Реферат: Невское время 18. 07. 1992 проект уникального парка-музея



НЕВСКОЕ ВРЕМЯ

18.07.1992


ПРОЕКТ УНИКАЛЬНОГО ПАРКА-МУЗЕЯ:

2 МИЛЛИАРДА ДОЛЛАРОВ НА ВОЗРОЖДЕНИЕ.

НАДО ЛИ БОЯТЬСЯ ЗАПАДНЫХ ИНВЕСТОРОВ?


«Реализация этой идеи станет, пожалуй, самым грандиозным проектом в истории нашего региона со времен строительства Санкт-Петербурга» - так Вадим Ивлев, заместитель главы администрации Всеволожского района, действительный член Русского географического общества, начал рассказ о проекте парка-музея «Человек и Среда», который планируется создать на правом берегу Невы в районе Островков, всего в получасе езды от Петербурга.


- Идея именно здесь создавать Национальный парк России родилась в стенах русского географического общества еще в начале века. Ведь этот район во многом уникален – это самое высокое место на берегах Невы, где на небольшой площади сконцентрированы участки растительности, характерные для всех природных зон России. К тому же сегодня это последний относительно нетронутый участок жизнеспособного леса вблизи от города, где живут колонии бобров, встречаются лоси, кабаны, глухари, порой даже медведи заходят. Нева здесь образует несколько островов. На самом большом из них, площадью 20 гектаров, растет великолепная дубовая роща, а в протоках между ними нерестится балтийский лосось. Интереснейший природный объект – Ивановские пороги.


Более тридцати лет назад петербургский архитектор Георгий Владимирович Пионтек начал разрабатывать проект создания в этих местах историко-архитектурного заповедника. Его концепция предусматривала выделение эталонной заповедной зоны со строго ограниченным режимом посещения и экскурсионной зоны, где планировалось строительство музея деревянного зодчества и этнографии под открытым небом. Постепенно эта концепция расширилась, и сегодня она предполагает создание, кроме заповедника, двух крупных разделов – «агросфера» и «техносфера». В первом из них посетители смогут познакомиться с историей сельскохозяйственного производства и садово-паркового искусства, народной энергетики и природного земледелия. Они увидят в реальности приемы агротехники, системы полеводства, луговодства и огородничества, смогут поучиться методам переработки и длительного хранения продуктов. Можно будет пройтись деревенской улицей, заглянуть и на крестьянскую усадьбу и на ферму, а при желании даже почувствовать себя в роли пахаря, что «на соху налегая рукою, задумчиво шел полосою» - соха и лошадь в вашем распоряжении.


В разделе «техносфера» будут представлены экспозиции по истории промышленности и промыслов, транспорта и городского хозяйства, науки и духовной жизни, архитектуры и градостроительства. Здесь можно будет познакомиться со многими забытыми технологиями, экономичными и экологически чистыми. И самому смолоть зерно на водяной мельнице, заняться солеварением или, скажем, поучаствовать в процессе производства бумаги, начиная с разделки древесины. К услугам посетителей – старинная железная дорога, все оборудование которой – от водокачек до стрелочных переводов – музейные редкости. Можно будет прокатиться и на старом трамвае и на антикварном автомобиле, полюбоваться воссозданными фрагментами старого Петербурга, различными типами фонарей и мостовых, указателей и домовых номерных знаков. Разумеется, в парке-музее предусмотрена обширная зона массового отдыха. Причем она будет не просто развлекательной, но связанной с русскими историческими традициями, обычаями, фольклором.


Этот проект получил массу блестящих отзывов и был включен в генеральный план развития Ленинграда и области на 1985-2005 годы. Однако в наши суровые времена его, наверное, ждала бы судьба маниловских прожектов – источники финансирования в генплане не были определены. Более того, все яснее становилось, что в новых экономических условиях, когда земля становится главной ценностью, нашей Всеволожской администрации просто не под силу сохранить этот удивительный уголок как место отдыха. Уже сейчас районные власти испытывают колоссальное давление со стороны, скажем так, влиятельных и богатых людей, стремящихся построить здесь дачи. К сожалению, уже есть примеры садоводств, построенных без всяких разрешений, а потом загадочным образом узаконенных.


Однако проекту «Человек и Среда» улыбнулась судьба. На него обратили внимание молодые петербургские архитекторы – люди энергичные, с предпринимательской жилкой, сумевшие оценить его значение не только с культурно-познавательной, но и с коммерческой точки зрения. Им удалось привлечь внимание к парку-музею частного американского капитала и даже Конгресса США. Результатом должно стать создание акционерного общества закрытого типа, куда войдут Всеволожский фонд имущества, Ленинградский областной фонд имущества, ряд американских компаний и частных лиц. Важно отметить, что речь не идет ни о продаже, ни даже об аренде земельного участка, который останется в полном владении администрации Всеволожского района. Акционерному обществу будет предоставлено лишь право пользования.


Ориентировочная стоимость проекта – 2 миллиарда долларов, подавляющая часть этой суммы вносится американской стороной. Причем правительство Соединенных Штатов готово застраховать частные инвестиции. Видимо, оно не сомневается в коммерческой выгоде этого проекта, в том, что он будет прибыльным. Ведь американская сторона прекрасно осведомлена об огромном интересе, который проявляется в странах Скандинавии и Северной Европы к туристскому обеспечению поездок по пути «из варяг в греки», в частности, к Неве и Ладоге.


Значение этого проекта для всеволожцев трудно переоценить. Его реализация даст возможность построить новые дороги и обновить инженерные коммуникации. А главное – в районе появится туристский объект поистине мирового значения.


Мы нашли полное понимание и поддержку областной администрации и Леноблсовета. Однако Петросовет пока интереса к проекту парка-музея не проявил. И эта пассивность очень огорчает. Нельзя же, как в средневековье, ограничивать сферу своих забот городской стеной. Акционерное общество вполне сможет обойтись и без участия властей Петербурга. Однако я считаю, что Невское правобережье должно быть зоной ответственности не только Всеволожской, но и петербургской администрации. Это понимал еще Петр Великий, раздававший земли на всем протяжении правого берега от Шлиссельбурга до Петербурга своим ближайшим соратникам, чтобы сохранить их под своим личным контролем. Его примеру следовали и другие российские императоры. До наших дней в деревне Островки сохранились развалины некогда великолепного дворца князя Потемкина. И после революции, вплоть до конца сороковых годов, территория так называемого «лесо-паркового» пояса на правом берегу Невы находилась в совместном подчинении городского и областного Советов.


К сожалению, постепенно городской Совет утратил здесь свои позиции, перестал интересоваться этим районом. И результат не замедлил сказаться. Е сли до войны на правом берегу было 7 пристаней, и регулярно ходили речные трамвайчики, то сегодня на всем правобережье нет ни одного места, где мог бы причалить теплоход. Невский лесопарк – прекрасное место отдыха, где есть и теннисные корты и лодочная станция, и уютные тенистые беседки, безлюден даже в погожие летние дни. Сюда трудно добраться. А напротив, через Неву, изнывает в пыли огромный микрорайон Рыбацкое.


Нравится нам это или нет, но дело идет к тому, что все больше земельных участков будет переходить в частную собственность. И петербуржцу все труднее будет решить, куда поехать в выходной день. Уже сегодня заботой Петросовета должно стать создание таких мест коллективного отдыха. Надо откровенно признать, что у парка-музея есть только одна альтернатива – рядовое место дачной застройки. Какая судьба тогда ждет этот удивительный уголок нашей области, можно увидеть на примере противоположного левого берега, где леса давно вырублены, а пейзаж «украшают» кирпичные трубы и убогая застройка. Единственный способ сохранить эти места для петербуржцев – включить их в какой-то реальный проект. Парк-музей предоставит возможность и познавательной экскурсии, и прогулки в лесу, и отдыха на берегу, и речного путешествия. Я надеюсь, что уже в будущем году мы сможем приступить к строительству, а через пару лет появятся первые объекты, и теплоходы начнут причаливать к новой пристани у парка-музея.


Признаюсь, слушая Вадима Викторовича, я порой ощущал себя наивным провинциалом – васюкинцем на лекции о скором чудесном превращении его городишки в Нью-Москву. Слишком уж фантастически звучит цифра 2 миллиарда долларов. Пусть даже речь идет не о единовременной инвестиции, а об общей стоимости проекта, реализация которого рассчитана на многие годы. Однако передо мной лежал текст уже принятого Всеволожским горсоветом решения, одобряющего проект парка-музея «Человек и Среда». Этот проект четко устанавливает его границы, признает «целесообразным создание акционерного общества для проведения технико-экономического обоснования, привлечения инвестиций, проектирования, строительства и последующей эксплуатации парка-музея». По решению горсовета Всеволожскому фонду имущества передаются «для вклада в уставной фонд акционерного общества права пользования землей в границах парка-музея площадью 3600 гектаров». В этих границах запрещаются какие-либо земельные отводы для иных целей. Аналогичное решение ранее принял и Ленинградский областной Совет. Подписан совместный с американской стороной протокол о намерениях.


Наверняка интерес зарубежных партнеров небескорыстен. И коль они его проявляют – значит, высоко оценивают потенциальные возможности нашего региона, смотрят дальше нас. Но надо ли этого боятся? Ведь не передвинут же они русло Невы так, чтобы она впадала в озеро Онтарио?


Парк-музей, демонстрирующий разнообразную природу всех регионов России, знакомящий с этнографией населяющих ее народов, с традиционной архитектурой, техническими и культурными достижениями наших предков, - разве это не могучее средство воспитания любви к Родине и ее великой истории? Или дело патриотического воспитания мы и дальше будем отдавать на откуп телевизионному рыцарю с трезубым шандартом?


Проекты строительства культурно-развлекательного центра в Лисьем Носу и в Лахте пали жертвой страстей, кипевших во время двух предвыборных кампаний. Кандидаты в депутаты наперебой пугали нас нашествием иностранцев, которое неминуемо вызовет рост проституции, преступности, общее падение нравов. С тех пор прошло три года. На месте предполагавшегося центра по-прежнему болота. Интуристовские гостиницы города пустуют, но уровень проституции и преступности почему-то все равно катастрофически растет. А наши дети, широко раскрыв глаза, смотрят телерепортажи из Евродиснейленда, за несколько лет сооруженного американцами близ Парижа…


Григорий Черняков
еще рефераты
Еще работы по разное