Лекция: Определение Новых Цветов мулине 5 страница

8Коля — Н. С. Максимов, служащий Художественного театра.

9 Искусствовед В. Н. Лазарев привлекался Оперной студией им. К. С. Станиславского для консультаций и бесед с участниками спектакля «Царская невеста».

10Елизавета Николаевна — жена Ф. Д. Остроградского.

 

104*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Адресовано в Камаровку, где в это время на даче сестры — А. С. Штекер — отдыхал В. С. Алексеев.

1 Имеются в виду Н. В. Егоров и К. Ф. Бухарин.

2М. С. Гольдина и М. Л. Мельтцер — артистки Оперной студии. Летний отпуск 1926 г. они проводили на юге.

3Лелечка — Елизавета Владимировна Алексеева, усыновленная внучка В. С. Алексеева.

 

105*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

1Зина — З. С. Соколова.

 

106*

Письмо продиктовано (подпись собственноручная).

1Дмитрий Иванович — Юстинов.

2 В состав Высшего совета Художественного театра, организованного в 1925 г., входили К. С. Станиславский, И. М. Москвин, В. В. Лужский, В. И. Качалов, Л. М. Леонидов и Н. А. Подгорный.

3 В помощь Высшему совету Художественного театра была создана репертуарно-художественная коллегия в составе Н. П. Баталова, Б. И. Вершилова, Н. М. Горчакова, Ю. А. Завадского, Е. В. Калужского, П. А. Маркова, М. И. Прудкина, И. Я. Судакова и Н. П. Хмелева.

 

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС). Подлинник не найден.

1 Здание театра на Большой Дмитровке (Пушкинская ул.), предоставленное по решению правительства Оперной студии им. К. С. Станиславского и Музыкальной студии им. Вл. И. Немировича-Данченко, до этого занимала Музыкальная комедия.

 

108*

Ответ на письма М. Л. Мельтцер и М. С. Гольдиной, которые в архиве К… С. Станиславского не сохранились. Печатается по подлиннику из личного архива М. Л. Мельтцер.

Мельтцер Майя Леопольдовна — артистка и режиссер Оперной студии и театра имени К. С. Станиславского (с 1922 г.), режиссер Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (с 1949 г.). Народная артистка РСФСР.

1 Опера Руджеро Леонкавалло «Заза» репетировалась в студийном — т. е. полуучебном — порядке (режиссер В. В. Тезавровский, музыкальный руководитель Л. Н. Миронов); постановка этой оперы не была доведена до конца.

2Николай Александрович — Семашко.

 

1Зандин Михаил Павлович — ленинградский художник-декоратор, заслуженный деятель искусств РСФСР. Наблюдал за изготовлением декораций А. Я. Головина к спектаклю «Безумный день, или Женитьба Фигаро».

2Ламанова Надежда Петровна — известная московская портниха-художница; была известна Станиславскому еще в период деятельности Общества искусства и литературы. В Художественном театре под руководством Н. П. Ламановой были выполнены костюмы к спектаклям «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Враги», «Тартюф», «Школа злословия» и др. С 1932 по 1941 г. Н. П. Ламанова была консультантом МХАТ по костюмам.

3 Планировки и режиссерские замечания К. С. Станиславского неоднократно по его поручению сообщались А. Я. Головину в письмах И. Я. Гремиславского и Р. К. Таманцовой. Так, 3 мая 1926 г. Р. К. Таманцова писала А. Я. Головину:

"… По поручению Константина Сергеевича посылаю Вам планировку 5-го акта «Женитьбы Фигаро». Здесь происходят свидания трех пар. Надо две беседки, одну боскетную беседку. У Симова беседки сквозные, а нужно такие, чтобы можно было войти и запереться.

Водевиль в конце будет. Чем больше развить в конце водевиль, тем лучше.

Очень желательно, чтобы куплеты графа и графини были переплетены с народными песнями. То же и в отношении танцев".

В письме от 23 июня 1926 г. Р. К. Таманцова по поручению К. С. Станиславского отвечала на вопросы А. Я. Головина:

«1. Костюмы лакеев и горничных одинаковы (лакеев — 3, горничных-- 3). На свадьбе присутствуют 12 женщин (кроме горничных): кухарка, судомойка, швея, скотница, пололка, птичница, деревенские девушки. Прислано эскизов женских: 3 старухи, 1 скотница и 1 горничная. Мужчин на свадьбе 15 (прислано 7): сторож, повар, молодой садовник, дворник, старый вассал и т. д. Кроме того, на сцене 5 музыкантов из народа.

2. Подробную планировку 5-го действия с указаниями, в какие моменты какие именно части сада стоят на сцене, Константин Сергеевич пришлет не: только позднее, так как он хочет сам проработать этот акт.

3. Какая часть сада 5-го действия нужна в 3-м действии, — на это Константин Сергеевич ответит вместе с планировкой 5-го акта, так как это будет в связи с тем, что будет использовано из сада для различных сцен 5-го акта.

4. Планировку комнаты Марселины прилагаю. План сделан Константином Сергеевичем. Комната старой девы. Всюду бантики, сувениры. Кровать напоминает кровать молодой девушки. Платья (парадные) на стене — молодящейся старухи. В окно лезут ветки из сада. Размеры комнаты Константин Сергеевич пришлет Вам позднее, как только сможет распланировать этот акт на сцене, так как все три картины должны уставиться сразу на кругу: 1) Комната Сюзанны в прикрашенном виде, 2) Свадьба, 3) Комната Марселины. Он надеется получить сцену через 2--3 дня». (ЦГАЛИ, ф. 739, оп. 1, ед. хр. 61.)

4 Музыка к спектаклю «Женитьба Фигаро» написана композитором Р. М. Глиэром.

5 В Ленинграде «Женитьбу Фигаро» Бомарше готовил к постановке Большой Драматический театр (премьера состоялась 2 октября 1926 г.; режиссер и художник спектакля А. Н. Бенуа, композитор Ю. А. Шапорин).

 

110*

1 Станиславский имеет, очевидно, в виду привлеченных к работе в Оперной студии выдающихся музыкантов и вокалистов В. И. Сука, Н. С. Голованова, В. Р. Петрова, А. В. Богдановича, У. О. Авранека, М. Г. Гукову, Е. И. Збруеву.

2Федор Дмитриевич — Остроградский.

3 Отвечая К. С. Станиславскому, Н. А. Семашко писал 31 августа: "… Что же касается ответа на запрос: нужно ли рисковать? — то я отвечаю без колебаний: нужно. Я уже не раз говорил: мне кажется, что Вы открываете новую страницу в истории музыкального искусства. Дело это с прекрасными перспективами, и ради осуществления его стоит и рисковать" (Музей МХАТ, архив КС).

 

111*

1 Театральный сезон в новом помещении Оперной и Музыкальной студий открывала Музыкальная студия им. Вл. И. Немировича-Данченко спектаклем «Дочь Анго». Р. К. Таманцова сообщала К. С. Станиславскому о том, что дирекция МХАТ получила от Наркомпроса указание выдать во временное пользование костюмы для спектаклей Музыкальной студии. Костюмы, принадлежавшие студии, прибыли из-за границы после гастролей в непригодном для сцены состоянии.

2 Отвечая на вопросы Станиславского, Таманцова писала о том, что в театре хорошо прошла генеральная репетиция «Горячего сердца» и что с Тихомировой (Параша) M. M. Тарханов занимается отдельно.

Как Тарасова? — См. примеч. 4 к письму No 112.

3 Книга «Моя жизнь в искусстве» вышла в свет на русском языке (первое издание) в сентябре 1926 г.

4 «Бил Портер» — пьеса Эптона Синклера, героем которой является писатель О. Генри (настоящее его имя — Уильям Сидни Портер). Русский перевод этой пьесы вышел как раз в это время.

П. А. Марков заведовал литературной частью МХАТ.

5 «Тереза Ракен» — роман и пьеса Э. Золя. Произведений Золя в репертуаре МХАТ не было. О. Л. Книппер-Чехова вспоминала, что когда-то ее и Л. М. Леонидова увлекала мысль о постановке «Терезы Ракен».

6 По просьбе театра К. С. Станиславский играл Астрова в спектакле «Дядя Ваня» в день открытия сезона на Малой сцене МХАТ (17 сентября 1926 г.). Его дублером в этой роли был В. Л. Ершов.

7 Художник Р. Р. Фальк был мужем К. К. Алексеевой.

 

112*

Датируется по времени пребывания К. С. Станиславского на отдыхе в Дарьино.

1Николай Афанасьевич — Подгорный, Любовь Яковлевна — Гуревич.

2 Л. М. Леонидов читал в спектакле «Николай I и декабристы» текст, связывавший между собой отдельные сцены. Его дублерами были В. Л. Ершов и И. Я. Судаков.

M. M. Тарханов был в это время заведующим труппой МХАТ.

3Ольга Леонардовна — Книппер-Чехова.

4 А. К. Тарасова репетировала в трагедии «Прометей» Эсхила роль Ио, заменяя заболевшую Л. М. Кореневу.

5 Спектакль «Дядя Ваня» шел в 1926 г. не только на Малой сцене МХАТ, но и в помещении Филиала Большого театра.

 

113*

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС). Написано в ответ на письмо Н. Ф. Балиева от 1926 г. из Америки. О Н. Ф. Балиеве см. примеч. 9 к письму No 35.

1 В связи с отъездом Вл. И. Немировича-Данченко в длительную заграничную командировку (с сентября 1925 по 22 января 1928 г.) руководство Художественным театром в эти годы осуществлялось единолично К. С. Станиславским.

2 Рецензия на книгу «Моя жизнь в искусстве» в американском издании.

3Дима — Вадим Васильевич Шверубович, сын В. И. Качалова.

4 Очевидно, речь идет о длительном отсутствии в репертуаре Художественного театра новых спектаклей в связи с трудностями, которые начались еще с отъезда «качаловской группы» (см. примеч. 2 к письму No 37), а затем продолжались в напряженной обстановке заграничных гастролей МХАТ 1922--1924 гг.

5 См. примеч. 3 к письму No 99 и примеч. 4 к письму No 101. Работа над пьесой Лабиша «Соломенная шляпка» осталась незавершенной.

6Семен Львович — Гест, брат Мориса Геста; Леонид Давыдович — Леонидов.

 

114*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦИАМ, ф. 564, оп. 1, ед. хр. 3280.

Академик А. Ф. Кони, видный юрист, литератор и общественный деятель, высоко ценил Художественный театр и неоднократно восторженно отзывался о сценических созданиях К. С. Станиславского. В сентябре 1900 г. он писал А. П. Чехову: "… Как Вы счастливы, что в Вашем распоряжении (т. е. к Вашим услугам) такой театр, как Художественный. Проезжая из Тамбовской губернии через Москву, я был просто поражен Алексеевым в «Докторе Штокмане». Если Вы его увидите — не откажитесь передать ему мою дань удивления. Для того чтобы из такой ходульной фигуры сделать живого, глубоко понятного человека, нужен не только талант, а то, что Достоевский назвал бы «проникновенностью»… (Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина, отдел рукописей, шифр: Чех. п. 48/11).

1 Посылая К. С. Станиславскому брошюру «Воспоминания о Чехове» (П., 1925), А. Ф. Кони писал ему 25 июля 1926 г.: «Ваши яркие воспоминания о Чехове дают мне смелость представить Вам на благосклонный суд мои воспоминания о нем, в значительной мере касающиеся его отношения к вопросам тюрьмы и ссылки и первого представления „Чайки“ в Петербурге» (Музей МХАТ, архив КС).

 

115*

1 Дата поставлена Станиславским ошибочно. 12 сентября 1926 г. Вс. Э. Мейерхольд переслал Станиславскому текст своего письма в редакцию журнала «Жизнь искусства» (см. «Жизнь искусства», 1926, No 36) по поводу статьи В. Федорова, помещенной в No 34 того же журнала. В письме в редакцию говорится:

«В. Федоров пишет: [Мейерхольд]… в собеседовании с труппой в Одессе 4/VII 26 г. ставил себе в особенную заслугу, что он »не примазывается к работам своих учеников, как это делал Станиславский"… Ставя в кавычки и подчеркивая последнее предложение, В. Федоров, очевидно, имеет в виду приписывать мне подобную фразу. Но такой фразы я не произносил.

На собеседовании 4 июля я указал, что в случаях, когда ответственный руководитель художественной части своим участием в окончательной проработке материала резко изменяет качество постановочной работы, он ставит на афише и свое имя. Как пример таких случаев я привел обычай МХАТ I.

Отзыва, приписанного мне В. Федоровым, о моем учителе К. С. Станиславском я не допускал и не мог допустить. Мое огромное уважение к его таланту и деятельности хорошо известно моим ученикам, и я убежден, что К. С. Станиславский в качестве опытнейшего театрального деятеля легко поймет характер выступления В. Федорова, оценит его по достоинству и не допустит ему испортить отношения, которыми я дорожу".

 

116*

Письма и телеграммы к Н. А. Смирновой печатаются по машинописным копиям, хранящимся в Музее МХАТ (архив КС). Подлинники не обнаружены.

Смирнова Надежда Александровна (1873--1951) — актриса, педагог, режиссер, театрально-общественный, деятель. Играла в провинции, затем в театре Корша и с 1908 по 1928 г. — в Малом театре. Заслуженная артистка РСФСР. Автор «Воспоминаний» (М., ВТО, 1947), многие страницы которых посвящены Художественному театру и К. С. Станиславскому.

1Николай Ефимович — Эфрос, муж Н. А. Смирновой, скончался 6 октября 1923 г.

2 К. С. Станиславский высоко ценил H. E. Эфроса как автора многочисленных статей и ряда книг о Художественном театре. Характеристику H. E. Эфроса он дал в книге «Моя жизнь в искусстве» (Собр. соч… т. 1, стр. 227) и в речи на вечере памяти H. E. Эфроса 6 октября 1924 г. (Собр. соч., т. 6).

 

117*

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС).

1 Книга «Моя жизнь в искусстве» (М., ГАХН, 1926).

 

118*

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС). Подлинник у адресата не сохранился.

Филиппов Владимир Александрович — историк театра, критик; профессор, заслуженный деятель искусств.

 

119*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ, ф. 878, оп. 1, ед. хр. 1905.

1 А. И. Южин писал К. С. Станиславскому 20 октября 1926 г.: "… Горячо благодарю Тебя за огромное наслаждение, доставленное мне Твоей книгой. Я подряд второй раз ее перечитываю с возрастающим интересом и упиваюсь простотой, искренностью и силой, с какими она написана, а с другой стороны — разъясняю себе многое, что до сих пор мне не было ясно и понятно в созданном Тобою и Володей деле".

2 Получив от К. С. Станиславского книгу, А. И. Южин 23 октября 1926 г. писал ему: «Уж как и благодарить Тебя за Твой дорогой подарок, я и не знаю. Те несколько слов, которые я включил в письмо к Тебе — точное выражение моего радостного впечатления от Твоей книги, и я жду сам случая подробнее обо всем поговорить» (Музей МХАТ, архив КС).

3Мария Николаевна — Сумбатова, жена А. И. Сумбатова-Южина.

 

120*

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС).

1 Написано по случаю торжеств в связи с переименованием 26 ноября 1926 г. Студии им. Евг. Вахтангова в Государственный театр им. Евг. Вахтангова.

 

121*

Печатается по машинописному тексту, подписанному К. С. Станиславским, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

1 28 ноября 1926 г., в день открытия сезона Оперной студии им. К. С. Станиславского в новом помещении, И. М. Москвин и В. И. Качалов от имени всей труппы МХАТ послали Константину Сергеевичу приветствие: «Генеральную репетицию и сегодняшний спектакль [»Царская невеста"] «старики» МХАТ душой вместе с вами. Верим в вас и ждем больших побед" (Музей МХАТ, архив КС).

 

122*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

1 Вторая студия МХТ была организована К. С. Станиславским и режиссером МХТ В. Л. Мчеделовым в ноябре 1916 г. из бывших учеников закрывшейся театральной школы актеров Художественного театра Н. Г. Александрова, Н. О. Массалитинова, Н. А. Подгорного. За период своего самостоятельного существования при МХТ студия поставила спектакли: «Зеленое кольцо» З. Гиппиус, «Младость» Л. Андреева, «Узор из роз» Ф. Сологуба, «Сказка об Иване-дураке и его братьях» Л. Н. Толстого, «Гроза» А. Н. Островского, «Разбойники» Шиллера, «Дама-невидимка» Кальдерона, «История лейтенанта Ергунова» И. С. Тургенева, «Елизавета Петровна» Д. Смолина и др.

2 Соединение Второй студии с основной труппой МХАТ (лето 1924 г.) было благотворно для молодых актеров. Совместные работы «стариков» и молодежи в сезон 1925/26 г., особенно над такими спектаклями, как «Пугачевщина» К. А. Тренева, «Горячее сердце» А. Н. Островского, «Дни Турбиных» М. А. Булгакова, дали возможность молодежи воспринять театральную культуру старшего поколения, а театру — показать советскому зрителю целую группу талантливых молодых актеров.

3 В своем обращении к Всесоюзному обществу культурной связи с заграницей Станиславский так определяет «идею», ради которой основывались студии:

«Студия, по моей мысли, — место режиссерских исканий как в отношении исполнительства, так и в сфере внешнего оформления пьес, и питомник молодых артистов для МХАТ. Студия — только филиал МХАТ, подчиненный его художественному и административно-финансовому руководству, и артисты студии должны выступать в массовых сценах и менее ответственных ролях. Эти надежды осуществились только отчасти. Студии почти с самого возникновения стали стремиться к независимости, сначала административно-финансовой, а потом и художественной, и обратились в обычные театральные предприятия, потеряв характер „студийности“ (25 апреля 1926 г. Машинописная копия Музея МХАТ, архив КС).

4 На торжественном утреннем заседании в честь 10-летия Второй студии 27 декабря 1926 г. К. С. Станиславский выступил с речью, обращенной к молодежи театра (см. статью В. А. Вербицкий, Вторая студия. Из воспоминаний, „Ежегодник МХАТ“ за 1946 г., М., 1948, стр. 554--555, и Собр. соч., т. 6, стр. 217).

 

 

1 Костюмы по эскизам А. Я. Головина к спектаклю МХАТ „Безумный день, или Женитьба Фигаро“.

 

124*

1Особенно мне жаль зазасцев — участников неосуществленной постановки оперы „Заза“ Леонкавалло в Оперной студии им. К. С. Станиславского.

 

125*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

Митропольская Александра Васильевна (1882--1945) — пианистка, концертмейстер Художественного театра с 1906 г. до конца своей жизни.

 

Печатается по подлиннику из личного архива С. Г. Кара-Мурзы.

Кара-Мурза Сергей Георгиевич (ум. 1956) — историк театра, критик, автор ряда книг и статей о Малом театре.

1»Ганнеле" — фантастические сцены в двух действиях Г. Гауптмана; пьеса была поставлена К. С. Станиславским на сцене Солодовниковского театра (антреприза М. В. Лентовского) с участием артистов Общества искусства и литературы. Первый спектакль состоялся 2 апреля 1896 г.

2 На титульном листе этого экземпляра «Ревизора» (Спб., Печатано в типографии А. Плюшара, 1836) имеется автограф Н. В.. Гоголя: «Моему доброму и бесценному Михаилу Семеновичу Щепкину от Гоголя». На кожаном переплете, окантованном серебром, — две серебряные дощечки: на верхней — в виде ленточки — выгравировано: «К. С. Алексееву»; внизу, на серебряной дощечке в размер визитной карточки с завернутым углом, текст: «Передаю достойнейшему. М. Лентовский. 2 Апреля 96 г.» (Рукописный отдел Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, Шифр: М. 10941.)

3 Здесь неточность. В «Отчете Московского и Румянцевского музея за 1913 г.» (стр. 14--15) сказано: «В день празднования 50-летия [3 апреля 1913 г.] Музею был передан К. С. Станиславским экземпляр „Ревизора“ с собственноручными пометками Н. В. Гоголя и участников первого представления этой пьесы на сцене Малого театра. К этому же дню был передан Музею труппой Московского Художественного театра древний складень».

 

1 О работе Станиславского над спектаклем «Женитьба Фигаро» Бомарше см. в книге: Н. Горчаков. Режиссерские уроки К. С. Станиславского, изд. 2, М., «Искусство», 1951, стр. 355--394.

2Иван Яковлевич — Гремиславский.

3 Головин по просьбе Станиславского сделал новый эскиз для сцены свадьбы. Вспоминая о совместной работе с Головиным, Гремиславский писал: «Эскизы сцен „Свадьбы“ и „Комнаты Марселины“ он сделал чрезвычайно красивыми, хотя задание ему давалось иное. Свадьба должна была происходить на заднем дворе. Но он и его изобразил празднично, на фоне стены с стеклянной галлереей, в стеклах которой отражается вечернее небо… Режиссура настаивала на новых эскизах, так как в план постановки входило показать контраст между пышностью покоев и парка графа и задворками дворцовой челяди» (И. Я. Гремиславский, Режиссеры и художники MXАT, журн. «Искусство», 1938, No 6).

 

128*

 

1 Очевидно, новые эскизы декораций к «Женитьбе Фигаро» Бомарше.

 

129*

Письма к Н. П. Россову печатаются по машинописным копиям, хранящимся в Музее МХАТ (архив КС). Подлинники адресата не сохранились.

1 H. П. Россов обратился к К. С. Станиславскому с просьбой предоставить ему в один из понедельников сцену Художественного театра для юбилейного спектакля «Гамлет» с его участием и позволить исполнителям спектакля воспользоваться костюмами постановки «Гамлета» в Художественном театре (1911 г.). (Письмо без даты. Музей МХАТ, архив КС).

 

130*

Написано к 35-летию сценической деятельности В. В. Лужского, начавшего свой творческий путь в Обществе искусства и литературы учеником музыкально-драматического училища Общества.

1 В. В. Лужский был первым исполнителем роли князя Ивана Петровича Шуйского в спектакле «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого (1898); он играл Ивана Мироныча в одноименной пьесе Е. Н. Чирикова (1905); профессора Серебрякова в «Дяде Ване» А. П. Чехова (1899); Бубнова в «На дне» М. Горького (1902). В «Чайке» А. П. Чехова (1898) Лужский исполнял роль Сорина. На роль Большинцова в пьесе «Месяц в деревне» И. С. Тургенева Лужский был введен в сезон 1911/12 г. Мамаев — его роль в пьесе А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (1910), В «Продавцах славы» П. Нивуа и М. Паньоля (1926) Лужский исполнял роль Башле. См. воспоминания Станиславского о В. В. Лужском в 6-м т. Собр. соч., стр. 301.

2Перетта Александровна — жена В. В. Лужского. Елизавета Сергеевна — Телешева, в то время жена Е. В. Калужского. Женя и Саша — Е. В. и А. В. Калужские, сыновья В. В. Лужского.

 

131*

 

1 В письме от 4 апреля 1927 г. Н. А. Смирнова напоминала К. С. Станиславскому о его обещании посетить Студию Малого театра. «Быть современником Станиславского и ни разу не увидеть его в стенах Малого театра, — говорит молодежь,-- уж очень обидно» (Музей МХАТ, архив КС).

2 «Богема» — опера в четырех действиях на сюжет романа Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы», музыка Д. Пуччини. Поставлена в Оперной студии им. К. С. Станиславского 12 апреля 1927 г. (постановка К. С. Станиславского и В. С. Алексеева; режиссеры В. С. Алексеев, В. В. Зелесская; художник В. А. Симов).

3«В буре времен» («У перевоза») — опера А. Ф. Гедике, учебная работа Оперной студии им. К. С. Станиславского (режиссер В. В. Залесская).

«Растратчики» — пьеса в четырех действиях В. Катаева. Художественный руководитель постановки К. С. Станиславский, режиссер И. Я. Судаков, художник И. М. Рабинович. Премьера спектакля состоялась 20 апреля 1928 г.

4 Н. А. Смирнова отвечала К. С. Станиславскому: «Вы писали мне о том, что не знаете, как взглянет на это Владимиров, но он очень приветствует это» (письмо от 18 сентября 1927 г., Музей МХАТ, ахрив КС).

 

132*

Печатается по подлиннику из личного архива Б. Г. Иванова.

Иванов Борис Григорьевич (р. 1908) — кинорежиссер.

18-летним юношей Б. Г. Иванов приехал из Рязани в Москву, мечтая стать актером. В письме от 20 марта 1927 г. он обратился к К. С. Станиславскому с вопросом: «Что нужно для того, чтобы быть актером? Какие природные, как внешние, так и внутренние, данные нужно иметь для этого?» (Музей МХАТ, архив КС).

1Е. Н. Рощина-Инсарова (Пашенная) (р. 1884) дебютировала в 1898 г. в Виннице. С 1905 по 1909 г. играла в Малом (Суворинском) театре в Петербурге; затем выступала в Александрийском, в Московском Малом театре и снова в Петербурге, Пользовалась большим успехом в ролях Катерины в «Грозе» А. Н. Островского, Нины в «Маскараде» М. Ю. Лермонтова, а также в ролях современного репертуара (пьесы Л. Н. Андреева, С. А. Найденова и др.). После Октябрьской революции эмигрировала.

 

133*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ, ф. 837, оп. 1, ед. хр. 325.

Датируется по дню празднования 35-летия литературно-общественной и 25-летия режиссерской деятельности Н. А. Попова. См. письма к нему в 7-м томе Собр. соч.

 

1 Закрытая генеральная и публичные генеральные репетиции спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» состоялись в МХАТ 21, 22 и 26 апреля 1927 г.

 

1 28 апреля состоялась премьера спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро», на которой А. Я. Головин не мог присутствовать по болезни.

 

136*

1 Адвокат Н. В. Комодов был одним из учредителей Общества друзей Оперной студии им. К. С. Станиславского.

2 Броннер Елена Борисовна и Вольф Моисеевич — врачи, сотрудники санатория Цекубу в Кисловодске.

3Фромгольд Егор Егорович — профессор-терапевт, много лет лечил К. С. Станиславского.

4Володя — В. С. Алексеев.

 

137*

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС). Подлинник не обнаружен.

1 За первый сезон, проведенный в новом помещении, Оперной студией им. К. С. Станиславского были подготовлены и показаны зрителю оперы «Царская невеста» и «Богема».

2 Станиславский имеет в виду практические упражнения артистов в сольфеджио, арпеджио, занятия по постановке дыхания, дикции и пр.

 

138*

Датируется по упоминаемому в письме отъезду из Кисловодска В. И. Качалова — 31 августа 1927 г.

1Аксельрод (литературный псевдоним — Ортодокс) Любовь Исаковна (1868--1946) — философ и литературовед, один из старейших членов РСДРП.

2Кугель Александр Рафаилович (1863--1928) — театральный критик, журналист, автор ряда книг о театре, редактор и издатель, совместно сЗ. В. Холмской, еженедельного иллюстрированного журнала «Театр и искусство» (1897--1918). А. Р. Кугель отрицательно относился к Художественному театру и почти всегда резко критиковал режиссерское и актерское творчество К. С. Станиславского. (См. письма, помещенные в 7-м томе Собр. соч., где Кугель и его критические статьи упоминаются много раз). Впоследствии отношение Кугеля к МХАТ и его деятелям несколько изменилось.

3 А. А. Яблочкина рассказывает в своих воспоминаниях о В. И. Качалове: «Как-то нас попросили участвовать в нашем санатории в концерте, и мы втроем прочли, вернее, проиграли сцены из пьесы Островского „На всякого мудреца довольно простоты“. Качалов — Глумов, Станиславский — генерал Крутицкий и я — Мамаева. Мои сцены с тем и другим. Помню, я очень волновалась, готовясь играть с „художниками“, но мы остались довольны друг другом. Я не чувствовала никакой неловкости с непривычными партнерами, и публика нас очень хорошо принимала». (Сб. «Василий Иванович Качалов», М., «Искусство», 1954.)

4Наталия Гавриловна — Тимашева, домашняя работница; позднее взяла на себя уход за Константином Сергеевичем, когда он надолго заболел.

 

139*

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС).

Телеграмма отправлена из Москвы во Францию, где в местечке Жуан-ле-Пен около Ниццы 17 сентября 1927 г. скончался Александр Иванович Сумбатов-Южин.

еще рефераты
Еще работы по иностранным языкам