Реферат: Бытие 2

ТЕМА 9. БЫТИЕ

Содержание

1. Историко-философское изменение представлений о бытии. 3

2. Уровни бытия. 7

3. Философская категория материи. 9

4. Атрибутивные свойства материи. 12

Список использованной литературы… 15


1. Историко-философское изменение представлений о бытии

Проблема бытия — исходная в философских размышле­ниях. Бытие — категория, фиксирующая основу существо­вания для мира в целом или для любой его разновидности; является предметом онтологии; в гносеологии выступает как базисная для любой возможной картины мира (и человека в мире) и для всех прочих категорий.

Впервые термин «бытие» в философию ввел Парменид (V — IV вв. до н. э.). Он бытие представлял натуралистиче­ски в образе совершенного Вселенского Шара, и в то же время абстрактно. Бытие едино и неизменно, нескончаемо во времени, не уничтожимо, есть вся полнота совершенств (Истины, Добра, Блага, Света), воплощенное в Логосе — космическом Разуме, через который раскрывается содер­жание мира для человека. «Одно и то же есть мысль и то, о чем она мыслит», — утверждал Парменид. Впервые философия обозначила собственное поле — вопрос об отноше­нии мышления и вещей (мира), был расширен круг фило­софских задач — введена гносеологическая проблематика.[3, c.111]

Еще Анаксимандр различал изменяемость частей и не­изменность целого. Мысль Парменида о неподвижности бытия нельзя понимать буквально. Эта мысль выражает завершенность, вечность бытия.

Неподвижность здесь не исключает конкретных изменений эмпирического характера. Парменид впервые отчетливо сформулировал критерий реальности, указывая на то, что подлинная реальность, которую можно усмотреть «очами разума», инвариантна и извечно сохраняется, просвечи­ваясь через пелену наблюдаемых, непрестанно изменяю­щихся явлений.

Если Парменид делал упор на целост­ную картину, ставшее, стабильное, то другой древнегре­ческий философ, Гераклит, акцентировал внимание на становление, процесс, изменяемость. Гераклит, утверж­дая, что все течет, признавал при этом, что космос един и вечен, один для всех.

Подходя к проблеме бытия с разных сторон, Парменид и Гераклит делали одно общее дело — закладывали основу учения о бытии: бытие, изменяясь, покоится, все изменчиво и в своих конкретных проявле­ниях относительно стабильно.

Гераклит различал бытие по истине, открываемое в фи­лософском размышлении, и бытие по мнению, представ­ляющее собой ложную, превратную поверхность вещей. Платон удваивал мир на мир идей (мир истины) и на мир подобий. Он связывал истинное бытие с миром идеальных сущностей, а небытие — с косной материей. Бытие понима­лось Аристотелем как всеобщий предикат, который отно­сится ко всем категориям.

В период средневековья утверждалось, что истинное бытие есть Бог, мир же несамостоятелен, сотворен из нич­то и без заботы Бога исчезнет в ничто. В традициях аристотелизма различались действительное бытие (акт) и воз­можное бытие (потенция), сущность и существование. Всецело актуально только бытие Бога.

Возрождение рассматривало бытие, с одной стороны, как природу (все существующее — творение природы), с другой, как нуждающееся в человеке как творце и хозяи­не. Такой подход был обусловлен развитием науки, техни­ки и материального производства.

В Новое время бытие представлялось как реальность, которая подчинена автоматически действующим законам (например, принципу инерции) и не допускает вмеша­тельства каких-либо внешних сил. Исходным в трактовке бытия было понятие тела, что связывалось с развитием ме­ханики как главной науки того времени. Природа рассмат­ривалась вне отношения к ней человека, как некоторый механизм, действующий сам по себе.[3, c.112]

Вместе с тем наметился субстанциональный подход к бытию, когда фиксировались субстанция (неуничтожи­мый, неизменный субстрат бытия, его предельное основа­ние) и ее акциденции (свойства), производные от субстан­ции, преходящие, изменяемые (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Б. Спиноза, французские материалисты).

В метафизике Р. Декарта берет начало истолкование бытия на пути рефлективного анализа сознания, осмысле­ния бытия сквозь призму человеческого существования.

Лейбниц и Беркли выводили понятие бытия из внутренне­го опыта человека. Отсюда вытекала трактовка бытия как осваиваемого человеком в его деятельности объекта, противостоящего субъекту. Для Фихте подлинным быти­ем является свободная деятельность абсолютного Я, а ма­териальное бытие есть продукт этой деятельности. У Фих­те в качестве предмета философского анализа выступает бытие культуры, созданное деятельностью человека.

Гегель понимал бытие как исчезающее, переходящее в небытие, в результате чего все в мире является становле­нием. Для Гегеля подлинно бытие, совпадающее с абсо­лютным духом, есть не инертная реальность, а объект де­ятельности, полный беспокойства, движения и фиксируе­мый в форме субъекта, т. е. деятельно. Данная концепция перекликается с философией Будды, где нет места поня­тию об устойчивой неизменной субстанции ни в отноше­нии вещей, ни в отношении человеческого Я, а также с ге-раклитовской идеей, согласно которой жизнь есть про­цесс, а не субстанция.

В XX — XXI вв. бытие трактуется как вечно проясняе­мое раскрытие конкретного единства вещей и человека. Развитие научного знания позволяет понимать бытие под углом зрения таких категорий, как функция, отношение, система.

Современная философия подчеркивает значение антропного принципа, согласно которому имеется порази­тельное соответствие физиологического устройства чело­века мировым физическим константам, лежащим в осно­ве мироздания. Отсюда делается вывод, что развитие Все­ленной было заранее предопределено так, чтобы привести к появлению человека. Академик Н. Н. Моисеев считает, что сначала развитию Вселенной присущи неопределенность и непредсказуемость. С возникновением человека Вселенная начинает развиваться целенаправленно. Дочеловеческое бытие превращается в бытие, в котором чело­век соотносится с миром.

Человекоразмерность бытия, конечно, нельзя преуве­личивать. Бытие вещей, полагал А. Н. Радищев, незави­симо от силы познания о них и существует само по себе. И хотя в человеке, считал Н. А. Бердяев, «пересекаются все круги бытия», оно изначально, дано до всяких форм человеческой деятельности, практической и теоретиче­ской, до появления деления на субъект и объект.

Совре­менный российский философ СТ. Мелюхин полагает, что никакого антропного принципа в природе не существует, а есть лишь законы самоорганизации неорганических сис­тем, человек же является продуктом этой системной эво­люции. Называют и другие альтернативы: а) признание появления человека невероятным чудом; б) допущение параллельного существования бесчисленных иных миров с другими физическими константами.[3, c.119]

К. Маркс и Ф. Энгельс доказывали, что труд как пре­образование природы и активное изменение людьми своих собственных общественных отношений составляет бытие человека в обществе (социально-трудовая трактовка обще­ственного бытия). При этом практика рассматривалась как глубинная основа и характеристика человеческого мира.

В современной философии и науке разрабатывается концепция самоорганизации природы и общества как процесса взаимодействия противоречивых тенденций: не­устойчивости — устойчивости, дезорганизации — организа­ции, беспорядка — порядка, что предполагает постоянную проблематизацию жизни и соучастие человека через мир «повседневности» в творческо-традиционном потоке.


2. Уровни бытия

Категория бытия отражает реальность такой, какой она предстает человеку в практической деятельности. Основными уровнями бытия являются: актуальное и потенциальное бытие.

Следует различать актуальное (действительное) и по­тенциальное (возможное) бытие. Актуальное бытие — это наличное бытие в данном пространственно-временном ин­тервале; все то, что существует в данный момент.[4, c.80]

В актуаль­ном бытии выделяют, прежде всего, бытие естественных вещей и процессов. Это — природное бытие индивидуализи­рованных объектов и их состояний, которое иногда называют первой природой в отличие от второй (рукотворной) при­роды искусственных вещей и процессов, созданных чело­веком. По мере развития человечества вторая природа ока­зывает все большее влияние на жизнедеятельность общест­ва. Доминирующее значение в ней занимает техника. В технике сливаются и воплощаются два ряда явлений: разумная це­ленаправленная деятельность человека и вещества, свойст­ва, законы внешнего мира.

Бытие человека представляет собой единство физиче­ского (телесного) и духовного. Оно отличается тем, что генетическая программа, заложенная в человеке приро­дой, реализуется путем социального (общественного) способа существования человека. При рассмотрении бы­тия человека наиболее значимым является аспект инди­видуального личностного бытия, ибо только через этот уро­вень бытия можно осмыслить отношение человека к миру.

Очень многие жизненные ситуации просто не сущест­вуют как проблемы для всех. В частности, особенность вопроса о смысле жизни заключается в том, что он тесно связан с индивидуальным сознанием. Каждый человек проблемы собственного бытия может поставить и решить по-своему. Но при этом важно понимать общие сущност­ные характеристики бытия.

Актуальное бытие вещей и процессов природы, чело­века и того, что создано им, содержит в себе массу не­реализованных возможностей. Это потенциальное бытие, которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным. В природе такой процесс осуществля­ется благодаря естественным законам. В обществе тоже имеются свои законы, но они проявляются только через действия людей. [4, c.81]

Подчеркнем — конкретных личностей, через судьбы которых высвечивается суть и смысл бытия человека. Конечно, каждый человек смертен. Но дело не просто в преходящем характере каждого конкретного индивида, а в том, что жизнь, которая дана человеку, — бесценный дар. Историю нельзя рассматривать простой сменой поколений.

История — это наше понимание бы­тия, и от того, насколько данное поколение прониклось духом бесценных открытий, находок, судеб и открове­ний своих предшественников и современников, зависит уровень духовной и материальной культуры, то есть уровень актуального бытия, а соответственно, и потенций, зало­женных в нем.

Не случайно сегодня у нас проснулась та­кая тяга к прошлому. Здесь не просто порыв вырвавшейся из штампов административной системы души прикоснуть­ся к многоцветию красок жизни, а необходимый про­цесс введения бытия людей в русло мировой цивилиза­ции и культуры. Природа и человек, будущее и настоящее, идеальное и материальное — едины. Предпосылкой этого единства является бытие.


3. Философская категория материи

Нас окружает неисчислимое количество предметов, тел внешнего мира. Тем не менее, это многообразие вещей предпола­гает наличие в них общего, сходного. Такой общей «основой» является субстанция.

В древнегреческой философии обычно субстанцию отождествляли с конкретными формами материи, с одним из «первоначал» — водой, зем­лей, воздухом, огнем либо их сочетанием.

С возникновением атомистической теории основу вещей стали ви­деть в атомах — неделимых и неизменных частицах вещества, которые впоследствии различали по весу, величине, форме, траектории движения (Эпикур, Лукреций, Ломоносов, Гольбах, Дидро и др.). Широкое распро­странение атомизма в истории философии означало усиление влияния материалистических воззрений и возможность объяснения процессов данного уровня (теплота, теплопроводность, диффузия частиц, свойства химических элементов и т.д.).[2, c.128]

Взгляд на атом как на мельчайший «первокирпичик» материи, некую праматерию (первоматерию), которую при этом отождествляли с веще­ством, привел к созданию механической картины мира. В ней действова­ли исключительно законы ньютоновской механики, а любое тело счита­лось четко локализованным в пространстве и времени.

Механистическое мировоззрение порождало иллюзию того, что во внешнем мире все можно заранее рассчитать и предвидеть, поскольку все находится в состоянии однозначной связи: зная причину, можно с любой степенью точности определить последующее следствие, будущее состояние любого процесса.

Ньютоновско-лапласовские взгляды на природу оказались столь живучими, что даже в начале XX в., в условиях революции в естествозна­нии, которая характеризовалась открытием электрона, обнаружением радиоактивности, делимости атома и т.п., большинство физиков не смог­ли дать правильную оценку новым фактам науки. Они полагали, что де­лимость атома равносильна дематериализации атома, исчезновению ма­терии, а невозможность использовать законы механики для объяснения процессов микромира есть свидетельство непознаваемости внешнего мира и отсутствия всякого сходства законов науки с подлинной объек­тивной реальностью.

Возникновение квантовой механики и теории относительности по­могло преодолеть трудности в развитии естествознания начала века; получила дальнейшее развитие так называемая вероятностная картина мира (как альтернатива ньютоновской, механической), в которой необ­ходимость дополняется случайностью, имеет место нелинейность.

Итак, под материей понимается субстанция, общее в вещах, которому соответствует сознание (тоже как общее). Понятия «ма­терия» и «сознание» в указанном смысле образуют пару соотно­сительных категорий диалектики и являются результатом опо­средованного отображения общего путем абстрактного мышле­ния (как и всякие другие категории). При этом в диалектико-материалистической философии субстанция перестала быть особым, фундаментальным слоем реальной действительности, утра­тила свой мистический характер.

Общее в природе не существует иначе как через конкретные вещи. Поэтому под материей понимается и единичное, которое непосредственно воздействует на наши органы чувств, вызывая ощущения. Так понимаемая материя есть та сторона объективной реальности, которая дается нам в ощущениях, копируется, фото­графируется, отображается нашими ощущениями, существуя как бы независимо от них.[2, c.129]

Поскольку в каждой отдельной вещи общее существует в единстве с ее особенностями, постольку в ходе отображения исследуемого объекта субъект отображает не только единичное на чувственной ступени позна­ния, но и общее путем логического мышления, так что лишь в процессе мысленного анализа мы отделяем общее от единичного, а чувственное от логического: реально они существуют только в единстве.

Впрочем, пу­тем чувственного восприятия отображается в какой-то степени и общее (в противном случае необъясним переход от единичного к общему).

Единство общего и единичного в каждом конкретном объ­екте предполагает значение термина «материя», когда под ней понимается материальное образование в целом, вернее, сово­купность всех материальных образований в природе, сущест­вующих независимо от познания их человеком. Понимаемой та­ким образом материи соответствует сознание как свойство мате­рии мозга субъекта. Термин «материя» в данном его значении широко используется не только в естественных науках, но и в философии.

4. Атрибутивные свойства материи

Все материальные объекты внешнего мира движутся не иначе как в пространстве и времени. Пространство и время — формы бытия материи, коренные свойства движущейся материи, так что лишь в методических целях отделяют эти четыре понятия друг от друга, рассматривают их порознь для более глубокого анализа и уяснения. Реальных пространства и времени вне движущейся ма­терии не существует.

Многообразие тел, предметов внешнего мира предполагает их сосуществование. Пространство и характеризует взаимное рас­положение, протяженность, объем, величину, форму тел окру­жающего нас мира.

Пространство фиксирует то, что предметы находятся один возле другого; последовательность же изменений в них, то, что один процесс следует после другого, а также длительность, тем­пы развития объектов отражает понятие времени. Если про­странство характеризует устойчивость, стабильность в сущест­вовании тел, то время — их изменяемость, текучесть.[5, c.145]

Пространство и время существуют объективно, то есть независимо от чьего-либо сознания. Их общим свойством является то, что они (точнее, пространственно-временные свойства движущихся объектов) представ­ляют собой единство дискретного и непрерывного. Пространство и вре­мя обладают метрическими свойствами, которые могут быть выражены с помощью соответствующих единиц измерения.

Пространство и время как объективные формы бытия мате­рии отличаются от тех естественнонаучных представлений о про­странстве и времени, которые с прогрессом естествознания изме­няются. В связи с этим кроме реальных пространства и времени различают перцептуальное и концептуальное пространство и время. Под перцептуальным пространством и временем понима­ют формы чувственного созерцания, отражение реальных про­странства и времени в чувственном восприятии субъекта, тогда как концептуальное пространство и время — это наши знания представления, которые в итоге оказываются более или менее адекватным отображением реальных пространства и времени пу­тем логического мышления. Перцептуальное и концептуальное пространство и время являются и формами отражения материаль­ной действительности и вместе с тем формами дальнейшего по­знания внешнего мира.

Пространство и время как чувственные и логические формы позна­ния действительности не есть врожденные, априорно данные; они — следствие обучения и воспитания ребенка в процессе его деятельности. Впрочем, знания о пространстве и времени постепенно изменяются, со­вершенствуются даже у взрослого человека.

Пространство и время обладают своими особенностями. Про­странство трехмерно; это означает, что положение любого тела, представленного в виде точки, определяется с помощью трех перпендикуляров, опущенных на соответствующие оси системы координат. Пространство обычно изотропно, в нем ни одна точка отсчета, ни одна система координат не имеет преимуществ перед другими (в противоположность представлению, будто Земля яв­ляется центром Вселенной).[5, c.146]

Время одномерно, для определения его момента достаточно одной координаты. Время течет всегда в направлении от прошло­го через настоящее к будущему, так что инверсия времени невоз­можна (необратимость времени). Только мысленно можно вос­произвести, вспомнить то, что уже прошло; вернуть же прошлое нельзя.

Пространство и время относительны, ибо объектам качест­венно различной природы присущи свои пространственно-временные особенности. Такие особенности имеют место в мик­ромире, где элементарные частицы обладают корпускулярно-волновой природой, другими своеобразными свойствами, и в об­ласти живой материи, где приходится различать три шкалы вре­мени (филогенез, онтогенез и конкретную ситуацию), учитывать пространственную ассиметрию, а также «биологические часы», жизненные ритмы организма (суточные, времен года и т.п.).

Пространство и время прерывны и непрерывны. Прерыв­ность их заключается в том, что материальные объекты обладают относительной дискретностью своего существования. То есть имеет место дифференциация тел. Вместе с тем совершаемое во времени и пространстве движение является и непрерывным: оно не сводимо к сумме дискретных моментов, обладая связностью, лишено каких бы то ни было разрывов, а также абсолютного вакуума.

С проблемой прерывности и непрерывности тесно связан во­прос о бесконечности движущейся материи во времени и про­странстве.


Список использованной литературы

1. Волкова И.Б. Основы философии. М.: Инфра-М, 2005.- 447 с.

2. Жуков Н.И. Философия. Мн.: Современная школа, 2004. – 351 с.

3. Калмыков В.Н. Философия. Мн.: Книжный дом, 2006. — 421 с.

4. Харин Ю.А. Философия. Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 447 с.

5. Эдгаров И.И. Философия. М.: ЮНИТИ, 2005. – 223 с.

еще рефераты
Еще работы по философии