларов, что бы ты с ними сделал?» Я ответил: «Построил бы храм». И тогда он сказал: «Ну что ж, бери и строй свой храм!»

 

Шрила Прабхупада ки-джай!

 

Со мной стало твориться что-то невообразимое. Я сидел, прижав телефон к уху. Увидев проезжавшего мимо Адвайту, я закричал что есть мочи: «Гауранга!!!» Он, наверное, подумал: «Да, Махарадж все-таки сошел с ума»… Как бы то ни было, Шрила Прабхупада проливает свою милость на Казахстан. И сегодня Шрила Прабхупада устроил для нас пожертвование в 100 000 долларов. Шрила Прабхупада ки-джай!

 

А мой добрый друг, который дал пожертвование – это Его Святейшество Бхакти Валлабха Пури Госвами Махарадж. Видимо, у них в Шотландии был успешный марафон, и Пури Махарадж и его преданные решили помочь среднеазиатской ятре, дав приличное пожертвование, чтобы здесь можно было начать строить храм.

 

Итак, Прабхупада – друг Кришны, и если мы будем трудиться, просто стараясь доставить радость Прабхупаде, то, поскольку у него друзья на самых высоких постах, у нас все будет получаться наилучшим образом. Также это милость Гирираджа Махараджа, милость Вриндадеви. Вчера мы установили здесь Вриндадеви. Она, наверное, думает: «Зачем они привезли меня сюда? Мои друзья Радха и Шьямасундара во Вриндаване. Вам нужно построить здесь храм и привезти Их сюда. Тогда я буду здесь не одна, а вместе с друзьями». Вриндадеви очень милостива. Гирирадж тоже милостив. Гаура Нитай, несомненно, очень милостивы. И Прабхупада, который понимал все их желания, исключительно милостив. Поэтому пусть эта хорошая новость станет для нас небольшим или большим вдохновением. Пусть она вдохновит нас на то, чтобы посвятить себя миссии, которую дал нам Шрила Прабхупада. Давайте будем делать все, что в наших силах, чтобы убедить как можно больше людей вернуться домой, к Господу.

 

...

 

А на следующий день позвонил секретарь Пури Махараджа и сказал:

«Я звоню, чтобы сообщить вам новость» – «Что за новость?» – «Пури Махарадж сказал, что не сможет дать вам 100 000 долларов» – "?" – «Он даст вам 108 000 долларов...»

 

...

 

 

О визите Гуру Махараджа в Москву 28 мая 2002 г. (рассказ Гопиджанаваллабха даса)

 

28 мая Гуру Махарадж должен быть на региональном совещании в Перми. Он Джи-Би-Си в Уральском регионе. Там его уже ждет Бхактивигьяна Госвами Махарадж. Но Гуру Махарадж не успевает из-за фестиваля в Венгрии, с которого он не захотел уезжать раньше времени. Поэтому 28 мая он только прилетает в Москву.

 

Несколько учеников из храма (Кришнадас Кавирадж Прабху, Враджасундар Прабху...) вдохновляют и других преданных поехать в аэропорт и встретить Гуру Махараджа с киртаном. Давно уже такого не было. Причины не делать этого тоже не было. Гуру Махарадж не афиширует свои приезды в Москву, потому что это часто ему просто «по пути», но не думаю, что ему нравится, когда ученики не следуют этикету. Когда ему предлагают поклонение, делают абхишеку на Вьяса-пудже, он всегда чувствует себя неловко, можно даже заметить слезы на глазах. Слезы благодарности своему духовному учителю, которому он передает все полученные (как он считает – незаслуженно) почести. Нет, он не любит абхишеки, но любит, когда преданные делают все так, как учил Шрила Прабхупада. Также он говорит, что любовь проявляется во внимательности к деталям: любящий преданный все старается делать как можно лучше, для него важно все.

 

Группа харинамы приехала в Шереметьево-2 в полном снаряжении. Самолет приземляется в 15:10. Гуру Махарадж появляется на мониторах, где показана очередь прилетевших. Преданные начинают негромко петь, звучит аккордеон, мриданга, караталы. Подходит страж порядка, киртан затихает, но переговоры заканчиваются успешно, и Святые Имена опять раздаются в полутемном зале.

 

Еще одна приятная новость. Гуру Махараджа приехал встречать Его Святейшество Ниранджана Махарадж. Гуру Махарадж еще не прошел паспортный контроль, но они уже говорят друг с другом по сотовым телефонам. Проходит еще минут десять, и Гуру Махарадж выходит из дверей незамеченный никем! Он, правда, сразу замечает преданных и направляется в нашу сторону, широко улыбаясь. Он рад видеть своего духовного брата и дорогого друга. Они обнимаются и… удаляются в глубь зала, попросив поющих преданных подождать их у выхода. Им надо о чем-то поговорить.

 

План дня был такой: прасад, небольшой отдых и встреча с учениками, вечером баня и – в полночь – перелет в Пермь. Однако о расписании этом приходится забыть. Во-первых, баня отменена, во-вторых, Ниранджана Махарадж твердо намерен взять Гуру Махараджа в храм, на вечернюю программу. Возможно, об этом они сейчас и говорят. Уговоры продолжаются в машине – Гуру Махарадж не собирался ехать в храм, он устал после непрерывных программ и долгих перелетов, он вообще собирался отдыхать большую часть своего непродолжительного пребывания в Москве, но ему приходится уступить (чему он сам какое-то время не может поверить). С другой стороны, в этом нет ничего удивительного. Разве Гуру Махарадж откажет себе в удовольствии пообщаться с таким дорогим его сердцу преданным – Ниранджаной Махараджем? Мне вспоминается история, произошедшая где-то в середине 90-х. Преданные отвезли Ниранджану Махараджа на некий высокогорный курорт на Северном Кавказе, но он не хотел скучать там в одиночестве и пригласил Гуру Махараджа присоединиться к нему. Гуру Махарадж прилетел в этот город, и потом несколько часов его везли на машине по извилистым горным дорогам. Когда головокружительное восхождение закончилось и машина заехала на самую вершину, Гуру Махарадж увидел бегущего в их сторону Ниранджану Махараджа, который радостно кричал: «Наконец-то вы приехали. Поворачивайте назад – мы возвращаемся в город!» «Курорт» оказался деревянной избушкой без сообщения с внешним миром и без каких бы то ни было удобств, что причиняло Ниранджане Махараджу большие неудобства. Поэтому он рад был появлению машины, которая смогла бы отвезти его вниз. И вот Гуру Махарадж проделывает обратный путь, на что ушло также несколько часов. Эта езда по горам ему надолго запомнилась. Однако потом они провели пару совершенно замечательных дней, читая вместе книги Шрилы Прабхупады. Также Махараджи были вместе в тежелые дни августа 1998 г. в Москве. Говорится, что преданных можно распознать по тому, что они делают, когда встречаются друг с другом: они говорят о Кришне или воспеваю Его имена. Поэтому неудивительно, что Гуру Махарадж все таки решает ехать на программу в храме.

 

Однако перед храмом надо заехать почтить прасад. Мы решили не ограничиваться встречей с киртаном, а также провести омовение стоп. В любом случае это непростое дело – Гуру Махарадж вседа соглашается с большим трудом, а сейчас тем более – он говорит, что в присутствии Ниранджаны Махараджа подобная процедура невозможна. Мне приходится уговаривать Гуру Махараджа, но он не сдается:

– У меня ноги чистые.

– Но наши сердца не чистые.

– Иди лучше ты – будешь моим ритвиком...

 

Если Гуру Махарадж не хочет омывать стопы в присутствии Ниранджаны Махараджа, то можно устроить это сразу для двоих – у нас есть два кресла, два таза.

 

Тем временем преданные запевают киртан, чтобы Гуру Махарадж знал, что его ждут...

 

Гуру Махарадж начинает терять терпение, потому что надо быстро вкушать прасад и ехать в храм, но прасад не несут, потому что все ждут абхишеки. Наконец он выходит из своей комнаты, плотно закрывает за собой дверь и внимательно смотрит – нет ли на двери замка или щеколды, – поскольку Ниранджана Махарадж ни в коем случае не должен выйти из комнаты, пока идет абхишека. Гуру Махарадж садится в кресло, и у меня появляется возможность прикоснуться к его стопам. Вообще у тех, кто бывает с ним рядом, такая возможность предоставляется постоянно, поскольку у него часто устают ноги и требуется массаж. Нередко он жалуется, что ноги опухают, и сам просит сделать массаж. Но можно и не дожидаться, пока он попросит, потому что польза от такого служения будет всегда.

 

Омовение стоп длится не больше минуты, и Гуру Махарадж нетерпеливо требует, чтобы несли прасад. Вернувшись в комнату, к Ниранджане Махараджу, Гуру Махарадж вкушает с ним прасад за закрытой дверью. В это время «все собравшиеся преданные» получают свою порцию чаранамриты.

 

Потом Махараджи спускаются к машине, машина трогается… и Гуру Махарадж кричит: «Осторожно, осторожно, осторожно!!» Оказывается, водитель не заметил, что ехавший впереди автомобиль остановился. Еще секунда – и мы бы врезались в него. Ничего смертельного, но в храм мы опоздали бы – это точно. Гуру Махарадж спас ситуацию.

 

Приехав в храм Шри Шри Даял Нитай Шачисуты на Беговой, Махараджи сразу заходят в алтарную комнату. Гуру Махарадж просит отодвинуть Вьясасану – они будут сидеть на полу. Гуру Махарадж делает небольшое вступление – рассказывает о своей поездке в Венгрию и предлагает московским преданным заняться тем же, чем он занимался предшествующие четыре дня с преданными на ферме Нью-Враджа Дхама. Начинается киртан. Ниранджана Махарадж играет на фисгармонии, Гуру Махарадж – на караталах – и поет. Как обычно, сначала мелодия медленная, но темп довольно быстро нарастает. Гуру Махарадж поет энергично, в голосе чувствуется сила, и несмотря на медленную мелодию, киртан с самого начала очень мощный. Даже для того, чтобы подпевать, требуется прикладывать усилия. Это хорошо – как раз для таких бессердечных, как я. Если в сердце нет привязанности к Святым Именам, вдохновения и бхакти, может быть, Кришна отметит хотя бы те усилия, которые приходится прилагать, чтобы не отстать от киртана. Гуру Махарадж еще находится под впечатлением от неземных киртанов, которые они проводили с Шиварамой Махараджем и другими преданными в Венгрии. Иногда он откладывает караталы в сторону и начинает по-дирижерски размахивать руками. Качает головой из стороны в сторону, поглаживает Ниранджану Махараджа по спине, строит физиономии – пытается расшевелить преданных. Но все и так стараются. Гуру Махарадж несколько раз меняет мелодию, но динамичность и напряженность киртана остаются прежними. Так проходит два часа, и Гуру Махарадж встает – нужно уже собираться, поскольку в час ночи ему лететь в Пермь.

 

Мы садимся в машину и возвращаемся на квартиру. По дороге Гуру Махарадж выражает сожаление, что не все музыканты во время киртана играли слаженно. После венгерских киртанов это особенно заметно. Гуру Махарадж приводит довольно необычную аналогию: «Если человек привык пить марочное шампанское, то, если ему предложить пиво, он вряд ли будет доволен». Мне эта аналогия кажется сначала странной, но потом я понимаю, что Гуру Махараджа «вдохновили» сцены, которые в жаркое время года можно увидеть в России на каждом шагу – мужчины и женщины, пьющие пиво и другие горячительные напитки – сидя, стоя, на ходу… Несколько позже Гуру Махарадж на лекции скажет нечто подобное: «Вчера было воскресенье, и мы видели на улице много пьяных парней, которые едва держалась на ногах. Но Господь Чайтанья и его спутники тоже были опьянены – опьянены любовью к Богу...»

Хорошо бы, конечно, развить в себе такое сознание Кришны, что даже в самых отвратительных сценах мирской жизни видеть Кришну и Гаурангу.

 

До самолета остается не так много времени, в течение которого ничего особенного не происходит. Гуру Махарадж ложится отдохнуть, но не надолго. Гаурасундар дас, его ученик, тоже хочет лететь в Пермь, но не уверен, хватит ли денег на обратный билет. Гуру Махарадж успокаивает его: «Я думаю, Кришна тебе поможет». Хотел бы я тоже услышать такие слова. Если Гуру Махарадж говорит такое, можешь быть уверен – Кришна уже помог тебе.

 

До аэропорта доезжаем без осложнений, Гуру Махарадж проходит паспортный контроль и скрывается в зале регистрации. Прошло всего 8 часов после его приезда, но мне кажется, что прошла неделя. Значит, я опять ничего не понял и вел себя не так, как надо. Иначе у меня было бы правильное понимание времени: когда одно мгновение в обществе чистого преданного не может сравниться с целой жизнью, проведенной вдали от него...

 

 

Гуру Махарадж встречается с правительственными чиновниками (июнь 2002 г.)

 

Июнь и июль были насыщены событиями: Гуру Махарадж много путешествовал и проповедовал.

 

Первую половину июня Гуру Махарадж провел в Алматы, встречаясь с различными правительственными чиновниками, бизнесменами и журналистами и подготавливая почву для строительства культурного центра на территории фермы Шри Вриндаван Дхама. Согласно плану, там будут построены храм в индийском стиле «Дворец души», благотворительная больница, школа и гостиница. Этот культурный и образовательный центр обещает стать привлекательным местом туризма для гостей Алматы.

 

Вот официальный отчет о двух основных встречах, позаимствованный из первого номера бюллетеня Казахстанского Общества Сознания Кришны «Новости Кришны»:

 

*** Встреча с доброжелателем и сторонником ИСККОН – Шри Аталом Бихари Ваджпаи ***

 

5 июня 2002 г. премьер-министр Индии достопочтенный Шри Атал Бихари Ваджпаи встретился с руководителями Международного общества сознания Кришны (ИСККОН) в своем номере в гостинице «Анкара» в Алматы.

 

Премьер-министр Ваджпаи – давний поклонник и сторонник ИСККОН, и за последние годы не раз участвовал в торжественном открытии различных проектов Общества.

 

Премьер-министра приветствовал представитель Правления ИСККОН в Средней Азии Его Божественная Милость Б. Б. Говинда Свами, затем ему вручил гирлянды Президент Казахстанского общества сознания Кришны г-н Дамир Башир (Шри Санатана Госвами даса).

 

Премьер-министру были подарены издания индийских духовных произведений на русском и казахском языке. Принимая этот дар, он выразил благодарность за усилия, совершаемые ИСККОН по распространению во всем мире учения Индии о санатана-дхарме.

 

Когда во время беседы г-на Ваджпаи назвали защитником религии, он скромно заметил: «Наоборот, я сам всегда ищу защиты у религии».

 

Премьер-министр заявил, что его правительство поддерживает членов Казахстанского общества сознания Кришны, и попросил посла Индии в Казахстане содействовать развитию Общества в республике.

 

Прошлой осенью, во время встречи с президентом Российской Федерации г-ном Путиным в Москве, премьер-министр также принял делегацию членов ИСККОН.

 

 

*** Визит Посла Индии ***

(речь Шри Видья Сагара Вермы во время воскресной программы.)

 

Вскоре после встречи руководителей ИСККОН с премьер-министром Индии, в воскресенье, 16 июня 2002 г., ИСККОН почтил своим присутствием посол Республики Индия в Казахстане Шри Видья Сагар Верма. Посла принимали в Шри Вриндаван Дхаме, принадлежащей Обществу прекрасной ферме, расположенной в окрестностях Алматы.

 

На встрече присутствовали также лидеры различных религиозных конфессий: священник Церкви Любви в Алматы Денис Кенесарин (фото вверху слева), духовный руководитель мусульманской общины в Чечне Фаидулла Хаджи (вверху в центре), буддийский монах Алексей (вверху справа) и глава движения Люди Свободной Воли Джаннат Смаков.

 

Г-н Верма воспользовался присутствием стольких гостей, чтобы прославить усилия ИСККОН, благодаря которым в одном месте встретились религиозные деятели самых разных направлений.

 

Он в частности сказал: «Я очень рад предоставленной мне возможности приветствовать собравшихся здесь сегодня представителей практически всех великих религий мира, которые объединяют 90% всех приверженцев различных вероисповеданий человеческого общества.

 

Этот факт свидетельствует не только о свободных от предрассудков взглядах организатора сегодняшней программы, Международного общества сознания Кришны, но также и о светском характере правительства Казахстана, уважающего право всех религий собраться вместе, на одном форуме.

 

Я представляю, какая радостная и возвышенная атмосфера воцарилась бы в мире, если бы люди всей земли, как мы сейчас, собрались вместе, чтобы вместе восславить и воздать почести Всевышнему.

 

Бог недоступен нашему пониманию и определению, но мы, к сожалению, продолжаем спорить друг с другом, пытаясь дать определение Богу. Мы то и дело заявляем: „Мои представления истинны, а твои ложны“.

 

Нам следует посвятить наши жизни осознанию Бога. Но в то же время мы должны понять, что всегда будет сохраняться разница в восприятии Бога верующими разных конфессий. И поняв это, мы должны предоставить право каждой личности сознавать Бога и поклоняться Ему в соответствии с ее желаниями. Мы никогда не должны спорить и враждовать из-за этого.

 

Каждый из нас молится Богу по-своему. В Движении сознания Кришны это делают, повторяя на санскрите имена Бога – Харе Кришна. Такое повторение также называется джапа-йогой.

 

В Йога-даршане говорится, что человек может приблизиться к Богу, повторяя Его имя. В Библии есть подобное утверждение: „Вначале было слово, и слово было Бог“. Практику повторения имени Бога можно обнаружить во всех мировых религиях. Это самый простой и совершенный способ обращения к Богу.

 

Я поздравляю организаторов Движения сознания Кришны в Казахстане с этим торжеством, ради которого мы здесь собрались. Я также очень благодарен представителям всех других великих религий за то, что они почтили нас своим присутствием. Еще я благодарен организаторам за то, что они пригласили меня выступить в этом собрании.

 

Философия „Бхагавад-гиты“, изложенная Господом Кришной, берет свое начало в Индии. Как представитель Индийского правительства, я выражаю свою полную готовность и дальше сотрудничать с Международным обществом сознания Кришны.

 

Если им нужна будет моя помощь, я с радостью сделаю все, что от меня потребуется. Спасибо большое вам всем».

 

В завершение официальной части программы лидеры различных конфессий поделились своими впечатлениями от встречи и выразили благодарность собравшимся.

 

Затем посол и все остальные участники форума вместе отведали изысканные вегетарианские блюда, и на этом встреча закончилась.

 

***

 

Третью неделю июня Гуру Махарадж провел в Арабских Эмиратах. Как обычно, он проводил там ежедневные (точнее, еженощные) программы на намахаттах, но в этот раз главная цель его поездки была в другом – встретиться с известным архитектором и пригласить его в Алматы, чтобы составить дизайн нового храма. Возвращаясь в Казахстан, Гуру Махарадж взял этого архитектора с собой.

 

Через несколько дней, утром 29 июня Гуру Махарадж вылетел в Москву, чтобы принять участие в празднике, посвященном десятилетию установлению Божеств Шри Шри Даял Нитай Шачи Сута.

 

 

Десятилетие установления Божеств в Москве и Грушинский фестиваль 2002 г.

 

Продолжаем рассказ о летних проповеднических поездках Шрилы Б.Б. Говинды Махараджа.

 

Рано утром 29 июня 2002 г. Гуру Махарадж прилетел из Бишкека в Москву. Вообще предыдущую неделю он провел в Алматы, но, поскольку в этот день не было прямых рейсов из Алматы в Москву, а ему непременно нужно было туда попасть, пришлось ехать ночью в Бишкек и лететь оттуда. 29 и 30 июня в Московском храме праздновалось десятилетие установления Божеств Шри Шри Даял Нитай Шачисуты, и Гуру Махарадж был приглашен в качестве почетного гостя. (Можно напомнить, что имена Божествам дал именно он три года назад.)

 

Прямо из аэропорта Гуру Махарадж приехал в храм и провел киртан, за которым последовала лекция. По счастливому совпадению в этот день праздновалась также Вьяса-пуджа Шрилы Тамала Кришны Госвами, и Гуру Махарадж рассказал об этом замечательном последователе Шрилы Прабхупады, для которого не было ничего невозможного в служении духовному учителю. Как-то раз Гуру Махараджу довелось беседовать с Шрилой Тамал Кришной Махараджем, и тот рассказал несколько историй, которые были ему особенно дороги, – о том, как Шрила Прабхупада отчитывал его за некоторые недостатки в служении. Теперь Гуру Махарадж пересказал эти истории, доказывающие, что в сознании Кришны и в чистом преданном служении все трансцендентно – и удачи, и неудачи, – и все является источником радости и блаженства.

 

После лекции Гуру Махарадж раздавал награды победителям марафона санкиртаны, посвященного Юбилею. Предполагалось, что после этого он пойдет на харинаму на Арбат. Гуру Махарадж прилег отдохнуть на четверть часа, но… – да, вы правы: никакого отдыха не получилось, потому что один за другим в его комнату стали заглядывать преданные, стали раздаваться звонки… Один разговор я подслушал – Гуру Махарадж рассказывал об усилиях, которые он прикладывал для организации строительства храма в Казахстане, на территории фермы «Шри Вриндаван Дхама». Оказалось, что он обсуждал этот вопрос с самыми высокопоставленными чиновниками и известными бизнесменами в Индии, стараясь заручиться их поддержкой. Одновременно с этим он вел большую работу в самом Казахстане. Для Радхи и Кришны все должно быть устроено самым лучшим образом, и Гуру Махарадж встречался с представителями двух самых солидных строительных компаний в Казахстане, которые строили стадион «Медео» и знаменитые бани «Арасан». По их подсчетам, весь проект будет стоить 1 миллион долларов.

 

Приняв нескольких посетителей, Гуру Махарадж решил позвонить в Алматы. Он долго беседовал с преданными на том конце линии о многочисленных делах, которые он оставил, уезжая из Казахстана на целый месяц, но о которых никак не мог забыть. За всеми этими делами прошло почти три часа, и ехать на харинаму было уже поздно. (Кстати говоря, в этот день Гуру Махарадж совсем ничего не ел, только пил сок.) Внизу, в алтарной, начиналась встреча старших преданнх – пионеров сознания Кришны в России. Гуру Махарадж тоже был приглашен на эту встречу. Он рассказал историю о первом приезде русских преданных в Индию (в 1989 г.). Эту историю он рассказывал и раньше, но в этот раз было немало новых интересных подробностей.

 

После этой программы Гуру Махарадж должен был уже собираться в дорогу – опять в аэропорт, на ночной рейс в Казань. В Казани, Набережных Челнах и Ижевске запланированы были Ратха-ятры. Но что и как там было на самом деле, я, увы, уже не смогу рассказать, потому что не владею этой информацией. Но теперь мы подошли к Грушинскому фестивалю, и на этом я с вами прощаюсь,

Ваш слуга Гопиджанаваллабха дас,

 

 

а рассказ о фестивале продолжит Бхактин Женя из Москвы:

 

 

Гуру Махарадж должен был приехать на Грушинский фестиваль 4-го июля. Все с нетерпением ждут этого момента. Мы с Настей следим за подъезжающими машинами. Но Гуру Махараджа нет, и мы, пока есть свободное время, решили пойти распространять книги в основной лагерь.

 

– Ups… Нама ом вишну падайа.., – произносит Настя, падая на колени.

 

Неужели Гуру Махарадж? Точно! Мы кланяемся и со стопками книг в руках спешим на встречу духовному учетелю. Гуру Махарадж замечает нас и глаза его округляются (вы здесь?)

 

– Женя! Настя! Как дела?

– Все хорошо, спасибо.

 

***

 

По словам Кришна Чандры прабху, Гуру Махарадж не ест уже неделю, но если учитывать тот факт, что он присоединился к путешествию Гуру Махараджа совсем недавно, можно сделать вывод, что Гуру Махарадж постится гораздо дольше.

 

Гуру Махарадж объявил, что программа начнется в 9 часов вечера и будет продолжаться до 5 часов утра, чем очень удивил всех присутствующих.

Проверив свою палатку, Гуру Махарадж отправляется осматривать лагерь. За ним шествует целая толпа учеников и доброжелателей. Сейчас он похож на управляющего поместьем, хозяин которого – Кришна. Гуру Махарадж внимателен в самых мелочах – все должно быть так, чтобы хозяин был доволен.

 

Мы подходим к кафе, где преданные продают приготовленный ими прасад.

 

– Можно это попробовать? – спрашивает Гуру Махарадж, показывая на молочный шарик?

– Можно это спереть? – переводит Кришна Чандра прабху.

 

Громкий хохот...

 

Затем Гуру Махарадж идет к месту, где развернулась кухня и долго о чем-то разговаривает со служащими там преданными, попросив всех матаджи оставить их.

 

***

 

Кажется, Гуру Махарадж хочет подключить свой сотовый телефон к сети Мегафон. Для чего нужно пройти почти через весь фестиваль к тому месту, где проходит акция «Подключись к Мегафон». И Гуру Махарадж направляет всю процессию в самую гущу «всех собравшихся преданных» – в лагерь бардов, панков, хиппи и прочих форм жизни. Повернувшись, он говорит:

 

– It's called Guru Maharaj goes shopping (Это называется: Гуру Махарадж идет за покупками).

 

Рассекая воздух своей чистотой, он идет через лагеря, и мы спешим следом, боясь отстать. Парикрама продолжается минут 40, все, кто встречается нам на пути, громко воспевает Харе Кришна! Дело в том, что Кришна, желая удовлетворить своего чистого преданного, проявляется в сердцах этих живых существ, от чего они в экстазе начинают повторять Его Святые Имена. Гуру Махарадж действительно повеселел, а Кришна Чандра прабху пришел в полный восторг, от чего стал (вернее продолжал) на свой лад переводить его слова.

 

По дороге Кришна Чандра прабху спрашивает Гуру Махараджа:

 

– Гуру Махарадж, а вы будет проводить виваха-ягью?

– Для тебя, что ли?

 

Мы с Настей покатываемся со смеху (поскольку Кришна Чандра прабху – брахмачари).

 

– Что вы с меня смеетесь? – обижается Кришна Чандра прабху. Мы смеемся еще сильнее.

 

По пути один преданный пытается отстранять людей, идущих прямо на Гуру Махараджа, но он делает ему замечание:

 

– Эй! Если будешь так поступать, никогда больше не пойдешь со мной.

 

***

 

Затем Гуру Махарадж вернулся в лагерь и встретился с Джаяпатакой Махараджем. Они предложили друг другу поклоны. Было такое чувство, что встретились два премьер-министра, потому что ученики обоих обступили их плотным кольцом и со всех сторон были вспышки фотоаппаратов. Встреча в верхах продолжалась около 30 минут (по грушинскому времени).

В 11 часов начинается киртан, который длится больше трех часов. Главная мелодия набирает обороты, переходя в бешеный ритм. Под пандалом клубятся рои пыли, поднятые стопами танцующих, и оседают на их же мокрые от по

еще рефераты
Еще работы по истории