Главная
Новости
Игровая
Мастерская
Методкабинет
Класс
Библиотека
Сундучок
Психолог
Медпункт
Спортзал
Кухня
Гостиная
Страна советов
Визитка
Почта

О некоторых приёмах развития речи

Дошкольное воспитание 9-1999г

Т. Ляшко, педагог высшей категории студии «Развивающие игры»
Обнинского Центра научно-технического бразования учащихся

О чем поведал дверной замок
(с сокращениями)

Речь — величайшее богатство, даное человеку. И ее, как и любое богатство, можно либо преумножить, либо незаметно растерять. Как переать детям любовь к слову, умение и желание чувствовать его красоту? Как научить согласовывать прилагательное с существительным, находить синониы и антонимы, называть буквы и звуки, из которых состоит слово? Как отправить ребенка в интересное путешествие, в котором речь поможет преодолеть все преграды?

Часто развитие речи выносится в графике занятий отдельно, так же, как математика, лепка, танцы и пр. В студии «Развивающие игры» занятия по развитию речи объединены с заняиями по развитию памяти, воображения, логического и нестандартного мышления, которые проводятся в форме путешествия, где в сказочный или познавательный сюжет включаются разнообразные задания.

Конечно, можно давать задания типа продолжить последовательность, найти отличия в картинках, составить рассказ по картинке и т. п. без использования сюжета. Но тогда включенность детей в занятие гораздо ниже, а сюжет позволяет заинтересовать всех детей, удержать интерес, дать настоящий, а не надуманный стимул к действиям: помочь доктору
Айболиту спасти животных или придумать, как ежику обогнать зайца, если ни ежихи, ни ежат нет дома.

Желание помочь героям сюжета снимает у детей страх перед необходимостью проговаривания своей версии, перед выполнением сложных логических заданий. В сказке все может быть, поэтому исчезает барьер при решении нестандартных задач,

Комплексное занятие — одно из условий успешного развития речи, но даже на таких занятиях необходимо использовать специальные приемы, направленные на развитие речи.

Мы, взрослые, говорим детям: запоминай — и не говорим, как это делать; мы говорим детям: придумай — и не говорим, как придумывать; мы говорим детям: рассказывай о предмете — и не говорим, о чем рассказывать. А ведь никто не требует: пиши, если предварительно не научил ребенка этому. Но ведь и запоминание, и придумывание историй, и рассказ об объекте тоже имеют свои алгоритмы. Человек, не знающий таблицы умножения, в конце концов сложит пять семерок или восемь девяток. Знание таблицы умножения позволяет это сделать легко и заняться более интересными задачами. Так и владение простыми приёмами запоминания, фантазирования,
придумывания рассказов позволяет с первого, простейшего уровня выходить на творческие работы.

Рассмотрим несколько приемов, позволяющих развивать устную речь детей, делать ее образной.

Расскажи о предмете. Представьте, что вам дали такое задание. Перед вами обычный замбк, один из тех, что вешают на дверях гаражей. Попробуйте мысленно представить его себе и выполнить задание — рассказать о нем. Попробуем вместе? «Передо мной замок. Он черный, с блестящей изогнутой ручкой, тяжелый, сделан из металла. Его используют в комплекте с ключом для того,
чтобы в помещение не проникли посторонние...» Что еще придумать? Пожалуй, основное сказали!

А теперь посмотрим на наше «творение» со стороны. Мы, взрослые, сумели сказать о данном объекте всего «два предложения». Чего же нам ожидать от детей?

Алгоритм рассказа об объекте

??????

в ТРИЗ, метода эмпатии и приемов, предлагаемых В. Н. Григорьевым, автором «Виденики».

Итак, перед нами объект. Его описание мы представим как подъем по лесенке, где каждая ступенька несет в себе новую содержательную информацию. Можно нарисовать эту лесенку,
поистине чудесенку, помогающую без особых проблем рассказывать о любом предмете.

Первая ступень. На этой ступени — условный знак светофора. Желтый цвет — назвать сам объект (например, чайник); красный — назвать класс, к которому он относится (посуда); зеленый — назвать основные элементы, из которых состоит объект (корпус, ручка, носик, крышка). Для замка
получим: замок, запирающее устройство, состоит из корпуса и дужки.

Вторая ступень. РФЦВ — размер, форма, цвет, вещество. Что из этого следует? Сказать о том, какого цвета объект, назвать его форму, размер и материал, из которого изготовлен объект. Ничего нового пока, мы это сделали в предыдущем описании. Правда, размер и форму упустили. Обратим внимание на фразу «Что из этого следует?» Замок. Цвет черный, значит, ночью его видно плохо. Это хорошо, потому что его трудно увидеть постороннему. Это плохо, потому что нужно носить с собой фонарик, чтобы его открыть. Замок небольшого размера, легко умещается в руке. Замок изготовлен из железа, поэтому он не разобьется, если упадет на пол. Замок прочный. Но он заржавеет, если долго будет находиться под дождем; для лучшей сохранности его необходимо укрывать чем-либо не пропускающим влагу. Зимой замок нельзя открывать без перчаток: на
морозе он холодный, и нежная кожа ладони может примерзнуть к нему...

Третья ступень. Функции. Определяем назначение объекта: игрушка — нужна для того, чтобы веселить, обучать; ножницы — разрезать, очки — для улучшения зрения; замок — охранять имущество.

Четвертая ступень. Сравнения. При переходе на эту ступень объект сравнивают с другими объектами по цвету, форме, размеру, веществу, функциям, по тем субъективным ощущениям, которые он вызывает.

* Замок — будто черный жук: сел. на дверь, сложил, крылишки, только усы выставил. Отдохнет и вновь полетит.

* Замок — словно лебедь: изогнул шею, спрятал голову под крыло («Можете мною любоваться, пока я сплю!»).

* Замок — :?лшраж: честный человек и так не войдет в чужое жилище, а для нечестного человека он просто не существует.

* 3амок - как упрямая коза: пока запрешь, зали/чаешься.

Сравнения можно продолжать до бесконечности. У каждого они свои, неповторимые, основанные на личном опыте — тем и прекрасны.

Пятая ступень. Время. Любой объект существует — и развивается — во времени. Давай подумаем, чем был замок десять, двадцать лет назад. А что с ним произойдет через двадцать лет? Что служило замком давным- давно, когда таких замков не было? Нужны ли были замки раньше?
Нужны ли они будут в будущем? Именно об этом рассказываем вместе с детьми, находясь на пятой ступеньке.

Смотрите, получается просто бескоечное повествование о замке! А вначале нам вполне хватило нескольких строк. Но это еще не все.

Шестая ступень. Эмпатия. Это метод, при котором автор рассказа вживается в определенный образ и уже из этого образа ведет рассказ, в данном случае о замке.

В качестве примера приведем описания замка, данные студентами Образовательного колледжа г. Балабаново до (1-й вариант) и после (2-й вариант) знакомства с методом эмпатии.

Замок тяжелый, холодный, металлический, с защелкивающимся ушком, с маленьким отверстием без ушка. Черного цвета, квадратный, закрывает дверь, на ощупь твердый, прочный. Была я раньше одна, без замка. Одной в наше время тяжело, а тут еще ходят всякие: то пнут, то нос свой куда не надо засунут. Вот и решил хозяин купить мне надежную защиту и охрану —
замок..
— Он такой маленький— подумала я,— Как же он защитит меня?
Но он оказался очень сильным, надежным и крепким. Корпус его вылит из железа, ну как Арнольд Шварценегг. С ним я чувствую себя спокойно и надежно
Замок железный, холодный, состоит из корпуса и прикрепленной к нему дужки. С его помощью закрывают двери. Замок новый, тяжелый, корпус матовый, черный, дужка блестящая, металлическая. Лежу я на полочке, новый, блестя щий. полуавтомат, и жду не дождусь, когда хозяин с работы придет, вчера он жене своей сказал, что пора этого доходягу мною заменить. Старый-то замок
стал неудобным: тяжелый, на морозе вообще открыть невозможно, да и дверь им можно закрыть только с одной стороны. Хотя все равно мне его жалко, какой-никакой, а родственник
Замок навесной, черный, с серебристой дужкой. Закрывается на ключ. Скорее всего, из железа, Его можно использовать в различных целях: закрывать помещения.. например сарай или гараж, а можно и почтовый ящик. В крайнем случае можно ненадолго закрыть в помещении того, кто вам
«насолил».
Я - замок. Я вишу на двери. Я должен закрывать ее, чтобы никто и ничто не смогло ее открыть: ни ветер, ни чужие люди, ни животные. Мой хозяин любит меня. и поэтому я почти как новый. У меня черное тело, руки стального цвета. Я нисколечко не заржавел и не облез. Я горжусь тем, что я делаю. Без меня люди просто не смогут жить. Как же они будут закрывать эти непокорные двери? Я вот со своею очень строго обхожусь! И как бы ветер ее ни дергал, как бы она ни скрипела и ни
просила меня открыться, я твердо стою на своем, вернее вишу .
Замок, если его увеличить, похож на сумочку. Он со стальной ручкой и черным корпусом. Этот замок не может существовать без ручки, так как она играет главную роль в запирании двери, внутри черного корпуса расположен механизм, который позволяет открывать и закрывать замок специальным ключом, если немного пофантазировать и разделить замок на ручку и корпус, то ручка своей формой похожа на подкову. «Многие считают меня несчастным. Но это не так! Я очень даже счастлив. Да, порой я вишу на холоде, но я не мерзну. Бывает, заржавею от избытка дождевой воды. Нo ведь это поправимо, заботливый хозяин почистит меня, смажет маслом, и я опять как новый. Люди! Они хоть и могут спрятаться от дождя и холода, но не могут убежать от старости, и никакие операции им не
помогут. Я на хорошем счету у своего хозяина. Он доверил мне сторожить свое хозяйство. Он знает, что я просто так не сдамся..-»,— так говорил замок сидевшему на нем воробью

Вы познакомились лишь с некотоыми описаниями предмета. Правда, интересная картина? Даже взрослые практически не используют все возможности для полного описания объекта. Вернитесь к примерам. Первые описания мало чем отличаются друг от друга. И с каким интересом
читаются вторые, потому что они наполнились эмоциями, внутренним переживанием, чувствуется характер героя.



 

 

В загаловке сайта использован рисунок С.Коваленкова
Copyright © 2000-2002 ЮЛА
Сайт управляется системой uCoz