Статья: К вопросу об определении понятия: "основы изобразительной грамоты"

К вопросу об определении понятия: «основы изобразительной грамоты»

Василевич О.Е.

Грамотно сформулировать любое понятие — значит, раскрыть его содержание и объем, заложенной в этом понятии информации, дать определение сущности основным его свойствам и отношениям к действительности и выявить количество объектов, которым наиболее присущи эти свойства и отношения.

В любом виде деятельности есть свое фундаментальное определение «профессиональной грамоты» как основы обучения мастерству. В изобразительном творчестве такой базой служит изобразительная грамота. Рассматривая историю, природу и систему художественного образования, построенную на лучших реалистических традициях, часто приходиться оперировать термином «основы изобразительной грамоты5'. Это особенно проявляется в процессе непрерывного художественного образования: начиная от первоначального художественного образования, затем к элементарному и далее к совершенному художественному, профессиональному.

Исторический анализ показывает, что термин „основы изобразительной грамоты“ в научно-практической литературе используется очень часто, но трактуется во многом по-разному, Такое понимание дел не лишено тенденции повтора, дублирования, совмещения многих явлений в единое понятие и, как результат, мы видим стихийную, частично хаотичную подготовку учащихся по основам изобразительной грамоты. В такой подготовке, как правило, не связывается первоначальное звено обучения с последующими. Обучение изобразительному искусству не выстраивается в единую, строгую систему непрерывного художественного образования.

Например, „основы изобразительной грамоты“ такие известные методисты, ученые, художники-педагоги, как Е.Е. Рожкова, Д.Н. Кардовский, Н.Н. Ростовцев, Г.В. Беда, Е.В. Шорохов и другие трак го ват и по-разному:

— Рожкова ЕЕ. в этом определении видела „основы изображения“ [2, 9].

— известному художнику-педагогу, твердо отстаивающему традиции академической школы, Д.Н. Кардовскому, также близка такая трактовка понятия: „Все обучающиеся искусству обязаны подчиняться способам и приемам выражения“ [1, 128]. Сравним эти высказывания:

— сопоставим эти определения с одним из последних, найденным нами в исследованиях H.Н. Ростовцева; „Изобразительная грамота предусматривает знание законов и правил изобразительного языка (построение изображения реальных форм предметов на плоскости) в сочетании с твердыми навыками пользования ими“ [3, 229].

Такой перечень определений понятия „основы изобразительной грамоты“ можно продолжить, но уже сейчас попробуем дать более обобщенное и в нашем понимании точное определение термина „основы изобразительной грамоты“ в русле решаемой нами проблемы: совершенствование непрерывного художественного образования.

И гак: „Основы изобразительной грамоты“ — это система правил и законов реалистического изображения, а также умений и навыков грамотно передавать суть объекта или явления, его форму… цвет, свет, характер, движение, пропорции и т. д. на изобразительной плоскости.

Результаты многих наших исследований, а также материалы этой статьи убеждают нас в том, что объем и характер изобразительной грамоты, методы подачи его учащимся, педагог должен продуманно отбирать для каждой ступени непрерывного художественного образования, опираясь на научные достижения в области психологии, педагогики и методики.

Список литературы

1. Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. — М., 1960.

2. Рожкова ЕЕ. Изобразительное искусство в школе. Из опыта работы. — М. Просвещение, 1976.

3. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учебн..для студентов худож.-граф. фак. пединститутов. — 3-е изд, доп. и перераб — М.: Просвещение, Владос, 1995.

еще рефераты
Еще работы по культуре и искусству