Лекция: Захват англичанами Мадагаскара

 

9 марта 1942 г. главнокомандующий Объединенным флотом Ямамото поставил перед командующим Южным экспедиционным флотом вице‑адмиралом Кондо следующую задачу: внезапно напасть на англичан и уничтожить их силы на цейлонском направлении, а также обеспечить прикрытие с моря Бирманской операции. 14 марта вице‑адмирал Кондо довел до офицеров своего флота это распоряжение.

Для осуществления намеченной операции Южный экспедиционный флот был разделен на силы поддержки, ударное авианосное соединение, отряд подводных лодок «Хэй» и Малайское соединение.

В состав ударного авианосного соединения вошли пять авианосцев (1‑й воздушный флот), 3‑я дивизия крейсеров и 1‑я эскадра эскадренных миноносцев. 26 марта в 8 часов утра соединение вышло из залива Старинг, прошло пролив севернее острова Тимор и двинулось в Индийский океан. 5 апреля соединение прибыло в район южнее острова Цейлон.

В 9 часов утра 5 апреля в воздух поднялись 53 штурмовика, 38 бомбардировщиков и 36 истребителей. А в 10 часов 15 минут по Коломбо был нанесен первый удар, продолжавшийся в течение часа. В воздушном бою было сбито около 50 британских самолетов, а в порту потоплено 10 торговых судов. Еще один бомбовый удар был нанесен по аэродрому. В тот же день, 5 апреля, в 16 часов 55 минут в 280 милях юго‑западнее Коломбо были потоплены два английских крейсера – «Дорсетшир» и «Корнуолл».

Затем командующий авианосным соединением вице‑адмирал Нагумо приказал атаковать Тринкомали. Для этого 6 апреля авианосное соединение двинулось на юго‑восток и 9 апреля вышло в район восточнее острова Цейлон. В тот же день с 10 часов 20 минут в течение часа наносился удар по Тринкомали. Было сбито около 40 английских самолетов, потоплены тяжелый крейсер, три торговых судна и нанесен бомбовый удар по военной гавани и аэродрому. В 13 часов 50 минут в 70 милях юго‑восточнее Тринкомали был перехвачен и потоплен английский авианосец типа «Гермес».

Отряд подводных лодок «Хэй» в составе 2‑й эскадры (6 вымпелов) с 1 по 10 апреля, патрулируя в водах западнее Цейлона и в направлении Бомбея, потопил девять английских торговых судов.

Именно так изложен ход Цейлонской операции в японской официальной истории Второй мировой войны.

Однако Черчилль и К° намеренно исказили ее цели. Японцы‑де собирались захватить Цейлон и Мадагаскар и установить свое господство в Индийском океане. Цель дезинформации – найти еще один повод для обоснования отказа начать войну на суше в Европе и тем помочь Красной армии. Естественно, лучшей помощью Советскому Союзу стало бы открытие второго фронта во Франции. Но можно было и устроить высадку британских войск в Северной и Центральной Норвегии. Кстати, англичане запланировали такую операцию под названием «Юпитер». Но на самом деле операция «Юпитер» тоже была дезинформацией, предназначенной для Гитлера и Сталина. На самом деле англичане и не думали высаживаться в Норвегии ни в 1941‑м, ни даже весной 1945 г.

Наконец, можно было провести рутинную операцию – послать британские ВВС на Кольский полуостров, на Кавказ, а можно и под Ленинград. Русские не давали? Вранье! Англичанам на Кольском полуострове предоставлялись лучшие аэродромы – в 1941 г. для базирования истребителей, в 1942 г. – для торпедоносцев «Хэмпдэм», с 1944 г. – для тяжелых бомбардировщиков «Ланкастер». Но в 1941 – 1944 гг. англичане отправляли на Кольский полуостров лишь символические силы: 1 – 3 эскадрильи одновременно.

Ну а позже, в 1944 г., советское правительство разрешило базироваться в районе Миргорода крупным соединениям американских стратегических бомбардировщиков типа В‑17 и В‑24, а также их истребителям сопровождения.

Британские дальние истребители и бомбардировщики, посланные в достаточном количестве на Кавказ в начале 1942 г., могли помочь Красной армии не только удержать Севастополь, но и выдворить немцев из Крыма. Ну и соответственно, английские истребители и транспортные самолеты могли существенно изменить ситуацию с блокадой Ленинграда.

Но именно этого‑то Черчилль и не хотел делать!

Помимо всего прочего, японская операция прикрытия наступления в Бирме стала поводом для захвата еще одной колонии Франции, то есть для реализации плана установления после войны мирового господства Англии и США.

В своих мемуарах Уинстон Черчилль в главе «Мадагаскар» писал: «Хотя Мадагаскар отделен от Цейлона простором Индийского океана, все время существовало опасение в отношении возможности внезапного нападения японцев или предательства со стороны правительства Виши. У нас было так много забот, и наши ресурсы были до такой степени разряжены, что трудно было принять решение. 7 февраля 1942 года, когда я узнал о предстоящих переговорах между правительством США и Виши, которые могли бы привести к признанию того, что Виши сохраняет свой контроль над Мадагаскаром, я немедленно телеграфировал президенту Рузвельту:

«Я надеюсь, что не будет дано никаких гарантий в отношении того, что Мадагаскар и Реюньон не будут оккупированы. Японцы могут в один прекрасный день появиться на Мадагаскаре, а Виши окажет им не больше сопротивления, чем во Французском Индокитае. Создание японской воздушной подводной или крейсерской (а возможно, и подводной, и крейсерской) базы в Диего‑Суаресе парализовало бы весь путь наших конвоев на Средний и Дальний Восток. Поэтому мы уже разработали план, чтобы самим укрепиться в Диего‑Суаресе при помощи высадки войск, доставленных либо с Нила, либо из Южной Африки. В настоящее время, когда у нас так много забот, это мероприятие откладывается на неопределенное время, но я не хочу, чтобы наши руки были связаны. Конечно, мы (сообщим Вам, прежде чем будет принято решение о каких‑либо действиях».

Я получил в ответ следующее заверение:

«Вы можете быть уверены в том, что не будет дано никаких гарантий в отношении того, что Мадагаскар или Реюньон не будут оккупированы»»{58}. Да любой командир подводной лодки или эсминца мог бы на пальцах объяснить Черчиллю и Рузвельту, что японцам без оккупации Индии физически невозможно удерживать базу на Мадагаскаре. Что японцы, если бы действительно планировали вторжение на Мадагаскар, никогда бы не стали проводить рейд на Цейлон. Ну а если им нечего было бы делать, так хоть отбомбились бы по Мельбурну и другим портам юга Австралии, благо там достойных целей было не меньше, чем на Цейлоне.

На самом же деле и Черчилль, и Рузвельт прекрасно понимали, что рейд на Цейлон – это отвлекающая операция, но им нужен был повод[13].

Любопытно, что еще 16 декабря 1941 г. генерал де Голль просил Черчилля напасть на Мадагаскар. Черчилль отказался. И вот 19 февраля 1942 г. неугомонный генерал опять досаждает премьера проведением высадки на Мадагаскар. Мало того, де Голль «представил нашим начальникам штабов план экспедиционной высадки свободных французов при поддержке английских воздушных и военно‑морских сил»{59}.

Ну прямо неймется генералу подавить своих соотечественников, тихо и мирно живших на Мадагаскаре, к которому ни японские корабли, ни танки Роммеля не приближались ближе чем на 4000 км.

Вновь предоставлю слово британскому премьеру: «Помня о Дакаре, мы не хотели усложнять операцию, проводя ее с участием свободных французов. Было решено высадить лишь английские экспедиционные войска. 22 апреля все экспедиционные силы были собраны в Дурбане. Теперь в их состав входили линкор «Рэмиллис», взятый из флота адмирала Сомервелла, авианосец «Илластриес», 2 крейсера, 11 эсминцев, а также минные тральщики, корветы, около 15 десантных судов и транспортов с армейскими частями. Кроме того, авианосец «Индомитабл» должен был присоединиться позже вместо погибшего «Гермеса»»{60}.

Вторжение на Мадагаскар получило кодовое название «операция «Броненосец»». Силы вторжения под командованием генерал‑майора Боба Стэрджеса включали 29‑ю отдельную пехотную бригаду и «подразделение № 5» коммандос – первый эшелон десанта, 17‑ю бригадную группу (бригада с усилением) – второй эшелон и 13‑ю пехотную бригаду – третий эшелон (две последние из состава 5‑й пехотной дивизии, направлявшейся в Индию, для них десант оказался «попутной» задачей). Всего набралось свыше 20 тысяч десантников.

К этому времени на Мадагаскаре дислоцировалось около 8 тысяч французских солдат, из которых не более 2 тысяч были этническими французами, а остальные – малагасийцы (мальгаши) и сенегальцы.

Порт Диего‑Суарес прикрывали 8 береговых батарей, самые мощные из которых – на четыре 305‑мм и четыре 240‑мм орудия – были построены в конце XIX века.

На Мадагаскаре была размещена смешанная авиационная группа под командованием капитана Леонетти. Относительно современные самолеты состояли на вооружении только двух эскадрильей: 565‑й истребительной (17 «Моран‑Солнье» MS.406‑C1) и 555‑й разведывательной (около 10 двухмоторных «Потез 63 – 11»). Остальные самолеты были устаревшими бипланами «Потез 25ТОЕ» и Кодрон «Пеликан». Основной авиабазой была Ивато‑Тананариве, но в 7 милях к югу от Диего‑Суареса на аэродром Аррашар базировался отдельный авиаотряд.

Французские ВМС на Мадагаскаре состояли из:

– вспомогательного крейсера «Бугевилль», переоборудованного из торгового судна (водоизмещение составляло около 8 тысяч тонн, скорость хода 17 узлов; вооружение: 7 – 138/50‑мм и 2 – 75‑мм пушки);

– двух авизо (мореходных канонерских лодок) – «Д'Ибервилль» и «Д'Антркасто» (водоизмещение 2000 тонн, скорость 15,5 узлов; вооружение: 3 – 138‑мм, 4 – 37‑мм, 50‑мм орудия и гидросамолет);

– четырех больших (водоизмещением 1379 тонн) подводных лодки – «Бевезье», «Ле Эро», «Монж» и «Ле Глорье», а также нескольких тральщиков и сторожевых катеров.

Я умышленно подробно остановился на составе ВМС Мадагаскара. Как видим, корабли, базировавшиеся там, мало подходили для обороны острова и даже главной базы. Зато «Бугевилль», авизо и подводные лодки могли устроить много неприятностей союзникам, действовавшим на британских коммуникациях в Индийском океане.

Однако Лондон был спокоен за свои коммуникации, понимая, что французы ни при каких обстоятельствах не начнут крейсерскую войну.

Как уже говорилось, французские колониальные силы оказались в сложной ситуации. Они не хотели воевать ни под каким соусом, но резонно опасались, что сдача их англичанам повлечет за собой вторжение немцев в Южную Францию и Северную Африку.

Ну а «просвещенные мореплаватели» были готовы играть без правил, игнорируя все международные военные конвенции, как это они делали в XIX веке.

В ночь на 4 мая 1942 г. британская эскадра подошла к главному порту Мадагаскара Диего‑Суарес. К этому времени в базе находились только «Бугевилль», «Д'Антркасто» и подводная лодка «Бовезье». Французы не ожидали нападения и проявили полную беспечность. Отряд британских коммандос почти без сопротивления захватил передовую береговую батарею (4 – 138‑мм пушки) «Виндзорский замок» и взял почти 300 пленных.

В 5 часов 10 минут самолеты с авианосцев «Инзотитебл» и «Илластриес» атаковали стоявшие в базе французские корабли и аэродром Аррашар. На земле было уничтожено пять MS.406 и два «Потез 63 – II».

Любопытно, что британские самолеты вместе с бомбами сбросили листовки с требованием безоговорочной капитуляции. Как видим, англичане были куда гуманнее немцев 22 июня 1941 г. или японцев в Пёрл‑Харборе.

Капитан 1‑го ранга Мартен и полковник Эдуар Клербу, руководившие обороной Диего‑Суареса, ответили английскому адмиралу по радио: «Диего‑Суарес будет защищаться до конца в соответствии с традициями французских армии, флота и авиации».

18 торпедоносцев «Суодфиш» атаковали французские корабли. Две торпеды попали в стоявший на якоре «Бугевилль», на котором возник сильный пожар. Остальные торпеды прошли мимо. Пытавшаяся дать ход в надводном положении подводная лодка «Бевезье» была сильно повреждена глубинными бомбами.

Одновременно с авианалетом англичане приступили к высадке десанта. К 6 часам 20 минутам на берегу находилось уже более 2 тысяч пехотинцев и продолжалось продвижение транспортов на основную якорную стоянку. Тральщики очищали фарватеры, но около полудня корвет «Орикьюла» подорвался на мине и на следующий день затонул.

Обороняло Диего‑Суарес «всего 4000 человек, из которых всего 800 европейцев, включая команды «Бугевилля» и «Бевезье», присоединившихся к обороне на суше после потери своих кораблей.

Атака продолжалась весь день 5 мая, и генерал Р.Дж. Стэрджес, командовавший британскими силами, опасался, что она может провалиться. После краткого посещения поля боя он поспешил к адмиралу Сифрету с тем, чтобы попросить его «удалить» «Д'Антркасто», огонь которого поливал место высадки, а также произвести диверсию в тылу защитников.

Под обстрелом английских эсминцев и бомбардировкой самолетов с «Индоминэбла» и «Д'Антркасто» оказался вынужденным выброситься на берег, но все еще продолжал вести огонь, а его команда покинула корабль только по истечении 36 часов жестокого обстрела»{61}.

Несколько слов стоит сказать и об остальных кораблях французского соединения на Мадагаскаре. «Ле Эро» конвоировала судно снабжения в Джибути, когда на подводной лодке был получен приказ капитана 1‑го ранга Мартина вернуться обратно. «Ле Эро» вернулась в залив Курьер только для того, чтобы попасть под глубинные бомбы корвета «Джиниста», а затем – под бомбы самолетов с «Илластриеса». Подлодка пошла на дно около 5 часов утра 7 мая, унося с собой тела 24 членов экипажа.

«Монж» также была возвращена с задания по эскортированию судов. Достигнув поля боя 8 мая, лодка атаковала «Индомитабл» торпедами, но промахнулась и в свою очередь была потоплена эсминцами «Эктив» и «Пантер».

Единственными французскими кораблями, избежавшими уничтожения, стали «Д'Ибервилль» и «Ла Глорье». В соответствии с полученным от Французского адмиралтейства приказом они отошли к южной оконечности Мадагаскара, а затем проследовали в Дакар.

27 ноября 1942 г. «Д'Ибервилль» и «Ла Глорье» были затоплены в Тулоне.

К 11 часам утра 7 мая французские силы в районе Диего‑Суареса капитулировали после обстрела 381‑мм орудиями линкора «Рэмиллиеса».

За время боевых действий под Диего‑Суаресом французы потеряли 167 человек убитыми и пропавшими без вести (среди них 119 моряков) и 343 ранеными. Потери англичан составляли 105 человек убитыми и 284 ранеными. Палубная авиация произвела 309 самолетовылетов, потеряв 4 самолета.

Однако взятие Диего‑Суареса не означало захвата всего Мадагаскара. Только 10 сентября англичане захватили приморский город Мажунгу (Маюнгу). Столица Мадагаскара Антананариву (Тананариве) пала без боя 23 сентября 1942 г.

5 ноября генерал‑губернатор острова принял почетные условия капитуляции. А в декабре 1942 г. управление Мадагаскаром было формально передано представителям де Голля. Хотя британские военные до конца войны играли серьезную роль в управлении островом. В 1943 – 1945 гг. в экономике Мадагаскара резко возросла роль британского и американского капитала.

 

 

еще рефераты
Еще работы по иностранным языкам