Реферат: Николай Яковлевич Данилевский

    Николай Яковлевич Данилевский родился 28 ноября (постарому стилю) 1822 г. в селе Оберец Ливенского уезда — одном из «дворянскихгнезд» богатой литературными и научными талантамиОрловщины. Родители Н.Я. Данилевского сделали все, чтобы дать сыну наилучшееобразование. После учебы в частном пансионе в Москве он был принят в знаменитыйЦарскосельский лицей, по окончании которого поступил (в качестве вольногослушателя) на физико-математический факультет Петербургского университета.Здесь в 1847 г. состоялась его первая встреча со Страховым — известным русскимфилософом и публицистом. Впоследствии Н.Н. Страхов так описал обстоятельства ихпервого знакомства: «Между студентами вдруг пронесся говор:»Данилевский, Данилевский!", и я увидел, как около высокого молодого человека, одетого не в студенческую форму, образовалась и сталарасти большая толпа. Все жадно слушали, что он говорит; ближайшие к нему задаваливопросы, а он отвечал и давал объяснения. Дело шло о бытии Божием и о системе Фурье"[1].

    Продолжениемэтих студенческих бесед стали знаменитые «пятницы», проходившие наквартире у М.В. Буташевича-Петрашевского. Как и Петрашевский, будущий автор«России и Европы» видел достоинство «социальной науки»Фурье в том, что фурьеризм подходил к проблемам «общественного быта»не с позиций буржуазного либерализма, который приносит личность «в жертвукапиталу», а искал их решения на пути соединения выгод частного и общегохозяйства.

    В 1849 г.Данилевский защитил магистерскую диссертацию по кафедре ботаники, представив вуниверситет описание флоры родной Орловщины. В том же году, находясь на научнойпрактике в Тульской губернии, он был внезапно арестован и отвезен в Петербург,где его привлекли к следствию по делу Петрашевского. Хотя данных к егообвинению не нашлось, Данилевский после трехмесячного заключения вПетропавловской крепости был выслан из Петербурга в Вологду. После светлыхаудиторий столичного университета молодой ученый оказался в унылой обстановкеканцелярии вологодского губернатора. Однако и в условиях ссылки, оторванный отродных и друзей, Данилевский продолжает занятия наукой. Его работа «КлиматВологодской губернии» была отмечена премией Русского географическогообщества.

    В 1853 г.Н.Я. Данилевский, сменивший к тому времени Вологду на Самару, был командированна Волгу — участвовать в важной для экономики страны экспедиции, целью которойбыло исследование состояния рыбных запасов и рыболовства в низовьях великой русскойреки и в Каспийском море.

    Опыт,приобретенный Данилевским во время Волжско-Каспийской экспедиции 1853 г., непропал даром. Спустя пять лет, он был назначен начальником экспедиции дляисследования рыбных и звериных промыслов на Белом море и на Ледовитом океане; повозвращении в Петербург Данилевский за свою научно-административнуюдеятельность был награжден золотой медалью Русского географического общества.Затем последовали экспедиции на Черное, Азовское моря… Всего за свою жизнь Н.Я.Данилевский совершил 9 экспедиций, в результате которых было проведено исследованиевсех вод Европейской России. Не меньших успехов он достиг и на административномпоприще. Войдя в конце своей карьеры в состав Совета Министерствагосударственных имуществ, Данилевский принял самое активное участие в выработкезаконов, которые регулировали состояние рыбных богатств страны вплоть до началаXX века.

    Своюнаучно-литературную деятельность Н.Я. Данилевский начал еще в стенахПетербургского университета. Им были написаны многочисленные книги и статьи,среди которых преобладали капитальные труды по вопросам рыболовства истатистики.

   В 60-е гг.с началом эпохи реформ, когда общественно-политическая жизнь страны резкоактивизировалась, в интересах Данилевского совершается все более отчетливыйсдвиг в сторону проблем социально-политических и историко-культурных. Н.Я. Данилевский приступил ксозданию  «России и Европы»,которую завершил в начале 1868 г. «Россия и Европа» увидела светотдельным изданием в 1871 г., а в дальнейшем за короткий промежуток временибыла издана еще три раза. Против труда Данилевского выступила вся либеральнаяпечать с «Вестником Европы» во главе. Тон задавали высказыванияВладимира Соловьева, окрестившего теорию Данилевского «ползучейтеорией»; ее создатель порицался известным философом за то,что он «отрицает нравственное отношение к прочим народам и к целомучеловечеству». Под пером некоторых ретивых публицистов конца 80-х гг. XIX в.Данилевский (к тому уже покойный) выступал в качестве пророка «роковойсмертельной борьбы России со всем Западом, т.е. со всем образованныммиром»; автору «России и Европы» приписывалось стремление воссоздатьславянское просвещение и — нечто еще более нелепое — славянский государственно-общественныйстрой не иначе как «на развалинах европейской культуры». При этомследует отметить, что жупел панславизма, которым размахивали публицисты, былотнюдь не оригинальным изобретением отечественных радетелей «Запада, т.е.всего образованного мира». Термин «панславизм» возник вправительственных кабинетах европейских столиц, находившихся на большомудалении от редакций «Вестника Европы», «Наблюдателя» идругих «прогрессивных» изданий того времени; его ввели в политическийоборот буржуазно-националистические круги Венгрии и Германии, видевшие вславянском национально-освободительном движении угрозу своим шовинистическимустремлениям. В дальнейшем это понятие активно использовалось противникамиРоссии и славянства в спекулятивной кампании по поводу так называемойпанславистской опасности, в ходе которой национальные движения славянскихнародов Австро-Венгрии, в заодно и находившегося под властью турок Балканскогополуострова, изображались всегда готовой к действию разрушительной силой,своего рода «пятой колонной» русского правительства, якобыстремившегося к созданию «Всемирной Российской империи».

Представители ученогосословия России не нашли в труде Данилевского ничего заслуживающего внимания,сведя все его содержание к пресловутому «национализму» и панславизму.По моему мнению «Россия и Европа» является развернутой системойреакционного великодержавного национализма, полностью отражая классовое мировоззрениероссийских дворян-крепостников пореформенной эпохи. Автор книги был далек отпроповеди «роковой смертельной борьбы» между русскими и теми, ктоотказывал русским в праве называться европейцами. Н.Я. Данилевский допускалвозможность того, что в будущем враждебность Европы к независимому самобытномуславянству прекратится, но это произойдет не раньше, чем она убедится внеотделимости появившейся на Востоке новой миродержавной силы — Всеславянскогосоюза. По мысли Данилевского, Всеславянский союз необходим как гарантсохранения всемирного равновесия. Этот союз нисколько неугрожал бы окружающему миру, а был бы «мерою чисто оборонительной».

Книга Данилевского содержитнемало мыслей, ценность которых ощутимо возросла в конце XX столетия.По строгости мысли, по правильности в постановке вопросов, по точности, скоторой выражено каждое положение и определен относительный вес каждогоположения, — я нахожу Н.Я. Данилевского безупречным, удивительным, твердым иясным, и не могу не жалеть, что этого не видели его ученые противники.

Читая иного из нашихзападников, можно подумать, что пишет не наш соотечественник, а какой-нибудьнемец в глубине Германии, которому Россия является в мифическом образенеодолимого могущества и самого глухого варварства. Когда Данилевский говорил огрядущей борьбе между двумя типами, то он именно разумел, что Европа пойдетнашествием еще более грозным и единодушным. Перед взорами Данилевского вбудущем миллионы европейцев с их ружьями и пушками двигались на равниныСлавянства; давнишний Drang  nach Osten[2]действовал, наконец, с полной силой и заливал эти равнины огнем и кровью. Онвидел в будущем, что его любезным славянам предстоят такие испытания, такиепогромы, перед которыми ничто Бородинская битва и Севастопольский погром. И онвзывал к мужеству, к единодушию, к твердой вере в себя.

Противники Н.Я. Данилевского, очевидно, его не понимали, они не моглистать на его точку зрения, а все сбиваются на давнишние ходячие понятия обистории. Против таких недоразумений одно средство — нужно прилежнее читать«Россию и Европу», нужно отказаться от пренебрежения к этойбесподобной книги.

Список литературы:

1.     Авдеева Л.Р. Проблема«России и Европы» в воззрениях Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева // Вестн.Моск. Ун-та. Сер.7. Философия. 1982. №3.

2.     Данилевский. Н.Я. Россия иЕвропа. М., 1991.

3.     Захарова А.А. Россия вфилософско-исторической концепции Н.Я. Данилевского. Томск, 1986.

4.     Страхов Н.Н. Жизнь и трудыН.Я. Данилевского. Спб., 1895.

                                                    


[1] Страхов Н.Н. Жизнь и трудыН.Я. Данилевского // ДанилевскийН.Я. Россия и Европа. Спб., 1895. С. X — XI.

[2]  Натискна Восток (нем.).

еще рефераты
Еще работы по исторической личности