Лекция: ХРАМ ШАО-ЛИНЬ
Дахань -— времена больших холодов. Трудно играть на ситаре без струн. .
Протяжно свистел и выл январский белый ветер.
Треща воронами, срывались вниз с вершин ледяные глыбы, превращаясь на бегу в грохочущий горный обвал.
Хрипели черные волки.
Дрожали синие птицы.
Бодхи шел навстречу режущему лицо ветру-ножу.
По обледенелой дороге, в седой бушующей ночи он шел в храм Шао-Линь.
У закопченных древних ворот с резной крышей он остановился и постучал.
На него смотрели закрытые засовы и замки страха.
Храм Шао-Линь
Сделав шаг назад и развернувшись, Бодхи нанес по воротам страшный удар ногой.
С хрустом разлетелись засовы и створки. С треском рухнули щепы ворот на землю.
В храме шла ночная служба.
В большом зале со статуей Будды сидели перед настоятелем монахи и читали сутры.
Увидев Бодхи, настоятель поднялся:
— Слушайте меня, познающие путь Будды.
Вот вам новый настоятель.
Его имя Да-Мо.
Монахи посмотрели на Бодхи.
Поклонились.
И продолжили чтение молитв.
Монастырь Шао-Линь жил размеренной, дремотной жизнью. В нужное время били в гонг. В положенный час ели и спали.
Сидя друг против друга, шептали, сипели, читали сутры и молитвы.
Лица монахов были
серыми, обрюзгшими, равнодушными, высокомерными.
Тела монахов были
жирными, вялыми, дряблыми, грузными.
Движения монахов были
тягучими, тяжелыми, ленивыми, шаркающими.
Дыхание монахов было
хрипящим, задыхающимся, сиплым, неслышным.
Дух в коридорах, залах и кельях стоял
тяжелый, затхлый, кислый, тошнотворный.
Монахи не работали. Монахи читали молитвы. Монахи искали Путь.
Монахи желали стать Архатами и, достигнув Просветления, жить на Небесах рядом с Буддой.
Все работы в монастыре исполняли рабы и бывшие преступники, подаренные богатыми почитателями Будды.
Храм Шао-Линъ
Работали и миряне, видевшие в монахах надежду попасть в Западный Рай Будды Амитабы. Было тепло, жарко, душно. Пахло болезнью, старостью, невежеством и гнилью.
Под светом свечей, лампад, светильников, факелов толстые тени бормотали бесконечные, вязкие молитвы.
Неожиданно стих свирепый ветер.
Улеглась пурга, и в небе показалось бледное солнце.
Бодхи вышел во двор.
Постелил свой красный плащ и сел напротив западной стены.
Рабы, слуги, наемные работники с удивлением смотрели
на бородатого, лохматого человека,
неподвижно сидящего в асане Лотоса на холодном ветру.
В полдень вышли во двор грузные монахи.
Посмотрели.
Пошушукались — и быстро удалились в свои теплые кельи.
Девять дней и ночей сидел напротив стены царевич.
Глядя на морщины древней кладки, на разводы и пятна, на камни, глину и кирпичи, Бодхи размышлял.
Три дня — как изгнать из тела и Души монахов жир невежества и грязь равнодушия.
Три дня — как привести их от бесформенности к символу, а потом от символа к хаосу — преддверию Пустоты.
Три дня — как научить монахов состраданию и видеть Поток, мосты и звезды внутри себя.
На десятый день рано утром монахи собрались за спиной сидящего царевича.
Переглядывались.
Перешептывались.
Перетаптывались.
Рябой, круглый лицом и телом монах сделал шаг из толпы:
— Наставник Да-Мо, сегодня день проповеди.
Вы должны прочитать нам наставление.
Бодхи легко поднялся.
Прдошел к стене и провел по ней рукой.
Храм Шао-Линъ
Внезапно развернулся и ударил по ней кулаком-молотом.
Замерли монахи. Замерли рабы во дворе.
Замерло время.
В полной тишине толстая, древняя, почерневшая стена с грохотом рухнула.
Бодхи развернулся — и все увидели страшное лицо гневных джунглей Бхараты:
— Вонючие, кожаные мешки с костями! Чтоб через мгновение все вышли во двор!
На холодном ветру, в шахматном порядке стояли на коленях во дворе монастыря сто монахов.
Лица их были красными, руки синими.
Они дрожали и хлюпали.
У многих из носа текла кровь.
Бодхи ходил между сидящими и жестко бил их посохом по спинам и головам.
Ударяя, Бодхи смотрел на бритую голову:
— Где ваш Будда?
Час шел за часом. Начинало темнеть.
Голодные, холодные, избитые монахи плакали, но не смели сказать слова без разрешения.
А Бодхи ходил и ходил между ними, мерно и точно ударяя каждого посохом по голове.
Рабы и работники смотрели удивленно и весело. Они знали, что в храме давно бродят высокомерие, алчность, похоть и лень.
Наступила ночь.
Но Бодхи не отпускал монахов.
Его удары становились все сильнее и сильнее.
Наконец, монахи услышали:
— Вставать вы будете в пять утра. И будете отныне работать. День без работы — день без еды.
Время рождения весны — Личунь.
В котле, где жарят рыбу, нет места для снега.
Храм Шао-Линь
В темноте утра монахов поднял крик джунглей. С телами в синяках и кровоподтеках они испражнились, умылись и собрались в большой зале. Бодхи поднял посох:
— Отныне вы будете спать на полу в зале для созерцаний. Все вместе будете вставать и идти в зал Будды. Здесь вам дадут чашку риса и пиалу отвара. Затем вы будете работать во дворе, в поле, в зале.
После завтрака Бодхи разделил монахов по десять человек. Им раздали лопаты и ножи. Никто не возмущался. Монахам было страшно. Страшно и больно.
Монахов вывели за стены монастыря в большое поле, заваленное камнями высохшей реки.
Бодхи приказал всем очистить поле от валунов и речной гальки.
Дул холодный, пронизывающий ветер.
Скрипели под заносами старые сосны и ели.
Выли в горах голодные, хриплые волки.
И бежать было некуда.
Все дороги были покрыты многометровыми завалами снега.
До самой темноты монахи уносили с поля острые камни.
По одному, по двое, по трое
они, обливаясь застывающим потом, * k
тащили, катили, волокли
кругляки, булыжники, обломки скалы и льда.
Десять дней ада.
Десять дней ударов по спине и голове.
Когда поле было расчищено, Бодхи приказал каждому монаху начать рыть яму.
Он сам расставлял учеников Будды по периметру квадратного поля величиной в четыре гектара. Земля была замерзшая.
Под слоем снега и льда появились новые камни. На, черных руках появились желтые волдыри мозолей.
Храм Шао-Линь
Каждый день Бодхи лично проверял глубину ямок и нещадно колотил нерадивых.
Вначале монахи стояли по колено в своих ямах.
9
Потом углубились по пояс.
Бодхи приказал рыть ямы в рост человека.
И многие монахи подумали, что роют себе могилу.
Но день сменял ночь — и ямы постепенно углублялись.
По приказу Бодхи кузнец и повар храма носили завтрак монахов в поле и ставили чашки с рисом на краю ям.
Монахам приходилось выползать из углублений, чтобы добраться до еды.
Наступило время дождевой воды — Юй-Шуй.
Сверху падает крыша, снизу пылает пол,
слева летит снежная буря, справа несется горная река —
а ты вспомни запах земляники и улыбнись!
Рано утром Бодхи собрал монахов в зале созерцания: — Отныне у вас не будет утренней молитвы. Вместо этого вы будете изучать искусство дыхания и движения. Встаньте шахматами. Монахи были голодны и злы. Монахи были в отчаянии.
В оборванных одеяниях, осунувшиеся, они повторяли все вслед за царевичем, которого боялись и ненавидели.
В месяце Дахань Бодхи научил монахов, быстро разбегаясь, перестраивать свои ряды.
За две недели, бегая перед сном по залу, они выучили фигуры: шахматы, круг, треугольник, квадрат, полукруг и стену.
Бодхи показал монахам дыхание животом.
Медленно объяснил и показал, как вместе с воздухом в человека входит энергия Ци.
Показал чакру Манипуру, где собирается энергия Ци.
Теперь каждое утро монахи начинали с дыхательных упражнений.