Реферат: Холдинговые структуры в РФ

--PAGE_BREAK--1.1.10 Ответственность участников холдинга      Участники холдинга не несут ответственность по долгам головной компании[8].
     Головная компания, которая имеет право давать участнику холдинга обязательные для исполнения им указания, отвечает солидарно с участником холдинга по сделкам, заключенным участником холдинга во исполнение таких указаний.
     В случае несостоятельности (банкротства) участника холдинга по вине головной компании последняя несет субсидиарную ответственность по его долгам. Несостоятельность (банкротство) участника холдинга считается происшедшей по вине головной компании только в случае, если головная компания использовала право давать участнику холдинга обязательные для исполнения им указания в целях совершения участником холдинга действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) участника холдинга.
     Участники холдинга вправе требовать возмещения головной компанией убытков, причиненных по ее вине участнику холдинга.
1.2 Финансовая политика РФ и холдинговые структуры В сложных условиях, возникших в результате финансового кризиса в России, необходимость проведения эффективной финансовой политики предстает как одна из главных и неотложных задач. Она имеет и глобальный аспект: экономическая дестабилизация в стране приобретает угрожающий характер. Реального успеха финансовой политики можно добиться только при наличии политической воли, отлаженного аппарата управления, политико-идеологической и пропагандистской поддержки. Для реализации программы финансовой политики необходимы энергичные, акцентированные шаги и создание достаточно стройной системы органов управления. В последнее время на основе накопившегося за несколько лет опыта выдвигается положение о том, что ключевым элементом финансовой стратегии России должен стать курс на создание вертикально-интегрированных компаний — холдингов.
Вместе с тем, сторонники высказанной идеи полагают, что реализация национальной программы финансовой политики столкнется с противодействием влиятельных внешних и внутренних кругов и представителей интересов различных групп. Очевидно не все необходимые предпосылки успешной финансовой политики имеются на сегодняшний день. В связи с этим могут быть предложены различные тактические подходы. Предлагается выделение трех вариантов или трех этапов финансовой политики России — паллиативного, умеренно-радикального и радикального[9].
Паллиативный вариант представляет собой исходную ступень реализации национальной программы финансовой политики. На этом этапе мероприятия  носят «ограниченный», предварительный характер. Все прежние попытки финансовой политики носили либо паллиативный, либо скрытый характер, когда управление хозяйственными процессами осуществлялось и неофициальными путями. Паллиативная политика не даст существенного общехозяйственного результата. Ее цель -«спасение» ключевых хозяйственных комплексов, систем и объектов, которые станут опорными пунктами дальнейших действий. На этом этапе могут быть сформированы команды управления, опробованы основные механизмы и инструменты финансовой политики. Этот этап может рассматриваться как подготовительный.
Умеренно-радикальный вариант финансовой политики предполагает глубоко эшелонированную систему мероприятий в условиях определенной общеполитической поддержки. Он реализуется в целом на фоне существующей макроэкономической парадигмы: финансовая стабилизация, открытость и конвертируемость рубля. Целесообразно усиление давления на «оффшорный» сектор экономики, возможны меры по усилению таможенной защиты. Последнее, однако, немедленно столкнется с противодействием западных стран.
Главное отличие радикального варианта финансовой политики от умеренного заключается в кардинальной смене макроэкономической парадигмы и означает переход к ограничению конвертируемости, управляемой инфляции, «разделение» валютного курса. Данный сценарий — наиболее последовательный и эффективный, поскольку позволяет остановить отток и распыление инвестиционных капиталов, поставить под контроль основные финансовые потоки. Однако он столкнется с большим сопротивлением как в стране, так и за рубежом, вызовет трудноразрешимые проблемы бюрократического характера[10].
Разработка программы финансовой политики может проводиться по следующей схеме. В первую очередь необходимо проанализировать страновые и отраслевые модели финансовой политики.
I. Типы моделей финансовой политики
Модель последовательного развития секторов промышленности (Япония, Южная Корея)
Холдинговая модель создания производственных структур
Модель финансово-промышленного альянса ФРГ
Модель стратегического планирования в корпоративном секторе США
«Открытая» модель стран Латинской Америки
II. Типы организационных форм и корпоративных структур
Европейские холдинги, концерны и финансово-промышленные альянсы (Франция, Италия, ФРГ).
Вертикально-интегрированные компании и корпорации (США, Великобритания)
Финансово-промышленные группы (Япония, Корея)
Российская модель финансовой политики должна разрабатываться как с учетом зарубежного, так и отечественного опыта. Здесь следует отметить, что российская экономическая система имеет свои собственные и весьма «инерционные» особенности. В этой связи целесообразно опираться на позитивные моменты собственного опыта реализации крупных инвестиционных и промышленно-технологических программ.
Корпоративная стратегия требует новых ясных идей и принципов.
Гражданский кодекс РФ представляет достаточно возможностей для формирования эффективных корпоративных структур. Трудность заключается в другом: утрате управленческих идей и воли, навыков управления большими хозяйственными системами. Ведь корпоративный мир требует своей идеологии, кадровой элиты, и легенды успеха («success story»). «Техноструктура»- управленцы и инженеры крупных корпораций — давно стала одним из факторов стабильности гражданского общества.(Это понятие было введено Раймоном Ароном).
Варианты финансовой политики могут быть подготовлены во «внутренней» и «внешней» редакции. Концептуальная часть может быть дополнена детальной программой, «доведенной» до конкретных территориальных и отраслевых комплексов. Возможна подготовка различных по стилистике обращений и текстов для внутренней и внешней аудитории, органов печати и публичных выступлений. Необходима апробация и обкатка концепции в различных кругах и группах. Предварительный зондаж показывает, что излагаемый подход к программе работ по разработке финансовой политики находит определенную поддержку среди некоторых влиятельных финансовых и политических группировок[11].
Подготовка действующих вариантов финансовой политики требует глубокой проработки самых разнообразных аспектов финансовой политики, мозговых штурмов и углубленного анализа.
Важнейшим аспектом новой финансовой политики России, вероятно, станет стратегия на создание вертикально интегрированных компаний, способных обеспечить выживание, а в перспективе — и развитие промышленно-технологического потенциала страны.
Современные планово-аналитические технологии (в частности, техника компьютерного моделирования финансовых и товарных потоков) позволяет сформировать «общую картину» функционирования как крупнейших финансово-промышленных групп, так всей финансовой политики России. На этой основе могут быть сформированы инструменты и система стратегического управления развитием промышленного комплекса РФ. Технология управления финансовыми потоками позволяет решать и другую важную задачу. Создаваемая (или реорганизуемая) структура может быть «проверена» в различных экономических режимах еще до практической реализации проекта. Полученные данные могут применяться для обоснования индикативных планов и контроля за их выполнением. Они могут использоваться и на переговорах с руководителями предприятий, проводимых в интересах финансовой политики России. Технология управления финансовыми и товарными потоками реализуется на базе небольших мобильных групп экспертов с минимальными затратами времени и средств. Таким образом, программа финансовой политики России может быть поставлена на эффективную планово-аналитическую основу[12].
Одно из перспективных направлений финансовой политики — наведение порядка в корпоративном секторе экономики. Здесь находится и важный резерв экономического роста. Опыт консультирования российских частных банков и предприятий часто свидетельствует об отсталости мышления, бюрократизации и организационной неразберихе на всех уровнях управления этих организаций. Аналогичная ситуация наблюдается и на бывших государственных предприятиях. Вертикально интегрированные нефтяные компании и крупнейшие банки также не являются исключением. В результате они (и вся экономика в целом) оказались крайне уязвимы к изменениям текущей хозяйственной конъюнктуры.
Проведенные разработки и опыт практического консультирования крупных компаний и банков свидетельствует о том, что существует реальная возможность существенно повысить качество и оперативность решений в области формирования вертикально интегрированных структур, а в дальнейшем- наладить контроль за их деятельностью и выполнением согласованных программ. Это достигается на основе современных технологий управления финансовыми потоками. Особенность этих технологий заключается в том, что они позволяют воссоздать общую картину функционирования хозяйственного объекта. В ряде случаев это удается даже на основе неполных, неточных или искаженных данных.(Разумеется, качественная исходная информация всегда предпочтительнее).
В рамках технологии управления финансовыми потоками хозяйственный комплекс представляется в виде наглядной картины товарно-финансовых потоков, формирования и распределение прибылей и других процессов. При этом выделяются главные, определяющие потоки и параметры. Этого обычно достаточно для наблюдения за текущей хозяйственной ситуацией на фирме, анализа основных вариантов ее поведения. Такие схемы и модели максимально «разгружаются» от второстепенных деталей.
Конкретно это выглядит следующим образом. На экране компьютера формируется организационная схема создаваемого холдинга. На входы и выходы «подаются» финансовые и товарные потоки — объемы продаж, затрат, заработной платы и пр. Проектируемая структура обычно весьма близка к реальной конфигурации объекта. Она включает материнскую фирму дочерние предприятия, вспомогательные объекты и пр. Они связаны стрелками, указывающими направление товарных и финансовых потоков. В результате появляется возможность найти рациональную структуру холдинга путем перебора основных альтернативных вариантов. Возможно и моделирование агрегированных связей между предприятиями и их группами (отраслями) — подход, позволяющий выходить на общехозяйственный уровень, но не с макроэкономической, а с конкретно-хозяйственной точки зрения.
В штабном офисе может поддерживаться компьютерная модель каждой крупной группы или холдинга. Такие модели весьма компактны — они умещаются на одной странице большого монитора (17"). Предлагаемый подход по эффективности значительно превосходит любую обычную аудиторскую, «бумажную» или традиционную компьютерную технологию. Громоздкие вычислительные центры не способны справиться с задачами данного класса. В то же время небольшие мобильные группы экспертов, «вооруженные» современными программными пакетами, способны решать весьма масштабные аналитические задачи.
Рассматриваемый подход, основанный на аналитическом контроле за деятельностью крупнейших хозяйственных субъектов, открывает путь и к решению других ключевых задач структурно-инвестиционной политики: осуществлению бюджетно-налоговой политики, политики цен и доходов, формированию отраслевых программ. Однако исходным пунктом структурно-инвестиционной политики является формирование долгосрочных стратегических и инвестиционных приоритетов. Цель данной стратегии — увеличение доли национальных компаний на внутренних и внешних рынках, максимальное освоение внутреннего платежеспособного потенциала, рост продаж, инвестиций и налоговых поступлений.
Данный подход встретит определенное понимание у некоторых крупнейших финансово-промышленных групп, которые давно испытывают определенный дискомфорт, связанный с неразберихой и непредсказуемостью, усилением позиций иностранных конкурентов. Многие регионы аналогичную политику фактически уже осуществляют (Москва, Татария). Свидетельством этого является создание платежного пула крупнейшими российскими банками. Однако данная стратегия требует выработки общей логики средне- и долгосрочного планирования, совместного анализа хозяйственной ситуации, весьма тонких многосторонних переговоров. Для реализации этой программы необходима четкая картина функционирования крупнейших народно-хозяйственных объектов. Дело в том, что конкретные цели и договоренности должны выражаться в конкретных цифровых выкладках, схемах и планах.
Такой подход может стать особой аналитической базой национальной системы стратегического управления финансовой политикой. В конечном счете возможна (и желательна) организация взаимодействия с планово-аналитическими центрами крупнейших фирм России. Это приведет, по существу, к реализации дирижистского варианта общехозяйственного планирования и созданию достаточно эффективной системы стратегического управления народным хозяйством РФ.
Стратегическое управление может быть переложено на язык конкретных цифр. К примеру, «целевая функция» финансовой политики может выражаться в следующих параметрах — росте оборота, росте налоговых поступлений, увеличении доли национальных фирм на внутренних и внешних рынках. При этом на первых порах может быть выделена ограниченная группа компаний. Главное — добиться конкретных количественных и качественных результатов[13].
В рамках политики цен и доходов необходимо стремиться к «разумному» соотношению затрат и доходов, созданию обстановки предсказуемости и стабильности. Ведь за последние годы одни отрасли были буквально вытеснены другими. Ключ к политике цен и доходов также заключается в формировании крупных централизованных хозяйственных объединений. Ведь добиться разумного «рационирования» цен и доходов можно лишь через крупные «квази-плановые» структуры типа вертикально интегрированных компаний и холдингов. Возможным механизмом может стать рекомендательное нормирование финансовых затрат (подкрепленное мерами структурной политики). Например, условием каких-либо централизованных инвестиций или льгот может являться выход на определенную структуру себестоимости. Все более актуальной становится задача «расшивки» платежных цепочек и платежных заторов. Объектом политики цен и доходов могут стать и консолидированные финансовые потоки, связывающие отрасли, предприятия и регионы.
Таким образом, объектно-ориентированные методы весьма перспективны и для решения более общих задач структурно-инвестиционной политики. Главное преимущество заключается в том, что они позволяют увидеть общую картину функционирования хозяйственных систем. В отличие от традиционных подходов (например, межотраслевых балансов) данные системы ориентированы на конкретные объекты различного масштаба (территориальные комплексы, отрасли, группы компаний или отдельные предприятия). Данная технология может быть положена в основу как концептуальной, так и конкретно-хозяйственной проработки всех основных аспектов финансовой политики России.
     
2.Регулирование деятельности холдингов в России 2.1 Государственное управление холдингами Специфика государственного управления функционированием холдингов, определяется прежде всего высокой долей государственной собственности, повышенной значимостью этого сектора для государства, высокой степенью концентрации научно-технического потенциала на предприятиях, вошедших в финансово-промышленные группы. Исходя из этого, возрастает значимость прямых методов управления холдингами со стороны государства.
Непосредственное участие в управлении холдингом зависит напрямую от доли государственной собственности в консолидированном капитале холдинга. Таким образом, холдинги разделяются на две группы: созданные в добровольном порядке с долей государственной собственности в консолидированном капитале менее 25%, и образованные по Постановлению Правительства РФ исключительно из государственных предприятий с более высокой долей.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
еще рефераты
Еще работы по мировой экономике