Сыздыков Т.Т.

КРИ г. Темиртау

 «Природа преступности и криминологическая идея в философии».

Молодежная преступность как социальная проблема уходит кор­нями в далекое историческое прошлое. Во все времена состояние преступности среди молодежи являлось неотъемлемым элементом нравственно-правовой характеристики общества.

По мнению И.И.Карпеца связь между проблемой преступности несовершеннолетних, а шире - воспитания молодых и теориями о «вечности» преступности, ее «преходящем» характере заключается, прежде всего, в том, что человечество за весь период своей истории не до­билось тех успехов в воспитании молодых, на которые оно рассчитывало и рассчитывает... хотя общество движется вперед... постоян­ной константой является наличие молодых людей - плохо воспитан­ных, совершающих аморальные поступки... уходящих из семей... совершающих преступления... недостатки в воспитании молодого поколения будут всегда. А значит, будут негативные последствия.[1.C.109].

         Проблемы воспитания молодого поколения волновали и волнуют общество с древнейших времен до наших дней.

Воспитатель Александра Македонского древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н.э.) считал, что «воспитание юношества - главное средство сохранения государственного строя... если не дисциплинирован один, не дисциплинировано и все государство.[2.C.44].

         Глубокое понимание природы преступности и наказания за преступления можно обнаружить в трудах Аристотеля. К числу причин совершения преступлений он относил бедность, необоснованные привилегии определенных социальных слоев и политическое бесправие, разноплеменность населения. Величайшие преступления, подчеркивал он, совершаются из-за стремления к избытку, а не из-за недостатка предметов первой необходимости. Ученый отрицал прирожденные наклонности преступника, и поэтому главными средствами воздействия на преступность называл социальные меры: справедливое государственное устройство; стабильность законов; главенство законов над должностными лицами; борьбу с коррупцией; развитие экономики; представление возможности реализовать активность различных слоев населения в социально полезных формах. Один из сформулированных Аристотелем принципов, по сути, отразил сущность профилактики негативных социальных процессов Если нам известны причины, ведущие к гибели государственных устройств, то мы тем самым знаем и причины, обуславливающие их сохранение: противоположные меры производят противоположные действия».[3.C.544.].

В работах  выдающегося  греческого  писателя  Плутарха (4б-120г.г. н.э.), греческого философа Лукиана  (125-190г.г. н.э.), древнегреческого ученого Платона (427-348г.г. до н.э.), знаменитого римского историка К.Тацита (55-120Г.г. н.э.), знаме­нитого оратора римской империи  Марка Фабия Квинтилиана (42-118г.г. н.э.) и других мы встречаем идеи и предложения по вопросам улучшения воспитания молодого поколения.

Являясь сторонником общественного воспитания. Платон разра­ботал систему обучения и воспитания детей и юношей с учетом их возраста: 7-12 лет - посещение государственных школ, где органи­зуется обучение чтению, письму, счету, музыке и пению; с 12 до 16 лет - посещение школы физического воспитания; с 16 до 18 лет юно­ши изучают арифметику, геометрию и астрономию; с 18 до 20 лет ор­ганизуется военно-гимнастическая подготовка. С 20 лет юноши, не проявившиеся склонности к умственным занятиям, делаются воинами. Меньшая часть юношей, проявившая способности к отвлеченному мыш­лению, проходят до 30 лет третью, высшую ступень образования, изучая философию... и другие науки.

Также Платон, размышляя о природе преступности, называл главным ее источником междоусобие и противоречие между бедными и богатыми. Усматривая вину государства в потворствовании этими источниками, он в своих философских трудах обращался к законодателю с требованием установить пределы бедности и богатства, полагая терпимым пропорцию на уровне 1:4. Анализируя причины, которые могли удержать людей от нарушения закона. Платон одним из первых указал на социальную природу преступности, и предписывал законодателю действовать на опровержение событий: устанавливать законы и угрожать наказанием для предотвращения вредных поступков. К числу мер, способных удержать людей от совершения противозаконных поступков, он относил неотвратимость наказания (ожидаемое зло, которое причиняют правонарушителям), общественное мнение, привычку достойного поведения, поощрение правопослушных граждан.[4.C.219,337,340].

         Сильное влияние на развитие криминологического мировоззрения оказала классическая школа уголовного права. Она возникла в XVIII в., когда в Европе наступила эпоха просвещения. В своих философских работах великие французские просветители Ж.-Ж. Руссо, Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье развили идеи утопистов Т. Мора и Т. Кампанеллы о справедливом общественном устройстве, и создали новое представление о человеке. Центральная идея просветителей, имеющая безусловное криминологическое значение, состояла в том, что предупреждение преступлений должно главенствовать над наказанием. Новое представление о человеке было основано на его свободной воле, на признании за ним права на самостоятельные решения. Поэтому человек должен нести полную ответственность за свои возможные неправомерные действия.  Мысль о свободе воли была связана с мышлением собственной выгоды, по которой человек рационально принимает решение поступать так или  иначе, сообразовываясь с выгодой или вредом от своих действий.

Сформулированные в дифференциальной теории французским ученным Габриэлем Тардом, преступному поведению обучаются у тех, с кем есть связь. В основу объяснения механизма преступного поведения положены принципы, вытекающие из универсальных законов « подражания» и научения.

Теория дифференцированной связи исходит из следующих положений.

·        Преступному поведению учатся.

·        Преступному поведению учатся, взаимодействуя в процессе общения с другими людьми.

·         Научение преступному поведению происходит главным образом в группах, где отношения имеют непосредственный, личный характер.

·        Возможность того, что индивид изберет систематическое преступное поведение, обуславливается тем, насколько часты и непосредственны его контакты с моделями такого поведения.

·        Научение преступному поведению включает:

·        усвоение приемов совершения преступлений;

·        специфическую направленность мотивов, установок, а также рационализацию поведения.

·        Специфическая направленность мотивов и установок формируется на основе оценок правовых норм как благоприятных или неблагоприятных.

·        Лицо становится деликвентом в результате преобладания у него оценок, благоприятствующих нарушению закона, над оценками, не благоприятствующими этому.

·        Процесс обучения преступному поведению включает в себя все механизмы, действующие в процессе любого другого обучения.[5.C.108.].

Можно отметить, что на смену «биологическому» позитивизму в криминологии приходит « социологический» позитивизм. Также существуют наиболее известные теории как: социальная дезорганизация, дифференциальная связь, стигматизация.

В настоящее время на развитие отечественной криминологии оказывают заметное влияние Казахстанской криминологической ассоциации. Рассматриваемые проблемы этой организации, достаточно широки. Во-первых - направленность на развитие новых научных направлений в отечественной криминологии например экономической криминологии, криминологии средств массовых коммуникаций, политической криминологии; во-вторых, установлению международного сотрудничества казахстанских и зарубежных криминологов в решении общих проблем.

     Думается, что дальнейшее развитие криминологии будет способно внести существенный вклад в развитие мировой науки о преступности. При этом она могла бы дать пример для практического воплощения в жизнь криминологических идей исходя из высшей степени гуманного принципа «не навреди». И здесь уместно вспомнить предостережение, сделанное более двадцати лет тому назад профессором А.М. Яковлевым.

«научные истины неизбежно включаются в ценностную систему общества, становятся существенной частью культуры, раскрывают картину мира и тем самым умножают диапазон художественного творчества. Эти истины взаимодействуют с этическими категориями общественного сознания, неизмеримо расширяют теоретическую базу конкретно-практических действий,  переводя их на научную основу.

 

Литература:

1.      Карпец И.И. Преступность: Иллюзии и реальность. М. 1992. – С.109.

2.      Хрестоматия по истории педагогики/ Под ред. С.А. Каменева. Ч.1 – М. 2003. С.44.

3.      Аристотель Политика/ Сочинение в 4 томах. Т.4. – М., 1983. С.544.

4.      Платон. Законы/ Сочинение в трех томах. – М., 1972г. Т.3. Ч.2. С. 219,337,340.

5.      Фокс В. Введение в криминологию. – М., 1980.С.108.