Реферат: Дом как архитектурная модель мира традиционных культур

--PAGE_BREAK--С другой стороны от мула находилась привходовая, северная зона жилища. Очаг, как правило, находился в правом от входа углу или посередине. В промежутке между чувалом и правой стеной находилось изображение Самсай-ойки — духа нижнего мира, функцией которого была охрана входа, порога.
Далее шло разделение пространства по социальному признаку. Как правило, оно олицетворяет половозрастную иерархию. Наиболее почетным местом (мули палом), предназначенным для гостей (мужчин), был пал (нары) у мула, находившийся в близости от угловых нар хозяев. Дальше к двери (открывающейся части чума) размещались члены семьи и родственник, причем, мужское население размещалось ближе к чувалу, а женское — к выходу.
Выше приведенными примерами, И.Н. Гемуев доказывает, что ханты-мансийский дом в миниатюре повторяет образ Вселенной в том виде, в котором он существует в традиционном мировоззрении. Исследователь очень четко распределил самые священные центры, которые представляют собой полярные зоны: синтез верхних полок и мула, и соединение подземного мира с порогом и входом в жилище. Недаром, при строительстве нового дома, принесение кровавой жертвы или закапывание останков жертвенного животного под порогом, наблюдается практически у всех народов России, ведущих традиционный образ жизни.
«Приобщение к космосу, космизация личности, что в традиционном обществе прямо соответствует ее становлению, переходу от бесхитростно-детского к взрослому, „ответственному перед богом и людьми“ состоянию напрямую связано у манси с созданием собственной семьи, дома. В этом смысле дом, который сам по себе является слепком Космоса, объективно основан на его принципах» [Гемуев И.Н., 1990: 219]. Человек пытается создать гармонинию своего мира, посредством упорядоточения и наложения своего видения картины мира на структуру своего дома.
У народов ханты и манси мифология практически одинаковая. Разница заключается в некоторых названиях богов и в том, что у хантов существует представление, о подобии всех трех миров, то есть они считали, что на небесном и подземном уровнях существует такая же деятельность, как и на среднем, отличие состоит только в том, что в поземном мире все происходит наоборот (у лошади шкура вывернута мясом наружу, а мехом вниз).
Трехэтажное строение вселенной и ее проекция на жилище однотипна, однако, это не единственное членение пространства дома у хантов. Имеют место еще воззрения о горизонтальном (линейном) делении, согласно которому верхний мир — это южная часть, куда впадает Обь. Одновременно нижний мир — это часть, где-то на северо-западе, близь моря, именно оттуда к людям приходят духи, приносящие болезнь.
Рассмотрим подробней распределение мест в жилище хантов. В чуме, от входа к дальней стенке проходит разделительная полоса, именно на ней, в центре сделан очаг. За очагом — наклонный шест (сымзы), к нему от входа идут над кострищем два горизонтальных шеста, на них поперечный стержень, продеваемый в отверстия крюка для подвешивания котла. «Слева и справа от разделительной полосы — съемные доски пола, далее по бокам — подстилки из циновок и оленьих шкур. Участок около входа — для дров, напротив входа — священный, на разделительной полосе — кухонный, на досках — обеденный, на подстилках — спальный» [Хомич Л.В., 1995: 124].
Как отмечает Л.В. Хомич, наиболее почетное место — в середине левой половины, там находятся супруги-хозяева, затем — в середине правой половины, где размещают гостей. Зона, длящаяся от середины к сымзы — место неженатых мужчин или стариков-родителей, ближе к входу, как у манси, — незамужних женщин. Очевидно одинаковое отношение у всех народов Сибири к женщине, ее определенная роль и месторасположение в жилом пространстве дома. В этом заключается проекция социальной сферы на план жилища в традиционной культуре.
Ханты и манси очень трепетно относились к окружающему миру. Они не считали себя умнее животного, единственное различие человека и зверя было в неравных физических возможностях того или иного. Перед тем как срубить дерево, люди долго извинялись пере ним. Срубали же лишь сухие деревья.
Считалось, что у дерева была живая, но беспомощная душа, более того, дерево являлось связующим звеном с небесным миром, так как макушка дерева застревала в облаках, а корни уходили глубоко в землю. Поэтому именно древесина является главным строительным материалом, символизируя место, определенное для человека в космосе.
Обские угры, выбрав главным образом себе в качестве жилья коническую конструкцию, старались, с помощью архитектурных принципов, упорядочить свою модель мира. Жилище было связано со всеми тремя мирами и имело свое четкое расположение в космическом представлении вселенной. Эти основные положения космогонической модели мира народов ханты и манси, переносятся на модель жилого дома.

§ 2. Вежа 2.1 Экос Кольского полуострова Финно-угорская языковая группа содержит в себе очень много народностей, проживающих на территории Кольского полуострова, северо-запада России, и западной Сибири. Выясняя происхождение саамов, финский ученый А. Колехмайнен писал: «древнейшая культура на севере Финляндии называется Косма, по имени горы, расположенной в Норвежской Лапландии. Эта культура зародилась примерно девять тысяч лет до нашей эры, когда территория, ныне называемая Лапландией, была свободна ото льда… Начиная с VI тысячелетия до нашей эры на территории юга Финляндии складываются новые культуры Аскола и Суомусярви. Однако мы не знаем, кто были носители этой культуры. Теперь же в Лапландии живут западные и восточные саамы» [Орфинский В.П., 1992: 133].
Саамы (лопари) — небольшой народ Севера Европы численностью около тридцати тысяч человек. Основная масса саамов населяет север Норвегии, Швеции и Финляндии. Часть саамов живет в Российской Федерации, на Кольском полуострове. В курсовой работе рассматривается ветвь только русских саамов. Как отмечает Лукьянченко Т.В., саамы — народ древней своеобразной арктической культуры. Самоназвание Кольских саамов — саами, саамь, сааме. Свое название лопари народ получил, по-видимому, от соседей — финнов скандинавов, от которых это восприняли и русские. Саамы Кольского полуострова представляют собой совершенно самостоятельную этнографическую группу, которую многие исследователи, в отличие от скандинавских саамов, называют Кольскими саамами (лопарями).
Кольский полуостров расположен на крайнем северо-западе России. С севера и северо-востока Кольский полуостров омывается Баренцевым морем, с востока и юго-востока — Белым морем. Большая часть Кольского полуострова расположена за полярным кругом.
Иногда Кольский полуостров называют Лапландией от лопарей — населения, издавна проживавшего на нем. «Лапландия, в переводе с местного языка, это край земли» [Пименов В.В., 1958: 70]. Ландшафт полуострова очень разнообразен. В мурманской области наблюдается большой перепад высот, изобилие рек и горных водоразделов, практически вся местность покрыта лиственным и хвойным лесом.
Отличается природа Хибинской и Ловозерской тундры: практически голые, каменистые поверхности возвышающихся сопок сочетаются с холодными, кристально чистыми, горными озерами. Местность около морей наиболее гладкая, в отличие от центральной части, и наиболее обильная лесными строительными материалами, поэтому, на Кольском полуострове основной постройкой является изба. Однако, по мнению известного этнографа Н.Н. Харузина, первобытным жилищем у народов финно-угорской группы был шалаш: у лопарей — вежа (кувакса), у карел — кота. Землянки были переходным звеном к срубным постройкам.
2.2 Жилые постройки саамов Саамы Кольского полуострова относятся к народам арктической зоны, и у них, как и у ряда других народов Севера, издавна сложилось комплексное промысловое хозяйство, определявшее их образ жизни и особенности культуры. В рассматриваемый период времени (XVI-XVIII века) образ жизни лопарей можно отнести к типу, который определяется сочетанием оленеводства, рыболовства, охоты, отличается полукочевыми или оседлыми поселениями.
В общественной жизни саамов долгое время и еще в начале нашего века сохранялись пережитки первобытнообщинного строя. Все саамское население состояло из ряда сообществ (Ловозерского, Семиостровского, Иоканьского и других), представлявших, по-видимому, какие-то территориальные объединения. Каждое саамское общество имело свое поселение — погост. Большинство обществ имело по два погоста: летний и зимний [Лукьянченко Т.В., 1971: 9]. В девятнадцатом веке, по словам Харузиной В.Н., на территории саамского погоста, на отдельном участке, можно было увидеть почти все виды жилищ, начиная с самого древнего — шалаша, землянки, кончая современным срубом. Все постройки были полезны в хозяйстве: землянка была баней, шалаш и вежа — летней кухней, и так далее.
Следует обратить внимание на строение традиционной бани — это избушка, почти целиком врытая в землю, с плоской крышей, засыпанной землей и дерном. Сегодня эта постройка является неким прототипом древнего жилища лопарей. Харузин Н.Н., в своей работе по истории развития жилища у финнов, замечет, что в этой постройке совершенное преступление является особо тяжким, и этот факт говорит о сакральности пространства внутри землянки, что подтверждает ее статус жилого помещения [Харузин Н.Н., 1895: 14]. Видимо, именно эта постройка была основой дальнейшего развития срубных построек, и «космизации» жилого пространства.
Самой распространенной постройкой у русских лопарей являлся пырт. «Пырт — четырехугольный бревенчатый сруб с плоской крышей, засыпанной землей. Сквозь небольшую дверь входят в маленькие сени, из которых ведут две двери: направо — в нежилое помещение, где держали обыкновенно овец, налево — в жилое комнату, где и помещается вся лопарская семья» [Харузин Н.Н., 1895: 16]. Это помещение представляло собой куб, в углу, у двери помещался камин (комелек-чувал). Иногда были проделаны небольшие окна, закрывавшиеся ставнями.
Убранство пырта состояло из скамеек, поставленных вдоль стен, стола и полок с посудой. Пол был устлан древесными ветками. «Около камелька, вдоль стены отгорожено небольшое пространство, посредством положенных бревен, это место считается священным» [Харузин Н.Н., 1895: 17]. Тупа почти ничем не отличалась, от выше рассмотренного жилища, разве что, она была больше размером.
Следует рассмотреть, широко распространенный среди кольских саамов, тип жилища, который большей частью, выполнял функцию временной (сезонной) и постоянной, постройки. Им является вежа (шалаш). Ставились вежи обычно на рыболовных (весенних, летних и осенних) местах. При перекочевке на новое место саамы оставляли постройку на прежнем месте, не разбирая ее, чтобы воспользоваться ей в будущем.
Как правило, вежа имеет форму усеченной четырехгранной пирамиды (См. Прил., рис.2). Сооружалась она саамами по принципам народных традиций. Четыре толстые прямые жерди вал-тег (горбатые жерди), длиной около двух метров каждая, втыкались в землю в намеченных углах дона. Верхние их концы перекрещивались попарно друг с другом так, что одна пара жердей оказывалась параллельно другой. В верхних концах эти жерди имели сквозные отверстия. Через них пропускали пятую, горизонтальную жердь сув-мур (дымовую жердь), которая скрепляла весь остов. Дымовая жердь шла от входа к противоположной стене, которая считалась "передней".
Для достижения большей прочности каркаса обе пары жердей вал-тег скреплялись между собой еще одной или двумя горизонтальными жердями. Они проходили вдоль боковых стен, параллельно дымовой жерди. Покрытие вежи состояло из прислоненных остову жердей, поставленных наклонно вплотную друг к другу. Затем их покрывали березовой, сосновой или еловой корой и дерном, а поверх для прочности ставили еще несколько слег. Наверху оставляли отверстие для дыма [Лукьянченко Т.В., 1971: 86-95].
В прошлом, по рассказам саамов, в стене, противоположной входу, которая считалась передней стеной, находилась другая, маленькая дверь — поасс, имевшая особое ритуальное значение, связанное с религиозными представлениями народа. Эта дверь, как и вся передняя, обращенная на север сторона жилища, считалась священной. Через нее выходили охотники и рыболовы, отправляясь на промысел. Через нее же они и входили, возвращаясь домой, проносили в жилище свою добычу. Женщинам проходить через поасс и даже ходить с северной внешней стороны жилища не разрешалось (аналогия с верованиями манси). Позже на месте этой двери стало появляться окно, затянутое рыбьим пузырем, уже не имеющее сакрального положения, а служившее только для освещения [Лукьянченко Т.В., 1971: 95].
Внутренняя планировка помещения была очень похожа на планировку у хантов. В центре устраивался круглый очаг, служивший для обогревания жилья, освещения и варки пищи, огонь в нем горел постоянно. По обе стороны от очага находились жилые половины. Пол там устилали березовыми и еловыми ветками, а место ночлега накрывали шкурами оленей. Часть дома между входом и очагом служила местом для женских рукоделий (обработка шкур, шитье покрывал). Здесь же во время родов находилось ложе роженицы.
Как и у обских угров, у саамов часть жилища за очагом считалась священной. Там было чистое место, огороженное с трех сторон поставленными на ребро досками. В этом закутке хранились запасы пищи, амулеты, посуду, идолов, а позже — икону. Переступать границу сакрального места не разрешалось никому.
Саамы имели четкое распределение пространства в веже по социальному признаку. Самое почетное место главы семейства находилось по правую сторону от входа, около чистого места. За ним следовало место хозяйки дома. На левой половине располагались места детей. Если приходил гость, то его сажали на место хозяина, а все другие двигались к входной двери.
2.3 Космизация пространства дома саамов В наши дни языческие верования саамов с трудом поддаются реконструкции. Несмотря на то, что христианство было принято ими довольно поздно и при этом значительный пласт языческих воззрений и культов саамы сохранили вплоть до двадцатого века, их первоначальная целостность была утрачена в ходе времени, и они значительно трансформировались под воздействием различных внешних влияний.
Определенная часть дохристианских верований была, видимо однотипной у всех групп финно-угров. Поэтому можно предположить тесную связь язычной мифологии саамов и обских угров (по аналогии типа жилища и зонирования священных мест в доме). Выше рассмотренные представления хантов и манси о трех уровневым строении мира, видимо, присущи и саамам.
С другой стороны существует некая путаница о представлении мифологии лопарей. Нижний, потусторонний мир, где жили души умерших и духи-покровители саамы называли Туот-илмби (другой мир). Этот мир находился под землей, хотя есть записи, сделанные у восточных лопарей, что мир мертвых был, напротив, на небе, среди звезд, причем люди, погибшие насильственной смертью, уходили в северное сияние, которое и возникло из крови этих жертв.
Средний мир был земным, там жили люди и животные, а верхний мир — небо — принадлежал божествам. При этом у всех саамов существовало представление о том, что неподвижная Полярная звезда служила опорой, державшей небо, видимо, с помощью столба или неба. Наверное, это обстоятельство и придавало сакральность той маленькой двери, в которую выходили на охоту мужчины.
Недостаток сведений о мифологии саамов не дает нам полного представления о картине мира данной народности. Однако следует признать, что у саамов, так же как и у традиционных народов обских угров, прослеживается непременная связь космоса и жилого пространства дома.

§ 3. Юрта 3.1 Экос тюркской культуры Южная Сибирь — край тюркоязычного населения — алтайцев, телеутов, тубаларов, шорцев, хакасов, тувинцев, тофаларов, и только буряты относятся к монгольской языковой группе. В основном южная Сибирь предстает перед нами как огромная степь, кормящая и дарующая жизнь многим тысячам людей и животным. «Хакасы живут в Минусинской котловине (в верховьях Енисея на реке Абакан, южная часть Красноярского края) и делятся на пять групп: качинцы, сагайцы, бельтиры, кызыльцы и койбалы. Они занимались скотоводством, охотой, земледелием, рыболовством, собирательством.
Их селения (аал) были весенними (частаг), зимними (хыстаг), летними (чайлаг) и осенними (кустег). Зимой они жили на берегах реки, с весны выезжали в степь. Летом жили у родников и рощ, осенью на островах рек» [Соколова З.П., 1998: 123]. Однако в курсовой работе будут рассмотрены жилища, относящиеся только к степному образу жизни.
Как упоминалось ранее, Южная Сибирь включает в себя степную и лесостепную зоны. Эта местность богата и горными возвышениями, покрытыми редкими лесами. Скудная древесная растительность в открытых пространствах вынуждает, людей обходиться практически без строительных материалов при изготовлении жилища.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
еще рефераты
Еще работы по культуре