Фотогалерея :: Ссылки :: Гостевая книга :: Карта сайта :: Поиск :: English version
Православный поклонник на Святой земле

На главную Паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме Формирующиеся паломнические группы Маршруты О проекте Поклонники XXI века: наши группы на маршрутах Поклонники XXI века: портрет крупным планом Наши паломники о Святой Земле Новости Анонсы и объявления Традиции русского паломничества Фотоальбом "Святая Земля" История Святой Земли Библейские места, храмы и монастыри Праздники Чудо Благодатного Огня Святая Земля и Святая Русь Духовная колыбель. Религиозная философия Духовная колыбель. Поэтические страницы Библия и литература Библия и искусство Книги о Святой Земле Журнал. (Электронная версия) Осень 2018. № 54 Лето 2018. № 53 Весна 2018. № 52 Зима 2018. № 51 Осень 2017. № 50 Лето 2017. № 49 Весна 2017. № 48 Зима 2017. № 47 Осень 2016. № 46 Лето 2016. № 45 Весна 2016. № 44 Зима 2016. № 43 Осень 2015. № 42 Лето 2015. № 41 Весна 2015. № 40 Зима 2015. № 39 Осень 2014. № 38 Лето 2014. № 37 Весна 2014. № 36 Зима 2014. № 35 Осень 2013. № 34 Лето 2013. № 33 Весна 2013. № 32 Зима 2013. № 31 Осень 2012. № 30 Лето 2012. № 29 Весна 2012. № 28 Зима 2012. № 27 Осень 2011. № 26 Лето 2011. № 25 Весна 2011. № 24 Зима 2011. № 23 Осень 2010. № 22 Лето 2010. № 21 Весна 2010 № 20 Зима 2010. № 19 Осень 2009 № 18 Лето 2009 № 17 Весна 2009 № 16 Зима 2009 № 15 Осень 2008 № 14 Лето 2008 № 13 Весна 2008 № 12 Зима 2008 № 11 Осень 2007 № 10 Лето 2007 № 9 Весна 2007 № 8 Зима 2007. № 7 Осень 2006 № 6 Лето 2006 № 5 Весна 2006 № 4 Зима 2006 № 3 Осень 2005 № 2 Лето 2005 № 1Православное Общество "Россия в красках" Императорское Православное Палестинское Общество РДМ в Иерусалиме Вопросы и ответы


Паломничество в Иерусалим и на Святую Землю
Рекомендуем
Новости сайта
Святая Земля и Библия. Смотрите новый цикл фильмов о Святой Земле: Часть 1-я, Часть 2Часть 3
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
Людмила Максимчук (Россия). Из христианского цикла «Зачем мы здесь?»
«Мы показали возможности ИППО в организации многоаспектного путешествия на Святую Землю». На V семинаре для регионов представлен новый формат паломничества
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Елена Русецкая (Казахстан). Сборник духовной поэзии
Павел Платонов. Оцифровка и подготовка к публикации статьи Русские экскурсии в Святую Землю летом 1909 г. - Сообщения ИППО 
Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея
Православные паломники на Святой Земле в октябре-ноябре 2017 года

Святая Земля в 2016-2017 годах
Интервью с паломником
Протоиерей Андрей Дьаконов. «Это была молитва...»
Материалы наших читателей

Даша Миронова. На Святой Земле 
И.Ахундова. Под покровом святой ЕлизаветыАвгустейшие паломники на Святой Земле

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Удивительная находка в Иерусалиме или судьба альбома фотографий Святой Земли начала XX века
Славьте Христа  добрыми делами!

На Святой Земле

Обращение к посетителям сайта
 
Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Наш сайт о России "Россия в красках"
Россия в красках: история, православие и русская эмиграция


 
Главная / Журнал. (Электронная версия) / Лето 2006 № 5 / СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ В ЖИВОПИСИ, ИСКУССТВЕ И АРХИТЕКТУРЕ / Паломнические реликвии из Святой Земли во времена великого князя Сергия Александровича. Светлана Гнутова.
Светлана Гнутова.
Заведующая сектором прикладного искусства
Центрального музея
древнерусской культуры и искусства
им.Андрея Рублева,
кандидат искусствоведения
 
Паломнические реликвии из Святой Земли во времена
великого князя Сергия Александровича
 
     Великий князь Сергий Алек­сандрович дважды побывал в Иерусалиме - в 1881 и 1888 годах. Первый его приезд в Святую Землю был приурочен ко дню памяти равноапостоль­ного царя Константина и матери его царицы Елены, т.е. 21 мая 1881 года. В поездке его со­провождали родной брат великий князь Павел Александрович и великий князь Константин Константинович.
 
     Глава Русской Духовной Миссии в Ие­русалиме архимандрит Антонин (Капустин) писал В.Н. Хитрово, будущему секретарю Им­ператорского Православного Палестинского Общества: «От Высоких гостей майских тут все в восторге... Меня они очаровали своею чистотою, искренностью, приветливостью и глубоким благочестием в духе Православной Церкви. Пробыли здесь 10 дней, от 21 по 31 мая, и половину ночей этого периода провели у Гроба Господня в молитве. От щедрот их и мне на мои постройки выпала не скудная лепта».
 
     Ровно год спустя, в мае 1882 года, в Рос­сии было создано Православное Палестинское Общество, Председателем которого стал вели­кий князь Сергий Александрович. Открытие Общества состоялось 21 мая - в день памяти равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены. Ясно, что день этот был выбран неслучайно, поскольку царица Елена была одной из первых царственных паломниц в Святую Землю. Именно с пребыванием ца­рицы Елены в Иерусалиме в 327 году связано обретение Животворящего Креста Христова и множества других христианских реликвий, а также постройка первых христианских хра­мов в Палестине. Это еще раз должно было подчеркнуть преемственность Русской Право-. славной Церкви от Византийской.
 
     Следуя древним традициям, великий князь Сергий Александрович, став Председателем Православного Палестинского Общества, добился разрешения у турецких властей на проведение археологических раскопок порога Судных Врат в Старом городе, выделив 1000 рублей золотом, и способствовал строитель­ству храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании в память о своей горячо любимой матери императрице Марии Александровне, почившей 22 мая 1880 года.
 
     Будучи в 1881 году в Святой Земле, вели­кие князья получили награду - лагословение от Гроба Господня из рук Иерусалимского Патриарха Иерофея - кресты с частицей Жи­вотворящего Древа Креста Господня. Об этом событии подробно написано в дневнике архи­мандрита Антонина (Капустина): «Воскресенье, 24 мая
 
     Решено нам идти в храм [Гроба Господ­ня. - С.Г.] в шесть часов [утра], а Высочест­вам - в семь (...). За обычным облачением Его * Блаженства архиепископы Севастийский и Фаворский подводили поочередно Великих Князей к Патриарху, читавшему над ними мо­литву, и возлагавшему на них кресты с Жи­вотворящим Древом на широкой голубой ленте с бантом (1) (С. 151).
 
     Понедельник, 25 мая
     В 9 часов снова вся миссия уже в храме. Высокие говельщики явились все в белых одеждах, с единственным украшением на гру­ди - Животворящим Древом (С. 153).
 
     Пятница, 29 мая
     В 5 часов мы делали последнюю милую экскурсию с Великими Князьями к "Царским Гробницам" пешком. Грустью повеяло на меня при сем от мысли, что празднику на­шему наступает конец. Дома чай, уклады­вание в крестики малейших частиц св.мощей    Великомученика Георгия, длившееся чуть не до полуночи. (...) Лечь спать пришлось уже в З часа ночи. (С.   157).
 
     Суббота, 30 мая
Церковь Крестовая полна народа. Молитва с коленопреклонением. Царское многолетие. Поднесение их Высочествам крестиков со св. мощами. "А Государю есть?" - спрашивают. Киваю головой в знак согласия. Шумно выходим все из дома Миссии. (...) Патриарх приглашает в кофейню выпить чаю. (...) Все Высочества украшены красными ленточками нашего приготовления и крестиками с св. мощами. Трогательно. (,..)(С. 157).
 
     В большой каюте [на корабле] я благословляю большим крестом каждого из Высочеств, и - прощаюсь с ними (С.   159)». (2)
На освящение церкви святой Марии Магдалины, назначенное на 1 октября 1888 года, -праздник Покрова Пресвятой Богородицы - в Иерусалим прибыли великие князья Сергий и Павел Александровичи, а также супруга великого князя Сергия Александровича Елисавета Феодоровна.
 
     До наших дней дошли несколько паломнических реликвий - даров, полученных великим князем Сергием Александровичем в мае 1888 года в Святой Земле. Особый интерес представляют две из них: икона «Воскресение Христово» (3) начала XVIII века, работы греческого мастера, и икона «Преображение Господне», (4) написанная на спиле дерева с горы Фавор.
 
     Икона «Воскресение Христово» находилась в храме-усыпальнице великого князя Сергия Александровича во имя преподобного Сергия Радонежского в Чудовом монастыре Московского Кремля. (5)
 
     Особый исторический интерес представляют надписи на обороте иконы, сделанные разными почерками и чернилами разного оттенка фиолетового цвета. Из них следует, что икона являлась евлогией, привезенной великим князем Сергием Александровичем из Иерусалима: «Сия священная старая икона изъ св. Вертепа / Рождества Христова въ Вифлееме подносится / въ благословение Его Императорскому Высочеству Великому Князю Сергию / Александровичу / Во св. граде Иерусалиме 1888 г. Октября 4 дни.»
 
     Надпись ниже слева: «Сто восемьдесят два года находилась в вертепе».
 
     Эта надпись позволяет установить при­близительную дату создания иконы - 1706 год.(6)
 
     Икона «Преображение Господне» и ка­мень с горы Фавор, привезенные великим князем Сергием Александровичем из Иеру­салима, были вмонтированы в доску и украшены серебряным окладом уже в России в 1889 году на петербургской фирме братьев Грачевых - поставщиков Двора Его Императорского Величества. Оклад, выполнен­ный с большим мастерством и изысканнос­тью, обрамляет две реликвии, следуя точно по контуру овального спила дерева и камня. Рама украшена стилизованным орнаментом из накладных дубовых листьев, перевитых чертополохом, виртуозно исполненных в тех­нике, имитирующей золотное шитье. Этот орнамент выбран для украшения реликвий неслучайно, поскольку напоминает золотые позументы офицер­ской формы Преображенского полка, в котором, начиная с 1882 года, служил великий князь Сергий Александрович. На окладе расположены три золоченые гра­вированные надписи. По нижнему полю рамы гравирована надпись скорописью (в 5 строк): «От Командира Лейб-Гвардии Преображенского полка, Великого Князя Сергея Александровича.(7) Камень и икона с Фавора в память посещения сей горы 28 сентября 1888 года». Под камнем полууста­вом: «Камень сей от верху горы Фавор, идеже Преобразился Господь наш Иисус Христос». Под иконой полуус­тавом: «Святая икона сия писана на доске от древа возросша на горе Фавор идеже Преобразился Господь Наш Иисус Христос».
 
Икона "Преображение Господне" и камень с горы Фавор
Икона "Преображение Господне" и камень с горы Фавор
     
      Особое почтение к святыне и к семейным реликвиям всегда присутс­твовало у великого князя Сергия Алек­сандровича.
 
     Благодарный одному из учите­лей отцу Иоанну Рождественскому, великий князь на свое двадцатилетие попросил мать подарить духовнику на­персный крест. Мария Александровна выбрала камни и предложила рисунок. Глубоко тронутый отец Иоанн завещал этот крест ученику. Прожил протоиерей Рождественский после этого не­долго: потрясенный событиями 1 марта 1881 года, он с трудом причастил Александра II, через несколько дней был парали­зован и, год проболев, скончался. После смерти отца Иоанна Сергий Александрович заказал серебряный оклад для креста и пре­вратил его в напрестольный, использовав­шийся в домовых храмах великого князя в Санкт-Петербурге и Москве. Позже крест был передан в храм-усыпальницу Сергия Александровича, устроенный Елисаветой Феодоровной в Чудовом монастыре. (8)
 
     Известно еще об одной паломнической реликвии, привезен­ной великим князем Павлом Александре вичем из Иерусалима. Это перламутровый напрестольный стационарный крест на фигурной подставке, хранящейся ныне в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге. (9) В нижней части креста на лицевой стороне размещена гравирован­ная надпись: «Великому князю Александ­ровичу Павлу». Крест выполнен арабским мастером православного вероисповедания Авраамом Хабибом Бедтало в традициях XVIII столетия. В центре креста находится накладная горельефная фигура распято­го Христа, прибитая к кресту железными гвоздиками. Над фигурой Христа и под ней накладные перламутровые резные изобра­жения четырех евангелистов. Под фигурой святого Матфея ростовое изображение Богоматери в 3/4-м повороте влево. Ниже - дарственная надпись. Крест имеет подставку в форме волюты с изображе­нием «Всевидящего ока» в треугольни­ке с лучами. Концы креста украшены ажурными навершиями в виде стили­зованных куполов храма. Над фигурой Христа надпись «IНЦI» («Иисус Наза­рянин Царь Иудейский»), а вокруг нее пер­ламутровое «сияние».
 
     На обороте креста находятся круглые перламутровые вставки, имеющие окошеч­ки и помеченные римскими цифрами от I до XIV, обозначающими остановки Крестного пути Христа. Подобная символика на крес­тах была распространена среди христиан католического вероисповедания. На оборотной стороне подставки - подпись мас­тера «Авраам Хабиб Бедтало». Подобного типа кресты-мощевики с вложением реликвий из святых мест и обоз­начением станций Via dolorosa характерны более для католиков, чем для православ­ных христиан, однако в Святой Земле давно сплавились воедино западные и восточные традиции христианс­кой культуры.
 
     В Святой Земле - месте паломничес­тва богомольцев из разных частей христи­анского мира - создавались на протяжении многих столетий различного рода церков­ные реликвии: от маленьких нательных крестиков, икон и образков, используемых в качестве личной святыни, до дароносиц, дарохранительниц, напрестольных вынос­ных крестов, употребляемых в церковных службах. Большинство из этих предметов было изготовлено из перламутра - тра­диционного материала для резчиков из Палестины. В Иерусалиме в начале XIX века была открыта даже школа резьбы по перламутру. (10) Уже в первой половине XIX века А.Н. Муравьев отмечал палестинское происхождение предметов из перламутра. Позднее А.А. Дмитриевский описывал мас­терские и базары с большим количест­вом перламутровых изделий. (11) Известно,  что августейшие паломники посещали мастерские резчиков для осмотра их ра­бот. Сопровождавшие их лица оставили заметки о посещении мастеров. (12)
 
     Ректор Московской Духовной Ака­демии преосвященный епископ Арсений, побывавший в Святой Земле в 1900 году и совершивший поездку в Вифлеем и Бейт-Джалу, так описывает свои впечатления от этих мест: «Из храма Рождества мы напра­вились в самый город Вифлеем - житницу Иерусалима, славящийся в то же время своими изделиями из перламутра, слоно­вой кости и дерева. Его улицы полны лавка­ми, где продают различные четки, образки, крестики, фотографические виды, альбомы, засушенные цветы и подобные предметы, охотно раскупаемые богомольцами на па­мять о Святой Земле. Еще при въезде в Виф­леем нас встретила толпа комиссионеров из различных магази­нов, предлагая карто­чки с обозначением товаров и ценностей их. Из храма мы и на правились в эти магазины, чтобы приоб­рести что-нибудь на память о Вифлееме. (...) Любопытно отметить еще, что нет ни одного магазина, где не говорили бы по-рус­ски, хотя большинство из них принадлежит арабам. Так распространен здесь русский язык». (13) Еще более ярко появляется пе­ред глазами картина Иерусалима: «Лавки, расположенные на протяжении крестного пути, большею частию устроены без окон и без дверей, а освещаются только с ули­цы. Они или непосредственно соединены с мастерскими, или сами в то же время являются мастерскими, так что, проходя по улице, имеешь возможность наблюдать деятельность в этих мастерских. С улицы видно, как в одном месте столяры работают над изготовлением восточных диванов и других предметов, преимуществен­но мелких вещиц из оливкового дерева (верблюды-чернильницы, подсвечники, альбомы, трости и т.п.), раскупаемых паломниками на память о.Иерусали­ме». (14)
 
     После посещения в 1880-е годы свя­тых мест великими князьями Сергием и Павлом Александровичами подношения и паломнические реликвии из Иерусали­ма продолжали поступать в Россию. Так, иеромонах Вениамин, основатель Вениаминовского подворья в Иерусалиме, вмес­те с донесением великому князю Сергию Александровичу от 15 декабря 1894 года посылает великой княгине Елисавете Феодоровне икону, вырезанную на спиле дуба Мамврийского «Посещение Пресвятою Девою святой праведной Елизаветы». (15) Чуть позже, 8 мая 1895 года Вениамин ходатайствует перед секретарем Импера­торского Православ­ного Палестинского Общества М.П. Сте­пановым об избрании врача русской боль­ницы В.Я. Северина действительным чле­ном ИППО. «Еще Вам пишу, чтобы Вы уже знали, по смерти сво­ей я все свои дорогие кресты и ордена за­вещаю великому князю Сергею Александ­ровичу, так как в Миссии никто не имеет права их носить. А Ваше превосходитель­ство прошу принять часть Мамврийского дуба, ветвь которого 30 лет назад отпала во время бури и в складе стояла без поль­зы, я, по смерти архимандрита Антонина, взял и по частицам отдавал как святыню в Россию, в храмы Божий». (16)
 
      В апреле 1891 года состоялся обряд присоединения великой княгини Елиса­веты Феодоровны к Православию. Он был совершен в домовой церкви Сергиевского дворца на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. В память об этом событии Сергий Александрович подарил своей супруге золотой медальон с эмалевым изображением Спасителя, исполнен­ный в византийском стиле. На створ­ках были выгравированы надписи: «Аз есмь Путь и Истина и Живот», «Не бойся, только веруй». Эти евангель­ские слова стали заветом в дальнейшей жизни Елисаветы Феодоровны. (17)
 
     В память о столь значительном собы­тии начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) посылает Елисавете Феодоровне символический подарок, сопровождая его письмом на имя великого князя Сергия Александровича следующего содержа­ния: «Ваше Императорское Высочество, Государь Великий Князь, Событие 13 апреля, отпразднованное всей Россией сов­местно с величайшим из праздников христианских, имело свой отголосок и в Святой Земле, хранящей в своей признатель­ной памяти живыми и цельными светлые {образы Августейших паломников 1888 года. Не  присваивая себе права  быть ис­толкователем  чужих чувств, я не могу от казать себе в радости высказать перед Ва­шим Высочеством свое личное высокое оду­шевление, внушаемое Актом, давно чаемым, и здесь в Иерусалиме многими как бы уже предугаданным. (...) я (...) осмеливаюсь че­рез Ваше посредство просить Ее Высочество благоволить принять на воспоминание о Па­лестине несколько античных вещиц, хранив­шихся в недрах ее более тысячи лет и как бы ждавших только случая заявить собою новой поборнице Православия о Православии древ­нейших времен. В прошлом году, при про­изводившихся внутри Иерусалима частных раскопках, найдены были 11 золотых монет (solidus) византийских 518-610 годов (импе­раторов: Юстина I, Маврикия и Фоки), два золотых браслета и золотой перстень. На­ходка эта не минула моих рук, коими почти­тельнейше и подносится Ее Высочеству. На­иболее замечательным из нее представляется перстень, украшенный изображением Христа Спасителя с предстоящими Богоматерью и Предтечей, - известным у греков под именем Триморфон (Троеобразие), а у нас безграмот­но зовомым Деисус (греч. deisis - моление, молитвенное приношение). Едва различае­мые теперь уже фигуры говорят о долговре­менном употреблении сего украшения и ра­нее указанной эпохе. Да позволено будет мне; выразить свое преискреннее желание, чтобы и еще на многие и многие лета оно продол­жало выполнять свое прежнее назначение во славу Православия». (18)
 
     Из письма архимандрита Антонина сле­дует, что самым важным и замечательным даром он считает найденный при раскопках в Старом городе золотой перс тень, по-видимому, византийской работы не поз­днее VII-X веков. Но о. Антонин ошибся в сю­жетном изображении этого перстня, поскольку на нем «едва различаемые теперь уже фигуры». На самом деле перстень явно относится к типу византийских обручальных колец VI-X веков, подобные перстни хранятся в нескольких музей­ных собраниях (Думбартон Оукс, Государствен­ный Эрмитаж и др.). Они имеют изображения и надписи, которые достаточно точно раскрывают сущность христианского брака. На щитке в фор­ме круга, креста или квадрифолия размещены изображения жениха и невесты, расположен­ные по сторонам центральной фигуры Христа, который благословляет их накладыванием рук им на головы, либо соединяет руки жениха и не­весты (обручение), или держит над их головами венцы (венчание). Часто центральная фигура Спасителя заменяется изображением Креста, по сторонам которого находятся поясные фигу­ры жениха и невесты. Там же присутствует гре­ческая надпись OMONOIA (согласие) или ЕК OEOY OMONOIA (от Бога согласие). Несколь­ко реже - XAPIC (благодать) и УПЕIА (здоро­вье). (19) Эти надписи символизируют традицион­ные свадебные пожелания.
 
Обручальный перстень. Византия. X век. Золото, чернь, гранат, изумруд. Госэрмитаж.
Обручальный перстень. Византия. X век.
Золото, чернь, гранат, изумруд. Госэрмитаж.
 
 
Обручальный перстень. Восточное Средиземноморье. Конец VI века. Золото, гравировка, скань. Госэрмитаж.
Обручальный перстень. Восточное Средиземноморье.
Конец VI века. Золото, гравировка, скань. Госэрмитаж.
 
     Деисус на венчальных перстнях не изображал­ся. К сожалению, перстень, подаренный архиман­дритом Антониной Елисавете Феодоровне, не со­хранился, и нам остается только предполагать, что вероятнее всего он относился к типу венчальных, тем более, что найден был вместе с византийскими золотыми солидами 518-610 годов. Но, бесспор­но, такой дар представлял для великой княгини особенную историческую и духовную ценность своим происхождением из Иерусалима - места, где она чаяла быть погребенной.
 
Источник. Журнал "Православный паломник".
№ 2 (27). 2006 год. стр. 38-43
 
Примечания
 
1.  Иерусалимский Патриарх Иерофей находился на кафедре с 1876 по 1882 гг.
2.  Паломничество в Святую Землю Великих князей Сергея и Павла Александровичей с Константином Константиновичем в мае 1881 года. // Россия в Святой Земле. М., 2000. Т.1. С.151-159.
3.  Икона «Воскресение Христово» 1706г. (?) Греческий мастер. Дерево, левкас, яичная темпера. 51x42 см. Поступила в 1940 г. в Государственную Третьяковскую галерею. ГТГИнв.№Др.-114. Опубликовано в книге Святая Земля в русском искусстве". М., 2001. Кат. № 219. С .275.
4.  Икона «Преображение Господне» и камень с горы Фавор. Оклад — 1889 г. Санкт-Петербург, фирма братьев Грачевых, пробирер — Евстигнеев Иван Вонифатьевич.
Оклад: серебро, золочение, литье, чеканка, гравировка; икона: дерево, масло; камень — розово-серый гранит (подвижный) 24,2x21,7 см; вес — 1974, 56 г, т.е. около двух кг серебра. Клейма: в овальном щитке — городовое клеймо Санкт-Петербурга и 84 пробы; ИЕ — пробирера Ивана Вонифатьевича Евстигнеева; 1889 — годовое; клеймо фирмы братьев Михаила и Симеона Гавриловичей Грачевых — поставщиков Двора Его Императорского Величества. ГИМ № 68257/755, ок-8716, Отдел драгметаллов. Поступила в 1930 году из Военно-исторического музея г. Москвы.
5.   Степанов   М.П.  Храм-усыпальница  Великого Князя Сергея Александровича во имя Преподобного Сергия Радонежского в Чудовом монастыре в Москве. - М., 1909. - С.184.
6.   Святая Земля в русском искусстве: Каталог выставки ГТГ. - М.,2001. - С.275. (Описание Г.В.Сидоренко).
7.   Великий князь Сергий Александрович служил в Преображенском гвардейском полку с января 1882 года, а в 1887 году он был произведен в чин генерал-майора.
8.   Вяткин В.В. Христовой Церкви цвет благоуханный. Жизнеописание   преподобномученицы великой  княгини  Елисаветы Феодоровны. -М.,2001.-С.
9.   ГМИР Инв. №Б - 5381 - IV. Размер: 37,0x16,0 см. Крест опубликован: Денисова Е.В. Перламутр в светском и церковном декоративно-прикладном искусстве // Труды Государственного музея истории религии. Вып. I. СПб., 2001. С. 88-96. Ил. 7 на с. 250.
10. Тоблер Т. Торговля и ремесла в Иерусалиме // Промышленность. Т. 2.1861 г. С. 313-318.
11. Дмитриевский А.А. Беседы о русском паломничестве и Православном Палестинском Обществе. СПб., 1889 г.
12. Денисова Е.В. Паломничество на Восток великих князей Сергея Александровича и Павла Александровича// «Петербуржец путешествует»: Сб. материалов конференции ГМИРа. СПб., 1995. С. 81-85.
13. В стране священных воспоминаний. Описание путешествия в Святую Землю, совершенного летом 1900 года преосвященным Арсением, епископом Волоколамским, ректором Мос­ковской Духовной Академии, в сопровожде­нии некоторых профессоров и студентов. Свя­то-Троицкая Сергиева Лавра, 1902. С. 241-242.
14. Там же. С. 209.
15.  Россия в Святой Земле. Т.1. М., 2000. С. 593.
16.  Там же. С. 593.
17.  Архиепископ    Орехово-Зуевский    Алексий. Путь к православию святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоров­ны // Отблеск Нетварного Света: Сб. ст. М., 2005. С. 17-22.
18. Россия в Святой Земле. Т.2. М., 2000. С. 73-74.
19. Федоров Ю.А. «Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас» (из истории обручальных перстней) // Журнал «Московский ювелир». М., 2004. № 8. С. 14-15.
 
 
 


[Версия для печати]
  © 2005 – 2014 Православный паломнический центр
«Россия в красках» в Иерусалиме

Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com