0
1514
Газета В мире Интернет-версия

06.08.2002 00:00:00

Ген Накатани: "Я надеюсь на откровенный диалог с Москвой"

Тэги: япония, накатани


япония, накатани

- Господин Накатани, какова ваша оценка военно-политической ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе?

- Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) многообразен и сложен - с географической точки зрения, по численности проживающего здесь населения, религии, национальному составу, политическому устройству, взглядам на вопросы обеспечения безопасности. В этом его явное отличие от Европейского региона. В годы холодной войны Европа была разделена по блоковому принципу, там существовало два противоположных полюса: НАТО и Варшавский договор. И когда эпоха противостояния двух систем закончилась, в Европейском регионе произошли существенные положительные изменения в области системы безопасности. У нас же завершение холодной войны не привело к таким результатам, как в Европе. Как и прежде, в АТР существуют крупномасштабные военные силы, ряд государств являются обладателями ядерного оружия.

Валютно-финансовый кризис 1997 года задержал нормальное экономическое развитие АТР. Здесь существует немало стран, где возникла нестабильность не только в экономике, но и в политике. Есть также государства, которые, встав на путь модернизации экономики, стремятся к повышению способности государственного управления для преодоления социально-политической нестабильности, возникшей вследствие кризиса. Что касается тенденций, направленных на экономическое сосуществование в АТР, то все чаще можно услышать призывы заключить соглашение о свободной торговле.

Вообще экономика оказывает очень большое влияние на мир и стабильность в АТР. Одним из ключевых моментов стало то, что сбалансированный и стабильный экономический рост компенсирует изначально проявляющуюся разницу из-за разнообразия региона. В то же время увеличение разрыва между богатыми и бедными странами АТР негативно влияет на стабильность в регионе и в самих этих странах, имеет непосредственное отношение к нынешнему противостоянию с теми, кто является рассадниками терроризма. В этом плане состояние экономики Японии оказывает большое влияние на экономическую ситуацию АТР в целом. Есть мнение, что продолжающиеся застойные явления в японской экономике могут оказать неблагоприятное влияние на обеспечение безопасности АТР.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе сохраняются непрозрачные, неопределенные факторы. Продолжается военное противостояние на Корейском полуострове и после встречи на высшем уровне между Севером и Югом. Проблема КНР и Тайваня с китайской точки зрения является "внутренним вопросом", но если взглянуть на нее со стороны заинтересованных стран, то она представляется как одна из проблем обеспечения безопасности, которая не может не угрожать миру и стабильности в этом регионе. Кроме того, существуют и такие проблемы, как движение за отделение и независимость внутри Индонезии, противостояние вокруг территориальной принадлежности островов Спратли, и прочие.

С другой стороны, и у Японии есть такие нерешенные территориальные вопросы, как проблемы по Северным территориям и острову Такэсима. К тому же произошел инцидент с неопознанным судном в море в районе полуострова Ното в марте 1999 года и в продолжение - еще один инцидент с неопознанным судном в юго-западной части моря от острова Кюсю. Кроме того, существуют проблемы похищения японцев.

В "Четырехгодичном пересмотре оборонительных планов", обнародованных Министерством обороны США, указывается на то, что в АТР вполне вероятно возникновение крупномасштабного вооруженного конфликта. На первый план могут выйти "обладающие огромными военными ресурсами соперники". Пентагон рассматривает этот регион в качестве части "дуги нестабильности" от Средней до Северо-Восточной Азии.

В таких условиях союзнические и дружеские двусторонние отношения, в центре которых находятся США, присутствие вооруженных сил Соединенных Штатов играют важную роль в укреплении дела мира и стабильности в АТР. Кроме того, увеличиваются возможности военных обменов между странами, принимающими участие в деятельности миссии ООН по оказанию содействия Восточному Тимору, военных обменов на двусторонней основе. Постепенно начинают давать результаты усилия многосторонних диалогов по обеспечению региональной безопасности, таких, как Региональный форум АСЕАН.

После начала борьбы с международным терроризмом и выхода США из Договора по ПРО возникла новая стратегическая ситуация. Она окажет большое влияние на регион, в котором мы живем. Поэтому, когда рассматривается военно-политическая ситуация в АТР, представляется чрезвычайно важным внимательно наблюдать за тенденциями ее развития не только с региональной, но и с глобальной точки зрения.

- Недавно вы предложили концепцию многостороннего сотрудничества в области безопасности в АТР. Чем она отличается от концепции, предложенной Региональным форумом АСЕАН?

- В конце мая - начале июня я находился с визитом в Сингапуре, где принял участие в конференции по обеспечению азиатской безопасности, которая прошла под эгидой британского Международного института стратегических исследований. Там министры обороны из многих стран АТР провели откровенный обмен мнениями по вопросам обеспечения безопасности в регионе. Я выступил с докладом на тему "Перспективы многостороннего сотрудничества по обеспечению безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе".

В своей речи я сказал, что для укрепления мира и стабильности в АТР необходимо, чтобы военные ведомства серьезно обсудили такие вопросы, как региональная ситуация, оборонная политика соответствующих стран, контроль за вооружениями, разоружение и прочее. Для установления мира в регионе необходим диалог, и мы должны вести его очень серьезно.

Я предложил, чтобы раз в год проводилось совещание на уровне министров обороны стран АТР, где могли бы обсуждаться возможные направления конкретного сотрудничества. Такие, например, как миротворческие операции, спасение на море, ликвидация последствий широкомасштабных стихийных бедствий, борьба с морским пиратством, наркобизнесом и терроризмом.

Что же касается Регионального форума АСЕАН, то он играет важную роль в качестве места единого диалога по обеспечению безопасности. Однако степень причастности оборонных ведомств к такому диалогу весьма ограничена.

Так или иначе после окончания холодной войны Япония, исходя из роста заинтересованности в создании стабильной международной обстановки, прилагает всевозможные усилия для того, чтобы обеспечить безопасность АТР. Я думаю, что Управление национальной обороны Японии, со своей стороны, будет максимально способствовать этому процессу в рамках двусторонних и многосторонних консультаций, включая обсуждение содержания моих недавних предложений.

- Каково нынешнее положение и дальнейшие перспективы контактов между Минобороны России и Управлением национальной обороны Японии?

- Укрепление отношений в военной сфере между Японией и Россией приносит выгоду не только двум нашим странам, но и служит делу укрепления безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона. Японо-российские контакты в области обороны в настоящее время развиваются стабильно и надежно.

Что касается визитов на высоком уровне, то в мае 2002 года состоялся первый визит в Японию главнокомандующего ВВС РФ генерал-полковника Михайлова. В июне Россию впервые посетил начальник Главного штаба Сухопутных сил самообороны Накатани. В прошлом году в январе в РФ приезжал тогдашний начальник Главного штаба Воздушных сил самообороны Такэгоути, а в апреле Японию посетили Главнокомандующий российского ВМФ адмирал флота Куроедов и начальник Главного управления Сухопутных войск ВС РФ генерал-полковник Букреев.

В сентябре 2001 года состоялись японо-российские поисково-спасательные учения, на которых присутствовали наблюдатели от восьми стран - участниц Симпозиума представителей военно-морских сил стран западной части Тихого океана. Я оцениваю данный факт как одну из важных попыток развития многосторонних обменов в АТР. Между оборонными ведомствами двух наших стран регулярно проводятся консультации на рабочем уровне, а также научно-образовательные обмены.

УНО хотело бы углублять контакты с РФ на основе "Меморандума по развитию японо-российских оборонных обменов", подписанного в августе 1999 года между тогдашними министром обороны России маршалом Сергеевым и начальником Управления национальной обороны Японии Норота.

В октябре Морские силы самообороны Японии отмечают свое 50-летие. В этой связи у нас пройдет много мероприятий: Симпозиум представителей военно-морских сил западной части Тихого океана, международный морской парад, многосторонние поисково-спасательные учения. Я слышал, что от России планирует принять участие главнокомандующий ВМФ адмирал флота Куроедов. Кроме того, в этом же месяце планируется провести Форум представителей оборонных ведомств стран АТР, как это бывает ежегодно. Управление национальной обороны Японии и впредь будет развивать многосторонние контакты в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в том числе сотрудничая с Министерством обороны России.

- А вы следите за развитием событий в Российской Федерации?

- Нас очень интересует ситуация в России. В том числе - отношения президента Путина и Вооруженных сил, назначение министром обороны гражданского человека, спокойная реакция на выход США из Договора по ПРО и американское военное присутствие в Средней Азии. И поэтому нас особенно интересует, как реагируют на такие тенденции консерваторы в России. Президент Путин проводит сейчас реформу армии, он хочет сократить ее до одного миллиона человек. Естественно, возникают вопросы. Каким образом будет осуществляться модернизация армии? Как скажется сокращение армии на развитие экономики и промышленности на Дальнем Востоке? Как будут трудоустроены уволенные военнослужащие? Будет ли Россия и впредь привержена демократическим ценностям?

Для нас это важно. Поэтому Япония готова поддерживать экономические реформы, которые проводит президент Путин.

И еще один предмет беспокойства - это поставки российского оружия в Китай. Конечно, для Москвы это способ заработать средства, но тем самым ухудшается безопасность в АТР, нарушается баланс сил в регионе. В Японии же экспорт оружия иностранным государствам запрещен, поэтому наша страна не будет поставлять военную технику за рубеж.

- Вы уже давно говорите о желании посетить Россию с официальным визитом. Если это осуществится, чего вы ожидаете от встречи и переговоров с министром обороны РФ Сергеем Ивановым?

- Я надеюсь на скорейший визит в Россию исходя из понимания того, что развитие японо-российских оборонных контактов является важным для обеспечения безопасности не только двух стран, но и для поддержания стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом.

Если мой визит в Россию будет реализован, то я хотел бы надеяться на откровенный обмен мнениями с господином Ивановым о путях дальнейшего развития японо-российских оборонных обменов, о последних тенденциях в оборонных политиках наших стран, о понимании ситуации в АТР. Произошло очень сильное изменение прежних подходов России к сотрудничеству с НАТО и к Договору по ПРО. Мы хотели бы узнать точку зрения господина Иванова по этим вопросам.

Сейчас между руководящими структурами УНО и МО РФ идет активное общение. Поэтому мы бы хотели пригласить господина Сергея Иванова в Японию, а также расширять двусторонние контакты в военной сфере.

Токио-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
2771
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
3948
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
5732
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
4508

Другие новости