Реферат: Осуществляемая на определенной территории, призвана отражать конкретные направления, обозначенные управленцами в качестве генеральной линии своей деятельности


Экономико-географические механизмы проведения реформы налогообложения для целей диверсификации экономики Тюменской области


ю.в. Петров


ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет», г.тюмень


Налоговая политика, осуществляемая на определенной территории, призвана отражать конкретные направления, обозначенные управленцами в качестве генеральной линии своей деятельности. Налоговый инструментарий становится эффективным, безусловно, лишь в том случае, если у регионального менеджмента выработан стратегический план последовательного достижения целевых показателей, согласованных с воздействием внешней среды, прежде всего, федерального и международного законодательства. Миф о благоприятном влиянии невидимой руки Адама Смита оказался развеян по итогам первых результатов реформ в России начала 1990-х, а также при интеграции с мировыми экономиками «большой тройки». В США, Японии, Евросоюзе налоговое законодательство преследует не только фискальные цели, но и приверженность усилению конкурентоспособности экономики конкретной местности, усилению барьеров для проникновения зарубежных конкурентов.

Современный опыт отечественного регионального и муниципального планирования имеет многочисленные нарекания, связанные, прежде всего, с формальностью подхода и несоответствием существующих полномочий закладываемым приоритетам. Формальный подход создания документа, который «кладется на полку» [4], на наш взгляд, обусловлен недостаточной проработкой методики территориального планирования, опускаемой сверху. И вопрос налогообложения в данном случае становится одним из определяющих.

С позиций влияния на структуру производимого валового регионального продукта, налоги определяют приоритетные сферы деятельности на основе внедрения льгот и государственной поддержки, а также экономические секторы, развитие которых соответствует действующему законодательству, но в среднесрочной перспективе не отвечает стратегическим интересам, связанным с повышением конкурентоспособности территории. Эффективно заложенный в системе налогообложения механизм выделения приоритетов в социально-экономическом развитии обеспечивает последовательное достижение стратегически заданной структуры экономики, сбалансированное развитие которой определяет расширение налогооблагаемой базы и формирование конкурентоспособного предпринимательского сообщества. В данном случае, под «конкурентоспособным предпринимательским сообществом» мы понимаем такую устойчивую совокупность предприятий, имеющих широкую сеть взаимовыгодных связей, позволяющую обеспечивать приоритетную долю необходимых товаров и услуг для территориальной общественной системы, воспринимать современные инновационные направления, выходить с конкурентоспособной продукцией на внешние рынки.

В управленческих кругах финансово-экономической системы страны сложилось устойчивое понимание приоритетных направлений в виде выхода на зарубежные рынки с конкурентоспособной продукцией. С другой стороны, учитывая тот факт, что сложившееся международное географическое разделение труда (МГРТ) состоялось еще в прошедшем столетии, у нашей страны нет географически закрепленных преимуществ на рынке потребительских товаров и услуг. Рынок высоких технологий закреплен за ведущими центрами, аккумулировавшими в наукоемком производстве гигантские объемы инвестиций, ведущие научные кадры и инфраструктуру. И свободный вход на данный рынок закрыт, достаточно восстановить в памяти инцидент с продажей автомобильного холдинга «Opel» российскому «Сбербанку». Рынок товаров с низкой добавленной стоимостью закреплен за лидерами развивающегося мира. Конкурировать с Китаем, Индией, Бразилией на мировом рынке, например, товаров массового спроса, в сложившихся географических условиях абсурдно.

Вместе с тем, данные прагматичные выводы не свидетельствуют о бесперспективности движения в направлении технологического развития. Россия – государство, обеспеченное природно-ресурсным потенциалом и имеющее выгодные экономико-географические условия, использование которых не отвечает интересам устойчивого развития, т.е. интересам нынешнего и последующих поколений. Страна, как еще только Канада [3], может обеспечить все свои экономические потребности без привлечения сырья с внешних рынков. Первоочередной целью должен стать внутренний рынок, приоритеты отечественного потребителя и производителя. Если обратиться к опыту современных Китая, Индии и Бразилии, то можно отчетливо увидеть их стремление к увеличению внутреннего потребления на основе проведения масштабных кампаний по кредитованию населения, а в итоге – по увеличению социального спроса граждан на лучшие комфортные условия жизни.

Ключевой проблемой социально-экономического развития России является симплификация валового национального продукта в сфере сырьевых отраслей, осуществляющих, преимущественно, добычу и реализацию природного ресурса, полуфабриката за пределы страны. При этом очевидно, что цена на нефть определяется воздействием значительно большего числа факторов, чем тривиальное соотношение «спроса и предложения» на конкретный товар. Природа всех финансово-экономических кризисов, обрушившихся на страну за последние 30 лет, свидетельствует об отсутствии какой-либо системы страхования от негативного внешнего воздействия на конъюнктуру нефтяных цен. Пресловутая «подушка безопасности» в виде стабилизационного фонда не смогла обеспечить предотвращение обвала уровня жизни у населения страны.

В структурном отношении валовой внутренний продукт России представлен и технологичными отраслями, к одной из которых можно отнести и автомобилестроение. Но в данном конкретном случае уместно вспомнить и о том, что значительная часть современных лидеров продаж в отрасли – филиалы зарубежных производств. Заявленная локализация продукции пионерного зарубежного сборочного производства – «Ford» уже на протяжении десятилетия не превышает 2%, по другим брендам аналогичная ситуация. Между тем, автомобильный рынок в нашей стране является одним из наиболее перспективных и быстрорастущих, что позволяет государственным и региональным управленцам усиливать воздействие на транснациональные корпорации с требованиями привлечения современных технологий и существенного повышения локализации и капитализации производства.

Ограниченность периода использования природных ресурсов, которые выступают основным видом товаров, представляющих Россию на международном рынке, присутствие широкого спектра побочных явлений, обусловленных негативным воздействием горнопромышленной деятельности на окружающую природную и общественную среды, отражают бесперспективность построения и продолжения функционирования данной модели экономики. На основе продажи нефти, природного газа, металлов, леса, мехов и т.п. возможно обеспечение существования населения по стандартам прошедшего столетия. Современные экономики обязаны динамично перестраиваться на максимальное сокращение потребления природных ресурсов, ориентацию на сферу услуг, производство изделий с высокой добавленной стоимостью. С позиций достижения целей устойчивого развития, ратифицированного и Россией в 1992 г., следование данным направлениям является объективно рациональным и оправданным с целью обеспечения конкурентоспособности на открытых торговых площадках. Возможность вхождения нашей страны в данную группу экономик связана с процессом структурной перестройки, направленной на усложнение состава слагающих отраслей и образуемых ими межотраслевых комплексов, что и лежит в основе процесса диверсификации [1]. На современной политико-административной карте субъектов РФ наиболее широкой степенью вовлечения в сырьевую зависимость выделяется Тюменская область, включая автономные округа.

Тюменская область (с автономными округами) представляет собой сложноустроенный субъект РФ, состоящий из трех равноправных субъектов РФ. Данная тавтология и неопределенность существенно усложняют все процессы управления и, прежде всего, систему функционирования налогообложения. Несмотря на существование трех независимых управленческих территориальных систем, с экономико-географических позиций, территорию можно рассматривать в качестве единого объекта: высокая степень симплификации регионов, ориентация на доходы от нефтегазодобывающей деятельности, функционирование в едином пространстве в границах Уральского федерального округа, наличие взаимоувязанных социально-экономических программ. Общими для всех субъектов Тюменской области являются и проблемы социального, экономического, экологического, экистического характера, разрешение которых целесообразно осуществлять совместно. Следует отметить, что регионы области выступают донорами национальной экономики, являясь, одновременно, наиболее уязвимыми с позиций высокой зависимости социально-экономической жизни от влияния неподконтрольных областным элитам изменений цен на нефть.

С позиций распределения между различными видами бюджетных систем в РФ основных видов ставок налогов, отметим, что распределение является непропорциональным, дисбалансированным по отношению к муниципалитетам и регионам перед федерацией. Сложившаяся ситуация, на наш взгляд, чрезмерно усиливает зависимость региональной, соответственно, и муниципальной экономики от позиции центра, следовательно, приводит к значительному снижению оппозиционной активности, инициативности, существенному снижению поля для маневров в рамках манипулирования налоговыми ставками. Для регионов Тюменской области данная ситуация осложняется и тем, что область относится к регионам-донорам, следовательно, не относится к проблемным с социальной точки зрения территориям и не требует приоритетных субвенций и дотаций в социально-экономическую сферу. В ХМАО-Югре, например, бессмысленно ожидать субвенций из федерального бюджета, так как всегда найдутся территории с худшими условиями проживания, так как «все равно ничего не дадут» [2].

Положение нефтяных и газовых муниципалитетов Тюменской области усугубляется еще и тем обстоятельством, что доходы от прямых налогов, связанных с добычей углеводородов, поступают в полном объеме в центр, а выбросы, сбросы, разливы нефти и нефтепродуктов, а в итоге, нанесение ущерба здоровью населению, проживающему в конкретном муниципалитете. Даже плата за негативное воздействие на окружающую среду поступает лишь на 40% в муниципальный бюджет, при этом муниципальные власти не имеют доступа к полной пространственной географической информации по основным недропользователям на своей территории. Согласно законодательству, сфера недропользования полностью отнесена к компетенции федеральных властей. Муниципалитетам присуща роль реципиентов и статистов развития ситуации.

Устоявшиеся тенденции по укреплению вертикали власти позволяют предполагать, что изменение налогового законодательства по основным доходным статьям в пользу регионального, либо местного бюджетов в ближайшей перспективе практически исключено. Следовательно, для диверсификации необходимо ориентироваться, в первую очередь, на уже устоявшиеся нормативные документы на региональном и муниципальном уровнях. Дополнительно, необходимо отметить, что в 2009 году ситуация вокруг распределения налоговых поступлений существенно ухудшилась для региона, прежде всего, для Юга Тюменской области, что было обусловлено переориентацией поступавших в областной бюджет 5% доходов от налога на добычу полезных ископаемых. В ближайшие 2 года данные поступления будут частично компенсироваться из федерального бюджета (до 40% от ВРП области); в дальнейшем дефицит бюджета становится проблемой региональных властей. Излишним уже будет и упоминание о том, что региональные проблемы выльются в социальные осложнения для муниципалитетов. Предлагаемые меры по активизации политики в области повышения доходов от других налогов также не являются популярными для конкретной территории, т.к. повышение транспортного налога вызовет соответствующий протест со стороны местного населения и приведет к снижению уровня доверия к региональным властям, с одной стороны, уходу населения в серую зону, с другой. Географическим следствием явится и перерегистрация автотранспорта в соседних регионах, с более выгодными условиями по налогообложению. Характерным примером выступает Курганская область, дотационный характер экономики которой не позволит внедрить более высокие ставки по налогам.

Ситуация на муниципальном уровне в области налогообложения и оптимизации социально-экономической ситуации намного сложнее. Особенно это относится к отдаленным северным территориям автономных округов, когда доступность между поселениями может быть обеспечена лишь на основе авиасообщения, а исполнительные органы местного самоуправления становятся единственными участниками взаимодействия с населением. Регулировать объем налоговых поступлений в местный бюджет становится возможным только на основе взаимодействия с конкретным предпринимательским сообществом. И в этом случае явно начинают проявляться противоречия сложившейся бюджетно-административной структуры государственного устройства: на территории муниципалитета могут находиться многочисленные объекты производственной деятельности, которые не отчитываются перед муниципальными органами власти, а также основные налоговые поступления отчисляют в структуру бюджета по месту регистрации. Если рассматривать структуру регистрации ведущих предприятий нефтегазового сектора – основных поставщиков налоговых отчислений, то в основном они зарегистрированы в Москве. Единственное исключение – «Сургутнефтегаз», зарегистрированный в ХМАО-Югре. Эта компания является прогрессивной в области социальной и экологической политики, в сфере привлечения технологий.

Таким образом, необходима оптимизация налогового законодательства в Тюменской области, основной направленностью которой становится ориентация на диверсификацию экономики. Соответственно, уже на современном этапе выделить экономико-географические механизмы.

Первое направление: создание территориальной информационной базы данных, позволяющих территориально отслеживать деятельность хозяйствующих субъектов. В современных технологических условиях, эффективно было бы формирование интерактивной электронной карты, формируемой и обновляемой на основе данных дистанционного зондирования и ведомственной отчетности. Данный инструментарий позволяет налоговым службам, а также региональным управленцам и общественности территории, оптимизировать контроль над деятельностью хозяйствующих субъектов. Один из наиболее показательных примеров: отслеживание на основе материалов ДЗЗ характера деятельности предпринимателей, в границах выделенных им земельных участков.

Для муниципалитетов Тюменской области контроль над соответствием деятельности землепользователей заявленным видам деятельности, а также соблюдение границ участка играет определяющую роль. В условиях значительных межселенных пространств, мониторинг над использованием которых требует привлечения значительных людских, транспортных и материальных ресурсов, механизм дистанционного контроля позволил бы существенно увеличить налогооблагаемую базу, контроль над исполнением обязательств землепользователями (соответствующие платежи и штрафы). Немаловажным итогом построения данной карты явилось бы пространственное разграничение участков, позволяющее устранить проблемы свода информации.

Электронный формат данной карты позволил бы пользователям получать доступ к соответствующей атрибутивной информации, связанной с конкретным пространственным объектом. Например, конкретный участок в тундре Ямальского муниципального района может пространственно соотноситься с путями касланий оленей, существующими особо охраняемыми природными территориями, сформированными инфраструктурными объектами, а также планируемыми обустройствами месторождений. В этом направлении уместным был бы и характер согласованности осуществления на смежных земельных участках согласованных видов деятельности. Например, заготовка оленины и создание полигона для утилизации отходов производства и потребления. Такие примеры в новейшей муниципальной истории имеют место быть. Соответственно, налогооблагаемая база территории уменьшается, как и снижается инвестиционная привлекательность территории. Этот же конкретный земельный участок обладает соответствующей атрибутивной информацией, отражающей сведения о собственнике и характере природопользования, экологические, социальные, иные обязательства, предусмотренные законодательством и добровольными соглашениями.

Интерактивный характер данного подхода позволяет обеспечивать открытый доступ посредством сети Internet к информационным ресурсам как потенциальным инвесторам, управленцам, так и населению, проживающему в зоне деятельности конкретного предпринимателя. На сегодняшний день налоговыми органами сформирован сайт, сервисы которого позволяют получать пользователям оперативные услуги.

Второе направление: географическая дифференциация территории на определенные зоны и виды деятельности в них, которые могут определять получение соответствующих льгот и бюджетного софинансирования. На территории Тюменской области такими зонами могут выступать ареалы длительного освоения природно-ресурсного потенциала. Географическая привязка конкретного налогового администрирования и видовой приуроченности позволяет выделять целевые показатели, достижение которых определит эффективность и целесообразность принятия конкретного решения.

Третье направление: интеграция сложившейся производственной и инфраструктурной базы природопользователей в состав муниципального имущественного фонда. Например, после истощения основных запасов сырья на лицензионных участках, сформированные внутри- и межпромысловые дороги, хозяйственные блоки могут быть переданы на баланс муниципалитета, согласно требованиям действующих технических норм и правил. Сформированная сеть позволит существенно снизить затраты на сооружение новых объектов и позволит сэкономить местный и региональный бюджет, затраты компаний на рекультивацию. Полученная экономия может стать основой для формирования соответствующих льгот для предприятий. Возможна и обратная ситуация, когда компании берут на баланс муниципальные и региональные объекты с целью обеспечения своих потребностей. В данном случае, налогооблагаемая база расширяется за счет привлечения средств от арендодателей.

Четвертое направление: формирование гибкой ставки налогообложения по региональным и муниципальным налогам в зависимости от затратных потребностей. В случае получения значительных вливаний в бюджет по определенным направлениям, например, за счет передачи частных дорог в фонд муниципалитета, налогообложение по данной статье для предпринимателей должно снижаться.

В результате интеграции обозначенных экономико-географических механизмов в налоговую политику Тюменской области позволяет обеспечить интенсификацию процесса диверсификации региональной экономики с формированием развитой социально-экономической ситуации.


^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983. 350 с.

Зубаревич Н.В. Мифы и реальность пространственного неравенства // Общественные науки и современность. №1. 2009. С. 38-53.

Макдоннел К.Л., Брю С.Л. Экономикс. Т.2. М.: Республика, 1992. 400 с.

Чистобаев, 2009 Чистобаев А.И. Управление развитием территории в СССР и современной России: опыт и проблемы // Территориальное планирование: новые функции, опыт, проблемы, решения. СПб., Изд-во СПбГУ, 2009. С. 7-16
еще рефераты
Еще работы по разное