Реферат: Духовная жизнь Чжоуского Китая

Реферат поистории Китая

ДУХОВНАЯЖИЗНЬ ЧЖОУСКОГОКИТАЯ

ПЛАН


1. Мифологияи изображениедревней жизниКитая.

2. Идеологиягармониигосударственнойжизни.

3. Литература.

1. Мифологияи изображениедревней жизниКитая.


Рационализированная, демистифицированнаяи демифологизированнаяв своей глубиннойоснове ментальностьвысших слоевсыграла едвали не решающуюроль как в судьбахвосточно-чжоускойгосударственности, так и в историиКитая в целом.Дело в том, чтосуеверия иверованиякрестьянскихнизов находилисьна достаточнопримитивномуровне раннихрелигиозныйсистем и немогли оказатьсущественноговоздействияна религиюверхов. Религияже верхов (начинаяс приносившихжертвы шан-дишанцев) оказаласьв Чжоу, особеннопосле трансформациишан-ди сначалав Шанди, а затемв Небо, весьмаспецифическимфеноменом. Ейне были свойственныни развитыймиф, ни культполубожественныхгероев-демиургов, ни сотериологическиеидеи спасенияв загробноммире, ни идеямолитвы во имяизбавленияот грехов. Унее не былоцерковнойорганизации, священныхдогматов, классическихканонов. В некоторомсмысле можносказать, чтодревнекитайскойрелигии несуществоваловообще, а вместонее были постепенноотмиравшиелибо трансформировавшиесяементы раннерелигиознойсистемы первобытныхвремен, имевшиехождение восновном средисоциальныхнизов.

Эквивалентомотсутствующейофициальнойрелигии развивавшегосягосударствастали аристократическаяэтика и ритуальныйцеремониал.Высшим сакральнымавторитетомбыло всемогущее, но недоступноеНебо. Ритуально-этическаясвязь с Небомпо-прежнему(как то бывалои в Шан с предкамишан-ди) осуществляласьпрежде всегосамим ваном, а основополагающаяидея небесногомандата, тесносвязанногос добродетелью-благодатьюдэ в правящемдоме, была привсей своейрациональностиедва ли неединственнойрелигиозно-мистическойдоктриной, определявшеймировоззрениеправящих верхов, а через них —и всего чжоускогоКитая. Впрочем, мистики и здесьбыло немного, ибо адаптивныйхарактер связисына Неба сНебом был вполнеочевиден. Разработкаэтой системышла, естественно, по линии созданиядокументальнойосновы превосходствавана как высшегоносителя дэ, как символа, продолжавшегосохранять некоевысшее социально-культурноеединство чжоускогоКитая.

В отличиеот писцов-грамотеевв ближневосточнойдревности, озабоченныхпрежде всегохозяйственнойотчетностьюна храмовыхземлях, илибрахманов вИндии, обычнов устной формефиксировавшихведическиесказания икомментариик ним, составителидокументовв эпоху Чжоубыли преждевсего чиновниками-летописцамиили чиновниками-историографами.И если в западночжоускиевремена на ихдолю выпадалоглавным образомсоздание текстовтипа инвеститурыили краткогоописания заслуг, важных событий(надписи набронзе), то вVII—VI вв. именноих усилияминачали изготовлятьсядокументы иногорода. Речь идето так называемыхглавах второгослоя «Шуцзина», датируемыхкак раз этимвременем. Главыэти, насколькоможно судить, писалисьспециалистамисвоего делапри дворе вана, в его столичномархиве, а главнойцелью их составлениябыло доказать, что высшееправо на властьв Поднебеснойдолжно остатьсяза легитимнымваном, а такжеобъяснить, почему этоважно.

Сравнениес мифами ханьскоговремени, собраннымии изданнымив Китае сравнительнопоздно, когдабыли учтеныустные преданияразличныхнародов, вошедшихв состав империи, показывает, что составителиглав второгослоя «Шуцзина»щедро черпалииз того же источника— те же или схожиеимена, сюжетыи т.п. Но сравнениес ханьскимимифами показывает, как тщательночжоуские историографы«очищали»древние предания, лишая их мифогероическойи мифопоэтическойосновы и придаваяим звучаниестрого выверенныхлегендарныхповествований, претендующихна полнуюдостоверность.Псевдоисторическиереконструированныерассказы былизатем умеловыстроены влинейно-циклическийряд в строгомсоответствиис нормами ипринципамитеории небесногомандата исоответствующеговосприятияв Китае глобальногоисторическогопроцесса. Главнымже итогом всейработы, о которойидет речь, былосозданиепредставленияо золотом векедалекогоидеализированногопрошлого, которыйвоспринималсякак мир ВысшейГармонии иАбсолютногоПорядка.

Нынешнийтекст «Шуцзина»начинаетсяименно с глав, рассказывающихоб этом. В первыхиз них идетречь о великихдревних мудрецахЯо и Шуне. Яобыл первым излегендарныхимператоровдревности, оего деянияхрассказанонемало и снескрываемымвосхищением.Он был воплощениемвысшей добродетелии выдающихсяспособностей.Его заслугинеизмеримыи неисчерпаемы.Яо упорядочиллетосчисление, создал и укрепилимперию, привелв состояниегармонии спервасвоих близкихрод­ственников(девять кланов— цзу), затемсвой народ(байсин, т.е. стофамилий), а потоми весь мир, т.е.Поднебесную(в данном случаеупотребленосочетаниеваньбан, всегосударства).После этогов Поднебеснойнаступила эпохапроцветанияи начался тотсамый золотойвек гармоничногопорядка, о которомностальгическивспоминаетсяв первой главе«Шуцзина».

Мудрый Яоумело подобралсебе помощников, прислушиваясьпри этом к мнениюлюдей. Он непередал властьсвоему сыну, в способностяхкоторого сомневался, а выбрал в преемникимудрого идобродетельногоШуня, зарекомендовавшегосебя почтительностьюк сварливымродителям излым родственникам, умеренностьюв образе жизни, исполнительностью, а также некоторымиадминистративнымиспособностями.Дав ему в женыдвух своихдочерей, Яо ещераз проверилспособностиШуня управлятьсяс людьми, в данномслучае с семьей, и, убедившисьв том, что неошибся, передалему на склонелет власть.После смертиЯо Шунь сталполным правителемПоднебеснойи продолжилдело Яо. Онокончательноналадил отношенияв семье, навелпорядок вадминистрациии позаботилсяо системе наказаний, а также о регулярномконтроле заработой аппаратавласти. Шуньопределил сферудействий своихпомощников, унифицировалрегламент, знаки власти, ритуалы, разделилПоднебеснуюна двенадцатьрегионов иприказал назначеннымвозглавлятьих правителямуправлятьдостойно, опираясьна способныхи умных.

Как и Яо, Шуньпередал своювласть не сыну, а наиболеедостойномуи умному изсвоих помощников.Им оказалсяЮй, великийусмирительразбушевавшейсяприроды, укротитель, водной стихии.Специальнойглавы о Юе в«Шуцзине» нет, да и вообще вотличие от Яои Шуня он болеепохож на культурногогероя, какихкитайскаямифология незнала и непрославляла.Юй в этом смыслеблестящееисключениеОн вошел в историюне как умелыйуправитель, ибо все необходимоев этом планедо него успешносделал и Яо иШунь, но именнокак герой, чьиподвиги в борьбес разбушевавшейсяводной стихиейв Конечномсчете не толькопослужили наблаго людям, но и как бы завершилиобщее дело, поставили точкуна всем нелегкомпроцессесоциокультурныхпреобразованийи политико-административныхустановлений, т.е. достроилистройное царствоГармонии иПорядка вПоднебесной.

Юй передалвласть своемусыну, и именноот него Пошла, судя по главамвторого слоя«Шуцзина», тасамая династияСя, о которойв немногихсловах, скореепостулируяконтуры, нежелиизлагая факты, впервые завелречь еще Чжоу-гун.Теперь в изложенииисториографовпериода Чуньцюдинастия Сявыглядит ужедостаточноубедительно.Основал еевеликий Юй, продолжалидело Юя егопреемники, итак было вплотьдо последнегоиз них, презренногоЦзе (имя еговпервые появилосьтолько в главах, о которых сейчасидет речь). Цзеутратил дэдинастии Юяи тем привелСя к гибели, заставив великоеНебо отобратьу него мандати передать егодобродетельномушанскому ЧэнТану.

Так к VI в. дон.э. стала выглядетьлегендарнаяпредысторияКитая — та самая, которой стольмало интересовалисьшанцы и которуюстоль возвеличилив своих интересахчжоусцы. И нетак уж важно, откуда взялисьимена и деяния.Сыма Цянь всвоей капитальнойсводке упоминаето том, что средитех, кому в началеЧжоу были даныуделы, можновстретитьпотомков Яо, Шуня и Юя. Видимо, это так и было, причем вполневероятно, чтопреданиясоответствующихплеменных группбыли использованыпри составлениилегендарнойпредысторииВ конце концовне так уж и важно, существовалили на самомделе правителиили вожди, именовавшиесяэтими именами, совершали лиименно они теили иные поступки, которые впоследствиибыли им приписаны.Важно совсемдругое предысториядолжна былаобрести славныеимена великихмудрых правителейи выдающиесяих деяния. Такимобразом, должнабыла быть созданадидактическаямодель золотоговека, котораямогла бы служитьэталоном дляследующихпоколений. Иэта модель быласоздана досередины VI в.до н.э., т.е. доКонфуция, который, как известно, в свое времявосклицал: «О, сколь великбыл Яо как правитель! Небо велико, и лишь Яо соответствовалему. Сколь славныего дела!.. СкольвеличественныШунь и Юй!».


2. Идеологиягармониигосударственнойжизни.


Показательно, что главы второгослоя «Шуцзина», писавшиесяв годы политическойдецентрализациии феодальныхмеждоусобицпериода Чуньцю, являют собойнаглядныйконтраст убогойреальностизаговоров, интриг, переворотови далеких отдобродетелинорм поведенияправящих верховчжоуского КитаяНо подтекстэтих умелосконструированныхи оказавшихсвое воздействиев первую очередьна те же верхиглав очевиден: вот он, истинныйэталон добродетелии гармонии, вотк чему следуетстремиться, вот какой былаи вновь должнастать Поднебесная! Возвеличенные, искусственноподнятые нанедосягаемыйпьедесталВысшая Гармонияи Мудрый Порядокне только опиралисьна всеми уважаемую, никем не подвергавшуюсясомнениям идеюнебесногомандата, но и, отталкиваясьот этой идеи, заново формироваливо многом утраченныйменталитетподданныхвластителяПоднебесной.Этот менталитетбыл оживленидеалами золотоговека в их нагляднойи конкретнойформе. Тем самымформировалсямощный социопсихологическийзаряд, направленныйпротив децентрализациис ее раздробленностьюи усобицами, своекорыстиеми аморальностьюрвущихся квласти честолюбцев.

Историографы— ши, создавшиеидеал золотоговека, были нестолько чиновникамивана, выполнявшимиего социальныйзаказ, сколькоидеологамисильного государства, без которогонет политическойстабильности, господствуетбеспорядоки дисгармонияв отношенияхмежду людьми.

Следуетдобавить, чтопомимо теоретическойразработкиидеи гармонии, порядка и единстваПоднебеснойс ориентациейна мудростьдревних чжоускиеваны делаливсе, что былов их силах, дабыпротивостоятьдецентрализацииили нелегитимномусплочениюстраны подвластью гегемонов-баЧжоуским ванам, среди которыхв период Чуньцю, насколько можносудить, не быловыдающихсяличностей, нелегко былоотстаиватьсвой суверенитети высший сакральныйстатус сынаНеба. Но ониизо всех силстаралисьсохранить своеисключительноеположение ипо меньшей меречастично в этомпреуспели Онине позволилипервым двумвсесильнымгегемонам-басместить их.Они все времяподчеркивалиисключительностьсвоих прерогативи строго соблюдавшегосякорпусаритуально-церемониальныхнорм, в конечномсчете, высокоценившихсяаристократиейцарств, стремившейсяих усвоить ибесспорнопризнававшейпревосходствована в этойсфере

Таким образом, и теоретическиеразработкина высшем уровнеидеологическихконструкций, и практическиешаги в сфереритуала ицеремониала, во многом выполнявшейв чжоускомКитае функцииотсутствовавшейв стране развитойрелигиознойсистемы, решительнопротивостоялицентробежнымтенденциямчжоускогообщества. Этопротивостояние, опиравшеесяна теорию небесногомандата и надобавленныек ней усилиямичжоускихисториографовидеалы золотоговека великихдревних мудрецов, постояннорождало мощныйимпульс упорядоченияПоднебесной, подчинениясвоеволиячжухоу единойвысшей нормативнойтрадиции ивозглавляемойсыном Небаадминистративнойиерархии. Такогорода постоянноеидейное давлениесверху былосоюзникомслабого ванав его борьбес могущественнымивассалами. Нов еще большейстепени онобыло импульсомв пользу централизациикак таковой— вне зависимостиот того, кем икогда она будетзавершена.

Это последнееобстоятельствостоит подчеркнутьособо. Дело втом, что внутрицарств и княжествв Чуньцю происходиланалогичныйвсеобщемувосточночжоускомупроцесс внутреннейдезинтеграциии ослабленияцентральнойвласти. Могущественныевассалы изчисла наследственныхвладельцевуделов и главкрепких клановцзун-цзу активнопротивостоялисвоим сюзеренам-чжухоу, что становилосьособенно очевиднымв тех государствахи тогда, где икогда правителипо тем или инымпричинам ока­зывалисьослабленными, как то было вцарстве Лу.Поэтому интеграционныйимпульс былобращен нестолько противчжухоу (хотяон противостоялпрежде всегоих самовластию)сколько вообщепротив децентрализациии дезинтеграции, свойственныхструктуредревнекитайскогообщества периодаЧуньцю. Этотимпульс и сыгралсвою решающуюроль в судьбахчжоускогоКитая.

Литература.


Васильев Л. С., Лапина З. Г., Меликсетов А. В., Писарев А. А. История Китая: Учебник для студ. вузов, обуч. по ист. спец. / А.В. Меликсетов (ред.) — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Московского университета, 2004. — 751с.

Границы Китая: история формирования / РАН; Институт Дальнего Востока / В.С. Мясников (общ.ред.), Е.Д. Степанов (общ.ред.). — М.: Памятники исторической мысли, 2001. — 470с.

Фицджералд Чарлз Патрик. История Китая / Л.А. Калашникова (пер.с англ.). — М.: Центрполиграф, 2005. — 459с.

Всемирная история: Век железа. Древнейшие цивилизации Востока / И.А. Алябьева (ред.кол.). — М.; Минск: АСТ, 2000. — 760с.

еще рефераты
Еще работы по религии