Лекция: Билет № 29

1) Закон Ветхого Завета. По пути следования израильтян в Ханаан Бог явился Моисею на го­ре Синай и вручил ему скрижали, содержащие закон. Рационалисты и противники исторической достоверности свидетельств Священного Писания утверждали следующее: «Закон, известный по книгам Исход, Левит, Числа и Второзаконие, является позднейшим изобретением. Он не был издан около 1500-1400 гг. до Р. X. Основные его положения бы­ли записаны и кодифицированы лишь около 500-450 гг. до Р. X.». Глав­ный аргумент скептиков сводился к тому, что свод законов в том виде, как о нем говорится в упомянутых выше четырех книгах Ветхого Заве­та, был труднодоступен для восприятия и понимания малокультурных людей, какими были в то время израильтяне, и, стало быть, нет оснований полагать, будто они получили столь глубоко разработанный свод законов.

Тем не менее и этот довод оппонентов был опровергнут благодаря пяти важным археологическим находкам: 1) кодекса законов государст­ва Эшнунны; 2) кодекса законов Липит-Иштара; 3) кодекса законов Билаламы; 4) кодекса законов Хаммурапи; 5) клинописных табличек из Рас-Шамры.

Рассмотрим прежде всего археологические свидетельства, а затем на основании их сделаем необходимые выводы.

Кодекс законов города-государства Эшнунны (современный Тель-Асмар, расположенный примерно в 90 км к северо-востоку от Баг­дада) был найден сравнительно недавно. Он древнее кодекса законов Хаммурапи, однако обладает рядом схожих с ним характерных черт.

Кодекс законов царя Липит-Иштара старше кодекса законов Хам­мурапи на два столетия и содержит аналогичные кодексу Хаммурапи статьи законов.

Несколько глиняных табличек были обнаружены при археологи­ческих раскопках, проводившихся в 1945 году и в последующие годы в Тель-Хермеле, расположенном в окрестностях Багдада. Эти глиняные таблички содержат законы времени Билаламы (1900 г. до Р. X.). Один из этих законов напоминает положение закона Моисея, которое гласит: если чей-нибудь вол забодает до смерти соседского вола, пусть прода­дут оставшегося в живых вола и разделят пополам полученные за него деньги; мясо погибшего вола следует также поделить между ними (Исх. 21, 35). Кодекс законов Билаламы состоит из введения и 59-ти статей, определяющих торговые отношения, тарифы цен и оплаты и наказания за невыполнение экономических или других обязательств. Другая часть статей касается уголовного и брачного права, вкладов, продажи, а также ущерба, нанесенного людьми, животными или предметами.

Кодекс законов знаменитого аморейского царя Вавилона Хамму­рапи (1728-1686 гг. до Р. X.) увековечен на черном базальтовом столбе, который был найден в результате раскопок 1901 г. в Сузах. Этот кодекс содержит 247 статей уголовного и гражданского права, а также статьи по административному праву и законы, регламентирующие торговые отношения и другое. Он вобрал в себя основные положения предшест­вующих статей законов города Эшнунны и царя Липит-Иштара. Знаме­нитый кодекс Хаммурапи, записанный на несколько веков ранее зако­нов Моисея (который жил около 1500-1400 гг. до Р. X.), содержит также некоторые статьи законов, схожие с теми, что вошли в свод зако­нов Моисея.

Глиняные таблички из Рас-Шамры были открыты французскими археологами, работавшими (с 1929 г. и в последующие годы) под руко­водством профессора археологии «Коллеж де Франс» Клода Ф. А. Шеффера. На месте современной гавани Рас-Шамры (Северная Сирия, напротив острова Кипр) располагался некогда древний город-государ­ство Угарит. Этот город был знаменитой Белой Гаванью финикийского побережья, в которой процветала хананейская цивилизация. Помимо остатков двух языческих храмов, посвященных богам Ваалу и Дагону, Шеффер обнаружил остатки жилищ зажиточных торговцев и дом, при­надлежавший верховному жрецу Угарита. У этого человека была бога­тая библиотека, о чем свидетельствует собрание многочисленных и хо­рошо сохранившихся глиняных табличек, одна из которых исписана уникальным алфавитным клинописным письмом (около 1300-1200 гг. до Р. X.). Таблички из Угарита, который был полностью разрушен око­ло 1200 г. до Р. X., стали настоящим сокровищем, редчайшей находкой, датируемой около 1400 г. до Р. X. Эти открытия пролили свет на неве­домую доселе историческую эпоху и во многом способствовали обога­щению наших сведений о политеистической религии и языческих обы­чаях хананеев и финикийцев. В результате открытий в Рас-Шамре стало известно о богах и богинях (Ваал, Эл, Дагон, Ашера), о храмах и языческих обрядах, религиозных гимнах, молитвах и мифах хананеев-язычников. Судя по описаниям, некоторые из обрядов напоминают ре­лигиозные обряды израильтян и статьи законов Ветхого Завета.

Остановимся несколько подробнее на этих пяти археологических находках, поскольку и в дальнейшем нам предстоит возвращаться к ним снова и снова. Они оказались существенным подспорьем в опроверже­нии точки зрения противников достоверности Священного Писания, в частности, в связи с тем утверждением, что будто бы Моисеев закон появился лишь в 500-400 гг. до Р. X.

Пять кодексов законов (из Эшнунны, Липит-Иштара, Билаламы, Хаммурапи и из Рас-Шамры), содержащие статьи законов и религиоз­ные законоположения, значительно древнее (выше была приведена их датировка), чем закон Моисея. Следовательно, если народы Месопота­мии и хананеи Угарита были настолько цивилизованными, что исполь­зовали столь глубоко разработанные законы (естественно, языческие), содержащие множество подробных статей, некоторые из которых схожи со статьями закона Моисея, то спрашивается, почему израильтяне не могли иметь свои собственные законы? Израильтяне не были настоль­ко диким и отсталым народом, каким их считают все те, кто отвергает Священное Писание. По уровню развития культуры они ни в чем не ус­тупали народам Месопотамии и Угарита. Они проживали в одном из плодороднейших регионов Египта — в Гесеме, поддерживавшем тесней­шие связи с Ханааном. Кроме того, вполне естественным представля­ется то обстоятельство, что народу, которому в ближайшем будущем предстояло прочно обосноваться в «земле обетованной», были дарова­ны законы, соответствовавшие жизни аграрного общества. Закон Мои­сея соответствовал как раз тому, что требовалось израильтянам.

Весьма характерно суждение одного из рационалистов — профессо­ра Йельского университета Миллара Барроуза. Он заметил: «Некото­рые ученые полагают, что уровень развития общества и уровень морали, отраженные в законах Моисея, слишком высоки для той древней эпохи. Однако сведения, которые содержатся в древних кодексах законов ва­вилонян, ассирийцев и хеттов, а также высокие идеалы, которые нашли отражение в древнеегипетской «Книге мертвых» и в древней книжной мудрости египтян, окончательно опровергают это утверждение». Тот же автор отмечает, что «некоторые термины, которые в Ветхом Завете употреблены для обозначения различных видов жертвоприношений, можно встретить на табличках из Рас-Шамры, например: кровавая жертва, жертва всесожжения, жертва умилостивительная, жертва мир­ная».

Сходство содержания заповедей Моисея и кодексов законов асси­рийцев, вавилонян и хананеев дает повод оппонентам достоверности сведений Священного Писания утверждать, что Моисей позаимствовал свои законы из кодекса Хаммурапи. Однако тщательное и детальное изучение кодекса Хаммурапи в последнее время показало, что в дейст­вительности не существует заимствования или какой-либо связи между законами Моисея и Хаммурапи. Это признал и профессор-рационалист Пенсильванского университета Джордж А. Бартон, который пишет: «В целом сопоставление кодекса Хаммурапи с законами Пятикнижия при всем их кажущемся сходстве убеждает исследователя в том, что законы Ветхого Завета, по существу, не заимствованы из вавилонских зако­нов». К тому же кодекс законов Хаммурапи содержит своеобразные статьи, которые, например, касаются воинов, сборщиков налогов и тор­говцев вином.

Но как тогда объяснить некоторое сходство содержания законов Моисея с законодательством ассирийцев, вавилонян, хеттов? И особен­но сходство содержания клинописных табличек из Рас-Шамры с изло­жением закона в книге Левит? На этот вопрос профессор археологии Дж. П. Фри отвечает двояко. Он пишет: «Во-первых, возможно, законо­дательство Израиля распространилось в Ханаане благодаря израиль­скому народу, когда заповеди были открыты Моисею (около 1450 г. до Р. X.) и использовались хананеями и населявшими Сирию народами еще до того, как были записаны на глиняных табличках из Рас-Шамры (1400—1350 гг. до Р. X.); во-вторых, возможно, законы, открытые Богом в очень древние времена (и переданные позже Моисею в кодифициро­ванном виде) были предназначены для разных народов; однако со вре­менем в законы были внесены изменения, различного рода поправки и искажения со стороны язычников. В результате передачи законов «из рук в руки» и «от народа к народу» они оказались записанными на гли­няных табличках из Рас-Шамры».

Мнение профессора Дж. П. Фри о том, что закон был открыт народу Израиля в древнейший период (еще до Моисея), а затем передан дру­гим народам, и после ряда изменений его содержание было воплощено в том виде, что известен нам по глиняным табличкам из Рас-Шамры, мо­жет быть основано на данных Священного Писания. Бог пообещал Исааку, который жил намного раньше Моисея: «Благословятся в семени твоем все народы земные, за то, что Авраам, отец твой, послушался гла­са Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Быт. 26,4-5). «Повеления», «уставы», «законы» являются синонимами и означают божественную заповедь или заповеди, которые Бог открыл патриарху Аврааму (эпоха патри­архов приблизительно датируется периодом между 2000 г. и 1800 г. до Р. X.). Итак, как отмечает профессор археологии Дж. А. Томпсон, не стоит особенно удивляться сходству содержания законодательства Моисея с кодексом Хаммурапи. Ведь «поскольку семья патриарха происходила из Месопотамии, вполне естественно, что она принесла с собой и не­которые из законов общества, к которому она принадлежала до того времени, как покинула Месопотамию. Насущную необходимость по­добных законов испытывала любая общественная система, и можно предположить, что они были утверждены Богом».

Кроме того, сэр Фр. Кеньон, не отличающийся консерватизмом вы­сказываний, отмечает: «Клинописные тексты из Рас-Шамры, посвя­щенные описанию различных типов религиозных обрядов, подводят к мысли, что в основе тех частей Пятикнижия, которые в свете филологи­ческой критики выглядят недавно составленными, может лежать более древний письменный источник». Поскольку язык текстов из Рас-Шам­ры является родственным древнееврейскому, то представляется естест­венным, что встречающиеся в них термины относительно жертво­приношений, типов обрядов и т. п. нередко схожи с аналогичными выражениями текста Ветхого Завета.

Все это позволяет прийти к выводу, что происшедшее на божест­венной горе Синай было уникальным явлением с последствиями во все­мирно-историческом масштабе. Моисей, родившийся среди евреев, но воспитанный в языческой среде и получивший редкое образование, по­скольку вырос во дворце фараона, стал провозвестником монотеизма. Именно он провозгласил с Синайской горы веру в Единого Бога. Полу­чив божественное откровение, он обновил завет, заключенный Богом еще с патриархами Авраамом, Исааком и Иаковом, и вручил каждому из израильтян десять заповедей, то есть божественный закон, который в своих основополагающих пунктах не имел прецедента и представлял собой нечто уникальное для всего мира.

2) Период Судей. Понятие о судьях. Еврейское надписание книги — пази — [шофетим] означает именно «судьи», в соответствии с деяниями тех лиц, подвиги которых в ней описываются. Основа для этого названия может быть найде­на в Суд. 2:16 — 19, где обозревается период в целом и избавители народа Израилева называются «шофетим». Хотя регулярная вводная формула, которая присутсвует в книге Судей: «Тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа… И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки… Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым...» содержит не слово ааш «шофет», а слово наг «спаситель, избавитель». Исполняющими служение судии «шофета названы Гофониил, Девора, Фола, Иаир, Иеффай, Есевон, Елон, Авдон и Сампсон, и только Иеффай назван кацин — «военный вождь».

Еврейское слово «шофет» обозначает при этом достаточно характерное для древнего мира по­нятие, несколько отличное от современного понимания термина «судья». Греческое слово «критис», также, как и латинское judex также не отражают в себе этого древнего спектра значений слова «шофет».

Это семитское слово является, без сомнения, очень древним. Оно соотносится с аккадским sapiju (чиновник, служащий) и sipju (судебное решение, приговор), и встречается также в ханаанской литературе. В ханаанской литературе из Рес-Шамры в эпосе о Данеле (II D. v. 7) встречается такой стих: «Он [Данел] решит дело вдовы, он судит дело сироты».

В тексте Анаты (5:40) spjn («наш судья») используется параллельно с mlkn («наш царь»).

Термин встречается относительно часто в Финикийских и Карфагенских надписях, где он ука­зывает на светских должностных лиц или на глав государств. Римский историк Ливий (Livy) сравнива­ет их с римскими консулами.

Таким образом, еврейский термин подчеркивает именно ответственное государственное служе­ние судей, в котором на первое место выходит принятие непростых решений вообще, а не только рассмотрение спорных вопросов или преступлений. Т. о. судьями назывались особые богоизбранные из среды еврейского народа лица, спасав­шие евреев от врагов и правившие ими в период времени с Иисуса Навина до Саула.

Их служение обусловливалось не происхождением из какого-либо колена, не местом житель­ства, не личными физическими качествами, а духовными качествами и волей Божией. Книга Судей описывает дела и жизнь не всех судей, а только до первосвященника Илия и соответственно своему наименованию излагает не историю еврейского народа, а именно дела и подвиги судей, как избранни­ков Божиих. С большей подробностью в ней описываются подвиги шести судей: Гофониила, Варака, Девворы, Гедеона, Иеффая и Самсона.

Исторический констекст эпохи. Народы моря. Филистимляне. В XIII-XII веках как в Средиземноморском бассейне, так и в Передней и Малой Азии происхо­дят радикальные перемены, приведшие к существенному изменению этнической и политической си­туации. Вообще, на протяжении второй половины II тысячелетия до Р. Х. изменения такого рода происходят на огромной территории от Атлантики до Китая: исчезают старые культуры, государ­ства и города и возникают новые. В отдельных случаях причиной этого могли быть климатические изменения, исчерпание природных ресурсов, но общей причиной явилось то, что технологии, осно­ванные на бронзе, уже исчерпали себя и уже не могли удовлетворять нужды людей того времени. Железо стало оказывать существенное влияние на развитие архитектуры, судостроения, оружия и, особенно, сельского хозяйства.

Поэтому существующие государства, особенно крупные, приходят в упадок, проявлением ко­торого чаще всего становится наступление голода. Политическая нестабильность проявляется в Хеттской державе, приходит в упадок Ассирия, происходит ослабление Египта. Кризис в Микен­ской Греции и в ахейских государствах Эллады способствовал вторжению туда дорийских племен. На этот же период приходится и нашествие на Азию и Египет «народов моря».

«Народы моря» были связаны, по-видимому, с Балканским полуостровом и островами Эгей­ского бассейна; возможно, немалую часть из них составляли микенские греки. Нашествию народов моря подверглись Кипр, Малая Азия, Северо-Восточная Сирия и царство Аммуру. Вторгшиеся в Хеттское царство народы моря полностью уничтожили его; поселившиеся там фригийцы не имели ничего общего ни по языку, ни по культуре, ни по традициям с хеттами. Рамсес III смог отразить на­шествие народов моря на Египет и их коалиция распалась. Это нашествие (примерно 1200 г. до Р. Х.) нанесло серьезный урон многим Палестинским городам.

В Палестине приморскую полосу от Иоппии до Газы заняли филистимляне (пеласги). Впо­следствии их именем был назван не только этот регион (Philistia), но и вся страна (Палестина). В еги­петской истории о путешествии Унамона упоминаются и чекеры. («цикелы», Tjikal, возможно, вы­ходцы из Сицилии, названные в «Одиссее» Гомера «сикулами»), еще одна группа «народов моря», по­селившаяся в Доре, главном городе на равнине Шарона, около 1100 г. до Р.Х.

Все они происходили из Эгеиды и принесли с собой культуру, восходящую к позднеэлладской, которая находит определенное распространение в Палестине. Но уже вскоре они воспринимают мно­гие черты местной культуры, включая религию. В политическом отношении они объединялись в го­рода-государства. Наиболее важным объединением филистимских городов стало Пятиградие: Газа, Аскалон (Ашкелон), Азот (Ашдод), Екрон и Геф (Гат), которые управлялись независимыми «правителями» или, на эгейский манер, «тиранами,» при необходимости действовавшими сообща. Основой этого союза стало отправление культа Дагона, вокруг храма которого и произошло объединение.

Храм находился в Газе и этот город был центральным для Пятиградия, как это видно из по­вествования книги Судей из истории Самсона (Суд. 16:21 -31). Этот город находится на последней остановке перед пустыней по пути в Египет из Палестины.

В конце судейства первосвященника Илия филистимляне захватили Ковчег Завета и внесли его в храм Дагона, который располагался к тому времени уже в Азоте [Ashdod] (1 Цар. 5:1). Этот важный филистимский храм существовал вплоть до эллинистического периода, и был сожжен лишь Ионафаном Маккавеем (1 Мак. 20:84). Археологические раскопки проводились в Азоте в 1962, 1963 и 1965 годах совместно Питсбургской богословской семинарией (The Pittsburg Theological Seminary), Питсбургским музеем Карнеги (The Pittsburg Carnegie Museum) и Израильским департаментом древностей (The Israel Department of Antiquities). Раскопки показали наличие 18 слоев, из которых 13-й отмечает начало эры филистимлян (он следует поверх тонкого слоя пепла и тонкого переходного слоя). Он относится примерно к 1200 г. до Р. Х. Следующая, большая волна филистим­лян прибыла сюда в 1-ой четверти XII века. Филистимляне построили хорошо спланированный го­род.

Еще одним городом из числа городов Пятиградия был Ашкелон [Ashkelon, Askelon, Ascalon] — один из старейших, наиболее обширных и важных городов Палестины. Наиболее раннее упоминание о нем встречается в египетских проклинающих текстах в форме Ascanu (XIX в. до P. X.). Несколько раз он упоминается в текстах из Тель Амарны, а также на стеле Мернептаха говорится о его захвате последним в 1229 г. Он упоминается в истории с Самсоном (Суд. 14:19).

Хананеи продолжали контролировать морское побережье к западу от Ливанских гор и ряд городов Палестины, из которых их постепенно вытесняли завоеватели. В это же время на севере по­явилось новое государство со столицей в Тире, которое в X столетии благодаря успешной торговле стало быстро разрастаться. Появились его колонии на Кипре, стали снаряжаться торговые экспеди­ции в западное Средиземноморье; в IX веке в Сардинии уже существовала его колония, занимавшая­ся разработкой рудников (возможно, она носила название Фарсис — Таршиш), о чем свидетельствуют хананейские тексты, найденные на этом острове. Греки назвали новое государство Финикией и около 800 года до P.X. заимствовали у финикийцев их алфавит.

Период Судей в Израиле. В XII-XI столетиях Израиль укрепляет свои позиции в центральной гористой части Палестины, при этом ему приходится постоянно отражать нашествия иноплеменников и воевать с уцелевшими городами-государствами хананеев. Археологические данные вполне соответствуют описанию этого периода в книге Судей. Господь предавал время от времени Израиль в руки врагов. Вефиль за эти два столетия разрушался четыре раза. Около 1050 года до Р.Х. были разрушены многие города израильтян (вероятнее всего, это сделали филистимляне). Мегиддо страдал от постоянных набегов со времени разрушения его мощных хананейских укреплений в конце XII столетия до времени его полной перестройки Давидом и Соломоном в X столетии.

Политическая организация израильтян в этот период поразительно отличается от орга­низации окружающих его народов. Едом, Моав и Аммон были монархиями, хананейские города (Иерусалим, Газер, Мегиддо, Таанах, Беф-Сан) сохраняли структуру городов-государств, в каждом из которых существовал свой царь. Израиль являл собой конфедерацию племен, объединенных не политической фигурой, но религиозными узами.

История ковчега израильтян в Силоме в период Судей может быть восстановлена по вет­хозаветным текстам и результатам раскопок, произведенных датскими учеными в 1926 и 1929 годах. После завершения завоевательной кампании скиния была перенесена туда из Галгала (Нав. 18:1). В первой половине XI столетия роль священника выполнялась Илием, Самуил же учился у него (1 Цар. 1 и далее). Около 1050 года до Р.Х. после поражения, нанесенного израильтянам филистимлянами при Авен-Езере (1 Цар. 4), Силом пришел в упадок (Иер. 7:12; Иер. 26:6). Это подтверждается и ре­зультатами раскопок. В течение последующих тридцати лет Израилю приходилось терпеть над собой власть филистимлян, скиния же все это время находилась в Кириаф-Иариме, вызывая страх и фили­стимлян и израильтян.

Археологические свидетельства о филистимлянах. В городах филистимлян на южном побережье найдено большое количество характерной кера­мики. Качественная хорошо обожженная глина, специфические формы и роспись (особенно, спира­ли и птицы) легко узнаваемы. Подобные же модели широко распространены в греческом мире, вы­ходцами из которого, как известно, и были филистимляне.

Свидетельством экономического владычества филистимлян над Израилем в ту пору, когда Саул стал царем, являются 19-22 стихи 13 главы Первой книги Царств. Филистимляне осуществляли такой контроль над израильтянами, что не позволяли им иметь кузнецов в своих землях, боясь, что те начнут ковать оружие.

Синодальный перевод дает такой текст: « Кузнецов не было во всей земле Израильской; ибо Филистимляне опасались, чтобы Евреи не сделали меча или копья. И должны были ходить все Израильтяне к Филистимлянам оттачивать свои сошники, и свои заступы, и свои топоры, и свои кирки, когда сделается щербина на острие у сошников, и у заступов, и у вил, и у топоров, или нужно рожон поправить. Поэтому во время войны не было ни меча, ни копья у всего народа, бывшего с Саулом и Ионафаном...»

В ходе раскопок в филистимских городах были найдены маленькие разновесы, на которых было написано слово «пим», что позволило должным образом понять и весь стих, хотя перевод названий некоторых сельскохозяйственных орудий является достаточно условным. Таким образом, 1 книга Царств не только повествует о необходимости израильтян прибегать к услугам филистимских кузнецов, но еще и приводит своего рода «прайс-лист» за эти услуги! Поскольку единица веса пим составляла, видимо, 2/3 шекеля, то плата была очень высокой, даже непомерной: «Кузнецов не было во всей земле Израильской; ибо филистимляне опасались, чтобы евреи не сделали меча или копья. И должны были ходить все израильтяне к филистимлянам оттачивать свои сошни­ки, и свои заступы, и свои топоры, и свои кирки, и цена была пим за сошники и за топоры, и одна треть [шекеля?] за отточку кирки и доводку стрекала (или набойку рукояти?), когда сделается щербина на острие у сошников, и у заступов, и у вил, и у топоров, или нужно рожон поправить. Потому во время вой­ны Михмасской не было ни меча, ни копья у всего народа, бывшего с Саулом и Ионафаном...»

До 1200 г. до Р.Х. обычным металлом, из которого изготавливались инструменты и оружие, являлась медь или менее пластичная бронза (медь, смешанная с оловом); железо использовалось сравнительно редко. Вероятно, хетты всячески старались сохранить в тайне достаточно хитроумный секрет его выплавки. Известное отставание израильтян в сфере строительства, сельского хозяйства и военного дела во многом было обусловлено отсутствием у них этого важного металла (Нав. 17:16; Суд. 1:19). Изделия из железа найдены в захоронениях филистимлян, первым же железным орудием, найденным в горной части страны, является сошник из крепости Саула в Гиве (около 1010 г. до P.X.). Мы вполне можем предположить, что железо было принесено в Палестину филистимлянами, ставшими «монополистами» на рынке железа и внимательно охранявшими профессиональные секреты его производства. Власть филистимлян рухнула только с появлением первых ца­рей Израиля — Саула и Давида, после чего сюда пришло и железо, появление которого вызвало подлинную экономическую революцию.

Города Хананеев.Таким образом, в период Судей филистимляне являлись самыми опасными врагами Израиля. Не случайно так воспеваются подвиги Самсона и Давида, боровшегося с Голиафом. Однако у изра­ильтян существовали и другие враги, к числу которых относились и мадианитяне или аравийцы, вторгшиеся в северную Палестину по долине Изрееля и впоследствии разбитые Гедеоном.

Серьезными врагами оставались и хананеи, которые продолжали сопротивляться израильтя­нам. К 1200 г. до Р.Х. они утратили свою власть над большей частью горных районов, однако силь­ные города, находившиеся в равнинных районах страны, где могли использоваться колесницы, смог­ли продержаться еще какое-то время. Типичными в этом смысли городами были Мегиддо и Беф-Сан (Beth-Sean) на севере страны. Царский хананейский дворец в Мегиддо, относящийся к началу XII века, отличался куда большим совершенством, чем любые постройки богатых израильтян более поздних времен (по всей вероятности, он не уступал своим размахом и значением дворцу Соломона). При раскопках было найдено большое количество изделий из золота, слоновой кости и алебастра, что свидетельствует о богатстве и культуре царя хананеев. Хананеи были весьма искусны в резьбе по кости. Ею инкрустировались шкатулки, мебель и кедровые стены «гостиных.» Что было причиной разрушения города в третьей четверти XII столетия точно неизвестно. Вероятно, битва при Мегиддо (Megiddo), описываемая в песни Деворы (Суд. 5), произошла в период после разрушения и прежде восстановления города. В таком случае, становится понятно, почему полем битвы назван Фанаах (Taanach), находящийся в четырех милях к юго-востоку, который в ту пору действительно являлся ближайшим городом (Суд. 5:19).

Беф-Сан (Beth-Sean) был еще одной хорошо укрепленной крепостью, находившейся в долине Иордана к востоку от Мегиддо и защищавшей долину Изрееля, которая шла от Иордана к великой Эздрелонской долине. В течение трех столетий египтяне пытались контролировать этот район, охра­няя подступы к нему. На деле, Эздрелон являлся одной из личных житниц фараона. В начале XII столетия Рамсес III, пытаясь восстановить империю в прежних пределах, перестроил Беф-Сан и превратил его в хорошо укрепленный форпост, однако уже в третьей четверти XII столетия египтя­не утратили контроль над Палестиной.

В XI веке Беф-Сан вновь был перестроен, и сделали это, по всей видимости, филистимляне. Городские капища (1 Цар. 31:10; 1 Пар. 10:10) исследовались специалистами, занимавшимися изучением ханаанской религии. Результаты раскопок свидетельствуют о том, что израильтяне окончатель­но завладели этим городом в X столетии, вероятно, в правление Давида.

еще рефераты
Еще работы по истории