|
|
|
Олег
Табаков: "Пришло время
собирать урожай. Я растил его
три года. Теперь снова смогу
заняться актерством, буду
играть и работать с молодыми
ребятами"
Фото Дмитрия Пленкина |
Итоги, 30 декабря
2003 года
Андрей Ванденко
С Новым годом! - Е. Б. Ж.
"Оглядываясь на прошедший
год, не без удовольствия замечаю:
"Ай да Табаков! Ай да сукин сын!"
- признался в интервью "Итогам"
Олег Табаков, художественный
руководитель МХАТа и театра-студии
на Чаплыгина
Сыгранная в середине
декабря во МХАТе имени Чехова
"Последняя жертва"
Александра Островского
действительно стала последней.
Не жертвой - премьерой уходящего
года. Критика уже успела назвать
постановку Юрия Еремина самым
ярким событием театрального
сезона в столице. Главная
мужская роль в спектакле
доверена Олегу Табакову.
После двух кряду премьерных
показов Олег Павлович
почувствовал недомогание, но от
интервью для "Итогов" не
отказался...
- На что жалуетесь, больной?
- На легкую усталость,
естественную после премьеры.
- Годы берут свое, Олег
Павлович?
- Стараюсь не поддаваться.
Преимущество пока на моей
стороне.
- "Последней жертвой" не
падете?
- Думаю, будет и следующая. И не
одна. Надеюсь в этом театральном
сезоне полностью выполнить
обязательства перед МХАТом как
организатор. До лета Кирилл
Серебренников должен поставить
у нас "Мещан", Сергей
Женовач - "Дни Турбиных",
Нина Чусова - "Тартюфа",
Адольф Шапиро - "Вишневый сад".
А потом начнется "Буря"...
- Только ее вам не хватало для
полноты ощущений!
- Это же Шекспир! В постановке
Дмитрия Чернякова.
- И вы планируете осуществить
все за сезон? Раздухарились,
однако...
- Пришло время собирать урожай.
Я растил его три года. Теперь
снова смогу заняться актерством,
буду играть и работать с
молодыми ребятами. Еще хочу
поставить "Дачников"
Горького в Подвале на Чаплыгина.
И все пойдет своим чередом. При
одном условии.
- Каком?
- "Е. б. ж.". Если будем живы.
Так говорил Лев Толстой.
- И вы, вслед за графом,
экономите время на буквах?
- Не скупердяйничаю по мелочам.
Поэтому и подводить итоги не
спешу. Не постарел еще настолько
или же попросту не родился
бухгалтером, чье призвание - до
гроба сводить дебет с кредитом.
Чем интенсивнее живешь, тем
больше шансов сделать что-нибудь
всерьез. Предварительные итоги
канонизируют человека, хотя бы и
на короткое время. Я на это
говорю: хрен вам! И, оглядываясь
на прошедший год, не без
удовольствия замечаю: "Ай да
Табаков! Ай да сукин сын!"
Иногда мне даже кажется, что за
него, за Олег Палыча, двое пахали.
|
|
|
Олег
Табаков в спектакле МХАТа "Последняя
Жертва" (Марина Зудина -
Юлия павловна, Табаков - Флор
Федулыч)
Фото Александра Иванишина |
- В третьем лице о себе
вещаете?
- Это в самом деле был
интенсивный период.
Преподавание в Actors Studio в Нью-Йорке,
поездка в Японию к Тадаши
Судзуки, позволившая наладить
сотрудничество с этим
режиссером, участие в выпуске
спектакля Димы Петруня "Солдатики",
главные роли в "Копенгагене"
и "Последней жертве"Й
- Кроме работы, в вашей жизни
еще что-то есть?
- Самое интересное - театр. А
дальше - любовь, семья, книги...
Журнал "Новый мир" с собой
ношу не для демонстрации тебе, а
потому, что читаю его. Успеваю
фиксировать, вытаскивать
любопытные факты. У человека
либо есть потребность узнавать
что-то новое, либо нет.
Имитировать это невозможно.
Много ерунды происходит от
желания людей понравиться.
Синдром Хлестакова: хотите
видеть меня таким? Пожалуйста!
Этаким? Рад стараться!
- А вы, значит, "ндравиться"
не желаете?
- Поскольку зритель меня любит
вот уже скоро пятьдесят лет, то...
имел я в виду всех остальных. До
поры, пока смогу работать на
достойном уровне, пока ум будет в
ладу с сердцем, останусь в строю.
И обойдусь без компромиссов. Их
хватает в моей организационной,
руководящей деятельности. Опять
же: тридцать один миллион
соотечественников живет за
чертой бедности.
- Не уловил логику. Вы Россией
руководите или театром, Олег
Павлович?
- Это моя страна, и именно
культура определяет ее место в
мире. Усилия власти по
поддержанию искусства невелики
или недостаточны, значит, это мои
боль и стресс, из-за них
сжимается сердце. МХАТ живет
сегодня гораздо лучше, чем
девяносто процентов других
театров, но это вряд ли может
служить утешением.
Глупо мне о собственной шкуре
печься. Я давно обрел
экономическую независимость и
не обязан угождать кому-то, чтобы,
допустим, сохранить это кресло
худрука. Если уж так говорить,
одна только драма "Белоснежка
и семь гномов" сорок второй
год подряд приносит мне доход,
позволяющий не бедствовать. А
это, как ты догадываешься, не
единственный мой заработок. Но
дело даже не в этом. Важнее, что с
годами у меня характер не
изменился. Я ведь несколько раз
весьма круто поворачивал
собственную жизнь. Напомнить?
После института не пошел играть
князя Мышкина в театр к Михаилу
Яншину, а выбрал роль студента
Миши в пьесе Виктора Розова "Вечно
живые" в постановке Олега
Ефремова. Потом, когда Олег
Николаевич ушел из "Современника"
во МХАТ, решил стать директором.
Затем, поняв, что цели и задачи
"Современника" начали резко
отличаться от моих, ушел и
принялся учить детей. Это
казалось полным безумием:
благополучный, успешный
киноартист добровольно гробит
себя с малолетками. И даже денег
за работу не берет. Абсурд! На
дворе, не забудь, стоял 1973 год.
- Жизнь скучна без
приключений, жизнь без подвигов
скучна?
- Наверное, мне нужно было еще
раз испытать себя на вшивость...
Идем дальше. В 80-м году Гришин,
московский партийный бонза,
придушил мою студию. Я отгреб два
года запрета на профессию, как
сейчас сказали бы.
- Не запили с горя?
- На меня это плохо действует,
хотя в Америке даже наркотики
пробовал.
- И как оно?
- Никак. Выкурил сигаретку и не
почувствовал ничего, кроме
рвотного рефлекса...
Ну вот, возвращаюсь к
прерванному рассказу. Гришин
прихлопнул студию. Это был удар.
Я же успешный человек, а тут -
жестокое поражение. Заболел,
впал в горячку, валялся с
температурой за сорок. А потом ко
мне пришли Сережа Газаров, Ленка
Майорова, Вася Мищенко, Андрей
Смоляков и другие ребята, я
посмотрел на них и понял: им же
жрать нечего! Встал с постели и
начал помогать. Тут и время
изменилось, Горбачев решил
продемонстрировать новые
подходы к руководству культурой,
и в 1986 году открыли наш Подвал.
- Более известный как "Табакерка".
- Ну да, театр-студия. Но тогда
не только нам зеленый свет дали.
Светлана Врагова получила крышу
для театра "Модерн",
Анатолию Васильеву обеспечили
замечательные условия на
Поварской.
- Завидуете?
- Если бы у меня была такая
площадка, а я играл на ней дважды
в неделю, наверное, удавился бы с
тоски... При моем-то честолюбии!
Нет, не завидую, а напоминаю
известную историческую фразу:
Jedem das Seine. "Каждому - свое".
Хотя Анатолий Александрович
Васильев в телеинтервью
заявляет, что напрямую общается
с Богом, а у меня такой
возможности нет, думаю, Господь
все видит...
Впрочем, речь сейчас о другом.
Работая в Подвале, я принял
приглашение Олега Николаевича и
пришел актером во МХАТ, хотя до
этого долго был на вольных
хлебах. Опять же по просьбе
Ефремова стал ректором Школы-студии
и руководил ею пятнадцать лет.
Потом - беда: умер Олег. Решил
заменить его в должности худрука
и вот теперь сижу здесь. Я ломаю
судьбу, не спрашивая ее согласия.
Мой выбор! Наверное, это свойство
характера, унаследованное от
отца.
- По контракту вы пришли во
МХАТ на пять лет?
- Да, у меня впереди еще полтора
года работы.
- А потом?
- Могу остаться еще на короткое
время, чтобы подготовить замену.
- Почему сейчас этого не
делаете?
- Пока не вижу подходящей
кандидатуры.
- Вы не видите, Марк Захаров,
Галина Волчек... Как думаете, что
за невезуха-то такая? Может, у
театральных аксакалов проблемы
со зрением? Или с чем-то другим?
- Зря ты. Не забудь, вместе с
Гариком Леонтьевым и Мишей
Лобановым я все-таки обучил Женю
Миронова, Сережу Безрукова,
Володю Машкова, Андрея Смолякова,
Дусю Германову, Марину Зудину...
Продолжать?
|
|
|
Олег
Табаков: "Через два года на
углу Чаплыгина и Макаренко
будет построена школа-интернат
для особо одаренных детей,
куда соберем талантливых
ребят со всей России.
Осуществим мечту Немировича-Данченко,
говорившего о цикле "школа
- студия - театр"
Фото Дмитрия Пленкина |
- Никто из них в сменщики не
годится?
- Видишь ли, я об этом серьезно
размышляю. Е. б. ж., через два года
на месте нашей общаги на углу
Чаплыгина и Макаренко будет
построена школа-интернат для
особо одаренных детей, куда
соберем талантливых ребят со
всей России. Осуществим мечту
Немировича-Данченко,
говорившего о цикле "школа -
студия - театр". Понимаешь?
Отбор и селекция с ранних лет.
- Пока ваши таланты вырастут,
никакое е. б. ж., извините, не
поможет.
- Нет-нет! Я же не сам с
молодняком возиться буду, туда
должен пойти кто-нибудь из моих
воспитанников... Но проблема в
том, что сегодня никто не хочет
брать на себя ответственность.
- И Машков? Он, похоже, самый
успешный из ваших учеников.
- Не стал бы торопиться с
оценками... Володя выбрал себе
судьбу. Не слишком образованная
публика усиленно клеит ему ярлык
секс-символа, но сначала надо все
же сделать книксен: в первую
очередь Машков - талантливый
актер и режиссер и лишь потом -
загорелый красавец с
пятидневной щетиной на впалых
щеках... Нет, руководить театром
можно, лишь когда ты готов о
других заботиться хотя бы на
треть заботы о себе.
- Приговор! Или диагноз...
- Рецепт... Очень надеюсь на
Женьку Миронова, на то, что ему
наконец надоест олимпийский бег
за ролями. Он хочет переиграть
все, что есть в мировом
репертуаре!..
Словом, с преемником пока
заминка. Может, сначала надо
вырастить толкового директора?
Необязательно же худрук должен
быть режиссером, верно? На Подвал
я нашел стоящего человека:
переступил через некие
этические догматы и взял на
работу родственника - мужа
сводной сестры Александра
Сергеевича Стульнева. Теперь за
театр-студию спокоен.
- Больше родни подходящей у
вас нет? Может, и на МХАТ кого
подберете?
- Увы, ресурс исчерпан...
- А если Антона, сына, с
ресторанного бизнеса сорвать?
- Зачем? У человека все
замечательно получается, пусть
работает. Опять же: раками
периодически меня кормит
бесплатно.
- Уважаете это дело?
- Раков или бесплатно? Время от
времени захожу пообедать в "Обломов",
но за себя всегда плачу. Только
так! С Пашкой, моим меньшим, с
недавних пор повадились ездить в
открытый Антоном "сигнальный
экземпляр" закусочной по типу
фаст-фуд "Цыплята Табакоff"
на Новослободской. Вкусно и
недорого...
Нет, Антон - моя радость и
гордость. Добрый, нежный, хороший
мальчик. Кстати, прошлый Новый
год встречали у него в ресторане.
Он отдельный кабинет
предоставил.
- А на этот раз как
праздновать планируете?
- Не решил пока. В последнее
время было столько работы, что не
успел еще подумать. Одно знаю
точно: из Москвы никуда не уеду.
Ни Бермудами, ни Мальдивами меня
не соблазнить. Не люблю этого. В
крайнем случае могу податься
туда, где снег. В Финляндию какую-нибудь.
Или в Эстонию.
- Подарков ждете?
|
|
|
Члены
жюри премии "Триумф" в
области литературы и
искусства. Рядом с Табаковым -
Олег Меньшиков и Владимир
Познер
Фото Владимира Новикова |
- Конечно! У меня же день
рождения 17 августа, в школе и в
институте это время каникул, в
театре - отпускная пора, оттого я
очень долго пролетал с
праздником и подарками: никого
не позовешь - ничего и не
получишь. И только в последние
годы друзья стали меня баловать.
Теперь жду подарков и на день
рождения, и на Новый год. Но я и
сам всем дарю - родным, коллегам,
подчиненным.
- Значит, от предпраздничных
продуктовых наборов вы и на этот
раз не отказались, Олег Павлович?
- Нет, милый. И не откажусь. Все
пятьсот работников театра,
начиная с народного артиста
Станислава Любшина и заканчивая
уборщицей тетей Любой, получат
пакет с бутылкой водки, палкой
колбасы, коробкой конфет, сыром
"Виола" и банкой шпрот... И я
возьму набор. Один. Второй не
дадут. У Маргариты,
приставленной к этому делу, учет
налажен строго.
- Ностальгируете по
советскому прошлому?
- Когда пожилые женщины
приходят и со слезами на глазах
благодарят за подарок - не меня
лично, а администрацию театра! -
это, поверь, дорогого стоит. Нет,
обратно в СССР не хочу, но я за
соблюдение традиций, сохранение
уклада. Страшно, если случится то,
чего добивались большевики:
произойдет разрыв в
человеческой памяти, исчезнет
челночность бытия. У Пети Белова
есть страшная картина: рука с
трубкой сметает со стола тысячи
маленьких человеческих фигурок.
Вжик - и нет никого. А новая
партия строителей коммунизма
уже на подступах, выходит с
конвейера...
|
|
|
Олег
Табаков в спектакле МХАТа "Кабала
святош"
Фото Владимира Новикова |
Этой осенью денег собрал, взял
Антона, полетел в Саратов и
сделал заново все могилы -
бабушек, отца, дяди, тети... Теперь
я спокоен. Как сказать? "Весь я
не умру..." За могилками сын
будет ухаживать.
- На новогодний лад настроить
вас пытаюсь, а вы меня на погост
тянете, Олег Павлович...
- Ты не прав! Это очень важно!
Нужно помнить: наше пребывание
тут временно, а корни уходят
глубоко в землю...
А что до Нового года, то
повеселиться я люблю. Недавно
вот опять изображал Деда Мороза
на театральном капустнике...
Курьезный эпизод приключился
много лет назад, когда пришлось
сыграть Бабу-ягу. Я тогда еще
служил в "Современнике" и
занимал ответственный пост
председателя профкома. Актер,
которому поручили роль Яги, в
самый нужный момент оказался
жутко пьян, и мне ничего не
оставалось, как срочно
перевоплощаться. Приклеил нос,
нацепил парик, обмотался платком,
взял метлу... И в этот миг меня
узрел маленький Антон. Он та-а-ак
закричал! Испугался страшной
бабки, родного отца не признал...
Словом, и в образе Яги я
отметился. Кем не был, так это
Дедом Морозом по вызову, за
деньги никогда его не изображал.
По-моему, чудо перестает быть
чудом, если оно продается и
покупается. Это уже что-то другое,
из сферы услуг...
|