Шпаргалка: Шпаргалки по культурологии
№18 Культура России XVIII в.
При Петре 1 проблема образования становится государственной проблемой 1, Обучение за границей2, Создается с-ма светских школ Устав народных училищ предусматривалс-му единой светской школы от малого народного училища до университета. Появились навигационные, инженерные, мед.школы. Наука становится частью светской культуры.Организованы крупные экспедиции, открываются научные лаборатории.Открылась Академия наук в Петербурге.
Развивалось печатное дело. «Ведомости» первая газета.
Введено новое летоисчисление.
Во второй половине XVIII в. русская наука достигла общеевропейского уровня развития естествознания. Развитие русской национальиой науки в это время в значительной мере связывало с М.В. Ломоносовым,. Неоценим вклад МБ. Ломоносова в развитие просвещения, литературы, искусства.
Немало новых инженерных решений принадлежало русским изобретателям второй половины XVIII в. Кудибин спроектировал небывалый одноарочный мост через Неву изобрел телеграф, механическую сеялку, лифт и многое другое. И.И. Ползунов разработал проект универсального парового двигателя -первой в мире двухцилиндровой машины непрерывного действия.
Б течение четырех десятилетий (до конца середины 60-х гг.) в русской литературе господствовал классицизм. (попытка поставить разум над чувствами) В середине XVIII в. на литературном небосклоне взошла звезда талантливого поэта и теоретика А… П. Сумарокова
В последней трети XVIII в. в литературе начал складываться новый метод –реализм ( правдивое отражение действительности)первый одержавший успехи в драматургии Д.И. Фонвизин (1744 — 1792) -. «Фонвизин казнил в своих комедиях дикое невежестве старого поколения и грубый лоск поверхностного и внешнего европейского полуобразования новых поколений»
В последнее десятилетне века главенствующим направлением дво рянокой литературы сталсентиментализм. Расцвет сентиментализма в России связан с творчеством А.Н. Радищева и Н.М. Карамзина (1 ?66 -1826), создавшего в Москве своеобразный центр новой школы -
На единой стилевой основе (барокко) складывается синтетический характер искусства — нерасторжимое единство архитектуры, скульптуры, монументальной и декоративной живописи, прикладного искусства. Специфика русского барокко 40 -х годов связана с использованием опыта других европейских стилей (французского классицизма XVIIIв. и рококо) и отечественной традиции. Лице архитектуры этого периода определяли новые для России объемно — просгрансгвенные композиции.
Крупнейшим зодчим середины века был Ф.Б. Расстреляй. Лучшие загородные постройки зодчего — Большой дворец в Петерюфе и Большой или Ека-теринский дворец в Царском СелеПредел роскоши стиля барокко — богатство скульптурного убранств, игру светотени, красочность сочетаний интенсивно — голубого, белого цветов н позолоты — во всех постройках зодчий умело соединял с грандиозным пространственный размахом и удивительной ясностью основной композиции.
В 60-е годы классицизм с его благородной, величавой простотой, пришел на смену живописному барокко. Архитектура русского классицизма во второй половине XVIII в. пережила два этапа: ранний
№20 РУССКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА
Культура XX века представляет собой очень сложное и противоречивое явление. Социальные потрясения в России (революция 1905-1907 гг., Октябрьская революция, гражданская война, построение социалистического государства. Великая Отечественная война, укрепление тоталитарного режима в стране, хрущевская «оттепель», «заморозки» брежневского неосталинизма, три волны русской эмиграции, развал Советского Союза, процессы демократизации), острые противоречия передовых и реакционных течений, напряженная внутренняя борьба в сознании людей, стремящихся разобраться в происходящих событиях, нашли свое отражение в творчестве талантливых деятелей культуры.
Больших успехов Россия добилась в области образования После Октябрьской революции проводилась огромная работа по ликвидации неграмотности среди населения. открываются многочисленные культурно-просветительские учреждения — библиотеки, музеи, дворцы и дома культуры.
Высокого уровня в XX веке достигла русская наука. Ученые России внесли существенный вклад в развитие различных отраслей науки и техники.
Мировую известность получили работы многих выдающихся ученых (А.С. Попов, П.Н. Лебедев, Н.П. Павлов, С.И. Вавилов, П.Л. Капица, О.Ю. Шмидт, В.И. Вернадский,, М.В. Келдыш,, К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский, А.Ф. Иоффе,, И.в. Курчатов, А.Д. Сахаров, Д.С. Лихачев и др.).
Не просто складывалась литературная жизнь России: В начале XX века продолжали работать классики русского реализма -Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко. В русле демократического движения развивалось творчество А.И. Куприна, И.А. Бунина, Л.Н, Андреева, В.В. Вересаева, А.С. Серафимовича: В расцвете таланта находились А.М. Горький, А.А. Блок, В.В. Маяковский, В.Я. Брюсов, печатают свои произведения А.Н. Толстой, М.М. Пришвин.
В литературе этого периода появляются новые направления - символизм, акмеизм, футуризм. Символисты проповедовали индивидуализм, разрыв с гражданственно-социальными традициями русской литературы. Они объединились вокруг таких печатных органов, как «Северный вестник», «Мир искусства», «Новый путь», «Золотое руно». К «старшему» поколению русского символизма принадлежали Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К.Д, Бальмонт, Ф.К. Сологуб, к «младшему» — А. А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов, С.М. Соловьев.
Акмеисты провозглашали освобождение поэзии от символистских образов, возвращали ее к материальному миру, к реальной жизни, единству человека и земли. На акмеистической почве выросло целое соцветие талантов, поэтов «Серебряного века» — А.А. Ахматова, Н.С. Гумилев, С.М. Городецкий, М.А. Кузьмин, Г.В. Иванов, 0.3. Мандельштам. Трибуной акмеизма стали журналы «Аполлон», «Цех поэтов».
Представители футуризма призывали к анархическому бунту против мещанской обыденности, к радикальной переделке поэтического языка (Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, А.Е. Крученых, В.В. Маяковский).
.
).
Октябрьская революция резко разделила русских литераторов. Одни писатели сразу встали на сторону революции (А.А.
Блок, В.Я. Брюсов, С.А. Есенин, В.В. Вересаев, М.М. Пришвин и др. ) приветствовали ее (А.М. Горький, А.С. Серафимович, В.В. /Маяковский), другие — не приняли новую жизнь, эмигрировали (Л.Н. Андреев, И.А. Бунин и др.). Делались попытки создания особой пролетарской культуры (Пролеткульт), идеологи которой отрицали значение культурного наследия прошлого. Был провозглашен принцип партийности литературы и искусства, оказавший существенное влияние на развитие всей художественной жизни страны. Сформировался особый
№19 Золотой век 19 век. В России
В 19 в. произошел взлет рус. Нац-ой культуры. Расцвету рус. Нац. К-ры способствовал патриотический подьем народа после Отеч. Войны 1812 г., расширение международных связей, зарождение револ. движения, отмена крепостного права, развитие кап отношений.
В 19 в продолжает развиваться с-ма гос-х научных уч-х заведений. Открываются Казанский, Питербургский, Киевский и др. унив-ты., появл-ся женс. Гимназии, учмлища, курсы., воскресные школы для взрослых, меняется с-в уч-ся (разночинцы, выходцы из недворянских семей.
Развиваются книгаиздательское и журнально-газетное дело. Открывается первая публичная библ-ка в России. Появл-ся музеи.
Ученые занимаются глубоким изучением процессов формул-ют з-ны. Пирогов (хирургия), Лобачевский (геометрия). Бутлеров(теория хим-го стоения) Сеченов (материалистическое понимание высшей нервной деятельности). Менделеев (периодический з-н хим. Циалковский элементов
Значительных успехов добилась рус. Лит-ра и искусство, в которых развивались основные худ-е направления 19 вКлассицизм, сентиментализм, романтизм.
Реализм–Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Некрасов,
В живописи: Спасов, Кравской.
Романтизм-Жуковский, Рылеев
Музыка: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков
Символизм: Мережковский, Брюсов, Анненский,. БлокИмпрессионизм: в живописи Серов и Грабарь, в скульпт- Трубецкой М.Н. Ермолова, А.П. Ленский, А.И. Южин, П.А. Стрепет
В русской живописи продолжают развиваться тенденции реалистического отображения действительности. В начале XIX века творческие достижения были связаны с романтическим направлением в жанре портрета и пейзажа. К числу замечательнейших портретистов России того времени принадлежат О.А. Кипренский (портреты В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, гусарского полковника Давыдова, В.А. Тропинин («Кружевница», «Пряха», «Украинец с палкой», портрет А.С. Пушкина).
Выдающимся пейзажистом-романтиком был С.Ф. Щедрин. В своих картинах, овеянных мягкой мечтательностью, он стремился уловить различные состояния живой природы
Большую роль в утверждении бытового жанра как самостоятельного вида живописи сыграл А.В. Венецианов. К его лучшим работам относятся картины: «Утро помещицы», «Спящий пастушок», В первой половине XIX века творили такие известные художники, как К.П. Брюллов, мастер парадного портрета («Всадница»), автор знаменитой картины «Последний день Помпеи»; А.А. Иванов, более 20 лет творческой жизни посвятивший своему главному полотну «Явление Христа народу
Во второй половине XIX века характер развития изобразительного искусства коренным образом меняется.
широкое хождение в XVII в. переводная светская литература приключенческого содержания («Сказание про храброго рыцаря про Бову Кара-левича», «Повесть о Еруслане Лазаревиче» и др.). Основная тематика бытовой повести — столкновение молодого и старшего поколений; вопросы нравственности; человек с его личными переживаниями.
Полный социальных конфликтов XVII век вызывал к- жизни новый литературный жанр — демократическую сатиру. Среди появившихся в XVII в. жанров, выражавших рост самосознания личности, особое место занимает драматургия. Русский театр качался постановкой пьес, материалом для которых служили, главным образом, библейские сюжеты, жития святых и античная мифология.
Каменное строительство, прерванное ь связи с иноземной интервен цией и хозяйственной разрухой начала XVII в., возобновилось лишь з начале 20 х годов. Самой замечательной постройкой гражданского зодчества 1-й половины XVII в. является Теремной дворец Московского Кремля сооруженный для царских детей Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т. Шатуриным и Л. Ушаковым.
Новые традиции привели к формированию во второй четверти XVII в. своеобразного стиля, которому присуща затейливая, как правило, асимметричная группировка масс. Именно в посадских храмах наиболее ярко выразилось то светское начало, которое современники называли «узорочьем»
Патриарх Никон, пытаясь возродить канонические традиции зодчества, в середине XVII в. запретил строительство шатровых церквей и использование каких — либо новшеств в культовом строительстве.
В 90-е годы XVII в. в русской архитектуре появился новый стиль, условной именуемый «нарышкинским» или московским барокко". Главные композиционные принципы этой архитектуры — ярусность, центричность, симметрия и равновесие касс. Декоративные формы «московского барокко» были применены и в пятиглавых храмах соборного типа (Успенский собор в Рязани, кон. XVII в., зодчий Я. Бухвостов; московская церковь Воскресения в Кадашах, 1687 -1713 гг.).
В русском зодчестве XVII в. происходила борьба старых традиций и новых тенденций, вырабатывались новые художественные взгляды, генетический связанные с народным творчеством, в то же время творчески осваивалась стилистика западноевропейской архитектуры.
Переоценка ценностей, происходившая во всех сферах культуры XVII в. пожалуй, с наибольшей силой отразилась в живопис-и, здесь процесс обмирщения шел особенно активно. В развитии русской живо- \ писи XVII в можно выделить два этапа: 1601 — 1650-е гг. и с 60-х гг. до конца века.
Первый этап ознаменовался борьбой двух живописных направлений, унаследованных от предшествующей эпохи. Одно — «годуновская школа», тяготело к монументальным традициям прошлого. Другое художе ственное направление — «строгановская школа». Строгановские иконы впервые а русском искусстве как бы наравне с религиозно — символической функцией несли усиленное эстетическое начало.
Второй этап развитая живописи XVII в..характеризовался медлен^ «ым отходом от догм и поиском новых сюжетов и форм. Сторонники! нового, подчеркивая эстетическое значение религиозного искусства, \ стремились к реалистическому воплощению художественного образа^ Этот процесс получил яркое отражение в творчестве С. Ушакованизованных основ церкви (отвергали церковную иерархию, выступали за предоставление мирянам права проповеди и за „дешевую“ церковь — программа, предвосхищавшая требования Реформации в Западной Европе).
Борьба против монголе — татар была главной темой фольклора 2-й половины XIII — XV вв., ей посвящены жанры как традиционные (былины, сказания
Ведущий жанр этого времени — воинская повесть, доминирующая тема монголе татарское нашествие. Идея общерусского единства, возникнув в домонгольский период, усилилась в тяжелые годы монголе — татарского нашествия.
После монголе — татарского разорения русская архитектура переживала пору упадка и застоя. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия, кадры строителей по существу были уничтожены, подорвана и техническая преемственность. Поэтому в конце XIII в. во многом приходилось все начинать сначала. Строительство теперь сосредоточилось двух основных районах: на севере — западе (Новгород и Псков) и в древней Владимировской земле (Москва и Тверь).
С конца XIII в. в новгородском зодчестве происходили важные из менения.
Первые каменные постройки в Московском Кремле, не сохранившиеся до наших дней, появились на рубеже XIII — XIV вв. (Кафедральный храм Успения Богородицы, 1326 г
Художественные центры переместились с юга на север, в города, избежавшие разорения (Ростов, Ярославль, Новгород и Псков), где имелось много памятников старого искусства и сохранились живые носители культурных традиций.
В XIII в. произошла окончательная кристаллизация новгородской и ростовской школ живописи, а в XIV в. — тверской, псковской, московской н волгоградской.
XIV в. — время блестящего расцвета монументальной живописи Новгорода, большое влияние на развитие которой оказал великий византиец Феофан Грек (30 годы XIV — после 1404 г.), приехавший на Русь в 70 годы XIV в. В 1378 г. он расписал церковь Спаса на Ильине, фрески которой дошли до нас лишь частично. Под руководством Феофана Грека проходили основные художественные работы в Москве: росписи церкви Успения Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля и др. Сохранился ряд великолепных икон, созданных в кругу Феофана. Лучшая из них — »Богоматерь Донская" из Успенского собора с «Успением Богородицы» на обороте.
Первые 7 икон праздничного ряда («Благовещенье», «Преображение» и др.) из иконостаса Благовещенского собора традиционно связывают с именем величайшего художника Древней Руси Андрея Рублева (ок. 1360 — ок. 1430 гг.), достоверных сведений о жизни и творчестве которого сохранилось немного. Самое совершенное произведение Рублева — икона «Троица», происходящая из Троицкого собора Троице — Сер-ге ева монастыря, куда попала лишь в середине XVI в. Стиль московского мастера глубоко национальный по своей сущности, отличающийся неповторимой индивидуальностью, надолго определил стилистику не только московской школы живописи, но н всей русской художествен-чой культуры.
Рост народного самосознания, идея единства, тенденция к преодолению областнических тенденций в общественной мысли, литературе, искусстве — все это свидетельствовало о зарождении общерусской (великорусской) культуры.
классицизм (60-е — начало 80-х годов) и строгий классицизм (середина 80-х -90-е годы). На первом этапе ведущее значение имели общественные здания, архитектурные формы которых определяли характер и всех других типов построек.
На втором этапе преобладали частные городские дворцы и усадебные постройки с присущей им схемой — центральный корпус соединялся с боковыми флигелями посредством галерей; форма портиков, разновидность и пропорции ордера и другие детали также различны для каждого периода.
К лучшим памятникам московского классицизма относятся следующие творения Казакова: (здание Сената' в Московском Кремле, 1776-87; Московский университет, 1786-93; дом Благородного собрания со знаменитым Колонным залом, сер. 80-х годов; Голицынская (ныне 1 -я городская) больница, 1796 — 1801 и др.).
Развитие монументальной скульптуры происходило в русле классицизма… К старейшему поколению при-«здлезкал видный мастер монументальной и декоративной скульптуры ф Г. Гордеев (1744 — 1810).
Вместе с Гордеевым для казанского собора работали выдающиеся русские ваятели, отражающие основные тенденции развития скульптуры.
/ Академия художеств, основанная в 1757 г., определила пути развития / русского искусства во второй половине XVIII в. Ведущим направлени-еи академической живописи был классицизм, основные принципы которого наиболее последовательно воплотились в историческом жанре, трактовавшей библейские и национально-исторические сюжеты соответственно гражданским и патриотическим идеалам просветительства.
Наибольших успехов русские живописцы достигли в жанре портрета. К самым замечательным явлениям русской культуры XVIII в. принадлежит творчество Ф.С. Рокотова (1735 — 1806), в портретах которого по сути впервые в русской живописи увековеченытончайшие переживания человека-Полотна Д.Г. Левицкого (1735 — 1822) отличались мастерством исполнения, художественной выразительностью и правдивостью характе ристик (портреты архитектора Ф. Кокорннова, 1769, П.А. Демидова 1773).Известный портретист XVIII в. В.Л. Боровиковский (1757 — 1825) лучшие лирические образы создал под влиянием сентиментализма. Передать тихую мечтательность, тонкие переживания и модную в то время „чувственность“ особенно удавалось Боровиковскому в замечательных женских портретах
Большое развитие получил я крепостной театр
Во второй половине XVIII в. в России появились первые муэыкаль ные издания, сборники народных песен, была учреждена опера и начали устраиваться концерты,
К последней трети столетия относится формирование национальной композиторской школы.
Таким образом, XVIII — нач. XIX вв. — важный этап в развитая русской культуры, значительное влияние на которую оказала просветительская философия. В отличие от петровского времени в этот период сложилось более широкое понимание значения науки, образования, были сделаны новые шаги в развитии гуманистических принципов в общественной мысли, литературе, искусстве. Идея внесословной ценности человека пронизывала вое стороны историке — культурного процесса. Становление русской национальной культуры было выражением интенсивности роста национального самосознания. В процессе формирования русской нации закладывались основы русского литературного языка и реалистической литературы, профессионального театра и национальной классической музыки метод решения художественных задач -социалистический реализм .
Наиболее крупными поэтами и писателями советского периода являются А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.М. Горький, Д.А. Фурманов, М.М. Зощенко, М.А. Шолохов, А.Н. Толстой,,, М.А. Булгаков, Б.Л. Пастернак, К.Г. Паустовский, В.П. Катаев, К.М. Симонов, А.Т. Твардовский, А.А. Фадеев, Д.А. Гранин, А.И. Солженицын, Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский,
В 1910-1916 гг. в Москве работало объединение художников «Голубой валет». Они решали проблемы построения формы цветом в духе творчества П. Сезанна, фовизма и кубизма. Выделившаяся из объединения футуристическая группировка молодых художников под названием «Ослиный хвост» была охвачена анархически-бунтарскими, разрушительными настроениями, доходившими до отказа от изобразительности.
В живописи на первый план выдвигается сюжетно-тематическая картина. Важное место занимает портрет. В области пейзажа трудятся многие художники старшего поколения: К.Ф. Юон, В.Н. Бакшеев, В.К. Бя-лыницкий-Бируля, Н.П. Крымов, Появляются интересные индустриальные пейзажи Развивается книжная графика В годы Великой Отечественной войны значительные произведения были созданы А.А. Пластовым («Фашист», «Жатва», «Сенокос»), Кукрыниксами (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов и Н.А. Соколов), А.П. Бубновым («Утро на Куликовском поле»), П.Д. Кориным (триптих «Александр Невский»), Н.М. Ромадиным (пейзажный цикл «Волга — русская река»).
В русской скульптуре, как и в других видах искусства, на рубеже двух столетий борются разнообразные течения, идет поиск монументального стиля современности, формируются яркие индивидуальности, определившие дальнейшее развитие ваяния в России.
В начале XX века в архитектуре появляются новые градостроительные идеи (предпринимаются попытки строительства поселков по типу «города-сада»), развивается стиль «модерн» с широким применением достижений новейшей строительной техники и материалов
После революции начинается активная разработка проектов планировки городов; ведется строительство индустриальных и инженерных сооружений, жилых и административных зданий, общественных ансамблей; начинается реконструкция старых городов, появляются новые (Ангарск, Норильск, Волжск и др.).
. Значительными архитектурными памятниками советского периода считаются Видное место в истории мировой художественной культуры XX века занимает русское театральное искусство..
.
В XX веке продолжает развиваться музыкальное искусство. 1 рубеже двух столетий раскрывается деятельность замечатель-||х композиторов — А.К. Глазунова, А.К. Лядова, С. Аренского, Революционные настроения отразились в новых операх Н.А. Римского-Корсакова, в произведениях С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина. Появляются сочинения И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева.Достигает расцвета музыкально-исполнительская культура. Выдвигаются такие прославленные артисты, как Ф.И. Шаляпин, А.В. Нежданов, Л.В. Собинов, И.В. Ершов. Величайшим пианистом XX века был С.В. Рахманинов… На протяжении XX века ведущее место в мировом балетном Искусстве занимает русский балет. Большие успехи были достиг-^ы также в области кино, циркового и эстрадного искусства Оно становится частью общедемократического движения, направленного против крепостничества и самодержавия. В качестве ведущего художественного направления утверждается реализм. В 1870 г. передовые художники по инициативе Н.Н. Крамского, Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге и В.Г. Перова учредили «Товарищество передвижных художественных выставок»; сыгравшее огромную просветительскую роль в культурной и общественной жизни России. «Товарищество» объединяло почти все наиболее талантливые силы страны. В его состав в разное время входили очень крупные художники: И. Е. Репин («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Куогкп «Иван Грозный и его сын Иван»),
Участниками выставок «Товарищества» были В.А. Верещагин («Апофеоз войны», «Торжествуют», «На Шипке все спокойно»), Активное участие в творческой жизни передвижников принимал художественный и музыкальный критик, историк искусства В.А. Стасов. Материальную и моральную поддержку им оказывал П.М. Третьяков, приобретая произведения художников в свою галерею.
В первые десятилетия XIX века высокий подъем переживает русская скульптура, особенно монументальная, развивавшаяся под знаком классицизма. Почетное место среди мастеров русской скульптуры занимали И.П. Мартос (памятник Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади), И.П. Витали (фонтан на Театральной площади В Москве, портретные бюсты А. С. Пушкина, К.П, Брюллова Крупнейшим скульптором второй половины XIX века был М.М. Антокольский («Иван Грозный», «Петр I», «Нестор-летописец», «Ярослав Мудрый»,
В стиле зрелого классицизма с его монументально-простыми, строгими формами строились лучшие общественные, административные и жилые здания Петербурга, Москвы и других городов. Окончательно складывается система ансамблевой застройки городов. Русский ампир нашел свое яркое воплощение в
творчестве архитекторов А.Д. Захарова (здание Адмиралтейства в Петербурге, собор в Кронштадте),
В конце 30-годов в архитектуре появляются первые признаки кризиса. Она теряет ведущее эстетическое значение, утрачивает присущий классицизму гражданский пафос,.
Во второй половине XIX века наблюдаются новые явления в русской архитектуре. Осваиваются новые строительные материалы (металл, бетон, цемент, песок и др.), возводятся промышленные и транспортные сооружения, строятся так называемые доходные многоквартирные секционные дома. делаются попытки возрождения древнерусского зодчества (А.В. Никитин, В.А. Гартман, И.П. Ропет). Появляется новый стиль – модерн
№3 Функции культуры.
Культура- это процесс развития человеч-х сил и способностей, показатель меры человеч-го в человеке, процесс, получающий свое внешнее выражение во всем богатстве создаваемой людьми действительности
Многоплановая, разноуровневая структура попволяет ей осуществить ряд функций:
1. Аккумуляция родового опыта. ^ Функция гяосеологнческаа, познавательная.
(схватывая ьсе сферы общественного сознания, вчятых их в единстве, №ыура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей.
3. Функция исторического обмена, передачи социадшбго опыта.
Эту функцию называют информационной. Общество не имеет дру то механизма передачи социального опыта, „социальной наследст» ности“, помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвг „памятью“ человечества.
4. Коммумжатнздая функция.
Воспринимаемая информацию, заключенную в памятниках нате] альной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвен» опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Ср< ством общения выступает прежде всего аыагупаот язык.
5. Культура выпоямет регулятивную и нормативную функцию. Здесь она выступает как система норм и требований, предъявляе! моралью и правом.
6. Сигнификативная функция культуры — это ее способность ее;