Реферат: Возрастные закономерности и сенситивные периоды развития базовых видов координационных способностей
у детей с нарушением речи в сравнении со здоровыми школьниками 8-15 лет
Кандидаты педагогических наук, доценты И.Ю. Горская, Л.А. Суянгулова Кандидат педагогических наук Н.П. Филатова Е.Ф. Мухамедьярова, Сибирская государственная академия физической культуры, Омск Научно-исследовательский институт деятельности человека в экстремальных условиях СибГАФК
Актуальность исследования. Нарушения речевой функции — это одно из отклонений, существенно сказывающееся на всех сторонах жизни и деятельности человека. А поскольку, по данным статистики, число детей с речевыми расстройствами растет, то актуальность решения проблем коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями, приобретает огромное значение. Одно из ведущих мест в такой работе занимают занятия физической культурой, что обусловлено двумя причинами: во-первых, по мнению многих авторов (В.М. Бехтерев, 1954; И.Т. Власенко, 1990, и др.), двигательный анализатор играет большую роль в развитии речи, а во-вторых, уже с детского возраста у людей, страдающих речевыми нарушениями, наблюдается отставание в показателях физического развития. В литературе отмечено, что ведущим нарушением двигательной сферы детей-логопатов является отставание в развитии координационных способностей (КС) (Л.Г. Журба, 1981; Л.О. Бадалян, 1988; Е.М. Мастюкова, 1992, и др.).
Важнейшим методическим положением при воспитании КС у здоровых детей является учет возрастно-половых закономерностей и индивидуальных особенностей развития различных видов данной способности. При решении этой задачи для детей с аномалиями в развитии на первое место выходит подбор методов и средств, учитывающих особенности протекания заболевания, характер и степень двигательных нарушений, медицинские противопоказания при занятиях физической культурой, психофизиологические особенности детей с той или иной патологией в развитии. Необходимо учитывать, что у аномальных детей имеются нарушения деятельности коры головного мозга, работы анализаторных систем, что значительно отражается на формировании физиологических механизмов координационных проявлений.
Цель коррекционной работы при воспитании КС у аномальных детей, на наш взгляд, — достижение оптимального гармоничного уровня развития всех видов базовых КС. Для разработки программ воспитания КС у детей с нарушением речи необходимо сначала выявить уровень развития различных видов КС, сравнить с теми же показателями здоровых детей, выявить и оценить характер и степень координационных нарушений у детей-логопатов.
Задачи исследования. На первом этапе наших исследований предстояло изучить базовый уровень развития КС, выявить возрастные закономерности и особенности развития некоторых видов КС практически здоровых учащихся 8-15 лет и детей с нарушениями речи.
Организация исследования. Исследования проводились на базе НИИ деятельности человека в экстремальных условиях (НИИ ДЭУ) СибГАФК, школы-интерната № 19 для детей с общими нарушениями речи и общеобразовательных школ № 77 и 56 г. Омска в 1998 — 2000 гг.
Для решения поставленной задачи использовалась разработанная программа комплексного тестирования уровня развития различных видов КС. Программа тестирования составлена из батареи тестов, позволяющих оценить уровень развития базовых КС. Подбирались тесты, доступные для выполнения детьми, имеющими нарушение речи. Таким образом, сравнивая результаты здоровых детей и детей-логопатов, мы получили возможность выявления различий, степени отклонений в уровне развития различных видов КС, обоснования сенситивных периодов развития базовых видов координации.
Результаты исследования. Выявлено, что абсолютные значения показателей дифференциро вочной координации (пространственные параметры) группы детей с нарушением речи почти во всех возрастных периодах практически не отличаются от результатов здоровых школьников (р > 0,05). Достоверные различия выявлены только в возрасте 14 лет у мальчиков и 10 и 14 лет у девочек. Возрастная динамика развития этого показателя у здоровых и у детей с нарушением речи также носит сходный характер. Наилучшие показатели по результатам тестирования, оценивающего уровень развития дифференцировочной координации (пространственные параметры), были показаны мальчиками 13 лет как в группе детей с нарушениями речи, так и в группе учащихся общеобразовательных школ. У девочек пик результативности в этом же тесте приходится на возрастной период 12 лет в группе детей с нарушениями речи и 10 лет — в группе здоровых школьников. Более раннее достижение девочками максимальных значений по результатам тестирования, выявляющего уровень дифференцировочной координации, можно объяснить, на наш взгляд, разными темпами биологического созревания мальчиков и девочек. Известно, что девочки растут и развиваются быстрее, чем их ровесники мальчики, следовательно, физиологические механизмы, обеспечивающие уровень координационных проявлений, формируются и совершенствуются у девочек раньше, чем у мальчиков. Надо отметить, что абсолютные значения показателей дифференцировочной координации у здоровых мальчиков выше, чем у девочек, тогда как у детей-логопатов лучшие показатели по результатам тестирования, оценивающего уровень дифференцировочной координации, выявлены у девочек.
Наибольшие темпы прироста показателей дифференцировочной координационной способности (пространственные параметры) приходятся на возрастной период от 8 до 10 лет как у здоровых школьников, так и у детей-логопатов. В возрасте 11-12 лет у здоровых детей и 13-14 лет у детей с нарушениями речи наблюдается спад результативности по показателям тестирования, оценивающе го уровень развития дифференцировочной координации (пространственные параметры). На наш взгляд, это связано с наступлением периода полового созревания. Известно, что в начале пубертата происходит мощный гормональный выброс, ведущий к рассогласованию в работе функциональных систем организма, что не может не отразиться на работе физиологических механизмов, обеспечивающих наиболее сложные виды координационных проявлений. У детей-логопатов пубертатный период наступает позже, чем у здоровых детей, так как они отстают в темпах полового созревания, что подтверждается собственными исследованиями.
Уровень развития дифференцировочной координации (силовые параметры) школьников с нарушением речи также практически не отличается от показателей здоровых детей. Достоверные различия выявлены только в возрасте 11 и 15 лет у мальчиков и 11-12 лет у девочек. Возрастная динамика показателя дифференцировочной координации (силовые параметры) здоровых детей и школьников с нарушением речи также носит сходный характер. Самые высокие показатели выявлены у мальчиков 13 лет, как здоровых, так и с нарушением речи. У девочек максимум результативности приходится на возраст 13-14 лет. Самые высокие темпы прироста у детей-логопатов по данному показателю выявлены в 11-13 лет у мальчиков и 12-13 лет у девочек, что свидетельствует о наличии сенситивного периода в этих возрастных диапазонах.
Показатели тестирования, оценивающего уровень развития способности поддерживать заданную частоту движений, в большинстве возрастных диапазонов у детей-логопатов достоверно ниже (р>0,05), чем у здоровых детей. Исключение составляет лишь возраст 11-12 лет у мальчиков и 12 лет у девочек. Возможно, это объясняется тем, что в этот возрастной период у здоровых детей происходит спад показателей тестирования, связанный с наступлением пубертатного периода. В дальнейшем показатели здоровых школьников возвращаются к исходному уровню, затем увеличиваются, и в следующих возрастных группах вновь проявляются достоверные различия между логопатами и здоровыми школьниками. Сенситивные периоды выявлены в возрасте от 10 до 11 лет у мальчиков и от 9 до 10 лет у девочек с нарушением речи, так как в эти возрастные промежутки наблюдаются самые высокие темпы прироста данного показателя. Более раннее наступление сенситивного периода у девочек связано с разными темпами биологического созревания мальчиков и девочек.
Еще больше выражено различие между здоровыми и детьми с нарушением речи в тестах, оценивающих уровень развития реагирующей способности (тест «ловля линейки», время простой и сложной зрительно-моторной реакции). Большое значение в процессе координации движений имеет реагирующая способность, так как она является пусковым механизмом к началу всех координирующих влияний. Даже при высоком уровне развития остальных КС несвоевременное реагирование может привести к запаздыванию управляющих влияний и рассогласованиям между актом координации и конкретной динамической ситуацией, на которую он направлен (А.М. Пидоря, М.А. Годик, А.И. Воронов, 1992). Выявленное достоверное различие можно объяснить, на наш взгляд, задержкой развития коркового отдела двигательного анализатора, расположенного в прецентральной извилине головного мозга и имеющего непосредственную морфологическую связь с центром речи Брока. При повреждении центра Брока, расположенного в заднем отделе нижней лобной извилины, возникает моторная афазия. Результаты теста, оценивающего уровень сложной зрительно-моторной реакции, выявили и низкую способность детей-логопатов к переключению, что также связано с локализацией поражения у детей-логопатов в области лобной доли. Следует обратить внимание, что по показателям простой зрительно-моторной реакции различий между здоровыми и детьми-логопатами в большинстве возрастных периодов не выявлено. Лишь в возрасте 10 лет у мальчиков и 8--10 лет у девочек установлены достоверные различия между показателями здоровых детей и школьников с нарушением речи. Это можно объяснить низкой сложностью задания. Видимо, на более низких уровнях сложности двигательного задания наличие дефекта речи не отражается на результатах тестирования.
Возрастная динамика развития показателей реагирующей КС по всем тестам у здоровых школьников и детей-логопатов носит сходную направленность. Самые низкие показатели по результатам тестирования выявлены в возрасте 8 лет как у здоровых детей, так и у детей-логопатов. Пик результативности по показателям тестирования, оценивающего уровень развития реагирующей способности, приходится на возраст 14-15 лет как у детей-логопатов, так и у здоровых школьников. В возрасте 11 лет (девочки) и 13 лет (мальчики) у здоровых детей наблюдается спад изучаемого показателя, что объясняется наступлением периода полового созревания. У детей-логопатов период спада данного показателя приходится на возраст 12 лет (девочки) и 13 лет (мальчики).
Выявлены следующие наибольшие темпы прироста по показателям реагирующей способности: простая и сложная зрительно-моторная реакция — от 10 до 11 лет у мальчиков и у девочек; тест «ловля линейки» — от 11 до 12 лет у мальчиков и у девочек.
Значительно снижены показатели детей-лого патов в тестах, оценивающих уровень развития статической координации, что свидетельствует о недостаточном развитии вестибулярного анализатора. Центральный отдел данного анализатора находится в непосредственной близости от центра Вернике (центра сенсорной речи). Развитие данного центра часто страдает у детей-логопатов (Дж. Дудел с соавт., 1985; Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова, 1986; Г.А. Волкова, 1993). Интересен тот факт, что в возрасте 8-9 лет достоверных различий в показателях способности к сохранению равновесия между детьми-логопатами и здоровыми школьниками не выявлено. Возможно, это объясняется тем, что в младшем школьном возрасте у здоровых детей эта способность развита недостаточно в силу незрелости физиологических механизмов обеспечения, ответственных за сохранение равновесия.
Сенситивные периоды развития способности к сохранению равновесия у детей-логопатов в простых упражнениях (проба Ромберга, пяточно-но сочная поза) — возрастные диапазоны от 12 до 13 лет у мальчиков и у девочек; в более сложных упражнениях (проба Ромберга, поза «аист») — от 8 до 9 и от 13 до 14 лет — у мальчиков и от 9 до 10 лет у девочек, так как в эти периоды выявлены наиболее высокие темпы прироста.
Самые значительные отличия от показателей здоровых школьников выявлены у детей с нарушением речи при проведении тестирования, оценивающего уровень развития ориентировочной КС и способности к конструктивному праксису (тест «кубики кооса»). Это можно объяснить высоким уровнем сложности теста, в котором кроме демонстрации двигательных навыков требуется значительное интеллектуальное усилие. Достоверные различия выявлены во всех возрастных периодах, причем наиболее выраженные — в старшем школьном возрасте. Самые высокие показатели, отражающие уровень развития ориентировочной способности и способности к конструктивному праксису, у детей-логопатов наблюдались в возрасте 13 лет как у мальчиков, так у и девочек. После 13 лет способность к конструктивному праксису у детей с нарушениями речи начинает плавно снижаться. У здоровых детей данный показатель возрастает до 15 лет. Резких периодов спада результативности тестирования, выявляющего способность к конструктивному праксису, не отмечено ни в одном возрастном промежутке. Эта закономерность касается как здоровых детей, так и детей-логопа тов, как мальчиков, так и девочек. Можно предположить, что на данную способность, в отличие от многих других видов координационных проявлений, начало пубертатного периода не оказывает существенного влияния. Наибольшие темпы прироста способности к конструктивному праксису у учащихся общеобразовательных школ выявлены в возрастном диапазоне от 10 до 12 лет (мальчики) и от 9 до 11 лет (девочки). У детей-логопатов сенситивный период приходится на более поздний промежуток времени — 11-13 лет, что можно объяснить уже указанными выше замедленными темпами биологического созревания этой категории детей. В целом же характер возрастной динамики развития данной способности у здоровых детей и школьников с нарушениями речи носит сходную направленность, за исключением периода 14-15 лет, когда у здоровых школьников еще идет рост данного показателя, а у подростков с нарушением речи уже наступила стадия стабилизации.
Возрастная динамика показателя кинестетической КС (тест «фишки») детей-логопатов и здоровых школьников практически одинакова по направленности развития, но абсолютные значения детей с нарушением речи значительно снижены. Поскольку сложность теста невысока, задание требовалось выполнить на время. Низкие результаты детей-логопатов в данном тесте свидетельствуют о значительных трудностях при выполнении двигательного задания в ограниченных временных рамках, что подтверждается также и результатами в тесте «кубики кооса». Сенситивными периодами развития кинестетической способности являются промежутки от 9 до 10 лет у девочек и мальчиков, а также от 14 до 15 лет у мальчиков и от 13 до 14 лет у девочек. Именно в эти периоды выявлены самые высокие темпы прироста по показателям тестирования.
Наиболее высокие показатели, отражающие уровень способности к максимальной частоте движений, дифференцировочной координации у детей-логопатов объясняются, на наш взгляд, развитием компенсаций. Достижение двигательных компенсаций у детей с нарушениями речи происходит вследствие целенаправленного педагогического воздействия на логопедических занятиях путем стимуляции функционирования моторных зон лобной доли и прецентральной извилины и центра Брока. Вместе с тем при выполнении более сложных заданий, где требуется достаточно высокий уровень развития кинестетической реагирующей координации, способности к сохранению равновесия отставание детей-логопатов от здоровых сверстников выражено значительно.
Полученная информация об особенностях координационных проявлений детей-логопатов, сенситивных периодах развития разных видов КС позволила разработать коррекционную программу совершенствования базовых видов КС для детей с нарушениями речи. Программа апробирова на и внедрена в практику работы коррекционных школ Омска и других городов Сибири для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Список литературы
1. Бехтерев В.М. Избранные произведения. — М.: Росиздат, 1954. — 345 с.
2. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи /Бадалян Л.О., Журба Л.Г., Тимонина О.В. — Киев: Здоров'я, 1988. -326 с.
3. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи /НИИ дефектологии АПН СССР. — М.: Педагогика, 1990. — 183 с.
4. Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией (методические разработки к проведению коррекционных занятий). СПб., 1993. — 96 с.
5. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития //Дефектология. 1987, № 4, с. 3-9.
6. Пидоря А.М., Годик М.А., Воронов А.И. Основы координационной подготовки спортсменов. Омск, 1992. — 76 с.