Реферат: Земельные правоотношения

--PAGE_BREAK--Основой хозяйства преобладающего большинства крестьян оставались надельные земли, которыми они не могли распоряжаться так, как хотели, даже в тех регионах, где было подворное землевладение. К началу XX в. после неоднократных семейных разделов наделы значительно помельчали. Возросло количество безземельных и малоземельных крестьян. В 1905 г. из 660 тыс. крестьянских дворов Белоруссии около 70 тыс. (12%) являлись безземельными, а 251,4 тыс. (42,6%) имели наделы до 8 десятин, с которых они не могли прожить. Не обеспечивал в то время прожиточный минимум средней крестьянской семьи в 6-7 душ и надел до 15 десятин на двор. А таких крестьянских дворов насчитывалось 82,5%. При этом крестьянин без согласия сельской общины не мог продать свой надел, заложить его в банке и т.д. Он был фактически прикреплен к тем повинностям, которые были связаны с наделом. Именно многочисленные налоги и повинности при низкой плодородности земли и отсталой агротехнике и приводили к тому, что крестьянская семья, имея надел до 15 десятин, не могла прокормить, одеть себя, по-человечески жить.
Средневековые формы землевладения, сословная неполноправность и униженность крестьянина, непосильные налоги и повинности, которые он нес на пользу помещичьего государства, были основной причиной, которая тормозила развитие не только сельского хозяйства, но и промышленности, ибо и паупер-крестьянин, который находился в кабальной зависимости от помещика, и помещик, который вел свое хозяйство методами полукрепостнической эксплуатации таких крестьян, почти не являлись потребителями промышленных товаров. Ограниченность внутреннего рынка все больше обостряла противоречия между высокоразвитой промышленностью и отсталым полукрепостническим сельским хозяйством. Не случайно именно аграрный вопрос является главным и первоочередным в процессе созревания и развития первой русской революции 1905-1907 гг.
Рост массового аграрного, а затем и политического движения российского крестьянства в 1905 г. заставил царское правительство признать неизбежность реформы старых порядков в деревне. Инициатором и главным руководителем преобразований выступил премьер-министр и министр внутренних дел П.А. Столыпин, который осознал необходимость ломки средневековых форм землевладения с целью расчистить путь для капиталистического развития России. Ставка делалась, с одной стороны, на то, чтобы разбить единый, общекрестьянский фронт против помещиков, расколоть деревню, ускорить создание класса сельской буржуазии из числа зажиточного крестьянства, привлечь его к поддержке царского правительства и таким образом поставить преграду на пути революционного движения. А с другой стороны, чтобы обеспечить условия быстрого развития экономики страны. Важнейшими средствами достижения этой цели являлось разрушение крестьянской общины, насаждение хуторов и переселение «избыточного» в европейской части России крестьянства в Сибирь и на Дальний Восток. А в целом — переход от прусской к американской (фермерской) модели землепользования.
Первоначальным, исходным этапом реформы, необходимым для становления частной крестьянской земельной, собственности, являлось разрушение крестьянской общины. Указ 9 ноября 1906 г. позволял каждому хозяину по его желанию выйти из общины и закрепить в личную собственность свою надельную землю. Санкцию на это должно было дать общее собрание сельской общины в продолжение месяца со времени подачи заявления. Если собрание не удовлетворяло просьбу, то окончательно решал вопрос земский начальник. Крестьянину, который выходил из общины, разрешалось требовать выделения земли в одном участке, на хуторе. Таким образом решался вопрос о ликвидации чересполосицы, которая препятствовала прогрессу крестьянского хозяйства.
По указу от 29 мая 1911 г. землеустроительные комиссии получили право принудительно — в целях ликвидации чересполосицы — выделять крестьянам землю в одном участке и таким образом толкать их к переселению на хутора. К 1915 г. в Могилевской губернии вышли из общины 56,8%, а в Витебской 28,9% хозяев. Всего в этих двух губерниях закрепили землю в личную собственность 48% общинных дворов (против 22% в целом по России).
На реализацию реформы в Белоруссии и Литве определенный отпечаток наложил открыто великодержавный, по сути колониальный курс политики царизма, который при Столыпине проявился в дополнительных мерах по насаждению здесь русского землевладения. За счет казенных земель здесь был создан специальный, фонд для русских переселенцев. Соответствующую политику должен был проводить и Крестьянский банк. В результате в 1907 — 1912 гг. только в Гродненской губернии русские поселенцы при помощи банка купили у помещиков «польского происхождения» почти 28 тыс. десятин земли, а сам банк в этих же целях приобрел более 13 тыс. десятин.
Хуторское хозяйство широко пропагандировалось в печати. Создавались показательные хутора, которые обеспечивались” сортовыми семенами, саженцами плодовых деревьев, породистым скотом, минеральными удобрениями, усовершенствованным инвентарем, машинами и др. В Виленской губернии до конца 1914 г. было организовано 387 показательных хозяйств на площади около 5,6 тыс. десятин. Такие же хозяйства создавались и в других белорусских губерниях. Для перенимания их опыта организовывались экскурсии крестьян как в пределах Белоруссии, так и в других краях, например в Финляндии. На все это отпускались немалые средства.
С целью интенсификации сельского хозяйства, повышения культуры земледелия и животноводства, их технической оснащенности в период реформы землеустроительными комиссиями и земствами принимались меры по укреплению агрономической, зоотехнической, ветеринарной службы, организации точек продажи и проката усовершенствованных сельскохозяйственных машин и оборудования, складов минеральных удобрений, семян, «заводов» племенного скота и т.д. Количество агрономов в Витебской губернии в 1909-1913 гг. увеличилось с 3 до 169 человек.
За 10 лет осуществления реформы на надельной, казенной и купленной банком земле в 5 западных губерниях было создано более 12,8 тыс. хуторов, которые заняли площадь около 1,4 млн. десятин. Процент созданных в Белоруссии хуторов (12) был выше, чем в 1 России в целом (10). Хуторизация постепенно набирала — темпы: из всех хуторов, что возникли здесь до 1915 г., около 2/3 появились в 1911-1914 гг.
Однако эффективность всей отмеченной деятельности в целом была невысокой по причине бедности и неграмотности преобладающего большинства крестьян. Единственное, что реально дала бедняцкой массе столыпинская реформа, это возможность продать свой надел и избавиться таким образом от опеки сельской общины, а значит, и от кабалы местного помещика, ростовщика, кулака. Реформа открыла для полупролетарского населения деревни свободу выбора занятий, поиска более выгодного места и условий продажи своей рабочей силы, а для зажиточных крестьян — более широкие возможности для интенсификации хозяйства. В выигрыше оставались и помещики, которые сохранили своя имения. В тяжелом положении оказались только те из них, кто вел хозяйство путем кабальных отработок.
Особенно крепкий удар по последним нанесла отмена запрета на переселение крестьян в азиатскую часть России. Более того, чтобы притупить острие аграрного вопроса в европейской России, правительство принимало определенные меры для поощрения переселенцев. С этой, целью выделялись средства на проезд, краткосрочные займы и безвозвратная денежная помощь, обеспечивались специальные, поезда, готовились пункты приема и распределения переселенцев, нарезались участки и т.д.
За 1904-1914 гг. из пяти западных губерний переселились 368,4 тыс. человек, из них около 70% -в 1907 — 1909 гг. Пик переселения (102,5 тыс) падает на 1909 г., когда крестьяне лишились последней надежды получить бесплатно помещичью землю на родине с помощью Государственной думы. Абсолютное большинство переселенцев (до 77%) составляли безземельные и малоземельные крестьяне. Соблазнившись широко разрекламированными сибирскими просторами и выгодами, льготами и правительственной помощью переселенцам, они нередко за бесценок распродавали свое имущество и выезжали в Сибирь.
Однако помощь со стороны правительства была мизерной. Чиновническо-бюрократическая система не смогла надлежащим образом организовать переселения. Нередко участки земли отводились в местах, далеких от дорог и водоемов. Во многих местах отсутствовала медицинская помощь, что приводило к массовым заболеваниям в суровом крае. В связи с этим некоторые переселенцы были вынуждены возвращаться назад. Всего за 1907 — 19Г4 гг. в Белоруссию вернулись 36,5 тыс. (около II%) переселенцев — совсем обедневших людей, которые потеряли последние средства и надежды обзавестись своим хозяйством.
Именно горький опыт многих тысяч переселенцев, который не скрывался в тогдашней печати, привел к резкому сокращению количества переселенцев в 1910 — 1914 гг. Начало первой мировой войны прервало реализацию столыпинской реформы. Однако и те мероприятия, которые были проведены, в значительной степени содействовали развитию капиталистических отношений, в сельском хозяйстве Белоруссии.
Существенно ускорился процесс распада феодальной и роста буржуазной земельной собственности. В 1911 — 1914 гг. дворяне, чиновники, офицеры продали в пяти западных губерниях 1514 тыс. десятин земли. Из них крестьяне купили 714,1 тыс., а купцы и мещане — 241,6 тыс. десятин. Преобладающая часть купленных земель переходила в собственность крестьян-предпринимателей. Крестьянская беднота, получив в ходе реализации столыпинской аграрной реформы право собственности на землю, как правило, выступала на земельном рынке в качестве продавца. В 1907-1914 гг.40,8 тыс. крестьянских дворов из числа тех, что вышли на хутора и отруба, продали 177,8 тыс. десятин земли.
При этом на одного продавца приходилось в среднем около 4,6 десятин. К концу первого десятилетия существенно возросла техническая оснащенность помещичьих и определенной части зажиточных крестьянских хозяйств. В 1910 г. на помещичье имение уже приходилось в среднем по 5 железных плугов и по 5,5 разных сельскохозяйственных машин \ (молотилок, веялок, сеялок, жаток, сенокосилок).
Количество молотилок и веялок увеличилось и в хозяйствах зажиточных крестьян до 32,4 тыс. В результате крестьяне имели на 2,8 тыс. больше этой техники, чем помещики, зато сеялок, жаток и сенокосилок у них почти не встречалось.
В большинстве помещичьих, а также во многих кулацких хозяйствах возросло использование наемного труда (годовых, сезонных и поденных рабочих. Накануне первой мировой войны насчитывалось свыше 200 тыс. постоянных сельскохозяйственных рабочих (батраков, слуг). Кроме того, в летний период помещики и кулаки нанимали большое количество поденных и сезонных рабочих.
Все это содействовало развитию капиталистических отношений в сельском хозяйстве Белоруссии [13, с.48-70].
2. История становления и развития земельных отношений и земельного законодательства Беларуси в 1917-1937 гг. История становления и развития земельного законодательства и права в Республике Беларусь — это история развития государства и права вообще, в том числе и история становления и развития союзного государства — бывшего СССР.
Коренное переустройство земельных отношений и земельного строя было осуществлено на базе социалистической национализации земли, провозглашенной Декретом «О земле». Этот Декрет заложил основы нового земельного строя.
В статье 1 этого земельного закона указывалось, что помещичья собственность отменяется немедленно и без всякого отказа. В статье 2 говорилось: «Помещичьи имения, равно как все земли: удельные, монастырские, церковные со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями, переходят в распоряжение волостных земельных комитетов уездных Советов крестьянских депутатов впредь до Учредительного собрания». Одновременно подчеркивалось, что не подлежали конфискации земли рядовых крестьян и рядовых казаков (ст.5 Декрета). Таким образом, в Декрете «О земле» было законодательно оформлено осуществление основного требования крестьян. С изданием этого Декрета, крестьянство получило твердую уверенность в том, что помещиков больше не будет. А это, как говорил В.И. Ленин, было самое главное.
В Декрете нашел закрепление действовавший вплоть до 80-х годов принцип бесплатного предоставления и бесплатного пользования землей.
При проведении земельных преобразований в силу ст.4 Декрета следовало руководствоваться Крестьянским наказом, составленным на основании 242 местных крестьянских наказов редакцией «Известий Всероссийского Совета крестьянских депутатов». Он был приложен к Декрету «О земле» и стал его неотъемлемой частью. Право землепользования, согласно ст.6 Крестьянского наказа, предоставлялось независимо от пола всем гражданам, желающим обрабатывать землю своим трудом, при помощи членов семьи или в товариществе. Одновременно вводилось уравнительное землепользование (земля распределялась по трудовой или потребительской норме). Сразу же государство приступило к формированию государственного земельного реестра. Достаточно сказать, что в соответствии со ст.3 Крестьянского наказа, земельные участки с высококультурными хозяйствами не подлежали разделу, были объявлены как показательные. Они подлежали передаче в зависимости от размера в исключительную собственность государства.
Декрет «О земле» решал две важнейшие задачи: национализацию земли и начало перехода к социалистическим принципам в земледелии. Его продолжением и развитием явился и Декрет «О социализации земли». Он подтверждал отмену частной собственности на землю, недра, воды, леса и живые силы природы в пределах РСФРС. Земля, как было указано в ст.2 Декрета, без всякого выкупа переходит в пользование народа. Право пользования ею получили: государство в лице его органов; общественные организации; сельскохозяйственные коммуны, сельскохозяйственные организации, сельские общества, отдельные семьи и граждане. Для застройки такое право было закреплено за торгово-промышленными и транспортными предприятиями.
Право землепользования предоставлялось гражданам независимо от пола, вероисповедания, национальности и подданства. Основным требованием при этом было требование ее обработки исключительно собственным трудом. Применение наемного труда прекращало право пользования землей.
Декрет «О социализации земли» предусмотрел и некоторые формы коллективных хозяйств. Это — кооперативные хозяйства, создаваемые самими крестьянами, и хозяйства, создаваемые государством [12, с.39].
Одновременно становление самостоятельного земельного законодательства и права на Беларуси самым тесным образом связано со становлением и развитием белорусской государственности. Как известно, в 1917-1918 гг. территория РБ находилась частично под оккупационным режимом Польши. Часть ее была захвачена немцами. Большая часть Беларуси в период становления власти Советов оказалась в рамках западной области. Она объединяла Минскую, Могилевскую, Витебскую губернии и не оккупированные немецкими войсками части Виленской и Гродненской губерний [9, с.12-13].
Для руководства отраслями государства, наряду с другими, были созданы продовольственные и земельные комиссариаты (отделы).
Первый Всебелорусский съезд Советов, который состоялся 2-3 февраля 1919 года, принял Конституцию Белорусской республики, в соответствии с нею земельный фонд был объявлен общегосударственной собственностью. В центре внимания съезда стоял аграрный вопрос. Республика Беларусь провозгласила переход от частных форм землепользования к общественно-коллективной. Планировалось создать различные организационные формы использования земли: совхозы, колхозы, товарищества.
На освобожденной территории Беларуси получили силу законы РСФСР. В области правового урегулирования земельных отношений великое значение имели Тезисы ЦК КП Литвы и Беларуси по аграрному вопросу от 24 мая 1920 г., принятые накануне освобождения от немецкой оккупации. Этот документ, имевший силу закона, предусматривал немедленную бесплатную передачу бывших помещичьих земель, за исключением некоторых хозяйств с развитым хозяйством и высоким техническим обслуживанием, в коллективное пользование коммунам, безземельным и малоземельным крестьянам.
13-17 декабря 1920 г. состоялся второй Всебелорусский съезд Советов, который рассмотрел и вопросы о земельных отношениях, развитии промышленности и сельского хозяйства, принял ряд дополнений к Конституции 1919 г., которые существенно ее обновили. Одновременно по предложению Комиссариата землеустройства были приняты и утверждены «Тезисы по аграрному вопросу». В соответствии со ст.7 Тезисов отменялась всякая частная собственность на землю. В области продовольственного вопроса сохранялись старые принципы продразверстки.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
еще рефераты
Еще работы по государству, праву