Реферат: Сообщения транскраниальная магнитотерапия непсихотических тревожных расстройств



КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

Транскраниальная магнитотерапия непсихотических тревожных расстройств в психиатрической практике

Проф., зав.каф. О.Ю. ШИРЯЕВ1, асе. М.А. РОГОЗИНА, врач A.M. ДИЛИНА, врач Д.Н. ХАРЬКИНА Transcranial magnetic therapy of non-psychotic anxiety disorders in psychiatric practice

O.YU. SHIRYAEV, M.A. ROGOZINA, A.M. DILINA, D.N. KHARKINA Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко

^ Ключевые слова: тревожные расстройства, транскраниальная магнитотерапия, эффективность лечения. Key words: anxiety disorders, transcranial magnetic therapy, efficacy therapy.


Полиморфизм клинических форм тревожных расстройств в структуре психической патологии пограничного уровня весьма распространен [2, 3], что делает актуальным разработку методов их лечения, в том числе немедикаментозных. Последние позво­ляют преодолеть недостатки современной психофармакотерапии (формирование зависимости от бензодиазепинов, необходимость длительного противорецидивного лечения антидепрессантами и ДР.)-

Среди немедикаментозных методов терапии, в частности физиотерапевтических, привлекает внимание воздействие на го­ловной мозг магнитного поля [5], и, особенно — бегущего маг­нитного поля (БИМП).

Положительное действие БИМП обусловлено его сосудо­расширяющим, спазмолитическим, противоотечным, нейро-тропным и иммуномодулирующим эффектами [1, 4, 5]. Это было установлено при лечении органической церебральной дисфунк­ции (хронические нарушения мозгового кровообращения, по­следствия черепно-мозговых травм, головные боли, гипоталами-ческое ожирение). Возможность исследования БИМП в психиа­трической клинике остается неизученным.

Цель работы состояла в исследовании возможности исполь­зования транскраниальной магнитотерапии (ТкМТ) в комплекс­ном лечении больных тревожными расстройствами в психиатри­ческой практике.

Материал и методы

Наблюдали 46 больных 18—56 лет, проходивших лечение в психосоматическом отделении дневного стационара Воронеж­ского областного психиатрического диспансера.

Во всех случаях диагностировали тревожные и тревожно-депрессивные расстройства непсихотического уровня, что явля­лось основным критерием включения больных в исследование. Критериями исключения были тяжелые соматические и невро­логические заболевания.

По МКБ-10 у 6 больных имело место тревожно-депрессивное расстройство (F41.2), у 8 — расстройство адаптации (F43.2), у 4 — обсессивно-компульсивное расстройство (F42.0), у 4 — пани­ческое расстройство (F41.0), у 6 — соматоформная вегетативная дисфункция (F45.3), у 2 — ипохондрическое расстройство (F45.2), у 6 — органическое тревожное расстройство (F06.4), у 2 — тре­вожное расстройство личности (F60.6), у 4 — генерализованное тревожное расстройство (F41.) и у 4 — фобическое тревожное расстройство (F 40.9).

Методом случайной выборки по сопоставимым параметрам (диагноз, пол, возраст) больные были распределены на 2 группы

основную — 23 больных (6 мужчин и 17 женщин) и контрольную

23 больных (6 мужчин и 17женщин). Каждому пациенту основ­
ной группы соответствовал «двойник» в контрольной.

Все пациенты получали комплексную психофармакотера­пию антидепрессантами (паксил, рексетин, сертралин, анафра-нил, амитриптилин), транквилизаторами (диазепам, клоназе-пам), нейролептиками (эглонил, хлорпротиксен, флюанксол), нормотимиками (финлепсин).

Основная группа от контрольной отличалась дополнитель­ным использованием ТкМТ.

Оценку выраженности тревоги и тревожно-депрессивных расстройств в процессе ТкМТ осуществляли клинически и с ис­пользованием психометрических инструментов — шкал тревоги Гамильтона (НАМ-А), депрессии Гамильтона (HAM-D-21) и об­щего клинического впечатления — CG1 (подшкалы CGI-S и CGI-1).

В основной и контрольной группах больных эффективность проводимой психофармакотерапии была недостаточной. Редук­ция тревоги по шкале НАМ-А менее 50% от первоначального, до-лечебного, уровня. Перед началом курса ТкМТ средняя выра­женность тревоги у больных в основной и контрольной группах составляла 22,5 балла, ее психический компонент — 12,2 балла по шкале НАМ-А, что соответствовало легкой и умеренной тяжести тревожного расстройства.

Лечение ТкМТ начинали на 4-й неделе психофармакотера­пии. Курс лечения состоял из 10 сеансов.

Процедуры ТкМТ проводили на фоне продолжающейся ле­карственной терапии, дозы препаратов в течение всего курса маг­нитотерапии не менялись. В контрольной группе наряду с психо­фармакотерапией использовали эффект плацебо — проводили имитацию магнитотерапии с отключенными электродами.

ТкМТ проводили с помощью аппарата АМО-АТОС с при­ставкой Оголовье (производитель ООО «Трима», Саратов) би-темпорально. Напряженность поля на поверхности излучателей аппарата составляет 42 мТл, диапазон частот модуляции БИМП колеблется от 1 до 16 Гц, движение поля от височной доли к за­тылочной осуществляется синхронно на оба полушария.

Сеансы магнитотерапии проводили ежедневно в положении сидя. Использовали режим пульсирующего магнитного поля с постепенным повышением частоты модуляции от процедуры к процедуре с 2 до 14 Гц. Через каждые два сеанса применяли ре­жим СТОХАС — включение соленоидов по случайному закону для предотвращения адаптации больного к воздействию магнит-



© Коллектив авторов, 2009

Zh Nevrol Psikhiatr Im SS Korsakova 2009; 109:5:60

'e-mail: m2m2a@yandex.ru


60

^ ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 5, 2009

НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ТРЕВОГИ

ного поля. Время экспозиции в течение трех процедур увеличи­вали с 5 до 15 мин. Всем пациентам измеряли АД до и после каж­дого сеанса, регистрировали самоотчет больных о психическом и физическом самочувствии. Динамику психического состояния и уровень тревоги оценивали в обеих группах психометрически с помощью указанных шкал до и после курсового лечения ТкМТ, Статистическую обработку полученных результатов осу­ществляли непараметрическими методами статистики (критерий Вилкоксона, Манна—Уитни).

Результаты и обсуждение

Полностью завершили курс лечения 43 из 46 больных.

3 пациентов выбыли на начальном этапе (после 2—3 сеансов ТкМТ или плацебо). Из них 2 пациентки из основной и кон­трольной групп отказались продолжать магнитотерапию в связи с усилением головных болей, сердцебиений, сенестопатических проявлений, тревоги и усиления холинергических эффектов пси­хофармакотерапии (сухость во рту, атония мочевого пузыря); 1 пациент контрольной группы с тревожным расстройством лич­ности прервал лечение в связи с алкогольным эксцессом.

В остальных случаях нежелательных побочных эффектов магнитотерапии не наблюдалось, но при первых двух сеансах ТкМТ больные настороженно относились к процедуре, особенно при надевании шлема Оголовье. Однако разъяснение сущности магнитотерапии снимало реактивную тревожность и в последую­щем больные спокойно и охотно проходили сеансы. Более того, 20% пациентов основной группы в процессе магнитотерапии «ощущали» действие магнитного поля как легкое приятное теп­ло, покалывание, шорох в области индукторов.

Всем пациентам до начала процедуры давалась установка на отдых и дремоту, но качество субъективных ощущений во время процедур в исследуемых группах было разное. Анализ самоотчета пациентов о психическом и физическом состоянии во время про­цедур ТкМТ показал, что имеются существенные различия в основной и контрольной группах (р<0,05). Переживание боль­ных контрольной группы было «пустым», — испытуемые говори­ли о физическом успокоении, отдыхе, расслаблении. Пациенты в основной группе, помимо седативного, противотревожного и миорелаксирующего эффектов, отмечали оживление и наплыв приятных воспоминаний, отчетливое улучшение настроения. Наблюдалось вегетостабилизирующее действие ТкМТ — норма­лизация АД, урежение пульса, уменьшение явлений гипергидро­за ладоней.

Анализ динамики суммарной выраженности тревоги до и после ТкМТ показал достоверное различие (р<0,05) исследуемых групп по данному показателю. Средний уровень тревоги в основ­ной группе в конце курса ТкМТ снизился на 72,3% и достиг нор­мального (менее 8 баллов) у 18 пациентов. Наиболее чувствитель­ными к магнитотерапии оказались пациенты, страдающие рас­стройством адаптации, соматоформной дисфункцией вегетатив­ной нервной системы, фобическим тревожным расстройством. Незначительный терапевтический ответ с уменьшением тревоги (менее 30% от исходного уровня) отмечался при обсессивно-компульсивных и ипохондрических расстройствах. В контроль­ной группе относительный уровень тревоги снизился на 48,6% по сравнению с исходным, а значительное улучшение психического состояния с редукцией тревоги до нормального уровня (менее 8 баллов) отмечалось у 11 пациентов. Достоверные различия в ди­намике тревоги в основной и контрольной группах позволяют связать противотревожный, седативный и вегетостабилизирую--щий эффекты в основной группе наблюдения не с продолжаю­щимся воздействием психофармакотерапии, а собственным дей­ствием магнитного поля.

На фоне магнитотерапии было отмечено повышение чув­ствительности пациентов к проводимой психофармакотерапии (увеличение сонливости, холинолитических, соматических эф­фектов), что позволило после завершения ТкМТ уменьшить дозы антидепрессантов (у 7 пациентов с диагнозами «расстройство адаптации», «тревожно-фобическое расстройство», «сомато-формная дисфункция вегетативной нервной системы») и даже полностью отменить их (у пациента с генерализованным тревож­ным расстройством и упорной бессонницей). Снижение доз ле­карственных препаратов в контрольной группе спустя 1—2 нед усиливало тревожные расстройства и вынуждало вновь повышать дозы лекарств.

Полученные результаты позволяют сделать следующие вы­воды. Магнитотерапия по методике локального битемпорально-го воздействия на мозг в диапазоне модуляций частот от 2 до 16 Гц в комплексном лечении пациентов с непсихотическими тре­вожными расстройствами оказывает положительный терапевти­ческий эффект. Эффекты ТкМТ при тревожных расстройствах заключаются в анксиолитическом, седативном, антидепрессив­ном и вегетостабилизирующем действиях. ТкМТ безопасна и не сопровождается негативными психическими и соматическими побочными эффектами. ТкМТ повышает чувствительность к психотропным препаратам и позволяет снижать терапевтические дозы лекарств до полной их отмены.


ЛИТЕРАТУРА

Демецкий A.M., Алексеев А.Г. Искусственные магнитные поля в меди­
цине. Минск Беларусь 1981.

Дубницкая Э.Б., Андрющенко А.В. Опыт применения иксела при тера­
пии непсихотических тревожных депрессий. Психиатрия и психо­
фармакотерапия. Журн им. П.Б. Ганнушкина 2006; 8: 4: 18—22.

Красное В. Н., ВелыпищееД.Ю., Немцов А.В., ИвушкинА.А. Новые под­
ходы к лечению стрессовых и тревожных расстройств: результаты
многоцентрового исследования эффективности афобазола в психиа­
трической практике. Психиатрия и психофармакотерапия. Журн им.
П.Б. Ганнушкина 2007; 4: 9: 16—20.




Молявчикова О.В., Череващенко Л.А., Гринзайд Ю.М. и др. Влияние комбинированного воздействия радоновых ванн и транскраниаль­ной магнитотерапии на состояние мозгового кровообращения у больных в промежуточном периоде легкой черепно-мозговой трав­мы. Вопр курортол, физиотер и лечебн физ культ 2007; 3: 19—22.

Райгородская Н.Ю. Использование битемпоральной низкоинтенсив­ной магнитотерапии в комплексном лечении гипоталамического синдрома пубертатного периода у детей: Дис. ... канд. мед. наук. Са­ратов 2004.







еще рефераты
Еще работы по разное