Реферат: Отношения РФ и Европейского Союза в контексте вступления России в ВТО

--PAGE_BREAK--С точки зрения С. Афонцева и других экономистов, издержки, которые будет нести экономика, вполне реальны, а основная часть выгод носит скорее ожидательный характер[10].
Исходя из того, что вступление в ВТО приведет к гораздо более глубоким изменениям в экономике, чем открытие конкретных рынков, необходим более широкий взгляд на необходимость и последствия вступления.

Глава 2. Актуальные вопросы взаимодействия России и
Европейского Союза 2.1.Европейское направление российской внешней политики Европейское направление российской внешней политики приобрело новое содержание только после начала рыночных реформ. Феномен европейской интеграции поначалу не оказывал ярко выраженного воздействия на коммерческие связи между СССР и западноевропейскими странами. После того, как в 1973 г. началось заключение торговых договоров между ЕС и третьими странами, были установлены технические контакты между ЕС и СЭВ. В ходе переговоров обозначилась разница подходов сторон — советские эксперты настаивали на налаживании связей между двумя блоками, западные представители выступали за торговые договоренности ЕС с каждым членом СЭВ в отдельности.
В практическую стадию работа по заключению соглашений с ЕС перешла с началом «перестройки» в СССР. В 1988 г. была подписана совместная декларация СЭВ и ЕС, установлены дипотношения между СССР и ЕС. В декабре 1989 г. заключено Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве.
После распада СССР отношения между РФ и ЕС на начальном этапе (1992 — середина 1994 г.) развивались в целом по восходящей. С подписанием 24 июня 1994 г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве российско-есовские отношения вступили в следующий этап развития (середина 1994 — конец 1997 г.). Но его содержанием, как считают исследователи, не стало развертывание широкого взаимодействия.[11]
Российский интерес к Европейскому Союзу в новых условиях связан с рядом причин как внутреннего, так и внешнего характера. Хотя Россия все больше сосредоточивается на самой себе, она стремится избежать международной изоляции, которой просто не может себе позволить. Более того, тесное взаимодействие с внешним миром является необходимым условием реорганизации России и ее развития. Как полагают авторы коллективной монографии[12], Европа не только близка, но и чрезвычайно важна для России с экономической точки зрения. Только на страны ЕС приходится более двух пятых торгового оборота страны. Кроме того, по самому факту своего рождения Россия — неотъемлемая часть Европы в географическом смысле, по факту принятия христианства на заре своей государственной истории — составная часть западной цивилизации.
Напомним, Европейский Союз был создан в 1992 г.[13] Маастрихтским договором, который определил, что Европейские Сообщества[14] являются одной из опор Евросоюза, наряду с двумя другими компонентами: 1) общей внешней политикой и общей политикой безопасности и 2) сотрудничеством в области правосудия и внутренних дел.
В декабре 2000 года главы государств и правительств стран — членов Европейского союза собрались в Ницце для внесения изменений в Договор о Европейском союзе и Договоры об учреждении Сообществ. В результате был подписан новый Договор[15]. Основная задача этого Договора — институционная реформа, она была связана с предстоящим увеличением числа государств — членов ЕС[16].
Европейский союз в сегодняшнем виде — это не окончательно сформировавшаяся структура. Перспектива его дальнейшего развития обозначена в Преамбуле Маастрихтского договора. Это углубление солидарности между народами, развитие демократических институтов, сближение экономик, установление экономического и валютного союза, экономический и социальный прогресс, общее гражданство, создание более тесного союза европейских народов.
В современных условиях потребность России в Европе порождена самой логикой процесса трансформации России, поиска ею моделей в экономике и политике, социальной и правовой сферах, а также новой международной идентичности. Для того, чтобы сохраниться и получить шанс на дальнейшее развитие, России по существу не остается ничего иного, как заново моделировать Россию XXI века. В этом отношении пример Европы и практика взаимодействия с ней имеют неоценимое значение.
Российское видение ЕС, являясь в основном позитивным, в то же время достаточно схематично и инертно, отчасти основывается на устаревших стереотипах, и в значительной степени является производным от логики сверхдержавности и противостояния СССР — США. Это сдерживает потенциал сотрудничества. О новом качестве отношений России и ЕС говорят, в частности, публикации И.Иванова[17], В.Н.Лихачева[18], О.Хана[19], Т.Бордачева[20], П.Хавлик[21], В.Новикова[22], и другие.
Важнейшим аспектом европейского направления внешней политики является то, что представления России и Европейского союза о характере, методах и конечных целях взаимоотношений существенно отличаются. Главной целью политики ЕС в отношении России является глубокая внутренняя трансформация этой страны на основе постепенного восприятия ею комплекса европейских норм и ценностей. Эта задача четко обозначена в программных документах ЕС[23]. Ее решение позволило бы единой Европе не только получить от соседства с Россией экономические выгоды, но и ответить на ряд серьезных вызовов в сфере безопасности. Политика России по отношению к Западу, в данном случае к Европейскому союзу, после прихода в Кремль нового президента была переподчинена глобальной задаче экономической модернизации страны и достижения конкурентоспособности на мировом рынке[24]. Именно Европейский союз Москва рассматривает как наиболее важный источник модернизационных ресурсов для России. При этом даже самое масштабное сотрудничество с Европой не должно вести к ограничению суверенитета России и вмешательству ЕС в ее внутренние дела. Конкурентоспособная Россия должна, как можно предположить, стать равноправным партнером, а в случае необходимости конкурентом Европейского союза в условиях «формирования многополярного мира»[25].
«Среднесрочная стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом (2000-2010гг.)»[26] объединила в себе как внешнеполитическую стратегию России периода второй половины 90-х годов, так и «новый курс» Кремля при президенте Путине. Связующим звеном между политикой сдерживания, характерной для поведения Москвы при «позднем» Борисе Ельцине, и кооперативистским курсом новой администрации стала характеристика России как «мировой державы, расположенной на двух континентах», которая должна «сохранять свободу определения и проведения своей внутренней и внешней политики»[27]. Несмотря на то, что российская Среднесрочная стратегия была, по достаточно откровенному определению Дэвида Гована, сырым документом[28], она тем не менее хорошо отражает противоречивую внутреннюю и внешнюю политику России в начале XXI в.
По выражению бывшего заместителя министра иностранных дел России Ивана Иванова, Европа является для России «скорее нравственным, мировоззренческим, а не институциональным понятием»[29].
Современная политика России по отношению к Европейскому союзу основана на двух опорах. Первая из них — общая внешнеполитическая стратегия президента Путина и его администрации, нацеленная на сближение с Западом для ускоренной модернизации экономики и достижения относительно устойчивой конкурентоспособности.
Вторая опора — это политическая экономия российского капитализма. За десять лет реформ сформировался определенный внутренний баланс экономических и политических сил и интересов[30].
Стратегия обозначает приоритеты Москвы по всем важным направлениям взаимоотношений России и Европейского союза. По большей части предложения и оценки, изложенные в Стратегии, как справедливо замечает Дэвид Гован, исключительно расплывчаты. Вместе с тем нельзя игнорировать тот факт, что Стратегия как политический документ отражает именно компромиссное видение данной проблемы элитами и в таком качестве просто не может содержать четкие формулировки. Тем не менее почти каждая из позиций Стратегии содержит определенные ключевые слова. Так, уже во втором абзаце преамбулы Стратегия однозначно уведомляет европейских партнеров России, что «в переходный период реформ в определенных секторах экономики остается оправданной защита отечественного производства». На первый взгляд, здесь нет ничего необычного. Защита и поддержка собственных товаропроизводителей является важной обязанностью любого государства. Однако в данном случае этот акцент должен восприниматься в контексте переговоров о вступлении России в ВТО и споров с ЕС по поводу имплементации СПС 1994 г. Положение Стратегии о необходимости стремиться к открытию европейского рынка для российского экспорта сопровождается недвусмысленным предупреждением о том, что Москва будет противодействовать возможным попыткам ЕС установить особые отношения с «отдельными» странами СНГ.
Таким образом, эволюцию отношений России с ЕС в ХХ веке нельзя признать эффективной. Сложившиеся стереотипы взаимоотношений долгое время не позволяли России и ЕС найти приемлемые для сторон решения в области экономического и гуманитарного сотрудничества. Подлинный прогресс наметился лишь с 2000 года, когда Россия перешла в активную стадию переговоров о вступлении в ВТО. Но переговоры шли очень сложно. Отчасти это было связано с завышенными первоначальными ожиданиями, а отчасти — с объективной неготовностью нашей страны выполнять взятые на себя обязательства.[31]
2.2.Активизация «восточной политики» ЕС После распада СССР ЕС весьма четко дифференцировало свои отношения с восточной частью Европы по двум группам. Первую составили бывшие соцстраны и республики Прибалтики, с которыми ЕС подписал Европейские Соглашения. Вторая — это большинство стран СНГ (в том числе Россия), которые связывают с ЕС Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.
Такая разница в договорно-правовой базе отражала политический курс ЕС на сближение со странами Центральной Восточной Европы и отводила второстепенное значение отношениям с Россией.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), вступившее в силу в декабре 1997 г., в настоящее время является основной организационной и правовой базой отношений России и Европейского Союза. Оно не сыграло решающей роли в интеграции России в Европу и мировую экономику и в целом не закрепило особые отношения между Россией и ЕС. Реальность оказалась достаточно далекой от тех ожиданий, которые первоначально связывались с СПС.
Основным инструментом политики ЕС в отношении России последние годы была программа ТАСИС, которая, хотя и была подключена к СПС, не имела непосредственной оперативной связи с соглашением, а соответственно, ее потенциал не мог быть полностью использован для реализации целей и задач СПС.
В контексте вступления России в ВТО ЕС не забывает о своих интересах.
Как известно, в конце 2001 г. Европейский союз выдвинул требование унификации российских внутренних и внешних цен на энергоносители (и, прежде всего, на природный газ) в качестве условия вступления в ВТО. Данное требование было аргументировано следующим образом:
1. Согласно статье XVII ГАТТ 1994 г., государственные предприятия, участвующие во внешней торговле, к которым можно отнести, в частности, РАО «Газпром», должны принимать решения в отношении покупок и продаж исключительно на основе коммерческой выгоды. По мнению Европейского союза, существующие положение дел, при котором природный газ продается на внутреннем рынке по ценам значительно ниже экспортных, демонстрирует несоответствие вышеуказанной статье ГАТТ 1994 г.
2. Искусственно низкие внутренние цены на энергоносители фактически означают косвенное субсидирование российской промышленности, которая не платит полную рыночную цену, что вызывает вопросы о соответствии данного субсидирования нормам ВТО.
3. По мнению ЕС, в результате нерыночного ценообразования на российские энергоносители российское товары экспортируются по ценам ниже нормальной рыночной стоимости, что может рассматриваться как демпинг.
4. Отмена субсидирования энергоносителей благоприятно скажется на российской экономике, так как обеспечит более эффективное распределение ресурсов и будет стимулировать инвестиции в российский ТЭК.[32]
Желание европейских стран повысить свой уровень жизни и конкурентоспособность своих товаров либо благодаря снижению цен поставок российского газа на экспорт, либо в результате роста издержек российских производителей совершенно понятно. Однако приводимые аргументы о несоответствии двойного ценообразования на российские энергоносители правилам ВТО, как минимум, не являются исчерпывающими.
Понятие рыночной экономики не подразумевает обязательное наличие совершенной конкуренции на абсолютно всех рынках. Рынки часто демонстрируют ту или иную степень монополизации. А монополия склонна к ценовой дискриминации, то есть к попыткам назначить каждому потребителю максимальную цену, которую он готов заплатить.
«Газпром» в настоящее время является абсолютным монополистом на внутреннем рынке. Кроме того, «Газпром» — крупнейший в мире экспортер, чьи поставки удовлетворяют около 20% потребностей в природном газе Западной Европы и почти полностью потребности Восточной Европы. По прогнозам Мирового энергетического совета, доля России в международной торговле «голубым топливом» составит к 2020 г. 30-35%.
Очевидно, что российский газовый гигант способен оказывать значительное влияние на цены природного газа, как российские, так и мировые.
Подписанное Россией и ЕС соглашение о вступлении России в ВТО имеет принципиальное значение для Газпрома. Это в меньшей степени связано с договоренностями о повышении цен на газ, а скорее с тем, что взятые Россией обязательства подтверждают наши оценки, которые ранее характеризовались более высоким риском. В рамках этого соглашения Газпром получает право оставить за собой монополию на экспорт газа, но Россия обязуется гарантировать независимым производителям доступ к газопроводам. Такого развития событий рынок ожидал. Более важно то, что Россия взяла на себя обязательства повысить внутренние цены на газ до USD37-42 за тыс. кубометров к 2006 г. и до USD49-57 за тыс. кубометров к 2010 г. Комиссар ЕС по вопросам торговли П. Лами заявил, что достигнутые в отношении цен на газ договоренности в целом соответствовали принятой ранее российской «Энергетической стратегии», а новые уровни цен на газ позволят производителям получить средства для разработки новых месторождений. Напомним, что мы прогнозировали среднегодовые цены на газ на уровне USD36 за тыс. кубометров в 2006 г. и USD50 за тыс. кубометров к 2010 г.[33]
Сохраняющийся интерес Европы к России объясняется не только предстоящим вступлением России в ВТО, но и внутренними причинами — конкретно, меняющимся обликом и новым качеством самой Европы. Благодаря институциональным реформам: введению в 1999 г. единой валюты — евро — и первым реальным шагам в направлении общей внешней политики и политики безопасности, оборонной идентичности Европейский Союз постепенно превращается не только в экономическую, но и в политическую силу.
Общая Стратегия ЕС определяет четыре основные области для реализации двусторонних отношений: (1) укрепление демократии и правового общества в России; (2) интеграция России в общеевропейское экономическое и социальное пространство; (3) сотрудничество в интересах укрепления стабильности и безопасности в Европе и мире и (4) совместный ответ на «общие вызовы», такие как ядерная безопасность, экология и борьба с оргпреступностью. Кроме того, предусматривается усиление мер горизонтального характера, прежде всего расширение политического диалога. Российская Среднесрочная стратегия рассматривает примерно тот же круг проблем, только в более детализированном виде.
Общая Стратегия ЕС предлагает диалог на высоком уровне по экономическим вопросам, и его практическая реализация уже началась. В стратегическом отношении ЕС предполагает в большей степени влиять на политику в отношении России, которую проводят международные финансовые институты, прежде всего МВФ и Всемирный банк.

Глава 3. Заключение Соглашения о вступлении России в ВТО
и сценарии на будущее 3.1.Экономические аспекты Соглашения России с ЕС о вступлении в ВТО В 1990-е годы ЕС превратился в важнейшего торгово-экономического партнера России. На него приходится около 35% оборота российской внешней торговли. Россия занимает пятое место по импорту и шестое — по экспорту во внешней торговле ЕС[34]. ЕС является крупнейшим инвестором в российскую экономику. По данным Госкомстата России на июль 1998 г. общий объем накопленных инвестиций европейских государств в российскую экономику составил 21,3 млрд долл., или более 79% от всего объема накопленных в стране иностранных инвестиций[35]. Таким образом, в лице ЕС Россия имеет важнейшего экономического партнера, от которого во многом зависит ее экономическая безопасность и социально-политическая стабильность.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
еще рефераты
Еще работы по мировой экономике