Статья: Социально-культурная деятельность домов культуры

РОСИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

кафедра культурологии и социально-культурной деятельности

Курсовая работа

студентки 2-го курса социально-гуманитарного факультета

Зеленовой Марии Павловны

Тема: «Социально-культурная деятельность домов

культуры »

Руководитель: Чумоватов Денис Юрьевич

кандидат философских наук,

доцент.

Защищена

« » декабря 2010 года.

Оценка

« »

Москва 2010 год.

Оглавление

Введение……………………………………………………………2

Глава 1. Досуг и культурно — досуговые учреждения…………6

Глава 2. Социально-культурная деятельность домов

культуры………………………………………………25

2.1.Формы деятельности домов культуры……………….25

2.2. Направления домов культуры……………………….31

2.3.Сравнительная характеристика домов культуры……33

Заключение………………………………………………………..41

Список используемой литературы………………………………43

Введение

Тема моей курсовой работы «Социально — культурная деятельность домов культуры».

СКД (социально-культурная деятельность) — важнейшая часть жизнедеятельности людей, одно из условий формирования жизни личности. СКД включает в себя организацию свободного времени с производством, усвоением культурной деятельности, с досуговым общением, семейно-бытовой сферой жизни. Свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека.[1]

Термин СКД возник в 90-х годах в МГУКИ.

В разные исторические периоды СКД называлась:

-внешкольное образование (до 1920 г.)

-политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.)

-культурно-просветительская работа (с 1270по 1990 г.)

-культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов)

-социально-культурная деятельность (с сер.90-х годов)

Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.

Досуг — неотъемлемая часть всей социально — культурной сферы, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества.[2]

Самым распространенным типом учреждений культуры остался клуб, который представляет собой полифункциональный комбинат, способный создать человеку разнообразные условия для развития и отдыха, оказать на него комплексное интеллектуальное и эмоциональное воздействие.

Клубы прочно вошли в быт людей и стали необходимой частью общественной жизни. Они выступают как важнейшие центры обобщения людей.

К клубным учреждениям относятся и маленькие клубы, и дома творчества, и дворцы культуры. Между ними нет принципиальной разницы. Их отличие — в возможностях, которыми они располагают, в объеме и масштабе работы.

Существуют еще клубы учебных заведений, дома офицеров, клубы воинских частей, дома актеров, писателей, архитекторов, учителей, медицинских работников и т.д.

Единство целей и задач, стоящих перед клубными учреждениями независимо от их принадлежности, делает их универсальными учреждениями в организации досуга народа, значительно отличает их от других типов учреждений культуры.[3]

Актуальность выбранной темы определяется по следующему принципу: каждый человек, независимо от расы, вероисповедания, социального статуса обладает свободным временем, которое является одним из важных средств формирования личности, а также непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности.

Целью данной курсовой работы является исследовать и проанализировать социально – культурную деятельность учреждений культуры на примере «Городского дома культуры», Городского Детского Дома Культуры «Родник", «Дворца Культуры» им.Ю. А. Гагарина г. Сергиева Посада.

Задачи моей курсовой работы:

1.Выявить специфику организации СКД.

2. Выявить особенности досуговой деятельности.

3.Провести сравнительную характеристику на примере нескольких учреждений культуры.

4.Выявить положительные стороны деятельности учреждений культуры и обозначить проблемы.

Объектом исследования курсовой работы является

социально – культурная деятельность домов культуры.

Предметом исследования курсовой работы являются формы и методы организации досуга.

Методологическая основа исследования: в Курсовой работе предпринята попытка объективного исследования домов культуры.

Положения, выносимые на защиту:

1.Формы деятельности культурно – досуговых учреждений

2. Социально – культурная деятельность учреждений культуры на примере «Городского дома культуры», Городского Детского Дома Культуры «Родник", «Дворца Культуры» им.Ю. А. Гагарина г. Сергиева Посада.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты, выводы и материалы могут быть использованы при углубленном изучении социально-культурной деятельности. Материалы исследования так же могут быть использованы в лекционной и воспитательной работе в учебных заведениях Российской Федерации.

1.Досуг и культурно – досуговые учреждения

Свободное время является одним из важных средств формирования личности человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени является своеобразным индикатором культуры, круга духовных потребностей и интересов человека или социальной группы.[4]

Время человека, занятого общественно организованной производственной, учебной или иной аналогичной по характеру деятельностью, складывается из двух частей: рабочего (или учебного) и внерабочего (или внеучебного) времени. В свою очередь, внерабочее время состоит из:

а) вспомогательного времени, связанного с производственной или учебной занятостью (например, затратами времени на дорогу, на подготовку домашних заданий и т.д.);

б) бытового времени в городе и селе, которое отводится на покупки в магазинах, приготовление пищи, уборку помещения, уход за детьми и т.д.:

в) времени, затрачиваемого на удовлетворение физиологических потребностей: сон, прием пищи, гимнастика, прогулки, пассивный отдых и др.;

г) собственно свободного времени, предполагающего свободный выбор человеком варианта своего досугового поведения или досуговой деятельности с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния, духовных потребностей.

Общество заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей — в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни.[5]

Досуг — необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека. Поэтому понятие «досуг», для работников социо-культурной сферы всегда должен представляться в контексте реализации интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и т.п.[6]

КДУ (культурно — досуговые учреждения) являются субъектами обеспечения политики государства в сфере культуры. Обеспечивают конституционные права граждан на свободу творчества, равный доступ к участию в культурной жизни и пользованию культурными благами, развивают навыки творческого общения, способствуют развитию реальной демократии через различные социально-культурные инициативы. КДУ предоставляют услуги всем гражданам вне зависимости от возраста, пола, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.[7]

К КДУ относятся:

— городские, сельские клубы;

— районные, городские, сельские Дома культуры и Дворцы культуры;

— автоклубы, культбригады;

— центры культуры (в том числе национальные).

Культурно — досуговые учреждения являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в полном соответствии с действующим законодательством РФ, а также могут быть филиалами, структурными подразделениями клубных систем или комплексных социально-культурных (культурно-образовательных, культурно-спортивных и т.п.) объединений.[8]

· проведение различных по форме и тематике культурных мероприятий – праздников, представлений, смотров, фестивалей, конкурсов, концертов, выставок, вечеров, спектаклей, дискотек, обрядов, игровых и развлекательных программ и др.;

·организация работы клубных формирований — любительских творческих коллективов, кружков, студий, любительских объединений, клубов по интересам различной направленности и других клубных формирований;

·организация работы лекториев, народных университетов, школ и курсов по различным отраслям знаний, других форм просветительской деятельности;

· организация показа фильмов;

· оказание консультативной, методической и организационно творческой помощи в подготовке и проведении культурно — досуговых мероприятий;

· оказание справочных, информационных и рекламно-маркетинговых услуг;

· предоставление других видов досуговых и сервисных услуг в сфере культуры и смежных отраслях.

Услуги культурно — досугового учреждения носят интегрированный характер и могут быть представлены в различной форме (массовой, камерной, индивидуальной, интерактивной) и на любой демонстрационной площадке (в зрительном, танцевальном, выставочном зале, на площади, стадионе, поляне, ферме, в учебном заведении и т.д.).[9]

Услуги культурно — досугового учреждения предоставляются населению на бесплатной основе (за счет бюджетного финансирования) и на платной основе (за счет средств потребителей). На бесплатной основе могут осуществляться услуги, направленные на:

·проведение общественно и социально значимых культурно-массовых мероприятий (государственные, краевые, городские (сельские), отраслевые праздники и т.п.);

·культурное обслуживание наименее защищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, дети из малообеспеченных семей, дети-сироты, многодетные семьи и пр.);

·поддержку деятельности основных (концертных) составов любительских творческих коллективов;

·патриотическое воспитание детей и молодежи;

·развитие национальных культур народов Хабаровского края, выявление, сохранение и популяризацию традиций материальной и нематериальной народной культуры (праздников, обычаев, обрядов и пр.).

В соответствии с действующим законодательством, при организации платных мероприятий культурно — досуговое учреждение может устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, ветеранов.

Деятельность культурно — досугового учреждения, состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду как можно более разнообразную сумму занятий, сколько в том, чтобы через то дело, которым человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно и глубоко развивать различные стороны его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства.[10]

Вся работа современных культурно — досуговых центров должна базироваться на определенной перспективе, на такой системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе, или в новой информации, но и развила бы способности личности. Следовательно, досуг выступает как фактор становления и развития личности усвоения ею культурных и духовных ценностей. Этот процесс называет социализацией, а культурно — досуговое учреждение является институтом социализации.[11]

Деятельность КДУ (культурно — досуговые учреждения) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности (См. «Закон о культуре»).[12]

Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой. В повседневной жизни досуговая активность выполняет множество различных функций рекреационно-оздоровительного и терапевтического типа. Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни.[13]

В основе организации досуга лежат следующие методы:

1. Сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.)

2. Многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха, массовые праздники и др.)[14]

Существуют две формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная.[15]

Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отмечаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.[16]

Самый простой вид досуга — отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят — не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызывает настроение покоя. Это может быть просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей, он пассивен, индивидуален и содержит лишь зачатки позитивного досуга. И, тем не менее, такой отдых — неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.[17] Активный отдых, напротив, воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде.[18] Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

Между работой и отдыхом социологи, психологи, экономисты установили прямую взаимосвязь. В культурно — досуговой деятельности также был проведен ряд исследований в этой области. Наиболее точными и плодотворными являются исследования Ю.А. Стрельцова, который считает «что любой вид свободной деятельности несет в себе как функцию восстановления сил, так и функцию развития знаний и способностей человека. Однако одна из этих функций является преобладающей, доминирующей: как вид деятельности, имеет свойство развивать человека либо преимущественно восстанавливать его силы», конечно отдых и развлечения тесно переплетаются друг с другом, но есть и свои различия.[19]

С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.[20]

В настоящее время в структуре современной культуры все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга.

Популярными видами комплексных досуговых программ являются шоу-программы, пышное костюмированное сценическое действие с участием «звезд» (в небольших городах — местного значения), динамически яркое, насыщенное спецэффектами, зрелищное, несущее в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой.

Но существуют и другие, эксклюзивные культурно — досуговые программы.

В настоящее время они начинают пользоваться большой популярностью, и распространяется в следующих сферах:

— туризм и путешествия (занимает первое место по эксклюзивным культурно — досуговым программам);

— развлечения (второе место по эксклюзивным культурно — досуговым программам);

— также эксклюзивные культурно — досуговые программы существуют в сфере общения с природой.[21]

Досуг обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня. Если человек не ставит перед собой задачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры.[22]

Особое значение имеет творческая деятельность организаторов. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратит

досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.[23]

Организаторы, участвующие в досуговой деятельности на профессиональной основе, создающие условия и помогающие основным субъектам деятельности реализовать потребности в отдыхе и развлечении.

Здесь также выделяется ряд самостоятельных типов работников:

— руководящий состав профессиональных организаторов досуга -ведущие менеджеры досуговых фирм, режиссеры, руководители учреждений культуры, работающие в разных областях досугового и в целом социально — культурного сервиса.[24]

Профессионально-творческий состав работников искусства и средств массовой информации — представители данной группы осуществляют непосредственный контакт с аудиторией: артисты-исполнители, работающие в разных видах и жанрах искусства, ведущие концертов, концертмейстеры, дирижеры, журналисты, ведущие радио- и телепрограмм и т.п. Именно их творческие способности, профессиональное мастерство, психологическая подготовка оказываются в центре внимания посетителей указанных мероприятий с их участием; высококвалифицированные работники и специалисты разных отраслей производства товаров и продуктов культурного назначения, а также персонал учреждений культуры, организации сферы сервиса (работники печати и издательств, врачи, тренеры, аниматоры рекреационных центров, мест размещения, руководители туристских групп, экскурсоводы, инженеры, программисты и провайдеры сетей связи и др.). В большинстве случаев они причастны к реализации основных этапов организации и осуществления досуга, напрямую взаимодействуя с потребителями культурного продукта; рядовые исполнители и производители услуг в области досуга — работники учреждений культуры, досуговых центров и турфирм, не принадлежащие к руководящему составу, к высококвалифицированным специалистам и творческим работникам. Это рядовые исполнители, их помощники. Часть из них напрямую взаимодействуют с потребителем (официант ресторана, дежурный гостиницы и др.), другие могут эпизодически контактировать или совсем не сталкиваться с потребителями сервисных продуктов; вспомогательный персонал — технические работники учреждений культуры, персонал охранных фирм и др., не вступающие в тесный контакт с потребителями услуг. Оставаясь «в тени», эти работники осуществляют важные функции: предоставляют незримые услуги, связанные с поддержанием нормальных условий труда специалистов-организаторов и досуговой деятельности населения. Эти работники обеспечивают безопасность отдыха, наличие тепла, бесперебойной подачи электричества в закрытых помещениях, надежную работу техники и др.; представители исполнительной и законодательной власти в центре и на местах, а также работники культурных, лечебно-санаторных, спортивно-туристских учреждений, информационных структур и правовых организаций. Работники этих учреждений и организаций реализуют государственную, региональную и муниципальную политику в области рекреационной и культурно-досуговой деятельности, контролируют выполнение законодательно-правовых норм в этой сфере; лица и структуры, осуществляющие предпринимательскиефункции, связанные с финансированием, а также предоставляющие донорскую помощь организаторам досуга (продюсеры, органы власти, общественные фонды, спонсоры, меценаты, и др.), а также партнеры по бизнесу (банковские структуры и др.).[25]

Целевая направленность предприятий и учреждений досуга:

— культурное просветительство, художественное творчество, развитие эстетических чувств аудитории досуга;

— отдых и развлечение аудитории.

Мероприятие часто толкуется и понимается как развлечение, удовольствие, игра, свобода, рекреация и т.д. В основе этого заложена весьма простая мысль: современное общество и каждый человек должны обрести совершенно новый уровень потребностей. Но если опираться на данные современной науки, можно выделить более тысячи основных, базовых структурных элементов проведения мероприятий, как сферы досуга и темы могут быть различны, среди них спорт, игра, театр, коллекционирование, музыка, туризм и т.д. Разновидностей же этих элементов, моделей и форм бессчетное количество. А сколько вариантов одной формы? Например, у викторины их около шестидесяти, у конкурса более шестисот, у игры — шестьдесят тысяч. Для многих подростков, молодых людей, взрослых характерны узкий набор и жесткие временные рамки досуговых занятий.

Развлечениями именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха, как говорилось выше, который может быть пассивным или полупассивным. Еще уточним, в процессе отдыха человек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.

Факторами, оказывающими влияние на выбор деятельности, которой люди посвящают свое свободное время, выступают религиозные верования, расовые различия, национальность и состояние здоровья. Таким образом, характерные черты досуга, свободного времени определяются содержанием труда человека, его семейно-бытовыми условиями, уровнем образования, индивидуальными особенностями и пр. Именно в зависимости от этого должны выстраиваться индивидуальные атрибуты в культурно-досуговых программах.[26]

В период досуга человек стремится испытать положительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, получить качественный сервис — словом, добиться тех состояний, которые связаны с рекреационным эффектом.[27]

Другой фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, связан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной жизненной позиции. Это направление досуга можно обозначить как обращение человека к любимому делу (хобби). Тот, кто не в состоянии реализовать себя на работе, кого угнетает однообразие повседневного существования, в свободное время стремится восстановить баланс между напряжением и рекреацией в любимом занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой. Занятия-хобби позволяют разным людям сохранять чувство самоидентичности, ощущать состояние творческого подъема, самореализации.[28]

Цели и мотивы человека, обращающегося к тем или иным досуговым занятиям, как правило, формируются на основе привычек, склонностей характера, жизненного опыта. Вместе с тем человек стремится на досуге познакомиться с чем-то любопытным, узнать что-то для себя новое. Он способен ошибаться, оценивая те или иные досуговые занятия и свое отношение к ним, ведь он судит об этом субъективно. Поэтому организаторы досуга не должны переоценивать его мотивацию относительно того или иного занятия. Но нельзя и недооценивать ее. Только сам человек может выступать экспертом своего досуга.[29]

2. Социально-культурная деятельность домов

культуры

2.1.Формы деятельности домов культуры.

Дом культуры (Дворец культуры) — клубное учреждение,

центр культурно-массовой и просветительской работы.

Среди форм деятельности КДУ развивалась лекционная работа (лекции по вопросам экономики, политики, искусства, морали, науки и др.). с конца 50-х появилась новая форма работы – «тематический вечер» — вечера-встречи, вечера-митинги, вечера боевой и трудовой славы, вечера-чествования. Получили распространение «устные журналы», «световые газеты», «воскресные чтения». В клубах проводились «дни техники», «недели технического прогресса».[30]

Новым явлением стало развитие любительского движения (клубы любителей поэзии, музыки, литературы, кино, радио, фотографии, природы, туризма и др.) Под влиянием клубных программ КВН появилась одноименная передача на ТВ. По прошествии Всемирного фестиваля молодежи и студентов открывались «клубы любознательных», «клубы интересных встреч» для молодежи, а позднее – клубы с широкой познавательной программой («Глобус», «Кругозор»). К работе любительских объединений привлекались учащиеся школ. Появились первые студенческие театры с оригинальными режиссерскими решениями.[31]

С середины 50-х получили распространение агитбригады. На рубеже 50-60-х годов появились первые КСП, эстрадные коллективы, оркестры народных инструментов, спортивно-художественные кружки (акробатические, худож. гимнастики). В 60-е годы появились ансамбли бального танца, ВИА, эстрадно-цирковые ансамбли. Расширились масштабы изобразительного и декоративно-прикладного искусства (больше самобытности и связи с фольклором).[32]

Активизировалась работа КДУ по проведению массовых праздников и дней, посвященных профессиям (День шахтера, День строителя и т.п.). Продолжалась традиция праздников, связанных с этапами трудовой деятельности (праздник весны, праздник урожая). Появились праздники, отражающие поворотные события в жизни человека (День совершеннолетия, вручение паспорта, посвящение в рабочие или студенты). Увеличился контингент, посещающий, театры, библиотеки, кинотеатры.[33]

С 50-х годов с ростом туристского движения музеи расширили свои формы культ.-массовой работы – появились «Дни открытых дверей», передвижные выставки и лектории. Возродились народные университеты, появились университеты повышения квалификации, Профессиональные творческие коллективы участвовали по договору в выездных концертах.[34]

Большую роли в организации КДД играли профсоюзные, комсомольские организации, органы общественного самоуправления (советы, комиссии, комитеты). На многих предприятиях после работы проводились лекции, экскурсии, коллективные выходы в театр или кино, устраивались концерты и вечера отдыха. При предприятиях действовали спортивные секции и клубы здоровья, кружки художественной самодеятельности.[35]

Развивалась работа по месту жительства, особенно в городах. При домоуправлениях действовали красные уголки, в которых можно было услышать лекцию, послушать концерт художественной самодеятельности. С середины 50-х с развитием массового жилищного строительства домоуправления выделяли отдельные помещения под культурные мероприятия, занятия спортом, общественные библиотеки. Для зрелищных мероприятий использовались площадки у дома. Для детей во дворах создавались детские клубы, кружки художественной самодеятельности, «детские комнаты». Организацию КДД брали на себя женсоветы или домовые комитеты при содействии КДУ.

В 70-80-е годы, несмотря на возрастающую тенденцию к «одомашниванию» досуга (во многом через телевизор, да и художественное творчество стало обретать характер «хобби», проявляясь в кругу родных и друзей), широкое развитие получила неорганизованная самодеятельность, особенно в молодежной среде. Появились уличные подростково-молодежные компании, молодежные вечеринки, подпольные рок-группы (российский андеграунд). Набирали силу молодежные неформальные объединения: хиппи, панки, рокеры, брейкеры, фанаты и др.[36]

Интенсивно развивается туризм. Это связано с увеличением количества транспортных средств, находящихся во владении граждан. Параллельно огромную популярность приобретают барды и КСП. Туристические походы и экскурсии приобретают все большую значимость как формы семейного досуга.[37]

Появились новые общественно-организованные формы культурной деятельности – фонды и центры молодежной инициативы, молодежные культурные центры в крупных городах (учредители – местные молодежные организации), впоследствии они были реорганизованы в Молодежные центры досуга.[38]

С середины 70-х начало развиваться самодеятельное фольклорное движение в городах и сельской местности (фольклорные ансамбли, любительские фольклорные объединения).[39]

Продолжает формироваться в районах сеть КДУ, в том числе передвижных. На селе начали создаваться централизованные клубные системы (ЦКС), в которых сельские Дома культуры наделялись руководящими функциями по отношению к клубам и красным уголкам на территории сельсоветов, хозяйств.[40]

С 1975 года в селах возникают культурные комплексы (КК), объединявшие на добровольной основе культурно-воспитательные, образовательные, спортивные, оздоровительные и иногда бытовые учреждения. Они именовались сельскими или городскими социально-культурными, социально-педагогическими, культурно-бытовыми, культурно-спортивными комплексами. Их смысл состоял в совместной организации КДД, исключении дублирования культурных акций, установлении тесных контактов между работниками сферы досуга. Одновременно происходила централизация библиотек – в масштабе района, области или края создавались централизованные системы с единым книжным фондом, справочно-библиографическим материалом и штатом работников. С 1974 года начался процесс централизации музеев (музейные объединения).[41]

Структурные изменения в системе КДУ привели к оживлению КДД, увеличению объема проводимых мероприятий, росту числа любительских объединений. Но отсутствие кадров и нехватка транспорта, предусмотренного для нормального функционирования клубных систем, снизили эффективность их работы. Централизация библиотек привела к неравномерному распределению книжного фонда, сосредоточению большей и лучшей части в центральных городах. Сельские поселения в области культуры значительно отставали от города. Лишены культурной базы были микрорайоны больших городов. К 80-м годам в культурно-досуговой сфере наступил кризис, связано это было с сосредоточением очагов культуры в больших городах и обделенностью культурой периферии. Клубные, библиотечные и музейные объединения отличала текучесть кадров. Из-за плохих условий проживания не хватало специалистов в сфере досуга на селе. Снизился уровень зарплаты работников культуры. К 90-м годам уменьшилось количество бесплатных мероприятий.[42]

2.2.Направления домов культуры

1)массовая работа — встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение литературных гостиных, участие в олимпиадах, участие в научно-практических конференциях, районных и городских мероприятиях.

2)культурно-художественная работа разработка и проведение мероприятий с выездом на места (по месту размещения), посвященные государственным праздникам и знаменательным событиям (День призывника, День Российского Флага, День Победы, День Конституции, дни видов и родов войск), в том числе фестивалей и конкурсов на региональном и муниципальном уровне.

3)кружки, секции это способ организации досуга. Подразделения в составе учреждения.

4)методическая работа система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов. Ее основа — достижения педагогическойнауки, передовой педагогический опыт и анализ происходящих педагогических процессов.

5)шефская работа — осуществляет помощь культурно-просветительским учреждениям в проведении торжественных мероприятий посвященных памятным датам, содействует в организации лекций, консультаций, учебно-методических семинаров, теоретических и практических конференций.

2.3.Сравнительная характеристика домов культуры

Так как объектом моего исследования являются дома культуры, я решила побеседовать с работниками Городского дома культуры, Городского Детского Дома Культуры «Родник» и Дворца Культуры им.Ю. А. Гагарина г. Сергиева Посада, а затем провести анализ и выявить проблемы, которые нужно срочно искоренить.

Городской дом культуры

Дом культуры – центр досуга с большим диапазоном форм работы, направленных на развитие духовности и общей культуры населения.

В настоящее время сложилась целая программа давно полюбившихся горожанам мероприятий. Это – народные гуляния, концерты, фестивали, акции, марафоны, ярмарки, вернисажи, праздничные и юбилейные вечера города, школ, творческие вечера, вечера отдыха для различных групп населения, детские игровые программы, творческие встречи с коллективами, шоу-программы, интеллектуальные игры, вечера-посиделки, литературно-музыкальные и поэтические вечера, занятия в любительских клубах и объединениях и др.

Каждый праз дник имеет свою особенность, свой масштаб, свой повод для проведения. Новый год, молодежные балы, юморины, дни 8 Марта, защиты детей, пожилых людей, профессиональные праздники. Помимо праздников в честь знаменательных дат из истории страны: Дня Победы, Дня защитника Отечества, Освобождения Гатчины от немецко-фашистских захватчиков, Дня независимости России, Дня славянской культуры и др., проводятся праздники в честь писателей, поэтов, авторов-исполнителей. В практику прочно вошли, оказались востребованными, календарные народные праздники. Много появилось праздников нетрадиционных, удивительных своей неповторимостью. В эти современные праздники вводятся элементы традиционных, они привлекательны и для детей и для взрослых возможностью отдохнуть всей семьей, проявить себя в конкурсе, поучаствовать в народных, часто забытых играх, соревнованиях.

На базе Дома культуры проводятся Областные и Международные праздники и фестивали.

Славится Дом культуры своим творческим потенциалом. Десять коллективов художественной самодеятельности носят высокое звание «Народный». В Доме культуры работают цирк «Гротеск», фольклорный ансамбль «Коляды», Театр-студия «За углом». Всегда рады видеть Вас в своем составе: ИЗОстудия, класс сольного пения, ансамбль гусляров, ансамбль песни и танца, кукольный театр, хор русской песни, хореографические и бальные коллективы, Маленький театр больших кукол, радиотехнический кружок, литературное объединение, клубы по интересам: «Родничок», для женщин, аранжировки цветов «Бегония», литературно-музыкальный «Мелодия», «Ветеран» и др.

Городской Детский Дом Культуры «Родник».

Городской Детский Дом Культуры «Родник»- 1-е в городе,2-е в Московской области досуговое учреждение для детей и подростков, ведет свою историю с 1984 года. В полном объеме реализует культурно — досуговые программы: кружки, клубы по интересам, лектории, музыкальный и литературный салоны, группа раннего эстетического развития, концерты, выставки, развлекательно-игровые программы. Средняя посещаемость — 300 детей в день от 3-х лет и старше.

Талантливые педагоги находятся в постоянном поиске новых форм и методов работы, отвечающих современности, способных увлечь детей сегодня.

Организация открытых конкурсов чтецов и детского рисунка, конкурса по спортивному бальному танцу, шахматных турниров.

Коллективы художественной самодеятельности неоднократно становились дипломантами и лауреатами различных конкурсов и смотров.
Благотворительная деятельность- одно из важнейших направлений нашей работы: концерты и спектакли, игровые программы показываются во всех детских домах, приютах и интернатах города и района в течени всего года.
Проведение и организация детских праздников: необычный день рождения, праздник класса, театрализованное кукольное представление, новогодние утренники, детская дискотека, занимательные игры и конкурсы, концерты.

Шахматный клуб — центр детских шахматных секций города и района успешно выступает в соревнованиях и турнирах различного уровня.

В настоящее время в ГДДК «Родник» работает 62 человека, из них 40 – это творческие работники, которые непосредственно работают с детьми. Многие воспитанники свои увлечения сделали профессией.
В ГДДК трудятся 4 династии педагогов. В каждом кабинете занимаются по 3 – 4 коллектива. Возраст детей от 3-х лет и старше. Более половины воспитанников – это дети из многодетных, неполных и малообеспеченных семей. Всего занимается около 1000 детей.
Из 52 клубных объединений – 42 коллектива самодеятельного творчества: народная и классическая хореографии, бальные и спортивные танцы, изостудия и студия декоративно — прикладного творчества, театр кукол, ансамбль русской песни, вокальный, вокально-инструментальный, обучение английскому языку, клуб авторской песни, шахматный клуб, школа раннего эстетического развития.
Работают лектории и клубы по интересам. Дом культуры поддерживает связь, дружит и работает со многими другими учреждениями города и района, такими как: Сергиево-Посадский историко-художественный музей заповедник, Троице-Сергиевская Лавра, Городской совет ветеранов, Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. М.В.Васнецова, Сергиево-Посадское отделение Союза Художников, Управление внутренних дел, литературное объединение «Свиток», библиотеки, Дома культуры, школы.

Дворец Культуры им.Ю. А. Гагарина

Дворец Культуры им. Ю.А. Гагарина ведет отсчет своего творческого пути с 1954 года и является центром культурной жизни города Сергиев Посад. Здесь стало нормой проведение Всероссийских конкурсов и фестивалей, форумов народного самодеятельного творчества, выставок художников и концертов классической музыки с участием лучших творческих сил России.

Здание Дворца с любовью и гордостью возводилось руками горожан, и теперь это красивейший памятник архитектуры федерального значения. Нет в районе человека, который бы здесь не побывал: за 50 с лишним лет в ДК прошло огромное количество мероприятий, которые охватывали самые разные сферы труда.

Значительный вклад в организацию и проведение празднования всех массовых мероприятий вносит коллектив профессиональных сотрудников Дворца культуры им. Ю.А. Гагарина. Хоры академические и народные, фольклорные коллективы, народный театр, хореографические коллективы, студия бальных танцев, детская музыкально-хоровая студия- коллектива Дворца, которые известны н только на родной земле, но и за пределами России.

Дворец культуры является центральной концертной площадкой нашего города. Прекрасный зал на 850 человек, удобные комфортные кресла, современная световая и звуковая аппаратура позволяет проводить здесь самые значимые мероприятия. Афиша Дворца культуры насыщена сообщениями о гастролях столичных артистов, Трудно, пожалуй, назвать такого исполнителя или творческий коллектив, которые не выступали бы в стенах нашего замечательного учреждения.

Многие предприятия, отрасли города и района отмечают здесь значительные вехи своего пути, и всегда такие встречи становятся настоящим праздником для души. Также на сцене Дворца культуры проходят все торжественные вечера, посвященные государственным и профессиональным праздникам. День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, День медика, День учителя, День работников агропромышленного комплекса, День милиции ставшие уже традиционными в нашем городе.

Несмотря на «кипучую» творческую жизнь во Дворце (хоры и солисты участники практически всех мероприятий и праздников), хоры студии ежегодно значительно расширяют свой репертуар, охватывая все музыкальные пласты от духовной и классической до эстрадной музыки. Театральный коллектив Дворца – один из старейших и заслуженных коллективов города. Репертуар многообразен: от русской и зарубежной классики до пьес и миниатюр современных авторов. Не забыта и детская аудитория — детские спектакли и сказки радуют юных зрителей каждые каникулы. И не только во Дворце – театр желанный гость в домах культуры, школах, детских садах нашего района.

Главной задачей работы Дворца культуры им. Ю.А. Гагарина было и остается организация досуга всех слоев населения моего города и района, развитие самодеятельного народного творчества, эстетического и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Меня ничуть не удивило, что сотрудники всех трёх вышеперечисленных культурно — досуговых учреждений, так много рассказали мне о положительных сторонах заведений. Ведь, как правило, все хотят работать в успешной организации и стараются выставить её в лучшем свете. Но некоторые всё — таки поделились со мной «Обратной стороной медали».

Проблемы:

1. Отсутствие финансирования (из областного и городского бюджета)

2. В муниципальных учреждениях — в среднем из 5 работников культмассовой деятельности приходится 2 человека, имеющее профильное средне — специальное образование, 1 человек высшее, не зависимо от профиля и 2 человека имеют полное среднее образование (отсюда вытекает: неумение организовать хорошее масштабное мероприятие, отсутствие навыков привлечения аудитории, низкий уровень посещаемости культурно-массовых мероприятий)

3. Во всех Домах культуры еще присутствуют любительские творческие коллективы и клубы по интересам

Заключение

Как отрасль социально-культурная деятельность обладает всеми необходимыми характеристиками, присущими любой самостоятельной специализации, имеющей объекты и предметы изучения (в данном случае это Дома культуры и их культурно-массовая работа). В отличие от других направлений таких наук, как культурология, искусствоведение и этнология социально-культурная деятельность представляет собой широкую область современного педагогического знания, имеющую непосредственный выход на такие фундаментальные понятия, как культура, социальная педагогика, социализация, социальное воспитание, социальная среда, социум и др.

Досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества. В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется как синоним свободного времени, а свободное время, является одним из важных средств формирования личности, а также непосредственно влияет и на производственно-трудовую сферу деятельности.

Многим специалистам социо — культурного профиля, выступающих в качестве организаторов социально-культурной деятельности, координаторов отраслевых, федеральных, региональных и местных программ предстоит участвовать в дальнейшем возрождении и развитии культуры и искусства России.

Исследуя и анализируя социально – культурную деятельность учреждений культуры я пришла к выводу, что от уровня квалификации руководителей и специалистов культурно — досуговой деятельности, а также от прилагаемых ими усилий во многом зависит социально – культурная жизнь общества. Не нужно бояться экспериментировать, должно проходить постоянное совершенствование нетрадиционных методов проведения мероприятий и привлечения на них соответствующей аудитории.

Деятельность культурно — досугового учреждения, состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду как можно более разнообразный выбор занятий, а сколько в том, чтобы через то дело, которым человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно и глубоко развивало различные стороны его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства.

Список литературы

1. Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. Теория. Методология. Практика / НИИ культуры. — М.,1986.

2. Новаторов В.Е. Педагогическая деятельность в творческом коллективе: учеб. пособие. — М.: изд. «Советская Россия»,1987.

3. Ерошенков И.Н., Зайченко А.И., КоролевА.М. Культурно — воспитательная работа: учеб. пособие. — М.: ПРОФИЗДАТ, 1988.

4. Новотный Н., Фишер Р.Экономика культуры. — М., 1989.

5. Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников. «Социально-культурная деятельность» Московский государственный университет культуры и искусств, 2001.

6. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Педагогическое общество России, 2002. -268с.

7. Соколовский Ю.Е., Коллектив художественного любительства: методическое пособие для работников культуры.- М.: изд. «Просвещение»- 3 изд.2002.

8. Филатов Ф.Р. Общая психология./ Ф.Р. Филатов — Ростов-на-Дону. Феникс, 2003-448с., с.56-59).

9. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. — 3-е изд. испр. и доп. — М.: МГУКИ, 2003.


[1] Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. — 3-е изд. испр. и доп. — М.: МГУКИ, 2003. с.227

[2] Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. — 3-е изд. испр. и доп. — М.: МГУКИ, 2003. с.198

[3] Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников. «Социально-культурная деятельность» Московский государственный университет культуры и искусств, 2001. с.88

[4] Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников. «Социально-культурная деятельность» Московский государственный университет культуры и искусств, 2001. с.94

[5] Новаторов В.Е. Педагогическая деятельность в творческом коллективе: учеб. пособие. — М.: изд. «Советская Россия»,1987. с.34

[6] Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Педагогическое общество России, 2002. с.268

[7] Соколовский Ю.Е., Коллектив художественного любительства: методическое пособие для работников культуры.- М.: изд. «Просвещение»- 3 изд.2002. с.11

[8] Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Педагогическое общество России, 2002. с.269

[9] Новаторов В.Е. Педагогическая деятельность в творческом коллективе: учеб. пособие. — М.: изд. «Советская Россия»,1987.с.300

[10] 1. Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. Теория. Методология. Практика / НИИ культуры. — М.,1986. с.101

[11] Филатов Ф.Р. Общая психология./ Ф.Р. Филатов — Ростов-на-Дону. Феникс, 2003-448с., с.56-57

[12] www.femida.info/51/ozrfok001.htm

[13] 1. Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. Теория. Методология. Практика / НИИ культуры. — М.,1986.с.54

[14] 3. ЕрошенковИ.Н., Зайченко А.И., КоролевА.М. Культурно — воспитательная работа: учеб. пособие. — М.: ПРОФИЗДАТ, 1988. с.74

[15] Новаторов В.Е. Педагогическая деятельность в творческом коллективе: учеб. пособие. — М.: изд. «Советская Россия»,1987.с.37

[16] 3. ЕрошенковИ.Н., Зайченко А.И., КоролевА.М. Культурно — воспитательная работа: учеб. пособие. — М.: ПРОФИЗДАТ, 1988. с.103

[17] Филатов Ф.Р. Общая психология./ Ф.Р. Филатов — Ростов-на-Дону. Феникс, 2003-448с., с83.

[18] Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Педагогическое общество России, 2002. с.260.

[19] Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Педагогическое общество России, 2002. с.259.

[20] Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников. «Социально-культурная деятельность» Московский государственный университет культуры и искусств, 2001. с.70

[21] Соколовский Ю.Е., Коллектив художественного любительства: методическое пособие для работников культуры.- М.: изд. «Просвещение»- 3 изд.2002.

[22] Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. Теория. Методология. Практика / НИИ культуры. — М.,1986. с.201

[23] 5. Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников. «Социально-культурная деятельность» Московский государственный университет культуры и искусств, 2001.

[24] Новотный Н., Фишер Р.Экономика культуры. — М., 1989. с.10

[25] Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников. «Социально-культурная деятельность» Московский государственный университет культуры и искусств, 2001.с.88

[26] Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Педагогическое общество России, 2002. -268с.

[27] Соколовский Ю.Е., Коллектив художественного любительства: методическое пособие для работников культуры.- М.: изд. «Просвещение»- 3 изд.2002. с.64

[28] Новотный Н., Фишер Р.Экономика культуры. — М., 1989 с.123

[29] 5. Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников. «Социально-культурная деятельность» Московский государственный университет культуры и искусств, 2001.с.96

[30] Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. — 3-е изд. испр. и доп. — М.: МГУКИ, 2003.с.38

[31] ЕрошенковИ.Н., Зайченко А.И., КоролевА.М. Культурно — воспитательная работа: учеб. пособие. — М.: ПРОФИЗДАТ, 1988. с.69

[32] Новотный Н., Фишер Р.Экономика культуры. — М., 1989 с.74

[33] Соколовский Ю.Е., Коллектив художественного любительства: методическое пособие для работников культуры.- М.: изд. «Просвещение»- 3 изд.2002. с.18

[34] Новотный Н., Фишер Р.Экономика культуры. — М., 1989 с.148

[35] ЕрошенковИ.Н., Зайченко А.И., КоролевА.М. Культурно — воспитательная работа: учеб. пособие. — М.: ПРОФИЗДАТ, 1988. с.73

[36] Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. — 3-е изд. испр. и доп. — М.: МГУКИ, 2003. с.60

[37] ЕрошенковИ.Н., Зайченко А.И., КоролевА.М. Культурно — воспитательная работа: учеб. пособие. — М.: ПРОФИЗДАТ, 1988.с61

[38] Новаторов В.Е. Педагогическая деятельность в творческом коллективе: учеб. пособие. — М.: изд. «Советская Россия»,1987.с.73

[39] Новотный Н., Фишер Р.Экономика культуры. — М., 1989 с.69

[40] Соколовский Ю.Е., Коллектив художественного любительства: методическое пособие для работников культуры.- М.: изд. «Просвещение»- 3 изд.2002. с.21

[41] ЕрошенковИ.Н., Зайченко А.И., КоролевА.М. Культурно — воспитательная работа: учеб. пособие. — М.: ПРОФИЗДАТ, 1988. с.55

[42] Соколовский Ю.Е., Коллектив художественного любительства: методическое пособие для работников культуры.- М.: изд. «Просвещение»- 3 изд.2002. с.26

еще рефераты
Еще работы по культуре и искусству