Лекция: Ритм и ритмическая группа
Для каждого языка характерна своя мелодика речи, которая определяется, главным образом, ритмом и интонацией.
Ритм – это регулярное чередование ударных и безударных слогов в отрезке речи. Человеческая речь не характеризуется точной равномерностью этих чередований. В ней прослеживается лишь тенденция к равномерности чередования ударных и безударных слогов.
Единицами ритмической структуры высказывания являются ударные лексические группы или ритмические группы. Границы между ритмическими группами ассоциируются с ударными слогами.
Синтагмы в устной речи произносятся приблизительно за одинаковые промежутки времени. Пики ритма падают на ударные слоги также приблизительно за одинаковые промежутки времени. Неударные слоги служат как бы заполнителями промежутков между ударными. Естественно, что в живой речи количество неударных слогов всегда разное. Поэтому для сохранения одинаковых промежутков между ритмическими группами при необходимости неударные слоги произносятся быстрее.
Для английского языка характерной особенностью является то, что ударные и неударные слоги произносятся через более или менее равные промежутки времени. Например:
An 'English 'lesson is 'easy.
The 'class in 'grammar is 'interesting.
Ритм в предложении можно сравнить с волнами. Если отрезки времени изобразить дугами и соединить ими вершины громкости, то мы увидим, что интервалы между вершинами громкости практически равны. Иными словами, говоря по-английски, следует стараться произносить одинаковое количество ударных слогов за единицу времени.
Рассмотрим пример:
So'gleams the 'past, the 'light of 'other 'days,
Which 'shines, but 'warms not with its 'powerless 'rays.
Схема чередования ударных и безударных слогов такова:
oVoVoVo V o V
oVoVoooVo V
Шкала повторения ритмических групп, состоящих из ударного и ударного слогов, прерывается во второй строчке в результате повторения трёх безударных слогов. Для сохранения ритма время произнесения трёх безударных слогов максимально сокращается, приближаясь к длительности звучания одного безударного слога.
Закономерности сохранения ритма английской речи наблюдаются не только в поэзии, но и в прозе. Сравните:
I 'want to 'listen to his 'story.
oVoVoooVo
Если рядом стоят два ударных слога, звучание первого ударного продлевается, как бы приближаясь к длительности звучания ударного и безударного слогов:
I 'want to 'listen to his 'long 'story.
oVoVoooVVo
В приведённых выше примерах рассмотрен ямбический размер. Однако говорящий абсолютно волен в выборе ритмической структуры высказывания. Ритмические группы могут быть очень разными. Например, после ударного слога могут следовать несколько безударных:
'looking for it
Vooo
Группа может быть такой:
in the 'grass
ooV
или такой:
to the 'silversmith.
ooVoo
Причём ритм отнюдь не сохраняется как чёткая закономерность. В живой речи он проявляется то чётче, то слабее, то исчезает совсем, то появляется вновь.
Ритмическая организация высказываний акцентируется гораздо сильнее в заранее подготовленной, отрепетированной речи, например, в работе диктора или актёра. Она также проявляется сильнее в размеренном чтении. В быстрой устной речи ритм может быть почти не заметен. Эта закономерность оправдана психологически: слишком ритмичная речь звучит монотонно и быстро утомляет слушателя. Другая крайность — полное отсутствие ритма, долгие паузы, неожиданные остановки,— приводит к тому, что слушатель вынужден постоянно напрягаться, пытаясь уловить смысл высказывания, что, в свою очередь, также приводит к быстрому утомлению и потере внимания.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что ритмическая структура высказывания играет существенную роль в семантической организации речи и донесении информации до слушателя.