О ЦСКА    |    Реклама

Сезон 2008-2009

 Команды - Итог ЧР

О
Автомобилист С-Пб. 79
ГАЗПРОМ Ставрополь 76
Локомотив-Факел 75
ЦСКА Москва 75
ЗЕНИТ-2 Казань 70
Грозный Грозный 69
ДИНАМО Владимир 68
Кристалл Воронеж 67
Динамо Наб. Челны 62
СГАФК-Феникс 59
СКА-ЮРГУЭС 47
Строитель Ярославль 45
* - за 3 тура до финиша  

Поиск

Реклама

www.2on2.ru

Наши друзья

 Поддержка болельщиков ВК ЦСКА - "Red Blue Dream"

Реклама

 

Волейбол. Учебник. Версия для печати

Раздел 4. Cпортивная техника
Свойства мяча и особенности траектории его полета

Правильное взаимодействие игрока с мячом в значительной мере зависит от знания аэродинамических, механических и других его свойств и качеств.
Траектории полета мяча могут быть прямолинейными или криволинейными в зависимости от способа удара. При ударах по центру мяч, как правило, получает прямолинейное поступательное движение, а при ударе по боковой поверхности - криволинейное. Таким образом, начальный полет мяча после удара позволяет волейболисту определить его дальнейшую траекторию и правильно выбрать место на площадке.
Движение мяча можно условно разделить на три фазы: встречный полет, действие силы на мяч и продолжение полета.
Сила, действующая на мяч, непостоянна. Увеличиваясь от нуля до максимальных величин, она вновь снижается и падает до нуля перед тем, как траектория полета мяча идет по нисходящей.
Во время ударов по мячу меняется не только величина, но и направление силы. Это связано с тем, что анатомическое строение суставов игрока не позволяет, как правило, придавать мячу абсолютно прямолинейное движение.


Рис. 3. Траектория полета мяча

Траектория полета не-вращающегося мяча. В результате действия силы через центр тяжести мяча он получает прямолинейное движение, при котором все точки его поверхности двигаются параллельно с одинаковой скоростью. На траекторию полета мяча действуют различные факторы. Так, дальность его полета обусловлена величиной действующей силы и весом самого мяча, а также углом вылета (f), образуемым между горизонтом и вектором силы (Р). При этом сила делится на вертикальный (Ру) и горизонтальный (Рх), компоненты (рис. 3).
Чем больше угол (f), тем больше компонент (Ру), и чем меньше этот угол, тем меньше (Рх).
Под влиянием земного притяжения траектория полета мяча принимает форму параболы. При этом дальность полета мяча рассчитывается по формуле:
W = V2 * sin(2f) / 2g ,
где W- дальность полета мяча; V2 - ускорение; 2g - сила земного притяжения; f - угол вылета мяча.
В связи с тем, что в волейболе все удары по мячу производятся на некоторой высоте над уровнем площадки, необходимо ввести значение h (высота). В этом случае расчеты производятся по формуле:
W = V2 * cos(f)/2g * (sin(f) + (sin2(f))1/2 * 2 hV / V2)


Рис. 4. Форма траектории полета мяча и сопротивления воздуха

Летящему мячу в значительной степени препятствует воздушная среда. Это сопротивление преобразует параболическую форму траектории полета мяча в кривую (рис. 4,а), у которой нисходящий отрезок короче, чем восходящий (рис. 4,б). Чем больше скорость полета мяча, тем значительнее сопротивление воздуха, так как оно увеличивается пропорционально квадрату этой скорости.
Если горизонтальная скорость полета мяча приблизится к нулю, то его движение переходит в свободное падение.
Большое значение для такой траектории полета мяча при подаче сверху имеет оптимальная сила удара. В данном случае мяч теряет свою скорость не столько из-за сопротивления воздуха, сколько из-за прилагаемой силы, рассчитанной лишь на перелет его через сетку и свободное падение в непосредственной близости от нее.
Таким образом, многие факторы (сила, вес мяча, угол вылета, земное притяжение, сопротивление воздуха и т, п.) оказывают воздействие на траекторию полета мяча и усложняют его прием. Возникающая в связи с этим значительная вариативность траекторий полета мяча вынуждает волейболиста в процессе игры приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям.
Важное значение в игре имеет отскок мяча, принимаемого с подачи или от нападающего удара. На отскок невращающегося мяча от ровной поверхности распространяется элементарный закон - угол падения равен углу отражения. В связи с этим угол отскока мяча, особенно при небольшой скорости полета, довольно легко рассчитать.
Неточность отскока, как правило, связана с неровностью принимающей поверхности рук (отсутствие супинации), со сгибанием рук в локтевых суставах и реже с неправильным выбором угла расположения предплечий.
При большой скорости полета мяча недостаточно подставить неподвижную поверхность предплечий, необходимо еще и ослабить его отскок. Иными словами, сила удара летящего мяча должна быть амортизирована, чтобы он отскочил не слишком высоко.
При малой скорости полета мяча также недостаточно неподвижно подставить руки под мяч. Необходимо придать его полету новую траекторию, для чего следует выполнить встречное движение к падающему мячу.


Рис. 5. Действие силы удара на мяч

Эксцентрическое действие силы удара на мяч. В том случае, когда -действие силы приложено не к центру тяжести мяча, а эксцентрично, он начинает вращаться. При этом на мяч, кроме силы Р, действуют еще две вспомогательные силы Р1и Рг, которые возникают в центре тяжести мяча и противодействуют друг другу. Эти силы имеют такую же, как и сила Р, величину, и линии их падения параллельны ей (рис. 5). При этом Р и Рг объединяются одной составляющей силой в момент Р1, который и вызывает вращение. Напротив, сила Pi способствует прямолинейному движению мяча, протекающему в направлении силы Р. Сила вращения зависит от величины действующей силы Р и величины плеча I момента вращения. В связи с этим путь каждой отдельной точки мяча имеет форму циклоиды.
Вращение может возникнуть вокруг самых разнообразных осей. Вид вращения определяется местом поверхности мяча, по которому произведен удар. Если сила возникает в направлении центра тяжести или выше его, то мяч не только движется вперед, но и вращается вокруг горизонтальной оси.


Рис. 6. Вращение мяча при подачах и нападающих ударах

Вращение мяча в волейболе применяют при подачах и нападающих ударах. Например, при подачах сверху может придаваться три различных вращения - справа налево, слева направо и сверху вниз (рис. 6). Аналогичные вращения могут придаваться мячу и при выполнении нападающих ударов. В первом случае мяч, вращаясь, движется вперед и смещается влево (рис. 6, а), во втором - траектория его полета отклоняется вправо (рис. 6, 6) ив третьем - мяч, вращаясь вокруг горизонтальной оси, смещается по нисходящей траектории (рис. 6, в).
Чтобы понять, какие закономерности лежат в основе изменениятраектории полета мяча при различных вращениях, нужно обратиться к так называемому эффекту Магнуса.


Рис. 7. Закономерности изменения траектории полета мяча при различных вращениях

Итак, если мяч летит в воздухе не вращаясь, то сопротивление среды на его внешних плоскостях С и Д будет одинаковым (рис. 7). При движении мяча в направлении А-В ему оказывает сопротивление воздушная среда. Если же мяч имеет вращение влево, то на его поверхности в точке С создается избыточное давление. На противоположной же стороне, в точке Д, образуется разреженная воздушная среда. Оба компонента давления имеют общую составляющую и действуют в направлении Д-Е.
В связи с этим при вращении мяча влево он отклоняется влево, при вращении вправо - вправо, при вращении вперед - вниз и при вращении назад - вверх.


Рис. 8. Отскок вращающегося мяча

Отскок вращающегося мяча. Если вращающийся мяч падает вертикально на горизонтальную плоскость, то происходит их плоскостное соприкосновение (рис. 8). В течение этого времени вращение действует таким образом, что мяч, катясь, меняет свое положение на расстоянии от В до А. Горизонтальный компонент Р возникает как результат скорости вращения, которая постепенно снижается благодаря противоположному ей моменту вращения. Оба компонента Рх и Ру составляют равнодействующую Р, показывающую, что вращающийся мяч, падая вертикально, отскакивает от поверхности под углом в сторону. Отсюда следует, что вращение мяча меняет угол отражения - он смещается в сторону вращения. При этом угол отражения тем больше, чем больше вращение.
В волейболе при выполненииподач применяются три вида вращения мяча: правое, левое и верхнее. При правом вращении мяч отклоняется влево, он отскакивает от принимающей поверхности предплечий вправо; при левом вращении он отклоняется вправо и отскакивает от принимающей поверхности предплечий влево; при верхнем вращении отклоняется незначительно.
Выравнивание отскока мяча при подачах и нападающих ударах, выполняемых с вращением, осуществляется за счет компенсаторного поворота принимающей части предплечий в сторону отскока.
Однако в волейболе удары, как правило, выполняют по центру мяча, но вращение при этом полностью не исключается. Здесь имеет место плотный контакт ладонной части кисти с мячом.
Имеются особенности траектории полета мяча при так называемой планирующей подаче. Как известно, такие подачи осуществляются прямым или боковым ударом. Общим для них являются толчкообразное ударное движение в центр мяча, обязательное фиксирование кисти в лучезапястном суставе и отсутствие сопровождения мяча. При этих условиях мяч, не вращаясь и летя со сравнительно незначительной скоростью (10-12 м/с), не получает надежного динамического равновесия, поэтому постоянно изменяет траекторию полета.
При точно рассчитанной силе удара нисходящая ветвь траектории таких подач может приходиться на переднюю или заднюю линию.

Характеристика целевой точности

Еще Н. А. Бернштейн (1947) выделял целевую точность как одно из основных физических проявлений человека в бытовой, производственной и спортивной деятельности. При этом он рассматривал это физическое качество в двух аспектах: как процессуальную и финальную точность. Первая сопряжена с точностью движений в процессе их выполнения (например, точное воспроизведение запрограммированных движений гимнаста, фигуриста и т. д.), а вторая -с достижением определенного результата (например, точного поражения баскетбольной корзины, точной- передачи мяча партнеру и т. д.).
В спортивных играх, в частности в волейболе, особенное значение приобретает качество целевой точности, с которым в равной мере связаны все технико-тактические действия игроков. Поэтому, наряду с такими физическими качествами, как скоростно-силовая выносливость, ловкость и быстрота, одним из главных качеств волейболистов является целевая точность, которая обеспечивается многими контурами прямой и обратной связи и высокой точностью межмышечной и суставной координации.
Целевая точность прежде всего зависит от расстояния до цели. Чем больше расстояние, тем меньше точность. При этом целевая точность понижается с увеличением мышечных усилий, прилагаемых к снаряду (к мячу) и необходимых для передачи (удара) на большое расстояние. Существует и оптимальный вес снаряда (мяча), при котором достигается лучшая точность попаданий. Это обстоятельство нужно учитывать при обучении детей технике передач, подач и ударов по мячу, вес которого должен соответствовать их возрастным особенностям.
Точность направления мяча обусловливается также амплитудой движения (сопровождением мяча) при кратковременном соприкосновении соударяющихся поверхностей (мяча и рук). К тому же имеет тенденцию к снижению при уменьшении угла между спортсменом и поражаемой целью. Наибольшая точность достигается при расположении человека к поражаемому объекту под углом 90°.
С учетом этих факторов необходимо строить методику начального обучения технике волейбола.
Для повышения целевой точности в учебно-тренировочном процессе используются различные мишени: стационарные настенные, передвижные кольца на подставках, наклонные тумбы для целевой точности нападающих ударов и др.
Результативность точности служит критерием оценки специальной тренированности волейболиста.

Стойки и исходные положения


Рис. 9. Стойка волейболиста перед приемом мяча


Рис. 10. Стойка волейболиста перед выполнением атакующих действий

Стойками называются положения игрока, принимаемые им в момент подготовки к тому или иному игровому действию. В противоположность гимнастическим стойкам, игровые стойки волейболиста отличаются динамичностью опорно-двигательного аппарата.
Еще до введения мяча в игру игроки принимают положение игровых стоек, необходимых для тех действий, которые им предстоит выполнить. В связи с этим следует различать стойки готовности к приему мяча от подачи и нападающего удара, стойки, из которых удобно начать блокирование и нападающий удар. Вместе с тем для всех стоек волейболиста характерна исходная, упреждающая, иннервация мышечного аппарата, способствующая быстрому включению игрока в действие.
Находясь в такой стойке, волейболист непрерывно ведет наблюдение за действиями игроков соперников и партнеров по команде и готов в любое мгновение принять участие в игре. При этом он либо переносит вес тела с ноги на ногу, либо незначительно перемещается на месте. Это и придает динамичность игровым стойкам и характеризует их подвижность.


Рис. 11. Стойка волейболиста перед блокированием

Стойка игрока перед приемом мяча от подачи или удара изображена на рис. 9. Высота стойки регулируется за счет сгибания ног в коленных суставах.


Рис. 12. Исходное положение волейболиста перед приемом мяча снизу


Рис. 13. Исходное положение волейболиста перед приемом мяча сверху

Стойка игрока перед выполнением атакующих действий показана на рис. 10, а перед блокированием - на рис. 11. Как видно из приведенных иллюстраций, все приведенные игровые стойки имеют определенное различие, которое обусловлено спецификой биомеханической структуры того или иного технического приема.
Исходным положением (в отличие от стойки) принято называть положение, принимаемое волейболистом сразу из игровой стойки или после перемещения к мячу. Из исходного положения волейболист начинает выполнять технический прием.
В отличие от стойки в исходном положении игрок подготавливает руки к приему мяча. Исходное положение перед приемом мяча снизу показано на рис. 12, а перед приемом сверху - на рис. 13.
Перемещение игрока по площадке описывается в соответствующих разделах учебника, где анализируется техника игры.

Техника передач мяча снизу

Описание техники передач мяча сверху и снизу дано на основании данных киносъемки электромиографии (Электромиография - методика, позволяющая определять степень биоэлектрической активности мышц. Она широко применяется в исследованиях нервно-мышечного аппарата спортсмена) и динамографии. Техника выполнения нижних передач имеет свои особенности, во-первых, зависит от скорости полета мяча, а во-вторых, от траектории его полета.
При полете мяча со скоростью 6,4 м/с исходное положение игрока в момент подготовки к передаче мяча снизу следующее: ноги согнуты в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах соответственно на 72,104 и 72°; туловище наклонено вперед относительно вертикальной оси, проходящей через опору, на 48° (рис. 14), руки в локтевом и лучезапястном суставах выпрямлены, предплечья супинированы и сведены друг к другу (это положение рук сохраняется и в момент приема мяча). Скорость движения частей туловища и степень мышечного напряжения рук в исходном положении минимальны.
В подготовительной фазе волейболист вначале незначительно увеличивает угол сгибания ног в коленных и голеностопных суставах, опуская общий ЦТТ вниз, а затем активным разгибанием ног и выпрямлением туловища повышает его, одновременно смещая руки вперед-вверх, навстречу мячу. На приведенной циклограмме эта фаза движения длится 0,12 с, постепенно увеличивается движение всех суставов руки и плавно повышается биоэлектрическая активность мышц рук (см. рис. 14). К моменту соприкосновения рук с мячом скорость их движения заметно снижается, что свидетельствует о более медленном, приторможенном разгибании ног к началу рабочей фазы. Снижение скорости движения рук в данном случае - необходимое условие мягкого соприкосновения предплечий с мячом и сообщения ему нового движения по заданной траектории.


Рис. 14. Передача снизу мяча, летящего со скоростью 6,4 м/с: 1 - циклограмма; 2 - график скоростей передвижения суставов (сплошная линия - лучезапястный сустав, пунктирная - локтевой, точечная - плечевой); 3 - хронограмма движения по фазам; 4 - контурограмма; 5 - ЭМГ (А - двуглавая мышца плеча; Б - трехглавая; В - общий сгибатель кисти и пальцев; Г - общий разгибатель кисти и пальцев)

Длительность касания рук с мячом в рабочей фазе - 0,04 с, скорость вылета мяча больше встречной - 9,6 м/с. Смещение рук вперед-вверх сопровождается увеличением амплитуды биопотенциалов мышц рук и осуществляется главным образом выпрямлением туловища в тазобедренных суставах. Это подтверждается изменением угла между бедром и туловищем (на 30°) и незначительным увеличением угла между бедром и голенью (на 30°). Далее в течение 0,3 с игрок выполняет сопровождающее движение руками, которое постепенно замедляется (см. рис. 14). Значительно разгибаются ноги (до 141°), что характеризует активность этого движения в данной фазе. Биоэлектрическая активность мышц рук в фазе сопровождения мяча постепенно снижается. В результате изменения угла в тазобедренном суставе до 144° туловище выпрямляется и имеет в этот момент наклон в вертикальной оси 29°.
Таким образом, техника передачи снизу мяча, летящего со скоростью 6,4 м/с, характеризуется плавным движением выпрямленных рук, смещающихся вперед-вверх, выпрямлением туловища и разгибанием ног в коленных и голеностопных суставах, которое несколько притормаживается к моменту соприкосновения рук с мячом. Плавное увеличение биоэлектрической активности мышц к началу рабочей фазы и постепенное ее снижение в фазе сопровождения мяча свидетельствуют о системности мышечной иннервации и соответствуют пластичному и свободному движению рук в данном способе выполнения передачи.
При полете мяча со скоростью 18 м/с в исходном положении волейболист сохраняет более вертикальное положение туловища, ногисогнуты под углом 113°, угол между бедром и туловищем составляет 120°, что на 48° превышает угол сгибания в тазобедренном суставе при рассмотренной выше передаче. В связи с этим наклон туловища вперед менее выражен и составляет 25° относительно вертикали. Уже в исходном положении при подготовке к приему мяча, летящего с большой скоростью, несколько повышается биоэлектрическая активность мышц рук (рис. 15). Это можно объяснить предупредительной иннервацией, направленной на постепенное включение координационных механизмов к предстоящей деятельности. Повышение показателей амплитуды на ЭМГ в данном случае предшествует более значительным мышечным напряжениям в рабочей фазе при амортизации мяча, летящего с большой встречной скоростью.
В подготовительной фазе принимающая поверхность рук перемещается вперед-вверх, скорость движения рук замедляется до 2 м/с, тогда как в этой фазе передачи, рассмотренной нами раньше, скорость движения рук увеличивается (до 8 м/с). В этой фазе движения появляются залпы импульсов с более высокой амплитудой, особенно увеличивающейся у двуглавой мышцы плеча. Постепенное возрастание амплитуды биопотенциалов свидетельствует о соразмерном мышечном напряжении рук к моменту их соприкосновения с мячом. Чрезмерно быстрое увеличение мышечного напряжения рук не создает условий для амортизации, оно сопровождается резким отскоком мяча от принимающей поверхности рук.
Далее, в этой же фазе плечевой сустав и принимающая поверхность рук последовательно смещаются вверх-назад, что достигается разгибанием ног в голеностопных и коленных суставах и особенно выпрямлением туловища в тазобедренном суставе. Изменение положения стоп говорит об активных усилиях ног, направленных на отталкивание от опоры.


Рис. 15.

В фазе амортизации (см. рис. 15) ЦТТ тела игрока под действием ранее приложенных усилий продолжает перемещаться вверх-назад. Принимающая поверхность рук в результате напряженного отведения предплечья до соприкосновения с мячом движется вниз-назад. При этом наибольшая амплитуда импульсов наблюдается в двуглавой и особенно в трехглавой мышцах плеча и менее значительная - в общем разгибателе кисти и пальцев. При отсутствии активного движения рук в плечевом, локтевом и лучезапястном суставах это напряжение носит изометрический характер и направлено на поддержание их в выпрямленном положении и отведении предплечий вниз-назад. Руки соприкасаются с мячом в течение 0,02 с, скорость их движения в пространстве становится минимальной - в пределах 0-1,5 м/с. Снижение скорости движения рук навстречу мячу в рабочей фазе - одно из основных условий, способствующих смягчению силы удара и снижению скорости полета мяча после соприкосновения его с руками до 9,9 м/с.
В дальнейшем скорость движения рук незначительно увеличивается (3-3,5 м/с). Угол между туловищем и плечом на протяжении всех фаз движения находится в пределах 40°, поэтому при смещении плечевого сустава назад-вверх движение предплечий направлено не вперед-вверх, а вверх-назад. При этом угол между предплечьем и вертикальной осью туловища от кадра 15 до кадра 23 (см. рис. 15) почти не изменяется. В результате кисть не обгоняет предплечье, предплечье - плечо и плечо - плечевой сустав. Кадр 47 показывает момент приземления игрока после безопорной фазы и подчеркивает направление перемещения туловища.

 

Рис. 16. Нижняя передача
Нижняя передача может выполняться после перемещения вперед, если мяч падает сравнительно с невысокой скоростью перед игроком. При этом (рис. 16) волейболист находится в игровой стойке, определив траекторию полета мяча, быстро и мягко перемещается вперед, постепенно в ходе перемещения подготавливая руки к приему мяча, и занимает исходное положение. Затем либо просто подставляет принимающую поверхность супинированных предплечий под мяч (при скорости полета мяча более 7-8 м/с), либо подбивает его встречным движением рук с одновременным разгибанием туловища и рук.


Рис. 17. Расположение принимающей поверхности рук

Нижняя передача может выполняться после перемещения вправо и влево при полете мяча в стороне от игрока. При этом перемещение производится приставным шагом, его мягкость и плавность достигается благодаря неполному выпрямлению ног. Во время перемещения волейболист, определив место падения (или полета) мяча, подготавливает руки к его приему. Исходное положение игрока и расположение принимающей поверхности рук может быть таким, как показано на рис. 17, 18.


Рис. 18. Расположение принимающей поверхности рук


Рис. 19. Прием мяча снизу руками с падением перекатом на спину

Прием мяча снизу руками с падением перекатом на спину используется тогда, когда мяч летит в стороне от игрока или падает перед ним. Точный отскок мяча вверх достигается симметричным расположением сведенных вместе кистей рук. Выполняя этот прием, волейболист, находящийся в игровой стойке, начинает перемещение в сторону полета мяча. Перемещение производится на согнутых ногах. После нескольких приставных или обыкновенных шагов игрок делает последний широкий шаг-выпад в сторону летящего мяча. Во время всего перемещения волейболист постепенно снижает ЦТТ туловища вниз, к бедру опорной ноги. При этом сзади стоящая нога - прямая и касается внутренним сводом стопы поверхности площадки. Руки волейболиста (кисти соединены вместе) вытянуты вперед-вниз в сторону приближающегося мяча (рис. 19). Этим и заканчивается подготовительная фаза движений. В основной фазе игрок продолжает сгибание ноги, находящейся на выпаде, смещает туловище за опору, отрывает от поверхности площадки сзади стоящую ногу и подбивает руками опускающийся мяч. После этого в заключительной фазе следует приземление с опорой на руку, бедро - таз и перекат на спине, с переворотом через левое (правое) плечо с выходом в положение упора лежа (см. рис. 19). Перекат с последующим за ним переворотом осуществляется развиваемой туловищем инерцией, получаемой в результате перемещения, быстрого снижения ОЦТ, выведения его за опору и отталкивания от нее в момент приема мяча. Из положения упора лежа волейболист может быстро встать на ноги и включиться в игру.
Техника приема мяча снизу одной рукой с падением - перекатом на бедро - спину выполняется аналогично описываемому выше способу, за исключением фазы приема мяча, который производится одной рукой.


Рис. 20. Нижний прием мяча от нападающих ударов в низком приседе


Рис. 21. Нижний прием мяча от нападающих ударов с опорой о колено

Нижний прием мяча от нападающих ударов при полете мяча с большой скоростью в зону расположения игрока может также иметь много разновидностей. При полете мяча под острым углом к поверхности площадки волейболист может принимать мяч в низком приседе (рис. 20) или с опорой о колено (рис. 21).
Нижний прием мячей, летящих с подачи или от нападающего удара по более пологой траектории, выполняется в безопорных положениях. При этом, если мяч летит науровне игрока, последний, оттолкнувшись от опоры, принимает мяч на супинированные предплечья так, как показано на рис. 22, 23. При полете мяча в стороне от волейболиста для того, чтобы мяч не отрикошетил от принимающей поверхности рук в сторону, игрок в безопорном положении поднимает правое (левое) предплечье и плечо, опуская левое (правое) предплечье и плечо. Этим движением обеспечивается направленный отскок мяча в поле на разыгрывающего волейболиста. В этих способах приема мяч соприкасается не только с серединой предплечий (оптимальный вариант техники), но и с местом сочленения плеча и предплечья.


Рис. 22. Нижний прием мячей, летящих с подачи или от нападающего удара по пологой траектории

Техника приема мяча снизу одной и двумя руками с опорой на руки- и падением перекатом на грудь - живот является незаменимым приемом в тех случаях, когда мяч летит далеко от игрока или неожиданно изменяет траекторию своего полета. Умение использовать прием мяча с падением значительно повышает игровую активность и расширяет возможности игры в защите.


Рис. 23. Нижний прием мячей, летящих с подачи или от нападающего удара по пологой траектории

Наиболее распространенный и широко применяемый среди мужчин-волейболистов - прием мяча снизу в падении с опорой на руки и падением-перекатом на грудь-живот. Учитывая анатомо-физиологические особенности организма, женщинам не рекомендуется выполнять данный технический прием.
Весь цикл движений этого игрового приема можно расчленить на ряд последовательных фаз. Быстрое перемещение по площадке с заключительным шагом-выпадом, отталкивание от опоры, безопорную фазу с приемом мяча и приземление с опорой на руки падением-перекатом на грудь-живот (рис. 24).
В подготовительной фазе, выполняя последний шаг передвижения, игрок постепенно выпрямляет правую ногу и переносит вес туловища на выставленную вперед левую ногу. В этот момент наклон туловища вперед значительно увеличивается, руки игрока опущены вниз и подготавливаются для вынесения вперед для приема мяча.


Рис. 24. Прием мяча снизу в падении

В фазе отталкивания от опоры левая нога почти выпрямлена и соприкасается с поверхностью площадки лишь носком стопы, завершающим толчковое движение. В результате этих движений ЦТТ игрока смещается вперед-вверх, а туловище выносится за опору и наклоняется вперед, руки выносятся для приема мяча, бедро правой согнутой ноги располагается горизонтально поверхности площадки.
В безопорной фазе левая нога, отталкиваясь от опоры, начинает смещение вверх, а затем вниз и приближается к правой. Туловище игрока перемещается в пространстве вперед-вверх, угол его наклона к горизонтали увеличивается. Закрепленная ладонная часть кисти правой руки (кулак или тыльная сторона кисти) подбивает падающий мяч. Смещение руки направлено вниз для опоры о площадку. После подбивания мяча правая рука также движется вниз и участвует в опоре.
Приземление начинается с опоры рук, которые, сгибаясь в локтевых суставах, способствуют соприкосновению груди, а затем живота с поверхностью площадки. Перекат происходит плавно и сопровождается скольжением туловища по площадке. Для предотвращения травм подбородка игрок в момент приземления отклоняет голову несколько назад.

Техника передач мяча сверху

Техника выполнения различных верхних передач имеет также некоторые отличия, которые обусловлены их тактическим назначением в связи с розыгрышем мяча для нападающих ударов.
Основой техники верхних передач является правильное расположение рук, и в особенности кистей и пальцев, на мяче при взаимодействии с мячом.


Рис. 25. Правильное расположение кистей и пальцев рук при передачи мяча сверху

На рис. 25 показано расположение пальцев, из которого видно, что мяч соприкасается с ногтевыми и средними фалангами больших, указательных и средних пальцев, расположенных симметрично по отношению к мячу. При этом амортизация мяча осуществляется благодаря тыльному сгибанию указательного и среднего пальцев. Безымянный палец и мизинец несут лишь вспомогательную роль, поддерживая мяч справа и слева.
Техника второй передачи обусловлена незначительной встречной скоростью полета мяча (5-6 м/с) и требованиями, предъявляемыми к траектории полета мяча. К этим требованиям относятся соразмерность скорости полета мяча с ритмом и скоростью разбега нападающего и выбор такой траектории передачи, при которой атакующий игрок сможет произвести удар без блока или имея против себя одного блокирующего игрока соперника.
Вторая передача мяча состоит из исходного положения и трех последовательных фаз: встречного движения спортсмена к мячу, фазы амортизации и вылета мяча и сопровождающего движения рук.
Наиболее распространена вторая передача мяча вперед из опорного исходного положения. Этот способ передачи применяется разыгрывающим игроком при атакующих действиях. Техника ее выполнения заключается в следующем.


Рис. 26. Вторая передача: а - контурограмма, б - хронограмма, в - динамограмма, г - циклограмма

В исходном положении туловище игрока расположено вертикально, ноги согнуты. Степень их сгибания зависит от высоты траектории полета мяча: чем выше нисходящая ветвь траектории, тем меньше угол сгибания ног (рис. 26).
В первой фазе движения в результате сгибания ног в суставах ЦТТ опускается вниз, руки подготавливаются к приему мяча.
Затем, в основной фазе, следует выпрямление ног и встречное движение рук к мячу.
Еще до момента соприкосновения пальцев с мячом углы между плечом и предплечьем, предплечьем и кистью увеличиваются. В конце этой фазы степень мышечного напряжения несколько возрастает. Причем в большей мере напрягаются мышцы предплечья и в меньшей мере мышцы плеча.
Первая подфаза рабочей фазы (амортизация) длится от соприкосновения с пальцами рук до максимальной потери скорости полета мяча - приблизительно 0,025-0,030 с. При этом общий центр тяжести тела волейболиста продолжает подниматься в результате непрекращающегося разгибания ног; руки, разгибаясь в локтевых суставах, постепенно увеличивают скорость своего движения в пространстве.
Одновременно с этим значительно увеличивается тыльное сгибание кисти - увеличивается угол между предплечьем и кистью. Этот процесс сопровождается значительным напряжением общего разгибателя кисти и пальцев, которое в данный момент превышает напряжение всех других поверхностных мышц руки.
Под воздействием силы, образуемой массой и скоростью летящего мяча, указательный и средний пальцы при соприкосновении с мячом приходят также в положение тыльного сгибания (амортизации). Однако скорость движения рук продолжает постепенно повышаться, что происходит благодаря разгибанию рук и ног.
Вторая подфаза рабочей фазы (сообщение мячу нового движения и вылет его) длится 0,25-0,30 с. Сообщение мячу нового движения по определенной заданной траектории требует увеличения мышечных усилий. Эти усилия проявляются в слитном, согласованном движении ног, туловища и рук. Если траектория мяча направлена под углом 60° к горизонтали, туловище волейболиста находится в вертикальном положении, ноги продолжают разгибаться, ЦТТ смещается несколько вверх-вперед. В результате увеличения усилий, прилагаемых к опоре, пятки отрываются от площадки, вес тела переносится на носки обеих ног. Кисти и пальцы рук после тыльного сгибания, взаимодействуя с мячом, упруго выпрямляются, придавая мячу новое поступательное движение.
Увеличение мышечных усилий в этой части рабочей фазы вызывает увеличение скорости движения рук в пространстве. Особенно активное разгибание рук в этом способе передачи происходит в локтевом суставе, благодаря чему к моменту вылета мяча руки почти полностью выпрямляются.
В результате всех этих движений мяч вылетает со средней начальной скоростью 11 м/с (при встречной средней скорости 6 м/с). В заключительной фазе - сопровождении мяча - ноги продолжают разгибаться почти до полного выпрямления. Туловище игрока и руки также выпрямляются и смещаются вверх-назад. Степень мышечного напряжения постепенно снижается и приходит к исходному уровню.
Как только движение прекращается, волейболист опускает вниз руки и принимает игровую стойку.


Рис. 27. Техника второй передачи мяча вперед на край сетки

Особенности техники выполнения второй передачи мяча вперед на край сетки из зоны выходящего игрока заключаются в следующем. Для того чтобы направить мяч по высокой и далекой траектории, волейболисту необходимо приложить значительные усилия как к опоре, так и к мячу. Для развития этих усилий игрок уже в исходном положении значительным сгибанием ног в коленных суставах создает предпосылки для увеличения пути ЦТТ в подготовительной и рабочей фазах движения (рис. 27).
Скорость смещения частей тела в пространстве в подготовительной и рабочей фазах при движении рук навстречу мячу, амортизации и вылете мяча превышает их скорость при рассмотренной нами обычной передаче.
Движения рук, кистей и пальцев остаются стабильными, только степень их мышечного напряжения возрастает. При этом увеличение усилий сопровождается отрывом подошвенных частей стопы от поверхности площадки после вылета мяча из рук в фазе сопровождения мяча. В данном случае резкое отталкивание от опоры характеризуется реактивным всплеском динамографической кривой.


Рис. 28


Рис. 29. Техника передачи мяча в прыжке

Особенности техники второй прострельной передачи мяча вперед из зоны выходящего игрока заключается в более кратковременном кистевом движении рук в подготовительной и рабочей фазах.
Сложность выполнения таких передач состоит в необходимости так соразмерить свои усилия, чтобы мяч, набрав довольно большую начальную скорость, предельно снизил ее над сеткой в зоне удара.
Согласованность действий разыгрывающего игрока с атакующим при ударе "на взлете" показана на рис. 28, из которого видно своеобразие фазовой структуры данной передачи.
Первая ее особенность - наиболее высокое исходное положение пасующего игрока, вторая - кистевой характер передачи. Кроме этого, видно, что мяч вылетает из рук пасующего волейболиста только в тот момент, когда атакующий игрок уже оттолкнулся от поверхности площадки и, находясь в безопорном положении, готовит руку к замаху для удара по мячу.
Техника передачи мяча в прыжке показана на рис. 29. Искусство второй передачи во многом зависит от движения рук, кистей и пальцев (рис. 30, 31, 32).

Техника нападающего удара

Нападающий удар состоит из четырех фаз: разбега, прыжка, собственно нападающего удара и приземления. В свою очередь, эти фазы состоят из микрофаз, отличающихся своеобразием
внешней формы движений и особенностями нервно-мышечных проявлений. Такое деление нападающего удара на фазы и под-фазы соответствует смысловой структуре этого действия и позволяет полнее описать особенности отдельных движений.
Во время выполнения разбега и прыжка усилия волейболиста направлены на решение двух основных задач - достижение наибольшей высоты прыжка и максимальной его точности по отношению к траектории полета мяча.
Разбег по своему ритмическому рисунку расчленяют натри подфазы: начало, середину и напрыгивание. В первой, стартовой, подфазе волейболист, еще не определив характера траектории полета мяча (второй передачи), выполняет один или два так называемых ступающих шага в замедленном темпе с характерной для ходьбы двойной опорой.
Во второй подфазе игрок определяет траекторию полета мяча и корректирует скорость своего перемещения. Если передача занижена, то скорость движения резко возрастает и ходьба переходит в бег. Если же мяч направлен по высокой траектории, то скорость движения увеличивается незначительно, а иногда и замедляется.
В третьей подфазе - напрыгивании - игрок выполняет широкий беговой шаг, который органически сливается с последующими движениями. От слитности усилий и их быстроты в этот момент зависит эффективность использования силы инерции, образуемой горизонтальной скоростью разбега для прыжка вверх.
При напрыгивании стопу вынесенной вперед ноги ставят с пятки, другую ногу присоединяют к первой, выпрямленные руки отводят назад для предстоящего махового движения.


Рис. 33. Нападающий удар: а- контурограмма; б - хронограмма; в - динамограмма; 1 - цсплеск динамографической кривой в результате постановки ноги на опору; 2 - падение давления при сгибании ноги, зубцы; 3-4 - увеличение давления на опору при отталкивании; анатомическая структура фазы отталкивания (а - большая ягодичная мышца; в - четырехглавая бедра; с - полусухожильная; д - трехглавая голени; е - длинный сгибатель большого пальца)

Несмотря на то что отталкивание от опоры протекает в очень короткий отрезок времени, в нем также отчетливо выделяются три микрофазы. Первая начинается с постановки пятки стопы на поверхность площадки (рис. 33). Давление на опору при этом сопровождается реактивным всплеском динамографической кривой (в пределах 300-500 кг). Эта сила образуется благодаря стопорящему движению стопы и зависит от веса волейболиста.
Во второй подфазе толчка стопа полностью опирается подошвенной частью на поверхность площадки, происходит сгибание ног в коленных суставах, а туловища - в тазобедренных (рис. 33). В результате значительно снижается давление на опору, в отдельных случаях падая до нуля. Руки волейболиста в этой микрофазе начинают маховое движение.
В третьей подфазе - отталкивании от опоры в результате разгибания ног в коленных, а туловища в тазобедренных суставах - вновь увеличивается давление на опору (см. рис. 33).
В заключительный момент толчка происходит сгибание стопы, то есть непосредственное отталкивание от опоры. Одновременно с маховыми усилиями рук это движение способствует завершению отталкивания и сопровождается дополнительным давлением на опору.
Высота прыжка в значительной степени обусловлена взрывным характером сокращения мышц, максимальным наращиванием скорости маховых движений рук в начале отталкивания и замедления движений в конце толчка.
Существенное значение для высоты прыжка имеет расположение стоп при отталкивании. Наиболее рациональна параллельная постановка стоп. При большой силе мышц нижних конечностей выгодно сгибать ноги в коленных суставах до 100-115°. При относительно меньшей силе мышц ног целесообразно менее значительное сгибание ног - до 120-130° и выполнение прыжка за счет скоростного компонента движения. Такой способ отталкивания от опоры можно рекомендовать юным спортсменам (в особенности девочкам), у которых сила мышц ног еще недостаточно развита.
Ритм разбега обусловлен особенностями скорости и направлением полета мяча, посланного второй передачей.


Рис. 34. Движения волейболиста в момент разбега, отталкивания от опоры, подготовки и выполнения удара и приземления

Удар по мячу составляет вторую фазу нападающего удара. Здесь также движения расчленяют на две подфазы: подфазу взлета и замаха и собственно ударное движение. Замах правой руки для удара по мячу выполняется в момент окончания отталкивания от опоры. В это время левую руку, незначительно сгибая в локтевом суставе, отводят вниз, а правой продолжают начатое движение.
На контурограмме (рис. 34) показаны движения волейболиста в момент разбега, отталкивания от опоры, подготовки и выполнения удара и приземления. Положение игрока перед ударом иногда называют положением натянутого лука. Это весьма меткое сравнение, которое характеризует состояние мышц туловища волейболиста в момент безопорной фазы перед мощным ударным сокращением. Удар по мячу осуществляется резким и последовательным сокращением мышц живота, груди и руки. Наиболее эффективно по силе такое ударное движение, при котором скорость движения проксимального звена руки (плеча) наибольшая в начале движения, уменьшается при соприкосновении руки с мячом. Это способствует возникновению реактивных сил, увеличивающих скорость движения предплечья и кисти.
Нападающие удары с переводом
Нападающий удар с переводом влево без поворота туловища. Этот удар используется в том случае, когда зоны прямого удара закрыты блоком противника. Особенно эффективен этот способ нападающего удара, когда разбег и прыжок выполняются, как и при прямом нападающем ударе, - по ходу разбега. Блокирующие игроки, определяя направление удара по первоначальным движениям нападающего, закрывают направление прямого удара, оставляя открытой зону для удара с переводом.


Рис. 35. Нападающие удары с переводом

Удар с переводом сложнее по выполнению, чем прямой нападающий удар. Первоначальные движения - разбег и прыжок - при ударе с переводом в основном сходны с разбегом и прыжком при прямом нападающем ударе, однако движение замаха руки и особенно сам удар рукой по мячу отличаются от прямого удара: рука вместо прямого движения описывает дугу через сторону и производит удар по правой боковой (по отношению к игроку) поверхности мяча (рис. 35, а - ж).
Нападающий удар с поворотом туловища и переводом влево. Этот удар применяется в тех же случаях, что описанный выше способ. По технике выполнения нападающий удар с поворотом туловища и переводом имеет свои особенности.


Рис. 36. Техника нападающего удара с переводом

В момент отталкивания от площадки и прыжка игрок поворачивает туловище влево (рис. 36) и затем производит удар с переводом, причем движения руки при замахе и ударе похожи на движения при прямом ударе.
Нападающий удар с переводом может выполняться с поворотом туловища как влево, так и вправо.


Рис. 37. Нападающий удар с поворотом туловища влево с переводом вправо

Нападающий удар с поворотом туловища влево с переводом вправо. Этот удар - наиболее сложный по технике выполнения. Игрок в момент прыжка поворачивает туловище влево, затем одновременно с движением ударяющей руки от себя и винтообразным вращательным движением туловища вниз-в сторону производит нападающий удар с переводом вправо (рис. 37).
Нападающие удары левой рукой
Приведенные выше способы нападающих ударов могут выполняться не только правой, но и левой рукой. Техника выполнения ударов левой рукой в основном не отличается от техники выполнения ударов правой рукой. Для успешных тактических действий важно, чтобы игроки команды владели нападающими ударами левой рукой. Если в команде имеются волейболисты, играющие в нападении левой рукой, то можно успешно осуществлять тактические системы игры с первой передачи, направляя первую передачу на подтянувшегося к сетке игрока зоны 3 или 2, а также с откидки игрока зоны 4 игроку зоны 3.
Очень эффективны нападающие удары левой рукой, когда игрок на замах выносит не одну, а обе руки и блокирующие игрохи не могут определить направление полета мяча от удара. При этом игрок чередует удары то левой, то правой рукой. В настоящее время эти удары не применяются на практике: игрокам и тренерам необходимо изучить и совершенствовать нападающие удары левой рукой и, в частности, с замахом двумя руками.
Обманные удары
За последние годы техника обманных ударов претерпела существенные изменения. Если раньше мяч посылался по параболической траектории, в связи с чем до его падения на площадку проходило достаточно времени для подхода страхующего игрока, то теперь мячи посылают и по отвесной траектории с большой скоростью, что значительно затрудняет их прием.


Рис. 38. Положение кисти и пальцев руки при выполнении обманных ударов

Положение кисти и пальцев руки при выполнении обманных ударов показано на рисунке 38, а, б, в.


Рис. 39. Обманный удар

В настоящее время применяются в основном два способа обманных ударов. При первом предварительно выполняются отвлекающие действия, имитирующие вторую передачу в прыжке с последующим направлением мяча двумя (или одной) руками (скидка) на незащищенное место площадки противника. Данный способ может применяться либо выходящим игроком (при касании мяча, находящегося не выше верхнего края сетки), либо одним из волейболистов передней линии при расположении блокирующих близко у сетки. Направлять мяч нужно через блокирующего игрока, стоящего под сеткой, на незащищенное место площадки (рис. 39).


Рис. 40. Обманный удар

Второй способ применяется при имитации нападающего удара с последующим направлением мяча на незащищенное место площадки соперника. При этом игрок производит энергичный замах для удара и в последний момент посылает мяч быстрым движением кисти и пальцев на площадку противника (рис. 40, а, б).
Посылать мяч на незащищенное место противника целесообразно только при групповом (двойном и тройном) блокировании, учитывая при этом расположение страхующих игроков. Сложность приема обманных мячей игроками обороняющейся команды заключается в быстрой смене одних действий другими, что затрудняет ответную реакцию. Однако такие удары достигают результата только в чередовании с сильными нападающими ударами.

Техника подачи

В настоящее время подачу выполняют двумя способами: ударами прямым и боковым сверху.


Рис. 41. Два способа ударного движения: удар по мячу при сильной боковой подаче и при планирующей

Для большей наглядности рассмотрим в сравнении два способа ударного движения: удар по мячу при сильной боковой подаче и при планирующей. На рис. 41 показана схема того и другого способов удара.
Как видим, в первом случае (планирующая подача) движение руки перед ударом несколько притормаживается, при этом время контакта руки с мячом 0,012-0,020 с, а перемещение системы рука - мяч в направлении удара составляет 10-20 см. В послеударной фазе рука приостанавливает свое перемещение в пространстве. При этом из-за отсутствия обгона дистальными звеньями проксимальных исключается захлестывающее движение, передающее мячу вращение. В результате мяч, не получая вращения, приобретает планирующую траекторию полета.


Рис. 42. Сильная боковая подача

При сильной боковой подаче в ударном движении предплечье обгоняет плечо, а кисть - предплечье. Причем контакт соударяющихся поверхностей и сопровождение мяча здесь кратковременное. Кроме того, захлестывающее движение кисти придает мячу вращение. В этом и есть принципиальное различие механизма ударного движения в том и другом способах подачи. Сильная боковая подача показана на рис. 42.
Тензодинамограммы реакции опоры (вертикальная составляющая) при выполнении планирующей и сильной боковой подач показывают, что в первом случае движения носят плавный характер, что выражается в волнообразном изменении динамографической кривой, а во втором - резкий всплеск кривой подчеркивает значительное усилие, прилагаемое к опоре для выполнения баллистического ударного движения (рис. 43).


Рис. 43.

Техника боковой планирующей подачи состоит из ряда последовательных фаз.


Рис. 44. Техника боковой планирующей подачи

Поддерживая левой рукой мяч на уровне груди в исходном положении, игрок переносит вес тела на правую, несколько согнутую ногу (рис. 44). Подготовительная фаза начинается с отведения правой руки вниз-в сторону, подбрасывания мяча и продолжения сгибания правой опорной ноги.
В основной фазе. Левую ногу игрок отставляет в сторону, опираясь на носок стопы, туловище выпрямляет в поясничной части, правую руку посылает навстречу подброшенному вперед-вверх мячу. Затем в результате поворота на носке стопы левой ноги и ЦТТ смещается вперед-вверх. Правая рука продолжает движение к мячу, кисть руки несколько согнута. Далее, до момента удара по мячу, туловище волейболиста, находясь в безопорном положении, останавливает вращение, правая рука в результате произвольного усилия несколько притормаживает свое движение к моменту соприкосновения с мячом.
В момент удара правая рука почти выпрямляется и выполняет удар основанием ладонной поверхности кисти, которая по-прежнему имеет незначительное тыльное сгибание. Угол между плечом и туловищем в момент удара почти не изменяется. Причем кисть не обгоняет предплечье, а предплечье - плечо. Благодаря этому в момент удара отсутствует захлестывающее движение руки и мяч получает планирующую траекторию полета.
В заключительной фазе сопровождающее движение руки почти отсутствует, спортсмен переносит вес тела на левую ногу.


Рис. 45. Техника прямой подачи с планирующей

Техника прямой подачи с планирующей траекторией полета мяча состоит в следующем. В подготовительной фазе волейболист, как бы прицелившись в определенную зону, подбрасывает мяч и оптимально отводит руку для замаха. Амплитуда сгибания правой, опорной, ноги при этом незначительна (рис. 45).
В основной фазе планирующей подачи сверху игрок, разгибая правую ногу, перемещает туловище вперед, перенося вес тела на левую ногу. В этот же момент правая рука движется вперед-вверх навстречу мячу с нарастающей скоростью. Затем игрок ладонной поверхностью кисти бьет по мячу. Удар сопровождается мгновенным произвольным усилием, фиксирующим дистальные звенья руки в положении удара и тормозящим дальнейшее движение руки. Туловище продолжает двигаться вперед, его вес переносится на стоящую впереди левую ногу, правая нога полностью выпрямляется. Взгляд игрока сосредоточен на мяче. Наиболее простые способы подачи: нижние прямые и боковые даны в разделе "Методика обучения".
Техника верхней прямой подачи в прыжке применяется в волейболе сравнительно недавно. Она является эффективным атакующим действием. Ее выполнение заключается в следующем.
Из исходного положения в подготовительной фазе волейболист движением предплечий, кистей и пальцев рук точно подбрасывает мяч вперед-вверх и затем выполняет (с одного шага) подпрыгивание и прыжок. В безопорном положении волейболист, сгибаясь в поясничной части позвоночника, отводит на замах правую (левую) руку. После, в основной фазе, следует удар по мячу через сетку. В отличие от обычной техники нападающего удара в данном способе подачи в момент ударного движения кисть не накрывает мяч сверху (в противном случае мяч будет направлен под сетку), а ее ладонная поверхность производит соударение с боковой (по отношению к вертикали) поверхностью мяча. Мяч получает более пологую траекторию и перелетает через сетку на сторону противника.

Техника блокирования

Блокирование в волейболе - основное средство защиты от сильных нападающих ударов. Оно может выполняться одним, двумя и тремя игроками.
Кроме основных своих обязанностей - блокирования, игроки должны уметь подыграть мяч, отскочивший от блока, осуществить перехват обманного мяча, посланного на незащищенное место, сыграть мяч, отскочивший от сетки, и, наконец, быстро включиться в игру. Кроме того, для успешного ведения игры необходимо организовать повторный блок (при игре противника с первой передачи и откидки), а также принять участие в передаче и нападающем ударе. Техника собственно блокирования в определенной степени зависит от характера атакующих действий волейболистов противоположной команды. Эти особенности обусловлены интервалами времени, в течение которого осуществляется то или иное атакующее действие. При этом чем быстрее выполняется нападающий удар, тем быстрее блокирующий игрок производит прыжок.
Техника индивидуального блокирования


Рис. 46. Техника индивидуального блокирования ударов с обычных (высоких) передач

Техника индивидуального блокирования ударов с обычных (высоких) передач заключается в следующем. Волейболист после перехода мяча с подачн на сторону противника (или во время игры) занимает стойку готовности к последующим действиям: передвижению по площадке или выходу в исходное положение. При этом ноги игрока незначительно согнуты, руки опущены вниз и несколько согнуты в локтевых суставах, взгляд сконцентрирован на траектории полета мяча и действиях игроков, выполняющих первую и вторую передачи (рис. 46).
После того как определились направление и высота передачи мяча для нападающего удара, волейболист легко с помощью одного, двух или трех и более приставных или обычных шагов перемещается в зону атаки и только тогда принимает исходное положение, которое создает оптимальные условия для выполнения блокирования. Находясь в исходном положении, игрок увеличивает сгибание ног, предплечья согнутых рук находятся на уровне пояса, сагиттальная ось туловища расположена вертикально по отношению к горизонтальной плоскости, ноги расставлены на ширине плеч, вес тела распределен на все подошвенные части стоп. Взгляд волейболиста сосредоточен на мяче.
Первую фазу - отталкивание от опоры - волейболист должен точно соотнести по времени с действиями нападающего игрока, так как несвоевременный, слишком ранний или запоздалый прыжок не позволит блокирующему синхронизировать свои действия с действиями нападающего.


Рис. 47. Блокирование нападающих ударов

При блокировании нападающих ударов, выполняемых с обычных передач, для своевременной постановки блока игроку необходимо оттолкнуться от опоры в тот момент, когда нападающий уже находится в безопорной фазе (рис. 47). Это объясняется тем, что путь движения ЦТТ блокирующего короче, чем нападающего.
Рассчитав мысленно пространственно-временные параметры движений, волейболист отталкивается от опоры. При этом техника прыжка при блокировании во многом отличается от техники, применяемой при нападающем ударе. Игрок с места в первой микрофазе толчка некоторым увеличением сгибания ног и туловища в тазобедренных суставах опускает ЦТТ вниз, отводя для предстоящего махового движения согнутые руки назад.
Во второй микрофазе отталкивания резким разгибанием ног в суставах, выпрямлением туловища и энергичным маховым движением рук волейболист приводит свое туловище в вертикальное положение.
В заключительной микрофазе прыжка игрок отталкивается от опоры пружинистым движением стопы. Маховое движение рук осуществляется со значительно меньшей амплитудой, так как руки игрока согнуты и в.фазе толчка полностью не выпрямляются. При этом произвольная задержка махового движения происходит в тот момент, когда плечо приходит в горизонтальное положение.
В безопорной фазе зрительный контроль переключается с мяча на движения нападающего. Определив направление удара по подготовительным движениям атакующего игрока, блокирующий выпрямляет руки и смещает их в направлении предполагаемого полета мяча, одновременно наклоняя их в сторону противника.
Дальнейшие действия блокирующего игрока зависят от сложившейся ситуации: если мяч отскочил от блока на площадку противника, волейболист приземляется и готовится к последующим игровым действиям, если же мяч отскочил на свою сторону и находится в непосредственной близости от блокирующего, то последний стремится любым способом подбить его для дальнейшего розыгрыша.
В том случае, когда противник послал мяч обманным ударом и его траектория проходит в непосредственной близости от блокирующего, последний перехватывает мяч и ненапряженными пальцами стремится направить его по пути на площадку соперника.
Вариант, при котором мяч пробивается через руки блокирующего или летит мимо на сторону обороняющейся команды, обусловливает ответные действия игрока, опускающегося после блокирования. В данном случае для лучшей ориентировки волейболист, находясь еще в безопорном положении, поворачивает голову в сторону своей площадки и ведет наблюдение за действиями своих партнеров. Приэтом мяч, отскочивший в сторону опускающегося после блока игрока, не может застать его врасплох, и это обстоятельство обеспечивает продолжение эффективных действий в защите.
Техника индивидуального блокирования ударов, выполняемых с коротких и полупрострельных передач, аналогична описанной выше технике блокирования.
Исключение составляет момент отталкивания от опоры, который здесь соотносится с началом безопорной фазы нападающего игрока. Еще раньше нужно выполнить прыжок для организации блокирования ударов с передач на взлете мяча и прострельных передач. Установлено, что при таких ударах для своевременной постановки блока волейболист должен прыгать одновременно с нападающим.
Техника группового блокирования


Рис. 48. Техника группового блокирования

Техника блокирования двумя или тремя игроками предполагает прежде всего согласованность их действий. Для этой цели и введено понятие основного и вспомогательного блокирующих игроков.
Основной блокирующий игрок определяет, какой характер в той или иной ситуации должно носить блокирование: либо это будет зонный, либо ловящий блок. Функции вспомогательного блокирующего состоят в том, чтобы в последний момент, когда определились действия основного игрока, вплотную присоединить свои руки к его рукам. В связи с этим техника выполнения движений в безопорной фазе у вспомогательного игрока несколько изменяется. Это вызвано тем, что вспомогательный блокирующий, для того чтобы не столкнуться с основным игроком, вынужден прыгать на некотором расстоянии от него и затем в безопорной фазе, вытягивая руки, должен присоединять их к рукам партнера (рис. 48). Таким же образом выполняется техника блокирования третьим игроком при тройном блоке.


Рис. 49. Техника группового блокирования

Отдельно следует рассмотреть технику движения рук при их переносе через сетку блокирующими игроками. Как показывают наблюдения, перенос рук через сетку дает, как правило, эффект в тех случаях, когда передача для удара производится близко к сетке (рис. 49). Если же удар нанесен с далекого расстояния, то переносить руки на сторону противника не всегда целесообразно, так как, во-первых, мяч может удариться о фаланги пальцев и травмировать их и, во-вторых, может попасть в тыльную часть кистей рук и, далеко и высоко отскочив, стать недосягаемым для игроков задней линии.
Поэтому техника движения рук блокирующих при ударах с дальних передач характеризуется тыльным сгибанием кистей в лучеза-пястных суставах (рис. 50).


Рис. 50. Техника группового блокирования

При ударах с близких к сетке передач на сторону противника переносятся не только кисти рук, но и часть предплечий.
Во время ударного движения кисти рук для увеличения силы отскока делают встречное движение к мячу. При такой постановке блока мяч приобретает большую скорость и под большим углом отражения ударяется о площадку.
Важную роль играет правильное расположение рук при ударахс различных передач и зон площадки. Так, например, для того чтобы сблокировать удар с близкой к сетке передачи, достаточно расположить руки напротив мяча. Если же передача несколько отдалена от сетки, то такой постановкой рук можно нейтрализовать центральное направление удара, а направления между зонами 4 и 5 или 1 и 2 при этом остаются открытыми. Поэтому для блокирования удара с этих направлений волейболист должен сместить руки вправо и влево в зависимости от того, какое направление он хочет нейтрализовать.
Весьма своеобразно расположение рук при блокировании ударов, выполняемых с передач, направленных на край сетки. В таких случаях, для того чтобы мяч не отскочил от рук блокирующего за пределы площадки, одна из рук (крайняя справа илислева, соответственно при атаках из зоны 2 или 4) супинируется и прикрывает направление отскока мяча в аут. При этом угол отражения мяча направлен в площадку противника.
Техника блокирования, в частности стойка и исходное положение, могут быть в значительной мере видоизменены в игре высокорослых игроков. Например, игроки высокого роста без замаха поднимают при отталкивании от опоры руки вверх. Даже перемещения по площадке высокорослые игроки выполняют с поднятыми вверх руками. Это позволяет блокирующему без больших физических усилий, необходимых для высокого отрыва, ЦТТ сконцентрироваться на действиях передающих игроков противника и быстро поставить блок. При этом такой спортсмен может, не уставая, ставить повторный блок, быстро перемещаясь вдоль сетки в любую зону площадки. Вот почему высокорослому волейболисту всегда отводится место центрального (основного) блокирующего на передней линии.



 

Следующий тур

ЦСКА - СКА-ЮРГУЭС

ЦСКА
Москва

СКА-ЮРГУЭС
Ростов-на-Дону

28 марта 2009, 16-00

3

0

29 марта 2009, 16-00

3

0

 Матчи пройдут в ДСЕ "ЦСКА"
* - возможны изменения во времени

Предыдущий тур

ЦСКА - Кристалл

ЦСКА
Москва

Кристалл
Воронеж

21 марта

3

2

22 марта

2

3

21-22 марта, Воронеж

Календарь

<< Апрель ’09 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   
 1
 2
 3
 4
 5
 6
 7
 8
 9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

Энциклопедия волейбола

Энциклопедия волейбола

Регистрация






Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация

 


Главная    |     Новости    |     Реклама    |     Контакты    |     Поиск
Официальный сайт Мужского Волейбольного Клуба ЦСКА © 2009
Управление порталом - "Intellect Concept Group"