Лекция: Вставка и удаление строк и символов.
— Del – удаление символа под курсором;
— Shift + del – удалить строку;
— Insert – вставить пробел;
— Shift + Insert – вставить пустую строку;
— Ctr + Shift + Del – удаление всего текста;
— Ctrl + Insert – разрезать строку;
— Ctrl + Del – склеить две строки.
Форматирование и редактирование строк и символов, копирование фрагментов текста:
— Ctrl + «пробел» — центрировать строку;
— F2 – запомнить символ;
— Shift + F2 – вспомнить строку;
— F3 – запомнить строку;
— Shift + F3 – вспомнить строку;
— Ctrl + Bs – откатка;
— Ctrl + Enter – накатка;
— F5 – форматировать абзац;
— Shift + F5- изменение шаблона форматирования;
— F10 – проверка диктанта;
— Ctrl + F10 – сброс диктанта;
— Esc – вход (выход) в меню;
Основные пункты меню программы:
Диктант, чтение, запись, каталог.
Для просмотра содержимого диска:
Меню/каталог/имя диска
По умолчанию работаем и просматриваем текущий диск. Выход из каталога в редактор осуществляется по нажатию клавиши «Esc».
Считывание файла с диска:
· вызвать меню;
· в появившемся списке выбрать «чтение»;
· в появившемся окне указать имя файла и нажать Enter.
Запись файла на диск:
· вызвать меню редактора;
· в появившемся списке выбрать команду «запись»;
· в появившемся окне написать имя файла и нажать Enter.
Имя файла можно записывать латинскими буквами строчными или заглавными. В имени файла может и не быть расширения.
Сообщения редактора:
1. «Нет файла» — файла, заданного пользователем нет в каталоге;
2. «Каталог пуст» — каталог, задаваемый пользователем пуст;
3. «Плохое имя» — некорректное имя файла;
4. «Ошибка диска» — ошибка при выполнении дисковой операции;
5. «Ошибка чтения» — ошибка при чтении файла с диска;
6. «Ошибка записи» — ошибка при записи файла;
7. «Большой файл» — файл с диктантом слишком велик;
8. «Мало памяти» — для работы программы мало памяти.
Текстовый редактор «Микрон» можно использовать в качестве электронного контролера при проведении диктантов, проверочных работ по различным предметам школьного курса.
Подготовка и проведение диктанта:
Учитель заранее вносит текст, содержащий диктант в память каждого компьютера (текст набирается, затем вызывается меню редактора, в появившемся списке команд выбирается пункт «запись»).
Во время проведения диктанта учащимся предлагается:
· вызвать меню;
· в появившемся списке команд выбрать «диктант»;
· в появившемся окошке набрать название диктанта, сообщаемое учителем и нажать Enter;
Текст диктанта читается с диска и выводится в невидимую специальную область редактора. В информационной строке появится надпись «диктант». После загрузки правильного текста диктанта, учитель диктует текст, учащиеся пишут под диктовку. Если учитель хочет исключить проверку диктанта во время набора, то заголовок диктанта он сообщает последним. Когда написание диктанта заканчивается, учащимся предлагается нажать клавишу F10. Если ошибок нет, то на экране появляется синее окошечко с надписью «Ошибок нет». При наличии в диктанте ошибок появляется сообщение «Ошибка» и курсор мигает в месте предполагаемой ошибки. По нажатию любой клавиши сообщение пропадает.
Подготовка проверочной работы (теста):
· набрать текст проверочной работы или теста с правильными ответами.
· сохранить текст без расширения;
· в тексте проверочной работы или теста убрать ответы и сохранить текст с расширением EXЕ
Проведение проверочной работы или теста:
- загрузить образец выполняемой проверочной работы или теста в режиме «диктант»;
- загрузить текст проверочной работы или теста в режиме «Чтение»;
Для проверки выполненной проверочной работы или теста нажать клавишу F10.
Основные требования к оформлению тестов и проверочных работ,
· Соблюдать отступ от левого и правого края листа в 2 символа;
· Межстрочное расстояние составляет один символ;
· Верхняя граница листа — 1 символ.
Виды тестов:
1. тест — выбор (выбор одного или нескольких ответов из списка предлагаемых);
2. исправление ошибок;
3. дописывание предложений (дописывание определений);
4. смешанный тест (несколько типов вопросов в рамках одного теста).
20 Вопрос. Методика работы с графическими редакторами в ПМК «Роботландия».
Графический редактор «Раскрашка» находится в пакете «Редакторы» ПМК «Роботландия».
«Раскрашка» — это графический конструктор. В редакторе происходит конструирование графических объектов с использованием огромного числа шаблонов.
Структура окна редактора:
· Панель шаблонов (левый край окна);
· Палитра цветов (нижний правый угол редактора);
· Панель управления выбранным шаблоном или инструментом (нижний левый угол редактора);
· Рабочее поле (центр окна);
· Панель управления редактором (верхний левый угол окна).
Использование шаблонов:
· подвести указатель мыши к шаблону на панели шаблонов и нажать левую кнопку мыши или клавишу Enter;
· подвести указатель мыши к рабочему полю и нажать левую кнопку мыши (на листе появится изображение выбранного шаблона);
Размер выбранного шаблона можно изменить, для этого необходимо нажать правую кнопку мыши и удерживая ее перемещать указатель мыши, устанавливая, таким образом, нужные размеры шаблона.
Выбор цвета осуществляется щелчком левой кнопки мыши по ячейке с краской в палитре цветов. В данном редакторе можно использовать штампы (готовое изображение или часть готового изображения). Для начала работы со штампами необходимо нажать пиктограмму «штамп» на панели шаблонов. В появившейся панели управления штампом (левый нижний угол окна редактора) щелчком левой кнопкой мыши выбирается фрагмент изображения. Чтобы поместить выбранное изображение на рабочем листе, необходимо подвести указатель мыши к листу и нажать левую кнопку мыши.
Чтобы удалить изображение нужно выбрать шаблон «квадрат» на панели шаблонов и в палитре цветов — белый цвет.
В редакторе «Раскрашка» можно копировать изображение или фрагмент изображения:
· На панели шаблонов нажать пиктограмму с изображением грузовика (указатель мыши на рабочем листе примет форму мигающего квадрата);
· Подвести область выделения к фрагменту изображения и нажать левую кнопку мыши;
· Подвести указатель мыши к месту размещения копии и вновь нажать левую кнопку мыши.
(Размер области выделения можно изменить, нажав правую кнопку мыши и перемещая ее).
Для сохранения созданного изображения необходимо нажать кнопку «сохранить» на панели управления редактором и в появившемся окне указать имя файла. Для выхода из редактора нажать клавиши — Ctrl + Pause Break.
Графический редактор «Художник» находится в пакете «Редакторы» ПМК «Роботландия». Редактор «Художник» предназначен для создания и редактирования графических объектов.
Вид окна редактора:
· Строка меню;
· Панель инструментов;
· Палитра выбора рисунка заливки;
· Палитра цвета (состоит из красок и рисунков заливки);
· Рабочее поле;
Работа с цветом:
Прямоугольники, расположенные ниже панели инструментов предназначены для выбора цвета контура изображаемого объекта, цвета заливки и рисунка заливки, цвет и рисунок фона.
1 – показывает цвет изображаемой линии. Цвет выбирается щелчком левой кнопки мыши по цвету из верхнего ряда палитры.
2 – показывает цвет и рисунок фона листа. Цвет выбирается щелчком правой кнопки мыши по цвету в палитре. Чтобы изменить фон или цвет листа, лист необходимо очистить от рисунка.
3 – показывает цвет заливки и рисунок заливки. Цвет заливки выбирается щелчком левой кнопки мыши по цвету в палитре.
Выбор инструмента на панели инструментов осуществляется щелчком левой кнопки мыши.
Основные инструменты редактора:
· Карандаш;
· Ластик;
· Геометрические фигуры;
· Инструмент для выделения фрагмента изображения;
· Лупа (Инструмент предназначен для изменения фрагмента рисунка, изображения мелких деталей рисунка);
· Заливка (при использовании данного инструмента нужно следить, чтобы в заливаемом контуре не было разрывов, иначе краска зальет весь рисунок);
Размер выбранного инструмента можно изменить:
· нажать правую кнопку мыши и удерживая ее перемещать мышь, устанавливая тем самым нужные размеры выбранного инструмента.
Основные пункты меню редактора:
· файл (включает в себя пункты «картинка», «фрагмент», «объект») – предназначен для работы с файлом, содержащим графическое изображение (сохранение изображение, чтение файла с изображением и т. д.);
· режимы – для изменения формата создаваемого изображения;
· откатка – отмена одного действия;
· очистить – удаление рисунка.
Копирование фрагмента изображения:
· на панели инструментов выбрать «область выделения» (указатель мыши примет вид прямоугольника);
· подвести указатель мыши к копируемому фрагменту и щелкнуть левой кнопкой мыши;
· подвести указатель мыши к месту вставки и вновь нажать левую кнопку мыши.
Для выхода в меню пакета «Редакторы» необходимо нажать комбинацию клавиш Ctrl + Pause Break.
21 Вопрос. Методика изучения программируемого исполнителя «Кукарача» ПМК «Роботландия».
Исполнитель «Кукарача» — это программируемый исполнитель, предназначенный не только для изучения основ алгоритмизации и программирования, но и для развития логического мышления учащихся, а также развития творческого подхода к решению поставленной задачи.
При изучении программируемого исполнителя «Кукарача» учащиеся знакомятся с системой команд исполнителя, с алгоритмами линейной структуры, с ветвлениями и циклическими алгоритмами. «Кукарача» — это таракан, который перемещается по полю и составляет слова из заданных букв, удалять буквы с рабочего поля.
Вид окна исполнителя:
· поле для записи программы;
· поле вызова программы;
· рабочее поле исполнителя;
· поле работы с диском;
· поле для начальной установки исполнителя;
· область сообщения компьютера;
· область сообщения исполнителя.
Перемещение от одного окна исполнителя к другому осуществляется с использованием мыши или клавиши Tab, перемещение в любом окне – с помощью клавиш управления курсором.
Размещение и удаление букв в рабочем поле исполнителя:
В рабочем поле исполнителя курсор имеет вид прямоугольника. Для размещения буквы на поле необходимо подсветить ячейку и нажать нужную букву на клавиатуре. Буквы с рабочего поля можно удалять. Для удаления необходимо подсветить ячейку с ненужной буквой и нажать клавишу delete.
Таракана можно перемещать, для этого необходимо подсветить ячейку с исполнителем и нажать клавишу Enter, затем с использованием клавиш управления курсором переместить исполнителя в нужную ячейку и вновь нажать клавишу Enter.
Система команд исполнителя:
Команды исполнителя записываются только большими буквами.
· ВВЕРХ – Кукарача перемещается вверх на ячейку;
· ВЛЕВО – исполнитель перемещается на ячейку влево;
· ВПРАВО — исполнитель перемещается на ячейку вправо;
· ВНИЗ – исполнитель перемещается на ячейку вниз;
· ПОВТОРИ – для организации цикла;
· ЕСЛИ… ТО… ИНАЧЕ – организация ветвления.
Программа имеет следующую структуру:
ЭТО «ИМЯ»
……………
КОНЕЦ
Чтобы исполнитель выполнил программу необходимо в окне вызова программы записать имя программы и нажать Enter.
Программа может содержать вызов другой программы, записанной выше.
Сообщения исполнителя:
· «Не могу» — некорректная команда исполнителю;
· «Не понимаю» — команда не входит с систему команд исполнителя.
Для выхода в основное меню пакета «Исполнители» необходимо нажать комбинацию клавиш «Ctrl + Pause Break».