Реферат: Отдых спортсмена как фактор повышения его работоспособности
Доктор медицинских наук, профессор Р.А. Дубинский Доктор медицинских наук В.П. Боряк А.Ф. Щёкин Пятигорская государственная фармацевтическая академия, Пятигорск Проблемный научно-исследовательский центр «Фитопрофилактика», Пятигорск
При подготовке спортсмена к соревнованиям тренер одновременно работает в различных направлениях, в том числе над техникой данного вида спорта, психологической подготовкой спортсмена, физиологическим обеспечением высокой работоспособности при пиковых нагрузках на соревнованиях.
В связи с этим мы хотим обратить внимание на некоторые компоненты внешней среды, которые могут влиять на повышение работоспособности спортсмена в результате улучшения его физиологического статуса, как во время тренировочного процесса, так и во время самого соревнования. Приведем примеры, которые хорошо известны, но в практике мало используются.
Короткий сон на сеновале лучше восстанавливает силы, чем более длительный в городской квартире на поролоновом матрасе. Активизируют отдых на сеновале биологически активные вещества, выделяемые растениями. Действие этих веществ хорошо известно и спортивным специалистам, назвавшим их натурстимуляторами по следующим причинам. Строительство велотрека в Крылатском было закончено в канун московской Олимпиады, и проведенные соревнования поразили весь мир каскадом рекордов. Объясняется это тем, что полотно велотрека было выстлано свежей сибирской лиственницей. Во время открытия соревнований в воздухе приятно пахло древесиной этого растительного сибирского гиганта. Фитонциды, выделяемые в воздух древесиной сибирской лиственни цы, и способствовали рекордным заездам.
Еще один природный компонент климата — электрический заряд воздуха или, как его сейчас называют, «аэроионизация». Этот природный компонент известен альпинистам. Достаточно разбить бивак вблизи даже небольшого горного водопада или порожистой горной реки (а в таких местах всегда высокая аэроионизация), как на следующий день на маршруте у всей группы наблюдается повышенная работоспособ ность. Причина такой интенсификации работоспособности следующая. Организм человека нуждается в постоянном энергообмене с внешней средой. Электрически заряженные молекулы воздуха ингаляцион но поступают в организм, затем через альвеолярную стенку в артериальную кровь и далее разносятся током крови ко всем органам и тканям организма. Электрический потенциал активизирует обменные процессы и кровообращение, а затем воздействует на функциональную активность различных органов и систем.
Исторически сложилось так, что физиологическое действие фитофона и аэроионизации изучают в основном биологи и врачи различных медицинских специальностей. Кроме того, эти два природно-кли матических фактора изучаются обычно порознь, поскольку они, во-первых, не всегда присутствуют в данной местности одновременно. Во-вторых, применение их в обычных условиях затруднено, поскольку на их количественные показатели по-разному влияют сезон, время суток, погода и ряд других обстоятельств.
Современное развитие фармации и медицинской техники позволило нам разработать технологию моделирования в воздухе помещений аналогов фитофона и одновременно повысить электрический потенциал воздуха. При этом мы объединили в единый физический комплекс два указанных климатических компонента, придав электрический заряд не молекуле воздуха (аэроион), а биологически активной частице «фито», назвав новый физический комплекс «Фитоаэроион». Поскольку частица «фито» и находящийся на ней электрический заряд действуют однонаправленно, т.е. синергично, в результате получен новый биологически активный физический комплекс с рядом характеристик, неизвестных ранее. Кроме того, поскольку действие фитофона и аэроиона синергично, произошло взаимоусиление биологического действия, присущего как частице «фито», так и электрическому потенциалу воздуха — аэроиону.
Генерирование фитоаэроионов происходит в специальном аппарате — фитоаэроионизаторе следующим образом. Вначале фитонциды переводятся в низкоконцентрированную водную эмульсию. Затем посредством ультразвука в генераторе фитоаэроио нов водная эмульсия механически раздробляется и ее частицы, получив дополнительно электрический заряд, поступают в воздух помещения в виде мелкодисперсного аэрозоля. Концентрация фитонцидов в воздухе помещения поддерживается на уровне естественного фитофона в летний полдень в зарослях эфироносных растений, а это в диапазоне 1,5 — 2 мг/м3 воздуха помещения.
Таким образом, мы получили возможность моделировать в оптимальных вариантах в любых климатических зонах сочетания фитофона и аэроионизации, отсутствующие в природе, например фитофон сибирской тайги и уникальную аэроионизацию кавказского высокогорья.
Фитоаэроион оказался энергичным адаптогеном широкого спектра действия, проявляющегося уже на первом сеансе. При этом позитивное физиологичес кое влияние обладало функциональной кумуляцией в период проведения курса процедур, вследствие чего функциональное улучшение от сеанса к сеансу возрастало.
Провести исследования на базе кафедры физвоспитания Пятигорской государственной фармацевтической академии мы не могли, поскольку не имели соответствующего современного электронного диагностического оборудования, необходимой клинической и лабораторной базы. Был и ряд других причин. Поэтому представляемые результаты получены при оценке влияния фитоаэроионизации на отдыхающих и лечащихся в санатории «Родник». Однако механизм действия фитоаэроионизации не меняется в зависимости от контингента. Кроме того, в санатории было две группы: контрольная (122 человека), получавшая курс курортного лечения, и группа «фито» (118 человек), для которой курс курортного лечения дополнялся фитоаэроионизацией. Поэтому результаты спортсменов оказались аналогичными по характеру, но иными по абсолютным показателям.
Первое, на что мы обратили внимание при проведении исследований, — это то, что при отклоненном от нормы артериальном давлении происходит его нормализация. Гипертензия ощутимо снижается уже во время первого сеанса. При нормальном АД изменений практически нет. Что же касается гипотензии, то явных изменений за один сеанс нет, но за курс процедур фитоаэроионизации происходит статистически достоверное повышение АД, хотя по абсолютным величинам и менее интенсивное, чем при артериальных гипертензиях.
Поэтому нам пришлось более детально провести изучение сдвигов не только в артериальном давлении, но и в гемодинамике. Оказалось, что нормализация АД при его отклонении от нормы — это не следствие влияния фитоаэроионизации непосредственно на барорецепторы, а конечный результат перестройки всей гемодинамики.
Поскольку мы ограничены размерами журнальной статьи, то приведем только конечную схему изменений гемодинамики в более наглядном варианте, а именно при нормализации артериальных гипертензий.
Изменения в гемодинамике происходили в такой последовательности. В результате поступления фитоаэроионов изменился химический состав в зонах прекапиллярных сфинктеров. Кроме того, увеличился электрический потенциал среды, окружающей сфинктер. Действие эфирного масла ведет к снижению напряженности симпатической ветви, а закрытие сфинктера происходит именно как результат повышения тонуса симпатикуса. Обратим внимание еще на одну деталь. В результате снижения напряженности симпатической ветви произошло раскрытие дополнительного качества прекапиллярных сфинктеров, до этого находившихся в «резерве». Раскрытие некоторой части сфинктеров ведет к улучшению микроциркуляции крови, а именно этой части кровообращения в настоящее время придают все больше значения, как фактору, обеспечивающему оптимальное функционирование органов и тканей целостного организма. Дополнительное раскрытие прекапиллярных сфинктеров увеличило суммарную площадь поперечного сечения капилляров. Обратим внимание на то, что суммарная площадь поперечного сечения капилляров возрастает пропорционально квадратам радиусов дополнительно раскрывшихся капилляров, поэтому увеличение количества перфузированных капилляров многократно увеличивает суммарную площадь поперечного сечения. Поскольку в регионе прекапилляр-вену ла движение крови идет уже не пульсирующим, а ламинарным потоком, то начали действовать иные, чем на дистанции, законы гидродинамики аорта-прекапил ляр. Поэтому сопротивление току жидкости в регионе прекапилляр-капилляр снижается пропорцио нально сумме квадратов радиусов раскрывшихся капилляров. В свою очередь, периферическое сопротивление — это сопротивление току крови на участке прекапилляр-капилляр, и на его преодоление затрачивается до 90% всей энергопроизводительности сердца, и это сопротивление резко снижается. Уменьшение периферического сопротивления, в свою очередь, ведет к снижению среднединамического давления, необходимого для проталкивания крови в этом районе. Но среднединамическое давление — это интегральная величина от частоты сердечных сокращений и объема систолического сердечного выброса, которые совокупно дают значение минутного объема крови. Круг изменений замыкается.
Результат. Минутный объем крови снижается, обеспечивающая минутный объем крови энергопро изводительность сердца также уменьшается, а качество кровоснабжения органов и тканей возрастает в результате улучшения микроциркуляции крови. Поскольку среднее динамическое давление — величина, функционально связанная с АД, понижение среднего динамического давления в представленном варианте вызывает понижение АД. Итог: снижение АД и ЧСС явилось не результатом непосредственного действия фитоаэроионизации на эти параметры гемодинамики, а заключительным звеном в целой цепи последовательных изменений, приведших к оптимизации кровоснабжения органов и тканей при одновременном снижении энергопроизводительности сердца.
Обратим внимание еще на одну особенность функционирования вегетативной нервной системы.
Ранее обсуждался вопрос о снижении тонуса симпатической ветви вегетативной нервной системы. Но тонус симпатической ветви не может быть повышенным при нормальном напряжении ветви вагуса. Как только возрастает тонус симпатикуса, вагус также немедленно реагирует своим напряжением. Поэтому при напряжении симпатической ветви обязательно происходит напряжение всей вегетативной нервной системы. Мы обсуждаем проблемы, связанные с отдыхом, т.е. с возвратом напряженной вегетативной системы к норме или хотя бы приближением к ней за время отдыха. Эту часть хорошо иллюстрирует изменение индекса Р. Баевского, который точно определяется при проведении исследований методом кардиоинтервалометрии. Эту часть мы изучали подробно, но приведем только данные по изменению индекса Р. Баевского на 1-м и 10-м сеансах фитоаэроионизации .
Индекс Р. Баевского определялся авторами в условных единицах (у.е.). Авторы выделили две зоны: зону напряжения процессов адаптации (200 у.е. и более) и активную зону процессов адаптации (150 у.е. и ниже). Поскольку Р. Баевский не дал названия промежуточной зоне, то мы ее на графике назвали «зона риска» (150-200 у.е.). Теперь обратимся к материалам самого графика.
За время 1-го сеанса, т.е. всего за 30 мин приема процедуры фитоаэроионизации, произошло снижение показателя на 27,8%, при этом с достаточной статистической достоверностью (t=2,2). Из зоны напряжения показатель перешел к нижней границе «зоны риска» (227-164 у.е.).
Интересен и следующий факт. До 10-й процедуры среднее значение индекса Р. Баевского равнялось 160 у.е. в отличие от значения этого же показателя до 1-го сеанса — 227 у.е. На 10-м сеансе индекс Р. Баевского был на 29,5 % ниже. В начале данного сообщения мы обращали внимание, что происходит кумуляция позитивного эффекта, и это результат именно данного процесса.
Обратим внимание, что на 10-м сеансе отмечено снижение: 14,4 против 27,8 % на 1-й процедуре, но статистичес кая достоверность возрастает (t=3,3, или вероятность более 99,99 %). Отсюда следует, что дисперсия ряда за время курса фитоаэроионизации значительно уменьшилась, показывая, что действие фитоаэроионизации было более энергичным при высоких показателях и напряженности вегетативной нервной системы, которые у всех участников изучаемой совокупности нормализовались или вплотную приблизились к норме. Об этом свидетельствует t = 3,3.
В понятие «физиологический отдых» обязательно входит возврат к норме повышенного тонуса вегетативной нервной системы как на тренировках, так и во время соревнований. Но обратим внимание на то, как некоторые тренеры организуют отдых во время краткого перерыва. Спортсмены утоляют жажду легкими тониками типа «Байкал» или «Пепси». Прием тоника дает ощущение бодрости, и соответственно создается впечатление снятия усталости и, следовательно, восстановления работоспо собности. Но тоник задерживает снятие напряжения вегетативной нервной системы, поэтому максималь ная работоспособность во время следующего тайма будет короче и утомление наступит раньше, чем при более глубоком снятии напряжения вегетативной нервной системы.
Как показали наши исследования (результаты которых мы приведем в следующих сообщениях, если они заинтересуют спортивных специалистов), происходит ускорение восстановления нарушенного вегетативного равновесия, всегда наступающего при физических и эмоциональных нагрузках. Следователь но, физиологический процесс отдыха и, соответствен но, восстановления работоспособности при применении фитоаэроионизации оптимизируется.
Курсовое применение фитоаэроионизации повышает резистентность организма, вследствие чего общая заболеваемость в детских коллективах снижается на 30-40%, а в производственных — на 15-25 %. Снижение заболеваемости- это подтверждение возрастания резистентности организма и его адаптационного потенциала. В свою очередь, возрастание адаптационного потенциала — показатель повышения уровня здоровья. Вновь приходится обращаться к связке отдых-здоровье-работоспособность-отдых -восстановление работоспособности.
Отсюда следует, что фитоаэроионизация одновременно является «натурстимулятором» работы, как было в Крылатском во время московской Олимпиады, и одновременно активатором отдыха, который восстанавливает работоспособность. Поэтому эффективность тренировочного процесса и работа спортсмена на соревнованиях при применении фитоаэроионизации должны возрастать. Насколько? Это мы готовы исследовать совместно с заинтересованными спортивными специалистами