Лекция: Билет № 4

1) Ветхозаветное храмовое богослужение и его связь с христианским. Хотя сущность еврейского храмового богослужения были жертвы но в богослужении всегда входил музыкально певческий элемент. Таким образом храмовое богослужение превращалось в музыку и пение и на музыку и пение смотрели как на особенный вид возле вещественных жертв Пс.149,9 «Честь сия — всем святым Его. Аллилуия», Пс.50,19 «Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже», Евр.13,15 «Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его».

Согласно установлениям Моисея жертва сопровождалась звуками труб.

Ежедневное, утренние и вечерние богослужение состояло из пения левитов и музыки. У жертвенника стоял хор левитов с музыкальными инструментами и два священника с трубами. Жертву выкладывали на дрова, хор левитов начали петь псалом под музыку и жертва при этом горела. Необходимо отметить, что священные трубы, которые имели место у евреев, они символизируют наши колокола.

Пение псалма при ежедневной жертве, началось из излияния вина на жертву, потому что пение возможно только в радости сердца. Суд.9,13 «Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам?». Псалом разделялся на три части, довольно продолжительными паузами и на этих паузах был слышан звук труб. После третьего части псалма левиты повышали тон, тем самым дали знать священником, чтобы они трубили.

Во время пауз в псалме или народ падал ниц кланяясь Господу, по исполнении псалма народ восклицал Аминь, Аллилуйя. Сирах 50,15-23 «и все сыны Аарона в славе своей, и приношение Господу в руках их пред всем собранием Израиля. В довершение служб на алтаре, чтобы увенчать приношение Всевышнему Вседержителю, он простирал свою руку к жертвенной чаше, лил в нее из винограда кровь и выливал ее к подножию жертвенника в воню благоухания Вышнему Всецарю. Тогда сыны Аароновы восклицали, трубили коваными трубами и издавали громкий голос в напоминание пред Всевышним. Тогда весь народ вместе спешил падать лицем на землю, чтобы поклониться Господу своему, Вседержителю, Богу Вышнему; а песнопевцы восхваляли Его своими голосами; в пространном храме раздавалось сладостное пение, и народ молился Господу Всевышнему молитвою пред Милосердым, доколе совершалось славословие Господа, — и так оканчивали они службу Ему. Тогда он сойдя поднимал руки свои на все собрание сынов Израилевых, чтобы устами своими преподать благословение Господа и похвалиться именем Его; народ повторял поклонение, чтобы принять благословение от Всевышнего». По окончании жертва приношения священник преподавал благословения и падал ниц кланяясь Господу.

Согласно талмуду при ежедневном жертвоприношении на каждый день недели положен был особый псалом. Они подбирались по содержанию которые соответствуют по дням творения (сб. – 91, вс. – 23, пн. – 47, вт. – 81, ср. – 93, чт. – 80 пт. – 82). В особо важных случаях. В особо важных случаях пели особые псалмы. В пении псалмов участие принимал весь народ. В Св. П. В.З. 2Пар5,13 «и были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его; тогда дом, дом Господень, наполнило облако», и 7:6 «Священники стояли в служении своем, и левиты с музыкальными орудиями Господа, которые сделал царь Давид для прославления Господа, ибо вечна милость Его, так как Давид славословил чрез них; священники же трубили перед ним, и весь Израиль стоял.»1Ездр3:11 «И начали они попеременно петь: `хвалите' и: `славьте Господа', `ибо — благ, ибо вовек милость Его к Израилю. И весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня», есть несколько случаев, что подобные псалмы пелись с участием народа (Пс.134, 135). Ибо эти псалмы направлены против идолопоклонства. По субботам во время принесения особенной субботней жертвы пели песнь Моисея «вонми небо», вечером пели «поим Госповеди». Откр.15,3 «и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!», что действительно в субботу пели за утренним богослужением песнь Моисея.

Праздник Пасхи Пятидесятницы пели галел (комплекс псалмов, октоих) (малый галлел или назв. египетский галлел (говорят о пребывания евреев в Египте и их исход)) Пс.113-118. Эти Пс. считаются очень содержательными т.к. они прославляют исход евреев из Египта. На праздник Кущей пелся великий галлел, который состоял из Пс.117- 135 и в особых случаях пелся Пс.136. У нас галлел = полелей. Но настающей галлел только в богослужении великой субботы. Признак галлела так же Бог Господь и Антифоны.

Большую роль играло пение. И из Св П ВЗ знаем что для пения псалмов еще Давид отделил 4 тыс певцов и музыкантов. 1Пар23,5 «и четыре тысячи привратников, и четыре тысячи прославляющих Господа на музыкальных орудиях, которые он сделал для прославления.» за это время у евреев образовалось особая каста певцов сохранившаяся и после вавилонского плена 1Езд.2,41 «певцов: сыновей Асафа сто двадцать восемь».и 10: 24 «из певцов: Елияшив; и из привратников: Шаллум, Телем и Урий;»

Мы знаем, что ВЗ-ый храм состоял из трех частей. В святилище утром и вечером возжигались светильники и эта служба называлась святильничей лихнекон. Возможно, что христианская вечерня получила название светильничной службы. Воскурение фимиама которое символизировало кровавую жертву. Первосвященник один раз году входи туда и совершал каждение.

2) Сведения о вечернем богослужении из Типиконов Великой Константинопольской Церкви.Суточное богослужение Святой Софии Константинопольской, до сих пор составляет загадку не смотря, на то до нас дошли и не в одной редакции полные типиконы ВКЦ 9в. В нем указывается только особенности богослужения на каждый день и то более обрядовые. Не где, не дано полного чина, той или иной службы суточного богослужения.

Вечерние богослужение носит песенные характер, начинали с 85пс. с припевами Аллилуйя далее Господи Воззвах, три малых антифона (скорее всего это кафизма), после них ектений великая и сугубая с просительной. Устав ВКЦ упоминает о входе, а также о чтении В.З. Писаний. В заключении вечернего богослужения пелся тропарь 3-ы со стихами псалма (возможно нынешние стихиры). Премудрость, чтение Н.З. Писаний до панихиды (за здравный молебен).

По этим отрывочным и неполным указанием устава ВКЦ нельзя составит цельного представления о чине вечерни Святой Софии 9-11вв. тем не менее, едва ли случайно упоминается такие молитвословияСвети Тихий, Сподоби Господи Ныне Отпущяющи. Необходимо отмесит что они входили в состав службы в конце 6 начале 7вв. если упоминание о них н случайно, то это сокращение для дворцовой Церкви.

3) Влияние еврейских молитв на формирование анафоры.«Бераха» — обозначает всякую молитву хваления или благодарения. Условно молитвы еврейские будем обозначать латинскими буквами:

А — первая бераха хвалы перед шема (начинается словами «Слушай Израиль»);

В — вторая бераха хвалы перед шема;

С — молитвы шемонеесре (молит. благодарения или благословения 18 молитв);

D-первая бераха затрапезная благодарственная;

Е-вторая бераха затрапезная благодарственная;

F-третья бераха затрапезная просительная;

Z-зикарон воспоминание (анамнизис).

Содержание Молитв. А- йотцер ор (образующий свет) – «благословен Адонаи Господи Боже наш, Царь вселенной образующий свет производящий тьму, творящий мир, создавший все … свят свят свят Адонаи Господь полна вся Земля Его славы» т.е. благодарственная молитва о сотворении мира и промышлении о нем;

В-ахава рава (любовью обильною) – «любовью обильную ты любил нас Адонаи Боже наш, милостью великою и через мерную ты миловал нас… благословен ты Адонаи народ свой избравший народ Израиля»;

С-теофила шемонеесре (молитвы благословения) — 18 молитв:

а)три берахи хвалы:

С1 – авот (отцы) – «благословен Ты Адонаи Боже наш и Боже отцов наших, Боже Авраама, Боже Исаака и Боже Иакова…»;

С2 – гевурот (силы) – «Ты силен вечно Владыко, он воскрешает мертвых, исцеляет больных, благословен Ты Адои воскрешающих мертвых» т.е. прославляется Бог как Вседержитель;

С3-кидуша (священнее) – «будем святить имя твое в мире сем, как святят Его на небесах Горнех Свят, Свят, Свят Адонаи Савооф полна вся Земля Его славы»;

б) 12 берахот прошения:

С4 – бина (разум, знание) – «жалуем нам от Себя знание, разум и мудрость…»;

С5-тешува (возвращение, обращение) – «возрати нас Отче наш к учению Твоему…»;

С6-селиха (оставление, прощение) – «отчисти Боже наш ибо мы согрешили, прости нам Царь, наш ибо мы провинились…»;

С7-гехулла (искупление) – «возри на горы наши, искупи нас немедля благословен Ты Адонаи избавитель Израиля…»;

С8- рефуа (исцеление) – «личи нас спасай нас благословен ты Адонаи исцеляющий ты больных народа своего Израиля…» (о духовном врачевании);

С9 – шаним (времена) – «благослови настоящий год и все роды произведений, дарй благословение лицу земли…»;

С10 — киббуц (собрание) – «Труби великим рогом о свободи нашей, собире нас вместе от четерех концов земли, благословен ты Адонаи собирающих заброшенных свего израиля…»;

С11 – мишпат (правосудие) – «возрати судей наших как прежде советников наших как вначале и оправдай нас на суде…» (чтобы господь прислал царя);

С12 — миним (раскольники) – «у клеветников да не будет надежды благословен ты Адонаи сокрушающих врагов и сокрушающих злоумышленников…»;

С13 — садаиким (праведные) – «за праведных и благочестивых старцев, за нас да зашевелятся милости Твои…»;

С14–иерушалаим (молитва о Иерусалиме, вспоминается Давид)– «возратись милостью в Иерусалим в град свой в Сион и прибывай в нем…»;

С15 – тефилла (молитва) – «услыши голос Адонаи Боже наш, прими в милости и благоволение молитву нашу…»;

в) три служебные молитвы:

С16 — авода (служба) – «благоволи Адонаи Боже наш народу своему Израилю и к молитве его, прийми службу и всесожжение в доме Своем…»;

С17 — хода (благодарение) – «благодарим тебя ибо ты Адонаи Бог наш и возращаем славу Твою за нашу жизнь и наши души…»;

С18 – шалом (благословение мира) – «даруй мир счастье, благословение, милость, добродетель и благость нам и всему Израилю…»;

D- Беркат Хамазом (кормящий и ее приписывают патр. Аврааму) – «благоловен Ты Адонаи Боже наш царь вселенной, которой питает весь мир, он дают хлеб всякой плоти…»;

Е- Биркат Хаарец (земля и ее приписывают пророку Моисею) – «благодарим Адонаи Боже наш за то, что ты дал нам наследие отцам нашим землю прекрасную, благодатною, за то что ты вывел нас из земли Египетской, искупил из дома рабства…»;

F- Биркат иерушалаим (о Иерусалиме и приписывается царю Давиду) – «умилосердись Адонаи Боже наш над Израилем, народом своим, над Иерусалимом градом своим…»;

Z – зикарон (воспоминание, память) – «да взыйдут прибудут, достигнуть и явятся да будут желанны и услышаны замечены и не забыты, память о нас, память об отцах наших, память о Мессии Сыне раба Твоего, память о Иерусалиме, память о всем народе Твоем…».

Влияние Еврейских Молитв на Формирование Анафор Антиохийско-Византийского Типа.1)берахоты А и D имеют общую тему с Pratrhatio Здесь возносится хвала Богу Отцу за творение мира и человека и о Его примышлении. Заканчивается ангельской песнью«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф»;

2) берахоты В и Е соответствуют второй части анафоры Sanctus. Говорится о любви Богак человеку т.е. избранному народу, а также благодарение что Господь вывел из рабства; а в Sanctus говорится об избавлении от греха и описание Тайной Вечери;

3) берахоты С 15; 16; 17, F и Z имеют общую тему с Anamnesis и Epiclesis;

4) берахоты С 1 – С 17 они имеют общею тему с Intertesio;

5) кедуш и зимун имеет сходство с нашими составными частями наших анафор.

Сходство между еврейскими берахотами и составными частями анафор Антиохийского и Византийского типа могут быть случайными и искусственными с другой стороны они имеют прямую связь с ветхозаветными молитвами.

 

 

еще рефераты
Еще работы по истории