Реферат: Найти Бога и самого себя

Архим. Рафаил(Карелин)

Спастись —значит найтиБога и самогосебя. Каждыйчеловек —неповторимоеявление, в этомвыражены премудростьи красота Создателя.Некоторыесчитают спасениемотказ от себякак личностии индивидуальности, растворениев какой-то общей, абстрактнойидее. Это, какнам кажется, заблуждение.

Человек долженосвободитьсяне от себя, аот чуждого всебе, сохранивсвою личностьи индивидуальностькак дар Божий.Если бы цельютворения былообобщение иунификация, то Господь могсотворить насв виде одинаковыхгеометрическихфигур. Каждыйчеловек имеетнеповторимуютелесную структуру.Это знак того, что каждыйимеет и единственнуюво всем мирозданиидушу. И в этомкак бы приоткрываетсянам красотаБожия, отображеннаяне в однообразии, а в многообразииСвоего творения.

Человек долженнайти себясреди чуждого, вторгшегосяв него, обступившегосо всех сторон.А чуждое — этогрех, страстии мир. Но на духовномпути частовстречаетсяименно такаяошибка: чтобыосвободитьсяот чуждого инаносного, человек ломаетне только грех, но и себя, уничтожаетданную ему отБога неповторимостьсвоей личности, то есть лицосвоей души. Этопохоже на то, как если быреставратор, вместо тогочтобы очиститькартину откопоти и грязи, загрунтовалее и написална том же холстедругую картину, да при этом ещеи неумело.

Нам кажется, что есть двеопасности надуховном пути, когда человеккалечит себя, свою жизнь, какпевец, которыйпоет чужимголосом, — этопринуждение, то есть насилие, и подражание.Человек можетподражатьпримерам изкниг, встречающимсяему людям, абстрактномуи идеальномуобразу, созданномуим в мечтах, забывая притом, что этотпример — жизньдругого человека, отражениедругой личностии другой индивидуальности, а абстрактныйобраз всегдасоединен сразгоряченноймечтательностьюи не имеет кнам как конкретнойреалии никакогоотношения. Этоподражаниедругому тесносвязано своображениеми потому становитсядля души прокрустовымложем, если онаориентируетсяне на дух, а навнешнее. Мывсегда остаемсясобой, другойличностью мыне станем никогда, но свое «я» мыможем испортитьи покалечить, то есть потерятьсвой путь. Намнужно найтисвое, поэтомучеловек, учитываяопыт и примердругих, долженне отождествлятьсебя с ними, аисходить изсамого себя, только отличать, что наше, а чточужое, что присущенашей душе, ачто наносное.Он должен решитьзадачу — впересекающихсялиниях найтисвой, а не чужойпуть. В служенииБогу, в духовнойжизни важноне терять своейличности, ноне того, чтосчитает личностьюмир, — сгусткагордыни и тщеславия,— а своей внутреннейнеповторимости, такой же, каки узор на пальцахили тембрчеловеческогоголоса. Еслиэто не будетнайдено в духовнойжизни, человекбудет фальшивить, подделыватьсяпод кого-то —под персонажейпрочитанныхкниг, под окружающихлюдей или своюсобственнуюмечту. Но в тоже время здесьочень важнони в коем случаене отождествлятьсебя со своимистрастями, привязанностями, со своей гордыней, со своим неестественнымсостоянием, так же, как неотождествляетсебя со своейболезнью больной.

Человек находитсебя, толькоборясь с грехом: он как бы выкапываети извлекаетсебя из землисвоих страстей.Как отличитьголос грехаи страстей отголоса души? На голос грехасердце отзываетсятревожнымчувством, оноили, затаившись, молчит, или, образно выражаясь, стонет. Грехсжимает человеческоесердце, делаетего маленьким, узким и серым.Некая теньпадает на человека— тень грядущеговозмездия.Голос страстисопровождаетсячувством наслаждения, при этом ум какбы смежает своиглаза, погружаетсяво тьму, а вниманиесливается счувством наслаждения, пьет его какчашу с опьяняющимсладким напитком.По своему действиюнаслаждение— это усыпление, погружениев подсознание, в процесс, неимеющий цели, то есть когдацелью становитсясам процессили мутнаярадость нервови крови, похожаяна странноеудовольствие, которое испытываетчеловек, расчесываяна своем телелишаи или рану.Признак страсти— погашениеума (будь этогнев или похоть), чуждая душе, излишняяпривязанностьк кому-нибудьили чему-нибудь, мысль, что мыне можем житьбез этого(«другого»).Более того, подсознательнопредмет страстиприобретаетдля нас значениесамого Божества.

Следованиесвоему путиприносит человекучувство мира, а при действииблагодати, когда снимаютсявсе противоречия,— великий покойи внутреннююсвободу, какбудто у негорасширяетсясердце (духустановитсяв сердце нетесно). И еще —чувство радости.Чужой путьредко даетрадость. Духовнаярадость можетприсутствоватьи при глубокомпокаянии человека.Здесь не эмоциональнаяземная радость, а мир сердца, озаренныйтеплым светом.Когда благодатьв душе говорит:«Это мое», —там нет сомнений; а когда вместодуха страстьговорит: «Этомое», — то сомненияи смущениявозникают всердце, колеблюти тревожат его.Но страстьсвоей агрессивнойэнергией подавляеттревогу, отгоняетсознание отсердца, как псаот чужого двора, и заставляетрассудок лгатьсамому себе.

Итак, первое, как нам кажется, зло — это внешнееподражаниепримерам, вкотором всегдаприсутствуетартистическаяигра. Даже еслиэта игра будетсопряжена струдами, доходящимидо степениподвига, тотакой подвигокажется длядуши внешним.Второе — этонасилие: насилиемира (по словамаскетов, обычаимира — это пылающиестрасти), насилиесо сторонынаших близких, которые желают, чтобы мы былиподобны им.Родители, давшиежизнь детям, нередко науровне подсознанияхотят жить всвоих детях, поэтому насилуютличность своегоребенка, которыйявляется неслепком сосвоих родителей, а иным существом.Против этогонасилия нужномужество исмирение; впрочем, мужество исмирение, правильнопонятые, этоодно и то же.Смирение безмужества превращаетсяв трусость, капитуляциюперед внешнейсилой, мужествобез смиренияпревращаетсяв дерзость, желание ответитьударом на удар.

Еще один виднасилия происходитот неопытныхдуховныхруководителей.В духовномруководственадо обладатьспособностьючувствоватьчужую душу.Духовнымируководителямине «назначаются», количествопрочитаннойлитературыне делает человекадуховным наставником.Здесь нужныспособности, интуиция, благодатьДуха Святаго, чтобы видетьдушу каждогочеловека, чувствоватьее, помочь человекунайти самогосебя и свойпуть. Духовник, который действуетпо шаблону исхеме, как психолог, будет калечитьсвоих детей.Душа человекаглубже всехсистем и теорий.Духовный отецдолжен обладатьтем зрением, которое видитлицо души, какбы входит вдругую личность, видит ее изнутри, принимает насебя. В двуходинаковыхситуациях длядвух различныхлюдей он можетуказать противоположныерешения, наодин и тот жевопрос датьразные ответы.Неопытныйруководительбудет вспоминать, что он читалу того или другогосвятого отца, как бы беря сполки вслепуюлекарство идавая его человеку, не зная, чемтот болен. Духовнымруководителемневозможносделаться позаказу, какневозможносделатьсяпоэтом, начитавшисьстихов, — этодар Божий, этота древняяхаризма, котораяпусть в ослабленноми сокрытомвиде, но всееще действуетв современнойнам церковнойжизни.

Приведем ещепример: инойнеопытныйдуховный руководительможет бытьпохож на врача, который, окруживсебя справочниками, выписываетрецепт, дажене видя больногои его болезнь.Бывает и так:«духовныйруководитель»считает, что, получив священныйсан, он получилвместе с ними гарантиюбезусловнойправильностивсех исходящихот него советови решений; поэтомусвои советыи указанияпастве он расцениваеткак церковноетаинство. Онобычно вообщене читает никакихдуховных книг, полагая, чторукоположениемуже освятилисьего мысли. Вбеседе такойчеловек чем-тонапоминаетпьяного, которыйубежден, чтоесли он толкнетстолб, то тотсвалится. Столбне свалится, но он можетсильно покалечитьчеловека, встретившегосяна его пути.Есть «духовныеруководители», которые подыгрываютстрастям ижеланиям духовныхдетей из тщеславияили чтобы вызватьу них привязанностьк себе. Человеклюбит того, ктооправдываетего страсти.Бывают «старцы», которые набираютдуховных детейтолько длятого, чтобыпослать их насвой огород.

Если духовныйруководительне будет интуитивночувствоватьдуши своихдуховных детей, то он чаще всегобудет впадатьв две крайности— или станетпроявлятьизлишнююосторожность, предоставляяболезни спокойноразвиваться, а язвам гнить, или — что свойственнонеопытным, норешительнымврачам — неиспользоваввсех средств, сразу станетприменятьшоковую терапиюи ампутацию.

Господь далкаждому человекукакой-то талант.Это очень удачноеслово: талант— это мера золота.Бог, как родитель, дал каждомуиз людей в наследствоособые способностии определенноепризвание.Необходимотолько найтиих, не ошибиться, не променятьприсущее своейдуше на чужое, что будет длячеловека внешними безжизненным.Человек недолжен заменятьсебя другим.Евангелие —это ЛичностьСамого ХристаСпасителя: онобожественнои в то же времяглубоко человечно.Поэтому каждыйчеловек найдетв нем самогосебя. Евангельскиезаповеди даютшироту и свободувнутреннейжизни. ХристоспредостерегалСвоих учеников, чтобы они незаменяли заповедивнешним регламентом, формуламижизни, когдаличность ииндивидуальностьне ориентируютсяна идеал Евангелия, а подавляютсяформальнымизаконами. Вэтом принципиальноеразличие междухристианством, возрождающимличность вБоге, и талмудизмом, заключающимчеловека навсю жизнь вжелезный корсетправил, законов, разрешенийи запрещений, чтобы выработатьобобщенныйтип иудея. Евангелиев своем универсализмеобращено кличности, аталмуд обращенк этносу какк самостоятельномусубъекту ивысшей ценности.В исламскомфатализмеличность обусловлена, предопределена; здесь царитзакон необходимости.В индуизме ибуддизме личностикак реалиивообще не существует, она толькомимолетнаяформа общегобескачественногобытия.

Понятия личностии свободы неразрывносвязаны междусобой. Христосоткрыл намбезграничныевнутренниепросторы свободы, как бы новыесменяющие другдруга горизонтыпри восхожденииввысь. Этовозможностьжить в соответствиис образом иподобием Божиим, дарованнымчеловеку. Этовозможностьпри помощиблагодатиБожией избавитьсяот рабствагреха, возвратитьсяк себе, а от себяк Богу, сделатьсяснова из духовнойинтеллектуальнойамебы богоподобнойличностью.

Из книги «Тайнаспасения»

еще рефераты
Еще работы по религии