Шпаргалка: Освоение целины в 1954-1964 годах

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

Факультет «Экономики и предпринимательства»

Кафедра «Информационные системы»

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Отечественная история»

на тему:

«Освоение целины 1954-1964»

Выполнил: Хмелев В С.

Группа — 148

Проверил(а): Семочкина Е. И.

г. Челябинск 2011 г.

Содержание

Введение. 3

Актуальность темы исследования. 4

Хронологические рамки исследования. 6

Территориальные рамки исследования. 7

Урал в годы новой экономической политики. 8

Заключение. 12

Список литературы… 14

Введение

Историческая наука располагает большим количеством исследований по различным проблемам истории переходного периода. В настоящее время не ослабевает интерес исследователей к изучению и осмыслению социально-экономических проблем периода новой экономической политики в таком большом промышленном регионе страны, как Урал. Это неслучайно, т.к. ещё в конце 18 века уральский регион являлся самым развитым промышленным районом по объему производства металлургии.

Проводимая сегодня в нашей стране экономическая реформа, поиск мер по выводу страны из экономического кризиса, появление позитивных и негативных моментов при ее осуществлении невольно побуждают исследователей все чаще обращаться к истории прошлого, извлекать поучительные уроки из него. В условиях перехода России к рыночным отношениям обращение к теоретическому наследию, касающегося освещения проблем новой экономической политики, более чем актуально. Нельзя законы экономической политики 20-х годов отнести исключительно к своеобразию только советской системы.

Актуальность темы исследования

Разнообразие и противоречивость социально-экономического развития российской деревни 1920-х гг. всегда привлекали пристальное внимание отечественных исследователей. Актуальность изучения новой экономической политики в современный период определяется тем, что в эти годы разворачивались процессы, которые легли в основу всех последующих исторических событий. Это период, где был возможен поиск и выбор пути дальнейшего развития страны.

Исследователи оценивают новую экономическую политику как поворотный пункт в нашей истории с точки зрения заложенных в нем возможностей, которые не сумели, или не успели проявить себя. В связи с этим важное значение приобретает их углубленное изучение в свете вновь открывшихся фактов и иного прочтения ранее известных.

Опыт государственного регулирования социально-экономических отношений может иметь большое практическое значение для современного экономического и политического развития страны. Конечно, было бы исторически неверно поставить знак равенства между двумя периодами. Интерес исследователей объясняется не столько схожестью самих проблем современности и проблем 20-х гг., сколько сопоставимостью этих периодов по значимости. Очень важным представляется то, что несла с собой эта политика, что было реализовано, что прервано, что мифологизировано уже в современной истории.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изучения характера и особенностей эволюции зажиточных и предпринимательских крестьянских и казачьих хозяйств на Южном Урале в период новой экономической политики, переосмысления и уточнения прежних оценок их социально-экономического положения. Эти группы сельского населения оставались главным неразрешенным вопросом советского правительства, что, согласно идеологическим установкам, делало вполне реальной угрозу реставрации капитализма. Именно «кулацкий» вопрос в конце новой экономической политики сыграл ключевую роль во внутрипартийной борьбе. Ее результаты определили стратегию развития советского общества, одним из ключевых элементов которой стала политика ликвидации кулачества как класса.

Советская власть вела политику борьбы и уничтожения самого духа крестьянства, предпринимательской инициативы, и, к сожалению, одержала победу. В этом и заключается ответ на вопрос о кризисном состоянии современной российской деревни. Кризис в ней глубже, а реформы идут тяжелее, чем в обществе в целом. Связано это с тем, что крестьянство во многом утратило свои традиционные черты. Отсутствует частная инициатива на селе. Предоставление современному крестьянину экономической свободы, в отличие от периода нэпа, не принесло серьезного положительного эффекта.

Актуальность исследования определяется и государственными задачами в сфере совершенствования социальной политики в процессе становления правового государства и гражданского общества, перехода к общественным отношениям нового типа. На современном этапе реформирования российского общества и государства сделан акцент на главном аспекте проводимых преобразований, а именно человеческой цены реформ, отношения населения к методам их проведения и формам их реализации.

Исходя из этого, обращение к новой экономической политике позволит лучше представить и оценить последствия преобразований, их влияние на социальные отношения и общество в целом.

Изучение отечественного опыта формирования рыночных отношений, деятельности сельских предпринимателей в 20-е гг. может способствовать определению оптимального соотношения государственного и частного секторов в экономике, выявлению форм хозяйствования, сочетающих частные и общественные интересы. Использование этого опыта применительно к современной ситуации в экономике позволит снизить «социальную цену» реформ, проводимых в российском обществе.

В связи с этим анализ эволюции группы зажиточных и предпринимательских хозяйств в годы новой экономической политики представляется нам, не потерявшим актуальности и в настоящее время, поскольку он помогает лучше понять особенности и закономерности аграрной политики, наиболее четко определить ее приоритетное направление в современных условиях. Обобщение опыта экономических реформ в южно-уральской деревне периода новой экономической политики с целью определения наиболее оптимальных форм хозяйствования крестьянства может помочь избежать повторения допущенных в то время ошибок и выработать наиболее приемлемые пути выхода из кризисной ситуации в сельском хозяйстве.

Хронологические рамки исследования

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1921 г., когда фактически началось осуществление новой экономической политики, по 1927 г., когда происходит отступление от принципов хозяйствования новой экономической политики. При этом учитывается определенная внутренняя неоднородность периода, наличие отличающихся друг от друга этапов: первые годы нэпа, восстановительный период, начало свертывания нэпа.

Начальный этап определялся последствиями гражданской войны, политики «военного коммунизма» и голода 1921 г. Восстановительный период — комплексом социальных, экономических и политических мероприятий, направленных на подъем сельского хозяйства. Завершающий последующим ограничением товарно-денежных отношений сельскохозяйственных производителей в связи с переходом к коллективизации.

Территориальные рамки исследования

Территориальные рамки исследования определяются границами современной Оренбургской, Челябинской и Курганской областей. В период новой экономической политики край неоднократно подвергался административным изменениям. В августе 1919 г. Оренбуржье было разделено на Оренбургскую и Челябинскую губернии. С 1920 г. по 1925 г. территория Оренбургской губернии находилась в составе Киргизской республики, затем была выделена в самостоятельную губернию. В 1928 г. она преобразована в Оренбургский округ, который вошел в состав Средне-Волжской области. Челябинская губерния, являясь самостоятельным регионом, во второй половине 1923 г. разделена на округа: Челябинский, Троицкий, Курганский и Златоустовский

Новое районирование не могло не наложить своего отпечатка на социальную, политическую и экономическую жизнь региона, который в период новой экономической политики представлял собой аграрную область. На Южном Урале оказался сконцентрирован весь комплекс противоречий, присущих аграрному сектору российской экономики 1921-1927 гг.

Урал в годы новой экономической политики

Комплекс экономических и политических реформ, направленных на восстановление народного хозяйства, создание современной «смычки» государственного сектора с иными формами хозяйства с целью укрепления власти правящей партии большевиков.

Первым шагом новой экономической политики стало решение X съезда РКП(б) от 15 марта 1921 о замене продразверстки продналогом, размер которого был на 40% меньше по сравнению с продразверсткой. Декретом от 28 марта 1921 разрешался свободный обмен с/х продукции. Эти меры позволили завоевать доверие большей части крестьян, восстановить товарооборот между городами и деревнями, способствовали усмирению восстаний, грозивших до этого перерасти в крестьянскую войну.

Крестьянские восстания помешали проведению весеннего сева 1921 во многих уездах Урала; засуха, неурожай и голод 1921 обострили глубокий с/х кризис, поэтому система мер, предусмотренная нэпом оказала благотворное влияние на сельское хозяйство лишь в 1923.

Введение в действие Земельного кодекса 1 декабря 1922 разрешало крестьянам свободно выбирать форму земледелия (единоличную или коллективную), а также аренду земли и применение наемного труда. Практика насаждения коммун в деревнях сменилась поощрением организации и развития простых форм кооперации (потребительской, промысловой, с/х, кредитной и др.). Число колхозов на Урале сократилось с 714 в 1921 до 442 в 1923. Сельская потребительская кооперация Урала в 1923 охватывала 7,7% населения и занимала 1-е место по кооперированию крестьян в стране.

Логика развития крестьянской экономики потребовала от государства допустить некоторые формы частного предпринимательства в промышленности и торговле, сохраняя при этом контроль над банками, транспортом, крупными промышленными предприятиями и внешней торговлей. К весне 1924 хлебная, мясная, соляная, текстильная торговля на Урале почти целиком оказалось в руках частников. В промышленности частный капитал допускался в основном в виде аренды госпредприятий и иностранных концессий. К 1925 на Урале было 111 арендованных предприятий кустарного типа (мельницы, маслобойни и т. п.), на которых работало 2260 человек, что составляло 2% от общего числа рабочих и служащих фабрично-заводской промышленности. В тяжелой индустрии на Урале были сданы в аренду металлургические предприятия: Билимбаевский, Нязепетровский, Сысертский, Ильинский заводы, чугуно-литейная фабрика при станции «Хромпик», ряд мастерских Кыштымского, Нижне-Тагильского и Висимо-Уткинского заводов. Однако уже через 8 месяцев под предлогом «производственной необходимости» аренда Билимбаевского завода была прекращена. Вскоре эта же участь постигла и остальные предприятия тяжелой промышленности. В аренде остались в основном предприятия средней и мелкой промышленности. Из концессионных предприятий наиболее крупными были концессия Арманда Хаммера на асбестовые рудники в Алапаевском районе и «Лена Голдфилдс Лимитед». Только, с введением новой экономической политики структура многоукладной экономики усложнилась, в ней четко выделились государственный., кооперативный, частный мелкотоварный, госкапиталистический и капиталистический сектора. К 1925 г. в промышленности Урала предприятия государственного сектора давали 87,7% ее валовой продукции, кооперативного — 6,7%, мелкотоварного — 11,5%, капиталистического вместе с госкапиталистическим — 1,3%; в валовой продукции с/х производства мелкотоварный сектор составлял 93%.

12 августа 1921 года Совет труда и обороны определил новые принципы организации крупной промышленности: госпредприятия получают самостоятельность в управлении, строят свою деятельность на коммерческих нач., наиболее крупные предприятия объединяются в тресты. На Урале были организованы тресты «Камуралбумлес», «Уралхим» и другие. В 1925 крупная промышленность региона насчитывала 31 трест, в т.ч. 10 — общесоюзного подчинения, 3 — республики, 18 — областей.

4 октября 1921 года вступил в силу декрет о возобновлении деятельности Государственного банка. С целью планового регулирования рынка создавались современные товарные биржи. В 1921 г. была открыта товарная биржа в Перми, в 1922 — в Екатеринбурге и Челябинске. Возобновилась Ирбитская ярмарка.

5-22 февраля 1924 года проведена денежная реформа: совдензнаки изъяты из обращения после обмена их на новые деньги по курсу 1 новый рубль за 50 тысяч старых. Произошла стабилизация денежной системы. Административно-командная система управления постепенно размывалась. В экономике действовало два регулятора: рынок и власть. Попытки власти ограничить развитие товарно-денежных отношений приводили к кризисам (1923 — «кризис сбыта», 1924 — товарный голод, 1925 — рост инфляционных процессов и товарный голод, 1927-1928 — хлебозаготовительные кризисы).

В жизни современного общества переход к новой экономической политике означал и отступление государственного «крепостничества»: была отменена всеобщая трудовая повинность, ее заменил закон о добровольном привлечении к труду (КЗОТ, 1922), упразднялась уравнительная и натуральная оплата труда; к 1922 отменена карточная система; ослаблено беззаконие карательных органов; наметился рост социальной дифференциации в обществе.

Новая экономическая политика повлекла за собой значительные преобразования в политической сфере. В 1921-1924 гг. происходит перестройка государственных структур, особенно после образования СССР в 1922 и в ходе разработки федеральной конституции, принятой в 1924. В перестройке некоторых государственных структур Урала играл роль своеобразного испытательного полигона: структура сельской партии организаций и сельских Советов, утвердившихся на Урале в 1921-1924, была воспринята другими регионами РСФСР.

В 1922 была создана прокуратура, опубликованы Гражданский кодекс, Уголовный кодекс. Незаконные налоги, сборы, штрафы, массовые обыски и т.п. пресекались; началась пропаганда правовых знаний среди нас.

В результате проведенных преобразований удалось обеспечить умиротворение общества, ожесточенного войнами, революцией, военно-коммунистической политикой, и достичь в 1925 почти довоенного уровня экономики. В 1925 в Уральской области посевные площади составляли 90% довоенного уровня, валовой сбор зерновых — 94%, поголовье крупного рогатого скота — 92,3%. К концу 1926 объем валовой продукции промышленности достиг 93% от уровня 1913.

Экономические и политические реформы сопровождались ужесточением борьбы со всеми проявлениями оппозиции, усилением идеологического давления, а в самой партии укреплением механизмов централизации и контроля. На фоне споров о нэпе и его последствиях Сталин постепенно устранял своих оппонентов, закладывал основы режима абсолютной власти, ведущей к свертыванию нэпа.

Проходивший 2-19 декабря 1927 XV съезд ВКП(б) одобрил курс на вытеснение частного капитала из промышленности и поэтапной коллективизации сельского хозяйства в течение 10-15 лет. В январе 1928 году во время поездки по Уралу и Сибири Сталин начинает ожесточенную кампанию против крестьян, которые отказывались сдавать хлеб государству по низким ценам. Применение реквизиций и арестов непокорных крестьян во время хлебозаготовительной кампании получило название «урало-сибирского метода» и означало решительный отказ от продолжения новой экономической политики.

Заключение

Годы новой экономической политики, это лишь малая веха в истории России, которая продолжалась с 1921 по 1928 год. Несмотря на это, она значима и актуальна и по сегодняшний день. Исходя во многом из того, что наша страна свернула с социалистического пути на рельсы рыночного хозяйства, к оценке новой экономической политики стали подходить только с точки зрения капитализма.

Промышленное производство Урала играло первостепенное значение, особо данное положение проявилось в годы новой экономической политики, когда повысилась роль Уральского региона в масштабе всей страны. Исторически сложившиеся хозяйственные условия Урала способствовали развитию определенных особенностей в экономике промышленности на базе новой экономической политики. Прежде всего, это приоритет крупной индустрии, малое количество предприятий легкой промышленности, широкое распространение кустарных промыслов, слабость развития инфраструктуры.

У истоков изучения новой экономической политики стояли непосредственные участники этих событий хозяйственные и партийные работники, а также общественные и политические деятели. Хотя с указанием монопольного права большевиков на государственную власть коммунистическая идеология стала господствующей и, партийное руководство в целом, были противниками инакомыслия, первое время существовала относительная свобода в высказываниях различных иногда даже чуждых большевизму мнений в понимании исторического процесса.

Считалось, что социалистическое хозяйство лучше, рентабельнее, безопаснее, отсюда оно в силу перечисленных условий самостоятельно и естественно победило частное хозяйство. Поэтому в эти годы отпадала необходимость изучать все моменты, связанные с частным капиталом, а для уральской исторической литературы это обстоятельство дополнялось особенностями региона, где государственная промышленность была наиболее приоритетной.

В этой связи поиск основополагающих тенденций и закономерностей исторического опыта отечественной системы промышленного производства, которая эффективно и действенно развивалась в 20-е годы, поможет лучше высветить пути решения современных экономических проблем. Обращение к историческому опыту Отечества, связанному с ключевыми проблемами времени, переломными моментами в становлении и утверждении новых положений, является актуальным и необходимым.

Список литературы

1. Энциклопедический справочник // Под редакцией Конта. М., 1994;

2. История народного хозяйства Урала (1917-1945). Ч.1. Свердловск, 1988; Подготовка и проведение развернутого наступления на капиталистические элементы на Урале. 1925-1932. Свердловск, 1987, Куликов В.М.;

3. Кооперативное движение на Урале в условиях новой экономической политики. Свердловск, 1990, Метельский Н.Н., Толмачева Р.П., Усов А.Н;

4. О перестройке Советов в Уральской деревне (1921-1932 гг.), Плотников И.Е.

еще рефераты
Еще работы по истории