Реферат: Механизм обоснования производственной программы в условиях рынка
Курсоваяработа
Подисциплине Экономика предприятия
Тема:
Механизмобоснования производственной программы в условиях рынка
производственныйпрограмма финансовый фондоотдача
Содержание
Введение
1. Теоретические аспектыформирования производственной программы предприятия
1.1 Сущностьпроизводственной программы и принципы ее формирования
1.2 Анализ выполненияпроизводственной программы предприятия
1.3 Резервы выполненияпроизводственной программы и их использование
2. Экономическоеобоснование открытия кирпичного завода
2.1 Задание для расчетнойчасти
2.2 Экономическоеобоснование выпуска кирпича с использованием затратного ценообразования
2.3 Расчет финансовыхрезультатов проекта при использовании рыночного ценообразования
Заключение
Список используемойлитературы
Введение
Тема курсовойработы «Механизм обоснования производственной программы в условиях рынка» являетсяособо актуальной.
Актуальность темывызвана следующими положениями:
— производственнаяпрограмма представляет собой расчет мощностей предприятия, в пределах которых возможновыпустить определенный объем продукции. Исходя из определения программы, существуетвозможность определения суммы затрат, необходимых для выпуска планового объема продукции,а также производится расчет прибыли;
— кроме того,производственная программа является инструментом, который позволяет определить меруиспользования производственных фондов, насколько полно и эффективно они были использованы.
Целью написаниякурсовой работы является приобретение углубленных теоретических знаний в сфере формированияпроизводственной программы, а также получение практических навыков по планированиюпроизводственной программы на предприятии.
Для достиженияпоставленной цели автором разработаны следующие задачи:
— изучить сущностьи методологические аспекты планирования производственной программы;
— ознакомитьсяс алгоритмом анализа выполнения производственной программы, а также определениемрезервов повышения эффективности реализации производственной программы;
— выполнить практическоезадание, заключаемое в определении финансовых результатов реализации производственнойпрограммы на предприятии.
Предметом курсовойработы является процесс составления производственной программы на производственномпредприятии.
Объектом курсовойработы служит проведение расчетов по обоснованию производственной программы по выпускукирпичных изделий.
Структура курсовойработы состоит из 3 частей:
А) в первой, теоретической,части рассмотрен вопрос планирования производственной программы промышленного предприятия;
Б) во втором разделекурсовой работы рассмотрен пример обоснование производства кирпичных изделий с использованиемпроизводственной программы.
1. Теоретические аспекты формирования производственной программыпредприятия1.1Сущность производственной программы и принципы ее формирования
Важнейший разделплана развития предприятия – производственная программа, или план производства продукции.Показатели производственной программы: темп роста производства товарной (валовой)продукции, производство важнейших видов продукции в натуральном выражении (с указанием«в том числе продукции для экспорта»), включая показатель качества продукции.
Основой для определенияв плане объема продукции в стоимостном выражении служит план производства промышленнойпродукции в натуральном выражении.
Задания по производствупродукции в натуральном выражении устанавливаются в единицах измерения, учитывающихособенности потребления отдельных видов изделий. Такими единицами мо гут быть тонны,метры, киловатт-часы, штуки, комплекты и т.д. Во всех случаях единица измерениядолжна отражать специфику производства и потребления разных видов продукции, стимулироватьпроизводство наиболее эффективных и высококачественных изделий и способствоватьиспользованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Установленныев плане единицы измерения продукции обязательны для всех звеньев планирования иуправления производством. Это необходимо для того, чтобы обеспечить выполнение производственнойпрограммы в предусмотренном ассортименте, выполнение плана кооперированных поставоки плана поставок по договорам, а также для увязки производственной программы с показателямикачества продукции.
Неотъемлемой частьюплана производства продукции в натуральном выражении является задание по дальнейшемуповышению качества продукции. Качество важнейших видов продукции должно отвечатьпо своим технико-экономическим показателям высшим достижениям отечественной и зарубежнойтехники на всех стадиях проектирования и изготовления продукции. В соответствиис этими требованиями предусматриваются замена и снятие с производства устаревшейпродукции или модернизация устаревших изделий, улучшение основных технических характеристиквыпускаемой продукции, соблюдение требований стандартов, технических условий и другойтехнической документации.
В планах выпускапродукции предприятий предусматриваются задания по снятию с производства устаревшихвидов изделий, т.е. продукции, не соответствующей современным требованиям национальнойэкономики и населения страны, морально устаревшей; указываются конкретные срокизамены устаревших изделий, а также новые виды изделий (типы, модели), их заменяющие.
Стоимостными показателямипроизводственной программы являются: объем реализации, товарная, валовая продукция.
По объему реализуемойпродукции оценивается производственно — хозяйственная деятельность отраслей, объединенийи предприятий.
Объем реализуемойпродукции в плане определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащихоплате в плановом периоде:
— готовых изделий;
— полуфабрикатовсобственного производства;
— работ промышленногохарактера, предназначаемых к реализации на сторону (включая выполняемый силами промышленно-производственногоперсонала капитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств),
— а также какреализация продукции и выполнение работ для своего капитального строительства идругих непромышленных хозяйств, находящихся на балансе предприятия.
Объем реализуемой продукции по плануможно определить по следующей формуле:
РП =ТП + Окп — ОНП (1.1)
где ТП— объем товарной продукции по плану;
Окп, Онп — остатки нереализованной продукциина начало и конец планового периода соответственно.
Важными показателямиплана, позволяющими определить общий объем промышленной продукции, ее структуру,темпы роста производительности труда, фондоотдачу и другие экономические показатели,служат товарная и валовая продукция.
Объем товарнойпродукции в плане включает стоимость готовых изделий, предназначенных для реализациина сторону, своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своегопредприятия; полуфабрикатов своей выработки и продукции вспомогательных и подсобныхпроизводств, предназначенных к отпуску на сторону; стоимость работ промышленногохарактера, выполняемых по заказам со стороны или непромышленных хозяйств и организацийсвоего предприятия.
Объем валовойпродукции включает весь объем работ, на меченный к выполнению в данном плановомпериоде; определяется по следующей формуле:
В =Тп — Нп+ Нк (1.2)
где Нп, Нк — остатки незавершенного производства,полуфабрикатов и инструмента своего производства на начало и конец планового периода.
Объем реализуемой продукции также, как и товарной, определяется: в плане – в действующих оптовых ценах пред приятий,в отчете – а) в сопоставимых оптовых ценах предприятий на определенную дату (такназываемых неизменных ценах), необходимых для определения динамики производства;б) в оптовых ценах предприятий, действующих в отчетном периоде (для использованияв расчетах себестоимости).
В целях элиминированияпрошлого труда и выявления результатов производственной деятельности, динамики производствапродукции и зависящих от предприятий показателей производства ряд производств осуществляетпланирование и оценку деятельности по чистой продукции вместо объема реализованнойпродукции.
Объем чистой продукцииопределяетсявычитанием из товарной продукции (в оптовых ценах предприятий) материальных за тратв тех же ценах (т. е. в ценах, принятых при разработке плана), а также суммы амортизацииосновных фондов. Применение показателя чистой продукции позволяет исключить повторныйсчет продукции, более точно определить усилия коллективов предприятий по выполнениюряда важнейших качественных показателей производительности труда, фондоотдачи идр.
Для обоснованияпроизводственной программы предприятия необходимо иметь расчеты его производственноймощности.
1.2Анализ выполнения производственной программы предприятияРазличают оборудованиеналичное и установленное (сданное в эксплуатацию), фактически используемое в производстве,находящееся в ремонте и на модернизации, и резервное. Наибольший эффект достигается,если по величине первые три группы приблизительно одинаковы.
Для характеристикистепени привлечения оборудования в производство рассчитывают следующие показатели:
Кин = Ки / Кн(1.3)
где Кин – коэффициентиспользования парка наличного оборудования, доли единицы;
Ки – количествоиспользуемого оборудования, машин;
Кн – количествоналичного оборудования, машин
Б) коэффициентиспользования парка установленного оборудования:
Киу = Ки / Ку(1.4)
где Киу – коэффициентиспользования установленного оборудования, доли единицы;
Ку – количествоустановленного оборудования, машин
Разность междуколичеством наличного и установленного оборудования, умноженная на плановую среднегодовуювыработку продукции на единицу оборудования, — это потенциальный резерв роста производствапродукции за счет увеличения количества действующего оборудования.
Для характеристикистепени экстенсивной загрузки оборудования изучается баланс времени его работы.Он включает:
— календарныйфонд времени (максимально возможное время работы оборудования – количество календарныхдней в отчетном периоде умножается на 24 ч. и на количество единиц установленногооборудования);
— режимный фондвремени (количество единиц установленного оборудования умножается на количестворабочих дней отчетного периода и на количество часов ежедневной работы с учетомкоэффициента сменности);
— плановый фонд(время работы оборудования по плану. Отличается от режимного временем нахожденияоборудования в плановом ремонте и на модернизации);
— фактическийфонд отработанного времени.
Сравнение фактическогои планового календарных фондов времени позволяет установить степень выполнения планапо вводу оборудования в эксплуатацию по количеству и срокам; календарного и режимного– возможности лучшего использования оборудования за счет повышения коэффициентасменности, а режимного и планового – резервы времени за счет сокращения затрат временина ремонт.
Для характеристикииспользования времени работы оборудования применяются следующие показатели:
Кик = Тф / Тк(1.4)
Кир = Тф / Тр(1.5)
Кипл = Тф / Тп(1.6)
Пуд = ПР / Тк(1.7)
где Тф, Тп, Тр,Тк – соответственно фактический, плановый, режимный и календарный фонды рабочеговремени оборудования, часов;
ПР – простои оборудования,часов;
Кик – коэффициентиспользования календарного фонда времени, доли единицы;
Кир – коэффициентиспользования режимного фонда времени, доли единицы;
Кипл – коэффициентиспользования планового фонда рабочего времени, доли единицы;
Пуд – удельныйвес простоев в календарном фонде времени, %.
Под интенсивнойзагрузкой оборудования подразумевается выпуск продукции за единицу времени в среднемна одну машину (1 машино – час).
Показателем интенсивностиработы оборудования является коэффициент интенсивной его загрузки:
Кинт = ЧВф / ЧВпл(1.8)
где Кинт – коэффициентинтенсивной загрузки оборудования, доли единицы;
ЧВф, ЧВпл – фактическаяи плановая часовая выработка, штук
Обобщающий показатель,комплексно характеризующий использование оборудования, — коэффициент интегральнойнагрузки – представляет собой произведение коэффициентов экстенсивной и интенсивнойзагрузки оборудования [6, C. 315 — 317].
В процессе анализаизучаются динамика этих показателей, выполнение плана и причины их изменения.
По группам однородногооборудования рассчитываются изменение объема производства продукции за счет егоколичества, экстенсивности и интенсивности использования:
ВП = К * Д * Ксм* П * ЧВ (1.9)
где К – количествоопределенного оборудования, штук;
Д – количествоотработанных дней единицей оборудования, дней;
Ксм – коэффициентсменности работы оборудования, доли единицы;
П – средняя продолжительностьсмены, часов;
ЧВ – выработкапродукции за один машино – час на оборудовании, штук.
Расчет влиянияэтих факторов производится способами цепной подстановки, абсолютных и относительныхразниц.
1.3Резервы выполнения производственной программы и их использование
В заключение анализавыполнения производственной программы подсчитывают резервы увеличения выпуска продукциии фондоотдачи. Ими могут быть ввод в действие неустановленного оборудования, заменаи модернизация его, сокращение целодневных и внутрисменных простоев, повышение коэффициентасменности, более интенсивное его использование, внедрение мероприятий НТП.
При определениитекущих и перспективных резервов вместо планового уровня факторных показателей учитываетсявозможный их уровень.
Например, резервыувеличения выпуска продукции за счет ввода в действие нового оборудования определяютсяумножением дополнительного его количества на фактическую величину среднегодовойвыработки или на фактическую величину всех факторов, которые формируют ее уровень.
Сокращение целодневныхпростоев оборудования за счет конкретных организационно – технических мероприятийприводит к увеличению среднего количества отработанных дней каждой его единицейза год. Этот прирост необходимо умножить на возможное количество единиц оборудованияи фактическую среднедневную выработку единицы.
Чтобы подсчитатьрезерв увеличения выпуска продукции за счет повышения коэффициента сменности в результателучшей организации производства, необходимо возможный прирост последнего умножитьна возможное количество дней работы всего парка оборудования и на фактическую сменнуювыработку.
За счет сокращениявнутрисменных простоев увеличивается средняя продолжительность смены, а следовательно,и выпуск продукции. Для определения величины этого резерва следует возможный приростсредней продолжительности смены умножить на фактический уровень среднечасовой выработкиоборудования и на возможное количество отработанных смен всем парком (произведениевозможного количества оборудования, возможного количества отработанных дней единицейоборудования и возможного коэффициента сменности).
Для определениярезерва увеличения выпуска продукции за счет повышения среднечасовой выработки оборудованиянеобходимо сначала выявить возможности роста последней путем его модернизации, болееинтенсивного использования, внедрения мероприятий НТП и др.
Затем выявленныйрезерв повышения среднечасовой выработки нужно умножить на возможное количествочасов работы оборудования (произведение возможного количества единиц, количествадней работы, коэффициента сменности, продолжительности смены).
Резервы ростафондоотдачи – это увеличение объема производства продукции и сокращение среднегодовойстоимости основных производственных фондов.
РФО = ФОв – ФОф (1.10)
где ФО – фондоотдача,ее возможный и фактический уровни, доли единицы
Резервы ростафондорентабельности определяют умножением выявленного резерва роста фондоотдачина фактический уровень рентабельности продукции:
Р↑р = РФОопф * Rвпф (1.11)
где Rвпф – рентабельность фактическоговыпуска продукции, %.
2. Экономическое обоснование открытия кирпичного завода
2.1 Заданиедля расчетной частиРазработан техническийпроект строительства и эксплуатации кирпичного завода производственной мощностью11 000 тыс. штук / год. Период строительства и освоения производственной мощностинового предприятия (∆Т) равен 0.8 года.
Признано целесообразным10% производственной мощности завода использовать в качестве резерва.
В соответствиис проектом ежегодные постоянные расходы завода составляют 2 650 тыс. рублей / год,а переменные – 0.228 рублей / штуку. Рыночная цена кирпича на момент проектированиязавода определяется как 0.835 рублей / штуку.
Прогнозируемыеисследования показывают, что к началу эксплуатации завода цена кирпича изменитсяот αmin = 1.14 до αmax = 1.2.
Капиталовложенияв создании завода определяются как 3 850 тыс. рублей. Норма эффективности капитальныхвложений (Е), установленная фирмой, равна 0.2.
Ожидаемый спросна кирпич составляет 13 750 тыс. штук / год. Величиной инфляционных ожиданий можнопренебречь.
Все необходимыерасчеты провести в двух вариантах:
А) при затратномценообразовании;
Б) при рыночномценообразовании.
При расчетах примем,что планируемый выпуск кирпича составляет 85% производственной мощности предприятия,а налоги определяются как λ = 0.215 величины постоянных затрат (условно – постоянныегодовые налоги) и β = 0.28 балансовой прибыли предприятия (переменные налоги,зависящие от производственной деятельности предприятия).
Необходимо определитьвеличину следующих показателей, характеризующих эффективность будущего бизнеса:
1) годовую производственнуюпрограмму;
2) ожидаемую ценуреализации кирпича за единицу продукции;
3) годовую выручкуот продажи кирпича;
4) годовые переменныетекущие затраты;
5) условно – постоянныетекущие затраты на единицу продукции;
6) себестоимостьпроизводства единицы продукции;
7) себестоимостьпроизводства годовой товарной продукции;
8) величину годовойбалансовой прибыли предприятия;
9) рентабельностьпроизводства кирпича;
10) годовую производственнуюпрограмму самоокупаемости деятельности предприятия;
11) характеристикуи степень надежности будущего бизнеса;
12) величину годовогосовокупного налога (при отсутствии льгот по налогообложению);
13) годовую производственнуюпрограмму самоокупаемости предприятия с учетом его налогообложения;
14) долю выручки,остающуюся в распоряжении предприятия после выплаты налогов;
15) долю балансовойприбыли, изымаемую в бюджет в качестве налогов (совокупный налог в процентах отбалансовой прибыли);
16) коэффициентэффективности и срок окупаемости капитальных вложений (с учетом риска предпринимательства).
После всех проведенныхрасчетов необходимо сделать вывод о целесообразности бизнеса.
Результаты выполненныхрасчетов оформить в сводной таблице. Построить график издержек и результатов производствав зависимости от производственной программы предприятия.
Сравнить полученныерезультаты для различных видов ценообразования и сделать выводы, объясняющие расхожденияэтих результатов.
Таблица 2.1.Исходные данные для решениякурсового задания
Параметр Значение М 11 000 V 0.228 Z 0.835 C 2 650 K 3 850 А 0.88 Aф 0.18 Кэц 0.32 Д 0.99 Кэд 0.3М – производственнаямощность, тыс. штук / год;
V – переменные затраты, рублей/ штуку;
Z – рыночная цена кирпича, рублей/ штуку;
С – постоянныерасходы завода, тыс. рублей / год;
К – капиталовложения,тыс. рублей;
А – изменениетоварной массы, поставляемой конкурентами на рынок, доли единицы;
Аф – рыночнаядоля новой фирмы по отношению к объему товарной массы базового периода, доли единицы;
Кэц – коэффициентценовой эластичности спроса на товары, доли единицы;
Д – коэффициентизменения дохода потребителей товара, доли единицы;
Кэд – коэффициентэластичности товара по доходу потребителей, доли единицы.
2.2 Экономическое обоснование выпуска кирпича с использованиемзатратного ценообразования
1) Определим годовуюпроизводственную программу завода по формуле:
q = Kм * М (2.1)
где М – годоваяпроизводственная мощность предприятия, тыс. штук;
Км – коэффициентиспользования производственной мощности предприятия
Получаем: q = 0.85 * 11 000 = 9 350 тысштук
2) Определим ожидаемуюцену одного кирпича по формуле:
Z = amin+ amax
2 * Zp (2.2)
где amin, amax – минимальный и максимальныйпределы цены одного кирпича, рублей.
Получим: Z = 0.5 * (1.14 + 1.2) * 0.835= 0.9769 рублей / штуку
3) Определим годовуювыручку от продажи кирпича по формуле:
В = q * Z (2.3)
где q – годоваяпроизводственная программа завода, тысяч штук;
Z – ожидаемаяцена кирпича, рублей.
Получаем: В =9 350 000 * 0.9769 = 9 134 015 рублей / год
4) Определим годовыепеременные затраты предприятия по формуле:
Vпер = V * q (2.4)
где V – переменные затраты на одинкирпич, рублей / штуку
Получим: Vпер = 0.228 * 9 350 000 =2 131 800 рублей / год
5) Определим условно– постоянные затраты на единицу продукции по формуле:
с = С / q (2.5)
где С – постоянныерасходы завода, тысяч рублей / год
Получаем: с =2 650 000 / 9 350 000 = 0.28342 рублей / штуку
6) Определим себестоимостьпроизводства единицы продукции по формуле:
s = V + C (2.6)
Получим: s = 0.228 + 0.28342 = 0.51142рублей / штуку
7) Определим себестоимостьгодовой товарной продукции по формуле:
S = s * q (2.7)
Получим: S = 0.51142* 9 350 000 = 4 781 777 рублей / год
8) Определим величинугодовой балансовой прибыли предприятия по формуле:
Пб = q * (Z — s) (2.8)
Получим: Пб =9 350 000 * (0.9769 – 0.5114) = 4 352 425 рублей / год
9) Определим рентабельностьизготовления кирпича по формуле:
Ри = (Z — s) / s (2.9)
Получим: Ри =(0.9769 – 0.5114) / 0.5114 = 0.9102 или 91.02%
10) Определимгодовую производственную программу самоокупаемости деятельности предприятия по формуле:
qc = C / (Z — V) (2.10)
Получим: qc = 2 650 000 / (0.9769 – 0.228)= 3 538 523 штуки / год
11) Определимхарактеристику и степень надежности будущего бизнеса, она определяется как отношениепроизводственной мощности предприятия к производственной программе самоокупаемостии будет равна:
Снад = 11 000000 / 5 692 803 = 1.932
Расчет нам показывает,что бизнес учитывает фактор неопределенности развития рыночной ситуации в будущеми будет достаточно надежным, так как его уровень риска ниже среднего, а поправочнаянорма эффективности капитальных затрат Ер, учитывающая риск вложений, составляет0.17.
12) Определимвеличину годового совокупного налога предприятия (при отсутствии льгот по налогообложению)по формуле:
Н = Нпос + Нпер* (С + Пб) (2.11)
где Нпос – ставканачисления постоянных налогов, рублей / год
Нпер – ставканачисления переменных налогов, рублей / год
Получим: Н = (0.215* 2 650 000) + (0.28 * 4 352 425) = 1 788 429 рублей / год
13) Определимгодовую производственную программу самоокупаемости с учетом налогообложения по формуле:
Qcн = С * (1 + λ — β)
(Z — V) (1 — β) (2.12)
где λ – коэффициент налоговых отчисленийот суммы постоянных затрат, доли единицы;
β – коэффициентналоговых отчислений от суммы балансовой прибыли предприятия, доли единицы.
Получим: Qcн = 2 650 000 * (1 + 0.215– 0.28)
(0.9769 – 0.228)(1 – 0.28) = 4 595 234 штук / год
Расчетные данныеговорят о следующем: что с учетом налогообложения производственная программа самоокупаемостизначительно возросла (с 3 538 523 до 4 595 234 штук / год), то есть увеличиласьв 1.3 раза. Это существенно сокращает величину чистой прибыли, повышает риск вложенийв данный бизнес.
14) Определимдолю выручки, остающуюся в распоряжении предприятия после выплаты налогов по формуле:
Оп = 1 – q* [β* (Z— V) + V] + C(1 + λ— β)
q * z (2.13)
Если подставимв эту формулу исходные и расчетные данные, то получим:
Оп = 1 – 9 350 000 * [0.28 * (0.9769– 0.228) + 0.228] + 2 650 000 (1 + 0.215 – 0.28) 9 350 000 * 0.9769
= 0.281
Это значит, чтов распоряжении предприятия после выплаты налогов останется почти 28.1% всей выручкиили 0.281 * 9 134 015 = 2 566 658 рублей / год.
15) Определимсовокупный налог в процентах от балансовой прибыли по формуле:
н = Н / П (2.14)
Получаем: н =1 788 429 / 4 352 425 = 0.4109 или 41.09%.
Это достаточновысокий результат, который позволяет сделать вывод о том, что почти 58.91% балансовойприбыли остается предприятию для социального и производственного развития.
16) Определимкоэффициент эффективности и срок окупаемости капитальных вложений с учетом рискапредпринимательства по следующим формулам:
Е = Пб * (1 — Н)__________ >Ен + Ер
К + ∆Т *Пб * (1 — Н)(2.15)
где Ен – нормативэкономической эффективности, доли единицы;
Ер – нормативриска предпринимательства, доли единицы
Т = К_____________+ ∆Т
Пб * (1 — н) (2.16)
Подставим имеющиесяданные в формулу:
Е = 4 352 425 * (1 – 0.4109)_______________ = 0.434 >0.2 + 0.17
3 850 000 + 0.8* 4 352 425 * (1 – 0.4109)
Следовательно,с учетом риска эффективность капитальных вложений полностью удовлетворяет требованиятеории и установленному предпринимателем ограничению нормы эффективности. Теперьможно определить срок окупаемости капитальных вложений по формуле:
Т = 3 850 000___________ + 0.8 = 2.3 года
4 352 425 * (1– 0.4109)
Вывод: проектбудущего бизнеса обеспечивает предпринимателю достаточно высокий доход и может бытьрекомендован к реализации с учетом неопределенности будущей рыночной ситуации ириска вложений.
По расчетным даннымпостроим график зависимости затрат и результатов производства от объема выпускапродукции, который в определенном масштабе представлен на рисунке 1.1.
/>
Рисунок 1.1 –Определение финансовых результатов при использовании затратного ценообразования
2.3 Расчет финансовых результатов проекта при использовании рыночногоценообразования
1) Вычислим ценуодного кирпича с использованием исходных данных и расчетной производственной программой:
d = 1 + Кэц + Кэд (Д — 1)– α – αф * N
Кэц Nм (2.17)
где Кэц – коэффициентценовой эластичности спроса товара, доли единицы;
Кэд – коэффициентэластичности товара по доходу потребителей, доли единицы;
Д – коэффициентизменения дохода потребителей товара, доли единицы;
α – изменениетоварной массы, поставляемой конкурентами на рынке, доли единицы;
αф – рыночная доля новой фирмыпо отношению к объему товарной массы базового периода, доли единицы;
Nм – производственная мощностькирпичного завода, штук;
N – годовая производительнаяпрограмма завода, штук
Подставим значенияв формулу и получаем:
d = 1 + 0.32 + 0.3 (0.99 — 1) – 0.88 – 0.18 * 9 350 000__ = 0.6825
0.32 11 000 000
2) Полученнаявыше величина представляет не саму цену кирпича, а ее индекс, то для окончательногоопределения искомого значения цены проведем следующую расчетную операцию:
Z = 0.9769 * 0.6825 = 0.6667рублей / штуку
3) Определим выручкупредприятия следующим образом:
В = 9 350 000* 0.6667 = 6 233 645 рублей / год
4) Себестоимостьодного кирпича остается без изменения, то есть такой же, как и при затратном ценообразованиии составляет 0.5114 рублей / штуку.
5) Себестоимостьгодового товарного выпуска также остается без изменения и равна 4 781 777 рублей/ год
6) Определим годовуюбалансовую прибыль по формуле:
Пб = q (Z — s) (2.18)
Получим: Пб =9 350 000 (0.6667 – 0.5114) = 1 452 055 рублей / год
7) Определим рентабельностьизготовления кирпича по формуле:
Ри = (Z — s) / s (2.19)
Подставим значенияв формулу и получим:
Ри = (0.6667 –0.5114) / 0.5114 = 0.3036 или 30.36%
8) Определим величинугодового совокупного налога по формуле:
Н = λ * С+ β * Пб (2.20)
Получим: Н = 0.215* 2 650 000 + 0.28 * 1 452 055 = 976 325 рублей / год
9) Определим долювыручки, остающуюся в распоряжении предприятия по формуле:
Оп = 1 –q * [β* (Z— V) + V] + C(1 + λ— β)
q * z (2.21)
Оп = 1 – 9 350 000 * [0.28 * (0.6667– 0.228) + 0.228] + 2 650 000 * (1 + 0.215 – 0.28)
9 350 000 * 0.6667
= 0.077
Таким образом,в распоряжении предприятия после расчета с бюджетом останется примерно 7.7% выручкиили 0.077 * 6 233 645 = 479 990.66 рублей / год.
10) Определимкоэффициент эффективности и срок окупаемости капитальных вложений по формулам:
Е = Пб * (1 — Н)__________ > Ен + Ер
К + ∆Т *Пб (1 — Н) (2.22)
Т = К_____________+ ∆Т
Пб * (1 — Н) (2.23)
Подставим значенияв формулы и получаем:
Е = 1 452 055 * (1 – 0.6723)________________ = 0.11 ≤0.2 + 0.17
3 850 000 + 0.8* 1 452 055 * (1 – 0.6723)
Т = 3 850 000____________ + 0.8 = 8.89года
1 452 055 * (1– 0.6723)
Вывод: расчетыпоказывают, что в условиях рыночного ценообразования нерентабелен и ненадежен.
В таблице 2.2сравним расчетные результаты по затратному и рыночному ценообразованию.
Таблица 2.2 Сравнение результатов по затратномуи рыночному ценообразованию
№№ Показатель Значение показателя при затратном ценообразовании Значение показателя при рыночном ценообразовании 1 Годовая производственная программа, тысяч штук 9 350 9 350 2 Цена за единицу продукции, рублей / штуку 0.9769 0.6667 3 Выручка предприятия в год, рублей / год 9 134 015 6 233 645 4 Годовые переменные затраты, рублей / год 2 131 800 2 131 800 5 Условно – постоянные затраты, рублей / штуку 0.2834 0.2834 6 Себестоимость единицы продукции, рублей / штуку 0.5114 0.5114 7 Себестоимость товарной продукции, рублей / год 4 781 777 4 781 777 8 Годовая балансовая прибыль, рублей / год 4 352 425 1 452 055 9 Рентабельность производства кирпича, % 91.02 30.36 10 Производственная программа самоокупаемости, штук / год 3 538 523 3 538 523 11 Поправочная норма эффективности на риск вложений 0.17 0.17 12 Годовой совокупный налог, рублей / год 1 788 429 976 325 13 Производственная программа самоокупаемости с учетом налогообложения, штук / год 4 595 234 4 595 234 14 Доля выручки, остающаяся в распоряжении предприятия, % 28.1 7.7 15 Совокупный налог по отношению к балансовой прибыли % 41.09 67.23 16 Коэффициент эффективности капитальных затрат с учетом риска (при Ен + Ер = 0.37) 0.434 0.11 17 Срок окупаемости капитальных вложений, лет 2.3 8.9Вывод: полученныйрезультат свидетельствует о том, что в условиях рыночного ценообразования показателиэффективности производства при фиксированных исходных данных значительно хуже, чемв условиях затратного ценообразования: так, например, рентабельность производствакирпича составляет 30.36%, в то время как при затратном ценообразовании 91.02%.
Сокращение рентабельностипроизводства показывает факт резкого уменьшения прибыли на 2 902 370 тысяч рублей/ год (1 452 055 – 4 354 425).
Это привело ктому, что из всей выручки в распоряжении предприятия при использовании рыночногоценообразования остается только 7.7%.
В результате срококупаемости капитальных вложений находится на плачевном уровне и равен 8.9 лет,показатель эффективности капитальных затрат ниже допустимого значения (0.11).
Ухудшение показателейпри использовании рыночного ценообразования объясняется тем, что цена товара приувеличении совокупности товарной массы на рынке снижается, следовательно, все показатели,формируемые на основе цены товара, ухудшаются (выручка, балансовая прибыль, рентабельностьпроизводства и др.).
Одновременно можноконстатировать, что при рыночном ценообразовании после уплаты налогов в распоряжениипредприятия остается меньше денежных средств для дальнейшего развития (7.7% против28.1%).
Необходимо подчеркнуть,что в условиях рыночного ценообразования предпринимательский проект нельзя признатьцелесообразным, а будущий бизнес – достаточно эффективным и надежным.
Заключение
Под производственнойпрограммой предприятия понимается научно обоснованное плановое задание по объему,номенклатуре, ассортименту и качеству выпускаемой продукции, разработанное на основезаключенных договоров и утвержденное на предприятии соответствующим органом.
Производственнаяпрограмма состоит из следующих разделов:
— плановое заданиепо объему, номенклатуре и ассортименту выпускаемой продукции.
— плановое заданиепо качеству выпускаемой продукции.
— план по специализациии кооперированию.
При разработкепроизводственной программы необходимо соблюдать следующие принципы:
— научное обоснованиеиспользования производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
— систематическоеобновление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и повышение ее качества;
— согласованностьпроизводственной программы предприятия с производственными программами других предприятий,тесно связанных по линии кооперирования;
— наиболее полноеи рациональное использование всех имеющихся ресурсов на предприятии;
— непрерывноенаращивание выпуска и реализации продукции, если на нее имеется спрос.
Основой для разработкипроизводственной программы являются результаты маркетинговых исследований, портфельзаказов, наличие производственных мощностей и ресурсов на предприятии.
Производственнуюпрограмму характеризуют следующие показатели: количественные и качественные, натуральныеи стоимостные.
Относительно практическойчасти курсового проекта можно отметить следующее:
— наиболее выгодныепоказатели производственной программы при использовании методики затратного ценообразования,то есть при определении цены кирпича, ориентированной на погашение всех затрат иполучение целевой прибыли. Так, например, видно, что реализация годовой производственнойпрограммы, состоящей из производства 9 350 тыс штук обеспечит прибыль в сумме 4352 тыс. грн. При этом срок окупаемости капиталовложений будет равен 2.3 года, коэффициентэффективности капитальных вложений равен 0.434;
— однако применениерыночного метода ценообразования наиболее приближенно к существующим реалиям рынка,так как учитывают изменение спроса на продукцию, вызванное снижением доходов населения,увеличением количества конкурентов. Применив данный метод мы видим, что выручкаот продукции меньше на 2 900 тыс. грн., чем при использовании затратного метода.При неизменном объеме себестоимости годового выпуска продукции видно, что балансоваяприбыль меньше, что отражено на показателе рентабельности (при затратном методеравен 91.02%, при рыночном – 30.36%).
Это все привелок тому, что срок окупаемости при выборе второго варианта ценообразования намногобольше и составляет 8.9 лет; в то же время норматив эффективности капиталовложенийравен 0.11, то есть по данным критериям проект неэффективен.
Список используемой литературы
1. Ворст И., Ревенлоу П. Экономикафирмы: учебник. – М: Наука, 2003. – 512 с
2. ВяткинВ. Принятие финансовых решений в управлении бизнесом. — М: Восток, 2004. – 329 с
3. Грузинов В. П. Экономикапредприятия и предпринимательства. – М: ИНФРА, 2002. – 435 с
4. Зайцев Н. Л. Экономикапромышленного предприятия: учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2003. – 543 с
5. Калина А. А. Экономикапредприятия: учебное пособие. – Минск: НПОО «ПИОН», 2005. – 618 с
6. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственнойдеятельности предприятия. – Минск: Новое знание, 2004. – 704 с
7. Семенов В. М., Баев К.А., Терехова С. А. и др. Экономика предприятия. – М: Центр экономики и маркетинга,2004. – 571 с
8. Хоскинг А. Курс предпринимательства:практическое пособие. – СПб: Международные отношения, 2005. – 501 с
9. Экономика, организацияи планирование промышленного производства – 2-е издание. / Под общ. ред. Н. А. Лисицина.– Минск: Высшая школа, 2004. – 619 с
10. Экономика предприятия:Учебник для экономических вузов. Второе изд. / Под общей редакцией проф. С. Ф. Покропивного.– К: КНЭУ, 2003. – 608 с.