Лекция: ТВ как социокультурный феномен. Основные вехи истории ТВ в России.

Телевидение в России родилось в первой половине прошлого века. В 1930 году в лаборатории телевидения Всесоюзного электротехнического института в Москве была разработана механическая система для передачи изображений по радиоволнам. 29 апреля и 2 мая 1931 года лаборатория осуществила первые в СССР опытные передачи. Первые изображения были неподвижными — фотографии известных артистов и заслуженных деятелей страны.

1 октября 1931 года в центральных газетах появилось сообщение о том, что в Москве, впервые в СССР, начинаются регулярные передачи «движущихся изображений» /телевидения/ из Московского радиотехнического узла. Система была несовершенной, вещание велось раздельно — изображение передавалось на одних волнах, а звук — на других. «Товарищи радиозрители, — говорили дикторы, — начинаем передачи советского дальновидения...». Слово «телезритель» и понятие «телевидение» еще не вошли в обиход, в Москве насчитывалось всего 30 самодельных телевизоров. Зато передачи, транслируемые из столицы по радиоволнам, можно было принимать на пространстве всего Советского Союза и даже за рубежом.

Так началось десятилетие дискового телевидения. Дисковым оно называлось, поскольку «несущей конструкцией» служил диск, на поверхности которого располагались 30 отверстий размером 3 на 4. Отсюда и количество строк — 30, и размер экрана у первых телеприемников — 3 на 4 см. Смотреть самодельные телевизоры можно было только с линзами, наполненными водой для увеличения изображения.

В 1934 году появилось звуковое телевидение. На Никольской улице Москвы был построен новый телевизионный передатчик, подключенный к двум широковещательным радиостанциям. 24 октября газета «Правда» сообщила, что Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию приступает к регулярному — два раза в пятидневку — телевещанию.

15 ноября 1934 года вышла первая звуковая телепередача. Ровно в 24.00 народный артист СССР Иван Москвин прочел рассказ Чехова «Злоумышленник». Зрители узнавали знаменитого мхатовского актера лишь по голосу — рассмотреть лицо на экране можно было с трудом. Длилась передача 25 минут и имела огромный резонанс. Через несколько дней Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию принял решение о создании в своей структуре отдела телевидения.

Несмотря на посредственное качество изображения, телевидение приобрело огромную популярность — счастливые обладатели телевизоров собирались у экранов целыми семьями, звали соседей и друзей.

В конце 30-х годов телевидение стало электронным. В марте 1938 года на базе Шаболовской радиостанции был построен первый телецентр, регулярные передачи которого начались в 1939 году.

В годы Великой Отечественной войны телевизионное вещание было временно прекращено. Первая послевоенная передача из Московского телецентра на Шаболовке была проведена 7 мая 1945 года, а 15 декабря того же года телецентр первым в Европе начал регулярное вещание — дважды в неделю.

С 1948 года началось внестудийное вещание, которое значительно расширило возможности телевидения. Первая такая передача — трансляция футбольного матча — прошла в 1949 году. В этом же году начался первый массовый выпуск телевизора «КВН» с размером экрана с почтовую открытку и количеством строк 625.

В 1951 году на базе Московского телецентра была создана Центральная студия телевидения, появились первые редакции: литературно-драматического вещания, музыкального, передач для детей и т.д. Все программы шли в прямом эфире, запись и монтаж появились позднее. Расширился формат вещания: помимо общественно-политических передач, фильмов, концертов, театральных постановок появились новые жанры — тележурналы, репортажи, телеочерки. На Шаболовку пришли работать журналисты — Юрий Фокин, Евгений Синицын, Дамир Белов, Валентин Зорин и др. Но главным «лицом» ТВ всегда были дикторы: Нина Кондратова, Валентина Леонтьева, Анна Шатилова, Игорь Кириллов, Виктор Балашов, Нонна Бодрова — заслужившие всенародную любовь и признание зрителей. Именно благодаря первым дикторам телевидение стало настоящим средством общения. Когда дикторы здоровались или прощались с телезрителями, те, не задумываясь, отвечали: «Здравствуйте» или «До свидания!». А кажущиеся сегодня примитивными первые программы советского телевидения до сих пор считаются специалистами и зрителями удивительно душевными.

Телевидение стремительно развивалось. С 1959 года в СССР начало действовать спутниковое телевидение — 7 октября с помощью межпланетной станции «Луна-3» на Землю впервые было передано изображение обратной стороны Луны. С 1 октября 1967 года в Москве начались регулярные передачи цветного телевидения. В том же году была создана спутниковая система распределения телевизионных программ на сеть наземных приемных станций «Орбита». В 1967-1970 годах введен в эксплуатацию Технический телевизионный центр «Останкино». При нем было создано творческое объединение «Экран», которое стало самой большой студией телефильмов в стране. 60-е годы стали временем рождения так называемого «авторского ТВ» — вместе с дикторами на экране появились ведущие или авторы программ. Огромной популярностью пользовались передачи «От всей души», «В мире животных», «Клуб кинопутешественников», «Эстафета новостей», «Голубой огонек», «КВН», «Спокойной ночи, малыши» и др.

В конце 80-х — начале 90-х годов на телевидении появились новые программы: телемосты США — Россия, «12-й этаж», видеоканал «Пятое колесо», возникли утренние и ночные программы, вновь выросло число прямых эфиров, сократившихся в 70-80-х гг. Началась реорганизация телевещания, появились первые коммерческие телеканалы, наметилось разделение телекомпаний на вещательные и производящие /ВИД, АТВ и др./, которые готовили программы для других телекомпаний. Постепенно ведущее место в телеэфире заняли новостные и общественно-политические программы.

В России телевидением охвачено 99 проц. населения, зарегистрированы и действуют 3200 телерадиокомпаний, из них 10 проц. — государственные, действуют свыше 140 телеканалов. К 2015 году, согласно ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 — 2015 годы», состоится повсеместный переход на цифровое вещание.

10. Механические и эстетические свойства нового СМИ.

 

11. Основы программирования на ТВ: принципы и методы.

Под термином «программирование» в России традиционно подразумевается планирование и размещение различных программ в эфирной сетке телеканала. При этом учитывается множество факторов, но на первый план среди них обычно выходят приоритеты, формируемые в соответствии с видом собственности, в которой находится канал-вещатель.

Так, сетка коммерческого канала выстраивается таким образом, чтобы собрать максимальное количество зрителей и увеличить доход от рекламы. Для государственных каналов приоритетным является освещение вопросов государственной жизни. В основном, это сказывается на содержании программ. Общественные же каналы в своей программной политике должны учитывать, прежде всего, принципы общественного блага и пользы.

Первый канал сегодня находится под сильным влиянием государства, однако это не мешает ему одновременно работать по законам коммерческого ТВ. Что же касается определения «общественный», которое присутствовало в названии «Первого канала» до 2002 г. (мы имеем в виду «Общественное российское телевидение» – ОРТ), то, как пишет автор книги «Масс-медиа второй республики» Иван Засурский, «общественный» в данном случае пустое слово, потому что ОРТ не имеет ничего общего с общественно-правовым телевидением в том смысле, в котором воспринимается эта концепция на ее родине, в Европе»1.

Вторым фактором, влияющим на программирование каналов, являются данные о популярности программ. Ориентиром здесь служат многочисленные маркетинговые исследования, а также годами сложившиеся традиции. Чаще всего программная сетка выстраивается исходя из деления суток на несколько временных блоков:

Традиционные временные блоки на ТВ / Структура «телевизионного дня»
Тайм слот Время Преобладающий пол аудитории Преобладающий возраст аудитории
Раннее утро 7:00 – 9:00 женщины + мужчины 8–45
Позднее утро 9:00 – 13:00 женщины 35–45
День 13:00 – 16:00 женщины 45+
Пред прайм-тайм 16:00 – 19:00 женщины 35+
Прайм-тайм 19:00 – 23:00 женщины + мужчины 8+
Пост-прайм 23:00 – 01:00 мужчины 25+
Поздняя ночь после 01:00 мужчины 25+

Источник: обобщенные данные TNS Gallup Media2

 

«Телевизионный день» такого типа наиболее характерен для каналов общего интереса, к каковым и относится «Первый». В целом же, понятие прайм-тайм не ограничено конкретным временным отрезком, поскольку, например, для женского канала, целевая аудитория которого женщины в возрасте от 25 до 45 лет, прайм-таймом является не вечернее, а именно дневное время.

Помимо часовых критериев, в программировании учитывается еще и третий фактор – дни недели. Существует 3 вида сетки: для будних дней (с понедельника по четверг, основной акцент – на прайм-тайм), для пятницы (кроме прайм-тайма становятся важны и пред-, и пост-прайм слоты) и для выходных дней (большое внимание уделяют также дневным часам и пред-прайм-тайму).

Только после того, как тематические и временные приоритеты расставлены, начинается непосредственно процесс программирования. Оно, в свою очередь, может строиться по линейному (горизонтальному) и нелинейному (вертикальному) принципу.

Во всем мире, а особенно в США, в прайм-тайм используют метод нелинейного программирования, когда один программный продукт идет только один раз в неделю. У такого подхода есть свое объяснение. Самыми привлекательными для рекламодателей зрителями являются активные люди, которые, как правило, не имеют возможности смотреть телевизор каждый день и отводят под это занятие лишь несколько часов в неделю. Потому у зарубежных вещателей так распространен гибкий формат еженедельных сериалов: он позволяет удержать интерес той аудитории, которая не может ежедневно выделять время для просмотра телевизора. Этот формат требует, чтобы внутри каждой серии был законченный сюжет3.

Для России более характерен метод линейного программирования, при котором один и тот же продукт ставится в эфир каждый день в одно и то же время. Например, ток-шоу «Малахов +» Первый канал показывает ежедневно с понедельника по пятницу в 09:204.

В основном, линейное программирование используется у нас в будние дни, когда выстраивается несколько слотов пред-, пост- и прайм-тайма. При этом то, что один и тот же сериал идет с понедельника по четверг, определяет их специфический формат в России: каждая серия здесь – лишь один из фрагментов общей истории со сквозными героями. Задача таких сериалов – продержать зрителя у экрана каждый будний день, оставив также сюжетный «крючок» на последний эфир недели.

Наконец, нельзя не отметить еще один фактор, который влияет на программирование, — экономия программных ресурсов. Вещатели разумно чередуют успешные передачи с весьма посредственными, то размещая сильную программу между двух слабых, то предваряя ей новый сериал. Такие технологии программирования позволяют телеканалам всего мира, в том числе и «Первому», избежать лишних расходов и в то же время не потерять лицо, сохранив максимально высокие рейтинги.

Сегодня у «Первого» наибольшее по сравнению с другими российскими телеканалами количество зрителей: в 2007 г. его доля составляла 21% (у «России», к примеру, лишь 17%)5. Это во многом сказывается на программной политике, поскольку передачи вещателя такого масштаба не могут носить узкий характер. Программная сетка «Первого канала» составлена так, чтобы охватить максимальное количество зрителей, а новые передачи часто перемещаются в эфире – до тех пор, пока на определенной позиции не найдут свою, разумеется многочисленную, аудиторию.

Основу программной политики «Первого канала» составляют развлекательные проекты, при этом около 40% эфира занимает кинопоказ (к нему относятся игровые и художественные фильмы, телесериалы, документальное и анимационное кино)6. Отметим, что в мировой практике именно кинопоказ считается наиболее популярным и рейтинговым видом вещания.

Несмотря на общую тенденцию российского телерынка к уменьшению объема программ импортного производства, на «Первом» в 2007 г. доля иностранного контента (прежде всего в кинопоказе) была достаточно велика. Это и громкие сериальные проекты (знаменитый «Остаться в живых» (Lost)), и документальные программы Би-Би-Си (ВВС). Увеличение доли документальных фильмов на телевидении – как отечественного, так и зарубежного производства – в целом, является характерной особенностью последних лет: если в 1996 г. на российские документальные фильмы приходилось всего 0,5% эфирного времени, то теперь эта цифра достигла 4% 7.

Перейдем теперь к программам новостного и общественно-политического характера. Поставить их на второе место после развлекательных нам позволили тенденции последних лет. Хотя россияне по-прежнему называют телевидение главным источником информации, специалисты все чаще отмечают, что это, скорее, ответ «по привычке». Исследования социологов свидетельствуют: российская аудитория сегодня политически индифферентна, поэтому основной функцией телевидения является вовсе не предоставление информации, как было во времена СССР, а развлечение публики8.

Это ведет к тому, что рейтинги программ общественного значения неумолимо снижаются. Если после запуска программа «Времена» с Владимиром Познером собирала огромную аудиторию, то затем ее рейтинговые показатели стали весьма посредственны. К примеру, в конце декабря 2007 г. финал фильма «Место встречи изменить нельзя» смотрело более 35% телевизионной аудитории с рейтингом 8%. А как только фильм закончился, к началу программы «Времена» Владимира Познера аудитория с «Первого» снизилась вдвое9.

Эта же тенденция напрямую затронула и программу Светланы Сорокиной «Основной инстинкт», которая так и не смогла найти свою аудиторию. Редким исключением из правила можно было бы считать проект «Судите сами», собирающего множество зрителей, однако, возможно, это было связано исключительно с удачным временем его выхода в эфир – сразу после программы «Время».

В отличие от общественно значимых программ, новостные выпуски и сегодня популярны у российского зрителя. В то же время некоторые каналы, стараясь обойти конкурентов и собрать большую аудиторию, переводят свои информационные выпуски в весьма привлекательный для публики формат – инфотейнмент (новости плюс информация развлекательного характера; кроме того, для таких программ характерна иная, более ненавязчивая, форма подачи материала). Однако позиции «Первого канала» в этом контексте не слишком сильны: проводить эксперименты с новостями на крупнейшем канале страны не представляется возможным. В результате «Первый» пытается внести разнообразие в свои новостные программы за счет того, что ставит более молодых ведущих на выпуски новостей дневного эфира, а также размещает в своей программной сетке продукт нового типа – новости без политики («Другие новости»), включающие много практических советов. Что же касается непосредственно программы «Время», то она сохраняет весьма консервативный характер, и это не мешает ей иметь стабильные рейтинги в течение многих лет (по данным на 28 февраля 2008 г. рейтинг составлял 10.3%, доля аудитории – 23,7%10). Более того, 57% россиян считает именно «Время» наиболее объективной новостной программой, правдиво отражающей события в стране и за рубежом11.

Сильны позиции «Первого канала» в области формата ток-шоу. Доля зрительской аудитории передачи «Малахов +» неоднократно достигала 40%, а ее рейтинги всегда держались на высоком уровне. Неплохие показатели и у шоу «Пусть говорят». Специалисты связывают успех этих двух программ, с тем, что ведущие – Геннадий Малахов и Андрей Малахов, соответственно, – не дистанцируются от зрителя, который в настоящий момент испытывает сильную потребность в лично ориентированных программах. Кстати, именно поэтому в свое время не прижилось на «Первом» ток-шоу «Доктор Курпатов». Его появление в эфире объяснялось желанием руководства канала попробовать нечто принципиально новое: поставить на роль ведущего человека «холодного» и таким образом притянуть к себе новых поклонников. Однако эксперимент не удался – передача оказалась непопулярна.

Зато реалити-шоу практически всегда успешны в нашей стране. Наиболее удачными проектами «Первого канала» в этом жанре можно считать высокобюджетные передачи «Последний герой», «Фабрика звезд», «Звезды на льду» и др. В ряде случае они отличались очень высоким качеством: например, программа «Последний герой-2» (российский вариант «Выживший» (Survivor) производства компании ВИД), значительно превзошла оригинал и другие национальные версии.

Не слишком привлекательным для России в настоящее время является игровой формат: наиболее успешные программы этого жанра начинают моментально «клонировать» продукты других каналов, и рейтинги оригинала быстро падают. Именно такая ситуация произошла с основной игрой «Первого» «Кто хочет стать миллионером?», которая поначалу шла у зрителя «на ура», а затем популярность сохраняли лишь те выпуски, где участвовали знаменитости. Высокие рейтинги, правда, продолжают показывать старые отечественные программы – «Что? Где? Когда?» и КВН.

«Умирающим» жанром в настоящее время можно считать юморины – самый долгоиграющий продукт нового тысячелетия. «Кривое зеркало», «Смешные люди» и т.д. В 2000–2005 гг. на телевидение наблюдался настоящий бум таких программ, и им удавалось собирать гигантские аудитории на всех каналах без исключения. «Первый канал» предпринял попытку перевести это направление в другое русло и сделал ставку на юмористическую программу «Комеди Клаб» (Comedy Club), который уже шел в эфире ТНТ. Таким образом «Первый» планировал привлечь к себе более молодых зрителей. Однако федеральные масштабы канала обязывали несколько скорректировать эту программу, и результаты оказались плачевны: на «Первом канале» «Комеди Клаб» такого успеха, как на ТНТ, не имел.

Сегодня привлекать молодую аудиторию «Первому» удается за счет демонстрации сериалов отечественного производства: они пользуются в нашей стране огромным успехом (особенно те, в основе которых лежат американские и бразильские сценарии, адоптированные к нашей действительности). В 2007 г. «Первый канал» выступил с громким проектом «Татьянин день», надеясь, что он будет так же популярен у молодого зрителя, как «Не родись красивой» телеканала СТС. И не ошибся: с первых дней эфира сериал постоянно попадал в десятку лучших программ недели, а начиная с мая 2007 г. «Татьянин день» был признан самым рейтинговым проектом. Средняя доля сериала (более 30%) превышала среднюю долю канала за весь день в среднем на 10 пунктов12.

В эфире «Первого канала» появляются передачи совершенно различных жанров, отвечающие предпочтениям массового зрителя. Весьма удачная программная политика позволила ему сформировать чуть более молодую аудиторию по сравнению с главным соперником – телеканалом «Россия»: в аудитории «Первого» превалируют зрители 40–55 лет, на «России» более 30% зрителей в возрасте 55 и старше13. На рынке рекламы этот фактор является серьезным конкурентным преимуществом «Первого канала».

12. Специфика телеинформации. Выразительные средства ТВ

Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации. Во-первых, эта специфика заключается в способности электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. С появлением спутникового телевидения последнее ограничение отпало, еще более усилив позиции ТВ. Во-вторых, специфика ТВ (в отличие от радио) в его экранности, то есть, в передаче информации посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Именно экранность обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, а значит и их доступность для самой широкой аудитории. В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной (словесной) и невербальной, зрительной. Звукозрительный характер телевизионной коммуникации усиливается персонификацией информации, телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. Персонификация телеинформации уже давно утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее родов. В третьих, телевидение способно сообщить в звукозрительной форме о действии в момент его свершения. Одновременность события и его отображения на телевизионном экране (симультантность) является едва ли не самым уникальным свойством телевидения.

Симультантностьприсутствует в телевизионных передачах не постоянно, однако, имеет большое значение для психологии зрительского восприятия, как бы напоминая о достоверности действия, происходящего на экране. Симультантность, создающая эффект присутствия зрителя на месте событий, придает, как уже отмечалось выше, телевизионному сообщению особую достоверность, документальность, реалистичность, что обеспечивает исключительность в решении информационных задач телевидением как одной из разновидностей СМИ. Именно от этих специфических свойств телевидения зависят, в свою очередь, многие функциональные, структурные, выразительные, эстетические особенности и возможности телевидения, занявшего по мере развития и совершенствования своей технической базы особое место в системе средств массовой коммуникации. Наличие возможностей определяет и те функции, которые выполняет телевидение в современном мире.

13. Региональное телевещание и его особенности.

среди участников регионального телевизионного рынка представлены самые разные уровни и модели организации телевизионного бизнеса. Начиная от структур, осуществляющих ретрансляцию федеральных каналов «Первый канал», канал «Россия» и продажи на них рекламных ресурсов через местные рекламные и медиа агентства, и заканчивая медиа предприятиями республиканско-федерального масштаба, такими как телекомпания «Новый век», находящейся в стадии становления и формирования собственной сети. При этом распределение зрительской аудитории по телевизионным каналам республиканского медиа рынка можно охарактеризовать как неравномерное. Доминирующими являются федеральные телеканалы «Первый канал» и телеканал «Россия». Значительно меньшие доли имеют «ТНВ» (Телеканал Новый Век), «НТВ», «СТС», что связано как с техническими ограничениями в распространении сигнала по территории РТ, так и с общероссийскими характеристиками распределения долей федеральных телеканалов и сетей [4]. При этом можно наблюдать тесную взаимосвязь данного распределения с распределением долей аудитории на общефедеральном уровне [5], рис.1а. В частности сохраняют лидирующие позиции общефедеральные каналы «Первый канал» и «Россия», за ними следуют «НТВ» и федеральные сети «СТС» и «ТНТ». Необходимо отметить, что единственным телеканалом, в перспективе составляющим конкуренцию федеральным сетям на республиканском и региональном уровне является телеканал «Новый Век», что на сегодняшний день главным образом связано с техническими условиями распространения сигнала на территории РТ и значительным объемом собственного эфирного вещания.


Рис.1. Доли аудитории эфирных телеканалов а) России, б) г.Казани, по данным TNS Gallup Media и Comcon Media, 2003-2004гг.

Существенно отличается от республиканского и федерального распределения аудитории структура телевизионного рынка в г.Казани, рис.1б, доля которого в общереспубликанском объеме медиа рынка РТ достигает 70 — 80%. Согласно результатам исследования [6], первое место в телевизионном вещании Казани принадлежит «Первому каналу» (охват аудитории 91,5%), вторую позицию занимает «Эфир/ДТВ/MTV» (87,4%), а на третьем месте «Россия/ГТРК Татарстан» (85,9%). Четвертым значимым каналом в Казани является «СТС-Казань» с охватом аудитории равным 70% населения старше 16 лет. Совокупная доля трех каналов-лидеров составляет 47% против 53% остальных 10 измеряемых каналов. Необходимо отметить, что наблюдается корреляция между возможностями приема телеканалов и их аудиторией. Значительный разрыв между возможностями приема и реальным телесмотрением у каналов «ТНТ», «Культура» и «ТНВ», при приеме почти в 90% домохозяйств эти каналы смотрят всего около 30% населения Казани старше 16 лет. Анализируя характеристики распределения долей аудитории видно, что на локальном казанском рынке наблюдается более дробное распределение аудитории как среди федеральных, так и среди местных каналов, т.е. близкие показатели имеют пять телеканалов и сетей, которым в свою очередь приходится конкурировать с более десятка каналов в совокупности «забирающих» около 40% аудитории. Кроме того, специалисты [7] отмечают перспективу снижения суммарной доли аудитории «большой тройки» — «Первый канал», «Россия», «НТВ». Соответственно, она будет перераспределяться либо в пользу бурно развивающихся сетевых каналов, либо в пользу регионального телевидения, как самостоятельного вещания. Эта динамика главным образом связана со специализацией телевизионных каналов на развивающемся медиа рынке и появляющейся у компаний потребностью и возможностью конкурировать в определенном сегменте. В связи с этим также происходит дополнительное дробление зрительской аудитории.

Главной проблемой регионального телевидения, как правило, считается слабый, неразвитый рынок, отсутствие возможностей для телекомпаний зарабатывать деньги, оставаясь при этом независимыми. Говоря о несовершенстве рынка, многие подразумевают именно несовершенство рынка рекламы, забывая о том, что реклама сама по себе является лишь частью маркетинговых коммуникаций, которые в свою очередь отражают состояние сферы бизнеса и экономики регионов в целом [8]. Другой проблемой регионального рынка является фактическое отсутствие регулярно действующей системы медиа измерений, отражающей численные показатели рынка медиа ресурсов. Данный фактор существенно влияет как на развитие самого рекламного рынка и формирование условий коммерческой независимости региональных телевизионных станции, так и на появление реальной основы конкурентной борьбы в разрезе маркетинговых показателей деятельности телекомпаний. В целом все выше перечисленные недостатки телевизионного регионального рынка определяют характер конкурентных отношений между его участниками и в значительной степени влияют на перспективы его развития, а решение обозначенных проблем требует комплексного подхода увязанного с общими экономическими задачами регионов.

До начала 90-х гг. XX в. реально существовало одно государственное радио и одно государственное телевидение на территории Республики Татарстан. Бурный рост телерадиокомпаний, неизбежно привел к конкурентным отношениям и постепенному формированию рынка электронных СМИ. Прослеживается тенденция к коммерциализации электронных СМИ и установлению конкурентных отношений между субъектами этого рынка. Вместе с тем, идеологические функции электронных СМИ не ушли на второй план, а напротив, актуализировались за последние 10-12 лет.

В связи с выстраиванием вертикали власти в РФ идет и выстраивание вертикали государственных СМИ: имеется в виду вхождение государственной телерадиокомпании «Татарстан» в холдинг всесоюзной вещательной компании «Россия» и как следствие – сокращение вещания, что привело к уменьшению сферы влияния и ущемлению интересов национальной аудитории. В этих условиях возникла необходимость создания собственного татарстанского телерадиоканала, она была очевидна еще и потому, что исторически большая часть татар проживает за пределами Татарстана. Потребность в информации о Татарстане, в вещании на родном языке очевидна, и потому было принято решение создать спутниковый телерадиоканал на территории республики.

На медиарынке «ТНВ» около трех лет. Канал получил лицензию, а значит, компания владеет частотами на всей территории РТ и вещает полноправно на территории РТ и через спутник. Изначально стоял вопрос: какова должна быть концепция канала – основной миссией программной политики обозначены возрождение культурных и духовных ценностей народов проживающих в РТ и объедение интересов татарских диаспор, компактно проживающих на территории РФ и за рубежом. Через спутник сигнал ТНВ распространяется на российские регионы, кроме того, телепрограммы смотрят в Эстонии, Литве, Латвии, Казахстане, Финляндии, Турции, Италии, Испании, Германии.

Особенность вещательной политики ТНВ – двуязычность, то есть канал, должен быть интересен, как русскоязычной, так и татароязычной аудитории. Это, пожалуй, самая трудная задача для менеджмента компании, поскольку у двуязычного канала аудитория не может быть постоянной, смена языка телевизионных программ означает ее рассеивание. При решении этой проблемы, была предпринята попытка сформировать вещание по блочному принципу, то есть трехчасовые языковые блоки. Исключение составляет только «прайм-тайм», где шаг смены языка сокращен до двух часов. Насколько правильным было это решение, пока судить трудно, поскольку телерадиокомпания с такой программацией, пожалуй, единственный прецедент в России, и чтобы понять эффективность такого программирования необходимо социологическое исследование. Возможно, лучшим способом было бы полное разделение канала для удовлетворения интересов татароязычной и русскоязычной аудиторий.

Возможно ли объединение государственных интересов и бизнеса? Этот вопрос также стоит перед нами. Естественно, государственный интерес – это продвижение идеологии, а задача бизнеса – прибыльное телевидение, способное не только окупать затраты, но и приносить прибыль. Двухлетнее развитие канала не дает нам ответа на этот вопрос. Один из вариантов – это наличие государственного заказа, то есть некоего блока программ, который заказывается государством, а остальное эфирное время рассчитывается под коммерческие передачи.

Еще один фактор, влияющий на особенности нашей вещательной политики – это то, что мы являемся спутниковым каналом. Поскольку спутниковое вещание предполагает доставку сигнала во многие точки Европы, перед нами стоит задача, какой информационный телевизионный продукт мы должны поставлять. Если говорить о коммерческом интересе, то это должна быть информация критической направленности, которая интересует население. С другой стороны, государство ставит нам задачу формировать позитивный имидж Татарстана на мировом рынке, в мировом информационном пространстве, и здесь мы опять сталкиваемся с проблемой: как совместить потребности аудитории и интересы государства.

В теории журналистики существует понятие: журналистика – это инструмент общественных взаимосвязей, то есть журналистика должна способствовать развитию демократических свобод и общественной мысли. Однако если следовать этой теории сейчас, в начале XXI в., то профессия журналиста будет подвергнута самой серьезной угрозе в своей истории. Мы видим развитие журналистики, основанной на рыночных ценностях и отделенной от идей гражданского долга. На сегодня число примеров во всем мире, и в России в частности, когда владельцы подчиняют журналистику коммерческим интересам неуклонно растет. Рано или поздно возникает конфликт интересов при освещении событий и формировании новостных выпусков, то есть информационной политики СМИ.

Развитие журналистики направленной на создание гражданского общества с равными возможностями для всех наций и народностей, происходит, на мой взгляд, под воздействием трех основных сил. Во-первых, это новые технологии, то есть Интернет, который дает возможность выбора. Конечно, развиваются и татарские сайты, но для того, чтобы молодое поколение выбирало татарский сайт, необходим определенный уровень национального самосознания. Во-вторых, это глобализация. Компании, особенно в области коммуникаций, становятся корпорациями без границ, и идея национального возрождения теряет смысл в коммерческом применении. Глобализация меняет содержание телевизионного продукта, производимого медиакомпаниями, она стирает грани между культурами, языками, и здесь интересы телерадиокомпании «Новый век» – это, с одной стороны, прорыв в мировое пространство со своим национальным медиапродуктом, с другой, попытка сохранить национальные традиции. Наконец, третий фактор – это конгломерация бизнеса, так называемая «третья сила». Конгломерация инфобизнеса ставит под удар выживание прессы как независимого института, по мере того как журналистика становится отделом внутри больших корпораций. Пока корпорации заняты деловыми вопросами, журналистика сталкивается с серьезной проблемой – это потеря доверия аудитории.

 

14. Классификаторы программ на ТВ: основания, признаки, авторы.

Про ток-шоу, развлекательные, научные, авторские программы и т.п. Классифицируются в зависимости от задач и функций, аудитории на которую направлена (дошкольная программа, молодежная)

еще рефераты
Еще работы по информатике