Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Педагогическое наследие И. Г. Песталоцци


И. Г. Песталоцци. Избранные педагогические сочинения
В 2-х томах. Изд-во "Педагогика", М., 1981 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), выдающийся швейцарский педагог-демократ, свыше 50 лет своей жизни посвятил воспитанию и обучению детей. Он внес существенный вклад в историю развития прогрессивной педагогической мысли и выступил одним из основоположников методики начального обучения.
Педагогические идеи Песталоцци неотделимы от его практической деятельности по обучению и воспитанию детей, которой он в течение всей жизни с энтузиазмом отдавал свои физические и душевные силы. Руководя на протяжении трети века учебно-воспитательными учреждениями в Неигофе и Станце, Бургдорфе и Ивердоне, Песталоцци систематически осуществлял педагогическое экспериментирование, которое послужило фундаментом для разработки его теории трудового воспитания и элементарного образования, а также идей развивающего школьного обучения.
Вся теоретическая и практическая деятельность великого педагога была направлена на то, чтобы привлечь внимание прогрессивных сил общества к делу воспитания и образования широких народных масс. Его сердце, его жизнь были отданы заброшенным и нуждавшимся в помощи детям трудового народа. Этой цели он служил самоотреченно и бескорыстно более полувека, мучительно преодолевая свою нищету и бесправное положение.
Песталоцци родился в 1746 г. в городе Цюрихе в семье врача. Рано лишившись отца, воспитывался матерью и преданной служанкой, простой крестьянкой. Самоотверженная борьба двух женщин с постоянными материальными затруднениями, их стойкость и добросердечность рано пробудили в нем дух самопожертвования, готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. Образование он получил в начальной и латинской школе своего родного города и в высшей школе гуманитарного направления (Коллегиум Каролинум).
Швейцарская начальная школа того времени, единственно доступная сельскому населению, находилась в крайне жалком состоянии. Все обучение в ней сводилось преимущественно к запоминанию религиозных текстов. В школе господствовали механическое запоминание, зубрежка. Учащиеся с трудом овладевали чтением, многие выходили из школы, так и не научившись читать и писать. Должность учителя как недостаточно оплачиваемая обычно предоставлялась какому-либо ремесленнику, который смотрел на свои учительские обязанности лишь как на побочный заработок. Поэтому сельский учитель, как правило, был малограмотным человеком. Деятельность учителя находилась под неусыпным контролем духовенства. Впоследствии Песталоцци сравнивал народные школы того времени с бездушными машинами, которые игнорируют запас жизненных впечатлений, опыт детей, душат их естественные силы и способности, искусственно препятствуя развитию ребенка.
Жизнь Песталоцци, личные переживания и устремления были неразрывно связаны с социально-экономическими и политическими событиями второй половины XVIII и начала XIX в., когда рушился феодальный строй и утверждалась капиталистическая форма эксплуатации трудящихся. Экономическое, политическое и культурное порабощение деревни городом достигло в середине XVIII в. своего крайнего предела; среди крестьян росло стихийное недовольство. В городе, в свою очередь, все более обострялись классовые противоречия. Еще в детстве Песталоцци много времени проводил у своего деда в деревне, где непосредственно столкнулся с народной нуждой и проникся горячим сочувствием к беднякам. Особенно глубоким было у него желание облегчить участь крестьянских детей, которых обнищавшие крестьяне нередко вынуждены были посылать на ближайшие мануфактуры, где им приходилось трудиться по 14-16 часов в день.
Зарождение в Швейцарии капитализма и сопровождавшая его классовая борьба вызвали большой общественный подъем, который способствовал интенсивному развитию науки, литературы, прогрессивной социально-политической и педагогической мысли. Во всех частях Швейцарии создаются научные и литературные общества, различные просветительские организации, возникают периодические издания. В них критиковались сохранившиеся в стране феодальные общественные отношения и обсуждались вопросы политики, философии, морали, воспитания. Эти вольнолюбивые тенденции получали подкрепление в проникавших в тот период в Швейцарию идеях Монтескье, Вольтера, Руссо, а также английских и немецких просветителей.
В студенческие годы Песталоцци принимал активное участие в буржуазно-демократическом движении, возникшем в 50-60-е годы XVIII в. среди передовой интеллигенции Швейцарии. В 1764 г. он вступил в организованный профессором Коллегиума Каролинум Я. Бодмером «кружок патриотов». Бодмер был известен как автор проекта учреждения в Швейцарии небольшого интерната, где швейцарские юноши могли бы вести неприхотливый образ жизни, заниматься физическим трудом и воспитывались бы в истинно республиканском духе. На еженедельных собраниях кружка читались доклады на политические и морально-педагогические темы. Политические и воспитательные требования «патриотов» отчетливо отражены в публицистическом произведении 19-летнего Песталоцци «Пожелания», опубликованном в «Напоминателе» за 1766 г. В духе педагогических идей Руссо автор трактовал воспитание как основное средство в деле преобразования общества, высоко оценивал роль воспитателя в формировании личности ребенка, требовал, чтобы он не изнеживал его, а действовал сообразно естественному ходу развития детской природы. В этом сочинении, написанном в форме афоризмов, юный Песталоцци высказывал пожелания, чтобы труженикам оказывалось уважение, которого они достойны; общие правила воспитания доступно излагались для родителей; чтобы деятели искусства возбуждали своим творчеством только высокие и благородные чувства и т. д. Власти Цюриха, крайне недовольные деятельностью «патриотов», подвергли кратковременному аресту нескольких активных членов кружка, в том числе и Песталоцци. Но это не охладило его горячего стремления отдать свою жизнь служению народу.
Социально-политическая программа швейцарских просветителей, так же как и французских их единомышленников, имела несомненную антифеодальную направленность. Однако просветители, выступавшие, по замечанию Энгельса, «...в роли представителей не какого-либо отдельного класса, а всего страждущего человечества», фактически ограничивали свои требования осуществлением общественных преобразований в интересах прогрессивной в то время буржуазии. Много позже, в «Лебединой песне» Песталоцци должен был констатировать крайнее несоответствие между высокими, демократическими идеями цюрихской молодежи и ее бессилием претворить эти идеалы в жизнь. То же отмечалось в одном из его писем: «...это было несчастьем, а не нашей виной, что мы были воспитаны способными не делать хорошее, а только мечтать о нем». Песталоцци был не в состоянии понять истинные причины народных бедствий и найти действенные средства для их устранения. Он не помышлял о коренном уничтожении социального неравенства, о каком-либо вторжении в право частной собственности. Но его взволнованное сердце, по собственному признанию, не уставало стремиться к одной цели: закрыть источник нищеты, погруженным в который он видел народ. На заре развития капиталистического общества, как отмечал Энгельс, «...решение общественных задач, еще скрытое в неразвитых экономических отношениях, приходилось выдумывать из головы». Выход для народа из его тяжелого положения Песталоцци видел в том, чтобы получше приспособить крестьянскую бедноту к условиям предстоящей ей жизни, сделать ее способной избавиться от нужды в результате собственных усилий, оказать себе, по его выражению, «помощь путем самопомощи». Касаясь утопических социальных и просветительских взглядов Песталоцци, Н. К. Крупская впоследствии отмечала: «История доказала несостоятельность очень многих взглядов Песталоцци... когда только стало складываться капиталистическое общество и еще могуче властвовал феодализм, не виден был путь развития, тогда не существовало еще сил, историческая задача которых - преградить раз навсегда основной источник народных бедствий».
Храня верность своим прежним демократическим идеалам, Песталоцци в то же время приходит к выводу, что для искоренения народной нужды надо использовать более действенный путь, чем избранный «патриотами». Под влиянием учения физиократов Песталоцци вначале полагал, что аграрные преобразования составляют один из важнейших путей прогрессивного развития швейцарского народа. Не завершив высшего образования, он поселился в деревне, на одолженные деньги приобрел близ Цюриха имение Нейгоф, рассчитывая на примере образцовой постановки хозяйства в своем имении научить обнищавших крестьян рациональным приемам сельскохозяйственного труда. Однако этот утопический социальный эксперимент (1769-1774) вскоре окончился крахом. Имение разорилось. Сельскохозяйственные начинания Песталоцци оказались неудачными. Многолетние наблюдения показали ему, что крестьяне занимались обычно еще и прядением, поскольку не могли уже, как прежде, заработать себе на жизнь одним только сельскохозяйственным трудом. Поэтому их необходимо подготовить не только к сельскохозяйственному труду, но и к работе в наиболее распространенной в данном районе отрасли мануфактурного производства. Как замечала Н. К. Крупская, «Песталоцци очень хорошо умел наблюдать жизнь и отображать ее...» в. Эти наблюдения побудили его отойти от прежней физиократической концепции.
В доме разорившегося непгофского имения Песталоцци организовал приют для нищих и обездоленных крестьянских детей - «Учреждение для бедных» и осуществил в Нейгофе свои всемирно известный педагогический эксперимент (1774-1780).
На дальнейшее решение Песталоцци посвятить себя воспитанию детей бедноты повлияли также педагогические идеи французских просветителей, особенно Руссо, которыми он увлекся еще в студенческие годы.
Основное значение «Эмиля» Н. К. Крупская видела в том, что «идеи Руссо означали разрыв со всем старым воспитанием, воспитанием феодального периода...». Однако, отмечала она, «Руссо говорил о... воспитании вне конкретной среды, вне конкретных жизненных условий». Естественно, что внимание Песталоцци привлекли начинания филантроиистов. В его переписке с невестой Анной упоминается имя Базедова и написанная им книга «Элементарное руководство». В отсталой тогда в экономическом и политическом отношении Германии филантрописты во главе с Базедовым попытались применить идеи Руссо для воспитания в закрытых учебных заведениях («филантропинах») детей господствующих классов. «Идеи Руссо сочетались со старыми крепостническими методами воспитания...» - так оценила Н. К. Крупская социальную направленность практики филантропизма.
Песталоцци интересовался также школами для детей крепостных крестьян, которые устраивались прусским помещиком Роховым. В 1776 г. в Лейпциге вышла составленная Роховым для сельских школ книга «Друг детей», которая выдержала более 30 изданий и усиленно рекомендовалась властями народным школам. В этой книге нашла свое яркое выражение классовая сущность просветительной деятельности Рохова, которая, по определению Энгельса, «...имела целью давать наставления юным отпрыскам крестьян и ремесленников относительно их жизненного призвания, их обязанностей по отношению к начальникам, общественным и государственным, и в то же время внушать им благодетельное довольство своим земным жребием - черным хлебом и картофелем, барщиной, низкой заработной платой, отеческими розгами и тому подобными прелестями...»
Общественный подъем 60-х годов вызвал появление в Швейцарии ряда новых учебных заведений. Песталоцци, конечно, знал о школе, основанной в 1761 г. недалеко от Нейгофа Мартином Плантой, который предвосхитил некоторые идеи Базедова, организовавшего свой «филантропин» в Дессау 13 лет спустя. В учреждении Планта, где училось около ста детей, преимущественно из состоятельных семейств, впервые был осуществлен опыт школьного самоуправления, гимнастические упражнения и экскурсии чередовались с умственными занятиями, имело место трудовое воспитание. К явлениям педагогической действительности Швейцарии, которые могли стимулировать Песталоцци открыть Нейгофский приют, следует прежде всего отнести так называемые промышленные школы («Industrieschulen»). В конце XVIII в. они получили довольно широкое распространение в Швейцарии, Чехии, Германии. Дети получали самые элементарные знания, религиозно-нравственное воспитание и за крайне ничтожное вознаграждение занимались прядением, ткачеством, вязайием кружев, изготовлением изделий из кожи, дерева, проволоки и т. д. Практика промышленных школ Швейцарии и других европейских стран могла натолкнуть Песталоцци на мысль о том, что учреждение, в котором обучение детей сочетается с производительным трудом, в состоянии не только существовать на началах самоокупаемости, но даже приносить определенный доход.
Гуманист и демократ Песталоцци, разумеется, и не помышлял об эксплуатации воспитанников приюта. Он искренне полагал, что при экономном и разумном ведении хозяйства приюта и должном умении детей трудиться, чему их обучат там опытные люди, «Учреждение для бедных» вскоре встанет на ноги. А повседневное участие его воспитанников в трудовой деятельности, сочетаемое с постоянными заботами о развитии их физических и духовных сил, даст ему возможность пробудить в них лучшие человеческие качества. Известная концепция Руссо о разрушительном, вредном влиянии цивилизации интерпретировалась им в том смысле, что прогрессирующие науки и искусства могут обрести для себя естественный фундамент лишь в культуре и образованности трудовых масс. Поскольку подрастающему поколению народа предстоит трудиться, Песталоцци мыслит народную школу как школу труда, дающую своим воспитанникам надлежащую подготовку к их жизненному назначению. Всю свою дальнейшую жизнь, силы и скромные средства он посвятил воспитанию детей бедноты. Касаясь этой стороны педагогической деятельности Песталоцци, пронизанной демократизмом и гуманизмом, Н. К. Крупская отмечала: «В Швейцарии, куда в XVIII веке уже проникло капиталистическое производство, где под его влиянием стали разлагаться старые патриархальные устои, где крестьянство дифференцировалось и вся страна переживала определенный кризис, Песталоцци попытался приложить идеи Руссо к воспитанию крестьянских ребят».
Педагогический эксперимент в Нейгофе составляет неотделимую часть общей программы Песталоцци по улучшению положения народа и участи крестьянских детей. В Нейгофском приюте, принявшем 37 детей обнищавших крестьян (17 мальчиков и 20 девочек преимущественно от 7 до 14 лет), он впервые попытался претворить в жизнь свой идеал народной школы, которая готовит молодое поколение к жизни, сочетая обучение с непосредственным участием в производительном труде. Песталоцци отдавал своим воспитанникам все тепло своего сердца, и дети платили ему ответной любовью.
Обязанности воспитателя и все заботьх лежали всецело на нем, так как средств, чтобы оплачивать помощников, не было. Да и найти единомышленников оказалось невозможным. Единственным помощником была жена, всегда оказывавшая поддержку своему мужу. Вдвоем они заботились о том, чтобы воспитанники были сыты, одеты, учились труду и приобретали знания. Год спустя педагогически запущенные дети, недостаточно развитые в физическом, умственном и нравственном отношении, стали неузнаваемы.
Нейгофский опыт отражен во многих письмах и произведениях Песталоцци: «Просьба к друзьям человечества и покровителям о милостивой поддержке учреждения, имеющего целью дать бедным детям воспитание и работу в сельской местности» (1775); «О воспитании бедной сельской молодежи» (1777); «Отрывок из истории низов человечества» (1777) и «Достоверные сведения о состоянии на 1778 год воспитательного учреждения для бедных детей, основанном г-ном Песталоцци в Нейгофе близ Бирра». Интересный материал по данному вопросу содержится также в «Швейцарском листке», издававшемся Песталоцци в течение 1782 г., и в его известном социально-педагогическом р(шане[«Лингард и Гертруда», который был впервые опубликован в 1781-1787 гг., а затем подвергся неоднократной переработке.
Воспитанники Нейгофского приюта работали в сельском хозяйстве, прядильной и ткацкой мастерских (под руководством трех квалифицированных ткачей и трех опытных прях). Как видно, Песталоцци считал невозможным ограничивать задачу народной школы только подготовкой детей к сельскохозяйственному труду. Воспитание должно быть приспособлено к изменившимся общественным условиям и готовить детей народа также и к предстоящей им деятельности в области промышленности. В одном из писем - «О воспитании бедной сельской молодежи» - он заявлял: «Учреждение, воспитывающее для индустрии, требует развития разнообразных способностей и навыков, нужных промышленности, и такое учреждение не может быть односторонним». Он уже сознавал, что однообразный механический труд («верчение колеса») притупляет физические и духовные способности детей, и видел выход в том, чтобы в задуманных им приютах дети получали многостороннюю поддержку к предстоящей им трудовой жизни. Эта мысль была им развита затем в «Проекте памятной записки графу фон Цинцендорфу о связи профессионального образования с народными школами» (1790). Мысли, высказанные Песталоцци по поводу многосторонней подготовки детей к их будущей трудовой деятельности, получили в советское время высокую оценку со стороны Н. К Крупской. Она называла Песталоцци одним из теоретиков трудового воспитания домарксова периода, исторически подготовивших разработку идей политехнизма.
В опыте Песталоцци разносторонняя трудовая подготовка предусматривала овладение воспитанниками минимумом общеобразовательных знаний (чтение, письмо, счет и пение), поскольку труд отнимал у детей значительное время из-за низкой его производительности. При этом в «Учреждении для бедных» имело место механическое соединение обучения с производительным трудом. Так, дети пряли и одновременно следили за буквами, которые писались на доске. Такая организация работы учащихся широко практиковалась и в современных Песталоцци «индустриальных школах». Но, в отличие от последних, Песталоцци ставил перед «Учреждением для бедных» большие воспитательные задачи: развивать физические и духовные силы, укреплять здоровье, учить мыслить, вырабатывать трудолюбие, скромность, выдержку, уважение к человеческому достоинству и другие ценные нравственные качества.
Отражением нейгофского опыта Песталоцци несомненно является школа для народа, изображенная им в романе «Лингард и Гертруда». Герой романа, отставной лейтенант Глюфн, создавший образцовое учебно-воспитательное учреждение в деревне Бонналь, считал нецелесообразным давать крестьянским детям знания в отрыве от их трудовой деятельности. Н. К. Крупская особо отмечала выступление Песталоцци против вербализма в современном ему обучении, его стремление теснее связать школу с жизнью, с насущными потребностями народа. «Воспитание, которое проповедует Песталоцци...- писала она,- заключается в развитии всесторонней слособности к труду, оно тесно связано с жизнью, в ней черпает средства к развитию физических и умственных сил...».
Нейгофский опыт Песталоцци оказался весьма эффективным по своим педагогическим результатам. Но его расчет на то, что приют сможет существовать на началах самоокупаемости, не оправдался. В условиях, когда в Швейцарии уже развивались капиталистические отношения, это было бы возможным лишь в том случае, если бы он, подобно содержателям промышленных школ, осуществлял эксплуатацию труда детей. Но для гуманиста и демократа Песталоцци это было иеприемлемым. Он отдавал себе полный отчет в пороках промышленных школ, где дети, по его образному выражению, уподоблялись машинам, и со всей определенностью указывал на коренное отличие задуманных им учебно-воспитательных учреждений. Песталоцци ценил труд прежде всего как средство воспитания и проявлял постоянную заботу о нравственном и умственном развитии воспитанников, сам занимался с ними устным счетом, чтением, письмом, знакомил их с явлениями окружающей жизни.
Яркое представление о деятельности педагога-гуманиста дают два его отчета о работе «Учреждения для бедных» (за 1777 и 1778 гг.). Они проникнуты исключительным педагогическим оптимизмом, глубокой верой в большие возможности каждого человека, каким бы обездоленным он ни был. В них дается краткая, но весьма убедительная характеристика всех его воспитанников, тонко подмечены индивидуальные особенности каждого из них, хорошо показано, как благотворно сказалось на запущенных детях повседневное участие в производительном труде в сочетании с систематическим педагогическим воздействием со стороны Песталоцци. Мы находим у него указания о значении труда для умственного развития детей. Так, в одной из статей «Швейцарского листка» (№ 39 от 26.IX 1782 г.) подчеркивалось, что труд - самое надежное средство для упражнения внимания ребенка, ибо вызывает у него необходимость сосредоточиться, стимулирует его способность к суждению. Была подмечена также благотворная роль труда в деле нравственного воспитания, в формировании таких качеств, как точность, аккуратность, привычка соблюдать распорядок дня, бодрость, скромность, послушание, дружеское расположение к товарищам.
В результате сделанных наблюдений Песталоцци высказывает убеждение в том, что та или иная работа сама по себе не делает человека ни нравственным, ни безнравственным. Свое положительное педагогическое воздействие труд может оказать лишь только в том случае, если твердо поставить себе первой конечной целью воспитательные задачи. Так он приходит к необычайно ценному в теоретическом и практическом отношении выводу о том, что детский труд может дать должный педагогический эффект, если он правильно организован, умело и последовательно используется в воспитательных целях. Хотя Песталоцци и вынужден был давать детям в «Учреждении для бедных» довольно ограниченные знания, он, по собственным словам, стремился направить всю свою воспитательную деятельность на «совершенствование человечества». Вспоминая затем о своей работе, проводившейся им в Нейгофе, Песталоцци писал: «Я жил годами в кругу более чем пятидесяти нищих детей, я делил с ними в бедности мой хлеб, я сам жил как нищий для того, чтобы научить нищих жить по-человечески».
«Учреждение для бедных» в Нейгофе, где Песталоцци впервые практически осуществил идею соединения обучения детей с их участием в труде, не получило поддержки со стороны имущих классов, к которым он наивно обратился за помощью. В 1780 г., после того как все средства на содержание приюта были исчерпаны, учреждение прекратило свое существование. Песталоцци порой догадывался, что его стремление создать для детей народа «настоящие воспитательные учреждения», которые бы целиком соответствовали «потребностям человечества», неосуществимы потому, что противоречат господствующим общественным условиям.
В то же время Песталоцци не оставляет глубокое убеждение в том, что его опыт должен обязательно удасться. Но тщетным были его обращения к богатым «покровителям» - «друзьям человечества» с просьбой о материальной поддержке проектируемого им воспитательного учреждения. Как писала Н. К. Крупская, Песталоцци «...был сын своих дней, когда вопросы классовой борьбы были еще не осознаны, когда помощи народу ждали извне: от просвещенного монарха, от воодушевленного любовью к народу феодала, от умного законодателя, от доброжелательного фабриканта». Надежды Песталоцци на то, что дети трудового крестьянства смогут обрести благополучие, если их только надлежащим образом подготовить к условиям трудовой жизни, были явно не состоятельны: они свидетельствовали о полном непонимании подлинных причин народных бедствий. Но несомненно ценным является стремление педагога-демократа создать школу, которая близка народу, удовлетворяет его потребности, вооружает ребенка трудовыми умениями и навыками, развивает его умственно, нравственно и физически.
Песталоцци не представлял себе подготовку детей народа к труду иначе, как в тесном сочетании с их физическим, нравственным и умственным воспитанием. Правда, в нейгофский период он еще не пытался установить какой-либо внутренней связи между обучением и трудом, а предлагал только осуществлять оба эти процесса одновременно, в результате чего дети могли приобрести лишь сравнительно небольшой круг знаний. Но на последующих этапах своей деятельности Песталоцци уже по-иному разрешал вопрос о соединении обучения детей с участием их в труде, в частности внес много нового в проблему «образования для промышленности», в разработку идей демократической трудовой школы, отразив поиск прогрессивной педагогики эпохи буржуазных революций XVII-XVIII вв.
Следует также отметить, что нейгофское «Учреждение для бедных» явилось одним из первых в истории экспериментальных учебно-воспитательных заведений. И в дальнейшей педагогической деятельности к новым приемам и методам Песталоцци обычно приходил опытным путем.
После закрытия Нейгофского приюта (1780) для швейцарского педагога-демократа наступил 18-летний период вынужденного перерыва, пока он вновь обрел возможность заняться воспитанием детей из народа в качестве руководителя приюта в Станце (1798). Будучи твердо намерен не оставлять своего замысла, каких бы лишений это от него ни потребовало, Песталоцци решил использовать для пропаганды своих идей литературную деятельность. Эти годы (1780- 1798) совпали с французской буржуазной революцией конца XVIII в., оказавшей влияние на все европейские страны, в том числе и на Швейцарию. Песталоцци горячо откликнулся на эти события. Сохранился документ, ярко свидетельствующий о его отношении к ним,- сочинение «Да или нет?» (1793), которое создавалось им в сентябре 1792 г., в момент смертельной опасности, нависшей над революционной Францией, когда прусская интервенция угрожала самому ее существованию. Французская революция 1789 г. представляется ему справедливым явлением. Ее истинные причины он усматривает в деспотизме представителей абсолютной монархии и в злоупотреблениях своими правами дворян и чиновников. «Я пристрастен в пользу народа»,- заявляет демократ Песталоцци. Правда, «апология французской революции» сочетается у него с наивной верой в возможность мирных преобразований со стороны «мудрых правителей». Письма, адресованные им председателю национального Конвента и некоторым другим лицам, также свидетельствуют о его сочувствии революционной Франции и искренней надежде, что она предоставит ему возможность реализовать те широкие планы в области образования, которые он до сих пор не мог осуществить. В конце 1794 г. Песталоцци неоднократно обращался в Комитет по народному образованию Конвента с предложением своих услуг. В частности, он предлагал подготовить популярные сочинения, способствующие упрочению «французской свободы посредством возрождения нравов и распространения просвещения». Комитет по народному образованию, как явствует из протоколов его заседаний, одобрял эти предложения, но не мог предоставить Песталоцци субсидии, о которых он просил. Весьма показательно, что Песталоцци не изменил своего отношения к французской буржуазной революции и в период якобинской диктатуры, когда большинство интеллигенции, как во Франции, так и за ее пределами, не поняв необходимости революционного террора, отшатнулось от нее. С наступлением термидора и торжеств реакции он тяжело переживал крушение всех надежд, которые у него были связаны с французской революцией. «Классовая школа феодального периода сменилась классовой школой капиталистического периода»,- писала Н. К. Крупская, подводя итоги общественным преобразованиям, осуществленным в эпоху французской буржуазной революции. В подготовительных материалах к работе «Народное образование и демократия» она замечала, что судьбы народного образования решали не демократы типа Руссо или Песталоцци и не друг рабочих Оуэн, «...а представители государственной власти, министры буржуазного государства, которые смотрели на школу как на средство выдрессировать народные массы в желательном для власти направлении». Песталоцци испытывал горькое разочарование в буржуазной революции, которая оказалась неспособной осуществить его социальные чаяния, и, подобно многим своим современникам, возлагал свои надежды на путь мирных общественных преобразований.
В 1781-1787 гг. Песталоцци написал социально-педагогический роман «Лингард и Гертруда» в четырех частях, в котором высказал свои заветные мечты об искоренении бедственного положения народа при помощи правильно поставленного воспитания. В лице Гертруды, жены каменщика Лингарда, представлена идеальная мать-воспитательница, которая вырабатывает у своих детей трудовые навыки и умения и в то же время заботится об их духовном развитии. С нее берут пример устроители деревенской школы, отвечающей интересам бедноты. Созданное ими учебно-воспитательное заведение не имело ничего общего со школой муштры и зубрежки, оно преследовало цель не только дать детям бедноты необходимую им трудовую подготовку, но и развить в них присущие каждому человеку духовные силы.
Идеи романа «Лингард и Гертруда» были созвучны настроениям передовых общественных сил того времени. Имя его автора вскоре стало известно за пределами Швейцарии. В августе 1792 г. Законодательное собрание революционной Франции удостоило звания почетного гражданина Французской республики 18 иностранцев, послуживших делу свободы. В числе этих выдающихся общественных деятелей эпохи (таких, как Г. Вашингтон, Т. Костюшко, Ф. Клопшток, Ф. Шиллер и некоторые другие) был и Песталоцци.
Среди философско-педагогических трактатов Песталоцци этого периода следует назвать «Вечерний час отшельника» (1780) и «Мои исследования путей природы в развитии человеческого рода» (1797). Они носят следы влияния разнообразных философских идей: Руссо, Лейбница, Вольфа и некоторых других представителей немецкой классической философии того времени, являясь в то же время плодом самостоятельных исканий их автора. В этих работах рассмотрены факторы формирования и развития личности, а также некоторые аспекты нравственного воспитания. Трактовка указанных проблем имела прогрессивный характер, хотя ей была присуща и противоречивость. Это объясняется тем, что Песталоцци недостаточно хорошо знал законы общественного развития и, как у ряда мыслителей домарксова периода, идеалистические тенденции у него сочетались с материалистическими.
Таким образом, уже на первых этапах педагогической деятельности у Песталоцци возникают педагогические идеи, которые затем красной нитью проходят через его педагогические сочинения: трудовое воспитание, выдвинутое в качестве важнейшей задачи народной школы, подчинено основной цели - воспитанию человека, его гармоническому развитию. При этом, однако, на каждом этапе педагогической деятельности у Песталоцци возникала необходимость более детального рассмотрения какой-либо одной из сторон воспитания.
В результате буржуазной революции в Швейцарии (февраль- апрель 1798 г.) в стране были уничтожены сословные разделения, фактически самостоятельные ранее кантоны вошли в единую Гельветическую республику. Эти события побудили Песталоцци к более активной общественной деятельности. По поручению правительства вновь созданной республики он пишет в мае «Обращение к издавна демократическим кантонам», которые отказались принять новую конституцию. Это были отсталые горные кантоны, ставшие оплотом контрреволюционного движения, которое, по словам Энгельса, было «...борьбой упрямых пастухов против напора исторического развития, борьбой косных, застывших местных интересов против интересов всей нации, борьбой невежества против образованности, варварства против цивилизации». Таким образом, вопрос о народном образовании стал в это время для Швейцарии одним из жгучих вопросов, связанных с борьбой за уничтожение пережитков феодализма. Все это способствовало пробуждению и постепенному росту общественного интереса к работам и педагогической деятельности Песталоцци.
К этому времени относится ряд статей Песталоцци, в которых он выступает против остатков феодальной системы в Швейцарии, в частности требует полной и безоговорочной отмены десятины. С сентября по декабрь 1798 г. он редактирует правительственный орган «Гельветический народный листок» («Helwetisches Volksblatt»). В ряде статей, помещенных в этой газете, он всецело поддерживает мероприятия швейцарского революционного правительства. Когда в сентябре в кантоне Нидвальден вспыхивает восстание отсталых горцев, спровоцированное дворянством и духовенством, Песталоцци стоит за решительное подавление сил контрреволюции с помощью французских войск. Через три месяца после ликвидации восстания, в декабре 1798 г. он направляется в его бывший центр - Станц, где осталось много осиротевших безнадзорных детей, чтобы по заданию правительства организовать для них приют.
Деятельность Песталоцци в приюте была подробно описана им самим в «Письме другу о пребывании в Станце» (1799). Она протекала в напряженной международной обстановке, так как Гельветическая республика, связанная союзом с Францией, стала главным театром военных действий между Францией и Австрией, войска которой вступили на территорию Швейцарии. Кроме того, условия работы в самом приюте были крайне неблагоприятны. В здании бывшего монастыря, совершенно неприспособленном для нужд детского учреждения, было размещено около 80 воспитанников в возрасте от 5 до 10 лет, которые поступали в приют в тяжелом физическом и моральном состоянии. Отсутствовали учителя. Не было необходимых пособий. В декабре 1798 г. Песталоцци один, не имея помощников, принялся с огромным энтузиазмом за их воспитание. В те времена, когда бездушное отношение к ребенку было типичным явлением для учреждений общественного воспитания, Песталоцци считал необходимым построить приют по типу семьи, в которой он взял на себя роль любящего и заботливого отца.
«С утра до вечера,- писал впоследствии Песталоцци в своем «Письме другу о пребывании в Станце»,- я был один среди них. Все хорошее для их тела и духа шло из моих рук. Всякая помощь и поддержка в нужде, всякое наставление, получаемое ими, исходило непосредственно от меня. Мои слезы текли вместе с их слезами и моя улыбка сопровождала их улыбку. Они были вне мира, вне Станца, они были со мной, и я был с ними».
На отеческую заботу Песталоцци об их повседневных нуждах воспитанники отвечали ему искренней привязанностью, что весьма благоприятствовало успешному проведению всей его педагогической работы. В предельно короткий срок Песталоцци удалось сплотить в Станце дружный детский коллектив. И в этом приюте, как и в Нейгофе, предполагалось соединить обучение детей с их участием в труде.
Возглавляя детское учреждение, существовавшее на государственные средства, Песталоцци имел возможность рассматривать труд воспитанников с точки зрения их физической подготовки к труду и способности зарабатывать. В результате им было сделано ценное наблюдение: соединение обучения с трудом в полной мере соответствует психологии детей, их естественному стремлению к деятельности и позволяет строить обучение таким образом, что оно «...не требует и десятой доли времени и усилий, обычно затрачиваемых на него». Тогда же было сделано заключение о необходимости максимального упрощения приемов и методов преподавания в школе.
Песталоцци отказывается от механического соединения обучения с трудом. Он ищет такие формы связи между ними, которые позволяют расширить круг даваемых детям знаний, углубить их общеобразовательную подготовку. Как показывает одно из писем Песталоцци (апрель 1799 г.), в отличие от «Учреждения для бедных» в Нейгофе, труд детей приюта в Станце проводился не одновременно с обучением: «...время на труд и учение у нас теперь распределено следующим образом: с шести часов утра до восьми - учебные занятия, затем часы до четырех дня отводятся работе, после этого до восьми часов вечера - снова учебные занятия. Состояние здоровья воспитанников становится все лучше и лучше». Правда, по собственному признанию, он не смог осуществить этот опыт в том объеме, в каком ему хотелось, так как приют «...совершенно не был подготовлен ни в отношении персонала, ни работ, ни необходимых машин». Однако, несмотря на эти трудности, кратковременная деятельность Песталоцци в Станце (приют существовал с декабря 1798 г. по июнь 1799 г.) имела большое значение для всей последующей разработки им проблемы трудового обучения. Обобщая опыт своей воспитательной деятельности в Станце, он сделал важнейший для педагогической науки вывод о необходимости установления внутренней связи между обучением и трудом, который был сформулирован следующим образом: «...прежде чем могла зайти речь о таком слиянии, необходимо было организовать начальную стадию учения и труда отдельно и независимо друг от друга, а также выяснить своеобразие и особенности каждого из этих видов деятельности».
Новые приемы и методы работы, к которым Песталоцци пришел опытным путем в Станце, его самоотверженная деятельность в приюте, проникнутая искренней любовью к осиротевшим детям, привели, несомненно, к положительным результатам. Опытные поиски новых путей обучения и нравственного воспитания, которыми занимался Песталоцци, оказались весьма плодотворными: именно в Станце у него зарождаются идеи о развивающем школьном обучении и элементарном образовании, призванном стимулировать присущее ребенку стремление к деятельности. Эти идеи были им развиты в последующие периоды жизни: сначала в Бургдорфе (1800-1804), а затем в Ивердоне (1805-1825) - и в своем практическом применении получили широкую известность как «метод Песталоцци». Однако плодотворные начинания Песталоцци в Станце были прерваны через полгода, так как помещение приюта понадобилось под госпиталь французскому командованию, с которым швейцарское республиканское правительство было связано военным договором. Свое «Письмо другу о пребывании в Станце Песталоцци заканчивает выражением глубокой горечи по поводу того, что столь успешно начатый и плодотворный педагогический эксперимент («его мечты») пришлось неожиданно прервать. «Я должен был покинуть Станц,- писал он,- в такой момент, когда считал их осуществление столь близким...».
И вновь были разбиты мечты Песталоцци о широкой воспитательной деятельности среди детей из народа. Вынужденный покинуть Станц, педагог-энтузиаст, однако, твердо решил продолжить начатую там работу по установлению простейших и лучших методов первоначального обучения. В июле 1799 г. он добивается назначения в начальную школу Бургдорфа, с которым связан новый этап его деятельности.
В Бургдорфе Песталоцци сначала получил место помощника учителя в школе, которую возглавлял малограмотный сапожник. К счастью, выдающемуся педагогу вскоре удалось перейти в «городскую школу для малолетних детей», где находились мальчики и девочки в возрасте от 5 до 8 лет. В этом, по существу дошкольном, учреждении Песталоцци плодотворно трудился над разработкой методики изучения детьми формы предметов, развития у них числовых представлений и речи.
С осени 1800 г. во главе с Песталоцци создается Бургдорфский институт - средняя школа с интернатом и при ней семинария для подготовки учителей. Из руководителя учреждения для бедных педагог-демократ становится директором учебного заведения, которое обслуживало детей обеспеченных родителей, что не могло его удовлетворить. «Жизнь,- заметила Н. К. Крупская, - сломала, исказила попытки Песталоцци». Но на том пути, по которому он вынужден был пойти, Песталоцци достиг важнейших результатов в разработке идей элементарного образования и в поисках возможностей осуществления этой идеи в самом педагогическом процессе.
В период руководства Бургдорфским институтом (1800-1804) его внимание было преимущественно сосредоточено на разработке «метода» в его интеллектуальном аспекте. Песталоцци, правда, неоднократно напоминал, что этот «метод» имеет целью обеспечить всестороннее природосообразное развитие ребенка. Но лишь после того, как основы умственного элементарного образования были им в общих чертах установлены, он смог вплотную заняться другими сторонами «метода».
В 1801 г. выдающийся педагог публикует свое произведение «Как Гертруда учит своих детей», а в 1803-1804 гг. создает при участии учителей Бургдорф-ского института шесть книг для первоначального обучения: «Книгу матерей, или Руководство для матерей, как учить их детей наблюдать и говорить», «Азбуку наглядности, или Наглядное учение об измерении» (в двух частях), «Наглядное учение о числе» (в трех частях). Эти книги были в скором времени переведены на ряд европейских языков; в 1806-1807 гг. они были изданы в России. Как видно, в Бургдорфе (1800-1804) Песталоцци достиг важных результатов в разработке возникшей у него еще в Станце идеи элементарного образования и частных методик первоначального обучения.
В Бургдорфе Песталоцци проработал до июля 1804 г. К этому времени политическая ситуация в Швейцарии резко изменилась. В марте 1803 г. Гельветическая республика прекратила свое существование. Пришедшее к власти при содействии Наполеона реакционное аристократическое правительство в Берне преднамеренно отказало Песталоцци продолжить срок аренды на замок, где помещался его институт. Оно рассматривало это учреждение как «рассадник демократизма». Песталоцци вынужден был перевести его во французскую часть Швейцарии, в местечко Ивердон (немецкое наименование - Ифертен). Ивердонский институт Песталоцци, состоявший из средней школы, в которой училось в пору его расцвета свыше ста учеников, и учреждения для подготовки учителей, существовал с 1805 по 1825 г. В этот период «метод» элементарного образования получает дальнейшее развитие, он связывается с процессом приобретения учащимися научных знаний и гармонического развития ребенка, с формированием его «ума, сердца и руки» в их неразрывном единстве.
В 1804-1806 гг. им было отдано много сил творческим исканиям в области нравственного воспитания. Он написал такие статьи, как «Что дает метод уму и сердцу» (1805), «Взгляды, опыты и средства, содействующие успеху природосообразного метода воспитания» (1806) и некоторые другие работы.
Вопросы трудового и физического воспитания освещались и в более ранних сочинениях. Однако начиная со второй половины 1806 г. Песталоцци занимается третьей стороной «метода» - элементарным физическим образованием и тесно связанной с ним подготовкой детей трудового народа к работе в промышленности - «индустрии» (пользуясь терминами «индустрия», «фабрика», он имел в виду в основном мануфактурное производство, которое занимало господствующее положение в современной ему Швейцарии). Наряду с названными уже выше более ранними произведениями эта сторона «метода» представлена сочинениями: «О физическом воспитании как основе опыта построения элементарной гимнастики, содержащей последовательный ряд физических упражнений» (1807), «О народном образовании и индустрии» (1806) и некоторыми другими.
Свои социально-педагогические замыслы, направленные на развитие духовных сил детей из народа и осуществление на этой основе их всесторонней подготовки к работе в «индустрии», Песталоцци предполагал осуществить в особых учебно-воспитательных учреждениях. В 1805-1812 гг. он пишет на эту тему ряд статей, а также обращается по поводу задуманных им учреждений в правительственные инстанции и к своим друзьям. Одной из них является статья «Цель и план воспитательного учреждения для бедных» (1805).
Ивердонский институт приобрел мировую известность. Помимо швейцарцев, в нем были учащиеся из России, Германии, Франции, Англии, Италии, Испании и других стран. Его посещали ученые, писатели и другие выдающиеся современники Песталоцци. Но успех этого учреждения не радовал Песталоцци. Всю жизнь он стремился работать с крестьянскими детьми, а учащиеся среднего учебного заведения Ивердонского института принадлежали к состоятельным слоям населения. Вынужденный считаться с требованиями их родителей, Песталоцци должен был готовить своих учеников главным образом к поступлению в высшие учебные заведения. Правда, некоторые воспитанники работали в переплетной и столярной мастерских, в саду, ухаживали за домашними животными. Но эти занятия не были обязательными. В сентябре 1818 г. была предпринята еще одна попытка осуществить проект организации учебно-воспитательного учреждения для крестьянских детей: на средства, полученные от издания первого собрания своих сочинений, Песталоцци открыл школу для бедных в местечке Клинди, близ Ивердона, где продолжил начатые им ранее опыты по соединению обучения с трудом. В течение шести лет он тратил последние средства на содержание этого учреждения. По его замыслу школа должна была готовить народных учителей, владеющих его «методом». Однако школа в Клинди, дав всего лишь один выпуск, прекратила свое существование, что было для Песталоцци тяжелым ударом. Обращение его к власть имущим, естественно, ни к чему не привело. Он был вынужден окончательно отказаться от организации воспитательных учреждений для бедняков и остаться во главе педагогических учреждений для детей богачей. Так классовая борьба и классовые противоречия отразились на деятельности великого педагога-гуманиста. Социальная драма становится его личной драмой.
Отсутствие у учителей Ивердонского института единого понимания педагогических идей Песталоцци вызывало среди них серьезные разногласия. В конце концов они привели к уходу из института наиболее квалифицированных учителей. В 1825 г. Песталоцци вынужден был закрыть возглавляемое им учебное заведение. Больной и одинокий, он удалился в Нейгоф, где в свое время началась его педагогическая деятельность. Здесь он пишет книгу «Лебединая песня» (1826) - итог многолетних педагогических исканий такого природосообразного метода воспитания, который бы способствовал развитию умственных, физических и нравственных сил каждого человека в их полном объеме. «Лебединая песня» состоит из двух основных частей: в одной из них Песталоцци обстоятельно раскрывает сущность идеи элементарного образования - развивающего школьного обучения; в другой пытается установить причины, которые не дали ему.возможности ее осуществить. Он не мог, разумеется, не сознавать, что его далеко идущие замыслы в деле реализации идеи элементарного образования находятся в явном противоречии с теми неудачами, которые постигли его практические начинания в этой области и привели в итоге к закрытию Ивердонского института. Стремясь объяснить читателям, чем вызваны эти неудачи, истинные причины которых он не был в состоянии вскрыть, Песталоцци неправомерно приписывает их особенностям своего характера, отсутствию у него должных организационных умений. В связи с этим он приводит обширные автобиографические данные, которые составляют органическую часть всего произведения и значительно дополняют сведения о жизни и деятельности Песталоцци, содержащиеся в его прежних произведениях - «Письме другу о пребывании в Станце», «Как Гертруда учит своих детей» и некоторых других. Тяжелые переживания, связанные у Песталоцци с необходимостью расстаться в 1825 г. с его детищем - Ивердонским институтом, после того как его покинули прежние друзья и соратники, и направиться в полном одиночестве на свое последнее пристанище - в Нейгоф, окрасили в пессимистические тона некоторые страницы его автобиографии. В частности, это относится к оценке им деятельности Ивердонского института в целом, которая лишена в «Лебединой песне» должной объективности (там, где речь идет об Ивердоне, Песталоцци нередко пользуется немецким названием этого города - Ифертен). Но, испытывая горькое разочарование в Ивердонском институте и многих своих бывших сотрудниках, Песталоцци сохранил до конца своих дней глубокую уверенность в правильности идеи элементарного образования. Сама книга была задумана и написана потому, что он решил поделиться с «друзьями человечества и воспитания» некоторыми результатами в области теоретической разработки этой идеи и претворения ее на практике и призвать их к тому, чтобы они подвергли его заветную идею соответствующему испытанию и продолжили дело всей его жизни.
Анализ содержания «Лебединой песни», которая является своего рода педагогическим завещанием Песталоцци, позволяет оценивать эту книгу как труд, где некоторые ранее высказанные мысли достигли наибольшей зрелости, а формулировки - наибольшей четкости. Это прежде всего относится к проблеме движущих сил развития человека. Песталоцци видит теперь цель организованного воспитания помимо формирования у ребенка «сил сердца, ума и руки» еще и в том, чтобы выработать у него «совокупную силу», благодаря которой устанавливается равновесие между указанными силами. Таким образом, целью воспитания, согласно «Лебединой песне», является гармоническое развитие ребенка.
Демократ Песталоцци высказывает в своем заключительном труде пламенную надежду, что реализация идеи элементарного образования не только даст возможность трудящимся осознать свое человеческое достоинство, почувствовать уверенность в своих силах и направить их на то, чтобы оказать помощь самим себе, но и приведет к тому, что будут заложены прочные основы народного благополучия и национальной культуры.
Песталоцци существенно обогатил положения прогрессивной педагогики о факторах формирования личности и гармоническом развитии всех сил и способностей человека. Особый интерес в его учении представляет трактовка им принципа природосообразности и роли воспитания в развитии ребенка.
Мечтая о возрождении народа путем воспитания, Песталоцци в силу исторических условий формирования своих социально-политических взглядов не помышлял о революционном изменении общественных отношений. По меткому замечанию Н. К. Крупской, «свою теорию воспитания он приурочивает к существующим условиям, как они есть». Однако подлинный демократ, произведения которого «согреты горячей любовью к народу», отстаивал в противоположность сословному образованию общечеловеческие цели и задачи воспитания, считая, что оно призвано содействовать развитию у каждого ребенка всех сил и способностей. При этом в «Лебединой песне», как и в ранних его трудах, подчеркивалось, что природа «ребенка, ползающего в пыли», ничем не отличается от природы «сына князя». Поэтому во всех произведениях Песталоцци неизменно указывалось, что профессиональное образование должно быть подчинено общечеловеческому воспитанию: получая необходимую для предстоящей жизни подготовку, дети трудового народа должны обладать развитыми умственными, физическими и нравственными силами. Этот принцип был положен и в основу разработанной им теории элементарного образования, которая, по его словам, зиждется на свойствах человеческой природы.
Демократическая направленность трактовки Песталоцци принципа природосообразности и проблелш общечеловеческого воспитания очевидна. В то же время эта сторона его учения имеет и некоторые другие аспекты.
Придерживаясь идеалистических взглядов на ход исторического процесса, Песталоцци не мог понять социально-исторической обусловленности природных сил человека и роли классовой борьбы в общественной жизни и формировании людей. Но по сравнению с французскими просветителями его интерпретация общечеловеческих целей и задач воспитания имеет существенный нюанс. В «Лебединой песне» он вновь возвращается к принципу «жизнь формирует», который можно встретить и в ранних произведениях, написанных им до 1790 г. Однако теперь, обогащенный опытом Бургдорфа и Ивердона, Песталоцци делает ударение на ведущей роли воспитания в формировании личности и поэтому старается тесно сочетать положение о направляющей роли организованного процесса воспитания с принципом «жизнь формирует». Акцентируя роль воспитания в развитии личности, он критически переосмыслил и уточнил педагогические концепции, представленные такими передовыми мыслителями, как Гельвеции и Руссо. В отличие от Гельвеция, имевшего тенденцию «растворить» воспитание в обычном смысле слова в совокупности всех условий жизни, оказывающих воздействие на личность, Песталоцци проводил определенное различие между стихийным влиянием общественной среды на формирование ребенка и тем решающим влиянием, которое он испытывает со стороны организованного процесса воспитания, осуществляемого в семье и школе. Особенно отчетливо эта мысль, как сказано, подчеркнута им в «Лебединой песне».
В последнем сочинении Песталоцци выдвигает гораздо отчетливее, чем в произведении «Как Гертруда учит своих детей», требование о необходимости считаться в процессе воспитания наряду с индивидуальными особенностями ребенка и со своеобразием тощ среды, в которой ему предстоит жить и трудиться. В то время как Руссо, например, предполагал воспитывать своего Эмиля вне общества - по крайней мере вне реально существовавшего общества своего времени, Песталоцци, напротив, не мыслил полноценного развития природных сил личности вне ее связи с социальной средой, под которой понималась прежде всего семья и наряду с ней установленные в обществе социальные отношения. И хотя он был не в состоянии проникнуть в их историческую и классовую сущность, мысль о социальной направленности природосообразного воспитания, его роли в социальном становлении личности плодотворна и прогрессивна.
В понимании Песталоцци воспитание должно строиться соответственно особенностям человеческой природы и законам ее развития. С этой точки зрения согласие с естественным ходом природы рассматривалось им как общеметодическая основа воспитания. В этом смысле, как известно, принцип природосообраз-ности трактовался еще Коменским. Но в положениях Коменского об общности главных принципов, управляющих природой, человеком и человеческой деятельностью, природосообразность понималась больше натуралистически, чем психологически. Песталоцци впервые попытался раскрыть «естественный ход познания», и он ищет ответ на этот вопрос, обращаясь к философии и психологии.
Говоря о недостатках метафизического материализма, К. Маркс отмечал его созерцательный характер, объясняя этим тот факт, «... что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом...». Песталоцци более всего увлекает философия Лейбница (в интерпретации Вольфа), того философа, которого Маркс высоко ценил за глубокие диалектические мысли о развитии.
Песталоцци поставил в качестве одной из важнейших педагогических проблем вопрос о роли воспитания в развитии ребенка. Воспитание может быть успешным лишь в том случае, если оно носит природосообразный характер, т. е. строится в соответствии с особенностями самой человеческой природы и законами ее развития. Песталоцци образно сравнивает искусство воспитателя с деятельностью садовника, который заботливо сажает и поливает растения, способствуя их произрастанию, но источник их роста и цветения заключен в них самих. Так же и воспитатель, по мнению Песталоцци, не способен вложить в человека какие бы то ни было силы и вдохнуть в них жизнь; он призван позаботиться о том, чтобы беспрепятственно совершался естественный ход развития этих сил, предуказанный самой их природой. Обучение, по его глубокому убеждению, должно иметь развивающий характер и «вырабатывать всего человека», т. е. не только воздействовать на ум, но и оказывать соответствующее влияние на чувства, волю, характер ребенка, вооружать его необходимыми для жизни умениями и навыками. В связи с этим он различал средства развития основных сил человеческой природы и средства, с помощью которых ребенок усваивает знания и навыки, дающие ему возможность применять его общечеловеческие силы в конкретных жизненных условиях и обстоятельствах. Познание в отрыве от умений, по Песталоцци, только видимость. Он называл словесные знания без способности применить их на деле «ужасным подарком, сделанным веку враждебным гением». Песталоцци требовал, чтобы в школе имела место многосторонняя деятельность детей, содействующая развитию их «ума, сердца и руки». С этим аспектом педагогической теории связана разработанная им идея о развивающем школьном обучении, которая была подхвачена в дальнейшем представителями передовой педагогики.
В раскрытии идеи развивающего школьного обучения идеалистические тенденции сочетаются у Песталоцци, как и у многих мыслителей до Маркса, с элементами механистического и метафизического материализма. Руководствуясь знакомым ему еще со студенческих лет учением Лейбница и Вольфа, Песталоцци полагал, что творец вкладывает в ребенка к моменту его рождения определенные задатки, потенциальные внутренние силы, которым свойственно стремление к развитию. «Глаз хочет смотреть, ухо - слышать, нога - ходить, а рука - хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить». Эти внутренние силы человеческой природы развиваются, считал Песталоцци, на основе «вечных и неизменных» законов. Он ошибочно полагал, что человеческая природа является вечной и неизменной. Но его несомненная заслуга состоит в раскрытии решающей роли воспитания в побуждении к самодеятельности и саморазвитию присущих человеку природных сил и задатков. Как видно, в понимании Песталоцци воспитание является природосообразным лишь в том случае, если оно содействует развитию заложенных в природе ребенка потенциальных внутренних сил.
Известное положение Руссо, что человек является совершенным, выходя из рук творца, которое служит у него основанием для вывода о возможно меньшем вмешательстве в естественный ход развития ребенка, оказало несомненное влияние на первые произведения Песталоцци. Но концепция о негативных задачах раннего воспитания не содержала практического ответа на вопрос о том, как развивать ребенка сообразно его природе. И он отходит от этой концепции Руссо, всемерно подчеркивая необходимость осуществления прямого педагогического воздействия начиная с первого дня жизни человека. «Час рождения ребенка является,- по словам Песталоцци,- первым часом его обучения».
Естественно, что, не понимая исторической обусловленности природы человека и социальной сущности воспитания, Песталоцци не мог последовательно разрешить вопрос о той взаимосвязи, которая в действительности существует между воспитанием и развитием. Касаясь ограниченности таких прогрессивных педагогов, как Песталоцци, А. В. Луначарский впоследствии отмечал, что подобного рода педагог «учит, что школа может готовить только гармоничную личность и для этого она должна подходить к пониманию человеческой личности, исходя из ее внутренних законов, а все, что вне, должно быть чуждо школе». Лишь в диалектико-материалистической концепции самодвижения представлено органическое единство внутренних условий развития, определяемых особенностями человеческой природы и внешних социальных воздействий, которые оказывают на личность среда и воспитание. В то же время исследование Песталоцци детской психологии и законов развития ребенка было новаторским. По образному замечанию К. Д. Ушинского, идея о развивающем школьном обучении явилась великим открытием Песталоцци, открытием, которое «...принесло и приносит человечеству больше пользы, чем открытие Америки».
Песталоцци ищет такой метод, который дал бы возможность воспитателю развивать умственные и физические силы ребенка, не натаскивать его ум, не обременять непосильными задачами. И в результате многолетних размышлений и экспериментирования он разрабатывает свой метод в стройную теорию элементарного образования, которая заключается не только в том, чтобы найти правильный метод обучения наукам, а в том, чтобы найти правильный метод развития всех сил и способностей человека. Цель всякого обучения заключается в гармоническом развитии сил и способностей человеческой натуры. При этом в «Лебединой песне» отмечается, что полное достижение гармонии между всеми присущими ребенку духовными и физическими задатками весьма затруднено ввиду крайнего различия сил и задатков, имеющихся у отдельных людей. Но в процессе осуществления элементарного образования следует стремиться приблизиться к желанной гармонии. И Песталоцци разрабатывает конкретные пути реализации отдельных сторон элементарного образования. Идея о гармоническом, всестороннем развитии личности лежит в основе теории элементарного образования, зарождение которой, как было показано, относится еще ко времени пребывания Песталоцци в Станце, а дальнейшая разработка - к периоду его деятельности в Бургдорфе и Ивердоне.
Полагая, что в человеческой природе заложены умственные, физические и нравственные силы (Krafte des Kennens, Konnens, Wollens), Песталоцци соответственно подразделяет теорию элементарного образования на умственную, физическую и нравственную. При этом Песталоцци постоянно подчеркивал, что все эти три стороны элементарного образования необходимо осуществлять в самой тесной связи и взаимодействии. Он решительно протестовал против неправильного понимания некоторыми его современниками «метода» как односторонне направленного на одно только умственное образование, тогда как на самом деле он охватывает все воспитание в целом. Красной нитью через все произведения выдающегося педагога проходит мысль о том, что развитие «ума, сердца и руки» должно совершаться в неразрывном единстве.
Свою теорию образования (формирования) человеческой личности Песталоцци назвал элементарной, так как она требует, чтобы воспитатель, осуществляя природосообразное развитие умственных, физических и нравственных сил ребенка, всегда исходил от первоначальных основ образования, от его простейших элементов к сложным. Для достижения этого им была разработана система упражнений, расположенных в строгой последовательности. Они имели целью привести в движение то стремление к деятельности, которое, как полагал Песталоцци, присуще природным силам человека. Без возбуждения самодеятельности, без проявления активности, как в умственном, так в физическом и нравственном отношении, Песталоцци не считал возможным осуществить естественное развитие ребенка. Это положение выдающегося педагога, которое было новаторским для его времени, обогатило педагогическую науку.
Песталоцци выделял и другую, не менее важную задачу обучения - обеспечение учащихся знаниями. Однако в современной ему народной школе к личности ребенка с присущими ей задатками, наклонностями и способностями не подходили как к чему-то единому, целостному.
Песталоцци подверг резкой критике современные ему школы за вербализм и господствовавшее механическое запоминание материала, в результате чего притуплялись духовные силы детей. Нетерпимым, по его мнению, было и то, что обучение в этих школах обычно было оторвано от нравственного воспитания. При этом знания, которые учащиеся выносили из школы, не сочетались у них с умением действовать. Люди «безрукие», не понимающие естественные связи, существующие между реальными и книжными знаниями, не способные применить полученные ими знания в жизни, иронически именовались азбучными куклами. Песталоцци мечтал о такой перестройке существовавшей в его время системы народного образования, которая всем детям, независимо от сословияи имущественного положения их родителей, дала бы возможность развить в народной школе их природные способности, получить общечеловеческое воспитание, на базе которого должна в дальнейшем строиться профессиональная подготовка.
В чем же Песталоцци видел сущность элементарного умственного образования?
Им впервые была поставлена задача психологизировать обучение, т. е. построить его тем естественным путем, которым пользуется сама природа для развития человеческого ума. Процесс обучения, согласно его требованиям, должен строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, для чего следует глубоко изучать детскую психологию. Соответственно указывалось: «Мой первый принцип заключается в том, что мы лишь в той мере можем хорошо воспитывать ребенка, в какой знаем, что он чувствует, к чему способен, чего он хочет». Такой подход был глубоко демократичен. Оп горячо возмущался тем, что власть имущие делали все от них зависящее, дабы оградить учебные заведения повышенного типа, где их дети приобщались к наукам, от проникновения в них «оборванцев».
Но в трактовке процесса познания материалистические тенденции сочетались у него с идеалистическими элементами. Исходным моментом познания он считал сенсорное, чувственное восприятие человеком предметов и явлений реального мира - так называемое внешнее созерцание, которое дает толчок и приводит в движение внутренние силы нашего сознания (внутреннее созерцание). В процессе их развития происходит формирование представлений и понятий. Указание на то, что источником внутреннего созерцания является внешнее созерцание, свидетельствует о наличии в трактовке процесса познания элементов материалистического сенсуализма. Но трактовка так называемого внутреннего созерцания проникнута идеалистическими тенденциями в духе философии Лейбница и Вольфа. По словам Песталоцци, внешнее созерцание лишь оживляет основу для суждения. Он не понимал, что наши представления и понятия являются отражением объективного мира, ошибочно полагая, что законы человеческого мышления имеют субъективный характер и отличаются от законов, управляющих объективным миром. Отправляясь от правильного положения, что источником наших знаний являются ощущения, Песталоцци, в силу присущих его мировоззрению идеалистических тенденций, не был в состоянии понять той органической связи и взаимозависимости, которая существует между чувственным восприятием и абстрактным мышлением, и дать до конца правильную трактовку процесса формирования у человека представлений и понятий. В результате он не мог установить диалектического единства процесса вооружения учащихся знаниями и развития их умственных сил и несколько переоценил ту роль, которую в этом могут сыграть механические упражнения. В то же время он выступил как новатор, дифференцировав содержательную и развивающую стороны обучения и выдвинув перед обучением новые задачи: содействовать образованию у детей правильных понятий и возбуждению их природных сил. Иными словами, основной задачей элементарного умственного образования Песталоцци считал такую организацию педагогического воздействия на ребенка, которая имеет целью возбудить «живую деятельность его ума и сердца» в полпом соответствии с его силами и стремлением к развитию.
Поскольку, указывал Песталоцци, первоначальные наблюдения ребенка бывают неясными и беспорядочными, элементарное образование должно всемерно содействовать тому, чтобы дети постепенно переходили от беспорядочных и смутных впечатлений внешнего мира к определенным восприятиям, а от них к ясным представлениям и наконец к четким понятиям. Основная задача обучения- развить способности детей: их внимание, память, мышление; формировать у них умение логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных ими понятии. Подобная постановка задач обучения наносила удар по старому пониманию обучения как механического запоминания учащимися учебного материала.
Песталоцци придавал огромное значение наглядности обучения, поскольку считал, что чувственное восприятие окружающего мира - исходный момент познания. Так же как и великий чешский педагог Я. А. Коменский, Песталоцци считал необходимым знакомить ребенка с ранних лет с предметами и явлениями реального мира, привлекая к их восприятию, по возможности, большее число его органов чувств. Но Песталоцци пошел далее Коменского в разработке вопроса о наглядном обучении; он в более значительной мере выявил роль наглядности в развитии у детей логического мышления.
В работе «Как Гертруда учит своих детей» и других произведениях, посвященных «методу», подчеркивается, что исходным моментом природосообразно поставленного обучения является правильная организация наблюдений ребенка над предметами и явлениями окружающего мира. Он пытался в своих работах (особенно в «Лебединой песне») определить, что, собственно, может сделать искусство воспитания, чтобы развить у ребенка способность к наблюдению и обеспечить зрелость чувственных впечатлений, стимулируя таким путем движение дремлющих в человеческой природе сил и задатков. Формированию у детей в процессе обучения четких понятий о предметах, сущность которых они способны кратко выразить словами, должно предшествовать постепенное, доступное детскому пониманию уяснение этих предметов. Следовательно, природосообразное, правильно поставленное обучение, согласно Песталоцци, должно исходить из разумно организованного, педагогически продуманного руководства наблюдениями детей. Оно имеет целью привести учащихся через уяснение свойств предметов к четким понятиям о них, возбудить ум детей к активной деятельности, развить познавательные способности, выработать у них умение логически мыслить. Песталоцци справедливо требовал, чтобы педагог умело подбирал соответствующие объекты детского наблюдения и преподносил их в строгой последовательности, планомерно развивая у детей их наблюдательность, вырабатывая у них в процессе наблюдения умение сравнивать предметы, выявлять их общие и отличительные признаки, выяснять, в каких соотношениях они находятся друг с другом, объединять родственные предметы. Иными словами, необходимо содействовать развитию у детей способности к таким мыслительным операциям, как анализ, синтез, обобщение, конкретизация, установление связей между новыми и ранее приобретенными знаниями. Итак, Песталоцци не ограничивает, подобно Коменскому, понимание наглядности в обучении главным образом тем, что детям надлежит приобретать знания на основе их чувственного опыта, а видит в ней также важный фактор, способствующий развитию их логического мышления. Он дает ряд ценных указаний по поводу того, как организовать педагогическое руководство процессом формирования у учащихся правильных представлений и понятий об окружающих предметах и явлениях. Достигнутый в результате такого обучения подъем духовных сил детей представляется ему непременным условием для формирования целостной, действенной личности.
Песталоцци, как мы видим, более широко, чем его предшественники, раскрывает сущность принципа наглядности. Он наполняет его новым содержанием, рассматривая наглядность как фундамент для осуществления всестороннего развития ребенка. Трактуемое таким образом природосообразное обучение Песталоцци требует сделать достоянием всех детей без исключения. Все его произведения проникнуты демократическими устремлениями.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +