Лекция: Ввод, вывод
Ввод информации с экрана можно выполнить с помощью “команды”
cin>>элемент1>>элемент2>>…>>элементN;.
В качестве элемента может быть переменная, но не выражение и не константа. Как и в других системах программирования, при выполнении этого оператора программа останавливается и ждёт ввода необходимого количества данных, которые набираются по правилам записи констант. Перед cin желательно с помощью coutвыводить необходимую подсказку, т. е. текст.
Для вывода информации на экран можно использовать следующую “команду”: cout<<элемент1<<элемент2<<…<<элементN;. Здесь в качестве элемента может быть:
· переменная одного из указанных выше типов, например, cout<<r;
· строковая константа, то есть текст, который, как и в других операторах, должен записываться, в отличие от Pascal, в двойных кавычках. В тексте можно использовать так называемые управляющие символы, признаком которых является обратная наклонная черта. Один из них, ‘\n’, означает, что информация, выводимая после него, будет размещаться с новой строки экрана. Этот символ может располагаться не только в начале строковой константы, но и в любом её месте, в том числе и в конце. Строковая константа может содержать только этот единственный символ (см. далее примеры);
· ключевое слово endl (манипулятор вывода). Это второй способ перехода на новую строку. После него информация будет выводиться с начала следующей строки;
· числовая константа. При изучении некоторых элементов языка с использованием компьютера можно, например, написать cout<<5; В реальных программах это используется редко;
· выражение, записанное в круглых скобках, например, cout<<(a+b);
Рассмотрим следующий фрагмент программы: int a=2, b=5;
/* Объявили две целочисленные переменные и проинициализировали их, то есть задали начальные значения */
cout<<”\n Сумма ”<<(a+b)<< ”\n Произведение “<<(a*b); // или
cout<<endl<<” Сумма ”<<(a+b) <<endl<<” Произведение “<<(a*b);
В результате с начала строки будет выведено Сумма7, а с начала следующей строки — Произведение10. Второй раз cout выведет это же. Заметим, что запятая и точка после чисел не выводятся.
Замечания. 1)До изучения объектно–ориентированного программирования cout и cin будем называть “командами”, хотя это объекты стандартных классов, для которых перегружены операции “<<” и “>>”.
2) Для вывода можно использовать также функции printf и cprintf, а для ввода — функцию scanf. Ввиду их сложности они рассматриваются позже.