Лекция: ЧАСТЬ 1 1 страница

Встаньте, расставьте ноги на ширине плеч. Расслабьте колени. Держа правую руку ладонью вниз, коснитесь ею пола впереди и чуть левее вашей левой ступни. Пусть в 1ши колени сгибаются и поворачиваются так, чтобы вам было легко выполнить движение. Не переставляйте ноги. Касайтесь пола и возвращайтесь в исходное положение много раз, до тех пор, пока движение не станет для вас привычным. Продолжайте выполнять движение и каждый раз, когда наклоняетесь к полу и поднимаетесь обратно, следуйте траектории своего таза.

Теперь представьте, где бы оказались ва­ши колени, если бы вам пришлось продол­жать следовать за движением таза, стоя в позе, когда рука соприкасается с полом. Что будет делать ваше тело и где в конце концов приземлится ваш зад? Движение должно вы­полняться непрерывно, без остановок и без каких бы то ни было изменений. После того как вы дотронулись до пола, оставьте на этом месте ладонь и, не меняя положения

Искусство движения. Уроки мастера

ног, позвольте ступням поворачиваться в одном с вами направлении. Вы обнаружите, что будете закручиваться до тех пор, пока не сядете по-турецки, глядя в сторону, проти­воположную той, с которой начинали. Те­перь поднимитесь, не отрывая руки от пола, где вы его коснулись, когда садились. Долж­но повториться то же восходящее винтовое движение, и таз должен пойти по той же тра­ектории. Заметьте, какая нога каждый раз оказывается поверх другой, когда вы так са­дитесь. Достигнув непрерывности восходя­щих и нисходящих движений, попробуйте то же самое выполнить левой рукой, на этот раз дотрагиваясь до пола ею. Прежде чем на­чать, несколько раз представьте себе эти движения.

[Далее следует продолжение урока.] Решите для себя, в какую сторону вы хо­тите подняться, и расположите ноги так, чтобы вам это удалось. Вы увидите, что само направление, в котором вы поворачивае­тесь, определяет, какая рука и какая нога вам в этом помогут и как нужно располо­жить ноги. Удивительно? Вы видите? Вам даже не нужно для этого раскачиваться. Как только вы представите себе свой таз, пере­станет иметь значение, какую ногу и руку вы задействуете. Ваша нога и таз очерчивают непрерывную кривую линию. И заметьте, ваши ноги и руки сами прекрасно найдут

Мойше Фельденкрайз

верное направление, хотя большинство учи­телей настаивали бы на точном времени, оп-> ределенной ноге и конкретной руке. Знайте, г вы можете выполнять движение как следует, > и эта мысль приводит в порядок каждую го­лову и каждое тело. Теперь, пожалуйста, встаньте. Это уже труднее. Решите, какой рукой вам опереться о пол, — это определит, в какую сторону вы повернетесь, чтобы сесть. И вам не придется принимать решение: по­ложив на пол руку, вы обнаружите, что низ­шая система помнит, в каком направлении поворачиваться, как сесть и что делать. Дру­гими словами, вы увидите, что можете учить­ся, схватывая все в сто раз быстрее, чем про­сто выполняя монотонные упражнения. Как только вы начнете чувствовать, восприни­мать, действовать и думать одновременно, вы обнаружите, что за десять минут вы смо­жете выучить все от и до. В процессе обуче­ния, о котором я говорю, вы, скорее всего, убедитесь, что чем человек старше, опытнее и мудрее, тем быстрее он учится. И это не имеет никакого отношения к тому, болеет ли человек артритом, имеет ли заболевание сердца или у него еще какие-нибудь пробле­мы.

Теперь дайте себе минуту на то, чтобы самим попробовать сделать все, что вам за­хочется, и подумать о том, что можно было бы улучшить в вашем движении. Одновре-

Искусство движения Уроки мастера

менно поднимите голову, посмотрите на по­толок и напрягите шею. Обратите внимание на то, что происходит с вами и с вашим ды­ханием. Вы выполняете движение по образ­цу, и все же оно бестолковое. Очевидно, раньше, сами того не осознавая, вы исполь­зовали голову гораздо лучше, чем теперь, тем не менее, вставая, вы должны суметь увидеть потолок. Каким же образом вы смо­жете правильно подняться и увидеть пото­лок? Вероятно, при помощи вашего собст­венного ощущения того, как это правильнее сделать, которое вы приобрели с опытом. Повторите то же самое, но вставайте, глядя в направлении своих половых органов. Снова выполните движение, переводя взгляд с одного человека на другого. Это означает: с себя на потолок, с потолка на себя.

[Человек, у которого болит спина, оста­навливается. Он сидит со скрещенными но­гами, высоко подняв колени. Мойше ком­ментирует.] У вас ничего не получается. Тем не менее, если вы выполните движение пра­вильно, при условии, что вы не будете его делать как гимнастическое упражнение, ваша спина пойдет на поправку. Выполняй­те его как можно медленнее, выясняя, поче­му и где вы так глупо распоряжаетесь своей спиной. Вам не нужно вставать, оставьте эту идею. Ваши ноги зажаты. Вы знаете почему? Мне бы хотелось, чтобы вы увидели и осоз-

Мойше Фельденкрайз

нали, когда функциональная интеграция сделает различие и когда никто в мире не сможет сделать это движение лучше вас. Ви­дите, эта женщина встала первой, хотя пос­ледние шесть недель у нее были боли в спине. Если сделать рентген, то будет видно, что расстояние между позвоночными диска­ми несколько сужено, и ей предложат либо корсет, или, если станет хуже, операцию. Теперь взгляните на ее колени! И на его ко­лени! Вы видите, насколько они далеко от пола? Знаете почему? Смотрите. [Мойше просит мужчину, на которого он указал, ок­руглить спину и ближе сдвинуть колени.] Посмотрите, у него поднимаются колени, значит, работают не они, а поясница. И не пытайтесь этого изменить. У вас болит пояс­ница, потому что вы счастливый человек. Боль предупреждает вас, что если вы сделае­те еще несколько неправильных движений, то у вас возникнут такие чудовищные ос­ложнения с позвоночником, что вы не смо­жете выпрямить ног и окажетесь парализо­ванным. Мы так устроены, что сначала чув­ствуем боль. Вся структура мозга, спинной мозг и позвоночник в целом устроены таким образом, что чувствительные нервы нахо­дятся снаружи, а двигательные — внутри по­звонков. Между каждыми позвонками дви­гательные и чувствительные корешки объ­единяются в нерв. Боль заставляет вас

Искусство движения Уроки мастера

тормозить двигательные корешки, чтобы вы не могли сделать причиняющего боль дви­жения и повредить двигательную часть нерва. Если бы было наоборот, то сначала вы бы оказались парализованы, а лишь затем появилась бы боль. Боль показывает вам путь к выздоровлению, чтобы на всю ос­тавшуюся жизнь вы смогли от нее избавить­ся.

Итак, чему же вы должны научиться? Сядьте, расположив ноги крест-накрест, и обопритесь на руки сзади. Попытайтесь ос­торожно поднять колени и проделайте это десять раз. Поднимайте и опускайте, стара­ясь широко их не разводить. Теперь выпол­няйте это движение мельче, но чаще, вот так — пап… пап… пап… где-то около тридца­ти раз. Обратите внимание на свое дыхание.

Сделайте около тридцати движений, до­бившись их монотонности, и вы все меньше и меньше будете препятствовать своей цели. Медленно придвиньте обе ноги чуть ближе к себе. Плавно, и лишь те, кто хорошо себя чувствует. Раскрылись ли ваши колени больше, чем прежде? Немного. А раз так, проверьте, можете ли вы уже с большей лег­костью передвигаться чуть вперед и назад. Теперь поменяйте местами ноги и снова поднимите колени. Осторожно вытяните ноги и медленно переставьте их так, чтобы они оказались к вам ближе. Можете помо-

Мойшв Фельденкрайз

гать себе руками. Передвигая ноги, располо­жите на полу правую руку позади левой. За­метьте, что, пока вы выполняете это движе­ние, ваш таз покачивается. Остановитесь и обопритесь на обе руки позади себя, оставив правую руку на месте и придвинув к ней левую. Теперь, находясь в этой позе, почти не двигаясь, представьте, что вы собираетесь-передвинуть таз так, что давление, которое, он испытывает, придется на переднюю часть-седалищной кости. Это значит, что вы не-i много выпячиваете живот и голова стано-s вится выше. Теперь сделайте наоборот и не­сколько раз плавно повторите это движение. Вы увидите, что на самом деле источник ваших неприятностей находится не внизу, где вы чувствуете боль, а выше, в дорсаль­ной части позвоночника. Много раз повто­рите движения вперед и назад. Позвольте движению самому регулировать ваше дыха­ние. Теперь поменяйте руки так, чтобы пра­вая оказалась впереди, ближе к ноге, и мед­ленно выполните то же движение. Насколь­ко оно для вас необычно? Помните о плечах, грудной клетке и грудине. Как насчет клю­чиц? А лопаток? Обратите внимание, что меняется, когда она думает о движении? Даже глаза находятся в другом месте.

Знаете, глаза человека обычно двигаются по горизонтали, в противном случае он ста­новится рассеянным. Что-то нарушает его

Искусство движения. Уроки мастера

внимание, зрение, а это признак того, что, возможно, человек испытывает боль. Теперь заведите обе руки назад и сделайте то же самое легкое движение, едва-едва. Разведите колени, и хотите вы этого или нет, но не раз­жимайте их силой. Медленно поменяйте местами ноги. Видите? У нее отличная нерв­ная система, однако разговоры мешают ду­мать. Хорошо. Теперь перенесите правую руку влево и посмотрите, можете ли вы ру­ками придвинуть ноги поближе к себе? Перенесите руки в одну сторону и проверь­те, можете ли вы подняться налево. Для больной спины это чертовски здорово. Те­перь не так больно? Нет. Вот и все, что мы можем сделать. По тому, насколько раскры­лись колени, видно, что спина практически не напряжена. (Ответ: «Да, это действитель­но так».)

Если в другой раз вы решите сделать что-нибудь в том же духе, то поймете, что боль ушла.

Чтобы добиться улучшения в короткие сроки, я работаю с человеком, используя свои руки, добиваясь таким образом необхо­димой сенсорной реакции. Когда человек годами испытывает по-настоящему сильную боль, то перестает верить, что это можно из­менить. Такой человек сам себе мешает и не выполняет движения так, как это делаете вы. Поэтому он не может поправиться, пока я

Мойше Фельденкрайз

не пройду через все вместе с ним. Я пред­ставляю себе это танцем и могу заставить его танцевать со мной. Вот что мы называем функциональной интеграцией.

Уже прошел час, и будет полезно сделать перерыв и пройтись, чтобы продолжить со свежими силами. Можете ли вы припо­мнить, что я делал? Перед тем как выйти, подумайте, что вы узнали нового, причем вспоминайте не только то, что можно запи­сать на бумаге. Кстати, я советую вам вос­кресить в памяти все, что вы хотели бы запо­мнить, и позже в своей комнате аккуратно и содержательно все записать. Так вы запише­те то, что знаете. Иначе, если вы будете пи­сать здесь и вдобавок записи будут сделаны быстро, на скорую руку, то, читая их позже, вы прочтете то, о чем мы не говорили. И уже через час вы не будете понимать, что вообще имелось в виду. Записывать — значит стара­тельно заниматься формальным обучением и упражнением, не думая головой и не ис­пользуя мыслительные способности. Такого рода обучение принесет вам совсем немного пользы — вы останетесь такими же, как прежде, — на пути к своей цели, а реализо­ваны будут лишь несколько ваших фанта­зий. Делая записи, вы останавливаетесь в развитии, к которому стремитесь.

Хорошо. А сейчас задумайтесь на минуту о том, чему мы научились, что вас поразило,

Искусство движения. Уроки мастера

что было ново. Мы затронули несколько очень важных моментов: вопрос о центре тя­жести, вопрос о том, какое движение самое лучшее, о том, что таз должен описывать не­прерывную дугу, что независимо от движе­ния он в любой момент может остановиться, продолжить свою траекторию или вернуться по той же линии движения и что не играет роли, насколько вы толсты, безобразны, красивы, стары или молоды, немощны или здоровы. Когда нервная система и мозг ра­ботают так, как сейчас работаем мы, тело наполняется церковной музыкой. (Смех.) А теперь давайте выпьем кофе. Спасибо. (Ап­лодисменты.)

Кто-нибудь хочет сказать, как можно было бы улучшить уроки, которые мы до сих пор выполняли? Возможно, кому-нибудь что-то не понравилось — метод, продолжи­тельность, детали, голос — что угодно? Все, о чем вы могли бы сказать: «Если бы это было так, я был бы по-настоящему удовле­творен». У кого-нибудь есть возражения? (Ответ: «Это выглядит банальным, но мне хотелось бы иметь возможность начинать и завершать занятия одинаково. Я чувствую себя неловко, когда хочу сесть к вам лицом, а для этого мне приходится поворачиваться спиной. Можно ли как-нибудь делать более полный поворот? Вы спрашиваете, чего мы

Мойше Фельденкрайз

добились. Мне было бы гораздо лучше, если бы я мог больше развернуться или сделать что-то в этом роде, глядя в том же направле­нии».) Еще кто-нибудь? (Ответ: «Мне слож­нее поворачиваться направо, чем налево. Как обычно, я все еще склонен поворачи­ваться налево и так и не понял почему»). Ну, это не моя вина. (Смех.) Я не шучу. Вы гово­рите о проблеме нашей терминологии, бес­полезной терминологии, которой пользуют­ся во всем мире. Теперь может ли кто-ни­будь в нескольких словах определить цель урока? (Отвечает.) Зачем мы этим занима­емся? Не разговаривайте, а хотя бы минутку подумайте и затем скажите. Может быть, сам по себе урок был довольно хороший и приятный, но у нас еще пять дней, и в том, что мы делаем, должен быть какой-то смысл, поскольку мы всегда что-то делаем с определенной целью. И это ошибочно. Что произойдет, когда вы добьетесь цели? Вам больше будет нечего делать. Важен именно способ достижения цели; например, у всех нас есть одна цель — умереть. Все ее достиг­нут. Разница между рождением и смертью заключается лишь в пути, по которому мы добираемся от одного к другому. Поэтому важна не сама цель, а способ ее достижения. Цель вторична, и не закончится ли ваша жизнь тогда, когда вы однажды достигнете какой-то цели? Вы получаете Нобелевскую

Искусство движения. Уроки мастера

премию, можете заснуть и умереть. Выигра­ли миллион долларов и — финиш. Конечно, это звучит безумно. Скорее всего, из присут­ствующих не найдется и двух человек, кото­рые пришли сюда с подобной целью. Поэто­му то, как вы сюда пришли, — вот, что важно.

Я не могу не пользоваться теми же слова­ми, что и все остальные, иначе у нас с вами ничего не получится. Однако, видите ли, я имею в виду не ту цель, о которой вы думае­те. Я говорю о том, что должна совершенст­воваться жизнь. Поэтому, если мы выполни­ли урок только для того, чтобы лучше под­ниматься и опускаться, то это было лишь его незначительной частью. До сих пор вы жили и двигались так, как двигались. И вы не чув­ствовали, что портили себе этим жизнь. И то, чему мы научились, имело некую иную цель, направленную на совершенствование всего действия в целом. Действие — это нечто, что не существует само по себе; его не может быть без ощущения, восприятия, без мышления, следовательно, улучшенное дей­ствие улучшит и нашу жизнь. Это значит, что усовершенствуются наши ощущения, восприятие, мышление и действие. И ниче­го большего делать не нужно. То, что мы де­лали, — это пример действия, наш способ его осуществления и подготовки к нему. По­чему конечный результат оказался лучше?

Мойшв фельденкрайз

Мы выяснили, что он более продуманный и что мы можем остановиться и начать все за­ново и уж, конечно, вам не нужно приседать и вставать, чтобы понять, что можно пре­рваться, вернуться на шаг назад и сделать нечто иное. Как получается, что этот способ подниматься лучше, чем другой? Одна жен­щина была недовольна тем, что поворачива­лась в другую сторону, но не смогла встать в ту позу, в которую разворачивались мы.

Дело в том, что почти все действия чело­века, как и других животных, имеют уни­кальный для каждого индивида паттерн. Когда некая группа веществ устанавливает границу — в нашем случае кожу, — она от­деляется от остального мира. Это — индиви­дуализация, т. е. существует человек и внеш­ний мир. Граница отделяет вас от остально­го мира, отделяет от него меня и образует внешний мир и меня. Теперь граница созда­ет ситуацию, когда я и внешний мир факти­чески становимся одним и тем же, потому что та часть вещества, которая является гра­ницей, не может существовать сама по себе, ей необходимо иметь возможность действо­вать, думать, двигаться, чувствовать. А для осуществления деятельности требуется энергия, которая может исходить лишь извне. Мы потребляем воздух, воду, пищу и отвергаем то, что нам не нужно. И все это проходит через границу. Следовательно, ин-

Искусство движения. Уроки мастера

дивидуализация означает разделение мира на индивидуальный и внешний мир, и связь между тем индивидуальным веществом и другими веществами, между частью вещест­ва в границе и остальным веществом приво­дит к непрерывному взаимообмену. Если такой взаимообмен между входящим и исхо­дящим веществом нарушен с точки зрения его непрерывности или умеренности, то это свидетельствует либо о заболевании челове­ка, либо о неблагополучии мира, либо о том и другом вместе.

Когда мы что-то постигаем тем спосо­бом, о котором я говорю, нам необходимо знать, что улучшает отношение человека к миру и к самому себе. А что в жизни являет­ся одной из важнейших вещей? В чем разни­ца между существованием, в процессе кото­рого происходит рост, и вегетативным, ко­торое также является жизнью? Вегетация обладает наследственностью, постоянством. Есть определенный фрукт, и данное дерево никогда не принесет другие плоды, и, следо­вательно, его семена произведут такое же де­рево и такой же фрукт. У него есть ДНК, есть все компоненты, но отсутствует движе­ние. Он пассивен. Он способен к самовос­произведению, самообслуживанию. У него происходит обмен веществ, т. е. то, что свойственно всем живым существам от бак­терии до вас самих. Однако животная жизнь

Мойше Фельденкрайз

обладает способностью к самосохранению. И в отношении движения это имеет огром­ное значение, поскольку наиболее суровым испытанием движения является самосохра­нение. Почему, например, мы поднялись, если взглянуть на это с точки зрения само­сохранения? Обычно животное не встает до тех пор, пока не слышит, не видит, не чует или не чувствует какое-то изменение в окру­жающей обстановке, которое не может при­нять за безопасное. Вспомните, как лежит собака, — навострив уши и глядя вокруг. Какое изменение в окружающей среде может подвергнуть риску ее безопасность, ее чувство самосохранения? И движения, кото­рые мы делаем, все наши движения, изна­чально выполнялись точно так же. Вообра­зите себе людей 10 000 лет назад. Какие сиг­налы заставляли их подниматься и почему для них было важно вставать плавно и бы­стро, так, чтобы не требовалась предвари­тельная перегруппировка? Почему сначала мне не нравилось, как вы выполняли движе­ния? Потому, что вы делали два или три дви­жения вместо одного. Если бы в ярде от вас была кобра, вы бы погибли. Однако с помо­щью нового движения, которому вы научи­лись, вы можете встать на ноги немедленно. Его недостаток заключается в том, что лицо вы поворачиваете в другую сторону. В этом-то и заключается проблема. Представьте, что

Искусство движения. Уроки мастера

кто-то хочет вонзить вам нож в спину. Что же произойдет, если вы, чтобы избежать этого удара, попытаетесь встать любым более подходящим способом, вместо того чтобы повернуться, как это делали мы? (Смех.) Ну же, попробуйте, вонзите нож.

[Некоторые люди в группе демонстриру­ют это. Мойше спрашивает жертву: «Почему вы так поступили?» Ответ: «Потому что при­ближался нож!»] Следовательно, это движе­ние было сделано ради самосохранения. Когда вы спокойно сидите и вдруг позади себя улавливаете шум, то поворачиваетесь в направлении возможной опасности и одним движением оказываетесь в состоянии готов­ности к действию. В ситуации реального само­сохранения вы потеряете слишком много времени, если сделаете два движения перед тем, как отреагировать.

[Обращается к кому-то из присутствую­щих]. Подойдите к ней сзади и попробуйте задушить. (Смех.) Теперь взгляните, что вы делаете, вы используете то правило, которое мы только что учили. Вы обнаружите, что ваш организм умнее вас. Он понимает, что это как раз то, что нужно делать. Итак, каков ответ? Лучший ли это способ действия? Если вы повернетесь ко мне спиной, то смо­жете лишь убежать прочь, однако это может и сослужить службу. Все зависит от расстоя­ния, на котором нападающий находится от

Мойте Фельденкрайз

вас. Если опасность еще далеко, вы можете повернуться спиной и убежать. Но если убе­гать уже слишком поздно, то вам необходи­мо быстро приготовиться. Итак, вы видите, что вопрос правильного движения первосте­пенен. Обеспечивается выживание или самосохранение, ради того и другого важно совершить движение вперед. Мы этого не делаем, поскольку в нашем образе жизни, культуре предполагается, что самосохране­ние гарантировано полицией. Многих лю­дей грабят и убивают на улице, и они даже не думают о том, чтобы совершить действие, которому мы научились, и не знают, как им убежать. Самосохранение подверглось риску, а движение выполнено плохо. Пред­положим, вы решили, что завтра поймаете восточноевропейскую овчарку и на выру­ченные от ее продажи деньги прикупите наркотиков. Если я дам вам дротик, ставлю один к ста, что всадить его в собаку вам не удастся. Что произойдет? Как собака избе­жит нападения? Я пробовал. Мои попытки сделать это запечатлены на фотографиях — у меня ничего не вышло. Собака будет стоять на месте и никуда не убежит. Но как толь­ко вы замахнетесь дротиком, она сделает легкое движение, и ваш дротик пронзит воз­дух.

Вот вам и ответ. Мы рассматриваем дви­жение с точки зрения самосохранения и на-

Искусство движения. Уроки мастера

ходим, что у качественного движения есть особые составляющие, в частности отсутст­вует предварительная реорганизация. Так что любое движение, которое имеет одно, два или три предварительных превраще­ния, — неправильное движение.

Наша нервная система устроена так, чтобы сделать самосохранение возможным, а непрерывное движение легким. Однако если вы не выполняете правильно основной задачи, то чему бы вы впоследствии ни учи­лись, это будет лишь наложением одной ошибки на другую до тех пор, пока вы не до­живете до сорока и не скажете, что ваша осанка никуда не годится. Но что это зна­чит? Что значит неправильная осанка и что такое осанка вообще? Почему считается, что если у меня так наклонена голова, то это плохо? Может, потому, что это не доставля­ет эстетического удовольствия вам? Ну, для меня нет никакой разницы, нравлюсь я вам или нет. В любом случае я уже слишком стар для того, чтобы нравиться. Итак, что же пло­хого в такой позе? Если бы я захотел прыг­нуть или залезть на дерево, я бы не смог. Мне бы пришлось сделать предварительную перегруппировку. Значит, та составляющая правильной осанки, о которой вы узнали, изучая движение, позволяет вам держаться прямо, быть быстрыми, подготовленными и гармонично удовлетворенными собой. Од-

3-7915

Мойшв Фельденкрайз

нако есть еще кое-что, о чем я отдельно не говорил. Когда вы двигаете тазом, ваши руки и ноги располагаются так, чтобы сде­лать именно то, что вам нужно. У нас одна на всех наследственность и один на всех опыт наших предков. Тело устроено таким образом, что самая мощная его часть, в ко­торой задействованы все сильные мышцы и которая несет ваш вес, — это таз. Мышцы с самым большим поперечным сечением, включая глютеальную, четырехглавую, по­ясничную мышцу, мышцу живота и боковую мышцу, расположены вокруг тазового пояса, и поэтому руки и ноги лишь перена­правляют эту силу туда, куда вам необходи­мо.

[Мойше просит человека лучше выпол­нить движение перед всей группой.] Следите за тем, как поднимаетесь. Помните, что я вам говорил, — опять неверно. Смотрите, вам мешает большой палец. Поставьте его туда и посмотрите, насколько у вас прибави­лось силы. Видите — мельчайшая деталь ва­шего движения обретает первостепенное значение, когда вы рассматриваете ее с точки зрения того, зачем движение было вы­работано у человека как вида. Оно было вы­работано, чтобы сохранить нас. Если бы наши предки не были защищены, не было бы и нас. Те, кто не выполнял движение правильно, кто подвергал опасности боль-

Искусство движения. Уроки мастера

шой палец руки, погибали и не воспроизво­дились столь же хорошо, как те, кто все делал правильно. Эту теорию предложил Дарвин. Забавно, что выживание осущест­вляется не при помощи познания того, как правильно что-то делать, а при избегании того, что угрожает вашей жизнеспособнос­ти, вашей жизни. Выживание носит нега­тивный характер; выжившие особи — это те, которые избежали гибели. Никто не всеве­дущ. Бронтозавры вымерли не потому, что не знали, насколько изменится температура. Они избегали температур, которые были для них смертельны. И так они передвигались на новые места, однако умерли, потому что температура все-таки изменилась, а они не были к этому готовы. Выжили те, кто избе­жал этой разрушительной силы благодаря мутации. Сейчас мы знаем, что это произо­шло благодаря мутации, а не потому, что они говорили себе: «Скоро возникнет атом­ная энергия, благодаря которой мы выжи­вем». Нет ни одного животного в мире, ко­торое могло бы сказать, что ему нужно сде­лать для того, чтобы просуществовать на земле еще одну тысячу лет. Я приведу вам пример, даже несколько хороших примеров. Профессор Гамбургер, французский хирург, написал чрезвычайно интересную книгу, в которой говорит о живучести дарвиновских идей. Профессор Гамбургер по своему про-

Мойшв Фельденкрайз

исхождению алжирский еврей и располагает определенными знаниями о Сахаре и Афри­ке. Он обнаружил любопытную вещь. Вам известно, что малярия — смертельно опас­ное заболевание, убивающее многих афри­канцев. В тех же местах распространена еще одна редкая болезнь — смертельное сердеч­ное заболевание, тоже очень опасное, по­скольку люди от него обычно умирают в воз­расте 6—7 лет. Однако тем, кому удалось перенести эту болезнь и вырасти, не требу­ется вакцинация против малярии. Эта бо­лезнь им не грозит. Все остальные заража­ются малярией, и этих людей комары кусают тоже, но ничего не происходит. Вот что пред­ложил профессор Гамбургер. Мы не знаем, что за люди будут те, кто продолжит сущест­вование через сто — двести лет. Профессор предлагает представить такую ситуацию: на­чалась сильнейшая малярия, и ДДТ больше не может остановить ее распространение. Вновь от малярии гибнет множество людей. И с этим необходимо что-то делать. Однако может случиться так, что те люди, которые выживут, будут иметь наследственную сер­дечную недостаточность. И именно они мо­гут стать людьми будущего. Другими слова­ми, мы не знаем, кто выживет. Но очевидно, что такая вероятность существует.

Теперь стоит еще раз вам продемонстри­ровать, что движение с точки зрения выжи-

Искусство движения. Уроки мастера

вания диктует, чтобы вы не подвергали опас­ности большой палец руки, поскольку это замедляет ваши действия. Почему это про­исходит? Потому что наша нервная система знает, что если вы всем своим весом наляже­те на большой палец, то он сломается. Зна­чит, это не жизненно необходимая, а очень даже скверная привычка. И, кстати, если по­смотреть на людей, которым не понаслышке известно, что значит драться, то будет вид­но, что они никогда не подвергнут себя опас­ности, положив большой палец туда, где его можно сломать. Это частность: но если вы хотите стать такими, какими мечтаете быть, вам придется выбросить весь тот мусор, ко­торый вы заучили и который вам не принад­лежит. Вы научились этому, подражая дру­гим и встречая у людей, которым никогда не приходилось защищаться от грабителей или в драке. Мы должны выработать совершен­но иное отношение к жизни.

И мир невозможен до тех пор, пока мы этого не поймем. Когда люди могут настоять на своем и не боятся этого, они дружелюбны друг к другу. Вот почему взрослый человек не боится ребенка и, как правило, никогда не причинит ему боли, если только он не ду­шевнобольной. Вы убьете ребенка, если он бьет или щиплет вас? Выкинете его из окна? Как вы поступите, если его сила и возмож­ности не угрожают вашему чувству самосо-

Мойшв Фельденкрайз

хранения? Поэтому слабые люди иногда со­вершают страшные дела, например, устраи­вают войны. Тот, кто достаточно силен, не испытывает страха. Хорошо. Теперь давайте продолжим с овладением движением. Мы можем столкнуться с множеством задач, ко­торые иначе решить просто невозможно. Что такое, например, правильная поза? Хо­рошая поза — это та поза, из которой можно двигаться в любом направлении. Если я хо­жу так [Мойше демонстрирует], то вы поду­маете, что у меня грыжа. Это неудобное по­ложение, так как, чтобы идти вперед, мне необходимо остановиться. Чтобы идти впе­ред, я должен либо продолжать с той ноги, либо с этой, иначе я не смогу поднять ногу. Следовательно, постоянное нахождение на обеих ногах вот таким образом — плохая по­за для движения. Однако многие люди счи­тают, что для драки она удобна. Борец начи­нает с этой позиции, поскольку знает, что сзади на него никто не нападет и двигаться ему нужно только вперед. Но если бы атака шла и спереди, и сзади, то он мог бы погиб­нуть еще до начала боя. Итак, мы вернулись к идее о том, что мы можем совершить лю­бое движение в 16 различных направлениях: вверх и вниз, вправо и влево, вперед и назад без подготовительного движения.

Теперь вы видите, как увлекательно смот­реть на вещи, вдруг осознавая, что сущест-

Искусство движения. Уроки мастера

вует такой способ управлять собой, когда начинаешь чувствовать, как растешь, спра­ведливо ценя то, что называется движением, ценя его назначение и историю его появле­ния у людей. И вот чему мы научились этим утром: выполнять движение так, чтобы это было одно движение — вниз и вверх. И сей­час вы обнаружите нечто необычное. Вста­вайте. Сделайте движение, которое мы узна­ли сегодня утром, и выполняйте его как можно быстрее. Проделайте его около деся­ти раз. Поменяйте руки. Можете таким об­разом измерить скорость движения? Сколь­ко времени у вас ушло на выполнение деся­ти движений — меньше, чем полминуты?

еще рефераты
Еще работы по истории