Лекция: Ордынское владычество на Руси.

Новгород Великий и Псков, как и большинство других русских земель, попали в вассальную зависимость от улуса Джучи (Золотой Орды, как его называли на Руси) – одного из четырех улусов, на которые в середине XIII в. распалась огромная империя монголов (другими улусами (государствами) были: великого хана Хубилая с центром в Каракоруме (Китай, Монголия), Хулагу – Иран и соседние земли, Чагатая – Средняя Азия и др.).

Великим князем владимирским после гибели Юрия Всеволодовича стал его брат Ярослав. По требованию Батыя он явился в 1243 г. в Сарай-Бату. Князь, принятый «с великою честью», получил волей хана ярлык на великое княжение владимирское. Батый и его преемники власть на Руси осуществляли не сами непосредственно, а через вассалов – русских князей. При этом ханы постоянно стравливали князей друг с другом, ревниво следили за их политикой, не давая никому чрезмерно усиливаться. Черниговского князя Михаила Всеволодовича, не склонного к покорности, убили в Орде. Другой князь – гордый Даниил Галицкий, тоже вызванный к Батыю, вынужден был стать его вассалом. Всех князей утверждали на престолах в Золотой Орде.

Князьям выдавали ярлыки – ханские грамоты, утверждавшие их назначение.

Не избежал злой участи и Ярослав Всеволодович – его отравили в Каракоруме в 1246 г. Туда же вызвали и сыновей погибшего – Александра и Андрея. Однако братья, опасаясь, что и с ними поступят так же, как с отцом, не спешили. Тем временем в Золотой Орде назначили преемника на русский великокняжеский стол – Святослава, брата Ярослава.

Наконец, в Каракорум прибыли (1247) Александр и Андрей Ярославичи. Великим князем владимирским там назначили Андрея Ярославича, а Александр получил ничего не значивший уже титул великого князя киевского. Таким образом завоеватели, очевидно, хотели поссорить братьев. Лишь через пять лет, в 1252 г., Александр стал «старейшим» на Руси, но «из рук» Батыя.

Власть над Русью Орда поддерживала с помощью постоянного террора. В русских княжествах, городах расположились ордынские отряды во главе с баскаками – представителями хана, задачей которых было поддерживать порядок, послушание князей и их подданных, главное же – наблюдать за исправным сбором и поступлением в Орду дани с Руси, того «ордынского выхода», о котором с горечью и болью упоминают летописи и сказания.

С целью учета плательщиков дани их «сочли в число», т. е. провели перепись населения. Начали ее еще в середине 40-х гг. XIII в. в Киевской земле; одни русичи должны были платить дань натурой – звериными шкурками, других продавали в рабство. В 1257 г. ордынские «численники» переписали население во Владимиро-Суздальской и Рязанской землях. Людей при этом разделили на десятки и сотни, тысячи и десятки тысяч. Так Орде легче было облагать народы завоеванных стран налогами, всякими поборами, исчислять поступление денег и воинов в ордынское войско – ханы, помимо прочего, «гоняли людей, велели им воевать вместе с собой».

От налогов ханы освободили только духовенство. Они понимали, что священники имеют немалое влияние, и давали иерархам русской церкви ярлыки на льготы в податях и повинностях. Александр Невский и митрополит всея Руси Кирилл добились образования в Сарае русской епис- копии. Она обслуживала религиозные потребности русских людей, которых немало скопилось в Орде. Церковные земли охранялись ханскими чиновниками, но во время набегов они нередко подвергались разорению.

С жителей брали не только дань, но и другие налоги: поплужное (подать с плуга), ям (сбор для поддержания ямской гоньбы – почтовой службы), «корм», собирали подводы, воинов, ремесленников.

Восстания на Руси. Ордынские «рати». В 1257 г. весть, пришедшая из Суздальской Руси, взбудоражила новгородцев: они узнали, что ордынцы начали там перепись жителей. Вскоре появились «численники» и в Новгороде. Здесь начались волнения, восстания. Их участники расправились с посадником Михаилом Степановичем. Переписи особенно активно противились «меньшие люди»; «большие люди» – бояре, другие богатые люди – склонялись к послушанию Орде.

В Новгород приехали великий князь владимирский Александр Невский и ордынские послы. Юный сын Александра Василий, бывший тогда князем в Новгороде, был на стороне новгородцев, не соглашался с отцом; в знак протеста он уехал в Псков. Отец же понимал, что бросать вызов Орде Руси не под силу. Последовали расправы над мятежниками: одним носы отрезали, другим выкалывали глаза. Сыну же Александр Ярославич приказал оставить Псков, и тот не стал перечить отцу, вернувшись во владимиро-суздальские земли. Под угрозой появления ордынских войск новгородцы сдались.

Зимой 1259 г. в Новгороде появились в сопровождении Невского и иных русских князей «численники» из Орды. Они приступили к делу. Новгородцы снова «издвоишася» – разделились надвое: бояре уговаривали «меньших людей» пойти на перепись, а те пытались избежать ее. Но их сопротивление снова подавили, и монголы начали ездить по дворам, переписывать их обитателей.

В те же 50-е гг. жители Галицко-Волынской Руси во главе с князем Даниилом боролись против ордынского военачальника Куремсы. Его войско отбили от Владимира- Волынского и Луцка, а князь Даниил захватил в 1254 г. семь городов, занятых ранее ордынцами. Однако пять лет спустя другой ордынский воевода – Бурундай восстановил зависимость Галицко-Волынской Руси от Золотой Орды.

В 1262 г. восстали жители Владимира, Суздаля, Ростова, Ярославля, Устюга Великого. Начали ростовцы – по решению веча они изгнали из города откупщиков-мусуль- ман, которым ханы давали право на сбор податей; некоторых из них убили. В Ярославле восставшие убили бывшего монаха Изосиму, который перешел в мусульманство и вместе с другими откупщиками собирал дани и пошлины. По некоторым сведениям, восставших поддерживал и вдохновлял великий князь владимирский Александр Невский.

Восстания в городах Северо-Восточной Руси в 60-е гг. XIII в. стали одной из причин отмены позднее откупной системы и постепенной передачи сбора «ордынского выхода» в руки русских князей.

В 1263 г., возвращаясь из Орды, в городе Городце на Волге умер Александр Ярославич, возможно, отравленный в ханской ставке. «Зашло солнце земли Суздальской»,– сказал на его отпевании митрополит Кирилл.

С новой силой разгорелись несогласия, усобицы между князьями. Их разжигали ханы и баскаки. Сыновья Невского – переяславский князь Дмитрий и городецкий князь Андрей – схватились в борьбе за владимирский стол. Он переходил то к одному, то к другому, в зависимости от благорасположения ордынских повелителей. При этом Андрей не гнушался приводить из Орды татарские отряды, и они огнем и мечом проходили по городам и весям Руси, жгли и грабили, уводили пленников.

В те годы русские люди, доведенные до отчаяния тяжкими данями, поборами и вымогательствами, нередко поднимались на ордынцев.

Куряне во главе с князем Святославом разгромили слободу баскака Ахмата. Восставшие ростовчане изгнали из своего города ордынцев в 1289 г. А ярославцы не пустили к себе в город ханского посла. Ответом на все эти выступления были новые ордынские рати.

В 1293 г. Андрей Александрович, вновь выступивший против брата, привел на Русь ордынцев во главе с военачальником Туданом (Дюденем). Вместе с дружинами го- родецкого и других князей они опустошили Владимир, Суздаль, Юрьев, Москву, Волоколамск и другие города. Надолго им запомнилась страшная «Дюденева рать», как и другие рати, за ней последовавшие. Но Русь начинает все активнее противостоять Золотой Орде.

Батыево нашествие положило неизгладимый рубеж в истории Руси, поделив ее на две эпохи – до «Батыева нахождения» и после него, домонгольскую Русь и Русь после нашествия монголов. Именно с этого времени началось отставание Руси от ряда западноевропейских стран. Если там продолжался хозяйственный и культурный прогресс, возводились прекрасные сооружения, создавались литературные шедевры, не за горами была эпоха Возрождения, то Русь лежала, и еще довольно долго, в руинах.

Ордынское иго на Руси сыграло, несомненно, отрицательную роль. Это признает подавляющее большинство историков, публицистов, литераторов, хотя высказывались мнения о том, что иноземное владычество оказало и положительное воздействие на развитие Руси – укрепление там государственного порядка, ослабление княжеских усобиц, заведение ямской связи и т. д. Конечно, более чем двухвековое господство ордынцев привело, помимо прочего, к обоюдным заимствованиям – в хозяйстве, быту, языке и прочем. Но главное – нашествие и иго отбросили русские земли назад в их развитии. Ордынские властители отнюдь не содействовали централизации на Руси, объединению ее земель, а, наоборот, препятствовали в этом. В их интересах было разжигать вражду между русскими князьями, не допускать их единства. Все, что происходило в эти годы в плане дальнейшего развития Руси, делалось против их воли, волей русских людей, оплачивалось ими дорогой ценой.

 

ДОКУМЕНТЫ

О Нашествие Батыя на Русь. Из летописи

В лето 1237. Зимою пришли из восточной стороны на Рязанскую землю лесом безбожники татары и начали воевать Рязанскую землю и захватили ее до Пронска, попленили Рязань всю и сожгли и князя их убили. Схваченных же одних рассекали, других стрелами расстреливали, а иным назад руки связывали. Много же святых церквей огню предали, монастырей и сел сожгли… потом пошли на Коломну. В ту же зиму. Пошел [князь] Всеволод сын Юрьев, внук Всеволода, против татар и сошлись около Коломны, и была сеча великая, и убили у Всеволода воеводу Еремея Глебовича и иных мужей много… и прибежал Всеволод во Владимир с малой дружиной, а татары пошли к Москве. В ту же зиму взяли Москву татары и воеводу убили Филиппа

Нанка, [павшего] за правоверную христианскую веру, а князя Владимира Юрьевича схватили руками, а людей от старца и до сущего младенца перебили, а город и церкви святые, и монастыри все, и села сожгли и, захватив много имущества, отошли. В ту же зиму. Выехал [князь] Юрий из Владимира с малой дружиной, оставив вместо себя сыновей своих Всеволода и Мстислава, и пошел на Волгу с племянниками своими с Васильком, и со Всеволодом, и с Владимиром и стал на [реке] Сити станом, ожидая к себе брата своего Ярослава с полками и Святослава с дружиною своею.

еще рефераты
Еще работы по истории