Реферат: У каждого своя вершина

--PAGE_BREAK--
































1.2. Ю.Н.Куранов

Для литературы нашего города совершенно особенное явление. Поэт, прозаик, художник, руководитель творческого объединения «Дуновение дюн» и… «светлогорский отшельник», как называли при жизни этого замечательного человека.

Проза Ю.Н.Куранова – это своеобразная история поисков правды и справедливости, проза прекрасная, совершенная и противоречивая. Она  очень хорошо передает красоту слова. «Ведь по сути своей главным действующим лицом произведений Куранова является Слово как знак высочайшего, интеллектуального, духовного стремления. Писатель стремится изобразить то, что изобразить почти невозможно, он выражает то, пределы чего бесконечны. Проза Ю.Н.Куранова несет в себе необыкновенное духовное напряжение. В этом ее красота и смысл» (Л.Овчинникова)  

 Лирические миниатюры «Зачем люди женятся», «О красоте человеческих лиц», «Тепло родного очага», «Дом на крыльях», «Там, в Михайловском…» создают калейдоскопическую картину человеческих характеров,  различных моментов бытия, сказочности и поэзии жизни. Удивление, благоговение перед необычной обыденностью испытываешь, читая миниатюры: «дом, возникший из золота кленовой листвы, из ветра и тонкой синевы озерной ряби», дом с крыльями и удивительной душой, горящей как маленькая, но спасительная свечка. Всем, беззащитным в пути, уставшим, бесприютным  помогает он. Ассоциативно возникают блоковские строки: «И всем казалось, что радость будет,/ Что в тихой заводи все корабли,/ Что на чужбине усталые люди/ Светлую жизнь себе обрели».

 Мастерство писателя проявляется и в «досюжетной»  открытости миниатюр:  каждая  словно продолжает когда-то начатое размышление. «Он мыслит как авангардный писатель XXвека, для которого доминанта сознания становится главной в разговоре о человеке и его природе. Куранов в выражении восторга как эмоционального, психологического состояния человека идет от впечатления целостности к выражению духа этой целостности» (Л.Овчинникова).

Ю.Н.Куранов продолжает традиции классической русской литературы, которая  стремилась создать духовное напряжение, выразить его и заставить читателя размышлять не столько над фактом жизни, сколько над самим процессом осмысления этой жизни.

Творчество Ю.Н.Куранова сопоставляют с творчеством Ф.М.Достоевского (по  духовной пронзительности), И.А.Бунина, К.Г.Паустовского и  М.М.Пришвина (по  верности идее естественности природы и человека). Писатель подражает природе (естественной, духовной) человека и одновременно конструирует мир красоты и чувств. Именно в этом заключается его оригинальность и непохожесть. Для меня Ю.Н.Куранов просто Волшебник Слова, одухотворяющий читателя, авансирующий его в лучших душевных  устремлениях. 




1.3 О.Б.Глушкин

Произведения О.Б.Глушкина отличаются верой в нравственную основу жизненных начал. «Ему свойственна горячая привязанность к судьбам своих героев, вместе с ними он ищет точки приложения душевной энергии»   (Ю.Иванов).

Роман «Саул и Давид» позволяет узнать  о первых царях Израиля – Сауле и Давиде, об их противостоянии, о Маттафии, непризнанном сыне Саула. Ветхозаветный сюжет избран  писателем не случайно: обращение к библейскому сюжету  проясняет проблемы сегодняшнего дня, помогает  ответить на многие  вопросы. Мудрость и нравственные начала, заложенные в Библии, – вне времени. Десять заповедей, изложенные в ней, актуальны и сейчас. Например, «не убий, не укради, не желай ничего, что у ближнего твоего». Именно об этом роман О.Б. Глушкина «Саул и Давид», и еще — об испытании властью. Это произведение о человеческих страстях, о том, как противостоять им,  сохранить себя. Ненавязчиво автор предлагает вопросы, которые должны решать читатели: «чем порождается величие царей – мудростью или кровью врагов, в чем мудрость царская – в победоносных воинах или в умении сохранить мир, имеет ли царь, окруженный льстецами и завистниками, право и возможность быть добрым?»  Через них просматривается своеобразная перекличка с А.С.Пушкиным, рассуждавшим в своих произведениях об обязанностях и привилегии власти.

Все главные герои романа – реальные исторические лица, кроме Маттафии, судьбу которого автор поставил в центр сюжета. Мужественный и сильный, Маттафия – один из тех людей, которые выносили на себе все физичские и моральные мучения, не получая в итоге ничего, кроме страданий. Будучи на краю гибели, он выдает себя за врага, чтобы спасти любимых им людей, возможно, даже ценою смерти. Не предав здравствующего царя и царя покойного, так и не признавшего в нем своего сына, он уходит, выполнив свой долг по отношению ко всем, в чужие земли.

Около трех тысяч лет прошло со времени, описанном в романе  «Саул и Давид». Но «по-прежнему идут кровавые войны и гибнут сыновья, плетутся интриги, все так же существуют льстецы и мздоимцы. И во все времена люди стремились властвовать над другими, забывая, что именно власть – самое страшное из испытаний, дарованных человечеству. Ничего не изменилось в человеке с той поры, просто стало по-другому называться» (Т.Колесникова).

Так и Калининград когда-то назывался Кенигсбергом, укороченно – Кенигом. Новое имя – новая история… Но  от прошлого не уйти. И об этом рассказ «Подземный Кениг». Страшно, таинственно, любопытно. Город под землей (Кениг) – отражение города на земле (Калининграда). Это метафора бесконечности или повествование о страданиях нашего драгоценного «я», страданиях как результате двойной зависимости от внутреннего сознания и внешнего мира. Читатель оказывается вовлеченным  в захватывающее путешествие: Хохрик, Юркан, Шахиня, Йя поведут его по лабиринтам подземного города, по кругам своеобразного ада, но к свету он выйдет только с рассказчиком. Возникают ассоциации и с «Божественной Комедией» Данте, «Щелкунчиком» Гофмана,  «Крысоловом» Андерсена,  «Детьми подземелья» Короленко, что, безусловно, обогащает восприятие художественного произведения…

  Одна из проблем рассказа, трактуемая не один год во всевозможных книгах, фильмах, — проблема порабощения человечества, захвата мира. В данном случае  — тихо, но верно, начиная с малого: некоторой кучки людей, уже не имеющих права на выбор или опутанных тайной подземелья. В «Подземном Кениге» людям противопоставляются крысы, как я думаю, не случайно. Возможно, крысы символизируют здравомыслие и собранность, чего  не хватает людям. Также в рассказе поднимается злободневный вопрос нищеты, материальной и духовной. Автор заставил задуматься о многообразии человеческого индивидуализма, коварстве, последствиях витиеватости мысли и жестокости…

 Рассказ имеет интересный, захватывающий сюжет, переходящий за грани реального и похожий порой на фантастическую сказку.  Далеко не каждый знает что-то о подземном Кенигсберге, о том, что  люди без определенного места жительства не всегда являются  пьяницами и загубившими свою жизнь по собственной вине или из-за отсутствия трудолюбия.

   Прочитав рассказ, можно увидеть, как различаются поколения и их жизнь. Все резко изменила перестройка. Автор говорит: «Все мы взрослели под знаком желанного и призрачного слова «свобода», поэтому многие оказались под землей и в прямом и в переносном смысле. Они совершенствовали свой подземный город. Откачивали воду, устанавливали фонари, прожекторы, следили за порядком. Это был их город. Совсем другой, далекий от чуждого им, от всего мира город. Там все не так. Даже люди… Подземный Кениг – это город под землей  и это рассказ о вечно тревожащей совести, которая как «когтистый зверь», мучает и помогает сохранить достоинство.

Иной гранью тема совести, достоинства повернута в рассказе «К. и Анна». В доме творчества одной из прибалтийских стран  писатели живут, как пауки в банке, и каждый общается со своими героями (вымышленными, в основном) так натурально, что это слышат и окружающие. Финская писательница о чем-то болтает с молодым геем, немецкий беллетрист выпивает в шумной компании солдат вермахта. Писатель К. из города К. беседует с тенью девушки, чудом выжившей после массового расстрела евреев в Пальмникене (современный поселок Янтарный Калининградской области). Он предает ее, купившись на уговоры немецких книгоиздателей смягчить правду о геноциде. И в результате его существование оказывается бессмысленным. Достоинство и человечность – вот то главное, о чем всякий раз говорит писатель.

Тема, ставшая стержневой в творчестве О.Б.Глушкина, – тема нравственного выбора, при котором правильное решение дается  всегда в борьбе не только с внешними препятствиями и обстоятельствами, но и, прежде всего, с самим собой.

Литературное произведение первоначально оценивается по полученному эмоциональному впечатлению, затем предполагается его  анализ для  выверенной  оценки его значимости, художественных достоинств. Аналогично выстраиваю свою работу: перехожу к анализу заглавий произведений, собственных имен и географических названий, в них употребленных.

Систематизирую нравственную проблематику исследуемых текстов и рассмотрю особенности поэтики названных писателей.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
еще рефераты
Еще работы по литературе, литературным произведениям