Лекция: Тема: Основы алгоритмизации.

Лекция № 1

 

Цель: Иметь представление об алгоритме программы, формальном исполнении алгоритмов. Научить графическому способу составления алгоритмов (язык блок-схем).

 

План:

1.1 Алгоритм. Свойства алгоритма.

1.2 Алгоритмическая конструкция ветвления.

1.3 Алгоритмическая конструкция цикла.

1.4 Этапы решения задач на ЭВМ

 

1.1 Алгоритм. Свойства алгоритма.

 

Слово алгоритм возникло от algorithm- латинской формы имени великого математика IX века аль- Хорезми, который сформулировал правила выполнения 4 арифметических действий над многозначными числами.

Алгоритм — это организованная последовательность действий, понятных для некоторого исполнителя, ведущая к решению поставленной задачи.

Алгоритм — это конечная последовательность однозначных предписаний, исполнение которых позволяет с помощью конечного числа шагов получить решение задачи, однозначно определяемое исходными данными.

Алгоритм может быть предназначен для выполнения его человеком или компьютером.

 

Свойства алгоритма:

1. Массовость — алгоритм должен быть применим для класса подобных задач.

2. Дискретность — алгоритм состоит из ряда шагов.

3. Определенность — каждый шаг алгоритма должен пониматься однозначно и не допускать произвола.

4. Результативность — алгоритм должен приводить к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

 

Виды алгоритма:

1. Линейный — алгоритм, в котором все предписания (шаги) выполняются так, как записаны, без изменения порядка следования, строго друг за другом.

2. Разветвляющийся — алгоритм, в котором выполнение того или иного действия (шага) зависит от выполнения или не выполнения какого-либо условия.

3. Циклический — алгоритм, в котором некоторая последовательность действий повторяется несколько раз.

4. Рекурсивный – алгоритм, организованный таким образом, что в процессе выполнения команд на каком-либо шаге он прямо или косвенно обращается сам к себе.

 

Каждый исполнитель алгоритма имеет свою систему команд (набор действий) и свою среду, (набор объектов, над которыми совершаются действия), в которой, и только в ней, он работает.

 

Пример: Исполнитель чертежник имеет свою систему команд: вперед (1 см), направо 90 градусов (по часовой стрелке) и свою среду — чертежную доску. Результатом исполнения следующего алгоритма будет рисунок.

 
 

 

 


Вперед (1 см), направо 900, вперед (1 см),

налево 900, вперед (1 см), налево 90,

вперед (1 см).

 

Способы записи алгоритма:

1. Словесно-формульное описание (на естественном языке с использованием математических формул).

2. Графическое описание в виде блок-схемы (набор связанных между собой геометрических фигур).

3. Описание на каком-либо языке программирования (программа).

 

Программа — это набор машинных команд, который следует выполнить компьютеру для реализации того или иного алгоритма.

Программа — это форма представления алгоритма для исполнения его машиной.

Фигуры, используемые в блок-схемах.

Название Символ (рисунок) Выполняемая функция (пояснение)
1. Блок вычислений Выполняет вычислительное действие или группу действий
2. Логический блок Выбор направления выполнения алгоритма в зависимости от условия
3. Блоки ввода/вывода Ввод или вывод данных вне зависимости от физического носителя
Вывод данных на печатающее устройство
4.Начало/конец (вход/выход) Начало или конец программы, вход или выход в подпрограмму
5.Предопределенный процесс Вычисления по стандартной или пользовательской подпрограмме
6. Блок модификации Выполнение действий, изменяющих пункты алгоритма

 

еще рефераты
Еще работы по информатике