Реферат: Ю. Н. Пинигина Байкальская школа молодого


В.И.Дятлов, С.А.Панарин, Ю.Н.Пинигина


Байкальская школа молодого автора

(Иркутск, база отдыха «Голубые ели», 12–18 сентября 2011 г.)

Образовательно-исследовательский и издательский Центр (ОИИЦ) «Вестник Евразии» и ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» при поддержке Либерального Фонда им. Фридриха Науманна и Фонд им. Фридриха Эберта (Германия) провели Байкальскую школу молодого автора. В течение недели, на базе отдыха «Голубые ели», семнадцать молодых преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных факультетов Иркутского государственного университета и трое их коллег из Бурятского государственного университета учились искусству академического письма и обсуждали проблемы безопасности. Итоги этого мероприятия вполне заслуживают общественного анализа и оценки, т.к. при желании и определенных усилиях оно может стать постоянной и весьма важной формой повышения квалификации молодых ученых-гуманитариев.

^ Школа молодого автора

Школа молодого автора (ШМА) существует в качестве общероссийского проекта с 2002 г. Она была учреждена ОИИЦ «Вестник Евразии» по инициативе его основателя и директора, одновременно в то время заведующего отделом стран СНГ Института востоковедения РАН, к.и.н. Сергея Алексеевича Панарина. Он же сформулировал основные принципы, формы и методические приемы работы ШМА. В 2002 – 2007 гг. Школа пользовалась финансовой поддержкой со стороны Образовательной программы Фонда Форда и получала небольшое дополнительное финансирование от Либерального Фонда им. Фридриха Науманна.

Это позволило проводить ежегодные общероссийские Школы: для европейской части страны в Пушкино под Петербургом и для азиатской – в кэмпинг-отеле «Елочка» около Иркутска. Кроме того, проводились региональные и (за счет средств приглашающих вузов) местные школы. До настоящего времени было проведено 27 школ, заявки на них подавали свыше 2,5 тыс. человек, обучение прошли – более 600, статьи 150 из них вскоре опубликовались в московских изданиях. Получены положительные отзывы о Школе известных ученых.

В состав учебной группы набирается обычно 20 – 24 участника. В общероссийские школы отбирают исключительно, а в региональные – в основном по конкурсу, в заказные – без конкурса. Право на участие в конкурсе имеют студенты, аспиранты, молодые преподаватели и научные работники в возрасте до 30 лет.

Школа дает ее участникам практические навыки академического письма. Применяемая в ней система занятий и заданий дисциплинирует мысль, приучает к рациональной организации интеллектуальной деятельности, к коллективному решению в мини-группах ежедневно меняющихся задач.

ШМА не имеет аналогов в России. Её уникальность – в сочетании следующих качеств.

Образовательная функция. В ШМА учат тому, чему до её появления нигде в России не учили, – приёмам написания научной статьи.

Междисциплинарный характер. В ШМА обучаются пред­ставители любых специальностей, объединяемых понятием «социальные и гуманитарные науки».

Методика обучения. Это пять принципов: 1) время на лекции не должно быть больше времени на задания; 2) коллективное выполнение заданий в мини-группах; 3) обучение написанию своего текста через редактирование чужого; 4) интерактив, тренинги межгруппового взаимодействия, круглые столы и ролевые игры; 5) ритм, соревновательность и юмор.

Быстрая отдача. Участники ШМА обязаны представить авторские тексты по своей теме – усваивая полученные уроки, они вносят в эти тексты необходимые изменения – и конечный вариант текста выгодно отличается от исходного и нередко пригоден к публикации.

Социально-психологическая атмосфера. Мини-группы объединяют третьекурсника и преподавателя со стажем, аспиранта и кандидата наук, лаборанта и доцента. Статусные барьеры снимаются, застенчивые люди раскрываются, сотворчество помогает гасить конфликты. Это модель существования научного сообщества, одновременно идеальная и приближенная к жизни.

Мировоззренческая функция. Форма научного текста обусловлена не только словарным запасом, знанием правил, общей культурой автора, но и степенью его внутренней свободы. Ею в значительной мере определяются выбор лексических и синтаксических средств академического письма, его тональность и стилистика. Качество текста зависит и от степени увлечённости своим делом, выбора между некритическим и критическим отношением к информации, эскапизмом и активностью, независимостью и клиентелизмом, монологом и диалогом. Поэтому в ходе ШМА обязательно проводятся круглые столы, цель которых – через опыт свободной дискуссии и экспресс-анализа ситуации, игровой смены социальных ролей, ознакомление с альтернативными моделями мировосприятия способствовать расширению кругозора участников.

Сопутствующие эффекты. 1) Образуются сети выпускников, поддерживающих отношения через Интернет; 2) одни из выпускников стали постоянными преподавателями ШМА, другие создали собственные коллективные проекты и получили под них гранты; 3) за годы существования ШМА в научном журнале «Вестник Евразии» были опубликованы свыше 70 статей и рецензий выпускников ШМА, в Альманахи Школы молодого автора вошли еще около 120 написанных ими текстов; таким образом, опубликовался каждый третий из участников ШМА.

Дополнительную информацию о Школе молодого автора можно получить на сайте ОИИЦ «Вестник Евразии» (www.eavest.ru).


^ Идея и задачи Байкальской Школы молодого автора

С начала проекта Иркутск был базой для проведения его азиатских общероссийских школ. Эту деятельность возглавлял профессор кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ В.И.Дятлов, а организационную работу осуществлял АНО Исследовательский центр «Внутренняя Азия» и ее административный директор Ю.Н.Пинигина.

Кроме того, иркутяне - выпускники Школы - успешно провели несколько заказных тренингов в Институте географии СО РАН, Иркутском Государственном Педагогическом Колледже №1, Усть-илимском филиале ВСГПА .

Однако сложилось так, что институционально Иркутский государственный университет, крупнейший центр подготовки гуманитарных кадров региона, долгое время оставался в стороне от этой деятельности. Для исправления этой ситуации декан исторического факультета, д.и.н. Ю.А.Зуляр выступил с инициативой проведения Школы на базе ИГУ и для его молодых ученых. С его точки зрения, это повысило бы качество защищаемых диссертаций, привело к внедрению новых образовательных технологий и способствовало бы повышению рейтинга университета. В условиях ужесточившейся борьбы за привлечение качественных абитуриентов, а также сложно идущей университетской реформы, решение этих задач становится вопросом выживания.

В процессе интенсивных консультаций был выработан формат мероприятия, которое и стало называться Байкальской школой молодого автора. «Вестник Евразии» согласился обеспечить всю содержательную сторону и направить для проведения Школы своих ведущих специалистов. Организационно-финансовую сторону брал на себя Иркутский университет. Предложенная для этого модель была проста по замыслу и чрезвычайно сложна в реализации. Необходимые финансовые ресурсы для недельного обучения в выездном варианте выделяли гуманитарные подразделения университета из своих внебюджетных средств, они же отбирали и направляли на Школу своих участников. Квота числа слушателей зависела от размера финансирования. Большой интерес к участию в Школе был проявлен в соседней Бурятии.

Кроме того, была достигнута договоренность о поддержке Школы с Либеральным Фондом им. Фридриха Науманна и Фондом им. Фридриха Эберта. Исходя из интересов Фондов, формат Школы был расширен за счет того, что в программу ставилось проведение интересующих их мероприятий. Такая форма работы была отработана во время проведения «Вестником Евразии» Камчатских тренингов в 2010 г. Для нашей Школы была избрана для обсуждения слушателями проблема выявления и сравнительного анализа представлений о безопасности в культурных мирах Запада, Востока и России. Предполагалось провести серию круглых столов и экспресс-опросов на эту тему, заслушать сообщения об аналогичных опросах студентов в Казахстане и на Алтае с последующей дискуссией и ролевой игрой. Финансовое участие фондов состояло в оплате приезда и пребывания на Школе двух ведущих преподавателей, двух экспертов (из Чимкента (Казахстан) и Барнаула). Кроме того, Фонд Науманна профинансировал работу в Школе пяти слушателей, прошедших открытый конкурс.

Следует подчеркнуть, что формат Школы (основной задачей которой является повышение профессионального мастерства) и формат семинара по проблемам безопасности отлично дополнили друг друга.


^ Итоги Байкальской Школы молодого автора

Формат Школы, предопределивший его чрезвычайную интенсивность, интерактивный характер занятий, нестандартные методические приемы – все это требовало преподавателей высокой квалификации и хорошо мотивированных участников.

Проблема преподавателей была решена уже на ранних стадиях подготовки проекта. Согласились приехать основатель и руководитель ШМА, руководитель Центра исследования общих проблем современного Востока Института востоковедения РАН, директор ООИЦ «Вестник Евразии» к.и.н. Сергей Алексеевич Панарин, выпускница Школы и ее постоянный преподаватель, доцент Ульяновского государственного университета к.и.н. Надежда Валерьевна Липатова. Иркутск представлял профессор кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ, д.и.н. Виктор Иннокентьевич Дятлов. Администрировать этот чрезвычайно сложный в организационном плане проект согласилась административный директор ИЦ «Внутренняя Азия» Юлия Николаевна Пинигина. В качестве экспертов по проблемам безопасности приехали доцент Алтайского государственного университета, к.и.н Ирина Борисовна Бочкарева и доцент Южно-Казахстанского Государственного Педагогического института к.и.н. Есимова Айгуль Бегеновна. С лекцией «Понимание безопасности в рамках либеральной парадигмы» выступил руководитель московского представительства Фонда Науманна Саша Тамм.

На стадии подготовки некоторые сомнения организаторов вызвал квотный принцип формирования команды слушателей. Не исключалась возможность их не очень высокой мотивации. Ведь одно дело принять самостоятельное решение об участии, написать текст заявки, пройти конкурс – и совсем другое быть направленным на Школу начальством в качестве служебного поручения. Именно поэтому организаторы Школы обратились к Фонду Науманна с просьбой профинансировать участие пяти слушателей и отобрали их по результатам открытого конкурса.

Но мы были приятно поражены тем, что уровень мотивированности слушателей, направленных по квотам и прошедших через конкурс практически совпали. Атмосфера Школы до самого конца напряженной недельной работы отличалась высоким рабочим настроем, энтузиазмом, соревновательностью и отсутствием видимых конфликтов. В качестве негативного момента стоит отметить лишь то, что пятеро слушателей - квотников не привезли с собой текстов собственных статей. Это лишило их возможности получить консультации и профессиональную экспертизу текстов у ученых и преподавателей высокого класса.

Что касается участия подразделений ИГУ, то своих молодых ученых направили: исторический факультет (5 человек), факультет сервиса и рекламы (3 человека), юридический институт (2 человека), международный факультет экономики и лингвистики (3 человека). По конкурсу прошли представители филологического, исторического, юридического факультетов и Института социальной работы. За счет Бурятского государственного университета участвовало трое слушателей.

Содержательные уроки Школы. Анализ текстов слушателей, результаты их работы над заданиями выявили несколько типовых проблем, давно известных по другим школам. Уровень участников был разным, что естественно, учитывая то, что в их состав входили и студенты, и молодые преподаватели. У представителей разных гуманитарных наук исторически сложились свои правила и конвенции при написании и оформлении текстов. Но это вполне естественное разнообразие должно находиться в рамках научной статьи как отдельного жанра. И здесь проявилась типовая и очень серьезная проблема – почти все слушатели слабо представляют себе необходимость логичной композиции и четкого структурирования текста. Открытием для многих стало требование делить текст на разделы, давать им заголовки. Но самое главное – почти во всех текстах отсутствовал принципиально важный раздел «Введение». А это значит, что слушатели не смогли сформулировать свое понимание целей и задач собственного текста, его исследовательской проблемы, места в историографическом процессе и т.д. Или – что еще хуже – не понимали необходимости такой работы. Большие проблемы выявились при работе с научно-справочным аппаратом. Не очень хорошо дело обстоит с элементарной грамотностью – но это результат давно отмеченного обстоятельства, что молодое поколение не так уж много читает.

Уверены, что программа Школы, нацеленная как раз на эти болевые точки, помогла слушателям хотя бы осознать наличие этих проблем. К сожалению, на этот раз программа не предусматривала задания, при котором слушатели к последнему дню работы должны представить собственный переработанный с учетом полученных знаний текст. Но опыт других Школ, где такое задание давалось, говорит о качественных сдвигах в понимании формы и содержания научного текста. На этой Школе о такой динамике говорили результаты работы над другими заданиями, которые преподаватели оценили как вполне успешные.

И последнее. Реакция слушателей. Как обычно, в последний день работы они заполняли анонимные анкеты. В них дается оценка того, на что рассчитывали слушатели и что они получили, их впечатления от качества проведенных занятий и эффективности работы в группах, уровень сложности заданий и полезности результатов для будущей работы. Все заполненные анкеты дали удивительно ровную картину – высокая оценка качества лекций преподавателей, удовлетворенность атмосферой работы и характером взаимоотношений, признания в том, что работа над формой текста заставила задуматься над его содержанием. Довольно типичным стало и признание того, что их ожидания не совпали с тем, что они на деле получили. Контраст между ожидаемыми традиционными формами (типа лекций и семинаров) и преобладанием непривычных интерактивных и тренинговых форм. И это несовпадение чрезвычайно высоко оценивается.

^ Уроки для будущего

Байкальская школа молодого автора состоялась. Успешно преодолены огромные организационно-финансовые трудности подготовительного периода. Эффективно выполнена вся намеченная программа. Судя по анонимным анкетам, довольны слушатели. Они действительно много получили – и в профессиональном, и в человеческом плане. Хорошее впечатление о Школе осталось у преподавателей.

В общем, «всем спасибо, все свободны». Но Школа поставила чрезвычайно важный вопрос – останется ли это разовым мероприятием или ее формат, философия и методы работы будут интегрированы в качестве постоянного элемента подготовки молодых кадров. Будучи в этом смысле пилотным проектом, она показала как свою несомненную полезность и эффективность, так и необходимость решения сложных содержательных и организационно-финансовых задач. Интенсивные дискуссии на этот счет показали, что спрос на эту форму работы в ИГУ велик. Выявился большой спрос и готовность к совместной работе в Бурятии. Имеется готовность к дальнейшей совместной работе у «Вестника Евразии» и коллектива преподавателей. Укрепилось благожелательное отношение фондов.

Принципиально важна теперь реакция гуманитарных факультетов. Их готовность (или отсутствие таковой) выделять часть своих и без того малых ресурсов на эту форму работы.


еще рефераты
Еще работы по разное