Реферат: Пейзажная лирика Некрасова

КриницынА.Б.

Картины природыникогда не былидля Некрасоваглавной поэтическойтемой: обыкновенновсе его вниманиепоглощалинапряженныечеловеческиеотношения.Пейзажныезарисовки, еслии возникаютв его стихах, то в связи сэтими отношениямиили как своеобразнаяк ним иллюстрация.К примеру, заизображениемнесжатой полосыпшеницы позднейосенью встаетсудьба несчастногопахаря, надорвавшегосяна тяжелойработе и умирающегоот мучительногонедуга:

Поздняя осень.Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжатаполоска одна…

Грустную думунаводит она.

Кажется, шепчутколосья другдругу:

«Скучно намслушать осеннюювьюгу,

Скучно склонятьсядо самой земли,

Тучные зернакупая в пыли!

<...>

Ветер несетим печальныйответ:

»Вашему пахарюмоченьки нет.

Знал, для чегои пахал он исеял,

Да не по силамработу затеял.

<...>

Руки, что вывелиборозды эти,

Высохли в щепку, повисли какплети,

Очи потускли, и голос пропал,

Что заунывнуюпесню певал,

Как, на сохуналегая рукою,

Пахарь задумчивошел полосою".

(«Несжатаяполоса» 1854 г)

Еще более резкопроступаетидеологическаянаправленностьв стихотворении«На Родине»(1855г.), где красоту«родимых нив»отравляет всознании поэтатот факт, чтоони «возделанырабами»:

Роскошны вы, хлеба заповедные

Родимых нив,-

Цветут, растутколосья наливные,

А я чуть жив!

Ах, странно такя создан небесами,

Таков мой рок,

Что хлеб полей, возделанныхрабами,

Нейдет мневпрок!

Точно так жеи Волга, на которойпрошло детствоНекрасова, несмотря навсе ее великолепие, воспринимаетсяим как «рекарабства и тоски», поскольку надней раздаетсястон бурлаков(«На Волге»1860г.). Все это типичныепримеры социальногопейзажа в лирикеНекрасова.

Мы привыкли, что пейзажиу Некрасовазачастую хмурыи унылы, подобноописанию дождливогоосеннего дняв уже разобранномнами стихотворении«В деревне», или же в отрывке«Утро»:

Бесконечноунылы и жалки

Эти пастбища, нивы, луга,

Эти мокрые, сонные галки,

Что сидят павершине стога;

Эта кляча скрестьяниномпьяным,

Через силубегущая вскачь

В даль, сокрытуюсиним туманом,

Это мутноенебо… Хоть плачь!

Однако встречаютсяу него картиныприроды, свободныекак от социальнойпроблематики, так и от тоскливойхандры. В первойчасти поэмы«Железнаядорога» тожерисуется осенняяприрода, ноавтор бесхитростновосторгаетсяею. Некрасоввступает всвоеобразноепоэтическоесостязаниес Пушкиным, длякоторого осеньявлялась любимейшимвременем годаи который всвоем знаменитомстихотворении(«Осень» 1833г.)описал ее подчеркнутореалистическимязыком, но приэтом опоэтизировал.Некрасоввоспроизводитпушкинскую«поэзию действительности»:

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталыесилы бодрит;

Лед неокрепшийна речке студеной

Словно кактающий сахарлежит;

Около леса. какв мягкой постели,

Выспаться можно- покой и простор!

Листья поблекнутьеще не успели,

Желты и свежилежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи.

Ясные, тихиедни…

Нет безобразьяв природе! Икочи,

И моховые болота, и пни —

Все хорошо подсиянием лунным.

Всюду родимуюРусь узнаю…

Вслед за ПушкинымНекрасов показывает, как осенняяприрода гармонируетс его телесными духовнымсостоянием[viii]и пробуждаетв душе новыежизненные силы(«Воздух усталыесилы бодрит»).По словам Н.Скатова, «некрасовскийстих распахнутв природу». Онобновляетпоэтическиесредства, находяконкретные, до него ни разуне употреблявшиесясравнения иэпитеты (воздух– «ядреный»,«Лед неокрепший<...> словно кактающий сахарлежит»). Замечаниео том, что «окололеса, как в мягкойпостели, выспатьсяможно…» – звучитпросто и непритязательно, но именно своейпрозаичнойконкретностьюоно позволяетнам лучше войтив состояниепоэта и ощутитьпочти физическитот «покой ипростор», окотором онпишет.

Пусть Некрасовникогда невдумывалсяв метафизикуи философиюприроды, подобноТютчеву, но онпрочувствовалс детства ееживотворнуюсилу и величавуюкрасоту. Глубокоепроникновениев ее бытие, противопоставленноесуетным человеческимустремлениям, мы находим вмаленькойлирическойзарисовке, принадлежащей, несмотря насвою немногословность, к вершинамрусской пейзажнойлирики:

В столицах шум, гремят витии,

Кипит словеснаявойна,

А там, во глубинеРоссии —

Там вековаятишина.

Лишь ветер недает покою

Вершинам придорожныхив,

И выгибаютсядугою,

Целуясь сматерью-землею,

Колосья бесконечныхнив…

Русский пейзаждан всего несколькимичертами, носразу связываетсяс концептамитишины, вечности(как и в знаменитомпейзаже И. Левитана«Над вечнымпокоем»), матери-земли, дороги, а завершаетсяобразом медленнозреющих, наливающихсяжизнью и новойсилой колосьев.Задается и идеялюбви, которойдвижется мир– через поцелуйколосьев Земле.Подобный приемрезкого переключенияиз одного смысловогоплана (житейского, временного, суетного) виной (природный, вечный, безмолвный)позже с необыкновеннойсилой убедительностиприменил ЛевТолстой в сценеранения князяАндрея Болконскогопод Аустерлицем, когда тот неожиданновидит над собойтолько бесконечноеспокойное небо.

Природа оказываетсядля Некрасовасредствомуспокоения, отдохновенияот тягот жизни, исцелениядушевных ран; именно к ней, на ее грудь онприпадает, черпая новыежизненные силы.Особую рольиграют восторженныеописания весеннейприроды, поражающиеликованиемжизненных сили кипящей радостьюбытия:

Но люблю я, весназолотая,

Твой сплошной, чудно — смешанныйшум;

Ты ликуешь, намиг не смолкая,

Как дитя, беззаботы и дум.

<...>

По холмам, полесам, над долиной

Птицы северавьются, кричат,

Разом слышны- напев соловьиный

И нестройныеписки галчат,

Грохот тройки, скрипеньеподводы,

Крик лягушек, жужжание ос,

Треск кобылок,- в просторесвободы

Все в гармониюжизни слилось…

Я наслушалсяшума иного…

Оглушенный, подавленныйим,

Мать — природа! иду к тебе снова

Со всегдашнимжеланьем моим-

Заглуши этумузыку злобы!

Чтоб душа ощутилапокой

И прозревшееоко могло бы

Насладитьсятвоей красотой.

Другой ликующерадостныйпейзаж мы найдемв стихотворении«Зеленый шум», где рассказываетсяо том, как приходвесны исцелилдушу крестьянина, заставив егоотказатьсяот задуманного«косматойзимой» грехасмертоубийстваизменившейему жены:

Как молокомоблитые,

Стоят садывишневые,

Тихохонькошумят;

Пригреты теплымсолнышком,

Шумят повеселелые

Сосновые леса;

А рядом новойзеленью

Лепечут песнюновую

И липа бледнолистая,

И белая березонька

С зеленою косой!<...>

Идет — гудетЗеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Природа исцеляетдушу лирическогогероя и в поэме«Рыцарь на час»(с очень редкимв поэзии ночнымосенним пейзажем), и в поэме «Тишина», где природадолжна утишитьболь от пораженияРоссии в Крымскойвойне:

Все рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ниморей, ни гор…

Спасибо, сторонародная,

За твой врачующийпростор!

Уже по приведеннымпримерам нетруднозаметить, какНекрасов любилв русском пейзажевид колосящихсяполей. Они давалиощущение широты, простора, крометого, являлисьзримым воплощениемнародного трудаи богатствастраны, соединениемоткрытой красотыи производительнойсилы земли.Образы зернаи колоса, крометого, являютсядревнейшимисимволамисозидательноготруда, культурыи развития(само слово«культура»происходитот латинского«colo, cultum» – пахать, обрабатыватьполе), а в религиозномконтексте –вечной жизнии воскресения, восходящимик евангельскимсловам: «Истинно, истинно говорювам: если пшеничноезерно, пав вземлю, не умрт, то останетсяодно; а еслиумрт, то принестмного плода»(Ин.12, 24)[ix]. ИисусХристос в однойиз Своих притчназывает Себясеятелем, сеющимв людских душахсемена верыи ЦарствияНебесного (Мф.13; 3-8). Если Пушкинв свое времянаписал горделивыйстих «Свободысеятель пустынный…», в котором, уподобляясебя Христу, отказывалсяот проповедисвободы длякрепостных, то Некрасовпишет, скрытополемизируяс предшественником, стихотворение«Сеятелям», напротив, призываянародныхпросветителейк самоотверженномуслужению:

Сеятель знаньяна ниву народную!

Почву ты. чтоли, находишьбесплодную.

Худы ль твоисемена?

Робок ли сердцемты? слаб ли тысилами?

Труд награждаетсявсходами хилыми,

Доброго малозерна!

<...>

Сейте разумное, доброе, вечное.

Сейте! Спасибовам скажетсердечное

Русский народ…

еще рефераты
Еще работы по иностранным языкам